Научная статья на тему 'Технологический подходв проектировании образовательных программ'

Технологический подходв проектировании образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / TECHNOLOGICAL APPROACH / TECHNOLOGICAL MODEL / COMPETENCE-BASED APPROACH IN EDUCATION / DESIGNING OF EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серякова Светлана Брониславовна

В статье представлен научный вклад Е.А. Левановой в теорию педагогики и образовательную практику, показаны возможности технологического подхода в проектировании образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL APPROACH TO DESIGNING OF EDUCATIONAL PROGRAMS

The article presents a scientific contribution of E.A. Levanova to the theory of pedagogics and educational practice. It also shows the possibilities of technological approach to the designing of educational programs.

Текст научной работы на тему «Технологический подходв проектировании образовательных программ»

УДК 378 ББК 74

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

I С.Б. Серякова

Аннотация. В статье представлен научный вклад Е.А. Левановой в теорию педагогики и образовательную практику, показаны возможности технологического подхода в проектировании образовательных программ.

Ключевые слова: технологический подход, технологическая модель, компетентностный подход в образовании, проектирование образовательных программ.

TECHNOLOGICAL APPROACH TO DESIGNING OF EDUCATIONAL PROGRAMS

I S.B. Seryakova

24

Abstract. The article presents a scientific contribution of E.A. Levanova to the theory ofpedagogics and educational practice. It also shows the possibilities of technological approach to the designing of educational programs.

Keywords: technological approach, technological model, competence-based approach in education, designing of educational programs.

Научная проблематика педагогики высшей школы и личностно-профессионального развития педагога является стержневой для научного поиска преподавателей и студентов факультета педагогики и психологии МПГУ и связана данная проблема с именем академика В.А. Сластенина. Ученики Виталия Александровича — известные педагоги, ученые, продолжают его дело, и одна из них — док-

тор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования Елена Александровна Леванова.

В научной деятельности Е.А. Ле-вановой получили развитие два направления исследовательского интереса: психопластика личности подростка и практико-ориентированный технологический подход в профессиональной подготовке педагога.

Книги Е.А. Левановой «Готовясь к работе с подростками» (1993), «Подросток: концепция психопластики личности» (2002), «Подросток: родителям о психопластике личности» (2003), «Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком» (2002) и др. раскрывают содержание авторской концепции и предлагают практические рекомендации педагогам и родителям по организации взаимодействия с детьми подросткового возраста.

Под руководством Е.А. Левановой в рамках ее научной школы подготовлены 48 кандидатов и 15 докторов педагогических наук, в исследованиях которых разрабатываются различные грани двух сфер научных интересов профессора.

В рамках концепции психопластики личности исследовались особенности развития подростка: диагностика его коммуникативной культуры (Т.В. Пушкарева, 1998), социально-психологические механизмы регуляции поведения в подростковом возрасте (Н.В. Кошман, 2002), психолого-педагогическая поддержка подростков с повышенным уровнем тревожности (И.В. Старшинина, 2007), содействие формированию у подростков адекватного отношения к себе (С.С. Кургинян, 2008), профилактика табакокурения как фактор формирования ценности здорового образа жизни у подростков» (М.В. Романникова, 2009), формирование социально-ответственного поведения подростков (М.В. Ковалевская, 2012), профилактика подросткового вандализма (Е.С. Калмыкова, 2013) и др.

В научной группе кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ под руководством

Е.А. Левановой ежегодно выполняется большое количество учебно-исследовательских работ: от курсовых проектов до магистерских диссертаций, посвященных решению проблем развития подростка, использованию мощного ресурса этого возраста в становлении личности.

Особого внимания заслуживает способность Е.А. Левановой воплощать теоретические положения в образовательной практике, свидетельством тому является созданная ею на кафедре социальной педагогики и психологи творческая лаборатория «Психолого-педагогический институт воспитания» «Искусство тренинга». Работают в ней ученики, многие из них — А. Волошина, М. Татарникова, И. Телегина, В. Плешаков, К. Поплавская, А. Соболева, С. Шевченко, и др. — за годы существования лаборатории стали успешными педагогами-психологами, тренерами, их образовательные и тре-нинговые программы востребованы как детскими оздоровительными лагерями («Артек», «Океан», «Орленок» и многие другие), так и различными образовательными организациями, а также организациями социальной сферы и бизнеса. На протяжении нескольких лет Е.А. Леванова с сотрудниками лаборатории проводит семинары — Родительские собрания — для родителей подростков разных школ Москвы.

