Научная статья на тему 'Технологии психосоциальной работы и психологической помощи в кризисных и экстремальных ситуациях'

Технологии психосоциальной работы и психологической помощи в кризисных и экстремальных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4680
901
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / PSYCHOSOCIAL SUPPORT / SOCIAL DIAGNOSIS / SOCIAL PREVENTION / PSYCHOLOGICAL PREVENTION / SOCIAL SUPERVISION / SOCIAL REHABILITATION / PSYCHOLOGICAL REHABILITATION / EMERGENCY LIFE SITUATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Донцов Дмитрий Александрович, Москвитина Ольга Александровна, Орлова Ирина Николаевна

Авторы рассматривают психосоциальную работу в качестве важной общественно полезной деятельности по социальной диагностике, социальной и психологической профилактике, социальному контролю и психосоциальной реабилитации людей, находящихся в кризисных жизненных ситуациях и/или экстремальных условиях. В статье проанализированы виды психосоциальных технологий по степени новизны, уровню развития общественных отношений, по сферам общественной жизни, а также по структуре технологий психосоциальной работы. Представлено описание основных технологий психосоциальной работы с различными группами населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Донцов Дмитрий Александрович, Москвитина Ольга Александровна, Орлова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of psychosocial and psychological support in emergency situations

The article discusses the importance of psychosocial support in social and psychological diagnosis, prevention, supervision and rehabilitation of people in extreme life situations. Methods of psychosocial support are classified by their degrees of novelty, applicability to different spheres of public life, as well as their techniques. Main psychosocial support schemes used in different population groups are described.

Текст научной работы на тему «Технологии психосоциальной работы и психологической помощи в кризисных и экстремальных ситуациях»

Д. А. Донцов, О. А. Москвитина, И. Н. Орлова

ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В КРИЗИСНЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Психосоциальная работа в узком смысле — это практическая профессионально осуществляемая общественно полезная деятельность, производящаяся в разных сферах жизнедеятельности личности и общества, которая состоит в оказании психологической помощи [6], социальной поддержки людям, в социальной защите народонаселения, проводится с личностью, группой, общиной, слоем населения с целью разрешения и профилактики возникающих социальных проблем. Имманентной (неотъемлемой) составляющей осуществления психосоциальной работы с разнообразными категориями населения являются психосоциальные профессиональные технологии помощи людям, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

Психосоциальные профессиональные технологии помощи — это способы и приемы реализации сложных социально-психологических процессов путем разделения их на систему последовательных процедур и операций, выполняемых однотипно, — с возможностью воспроизводства данного технологического процесса. Сущность психосоциальных технологий помощи раскрывается, например, в системе методов выявления и использования позитивных потенциалов социальной системы (любой организованной группы людей) в соответствии с целями ее развития и социальными нормативами. Психосоциальные технологии — это совокупность операций и процедур психосоциального воздействия на общественные процессы с целью достижения (в каждом конкретном случае) наилучшего социально-психологического результата.

В качестве генеральных задач психосоциальной технологизации выступают:

• гармонизация социальных отношений в обществе;

• оптимизация трудовой деятельности людей;

• развитие социальных связей в организациях;

• улучшение условий жизни людей, предотвращение социальных конфликтов;

• психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях и т. п.

Глобальная цель психосоциальной технологизации — содействие улучшению процессов адаптации социальных субъектов (групп людей) и индивидуальных субъектов (личностей) к условиям современного общества. Важнейший критерий эффективности (продуктивности) психосоциальной технологичности — достижение указанной общественно полезной цели. В связи с этим любая психосоциальная технология целесообразна, когда позволяет определять и решать общественно-экономические значимые задачи и достигать социально полезных результатов.

Психосоциальные технологии — это рациональные способы осуществления разноплановой социально-психологической деятельности. Они представляют собой интегральную сумму способов и методов профессионального воздействия на личность и группу, например в ходе осуществления психологической помощи в кризисных условиях.

© Д. А. Донцов, О. А. Москвитина, И. Н. Орлова, 2010

Психосоциальные профессиональные технологии — неотъемлемый элемент системы общественных отношений. Они необходимы, в частности, в разрешении экстремальных (чрезвычайных) ситуаций, что является сферой компетенции [3] экстремального психолога [2].

