Научная статья на тему 'Технологические аспекты гуманизации последипломного педагогического образования'

Технологические аспекты гуманизации последипломного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / АНДРАГОГИЧЕСКОЙ ПОДХОД / ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ КООПЕРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / A HUMANISATION AFTER A DEGREE PEDAGOGICAL EDUCATION / AXIOLOGICAL THE APPROACH / AKMEOLOGICAL THE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жорова И.Я.

В статье определены особенности гуманизации учебного процесса в учреждениях повышения квалификации на основе аксиологического, акмеологического и андрагогического подходов. Рассмотрены эффективные образовательные технологии практико-ориентированной учебной деятельности слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL ASPECTS OF A HUMANISATION AFTER THE DEGREE A PEDAGOGICAL EDUCATION

In the article the features of the humanization of the educational process in institutions of advanced training on the basis of the axiological, akmeological and andragogical approaches. Effective educational technologies of the praktiko-focused educational activity of listeners are considered.

Текст научной работы на тему «Технологические аспекты гуманизации последипломного педагогического образования»

УДК: 378.046-021.68-051:502(09)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИЗАЦИИ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.Я. Жорова, Коммунальное высшее учебное заведение «Херсонская академия непрерывного образования» Херсонского областного совета, (Херсон, Украина), е-mail: zhorova_i@mail.ru

Резюме. В статье определены особенности гуманизации учебного процесса в учреждениях повышения квалификации на основе аксиологического, акмеологического и андрагогического подходов. Рассмотрены эффективные образовательные технологии практико-ориентированной учебной деятельности слушателей.

Ключевые слова: гуманизация последипломного педагогического образования, аксиологический подход, акмеологический подход, андрагогической подход, технология организации группового взаимодействия, технология кооперативного обучения, технология организации самостоятельной работы.

Интенсификация процессов в образовательном пространстве Украины акцентирует внимание общества на необходимости непрерывного образования педагогов, которое является важным условием развития личности и ее творческого потенциала. Последипломное образование продолжается в течение профессиональной деятельности учителя и обеспечивает необходимое научно-методическое сопровождение развития педагогического профессионализма. Непрерывность последипломного образования педагога направлена не только на последовательное профессиональное совершенствование, обогащение и обновление знаний, но и на развитие личностных качеств, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение социальной защиты и самореализации в процессе профессиональной деятельности.

Подъем образования на качественно новый уровень, возрождение и развитие национальной системы образования взаимосвязаны с ее гуманизацией, смещением личности в центр интересов государства, его образовательной политики и учебных процессов в каждом из звеньев системы непрерывного образования. Развитие личности обучаемого должно превратиться в цель функционирования образовательных систем.

В этом контексте особое значение приобретает проблема гуманизации педагогического образования, поскольку воспитывать личность может только личность. Следовательно, гуманизация современной школы начинается с гуманизации образования учителей.

Проблемам образования взрослых, специалистов с определенным жизненным и профессиональным опытом посвящены работы С.И.Змеевого, Н.Г.Ничкало, В.В.Олийника, Н.Г.Протасовой. Теоретические и методические основы образования взрослых освещены также в трудах А.И.Анциферовой, С.Г.Вершловского, В.Б.Гаргай, Ю.М.Кулюткина, О.В.Онушкина, В.Г. Сухобской, Ю.В.Укке.

Ученые Г.О. Бермус, К.В. Бондаревская, М.В. Кларин, М.Ю. Красо-вицкий, Т.И. Сущенко, К.П. Тонконогая в своих работах рассматривают проблемы гуманизации образования и личностного ориентированного процесса обучения в системе последипломного образования педагогических кадров. Следует заметить, что исследователи уделяли внимание, главным образом, общим подходам и теоретическому обоснованию гуманизации образования дипломированных педагогов, технологические же вопросы реформирования данной отрасли образования педагогических кадров остаются не достаточно разработанными.

В статье рассмотрены современные образовательные технологии, которые могут быть использованы в системе последипломного образования педагогов в контексте современных гуманистических тенденций.

Философия образования и образовательная политика украинского государства всегда основывались на социоцентрическом подходе, который акцентировал внимание на максимальной общественной пользе человека и предполагал, что результатом образования является овладение определенными знаниями, умениями и навыками.

