Научная статья на тему 'Технологическая карта как средство реализации содействия здоровьесбережению личности в условиях высшего педагогического образования'

Технологическая карта как средство реализации содействия здоровьесбережению личности в условиях высшего педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / СОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛИЧНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА / TEACHER EDUCATION / HEALTH PRESERVATION / PROMOTION / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / IDENTITY / PROCESS MAP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокорина Ольга Рафаиловна

В статье рассматривается такое понятие, как здоровьесберегающие технологии, а одним из важнейших средств реализации является технологическая карта. Она включает в себя систему деятельностно-освоенных этапов содействия здоровьесбережению личности, а также адекватную им систему функциональных механизмов формирования здоровьесберегающей готовности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL MAP AS A MEANS OF PROMOTINGTHE IMPLEMENTATION OF HEALTH PRESERVATION OF THE INDIVIDUAL IN TERMS OF HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION

The article deals with the concept of health-preserving technologies. It defines that one of the most important means of implementing the process is a technological map. It includes action-mastered steps promoting health preservation of the personality, as well as adequate system of functional health saving readiness formation mechanisms.

Текст научной работы на тему «Технологическая карта как средство реализации содействия здоровьесбережению личности в условиях высшего педагогического образования»

УДК 378.1 ББК 74.48

ТЕХОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕЙСТВИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.Р. Кокорина

Аннотация. В статье рассматривается такое понятие, как здоро-вьесберегающие технологии, а одним из важнейших средств реализации является технологическая карта. Она включает в себя систему деятельностно-освоенных этапов содействия здоровьесбережению личности, а также адекватную им систему функциональных механизмов формирования здоровьесберегающей готовности личности.

Ключевые слова: педагогическое образование, здоровьесбережение, содействие, педагогические технологии, личность, технологическая карта.

INDIVIDUAL IN TERMS OF HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION

O.R. Kokorina

Abstract. The article deals with the concept of health-preserving technologies. It defines that one of the most important means of implementing the process is a technological map. It includes action-mastered steps promoting health preservation of the personality, as well as adequate system of functional health saving readiness formation mechanisms.

Keywords: teacher education, health preservation, promotion, educational technology, identity, process map.

TECHNOLOGICAL MAP AS A MEANS OF PROMOTING THE IMPLEMENTATION OF HEALTH PRESERVATION OF THE

49

50

Теория и практика педагогического образования справедливо утверждает, что любая педагогическая задача может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

Педагогическая технология, по определению В.А. Сластенина, это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий [1]. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология, по утверждению автора, может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последующее осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. Наиболее существенными признаками педагогических технологий являются следующие:

• технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;

• технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

• технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося на гуманистической основе с учетом принципов индивидуализации.

Несмотря на то, что в последние годы интенсивно проводился ряд исследований, статус педагогической технологии все еще не определен,

однозначного толкования данного термина нет. До сих пор остается открытым целый ряд вопросов, связанных с определением и содержанием сущности данного понятия. В настоящее время существует более 20 определений понятия «педагогическая технология».

Одним из первых современных педагогов, раскрывающих общие основы педагогической технологии в системе педагогического образования, явился академик В.П. Беспалько. По его мнению, «педагогическая технология — проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике» [2, с. 25].

В нашем исследовании наиболее подходящим является определение, данное Е.А. Левановой: «Педагогическая технология - это упорядоченная и задачно-структу-рированная совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающая корректноизмеримый результат в изменяющихся условиях» [3]. Это определение наиболее точно отражает динамический процесс педагогического содействия здоровьесбе-режению личности в системе педагогического образования.

При реализации концепции содействия здоровьесбережению личности мы придерживаемся следующих педагогических технологий: организация процесса; диагностика; содержание процесса реализации; оценка и анализ результатов.

Рассмотрим подробно процесс реализации концепции педагогического содействия здоровьесбереже-нию личности в условиях педагогического образования.