В педагогике, психологии и социологии выделяют следующие базовые виды психосоциальных технологий:

• По степени новизны — принципиально новые (инновации) и традиционные (воспроизводство опыта) профессиональные психосоциальные технологии.

• Социально-субъектные технологии*. Здесь в роли объекта воздействия выступает не отдельная личность (индивидуальный субъект), а социальный субъект (группа, коллектив), находящийся в фокусе профессионально организованного влияния — социально-педагогического, социально-психологического, психолого-педагогиче-ского, психотерапевтического воздействия.

Специфика психосоциального воздействия на группы людей (сообщества) определяется прежде всего уровнем развития общественных отношений. В этой связи психосоциальные технологии подразделяются на три видовых группы:

• макротехнологии, включающие в себя социально-психологические и технологические приемы, предназначенные для работы на так называемом макроуровне (разнообразные сообщества, классы, партии, большие социальные группы);

• мезотехнологии — технологии, методы и средства для работы на городском уровне (уровне отдельного населенного пункта), окружного, районного, муниципального уровней, технологии, используемые в крупных трудовых коллективах;

• микротехнологии, предназначенные для работы со сравнительно небольшими объединениями людей (малыми творческими сообществами, отдельными рабочими группами, семьями) и рассчитанные на микросоциальный уровень общественных процессов. В микросоциальные технологии включаются и технологические процедуры самоорганизации отдельных людей, что обеспечивается социально-психологическими методами, нацеленными на рациональное использование личностного потенциала самопомощи.

Психосоциальные технологии классифицируются по основополагающим видам человеческой деятельности: подготовительно-трудовой (образовательной), производственно-трудовой, экономико-политической и пр., а также по сферам общественной жизни: физкультура и спорт, наука и искусство, культура и досуг, семейно-бытовая сфера и т. п.

По степени практической включенности в организационный процесс технологической разработки и психосоциального воздействия выделяются психосоциальные технологии:

• кабинетные, полученные на основе информационно-логического анализа;

• лабораторные, образованные в экспериментальных, искусственно созданных условиях;

• полевые, т. е. полученные в реальной общественной среде.

Стержневой компонент обеспечения технологизации психосоциального функционирования общества — это социономические [4] технологии, предназначенные для повышения эффективности (продуктивности) психосоциальной работы, ведь психосоциальная работа не только представляет собой деятельность по оказанию психосоциальной помощи нуждающимся людям с целью восстановления, сохранения или улучшения их

• Андреева Г. М., Донцов А. И., Донцов Д. А., Забродин Ю.М., Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю. М., Леонтьев Д. А., Майерс Д., Почебут Л. Г., Свенцицкий А. Л. и др.

способности к социальному функционированию, но и является деятельностью по обеспечению социальных прав граждан, регулированию отношений людей в коллективе, контролю и оптимизации взаимодействия людей с государственными структурами, разрешению социальных конфликтов. Такое глубокое понимание психосоциальной работы вполне соответствует ее сущностному содержанию.

Широкое толкование функциональных особенностей психосоциальной работы как универсальной общественно полезной деятельности уже давно получило распространение в мировой практике общественных отношений. Стратегическая цель социономиче-ской деятельности — содействие установлению баланса интересов между гражданами, особенно людьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, с одной стороны, и обществом в лице государственных и общественных структур — с другой. В условиях нашей страны и в мире в целом крайне необходимо соблюдение такого баланса экономических и политических интересов, который выражается в продуктивном обеспечении психосоциальных потребностей индивидов, групп, обществ. Этому как универсальной цели социальной работы и служат разнообразные технологии социальной работы.

В структурном отношении технологии психосоциальной работы подразделяются на функциональные (общие) и частные. Функциональные технологии (повсеместные методы и методики) социальной работы имеют всеобщий характер. Они применимы в работе с большинством категорий людей, нуждающихся в психосоциальной помощи и поддержке, в том числе и в психосоциальной работе с лицами, находящимися в кризисной ситуации.

Система функциональных технологий психосоциальной работы включает в себя следующие наиболее значимые технологические психосоциальные процедуры (компоненты):

• диагностику;

• профилактику;

• адаптацию;

• реабилитацию;

• коррекцию;

• терапию;

• экспертизу;

• прогнозирование;

• проектирование и моделирование;

• посредничество;

• консультирование;

• обеспечение;

• страхование;

• опеку и попечительство;

• общественную некоммерческую благотворительную деятельность.

