Научная статья на тему 'Развитие педагогического профессионализма: гуманистический подход'

Развитие педагогического профессионализма: гуманистический подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PEDAGOGICAL PROFESSIONALISM / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / AXIOLOGICAL APPROACH / АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / УЧРЕЖДЕНИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / POSTGRADUATE TEACHER TRAINING INSTITUTIONS / АCMEOLOGICAL APPROACH / АNDRAGOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жорова Ирина Ярославовна

В статье рассмотрены проблемы последипломного образования в Украине в контексте современных гуманистических тенденций. Определены особенности учебного процесса в учреждениях последипломного педагогического образования на основе аксиологического, акмеологического и андрагогического подходов, которые раскрывают деятельность педагога сквозь призму самосовершенствования в образовательном пространстве и особенное отношение человека с базовым образованием и профессиональным опытом к обучению. Профессиональное развитие педагога на основе аксиологического подхода рассматривается со стороны ценностной сферы личности. Такой подход предусматривает смещение технократических тенденций в понимании успешности педагогического труда на формирование определенных ценностных доминант, которые должны обеспечить социальную и профессионально значимую направленность жизненной активности учителя. Образовательная деятельность педагога на основе акмеологического подхода изучается сквозь призму самосовершенствования человека в образовательном пространстве, достижения им высокого интеллектуального, профессионального и духовного развития. Приоритетными признаками акмеологического подхода в последипломном образовании является совершенствование человека на всех этапах его жизни, возможность личностного и профессионального развития в деятельности групп; оптимистический взгляд на человека и его будущее. Развитие педагогического профессионализма на основе андрагогического подхода рассматривается с учетом особенностей обучения взрослого человека с базовым образованием и профессиональным опытом. Это предполагает смещение акцентов в последипломном образовании в направлении определения ведущей роли педагога реализации собственного обучения в курсовой и межкурсовой периоды и самообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жорова Ирина Ярославовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL PROFESSIONALISM: HUMANISTIC APPROACH

In the article issues of postgraduate education in Ukraine in the context of current humanistic tendencies are considered. Peculiarities of the training process in postgraduate teacher training institutions are defined on the basis of аxiological, acmeological and andragogical approaches, exploring teacher’s activities in the light of self-development in the area of teacher training and specific attitude of the person with basic professional education and professional experience towards training. Professional development of the teacher on the basis of axiological approach is considered from the point of the system of values of the teacher. Such approach foresees the shift of technocratic tendencies in understanding the success of teacher’s work on forming the definite value dominants aimed to provide socially and professionally meaningful orientation of teacher’s vital activity. Teacher’s educational activity on the basis of acmeological approach is studied in the light of self-perfection of the person in the area of education, reaching high level of intellectual, professional and spiritual development. The priority sign of acmeological approach in postgraduate studies is person’s perfection on all stages of his life, the possibility of personal and professional development within group activities; optimistic view as for the humans’ future. The development of pedagogical professionalism on the basis of andragogical approach is considered taking into account the peculiarities of training an adult with basic professional education and professional experience. This assumes refocusing in the area of postgraduate education on educator’s leading role towards realizing his or her own education during the course and intercourse periods, self-education.

Текст научной работы на тему «Развитие педагогического профессионализма: гуманистический подход»

УДК 378.046-021.68-051:502(09) И. Я. Жорова

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА: ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В статье рассмотрены проблемы последипломного образования в Украине в контексте современных гуманистических тенденций. Определены особенности учебного процесса в учреждениях последипломного педагогического образования на основе аксиологического, акмеологического и андрагогического подходов, которые раскрывают деятельность педагога сквозь призму самосовершенствования в образовательном пространстве и особенное отношение человека с базовым образованием и профессиональным опытом к обучению.

Профессиональное развитие педагога на основе аксиологического подхода рассматривается со стороны ценностной сферы личности. Такой подход предусматривает смещение технократических тенденций в понимании успешности педагогического труда на формирование определенных ценностных доминант, которые должны обеспечить социальную и профессионально значимую направленность жизненной активности учителя.

