Д. А. Донцов, О. А. Москвитина, И. Н. Орлова
ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В КРИЗИСНЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Психосоциальная работа в узком смысле — это практическая профессионально осуществляемая общественно полезная деятельность, производящаяся в разных сферах жизнедеятельности личности и общества, которая состоит в оказании психологической помощи [6], социальной поддержки людям, в социальной защите народонаселения, проводится с личностью, группой, общиной, слоем населения с целью разрешения и профилактики возникающих социальных проблем. Имманентной (неотъемлемой) составляющей осуществления психосоциальной работы с разнообразными категориями населения являются психосоциальные профессиональные технологии помощи людям, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
Психосоциальные профессиональные технологии помощи — это способы и приемы реализации сложных социально-психологических процессов путем разделения их на систему последовательных процедур и операций, выполняемых однотипно, — с возможностью воспроизводства данного технологического процесса. Сущность психосоциальных технологий помощи раскрывается, например, в системе методов выявления и использования позитивных потенциалов социальной системы (любой организованной группы людей) в соответствии с целями ее развития и социальными нормативами. Психосоциальные технологии — это совокупность операций и процедур психосоциального воздействия на общественные процессы с целью достижения (в каждом конкретном случае) наилучшего социально-психологического результата.
В качестве генеральных задач психосоциальной технологизации выступают:
• гармонизация социальных отношений в обществе;
• оптимизация трудовой деятельности людей;
• развитие социальных связей в организациях;
• улучшение условий жизни людей, предотвращение социальных конфликтов;
• психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях и т. п.
Глобальная цель психосоциальной технологизации — содействие улучшению процессов адаптации социальных субъектов (групп людей) и индивидуальных субъектов (личностей) к условиям современного общества. Важнейший критерий эффективности (продуктивности) психосоциальной технологичности — достижение указанной общественно полезной цели. В связи с этим любая психосоциальная технология целесообразна, когда позволяет определять и решать общественно-экономические значимые задачи и достигать социально полезных результатов.
Психосоциальные технологии — это рациональные способы осуществления разноплановой социально-психологической деятельности. Они представляют собой интегральную сумму способов и методов профессионального воздействия на личность и группу, например в ходе осуществления психологической помощи в кризисных условиях.
© Д. А. Донцов, О. А. Москвитина, И. Н. Орлова, 2010
Психосоциальные профессиональные технологии — неотъемлемый элемент системы общественных отношений. Они необходимы, в частности, в разрешении экстремальных (чрезвычайных) ситуаций, что является сферой компетенции [3] экстремального психолога [2].
В педагогике, психологии и социологии выделяют следующие базовые виды психосоциальных технологий:
• По степени новизны — принципиально новые (инновации) и традиционные (воспроизводство опыта) профессиональные психосоциальные технологии.
• Социально-субъектные технологии*. Здесь в роли объекта воздействия выступает не отдельная личность (индивидуальный субъект), а социальный субъект (группа, коллектив), находящийся в фокусе профессионально организованного влияния — социально-педагогического, социально-психологического, психолого-педагогиче-ского, психотерапевтического воздействия.
Специфика психосоциального воздействия на группы людей (сообщества) определяется прежде всего уровнем развития общественных отношений. В этой связи психосоциальные технологии подразделяются на три видовых группы:
• макротехнологии, включающие в себя социально-психологические и технологические приемы, предназначенные для работы на так называемом макроуровне (разнообразные сообщества, классы, партии, большие социальные группы);
• мезотехнологии — технологии, методы и средства для работы на городском уровне (уровне отдельного населенного пункта), окружного, районного, муниципального уровней, технологии, используемые в крупных трудовых коллективах;
• микротехнологии, предназначенные для работы со сравнительно небольшими объединениями людей (малыми творческими сообществами, отдельными рабочими группами, семьями) и рассчитанные на микросоциальный уровень общественных процессов. В микросоциальные технологии включаются и технологические процедуры самоорганизации отдельных людей, что обеспечивается социально-психологическими методами, нацеленными на рациональное использование личностного потенциала самопомощи.
Психосоциальные технологии классифицируются по основополагающим видам человеческой деятельности: подготовительно-трудовой (образовательной), производственно-трудовой, экономико-политической и пр., а также по сферам общественной жизни: физкультура и спорт, наука и искусство, культура и досуг, семейно-бытовая сфера и т. п.
По степени практической включенности в организационный процесс технологической разработки и психосоциального воздействия выделяются психосоциальные технологии:
• кабинетные, полученные на основе информационно-логического анализа;
• лабораторные, образованные в экспериментальных, искусственно созданных условиях;
• полевые, т. е. полученные в реальной общественной среде.
Стержневой компонент обеспечения технологизации психосоциального функционирования общества — это социономические [4] технологии, предназначенные для повышения эффективности (продуктивности) психосоциальной работы, ведь психосоциальная работа не только представляет собой деятельность по оказанию психосоциальной помощи нуждающимся людям с целью восстановления, сохранения или улучшения их
• Андреева Г. М., Донцов А. И., Донцов Д. А., Забродин Ю.М., Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю. М., Леонтьев Д. А., Майерс Д., Почебут Л. Г., Свенцицкий А. Л. и др.