Частные технологии психосоциальной работы в своей основе составляют определенные алгоритмические процедуры оказания помощи конкретным категориям и социальным слоям (стратам) народонаселения, нуждающимся в социально-экономической и психологической поддержке. Массив частных технологий психосоциальной работы образуют разнообразные по форме и содержанию психосоциальные технологические процедуры и мероприятия, направленные на психосоциальную помощь конкретным группам населения:

• семьям, нуждающимся в психосоциальной помощи;

• безработным гражданам;

• людям, проявляющим девиантное (заметно отклоняющееся от социальной нормы) поведение, склонным к суициду, страдающим психическими расстройствами;

• инвалидам разных категорий (к глубокому сожалению, одно только перечисление инвалидностей разного рода заняло бы целую страницу) [5];

• гражданам пожилого возраста;

• женщинам-матерям;

• детям, подросткам, молодежи;

• малообеспеченным слоям населения;

• бездомным людям разного возраста и с разным состоянием здоровья;

• мигрантам, беженцам и вынужденным переселенцам;

• военнослужащим;

• людям, находящимся в местах лишения свободы;

• занятым на производстве;

• людям по месту жительства и др.

В систему психосоциальных технологий входят также технологии правового обеспечения функционирования общества. К ним относятся законодательные социальные технологии регулирования норм конституционного, административного, финансового, гражданского, трудового, семейного, уголовного права и т. п.

Технологии психосоциальной работы с различными категориями людей (с разными группами населения) применяются в зависимости от свойств эксквизитных [1]—объ-ективно проблемных, сложных, трудных, критических, кризисных, экстремальных ситуаций и условий жизнедеятельности людей. Мы рассматриваем кризисные (в данном контексте — экстремальные) ситуации, в которых оказываются люди, с позиций применения базовых технологий психосоциальной работы в узком смысле этого деятельностного понятия. При этом мы исходим из того, что основополагающей характеристикой социально-психологических состояний личности в кризисной (экстремальной) ситуации является аффект [1], выражающийся в резком нивелировании (сведении к минимуму) чувства социальной защищенности, безвыходности восприятия человеком имеющейся в данный момент («наличной», «заданной» извне) экстремальной ситуации.

Основными технологиями психосоциальной работы и психологической помощи в кризисных (экстремальных) ситуациях являются:

• психосоциальная диагностика (мониторинг, экспертная оценка, экспертный прогноз, социологический опрос, интервью, биографический метод и т. д.);

• психосоциальная профилактика (превентивный метод, социальная терапия, социодрама, группы социальной поддержки и т.д.);

• психосоциальный контроль (социальный надзор, социальная опека, социальномедицинский уход, социальное обслуживание и т. д.);

• психосоциальная реабилитация (трудотерапия, статусное социальное перемещение, социотерапия, психодрама, профессиональная реабилитация и т. д.).

Во всех этих четырех психосоциальных технологиях в данном контексте проявляются три основополагающих компонента смыслового содержания психосоциальной работы:

1. Целенаправленное влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях государственного и муниципального управления и регулирования, от федерального до муниципального, с целью обеспечения здоровой психосоциальной среды жизнедеятельности человека, создания системы реальной поддержки людей.

2. Психосоциальное инициирование потенциала самопомощи (человек, семья, группа) в трудной (сложной, кризисной) жизненной ситуации.

3. Оказание профессиональной психосоциальной помощи человеку, семье, группе в трудной (критической) жизненной ситуации путем поддержки, консультирования, реабилитации, патронажа и через оказание других видов психосоциальных услуг.