Образовательная деятельность педагога на основе акмеологического подхода изучается сквозь призму самосовершенствования человека в образовательном пространстве, достижения им высокого интеллектуального, профессионального и духовного развития. Приоритетными признаками акмеологического подхода в последипломном образовании является совершенствование человека на всех этапах его жизни, возможность личностного и профессионального развития в деятельности групп; оптимистический взгляд на человека и его будущее.

Развитие педагогического профессионализма на основе андрагогического подхода рассматривается с учетом особенностей обучения взрослого человека с базовым образованием и профессиональным опытом. Это предполагает смещение акцентов в последипломном образовании в направлении определения ведущей роли педагога реализации собственного обучения в курсовой и межкурсовой периоды и самообразования.

Ключевые слова: педагогический профессионализм, аксиологический подход, андрагогический подход, акмеологический подход, учреждения последипломного педагогического образования.

Модернизация системы образования характеризуется поиском фундаментальных подходов к построению учебно-воспитательного процесса и требует кардинального обновления концептуальных основ педагогической деятельности. Источники саморазвития образования находятся в интеллектуально-творческом потенциале, профессионализме учителя, поскольку он как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом любых образовательных изменений, внедряет в практику

Жорова Ирина Ярославовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента образования, проректор по научной работе (Херсонская академия непрерывного образования, Херсон, Украина); e-mail: zhorova_i@mail.ru

© Жорова И. Я., 2015

57

работы учебных заведений инновации, реализует национальные традиции в воспитании молодежи, что вызывает повышение требований к качеству педагогической деятельности.

Интенсификация процессов в образовательном пространстве Украины центрирует внимание общества на необходимости непрерывного образования педагогов, которое является важным условием развития личности и ее творческого потенциала. Последипломное образование длится в течение профессиональной деятельности учителя и обеспечивает рост уровня овладения профессией с учетом приобретенного опыта и личностных изменений, происходящих по мере взросления человека. Непрерывность последипломного образования педагога направлена не только на последовательное профессиональное совершенствование, обогащение и обновление знаний, но и на развитие личностных качеств, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение социальной защиты и самореализации в процессе профессиональной деятельности.

Подъем образования на качественно новый уровень, возрождение и развитие национальной системы образования взаимосвязаны с ее гуманизацией, смещением личности в центр интересов государства, его образовательной политики и учебных процессов в каждой из звеньев системы непрерывного образования. Развитие личности обучаемого, должно превратиться в цель функционирования образовательных систем.

В этом контексте особое значение приобретает проблема гуманизации педагогического образования, поскольку воспитывать личность может только личность. Следовательно, гуманизация современной школы начинается с гуманизации образования учителей.

Проблемам образования взрослых, специалистов с определенным жизненным и профессиональным опытом посвящены работы С. И. Змеевого, Н. Г. Ничкало, В. В. Олийника, Н. Г. Протасовой. Теоретические и методические основы образования взрослых освещены также в трудах А. И. Анциферовой, С. Г. Вершловского, В. Б. Гаргай, Ю. М. Кулюткина, О. В. Онушкина, В. Г. Сухобской, Ю. В. Укке.

Ученые Г. О. Бермус, К. В. Бондаревская, М. В. Кларин, М. Ю. Красо-вицкий, Т. И. Сущенко, К. П. Тонконогая в своих работах рассматривают проблемы гуманизации образования и личностного ориентированого процесса обучения в системе повышения квалификации педагогических кадров. Следует заметить, что исследователи уделяли внимание, главным образом, общим подходам и теоретическому обоснованию гуманизации образования дипломированных педагогов, технологические же вопросы реформирования данной отрасли образования педагогических кадров остаются мало разработанными.

В статье рассмотрены особенности развития последипломного образования педагогов в контексте современных гуманистических тенденций.

58

Философия образования и образовательная политика украинского государства всегда основывались на социоцентрическом подходе, который акцентировал внимание на максимальной общественной пользе человека и предполагал, что результатом образования является овладение определенными знаниями, умениями и навыками.

Однако современное общество заинтересовано в преодолении чрезмерной технологизации образования. Так, Е. П. Голобородько отмечает, что «в психолого-педагогической науке разрабатываются теоретико-методологические основы педагогики «сильного духовного действия». Вводится категориальное понятие «дело жизни», которое предусматривает переориентацию с когнитивно-интеллектуальных на эмоционально-этические духовные основы... Ведь это заложено в сути нашей отечественной педагогики - личностноцентрированой в отличие от западноевропейской - технологически центрированной» [1, с. 84].