Книги Е.А. Левановой в соавторстве с этой группой творческой молодежи «Игра в тренинге», «Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия», «Вожатская мастерская» переиздавались не один раз, востребованы педагогическим сообществом, родителями, о чем свидетельствует высокий показатель их цитирования в РИНЦ.

25

2 / 2016

Преподаватель ^

26

Основная научная проблема профессиональной подготовки педагога получила развитие в докторских исследованиях, научным консультантом которых была Е.А. Леванова: Е.И. Мычко «Практико-ориентированные технологии формирования коммуникативной культуры педагога» (2002), Н.М. Ах-меровой «Этнокультурный подход в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом» (2004), С.Б. Серяковой «Формирование психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования» (2006), М.Г. Резниченко «Формирование воспитательного пространства вуза» (2009), Т.В. Пушкаревой «Интериоризация профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе» (2012), И.Ф. Бережной «Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста» (2012), И.И. Игна-тенко «Формирование культуры иноязычного делового общения в системе высшего гуманитарного образования» (2012), О.Р. Кокориной «Здоровьесбе-режение личности в условиях высшего педагогического образования» (2012), М.Л. Субочевой «Перспективы развития последипломного педагогического образования преподавателей разнопрофильной подготовки в среднем профессиональном образовании (2013), О.А. Бахчиевой «Духовно-нравственное воспитание будущего учителя средствами краеведения» (2015), С.И. Федоровой «Формирование ценностного отношения студентов к героическому прошлому России» (2015).

Проблемы образовательного процесса в вузе, профессиональной подготовки социальных педагогов и

педагогов-психологов нашли отражение и в кандидатских диссертациях, выполненных под руководством Е.А Левановой: В.А. Плешакова «Психовозрастной статус личности как фактор социально-педагогической адаптации студентов к профессии педагога-психолога» (2002), Т.В. Мостовой «Формирование современной воспитательной системы ССУЗа на основе организации социо-культурной деятельности» (2003), В.М. Никандровой «Сопоставительный анализ отечественного и зарубежного негосударственного высшего образования» (2004), И.Л. Васильевой «Динамика мотиваци-онно-целевых установок будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки» (2004), А.В. Тук-шумской (Какун) «Формирование культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе школы» (2009), Т.А. Савиной «Формирование эмоциональной устойчивости будущего педагога» (2011) О.Н. Зотовой (Драгу-новой) «Формирование мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности» (2012), Н.С. Лав-ской «Формирование социальной компетентности у будущих педагогов-дефектологов» (2012), Я.А. Баскаковой «Событийность как феномен профессионально-личностного развития студентов педагогических вузов» (2012) и др.

Результаты выполненных исследований являются убедительным подтверждением развития научной школы Е.А. Левановой и ее весомого вклада в педагогическую науку и образовательную практику.

Еще одним важным направлением в организаторской и научно-педагогической деятельности Е.А. Ле-вановой является дополнительное

профессиональное образование. Более 15 лет Елена Александровна возглавляет эту работу на факультете, реализуя образовательные программы переподготовки специалистов по практической психологии, клинической психологии, курсы повышения для профессорско-преподавательского состава вузов страны, преподавателей среднего профессионального образования и других социальных организаций.

Данное направление работы чрезвычайно актуально и востребовано в условиях меняющегося рынка труда, требует гибкого и своевременного обновления содержания программ переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и специалистов социальной сферы. Разрабатывая программы повышения квалификации и переподготовки специалистов, Е.А. Ле-ванова и коллеги ориентируются на технологию модульного структурирования, на интеграцию всех ее составляющих, на их содержательное осмысление и на условия, повышающие эффективность применения данной технологии [1, с. 206; 2].