Важнейшей деятельностной особенностью психосоциальной работы в рассматриваемом контексте является научно-эмпирическая «заданность» [5] психосоциальной помощи, — что и детерминирует практическую специфику, обусловливает применение комплекса технологий психосоциальной работы с различными группами населения, оказавшимися в кризисной жизненной ситуации. С законодательных (нормативно-правовых) позиций, представленных в разнообразных законах, подзаконных актах (указах, распоряжениях), имеющих место в юридической практике Российской Федерации, число таких социально уязвимых групп населения достигает нескольких десятков! [6]. С позиций научного подхода, целесообразно использовать для выделения таких социально «слабых» групп (категорий) населения весьма определенные, конкретные базовые основания. Именно эти детерминанты и определяют трудности (нередко — экстремальные трудности в полном смысле слова) психосоциального положения отдельных личностей, семей, общностей и даже слоев населения как в нашей стране, так и в других странах. Однако остановимся прежде всего на характеристиках социально уязвимых стратов (слоев и прослоек) населения Российской Федерации, с которыми и производится постоянно и систематично психосоциальная работа и которым оказывается психологическая помощь в государственных масштабах [6].

Назовем особо нуждающиеся в социальной защите и психологической помощи категории (группы) населения, учитывая то, что некоторые лица и даже социальные прослойки, к большому сожалению, являются социально «слабыми» и уязвимыми по нескольким параметрам из тех, что приведены ниже. Итак, имеются в виду следующие физиопсихические и социально-экономические параметры, характеристики личности и/или социальной (социально-профессиональной) мезо- или макрогруппы народонаселения Российской Федерации, предопределяющие социально-кризисное положение данных лиц:

1. Состояние физического и психического здоровья, не позволяющее людям самостоятельно решать свои жизненные проблемы: физически серьезно больные люди, инвалиды разных категорий, взрослые и дети, испытывающие постоянные психологические стрессы, имеющие серьезные психологические затруднения, склонные к суициду и т. п.

2. Служба и труд в экстремальных условиях (как в настоящем времени, так и в прошлом конкретных людей): участники ВОВ и приравненные к ним лица (ликвидаторы аварии на Чернобыльской АС и др.), труженики тыла во время ВОВ, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, участники военных действий в Афганистане, Чечне и т. п., семьи погибших военнослужащих, лица, длительное время осуществляющие свою трудовую профессиональную деятельность в экстремальных условиях и т. д.

3. Пожилой и старческий возраст людей: одинокие пожилые и старые люди; семьи, состоящие из одиноких пенсионеров по возрасту, инвалидности и прочим основаниям.

4. Девиантное поведение в его различных формах и видах: дети и подростки девиантного поведения; дети, подростки, женщины, пожилые люди, оказавшиеся в условиях, угрожающих физическому и психическому здоровью, испытывающие жестокое обращение и насилие; лица, являющиеся выпускниками специальных учебно-воспитательных учреждений; лица, освободившиеся из мест лишения свободы, и пр.

5. Трудное, дезадаптированное, неблагополучное положение различных категорий семей: семьи, имеющие детей-инвалидов, семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи, семьи, в которых супруги не достигли совершеннолетия, молодые семьи, разводящиеся семьи, семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей, семьи, в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики и т. д.

6. Особое, сложное социальное положение детей: дети-сироты; дети — социальные сироты; воспитанники детских домов, самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения ими материальной независимости и социальной зрелости); безнадзорные дети и подростки, беспризорные дети и подростки и т. д.

7. Бродяжничество, бездомность: лица без определенного места жительства, зарегистрированные и незарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы т. п.

8. Дородовое и послеродовое состояние: беременные женщины; кормящие матери, матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; матери-одиночки и т. п.

9. Затрудненное правовое (и в связи с этим социально сложное) положение лиц, подвергшихся политическим и иным репрессиям, в том числе лиц, впоследствии реабилитированных.

Специфика вышеназванных групп населения как объектов психосоциальной работы и психологической помощи, подразумевает системное понимание данной деятельности.

Литература

1. Донцов Д. А. Психология эмоций: Учеб.-метод. пособие. М., 2007. 150 с.

2. Куликов Л. В. Эмоциональная устойчивость личности: Учеб. пособие. СПб., 2008. 44 с.

3. Никитин В. А. Социальная работа: Проблемы теории и подготовки специалистов: Учеб. пособие. М., 2002. 236 с.

4. Павленок П. Д., Руднева М. Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебник / Под ред. П. Д. Павленка. М., 2009. 272 с.

5. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. М., 2004. 427 с.

6. Фирсов М. В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы: Учеб. пособие. М., 2002. 192 с.

Статья поступила в редакцию 17 сентября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.