Научная статья на тему 'Мониторинг профессиональной деятельности молодого учителя в Республики Дагестан'

Мониторинг профессиональной деятельности молодого учителя в Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ / МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / PEDAGOGICAL ACTIVITY / PROFESSIONAL CAREER / TEACHING STAFF / JOB SATISFACTION / YOUNG TEACHER / SOCIAL STATUS / QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайбулаев Магомед Хайбулаевич, Салманова Джамила Абдулкафаровна, Бакмаев Арсен Ширваниевич

В статье рассматривается проблема выявления позиций молодых учителей Республики Дагестан о привлекательности педагогической деятельности, удовлетворенности работой в школе, перспективах карьерного роста, планах дальнейшей трудовой деятельности. Проводится анализ научно педагогической литературы, социологического опроса, анкетирование, анализ данных опроса и анкетирования и их математическая обработка, сравнительный анализ общероссийских и дагестанских показателей. Разработана и апробирована анкета на выявление позиции молодого учителя о привлекательности и удовлетворенности работой в школе, в которую вошли следующие вопросы: обновление кадрового состава школ РД, привлекательности работы в школе для молодых учителей, влияние обновления кадрового состава на профессионализм педагогического коллектива, профессиональный уровень педагогического коллектива школы, требования родителей школьников к качеству образовательного процесса, удовлетворенность учителей школ размером объемом педагогической работы, удовлетворенность учителей размером заработной платы. Кроме того, в рамках исследования выявлены динамика обновления педагогических кадров в общеобразовательных организациях, факторы привлекательности работы в школе для молодых учителей и их мнение о профессиональном уровне педагогических коллективов школы, удовлетворенность условиями работы, перспективы своей профессиональной карьеры и планы о будущей трудовой деятельности. Установлены факторы привлекательности педагогической профессией и удовлетворенностью педагогической деятельностью: направления развития профессиональной карьеры: причины возможного ухода из профессии педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хайбулаев Магомед Хайбулаевич, Салманова Джамила Абдулкафаровна, Бакмаев Арсен Ширваниевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF YOUNG TEACHERS OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article deals with the problem of identifying the positions of young teachers of the Republic of Dagestan on the attractiveness of teaching, job satisfaction at school, career prospects, plans for future employment. The analysis of scientific and pedagogical literature, sociological survey, questioning, the analysis of data of survey and questioning and their mathematical processing, the comparative analysis of the all Russian and Dagestan indicators is carried out. A questionnaire was developed and tested to identify the position of a young teacher about the attractiveness and satisfaction with work in the school, which included the following issues: updating the staffing of schools of RD, the attractiveness of work in the school for young teachers, the impact of updating the staff on the professionalism of the teaching staff, the professional level of the teaching staff of the school, the requirements of parents of schoolchildren to the quality of the educational process, the satisfaction of school teachers with the amount of pedagogical work, teachers ' satisfaction with the size of wages. In addition, the study identified the dynamics of renewal of teaching staff in educational institutions, the factors of attractiveness of work in school for young teachers and their opinion about the professional level of teaching staff of the school, satisfaction with working conditions, prospects for their professional career and plans for future employment. The factors of attractiveness of the teaching profession and satisfaction with teaching activities: the development of professional career: the reasons for leaving the teaching profession.

Текст научной работы на тему «Мониторинг профессиональной деятельности молодого учителя в Республики Дагестан»

педагогические науки

Хайбулаев Магомед Хайбулаевич, Салманова Джамила Абдулкафаровна, Бакмаев Арсен Ширваниевич

мониторинг профессиональном деятельности молодого ...

УДК 37.088.2

DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0048

МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ В РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

© 2019

Хайбулаев Магомед Хайбулаевич, кандидат педагогических наук, профессор, директор «Институт довузовского и дополнительного образования» Салманова Джамила Абдулкафаровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика» Бакмаев Арсен Ширваниевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Методика преподавания математики и информатики» Дагестанский государственный педагогический университет (367003, Россия, Махачкала, улица М.Ярагского 57, e-mail: arsen658@inbox.ru)