Не вызывает сомнения, что изменение одной парадигмы на другую обусловливает реконструкции всей области педагогических знаний на новых принципах, а именно: формирование новых знаний о личности, источниках ее саморазвития, процессе непрерывного профессионального усовершенствования и т. д.

Так, в научных трудах выведена и обоснована закономерность процесса возрастания образовательных потребностей, состоящая в том, что чем выше образовательный уровень личности, тем активнее она стремится к продолжению образования. При этом образование не только удовлетворяет и развивает профессиональные и духовные потребности специалиста, но и стимулирует развитие новых. Таким образом, в области образования проявляется закон возрастания образовательных потребностей, что является мощным механизмом развития системы последипломного образования педагогов вообще и повышения квалификации, в частности [5].

Гуманистическая методология расширяет понимание сути профессионально-педагогической деятельности и рассматривает ее сквозь призму личностных структур педагогической деятельности, акцентируя внимание на том, что учитель не только технологически выполняет профессиональные задания, но и активно переосмысливает на рефлексивной основе компоненты педагогического процесса, придавая им личностный характер, проявляя таким образом педагогическое творчество, на основе самоорганизации [3].

Анализ научных разработок, посвященных проблемам последипломного образования показывает, что ведущей идеей современности является гуманизация образования специалистов, центрирование образовательных систем на индивидуальные образовательные потребности и возможности педагогов, всестороннее и гармоничное развитие его личности в процессе образования и обучения, повышение роли самообразования в профессиональном становлении и развитии учителя. В этом

59

контексте является актуальным мнение В. В. Олийника, который считает, что категория непрерывного образования может определяться как закономерность развития общества, в котором развитие самоценности индивида является основным ресурсом создания действительно гуманистического общества [8]. Методологическое значение гуманистических ориентиров в контексте исследования профессионализма педагогов определяется ценностными основами, что обусловливает ценность аксиологического подхода.

Аксиологический подход позволяет рассматривать профессиональное развитие педагога со стороны ценностной сферы личности. Такой подход предусматривает смещение технократических тенденций в понимании успешности педагогического труда на формирование определенных ценностных доминант, которые должны обеспечить социальную и профессионально значимую направленность жизненной активности учителя.

Исследователи отмечают разнообразие и противоречие педагогических ценностей. Однако, рассматривая их как условие и определенный вид профессиональной деятельности, разделяют педагогические ценности на уровни: индивидуально-личностный (аксиологическое «Я» педагога), профессионально-групповой (совокупность принципов, которые регулируют педагогическую деятельность в отдельных профессиональных группах), социально-педагогический (характер и содержание общественного сознания). Таким образом, в процессе педагогической деятельности объективные педагогические ценности субъективируются на практике, что обуславливает формирование индивидуальной концепции смысла профессионально-педагогической деятельности учителя и является показателем его педагогической культуры и личностно-профессионального развития [7; 10].

Как показывают научные исследования, верхнего предела совершенства не существует, человек, специалист-профессионал совершенствуется на протяжении всей своей педагогической карьеры, поэтому проблемы личностно-направленного образования и обучения педагога в системе последипломного образования и повышения квалификации в частности приобретают в современных условиях общегосударственное значение.

Именно поэтому наше время фокусирует внимание на проблеме профессионального развития личности в плоскости акмеологического подхода, который раскрывает образовательную деятельность педагога сквозь призму самосовершенствования человека в образовательном пространстве, достижения им высокого интеллектуального, профессионального и духовного развития [9]. Приоритетными признаками акмеологиче-ского подхода в последипломном образовании является совершенствование человека на всех этапах его жизни, возможность личностного и профессионального развития в деятельности групп; оптимистический взгляд на человека и его будущее.

60

Акмеология определяется как «отрасль научного знания, комплекс научных дисциплин, объектом изучения которых является человек в динамике самоактуализации творческого потенциала, саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различных жизненных сферах самореализации, в том числе в образовании, самостоятельной профессиональной деятельности, системе повышения квалификации» [6, с. 27— 28].

