Научная статья на тему 'Особенности социальной работы с детьми и подростками в психиатрии'

Особенности социальной работы с детьми и подростками в психиатрии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
939
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ПСИХИАТРИЯ / ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХИАТРИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ПСИХИАТРИИ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / CHILD PSYCHIATRY / ADOLESCENT PSYCHIATRY / SOCIAL WORK / SOCIAL WORK IN PSYCHIATRY / SOCIAL REHABILITATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Белкина А.М.

В статье рассмотрены особенности социальной работы с детьми и подростками в психиатрии. Рассмотрены обязанности специалиста по социальной работе с данной категорией пациентов, методы работы, вклад специалистов в терапию заболевания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Белкина А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIAL WORK WITH CHILDREN AND TEENS IN PSYCHIATRY

Features of social work with children and adolescents in psychiatry are discussed in the article. The duties of a specialist in social worker with this type of patients, methods of work, and the contribution of specialists to the treatment of the disease are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности социальной работы с детьми и подростками в психиатрии»

Психотерапия и реабилитация

УДК 616.89

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ В

ПСИХИАТРИИ

А.М. Белкина

Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова»

Аннотация. В статье рассмотрены особенности социальной работы с детьми и подростками в психиатрии. Рассмотрены обязанности специалиста по социальной работе с данной категорией пациентов, методы работы, вклад специалистов в терапию заболевания.

Ключевые слова. Детская психиатрия, подростковая психиатрия, социальная работа, социальная работа в психиатрии, социальная реабилитация.

FEATURES OF SOCIAL WORK WITH CHILDREN AND TEENS IN PSYCHIATRY A.M. Belkina

Abstract. Features of social work with children and adolescents in psychiatry are discussed in the article. The duties of a specialist in social worker with this type of patients, methods of work, and the contribution of specialists to the treatment of the disease are considered.

Keywords. Child psychiatry, adolescent psychiatry, social work, social work in psychiatry, social rehabilitation.

Психическое здоровье — состояние психики человека, которое обеспечивает чувство психологического комфорта, способность осмысленно и целенаправленно действовать, оптимально выполнять социальные функции, адекватно относиться к общечеловеческим и культурным особенностям. Все это возможно при цельности и согласованности психических и физиологических функций организма. Рассматривать отдельно психику и отдельно физиологию некорректно [6].

По данным Всемирной организации здравоохранения, 20 % детей и подростков в России имеют проблемы психического здоровья, а 40% детей и подростков находятся в неблагоприятных для психического здоровья условиях [2]. Эти условия провоцируют возникновение психических болезней различного характера. Также в эту группу относят психические заболевания и расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ, приводящих к инвалидиза-ции подросткового населения. Кардинальная смена обстановки, психологические перегрузки, нарушения социальной адаптации со сверстниками, стрессовые условия в семье и давление в общении с педагогом — это лишь некоторые факторы, способные привести к расстройству. За последние годы система оказания психиатрической помощи детям и подросткам достигла определенных успехов

Несмотря на существование эффективных видов лечения психических расстройств, существует и стигматизации населения, когда-либо обращавшего к врачам-психиатрам. Дети и под-

ростки, страдающие психическими заболеваниями, боятся общественного порицания, стыдятся быть больными, медлят с обращением за помощью к врачам-психиатрам лишь дальше запуская тяжелую ситуацию (суицидальные наклонности и попытки самоубийства, возникновение симптоматики психического заболевания на фоне употребления наркотиков, наследственные психические заболевания и т.д.). По данным Федерального портала государственной статистики 50 тысяч подростков ежегодно погибают в результате самоубийства [3].

Была реализована международная медицинская программа «Антистигма», призванная повысить имидж детской психиатрической службы, разрушить вымыслы и предвзятые представления о больных шизофренией, разорвать порочный круг отчуждения и дискриминации, которая приводит детей и подростков к изоляции от общества, алкоголизму или наркомании, снижая шансы на восстановление от расстройства. Кадровый потенциал был масштабно переработан, в частности возросла обеспеченность врачебным персоналом, с 0,4 врачей-психиатров на 10 000 человек до 1,5 на 10 000 человек в 2017. Дополнительно была проведена полная замена младшего медицинского персонала (санитарок и санитаров) на специалистов по социальной работе. Эти специалисты имеют высшее профессиональное образование.

Главной особенностью оказания психиатрической помощи детям является взаимодействие трех государственных структур — медицины, социальной защиты и образования.

Социальная защита населения — система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан; комплекс государственных мер социально-

экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государство уровня жизни социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни [1].