Аннотация. В статье рассматривается проблема выявления позиций молодых учителей Республики Дагестан о привлекательности педагогической деятельности, удовлетворенности работой в школе, перспективах карьерного роста, планах дальнейшей трудовой деятельности. Проводится анализ научно - педагогической литературы, социологического опроса, анкетирование, анализ данных опроса и анкетирования и их математическая обработка, сравнительный анализ общероссийских и дагестанских показателей. Разработана и апробирована анкета на выявление позиции молодого учителя о привлекательности и удовлетворенности работой в школе, в которую вошли следующие вопросы: обновление кадрового состава школ РД, привлекательности работы в школе для молодых учителей, влияние обновления кадрового состава на профессионализм педагогического коллектива, профессиональный уровень педагогического коллектива школы, требования родителей школьников к качеству образовательного процесса, удовлетворенность учителей школ размером объемом педагогической работы, удовлетворенность учителей размером заработной платы. Кроме того, в рамках исследования выявлены динамика обновления педагогических кадров в общеобразовательных организациях, факторы привлекательности работы в школе для молодых учителей и их мнение о профессиональном уровне педагогических коллективов школы, удовлетворенность условиями работы, перспективы своей профессиональной карьеры и планы о будущей трудовой деятельности. Установлены факторы привлекательности педагогической профессией и удовлетворенностью педагогической деятельностью: направления развития профессиональной карьеры: причины возможного ухода из профессии педагога.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, профессиональная карьера, педагогические кадры, удовлетворенность работой, молодой педагог, социальный статус, качество образовательного процесса.

MONITORING OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF YOUNG TEACHERS OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

© 2019

Haybulaev Magomed Haibulayev, candidate of pedagogical Sciences, Professor, Director of "Institute of pre-University and additional education" Salmanovа Jamila Abdulkaderova, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department "Pedagogy" Bakmaev Arsen Shirvanievich, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department "Methods of teaching mathematics and Informatics" Dagestan State Pedagogical University (367003, Russia, Makhachkala, M. Yaragsky street 57, e-mail: arsen658@inbox.ru)

Abstract. The article deals with the problem of identifying the positions of young teachers of the Republic of Dagestan on the attractiveness of teaching, job satisfaction at school, career prospects, plans for future employment. The analysis of scientific and pedagogical literature, sociological survey, questioning, the analysis of data of survey and questioning and their mathematical processing, the comparative analysis of the all - Russian and Dagestan indicators is carried out. A questionnaire was developed and tested to identify the position of a young teacher about the attractiveness and satisfaction with work in the school, which included the following issues: updating the staffing of schools of RD, the attractiveness of work in the school for young teachers, the impact of updating the staff on the professionalism of the teaching staff, the professional level of the teaching staff of the school, the requirements of parents of schoolchildren to the quality of the educational process, the satisfaction of school teachers with the amount of pedagogical work, teachers ' satisfaction with the size of wages. In addition, the study identified the dynamics of renewal of teaching staff in educational institutions, the factors of attractiveness of work in school for young teachers and their opinion about the professional level of teaching staff of the school, satisfaction with working conditions, prospects for their professional career and plans for future employment. The factors of attractiveness of the teaching profession and satisfaction with teaching activities: the development of professional career: the reasons for leaving the teaching profession.

Keywords: pedagogical activity, professional career, teaching staff, job satisfaction, young teacher, social status, quality of the educational process.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Цель профессиональной деятельности учителя полифункциональна, поскольку педагогические задачи комплексны и решаемы только при условии синтеза знаний различных областей науки.

Профессиональная деятельность учителя представляет собой основную форму активности специалиста, направленную на подготовку подрастающего поколения, создание условий для их личностного роста, расширение жизненного опыта и подготовку учащейся молодежи к выполнению определенных социальных ролей.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на

которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Проблема овладения учителем профессиональной деятельностью исследованы в работах В.П. Голованова С.Л. Ленькова Н.Л. Лукьяновой, Б.В. Сергеевой, Е.Н. Станченко [3; 11; 12].

В исследованиях О.А. Абдулиной, Е.П. Белозерцева, А.А. Деркача, Н.В. Ипполитовой, Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, Н.И. Пустоваловой, В.Г. Пустоваловой, А.В. Папушиной, В.А. Сластенина, М.Х. Хайбулаева и др. [1; 2; 4; 5; 10; 15-21], описаны теоретические основы и процессуальные характеристики профессиональной деятельности учителя.