Созданные учебные программы, учебные пособия и монографии охватывают широкий круг вопросов психолого-педагогического образования и практики, направлены на решение практических задач дополнительного профессионального образования по обеспечению запросов личности и сферы труда.

Проблема качества образования сегодня одна из наиболее важных в высшей школе, проводятся различные рейтинговые исследования государственных и негосударственных вузов по данному показателю,

интернет-экзамены с целью проверки уровня сформированности компетенций (или их компонентов). Соответственно, данная проблема актуализировала в высшей школе поиск новых подходов к разработке Образовательных программ (ОП) и оценочных средств уровня их освоения. Первая волна этой ответственной и серьезной работы была выполнена в 2010 г., с принятием ФГОС ВПО, зачастую очень формально, компетенции «механически» подставлялись к учебным курсам и никак не проверялись. Оценочные средства состояли из привычных вопросов к зачету или экзамену и не всегда они были ориентированы на будущую профессиональную деятельность выпускника. Далеко не все преподаватели высшей школы были готовы к инновациям в образовании [3].

Принятые Профессиональные стандарты определили для разработчиков Образовательных программ содержание востребованных на рынке труда трудовых функций выпускника вуза, и сегодня ориентиром учебно-методической работы становится не толь- 27 ко актуализированный ФГОС ВО, но и Профессиональный стандарт.

Сопряжение данных документов требует определенной технологиза-ции процесса разработки образовательных программ в компетентност-ном формате.

Е.А. Леванова в своих работах подчеркивает, что «...возможность технологизировать любой процесс, в том числе процесс взаимодействия, характеризуется возможностью осмысления труда, возможностью работы над конечным результатом и развитием собственной педагогической рефлексии» [4, с. 201].

2 / 2016

Преподаватель ^

28

Основная направленность компе-тентностного подхода как новой парадигмы образования заключается в формировании активной профессиональной и жизненной позиции специалиста, в обеспечении социально ожидаемого результата.

Компетентностный подход положен в основу целеполагания (ценности образования, социальный заказ, ориентация на рынок труда) и организации высшего образования (институциональные преобразования, изменение видов деятельности преподавателей и обучающихся, форм их взаимодействия, методов и средств обучения, мониторинга качества образования и др.).

В ходе исследования проблемы психолого-педагогической компетентности педагога нами была предложена концептуальная модель ее формирования, в реализации которой важная роль принадлежит технологическому компоненту модели.

Следует констатировать, что в последние годы расширился спектр методологических работ в области прогнозирования, проектирования, моделирования (работы Б.М. Бим-Бада, В.П. Беспалько, И.Ф. Бережной, В.И. Ги-нецинского, М.П. Горчаковой-Сибир-ской, В.В. Краевского, И.А. Колесниковой, В.В. Серикова, П.Г. Щедро-вицкого, И.С. Якиманской и др.).

Педагогическое проектирование как научный термин используется в различных контекстах. Данное понятие определяется как разработка новых содержаний, технологий педагогической деятельности и педагогического мышления (В.А. Болотов, Е.И. Исаев, В.А. Сластенин и др.); как разработка моделей качественного конструирования образовательно-

го пространства, его технологизации для творческого профессионально-личностного развития будущего специалиста (Е.А. Леванова, Н.А. Морозова и др.).

В своих научных публикациях Е.А. Леванова отмечает в ряду тенденций развития образования тенденцию технологизации, согласно которой образовательный процесс «...становится в определенной мере управляемым, если реализуется как технологический процесс, отвечающий требованиям даигностичности, интенсивности, воспроизводимости, социально-игровой контекстности, моделирования профессиональных ситуаций, сочетания дидактических, коммуникативных и личностно-смыс-ловых функций, субъективности и избирательности, творческой индивидуальности педагога» [5, с. 220].