Научные исследования на основе акмеологической методологии являются особенно актуальными с позиции определения мотивов в стремлении достичь вершин совершенства. В частности, различают такие мотивы-стремления человека к акме: стремление к профессиональному росту (самовыражение); стремление к социальному росту (самоутверждение). Акмеологи акцентируют внимание на том, что успешность продвижения к акме обусловлена достижением максимальной гармонии между профессиональным и социальным ростом, в первую очередь, на внутреннем уровне.

Исследования в области акмеологии позволяют различать взрослость как количество прожитых лет и зрелость, как качественный показатель жизненного и профессионального опыта. Ученые определяют, что период зрелости у человека может наступить в возрасте между 20 и 60 годами и делиться на интервалы (фазы) в 7 — 10 лет. Каждая фаза завершается кризисом развития, сопровождается скачком из низшей возрастной фазы на высшую и обусловлена наличием энергопотенциала для возрастного новообразования [7].

Акмеологический подход к реализации потенциала педагога в последипломном образовании определяет следующие закономерности:

- зрелость личности учителя является важным фактором его профессионального становления;

- личностное развитие находится в зависимости от процесса профессионализации;

- особенности личности учителя влияют на процесс и результаты его профессиональной деятельности;

- формирование и развитие личности происходит в процессе профессиональной деятельности и подвергается воздействию [6].

Вопросы гуманизации среднего и высшего образования сейчас достаточно освещены с точки зрения технологии внедрения, но они чаще малопригодны в системе образования взрослых и не рассчитаны на ее специфику. Вместе с тем, очевидно, что рассматривать сегодня вопрос образования отдельно от проблемы реформирования системы последипломного образования педагогов в направлении ее гуманизации просто невозможно. В этом контексте целесообразно акцентировать внимание на научных разработках, посвященных особенностям обучения взрослого человека с базовым образованием и профессиональным опытом, а именно на андрагогическом подходе.

Определение сущности андрагогического подхода обусловлено такими характеристиками взрослого человека, как самостоятельность в

61

принятии решений; опыт как источник знаний; прагматичность в формировании мотивов к обучению; практичность полученных знаний.

Особое отношение человека с базовыпм образованием и профессиональным опытом к обучению обусловливают андрагогические принципы организации образовательной деятельности, отличающиеся от педагогических. Так, педагогические принципы, реализуемые в процессе первичного профессионального образования, основаны на восприятии социального опыта, поэтому ролевая позиция обучающегося в основном является пассивной, что обусловлено несформированностью профессионально ориентированных знаний, умений и навыпков. Тогда как «взрослый человек воспринимает себя самостоятельной, является самоуправляемой личностью, имеет достаточный запас жизненного, профессионального опыта, помогает осуществлять самоанализ и целеполагание образовательной деятельности, готов к учебной деятельности, с помощью которой можно решать профессиональные проблемы, достичь конкретных целей; пытается применять в своей практике полученные знания и навыши» [2, с. 14].

Определенные характеристики взрослого человека, его отношение к процессу и результатам образовательной деятельности обусловливают андрагогический принципы обучения:

- собственный жизненный и профессиональный опыт - важнейший источник получения знаний;

- опыт коллег как источник знаний;

- актуальность групповой работы и совместной деятельности обучающегося с тем, кто учит;

- индивидуализация обучения, учитывающая уровень подготовки, опыт и особенности личности того, кто учится;

- прагматическое целеполагание образовательной деятельности;

- переориентация с аккумуляции знаний на их практическое использование;

- процесс обучения как часть и стимул самообразовательной деятельности (развитие образовательных потребностей) [4].

В контексте указанных андрагогических принципов обучения актуализируется вопрос повышения эффективности современного последипломного образования педагогов, что требует не только осознания особенностей образования взрослых, специалистов с определенным жизненным и профессиональным опытом и учета этого в процессе обучения. Также необходима разработка новых методик, технологий обучения, адекватных системе отечественного образования, конкретным условиям жизни и труда педагогов. Таким образом, андрагогический подход должен стать основой функционирования системы повышения квалификации педагогических кадров. Технологии и методики обучения специалистов должны разрабатываться с учетом конкретных особенностей данной системы, а их внедрение предполагает вдумчивое творческое сотрудничество ученых,

62

практиков последипломного образования, его организаторов и самих слушателей.