Согласно закону РФ № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», а также нормативно-правовым актам, регламентирующих обязанности специалиста по социальной работе, он обязан выполнять следующие функции: - помогать отдельным людям и группам людей определять собственные нужды и потребности в социальной помощи, защите и обслуживании; - содействовать в обеспечении обслуживаемых граждан по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; - оказывать помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации; - осуществлять социально-правовой защиты больных, помощь в получении льгот, информирование о них, содействие в проведении медико-социальной экспертизы; -обеспечивать оптимальную связь больного с его окружением, связь работников медицинского учреждения с семьей и близкими больного; -взаимодействовать с различными общественными, профессиональными и иными организациями; - другие должностные обязанности, регламентируемые Уставом учреждения здравоохранения. На должность специалиста по социальной работе принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, знающее специальную психологию, социологию, основы оказания первой медицинской помощи, специфику работы в различной социальной среде, основы общей и семейной психологии, формы и методы воспитательной работы и просвещения [4]

- консультировать граждан по различным вопросам социальной защиты населения; - содействовать активизации потенциала собственных возможностей отдельного больного, семьи и/или их группы;

- устанавливать причины, по которым граждане оказались в трудной жизненной ситуации, определять характер и объем необходимых

им социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-экономических, социально-правовых);

- выявлять и учитывать на территории, закрепленной за специалистом, нуждающихся в социальной поддержке, определять характер и объем необходимой им помощи, организовывать ее предоставление нуждающимся гражданам;

- организовывать и проводить работу по социальной реабилитации.

В соответствии с современными подходами к лечению психических расстройств именно социальная реабилитация должна стать ключевым звеном на пути к исцелению от болезни.

Е. И. Холостова определяет социальную реабилитацию как понятие с богатым и многообразным содержание. По ее мнению, социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и некоторые др.), девиантного поведения лица, страдающее алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, освободившиеся из мест заключения и т. п.) [5]. Социальная реабилитация в детской психиатрии имеет свою специфику в силу особенностей детского организма. Несмотря на то, что при психотерапии детей и взрослых применяются любые методы, способные уменьшить их страдания и разрешить их проблемы, неизбежно и различие между взрослой и детской социальной реабилитацией.

Для примера: мотивация к лечению обычно играет у детей незначительную роль, поскольку дети и подростки вынуждены подчиняться мнению авторитетных для них людей, в отличие от взрослых, имеющие в большинстве случаев самостоятельное решение в принятии лечения. Все реабилитационные мероприятия должны быть направлены на вовлечение самого больного ребенка в лечебно-

восстановительный процесс. Реабилитационные мероприятия осуществляются поэтапно.

Первый этап — оказание медицинской помощи. На этом этапе происходит купирование острого психиатрического состояния. Следует исключить любое соматическое, неврологическое и органическое психическое расстройство или употребление токсических веществ, которые могут вызвать расстройства со сходной клинической картиной.

С этой целью обязательно проводят общий и биохимический анализ крови, анализ мочи, ЭКГ, при необходимости — ЭЭГ, М-ЭХОЭГ, маг-ниторезонансную томографию (МРТ) и другие

лабораторные и инструментальные исследования, токсикологические тесты в крови и моче. Дифференциальный диагноз с другими психическими заболеваниями требует изучения анамнеза, выделения ведущего синдрома и ка-тамнестического наблюдения с целью уточнения характера течения заболевания. Полипрофессиональная бригада, состоящая из врача-психиатра, врача-психотерапевта, медицинского психолога и специалиста по социальной работе начинает работу с ребенком, восстанавливая нарушенные болезнью функции и социальные связи, оказывает кризисную помощь при суицидальных поведениях, пережитом насилии, сильном детском горе.

Специалист по социальной работе принимает участие в повышении мотивации пациента для последующего за ним наблюдения и выполнении режима терапии.

Второй этап — оказание социальной помощи. На этом этапе психиатрическая служба выявляет потребности пациента, проводит консультационные беседы и родителями и близкими ребенка.. Специалист по социальной работе организовывает творческое трудовое обучение с целью освоения основ профессии, прививает навыки здорового образа жизни, ведения хозяйства, показывает ребенку представление о различных направлениях в образовании.

Цель этого этапа заключается в: - развитии и выявлении творческих и музыкальных способностей и интересов у детей и подростков; -привитии навыков здорового образа жизни и ведения домашнего хозяйства; - организации творческой трудовой занятости у детей и подростков; - расширении кругозора детей и подростков; - расширении спектра психокоррекционных мероприятий в рамках общего лечебно-реабилитационного процесса; -создание положительного эмоционального фона, облегчающего адаптацию детей и подростков.