Результатом педагогического проектирования является новая модель или система. Нами разработана технологическая модель формирования психолого-педагогической компетентности, реализуемая в вузе, в деятельности организации дополнительного образования, в системе дополнительного профессионального образования (переподготовка специалистов и повышение квалификации). Она соединила в себе моделирование и реализацию подготовки педагога как сложный многомерный, многоуровневый процесс, обеспечивающий профессиональное развитие и саморазвитие специалиста; формирование у педагогов ценностно-смысловой ориентации, субъектной позиции, опыта профессионально-ориентированной деятельности, основанной на гуманистических принципах, субъкт-субъектном взаимо-

действии, мотивационно-ценностном отношении к ним; творческого преобразования, а так же развитие профессионально значимых качеств, таких как эмпатия, флексибильность, толерантность, готовность к диалогу, сотрудничеству.

Технологическое обеспечение процесса формирования психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования в период обучения в вузе нашло графическое отображение в разработанной технологической карте (на основе технологических карт Е.А. Ле-вановой) [5].

Концептуальный, развивающий, интерактивный, аналитический, технологический блоки модели в равной мере обеспечивают формирование способности педагога к целепола-ганию, анализу, оценке, действию, рефлексии своей психолого-педагогической деятельности, то есть формирование компетенций, которые характеризуются и мотивационными, и смысловыми, и отношенческими, и регуляторными составляющими, наряду со знанием и опытом.

Концептуальный блок представлен теоретико-методологическими основами содержания программы, направлен на формирование общенаучных и общепрофессиональных компетенций педагога.

Развивающий блок нацелен на профессионально-личностное развитие специалиста, формирование устойчивого мотивационно-ценност-ного отношения к профессиональной деятельности, потребности в постоянном профессиональном совершенствовании.

Интерактивный блок обеспечивает формирование коммуника-

тивных компетенций педагога, активной профессиональной позиции, готовности к диалогу, субъект-субъектному взаимодействию, сотрудничеству; формирование способности к разрешению конфликтных ситуаций, к овладению культурой общения, в том числе межкультурного.

Аналитический блок предусматривает развитие профессионально-личностной рефлексии педагога, формирование психолого-педагогической компетенции в плане способности проектировать, планировать, организовывать и анализировать свою профессиональную деятельность, а также деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты; отбирать позитивный педагогический опыт и использовать его в собственной профессиональной деятельности, осуществлять психолого-педагогическую поддержку личностного развития ребенка.

Технологический блок ориентирован на формирование профессионально важных умений прогнозировать, структурировать и алгоритми- __ зировать профессиональную деятель- 29 ность. Современные педагогические технологии существенным образом могут трансформировать содержание образования и обусловливают динамику профессиональной подготовки и переподготовки педагогов.

Единство, взаимосвязь и взаимообусловленность этих блоков предопределили целостность системы формирования психолого-педагогической компетентности педагога [6].

На факультете педагогики и психологии МПГУ подготовка педагогов дополнительного образования ранее осуществлялась в рамках специализации «Педагогика дополнительного

2 / 2016

Преподаватель

30

образования». Ее содержание раскрывает и характеризует целостную картину профессиональной деятельности педагога, особенности развития его личности на разных этапах профессионального роста, позволяет студенту осознать и реализовать себя в роли педагога-наставника подрастающего поколения, способствует формированию субъект-субъектного стиля общения с воспитанниками, выработке творческого подхода к решению актуальных жизненно-практических задач развития детей и подростков.

Следует отметить, что направление данной специализации логично сочетается с профессиональной педагогической подготовкой, осуществляемой на факультете педагогики и психологии, и четко ориентировано на гуманизацию образовательного процесса и психолого-педагогическое сопровождение всех его участников. Кроме того, реализация данной задачи ставит проблему разработки и внедрения новых технологий подготовки педагогов дополнительного образования, способных помочь преодолеть существующие противоречия в образовании, что представляется возможным, прежде всего, в организациях дополнительного образования детей в силу нерегламентированности и вариативности учебно-воспитательного процесса.