Однако, современное общество заинтересовано в преодолении чрезмерной технологизации образования. Так, Е.П. Голобородько отмечает, что «... в психолого-педагогической науке разрабатываются теоретико-методологические основы педагогики «сильного духовного действия». Вводится категориальное понятие «дело жизни», которое предусматривает переориентацию с когнитивно-интеллектуальных на эмоционально-этические духовные основы... Ведь это заложено в сути нашей отечественной педагогики - личностноцентрированой в отличие от западноевропейской - технологически центрированной» [1, с. 84].

Не вызывает сомнения, что изменение одной парадигмы на другую обусловливает реконструкцию всей области педагогических знаний на но-

вых принципах, а именно: формирование новых знаний о личности, источниках ее саморазвития, процессе непрерывного профессионального усовершенствования и т.д.

Так, в научных трудах определена и обоснована закономерность процесса возрастания образовательных потребностей, состоящая в том, что чем выше образовательный уровень личности, тем активнее она стремится к продолжению образования. При этом образование не только удовлетворяет и развивает профессиональные и духовные потребности специалиста, но и стимулирует развитие новых. Таким образом, в области образования проявляется закон возрастания образовательных потребностей, что является мощным механизмом развития системы последипломного образования педагогов вообще и повышения квалификации, в частности [3].

Гуманистическая методология расширяет понимание сути профессионально-педагогической деятельности и рассматривает её сквозь призму личностных структур педагогической деятельности, акцентируя внимание на том, что учитель не только технологически выполняет профессиональные задания. Но и активно переосмысливает на рефлексивной основе компоненты педагогического процесса, придавая им личностный характер, проявляя, таким образом, педагогическое творчество, на основе самоорганизации [2]. Методологическое значение гуманистических ориентиров в контексте исследования профессионализма педагогов определяется ценностными основами, что обуславливает ценность аксиологического подхода.

Аксиологический подход позволяет рассматривать профессиональное развитие педагога со стороны ценностной сферы личности. Такой подход предусматривает смещение технократических тенденций в понимании успешности педагогического труда на формирование определённых ценностных доминант, которые должны обеспечить социальную и профессионально значимую направленность жизненной активности учителя.

Исследователи отмечают разнообразие и противоречие педагогических ценностей. Однако, рассматривая их как условие и определённый вид профессиональной деятельности, разделяют педагогические ценности на уровни: индивидуально-личностный (аксиологическое «Я» педагога), профессионально-групповой (совокупность принципов, которые регулируют педагогическую деятельность в отдельных профессиональных группах), социально-педагогический (характер и содержание общественного сознания). Таким образом, в процессе педагогической деятельности объ-

ективные педагогические ценности субъективируются на практике, что обуславливает формирование индивидуальной концепции смысла профессионально-педагогической деятельности учителя и является показателем его педагогической культуры и личностно-профессионального развития [5].

Как показывают научные исследования, верхнего предела совершенства не существует, человек, специалист-профессионал совершенствуется на протяжении всей своей педагогической карьеры, поэтому проблемы личностно-направленного образования и обучения педагога в системе последипломного образования и повышения квалификации в частности, приобретают в современных условиях общегосударственное значение.

Именно поэтому наше время фокусирует внимание на проблеме профессионального развития личности в плоскости акмеологического подхода, который раскрывает образовательную деятельность педагога сквозь призму самосовершенствования человека в образовательном пространстве, достижения им высокого интеллектуального, профессионального и духовного развития. Приоритетными признакам акмеологического подхода в последипломном образовании является совершенствование человека на всех этапах его жизни, возможность личностного и профессионального развития в деятельности групп; оптимистический взгляд на человека и его будущее.

Вопросы гуманизации среднего и высшего образования сейчас достаточно освещены с точки зрения технологии внедрения, но они чаще малопригодны в системе образования взрослых и не рассчитаны на ее специфику. Вместе с тем, очевидно, что рассматривать сегодня вопрос образования отдельно от проблемы реформирования системы последипломного образования педагогов в направлении ее гуманизации просто невозможно. В этом контексте целесообразно акцентировать внимание на научных разработках, посвященных особенностям обучения взрослого человека с базовым образованием и профессиональным опытом, а именно на андрагогическом подходе.

Определение сущности андрагогического подхода обусловлено такими характеристиками взрослого человека как: самостоятельность в принятии решений; опыт как источник знаний; прагматичность в формировании мотивов к обучению; практичность полученных знаний.