Структурные компоненты профессионально-пе-

Haybulaev Magomed Haibulayev, Salmanova Jamila Abdulkaderova, Bakmaev Arsen Shirvanievich monitoring of professional activity of young teachers ...

pedagogical sciences

дагогическои деятельности учителя раскрыты в трудах И.Ф. Исаева, Е.А. Калинкиной, В.А. Кан-Калика, С.М. Марковой, Д.А. Салмановой и др. [6; 7; 8; 14; 2226].

Интересным для нас также являются исследования ученых - педагогов, таких как Т.Л. Клячко, В.П. Макина, Т.В. Петровой, И.П. Татариновой, Е.И. Шаровой, [9; 13; 27-36], в которых приведен мониторинг: профессионального мастерства педагога; качества профессиональной деятельности учителя в методическом объединении; эффективности современной школы; системы оценивания ученика и т.д.

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи заключается в изучении позиций молодых учителей общеобразовательных организаций Республики Дагестан о привлекательности педагогической профессии и своей будущности в ее границах.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В последние годы растет дефицит педагогических кадров в общеобразовательных школах Республики Дагестан. Наряду с социально-экономическими причинами, наличие вакансий, в штатах общеобразовательных организаций обусловлено с теми отношениями, которые складываются у субъектов образовательного процесса, как в самой школе, так и вне ее.

Обновление кадрового состава положительно влияет на педагогический процесс в школе, поскольку имеет место привнесения новых дидактических единиц в содержание обучения, а также изменяются подходы к осуществлению профессиональной деятельности. Следует отметить, что общероссийский показатель обновления педагогического состава школ, составляет 17,3%. Анализ статистических данных показал, что рост обновления кадров в школах столиц субъектов Российской Федерации значительно увеличился. Однако более 80% опрошенных все же отметили, что приход в школу молодых учителей имеет низкую динамику.

Аналогичные результаты показал опрос учителей и Республики Дагестан (рис. 1.).

Рисунок 1 - Обновление кадрового состава школ Республики Дагестан

По результатам исследования учителя обозначили факторы, которые, делают работу учителя привлекательной и интересной. Наиболее часто приводились такие, как стабильность занятости, удобный режим работы, интерес к профессии. Однако размер заработной платы, социальный статус и престиж профессии учителя не могут, по мнению большинства опрошенных, рассматриваться как наиболее значимые. Также почти 24% опрошенных учителей Республики Дагестан выразили мнение о том, что работа в школе для молодежи не привлекательна и не перспективна.

Следует отметить, тот факт, что молодые учителя (до 35 лет) находят профессию учителя интересной чаще, чем другие возрастные группы, и выделяют как главный фактор устройства на работу в школу, около 62%

респондентов выбрали этот ответ (общероссийский показатель - 51,4%). Также молодые педагоги больше, чем их коллеги старших возрастных групп, ценят режим работы - 29% (общероссийский показатель - 49,2%)

Безусловно, положительным направлением является увеличение доли молодых педагогов, которые считают работу учителя интересной.

Кроме того, обновление кадрового состава, способствует повышению уровня педагогического мастерства коллектива школы. Около 26,3%, опрошенных считают положительным приход новых учителей в школу, когда как об отсутствии влияния заявили 68,2% респондентов.

Отметим то факт, что текучесть кадров в школе положительно влияет на профессионализм учителя, поскольку ставит коллектив школы в условия конкурентной борьбы. Об этом свидетельствует и опрос, где 51,7% респондентов назвали педагогический коллектив сильным при условии частого кадрового обновления (64,9% общероссийский показатель).

Результаты опроса молодых учителей РД (до 35 лет) о степени их влияния на образовательную деятельность школы показали, что почти две трети учителей РД (64,9%) считают, педагогический коллектив школы, в которой они работают, сильным (общероссийский показатель - 62,7%), а треть респондентов (35,1%) рассматривает кадровый состав своей школы, как неоднородный, в котором работают как сильные, так и слабые учителя (общероссийский показатель - 36,2%).