Третий этап — повышение социального статуса больного ребенка. Специалист по социальной работе проводит занятия на развитие интеллектуального и творческого потенциала ребенка, формирование навыков общения и саморегуляции. В зависимости от тяжести болезни форма занятий может быть как индивидуальной, так и групповой. Часть занятий предполагает вовлечение родителей или их законных представителей, близких родственников. На этом этапе происходит: - получение представления о различных направлениях в образовании; - психологическое консультирование в части профориентации; - творческое трудовое обучение с целью освоения профессии; - получение представления о различных направлениях в образовании; - развитие познавательного творческого интереса, в том числе и на

постгоспитальном этапе социальной реабилитации. Творческое трудовое обучение включает в себя профориентацию и творческие мастерские. Творческая мастерская — это форма социальной реабилитации детей и подростков, создающая условия для вхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия [5].

Дети и подростки проходят занятия по лепке из глины, пластика и пластилина, создают открытки, занимаются с бумагой свободным творчеством, изготавливают папье-маше, проходят индивидуальные и групповые занятия с коммуникативными упражнениями и когнитивными тренингами .

Основными принципами социальной работы с детьми с психическими расстройствами являются как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения; системный и комплексный характер осуществляемых программ; индивидуальный подход к определению объема, характера и направленности мероприятий. На всех этапах социальной реабилитации также предоставляется эмоциональная поддержка ребенку и его родственникам. Это понятие включает в себя индивидуальные и групповые занятия, необходимые для построения индивидуального плана социальной реабилитации, а также для решения тех социальных проблем ребенка, страдающего психическим расстройством, которые нельзя разрешить при участии пациента в различных формах групповой работы. Работа с семьей представляется одним из основных аспектов социальной работы в психиатрии. В своей повседневной деятельности семьи сталкиваются с тем фактом, что и сами пациенты, и их родственники не получают четких разъяснений относительно характера и особенностей имеющегося психического расстройства, правил общения в семье с больным ребенком, многие годами носят в себе свои переживания и тревоги. С целью подготовки семей к адекватному восприятию личности психически больного человека, повышения качества ухода за ним, нормализации семейных отношений и более успешной адаптации к условиям жизнедеятельности в обществе реализуются психообразовательная программа и программа по восстановлению навыков независимого проживания, включение в которые рекомендуется практически каждому пациенту. Предоставление эмоциональной поддержки — ключевое содержание любого взаимодействия с больным всего персонала полипрофессиональной бригады, основа терапевтического взаимодействия, независимо от конкретной задачи и формы социального вмешательства. При этом функция оказания эмоциональной поддержки возложена именно на специалиста по социальной работе. Социальные вмешательства проводятся с опорой

на сохранные возможности личности. Таким образом, социальные проблемы психически больных детей и подростков, низкий уровень их социальной защищенности требуют выработки инновационных технологий социальной работы и новых методов и форм социальной реабилитации. Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность социальных технологий в психиатрических учреждениях можно интерпретировать в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных организаций, специалистов по социальной работе, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты лиц, страдающих

психическими расстройствами. Результатом этой работы в идеале является выработка нового образа жизни пациента, максимально приближенного к полноценному здоровому образу жизни с семьей, учебой, последующей работой, кругом общения, увлечениями. Это помогает сохранить разрушаемое болезнью «Я» человека, благодаря стимулирующему ожиданию его окружения и стимулам, которые дает осознание собственной ответственности, стремление к признанию и самоуважению. Сфера деятельности социальной работы многогранна, многофункциональна и востребована обществом.

Литература

1. Абабнех, О. Н. Социальная работа с детьми и подростками в психиатрии // Молодой ученый. — 2019. — №6. — С. 164-168. — URL https://moluch.ru/archive/244/56393/ (дата обращения: 21.08.2019).

2. Всемирная организация здравоохранения. Психическое здоровье. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/topics/mental_health/ru/ (дата обращения 19.08.19).

3. Демографический ежегодник. [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/demo17.pdf. (дата обращения 20.08.19)

4. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании. [Электронный ресурс]. URLhttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4205/.

5. Холостова, Е.И. Социальная работа. Пособие для высших учебных заведений: Учебное пособие. - М., 2004. - 296

с.

6. Что такое психическое здоровье. [Электронный ресурс]. URL: https://wikigrowth.ru/psyhologiya/psihicheskoe-zdorovie/ (дата обращения 19.08.19).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.