способности к социальному функционированию, но и является деятельностью по обеспечению социальных прав граждан, регулированию отношений людей в коллективе, контролю и оптимизации взаимодействия людей с государственными структурами, разрешению социальных конфликтов. Такое глубокое понимание психосоциальной работы вполне соответствует ее сущностному содержанию.
Широкое толкование функциональных особенностей психосоциальной работы как универсальной общественно полезной деятельности уже давно получило распространение в мировой практике общественных отношений. Стратегическая цель социономиче-ской деятельности — содействие установлению баланса интересов между гражданами, особенно людьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, с одной стороны, и обществом в лице государственных и общественных структур — с другой. В условиях нашей страны и в мире в целом крайне необходимо соблюдение такого баланса экономических и политических интересов, который выражается в продуктивном обеспечении психосоциальных потребностей индивидов, групп, обществ. Этому как универсальной цели социальной работы и служат разнообразные технологии социальной работы.
В структурном отношении технологии психосоциальной работы подразделяются на функциональные (общие) и частные. Функциональные технологии (повсеместные методы и методики) социальной работы имеют всеобщий характер. Они применимы в работе с большинством категорий людей, нуждающихся в психосоциальной помощи и поддержке, в том числе и в психосоциальной работе с лицами, находящимися в кризисной ситуации.
Система функциональных технологий психосоциальной работы включает в себя следующие наиболее значимые технологические психосоциальные процедуры (компоненты):
• диагностику;
• профилактику;
• адаптацию;
• реабилитацию;
• коррекцию;
• терапию;
• экспертизу;
• прогнозирование;
• проектирование и моделирование;
• посредничество;
• консультирование;
• обеспечение;
• страхование;
• опеку и попечительство;
• общественную некоммерческую благотворительную деятельность.
Частные технологии психосоциальной работы в своей основе составляют определенные алгоритмические процедуры оказания помощи конкретным категориям и социальным слоям (стратам) народонаселения, нуждающимся в социально-экономической и психологической поддержке. Массив частных технологий психосоциальной работы образуют разнообразные по форме и содержанию психосоциальные технологические процедуры и мероприятия, направленные на психосоциальную помощь конкретным группам населения:
• семьям, нуждающимся в психосоциальной помощи;
• безработным гражданам;
• людям, проявляющим девиантное (заметно отклоняющееся от социальной нормы) поведение, склонным к суициду, страдающим психическими расстройствами;
• инвалидам разных категорий (к глубокому сожалению, одно только перечисление инвалидностей разного рода заняло бы целую страницу) [5];
• гражданам пожилого возраста;
• женщинам-матерям;
• детям, подросткам, молодежи;
• малообеспеченным слоям населения;
• бездомным людям разного возраста и с разным состоянием здоровья;
• мигрантам, беженцам и вынужденным переселенцам;
• военнослужащим;
• людям, находящимся в местах лишения свободы;
• занятым на производстве;
• людям по месту жительства и др.
В систему психосоциальных технологий входят также технологии правового обеспечения функционирования общества. К ним относятся законодательные социальные технологии регулирования норм конституционного, административного, финансового, гражданского, трудового, семейного, уголовного права и т. п.
Технологии психосоциальной работы с различными категориями людей (с разными группами населения) применяются в зависимости от свойств эксквизитных [1]—объ-ективно проблемных, сложных, трудных, критических, кризисных, экстремальных ситуаций и условий жизнедеятельности людей. Мы рассматриваем кризисные (в данном контексте — экстремальные) ситуации, в которых оказываются люди, с позиций применения базовых технологий психосоциальной работы в узком смысле этого деятельностного понятия. При этом мы исходим из того, что основополагающей характеристикой социально-психологических состояний личности в кризисной (экстремальной) ситуации является аффект [1], выражающийся в резком нивелировании (сведении к минимуму) чувства социальной защищенности, безвыходности восприятия человеком имеющейся в данный момент («наличной», «заданной» извне) экстремальной ситуации.
Основными технологиями психосоциальной работы и психологической помощи в кризисных (экстремальных) ситуациях являются:
• психосоциальная диагностика (мониторинг, экспертная оценка, экспертный прогноз, социологический опрос, интервью, биографический метод и т. д.);
• психосоциальная профилактика (превентивный метод, социальная терапия, социодрама, группы социальной поддержки и т.д.);
• психосоциальный контроль (социальный надзор, социальная опека, социальномедицинский уход, социальное обслуживание и т. д.);
• психосоциальная реабилитация (трудотерапия, статусное социальное перемещение, социотерапия, психодрама, профессиональная реабилитация и т. д.).
Во всех этих четырех психосоциальных технологиях в данном контексте проявляются три основополагающих компонента смыслового содержания психосоциальной работы:
1. Целенаправленное влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях государственного и муниципального управления и регулирования, от федерального до муниципального, с целью обеспечения здоровой психосоциальной среды жизнедеятельности человека, создания системы реальной поддержки людей.