Таким образом, актуализируется вопрос повышения эффективности современного последипломного образования педагогов, что требует не

только осознания особенностей образования взрослых, специалистов с определенным жизненным и профессиональным опытом, но и учет этого в процессе обучения. Также необходима разработка новых методик, технологий обучения, адекватных системе национального образования, конкретным условиям жизни и труда педагогов. Таким образом, реализация андрагогического подхода в последипломном образовании педагогических кадров исключает стандартизацию учебного процесса и предусматривает разнообразие моделей обучения, носит вариативный характер в зависимости от степени взросления человека, развития его личности, обогащения жизненного и профессионального опыта.

Итак, уточнив концептуальные основы развития гуманистически ориентированного последипломного педагогического образования целесообразно проанализировать практический инструментарий реализации обозначенных выше методологических принципов.

Сопоставление качественных характеристик существующих тенденций развития образования и развиваемых в настоящий момент инновационных технологий обучения в информационном пространстве последипломного образования позволило выделить эффективные образовательные технологии организации практико-ориентированной учебной деятельности педагогов-слушателей, имеющие значительный стимулирующий и развивающий потенциал.

По типам взаимодействия между субъектами образовательного процесса и образовательной средой можно выделить следующие группы образовательных технологий: технологии организации группового взаимодействия, технологии кооперативного обучения, технологии организации самостоятельной работы слушателей.

Технология организации групповой деятельности - в учреждениях последипломного образования основывается на взаимодействии слушателей с целью достижения профессионально значимого результата.

Эффективности ее реализации способствуют некоторые факторы, а именно: организация коллективной познавательной деятельности педагогов, обеспечение позитивного эмоционального микроклимата, четкое распределение функций, осуществление взаимодействия, требующего индивидуальной ответственности каждого, рефлексия групповой работы, предусматривающая как анализ результатов коллективной работы, так и самоанализ.

Одним из вариантов организации групповой деятельности является технология кооперативного обучения, подразумевающая работу в малых группах.

Следует отметить, что форма взаимодействия слушателей в группах может быть разной: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая. Совместно-индивидуальная форма предусматривает представление итогов собственной деятельности каждого участника, которые обсуждаются, и избирается целесообразный вариант (наиболее характерно для технологии организации группового взаимодействия). При совместно-последовательной - результат деятельности каждого участника является фрагментом, необходимым для построения общего ответа (наиболее характерно для технологии кооперативного обучения). Совместно-взаимодействующая форма обуславливает выбор определенных аспектов решения задачи, на основе которых принимается групповое решение.

Технологии организации самостоятельной работы слушателей позволяют стимулировать активность, самостоятельность, познавательный интерес и являются импульсом к дальнейшему саморазвитию. Специфика последипломного педагогического образования позволяет разделить задания для самостоятельной работы на следующие группы:

1. Для овладения знаниями - работа с различными источниками информации, учебно-исследовательская работа.

2. Для закрепления и систематизации знаний - аналитическая обработка текста, подготовка ответов на контрольные вопросы и тесты, подготовка сообщений к выступлению на семинарах, заседаниях «круглого стола», конференциях, подготовка рефератов.

3. Для формирования умений - выполнение вариативных заданий и упражнений, решение ситуационных профессиональных задач, подготовка проектов по введению инноваций в образовательный процесс, выполнение выпускной работы [6].

В ряде образовательных технологий, способствующих конструктивному овладению ключевыми видами профессиональной педагогической деятельности можно выделить: технологии контекстного обучения, технологии обучения научно-исследовательской деятельности, проектные технологии.

Технология контекстного обучения, реализующаяся с помощью как традиционных, так и инновационных форм и методов обучения, подразумевает моделирование не только предметного, но и социального содержа-

ния профессиональной деятельности педагога. Перемещение слушателей в плоскость субъектов реальных педагогических ситуаций, деловых и учебных игр (игры-коммуникации, игры-защиты от манипуляции, игры для развития интуиции, игры-рефлексии и пр.), которым характерны неоднозначность и противоречивость возможных решений, а также их последующий анализ способствует значительному профессиональному развитию учителя.

Технология контекстного обучения состоит из трех базовых форм деятельности: учебная деятельность с ведущей ролью лекций и семинаров; квазипрофессиональная, воплощающаяся в играх, спецкурсах, спецсеминарах; учебно-профессиональная (практика на базе учебных учреждений) [4].