Говоря о том, какие стороны профессиональной деятельности устраивают учителей РД, то в наибольшей степени респондентов устраивают отношения учителей с учащимися, руководством школы, а также со своими коллегами внутри педагогического коллектива. Рассматривая вопросы «Устраивают ли вас отношения с учащимися?» и «Устраивают ли вас отношения с администрацией школы?» отметим, что в наибольшей степени 17,6% опрошенных устраивают отношения учителей с учащимися, 66% респондентов поддерживают хорошие отношения с руководством школы. Однако в меньшей степени учителя удовлетворены отношениями с родителями школьников. Это обусловлено высокими требованиями к учителю со стороны родителей.

Также на вопрос: «Устраивает ли Вас объем учебной нагрузки?» 78,1% респондентов ответили положительно (общероссийский показатель 77,3%), и по годам наблюдений существенных изменений в данном вопросе не отмечается.

Несколько повысилась удовлетворенность учителей уровнем оплаты труда, поскольку не нормированный рабочий день учителя позволяем ему дополнительно устроиться еще на одну работу. Вместе с тем пока остается высокая доля тех учителей, которых не устраивает размер заработной платы - 74% учителей (общероссийский показатель - 59,1%) учителей, при этом полностью удовлетворенных - 0 % (общероссийский показатель -11,8%) респондентов.

Следует отметить, что молодые учителя с перспективой смотрят на реализацию карьерного роста, но эта тенденция снижается уже к 35 годам. Об этом говорят и показатели: на первом этапе профессиональной деятельности около 28,1% респондентов ответили положительно, когда как на последующих этапах профессиональной деятельности процент снижается до 18,4.

Негативной тенденцией является то, что около половины опрошенных молодых учителей РД планируют в ближайшее время уйти из системы образования. По нашему мнению, это связанно с тем, что молодые учителя более оптимистично смотрят на возможности реализовать себя в другой сфере деятельности, в сравнении с опытными учителями. Причем, аналогичный общероссийский показатель говорит о том, что 65,2% респондентов считают, что найти достойно оплачиваемую работу в другой сфере деятельности достаточно непросто.

Немаловажным фактором снижения профессиона-

210

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 2(27)

педагогические науки

Хайбулаев Магомед Хайбулаевич, Салманова Джамила Абдулкафаровна, Бакмаев Арсен Ширваниевич

мониторинг профессиональном деятельности молодого ...

лизма у учителя РД также является стремление молодых учителей к поиску дополнительной работы (подработки). Растет доля учителей планирующих совмещать основную деятельность с дополнительной работой.

При этом, на вопрос относится ли учитель к уважаемым членам общества 79% учителей РД ответили утвердительно.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Приведенный мониторинг профессиональной деятельности молодого учителя Республики Дагестан показал, что в течение последних лет обновление кадрового состава школ было незначительным. Кроме того, обновление кадрового состава существенно повышает уровень профессионализма педагогического коллектива. Основными факторами, которые привлекают молодых специалистов в работе в школе, являются: интерес к профессиональной педагогической деятельности (62%) и режим работы (29%).

Наибольшую степень удовлетворенности у учителей вызывают отношения с учащимися, коллегами и администрацией школы, в меньшей степени - с родителями школьников. Объем учебной и внеучебной нагрузки устраивает более 81,3% учителей Республики Дагестан. Доля учителей Республики Дагестан, которые не удовлетворены уровнем заработной платы достаточно высок

— 74 %.

Около половины молодых учителей РД (48%) планируют менять сферу профессиональной деятельности и уходить из системы общего образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Педагогика, 1984. -126 с.

2. Белозерцев Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования учителя. — Л.: ЛГУ, 1990. — 178 с.

3. Голованов В.П. Педагогическое искусство или искусство педагогики //Педагогическое искусство. 2017. №1.

4. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: Пути достижения вершин профессионализма. — М.: Академия, 1993. — С. 55-90.

5. Ипполитова Н.В. Структура и содержание системы профессиональной подготовки будущих учителей. Вестник Шадринского государственного педагогического института. Издательство: Шадринский государственный педагогический университет№2 (18). Шадринск-, 2013. С.17-24.

6. Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация учителя: Культурологический подход. — Белгород.: БГПУ, 1999. — 197 с.

7. Калинкина Е.А., Татарникова В.А. Теоретические основы профессиональной деятельности педагога // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIМеждунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 73-75.

8. Кан-КаликВ.А., НикандровН.Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990. — 144 с.