2. Психосоциальное инициирование потенциала самопомощи (человек, семья, группа) в трудной (сложной, кризисной) жизненной ситуации.
3. Оказание профессиональной психосоциальной помощи человеку, семье, группе в трудной (критической) жизненной ситуации путем поддержки, консультирования, реабилитации, патронажа и через оказание других видов психосоциальных услуг.
Важнейшей деятельностной особенностью психосоциальной работы в рассматриваемом контексте является научно-эмпирическая «заданность» [5] психосоциальной помощи, — что и детерминирует практическую специфику, обусловливает применение комплекса технологий психосоциальной работы с различными группами населения, оказавшимися в кризисной жизненной ситуации. С законодательных (нормативно-правовых) позиций, представленных в разнообразных законах, подзаконных актах (указах, распоряжениях), имеющих место в юридической практике Российской Федерации, число таких социально уязвимых групп населения достигает нескольких десятков! [6]. С позиций научного подхода, целесообразно использовать для выделения таких социально «слабых» групп (категорий) населения весьма определенные, конкретные базовые основания. Именно эти детерминанты и определяют трудности (нередко — экстремальные трудности в полном смысле слова) психосоциального положения отдельных личностей, семей, общностей и даже слоев населения как в нашей стране, так и в других странах. Однако остановимся прежде всего на характеристиках социально уязвимых стратов (слоев и прослоек) населения Российской Федерации, с которыми и производится постоянно и систематично психосоциальная работа и которым оказывается психологическая помощь в государственных масштабах [6].
Назовем особо нуждающиеся в социальной защите и психологической помощи категории (группы) населения, учитывая то, что некоторые лица и даже социальные прослойки, к большому сожалению, являются социально «слабыми» и уязвимыми по нескольким параметрам из тех, что приведены ниже. Итак, имеются в виду следующие физиопсихические и социально-экономические параметры, характеристики личности и/или социальной (социально-профессиональной) мезо- или макрогруппы народонаселения Российской Федерации, предопределяющие социально-кризисное положение данных лиц:
1. Состояние физического и психического здоровья, не позволяющее людям самостоятельно решать свои жизненные проблемы: физически серьезно больные люди, инвалиды разных категорий, взрослые и дети, испытывающие постоянные психологические стрессы, имеющие серьезные психологические затруднения, склонные к суициду и т. п.
2. Служба и труд в экстремальных условиях (как в настоящем времени, так и в прошлом конкретных людей): участники ВОВ и приравненные к ним лица (ликвидаторы аварии на Чернобыльской АС и др.), труженики тыла во время ВОВ, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, участники военных действий в Афганистане, Чечне и т. п., семьи погибших военнослужащих, лица, длительное время осуществляющие свою трудовую профессиональную деятельность в экстремальных условиях и т. д.
3. Пожилой и старческий возраст людей: одинокие пожилые и старые люди; семьи, состоящие из одиноких пенсионеров по возрасту, инвалидности и прочим основаниям.
4. Девиантное поведение в его различных формах и видах: дети и подростки девиантного поведения; дети, подростки, женщины, пожилые люди, оказавшиеся в условиях, угрожающих физическому и психическому здоровью, испытывающие жестокое обращение и насилие; лица, являющиеся выпускниками специальных учебно-воспитательных учреждений; лица, освободившиеся из мест лишения свободы, и пр.
5. Трудное, дезадаптированное, неблагополучное положение различных категорий семей: семьи, имеющие детей-инвалидов, семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи, семьи, в которых супруги не достигли совершеннолетия, молодые семьи, разводящиеся семьи, семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей, семьи, в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики и т. д.
6. Особое, сложное социальное положение детей: дети-сироты; дети — социальные сироты; воспитанники детских домов, самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения ими материальной независимости и социальной зрелости); безнадзорные дети и подростки, беспризорные дети и подростки и т. д.
7. Бродяжничество, бездомность: лица без определенного места жительства, зарегистрированные и незарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы т. п.
8. Дородовое и послеродовое состояние: беременные женщины; кормящие матери, матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; матери-одиночки и т. п.
9. Затрудненное правовое (и в связи с этим социально сложное) положение лиц, подвергшихся политическим и иным репрессиям, в том числе лиц, впоследствии реабилитированных.
Специфика вышеназванных групп населения как объектов психосоциальной работы и психологической помощи, подразумевает системное понимание данной деятельности.
Литература
1. Донцов Д. А. Психология эмоций: Учеб.-метод. пособие. М., 2007. 150 с.
2. Куликов Л. В. Эмоциональная устойчивость личности: Учеб. пособие. СПб., 2008. 44 с.
3. Никитин В. А. Социальная работа: Проблемы теории и подготовки специалистов: Учеб. пособие. М., 2002. 236 с.
4. Павленок П. Д., Руднева М. Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебник / Под ред. П. Д. Павленка. М., 2009. 272 с.
5. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. М., 2004. 427 с.
6. Фирсов М. В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы: Учеб. пособие. М., 2002. 192 с.
Статья поступила в редакцию 17 сентября 2009 г.