Проектная и исследовательская деятельности в силу своих особенностей позволяют обеспечивать включенность педагога в актуальную образовательную и социокультурную проблематику; овладение им современным знанием и другими интеллектуальными средствами; адекватное современной образовательной ситуации профессиональное развитие педагога; создание качественного продукта профессиональной деятельности (новое качество образования учеников и выпускников школы); развитие внутреннего потенциала педагога.

Использование проектной технологии в учреждениях последипломного образования как особого вида интеллектуальной деятельности, предоставляет возможность проектирования объекта (уровня развития), перспективного планирования, практической направленности, исследовательской работы. Как наиболее эффективные зарекомендовали себя следующие формы проектных технологий: описание собственного педагогического опыта; авторская программа факультатива, спецкурса или кружка; методические рекомендации преподавания предмета (темы); методические разработки уроков.

Основными идеями исследовательского метода обучения являются использование научного подхода к решению педагогических задач, т.е. построение работы слушателей на логике проведения классического научного исследования с использованием всех методов и приемов научного исследования.

Профессионально-личностному развитию педагогов способствует также использование технологии развития системного и рефлексивного, в том числе критического, мышления, технологии эвристического обуче-

ния, технологии продуктивного обучения, технологии игрового моделирования.

Технология развития критического мышления предусматривает рефлексивное взаимодействие субъектов образовательного процесса на всех этапах обучения: совместная постановка целей, совместная учебная деятельность, определение степени достижения запланированных результатов (рефлексия).

Следует отметить, что реализация технологии критического мышления в работе с педагогами позволяет использовать множество различных методов обучения (дискуссии, проекты, портфолио, кейс-метод, круглые столы и т.д.), обеспечивая при этом открытость и индивидуальный характер мышления.

Применение данной технологии в учебном процессе учреждений последипломного педагогического образования позволяет организовать целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой интеллектуальная работа слушателей приводит их к решению насущных профессиональных проблем.

Технологии эвристического обучения учителей направлены на развитие продуктивных процессов мышления для предоставления педагогам возможности овладения новыми, более рациональными вариантами действий в нестандартных педагогических ситуациях.

Наиболее широко применяемым методом эвристического обучения является метод «мозгового штурма», активизирующий коллективную творческую деятельность. Отличительной особенностью его использования является проблемность поисковой задачи и возможность выбора различных вариаций её решения, даже те, которые гипотетически не могут быть результативными. Далее следует всестороннее обсуждение каждой идеи и выводы о целесообразности применения избранного варианта. Это даёт возможность педагогам увидеть множество различных взглядов на решение одной профессиональной задачи.

Технология продуктивного обучения предусматривает организацию определенной деятельности слушателей, формирующей умения экстерио-ризировать профессиональные знания.

Одним из методов, в полной мере реализующим идеи продуктивного обучения, является кейс-метод. Его использование в учебном процессе учреждений последипломного образования дает возможность развивать у слушателей аналитические, исследовательские, коммуникативные навы-

ки, формировать умение анализировать ситуацию, планировать стратегию, принимать решение.

С методической точки зрения кейс - это специально подготовленный учебный материал, который содержит структурированное описание ситуаций из реальной практики педагогов. Кейс представляет собой единый информационный комплекс, в котором освещается определенная ситуация в разных аспектах.

В педагогической практике сложились такие виды кейсов по способу приобретения исходной информации: «полевые» (основывающиеся на фактах из реальной жизни) и «описательные» (базирующиеся на выдумке автора); по определенным целям и различают иллюстративные и обучающие кейсы.

Преимущества кейс-метода сравнительно с традиционными формами организации учебной работы со слушателями заключаются в том, что, с одной стороны, кейс-метод нуждается более жесткой структуризации информации, а с другой - создает важную часть единой информационной базы, которая в дальнейшем может использоваться педагогами [7].

Использование технологии игрового моделирования позволяет максимально приблизить учебный процесс учреждения последипломного образования не только к реальным условиям взаимодействия субъекта и объекта деятельности, но и к условиям практического взаимодействия между педагогами.