1. Организация процесса. Содействие здоровьесбережению личности

Преподаватель

ВЕК

2 / 2016

было организовано в Сахалинском государственном университете. Сахалинский государственный университет был создан в 1998 г. на базе Южно-Сахалинского государственного педагогического института по классическому образцу.

В связи с объединением в университете института педагогики и двух педагогических колледжей сложилась система непрерывного педагогического образования. Кроме этого, в колледжах созданы лицейские классы, в которые производят набор учащихся после девятого класса для завершения полного среднего образования и дальнейшего обучения в колледже. Таким образом, возникает непрерывное педагогическое образование в системе лицей — колледж — вуз. Исследование названной проблемы охватывало все три звена.

Педагогические условия содействия здоровьесбережению личности реализовывались поэтапно во всех трех звеньях непрерывного педагогического образования.

2. Содержание процесса реализации. Решение проблемы содействия здоровьесбережению личности в системе непрерывного педагогического образования напрямую зависит от содержания образовательного процесса. Содержание содействия здоро-вьесбережению личности представляет собой социальный опыт, который усваивается конкретной личностью. Преломляясь определенным образом через внутренний мир личности, освоенный социальный опыт становится субъективным, и его структура состоит из следующих компонентов: знания личности (когнитивный компонент); умения и навыки (операциональный компонент); опыт твор-

ческой деятельности (креативный компонент); личностные смыслы, ценностные отношения (мотивацион-но-ориентационный компонент).

В основном содержание образования педагогического вуза ориентировано на когнитивный и операциональный компоненты, а в меньшей степени — на креативный и мотива-ционно-ориентационный. Однако совершенствование образовательных технологий приводит к тому, что педагогический процесс становится личностно-ориентированным, а взаимодействие преподавателей и студентов — субъект-субъектными. Таким образом, на первый план выдвигаются креативный и мотивационно-ориен-тационный компоненты содержания образовательного процесса.

Личностное развитие студента, наряду с другими факторами, во многом определяется деятельностью, в которую он включается.

Сложность освоения многофункционального характера педагогического содействия распределяется по этапам здоровьесберегающей деятельности (допрофессиональный, до- 51 вузовский профессиональный, вузовский профессиональный).

На каждом этапе студент достигает определенного качественного уровня здоровьесберегающей подготовленности.

От этапа к этапу содержание здо-ровьесберегающей деятельности усложняется, меняет характер деятельности студентов: от репродуктивного на этапе допрофессиональной подготовки до продуктивно-творческого на этапе профессиональной подготовки.

Технологическое обеспечение процесса содействия здоровьесбере-жению личности в условиях педаго-

гического образования нашло графическое отображение в разработанной нами технологической карте (на основе технологических карт Е.А. Ле-вановой) [4; 5], представляющей совокупность технолого-педагогиче-ских регламентируемых последовательных работ и коммуникативных ролей (табл.).

Алгоритм и последовательность данных ролей направлены на содействие здоровьесбережению личности, готовой на осознанном уровне воспринимать необходимую информацию и навыки как профессионально значимые и личностно-необходимые. Технологическая карта поэтапного обучения студентов и формирования у них навыков здоровьесбережения является методическим инструментарием при формировании их практической готовности к здоровьесбе-регающей деятельности в будущей профессии. Именно организация здоровьесберегающей деятельности на основе технологической карты обучения позволяет реализовать основные компоненты готовности: 52 • мотивационный — в большей степени в 1-й период;

• содержательно-деятельност-ный — 2-й и 3-й периоды;

• интеллектуальный — в ходе всего обучения;

• коммуникативно-технологический — 2-й и 3-й периоды;

• результативно-действенный — 3-й период;

• оценочно-прогностический — 3-й период.