Имеющийся эффективный опыт формирования психолого-педагогической компетентности педагога на факультете педагогики и психологии в рамках реализуемых ранее специальностей «Социальная педагогика», «Педагогика и психология», «Педагогика» позволил разработать Образовательную программу ма-

гистерской подготовки «Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования». Данная программа ориентирована на подготовку магистров, способных к организации и осуществлению психологического, педагогического, методического сопровождения всех участников образовательного процесса в организациях дополнительного образования, к реализации научно-исследовательской деятельности, а также к руководству проектной и исследовательской деятельностью как педагогов, так и обучающихся.

Это обусловлено, с одной стороны, целевыми установками, традициями и практическими задачами как факультета педагогики и психологии МПГУ, так и кафедры социальной педагогики и психологии, возглавляемой Е.А. Левановой, с другой стороны, современными нормативными документами и запросами сферы труда.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леванова, Е.А. О современных требованиях к повышению квалификации и переподготовке преподавателей / Е.А. Леванова, В.А. Плешаков, Т.В. Пушкарева, С.Б. Серякова // Глобальный научный потенциал. - 2012. - № 19. - С. 206-211 [Электронный ресурс]. - URL: http:// elibrary.ru/item.asp?id=20377458 (дата обращения: 08.05.2016).

2. Леванова, Е.А. Технологический подход к разработке содержания профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования [Текст] / Е.А. Леванова, В.А. Плешаков, Т.В. Пушкарева, С.Б. Серякова // Преподаватель XXI век. - 2005. - № 3. -С. 13-18.

3. Серякова, С.Б. Готовность преподавателей к реализации компетентностно-ори-

ВЕК

ентированных образовательных стандартов [Текст] / С.Б. Серякова, Л.Ф. Красин-ская // Преподаватель XXI век. - 2012. -Т. 1. - № 2. - С. 7-13.

4. Леванова, Е.А. К вопросу о профессиональной подготовке педагога / Е.А. Лева-нова // Глобальный научный потенциал. -2012. - № 19. - С. 201-203 [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=20377456 (дата обращения: 08.05. 2016).

5. Леванова, Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком: Методическое пособие. [Текст] / Е.А. Леванова. - М., 2002. - 224 с.

6. Серякова, С.Б. Формирование психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. [Текст] / С.Б. Серякова. - М., 2006. - 40 с.

REFERENCES

1. Levanova E.A., Pleshakov V.A., Pushkareva T.V., Serjakova S.B., O sovremennyh trebovanijah k povysheniju kvalifikacii i perepodgotovke prepodavatelej, Globalnyj nauchnyj potencial, 2012, No. 19, pp. 206211. [Electronic resource], available at:

http://elibrary.ru/item.asp?id=20377458 (accessed: 08.05.2016). (in Russian)

2. Levanova E.A. Tehnologija konstruktivnogo vzaimodejstvija pedagoga s podrostkom: Metodicheskoe posobie, Moscow, 2002. (in Russian)

3. Levanova E.A., Pleshakov V.A., Pushkareva T.V., Serjakova S.B., Tehnologicheskij podhod k razrabotke soderzhanija profes-sionalnoj perepodgotovki i povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija, Prepo-davatelXXI vek, 2005, No. 3, pp. 13-18.

4. Levanova E.A. K voprosu o professionalnoj podgotovke pedagoga, Globalnyj nauchnyj potencial, 2012, No. 19, pp. 201-203 [Electronic resource], available at: http://elibrary. ru/item.asp?id=20377456 (accessed: 08.05. 2016).

5. Serjakova S.B., Formirovanie psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti pedagoga dopolnitelnogo obrazovanija, Extended Abstract of PhD dissertation (Pedagogics), Moscow, 2006. (in Russian)

6. Serjakova S.B., Krasinskaja L.F., Gotovnost prepodavatelej k realizacii kompetentnostno-orientirovannyh obrazovatelnyh standartov, PrepodavatelXXIvek, 2012, No. 2, pp. 7-13. (in Russian)

Серякова Светлана Брониславовна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра социальной педагогики и психологии, факультет педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, umkped@mail.ru Seryakova S.B., ScD in Pedagogy, Professor, Department of Social Pedagogy and Psychology, Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow State University of Education, umkped@mail.ru

31

2 I 2016

Преподаватель ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.