Целостное представление проблемы, формирующееся в ходе деловой игры, становится базовым для общей дискуссии и понимания ее многогранности. Происходит приобретение не столько фактического знания, сколько умения согласовывать действия при решении проблем

Проведение деловой игры подразумевает не только совместное воссоздание реальных педагогических ситуаций, но и наполнение их содержания определёнными ролями всех участников. В дальнейшем каждый из них, исходя из выбранной ролевой позиции, анализирует внешние и внутренние факторы, определяет пути разрешения проблемы, прогнозирует дальнейшее развитие событий.

Рассмотрев некоторые педагогические технологии, следует отметить многовекторность их направлений в контексте личностного и профессионального развития педагога.

Таким образом, анализ научных источников показал, что реализация гуманистической парадигмы развития последипломного педагогиче-

ского образования должна учитывать концептуальные положения аксиологического, акмеологического и андрогогическому подходов к повышению квалификации педагогических кадров.

Гуманизация последипломного педагогического образования на инструментальном уровне может быть осуществлена через системное и сбалансированное использование технологий организации группового взаимодействия, кооперативного обучения, организации самостоятельной работы слушателей, контекстного обучения, организации научно-исследовательской деятельности, развития критического мышления, эвристического и продуктивного обучения, игрового моделирования и проектных технологий.

Дальнейшие научные разработки в контексте рассматриваемой проблематики могут быть осуществлены в направлении поиска современных дистанционных технологий личностно ориентированного последипломного педагогического образования.

Литература:

1. Голобородько 6.П. Сучасн аспекти професмного становлення: реапи i перспективи // Педагопчний альманах: зб. наук. пр. / редкол. В.В. Кузьменко (голова) та к - Херсон: Р1ПО, 2010. D Випуск 5. - С. 83-86.

2. Гузм Н.В. Катеп^я професiоналiзму в теори i практик пщготовки майбутнього педагога : дис. ... доктора пед. наук : 13.00.04 / Наталiя Ва-^вна Гузк - К., 2007. - 475 с.

3. Зубко А.М. Андрагопчн засади Ыформацмного зв'язку у процес навчання в сист^ пщвищення квалiфiкацií педагопчних кадрiв / А.М. Зубко // Педагопчний альманах: зб. наук. пр. / редкол. В.В. Кузьменко (голова) та к - Херсон: Р1ПО, 2010. - Випуск 8. - С. 82-87.

4. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина. - Часть 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/index.html (дата обращения: 19.02.2014).

5. Мариновська О.Я. Формування готовност вчителiв до проектно-впроваджувально'|' дiяльностi: теорiя i практика: монографiя / Оксана Яювна Мариновська. - 1вано-Франмвськ: Симфоыя-форте: Полтава: Довктля-К, 2009. - 500 с.

6. Мезенцева О.И. Специфика организации самостоятельной работы педагогов в системе последипломного образования / О.И. Мезенцева //

Начальная школа. - №10. - 2012. - С.1-5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.school2100.ru/upload/iblock/a73/a73ccf9cb4402bd18f2095e8 e3538eec.pdf (дата обращения: 22.02.2014).

7. Присяжнюк Ю.С. Використання Ыновацмних технологiй у пюляди-пломнiй педагогiчнiй освiтi [Электронный ресурс] / Ю.С. Присяжнюк. - Режим доступа: http://virtkafedra.ucoz.ua/el_gurnal/pages/vyp6/prisjagnuk.pdf (дата обращения: 25.02.2014)

Zhorova I.Y. Technological aspect of humanity of postgraduate pedagogical education / I.Y. Zhorova // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 3, - 2014. - S. 20-30.

© И. Я. Жорова, 2014.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —

УДК: 37.032

ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ -СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИМИДЖА ПЕДАГОГА

М. М. Навроцкая, Коммунальное высшее учебное заведение «Херсонская академия непрерывного образования» Херсонского областного совета, (Херсон, Украина), е-mail: Romashka_flover@mail.ru

Резюме. В статье представлена одна из составляющих имиджа педагога - вербальные средства общения. Раскрыты виды педагогических рассказов и выделены барьеры в процессе общения.

Ключевые слова: имидж, педагог, общение, рассказ, барьер.

На сегодняшний день важной задачей общеобразовательных учреждений является подготовка подрастающего поколения к умению ориентироваться в обществе, находить и использовать необходимую информацию для решения как учебных, так и жизненных ситуаций. Конечно, подготовить такого школьника сможет только высококвалифицированный педагог. Изменение информации, технологий выдвигают новые требования обще-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.