В условиях содействия здоровьес-бережению личности осуществляется связь преподавателей и студентов на основе «партнерства, взаимодействия и сотрудничества», что значительно обогащает с содержательной стороны данную ролевую функцию. С другой стороны, данная система позволяет студенту стать субъектом образовательного процесса. В процессе такой деятельности формируются нормы сотрудничества, корректируются формы поведения, способы взаимодействия, которые впоследствии, в других педагогических системах (школа) будут иметь свое деятельностное выражение в актах здоровьесбережения. Коммуникативно-технологические навыки — это один из видов духовно-практического знания, а следовательно, их приобретение связано не только с методическими аспектами, но и с дидактическими.

Такие подходы, как приобретение знаний в процессе обучения, в оптимальных учебно-познавательных структурах, определены в работах В.П. Беспалько, В.С Гершунского, И.Я. Лернера, В.М. Полонского и др. Данные работы направлены на поиски оптимальных структур в учебно-познавательной деятельности, на поиски путей усвоения знаний.

Мы основываемся на данных подходах к формированию познавательной деятельности, ибо техноло-

Таблица

Образец содержания технологической карты содействия здоровьесбережению личности в условиях высшего педагогического образования (на каждом этапе профессиональной подготовки)

№ п/п Название этапа Задачи Содержание Формы деятельности Мотивация Предлагаемый результат

Преподаватель

2 / 2016

гический процесс подразумевает под собой определенные дидактические принципы и подходы, но в здоровьес-берегающей деятельности мы, помимо передачи определенных знаний, руководствовались иными задачами. В нашей схеме заложена система поэтапного формирования и усвоения навыков — индивидуальных, групповых, массовых как на уровне репродуктивной деятельности, так и на уровне творческого акта.

Вся данная совокупность направлена на содействие здоровьесбере-жению личности, на формирование готовности студента на практике осуществлять здоровьесберегающее взаимодействие с учащимися. Содействие здоровьесбережению личности входит составной частью в профессиональную подготовку студентов педагогического вуза, является способом и средством формирования практической готовности, когда знания, понятия, смыслы находят свое адекватное выражение через систему здоровьес-берегающей деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сластенин, В.А. Педагог как субъект инновационной деятельности [Текст] / В.А. Сластенин // Соискатель-педагог. -2008. - № 4. - С. 26-32.

2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько - М.: Высш. шк., 1989. - 192 с.

3. Леванова, Е.А. Технологии здоровьесбе-режения в образовании : учеб.-метод. пособие [Текст] / Е.А. Леванова, В.А. Плешаков, Т.В. Пушкарева, Т.Н. Сахарова, С.Б. Серякова - М. : МОСПИ - МПГУ, 2008. - 150 с.

4. Леванова, Е.А. Готовясь к работе с подростками [Текст] / Е.А. Леванова - М., 1993. - 152 с.

5. Леванова, Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком: Методическое пособие [Текст] / Е.А. Леванова - М., 2002. - 224 с.

REFERENCES

1. Bespalko V.P., Slagaemye pedagogicheskoi tekhnologii, Moscow, 1989, 192 p. (in Russian)

2. Levanova E.A., Gotovyas k rabote spodrost-kami, Moscow, 1993, 152 p. (in Russian)

3. Levanova E.A., Pleshakov T.V. Pushkare-va T.N., Sakharova S.B., Seryakova, Tekhnologii zdorovesberezheniya v obrazovanii: ucheb.-metod. Posobie, Moscow, 2008, 150 p. (in Russian)

4. Levanova E.A., Tekhnologiya konstruktivno-go vzaimodeistviya pedagoga s podrostkom: Metodicheskoe posobie, Moscow, 2002, 224 p. (in Russian) 53

5. Slastenin V.A., Pedagog kak subekt innovat-sionnoi deyatelnosti, Soiskatel-pedagog, 2008, No. 4, pp. 26-32. (in Russian)

Кокорина Ольга Рафаиловна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра биологии и химии, Институт естественных наук и техносферной безопасности, Сахалинский государственный университет, kokorinaolga@mail.ru Kokorina O.R., ScD in Pedagogy, Professor, Biology and Chemistry Department, Institute of Natural Sciences and Technosphere Safety, Sakhalin State University, kokorinaolga@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.