9. Клячко Т.Л. Мониторинг эффективности школы. Чем привлекательна работа в школе — взгляд учителей. М.: РАНХиГС. — 2018.

— С — 27

10. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1990. — 117 с.

11. Леньков С.Л. Классификация условий профессионального развития педагогов в системе инновационного образования // Психология и Психотехника.-2015.-3.-С. 295-303.

12. Лукьянова Н.Л. Профессиональная деятельность учителя в свете педагогической культуры // Инновационная наука. 2016. №2-4

(14).

13. Макин В.П. Мониторинг качества профессиональной деятельности учителя в методическом объединении современной школы. // Академия педагогического поиска: учитель-ученик. Выпуск 1.Часть 5.

— Санкт-Петербург. 2011. — С.46-54.

14. Маркова С.М., Горлова В.Г. Теоретические основы моделирования профессионально-педагогической подготовки студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6.

15. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. —М.: Флинта, 1998. — 201 с.

16. Пустовалова Н.И., Пустовалова В.Г., Папушина А.В. Социально-профессиональная адаптация начинающих преподавателей вуза //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 79-83.

17. Сластенин В.А., Мороз А.Г., Тамарин В.Э. Социальная активность и адаптация молодого учителя // Формирование социальной активности учителя. — М.: МГПИ, 1984. — С. 141-144.

18. Хайбулаев М.Х., Гаджикурбанова Г.М. Дидактика профессионально-педагогического образования: теоретический курс. — Махачкала. — 2017.

19. Татарницева С.Н., Лебединская О.В. Поэтапное формирова-

ние организационных умений лингвиста-преподавателя посредством учебно-дидактических материалов для самостоятельной работы по иностранным языкам // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 36-40.

20. Гудкова С.А., Якушева Т.С. Некоторые особенности развития межкультурной коммуникации преподавателей вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 190-194.

21. Иванова Т.Н. Социокультурный потенциал молодого преподавателя вуза в условиях информационного общества (эмпирический опыт) //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 103-109.

22. Салманова Д.А. Тренинг как средство формирования педагогической культуры будущего учителя технологии и предпринимательства: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08.-Махачкала, 2009.- 208 с.

23. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Развитие коммуникативного интегративного компонента профессиональной компетентности преподавателя вуза в условиях холистичной информационно-образовательной среды // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 269-272.

24. Найниш Л.А., Голубинская Т.В., Горбунова В.С. Личности преподавателя технического вуза 21 века // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 112-116.

25. Готлиб А.С. Онлайн - образование в оптике преподавателей российской высшей школы // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 230-233.

26. Шиняева О.В., Ахметшина Е.Р. Профессиональная идентичность преподавателей высших учебных заведений: теоретические и эмпирические результаты исследования //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 203-206.

27. Петрова Т.В. Мониторинг профессионального мастерства педагога //Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2017. №1 (93).

28. Сергеева Б.В. Особенности профессионального самосовершенствования педагога начального образования // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2017. — № 3. — С. 87-99.

29. Станченко Е.Н. Профессиональная деятельность педагога в школе //Актуальные задачи педагогики: материалы VМеждународной научной конференции. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 147-150.

30. Татаринова И.П. Мониторинг качества педагогической деятельности преподавателя колледжа: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01: Казань, 2004 189 с.

31. Шарова Е.И., Кудайнетов М.Р. Мониторинг профессионального развития преподавателя вуза в системе оценки качества педагогической деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №4 (169).

32. Тараносова Г.Н., Якушева Т.С. Формирование межкультурной коммуникации преподавателей вузов в системе дополнительного образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 371-375.

33. Раздорская И.М., Урусова Т.И., Резцова Т.В., Ульянов В.О. Этические аспекты взаимодействия преподавателей и студентов в процессе обучения //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 53-56.

34. Барсукова Д.Ф. Взаимодействие преподавателей и студентов в процессе развития молодежного предпринимательства в университетской среде //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 201-203.

35. Кузембаева А.М. Профессиональная идентичность преподавателя вуза: анализ отечественных и зарубежных концепций // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 245-248.

36. Никишина А.Л., Кесарева Е.М. Состояние и перспективы развития кадрового потенциала в среднем профессиональном образовании //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 104-107.

Статья поступила в редакцию 27.02.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.