Таким образом, реализация андрагогического подхода в последипломном образовании педагогических кадров исключает стандартизацию учебного процесса и предусматривает разнообразие моделей обучения, носит вариативный характер в зависимости от степени взросления человека, развития его личности, обогащения жизненного и профессионального опыта.

Анализ научно-методических источников позволяет сделать вывод о том, что на современном этапе развития общества система последипломного образования занимает особое место в становлении личности педагога, способствует реализации духовного потенциала и профессиональному совершенствованию. Акмеологический подход в непрерывном образовании учителей способствует осознанию ими закономерностей саморазвития и движения к продуктивной творческой деятельности как вершине профессионализма. Организация образовательной деятельности педагогов на андрагогический началах предполагает смещение акцентов в последипломном образовании в направлении определения ведущей роли учителя по реализации собственного обучения в курсовой и межкурсовой периоды и самообразования.

Перспективы дальнейшей научной разработки этой проблемы видятся в глубоких теоретических и практических разработках по развитию профессионализма педагогов и специфики организации их образовательной деятельности с учетом достижений аксиологии, акмеологии и андрагогики.

Список литературы

1. Голобородько £. П. Сучаст аспекти професшного становления: реалп i пер-спективи / / Збiриик наукових праць. Педагопчний альманах / редкол.

B. В. Кузьменко (голова) та ш.; ГОвденноукр. регiои. iи-т пiслядиплом. освии пед. кадрiв. Випуск 5. Херсон: Р1ПО, 2010. С. 83 — 86.

2. Городова Н., Кучерявий О. Андрагопка, або Елiксир професiоиалiзму. Модель особисткно орieитоваиоi' пiдготовки педагогiчиих кадрiв до творчо'' дiяльиостi / / Управлшня освiтою. 2002. Число 17. С. 12 — 15.

3. Гузш Н. В. Категорiя професiоиалiзму в теорп i практицi пiдготовки майбут-нього педагога: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04. К., 2007. 475 с.

4. Жорова I. Я. Розвиток професiоналiзму педагога в контекста парадигм тслядипломно'' освии початку XXI столггтя / / Збiрник наукових праць. Педагопчний альманах / редкол. В. В. Кузьменко (голова) та ш.; Пвденноукр. репон. ш-т тслядиплом. освiти пед. кадрiв. Випуск 10. Херсон: Р1ПО, 2011.

C. 290 — 294.

5. Зубко А. М. Андрагопчт засади шформацшного зв'язку у процеа навчання в системi пiдвищеиия квалiфiкацii' педагогiчиих кадрiв / / Педагопчний альманах: зб. наук. пр. / редкол. В. В. Кузьменко (голова) та ш. Випуск 8. Херсон: Р1ПО, 2010. С. 82—87.

63

6. Кузьмина Н. В., Пожарский С. Д. Основание фундаментальной и синегрети-ческой акмеологии / / Акмеолопя — наука ХХ1 столотя: мiжнар. наук.-практ. конф., зб. матер. / ред. кол.: З. Оверс, Е. Белкша, Г. Данилова та ш. К.: КМПУ iменi Б. Д. Гршченка, 2005. Розд. 1. С. 14 — 51.

7. Мариновська О. Я. Формування готовноси вчителiв до проектно-впроваджувально'' дiяльностi: теорiя i практика: монографiя. 1вано-Франкiвськ: Симфонiя-форте; Полтава: Довкшля-К, 2009. 500 с.

8. Олшник В. В. Безперервна освиа / / Свiтло. 2000. № 3 (17). С. 11—15.

9. Сережникова Р. К. Ценностно-синергетический подход к организации педагогического процесса в высшей школе / / Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 77—81.

10. Серёжникова Р. К. Культура профессионально-педагогического поведения преподавателя / / Педагогическое образование и наука. 2014. № 3. С. 133—138.

* * *

Zhorova Irina Ya.

DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL PROFESSIONALISM: HUMANISTIC APPROACH

(Kherson Academy of Continuing Education, Kherson, Ukraine)

In the article issues of postgraduate education in Ukraine in the context of current humanistic tendencies are considered. Peculiarities of the training process in postgraduate teacher training institutions are defined on the basis of аxiological, acmeological and andragogical approaches, exploring teacher's activities in the light of self-development in the area of teacher training and specific attitude of the person with basic professional education and professional experience towards training.

Professional development of the teacher on the basis of axiological approach is considered from the point of the system of values of the teacher. Such approach foresees the shift of technocratic tendencies in understanding the success of teacher's work on forming the definite value dominants aimed to provide socially and professionally meaningful orientation of teacher's vital activity.

Teacher's educational activity on the basis of acmeological approach is studied in the light of self-perfection of the person in the area of education, reaching high level of intellectual, professional and spiritual development. The priority sign of acmeological approach in postgraduate studies is person's perfection on all stages of his life, the possibility of personal and professional development within group activities; optimistic view as for the humans' future.

The development of pedagogical professionalism on the basis of andragogical approach is considered taking into account the peculiarities of training an adult with basic professional education and professional experience. This assumes refocusing in the area of postgraduate education on educator's leading role towards realizing his or her own education during the course and intercourse periods, self-education.

Key words: pedagogical professionalism, axiological approach, аcmeological approach, аndragogical approach, postgraduate teacher training institutions

References

1. Goloborod'ko Je. P. Modern aspects of professional development: realities and prospects [Suchasni aspekty profesijnogo stanovlennja: realii' i perspektyvy], Zbirnyk naukovyh prac'. Pedagogichnyj al'manah, Editorial Board V. V. Kuzmenko (Chairperson), etc., Edition 5, Herson, RIPO, 2010, pp. 83 — 86.

2. Gorodova N., Cucheryvi А. Andragogy, or the Elixir of professionalism... Model of personality-oriented teacher training to creative activity [Andragogika, abo Eliksyr profesionalizmu. Mo-del' osobystisno orijentovanoi' pidgotovky pedagogichnyh kadriv do tvorchoi' dijal'nosti], Upravlenie obrazovaniem, 2002, no. 17, pp. 12-15.

64

3. Guziy N. V. Kategorija profesionalizmu v teorii' i praktyci pidgotovky majbutn'ogo pedagoga (Category of professionalism in the theory and practice of preparation of future teachers): doctoral dissertation. Kiev, 2007. 475 p.

4. Zhorova I. Ja. Development of teacher professionalism in the context of the paradigms of post-graduate education in early XXI century [Rozvytok profesionalizmu pedagoga v konteksti paradygm pisljadyplomnoi' osvity pochatku XXI stolittja], Zbirnyk naukovyh prac'. Pedagogichnyj al'manah, Editorial Board V. V. Kuzmenko (Chairperson), etc., Edition 10, Herson, RIPO, 2011, pp. 290-294.

5. Zubko A. M. Andragogical fundamentals of information communication in the learning process in the system of teacher training [Andragogichni zasady informacijnogo zv'jazku u procesi navchannja v systemi pidvyshhennja kvalifikacii' pedagogichnyh kadriv], Zbirnyk naukovyh prac'. Pedagogichnyj al'manah, Editorial Board V. V. Kuzmenko (Chairperson), etc., Edition 8. Herson, RIPO, 2010, pp. 82-87.

6. Kuz'myna N. V., Pozharskyj S. D. Foundational and enegretically of occupational [Osnovanye fundamental'noj y synegretycheskoj akmeologyy], Akmeologija — nauka XXI stolittja: mizhnar. nauk.-prakt. konf., zb. mater. (Acmeologiy - nauka XXI stoletiy: Mignar. nauk. — pract. Konfer., zb. mater.), ed. col.: S. Sievers, A. Belkin, D. Danilov et al., Kiev, KMPU imeni B. D. Grinchenko, 2005, Sec. 1, pp. 14 — 51.

7. Marynovs'ka O. Ja. Formuvannja gotovnosti vchyteliv do proektno-vprovadzhuval'noi' dijal'nosti: teorija i praktyka (Formation of readiness of teachers to design and innovation: theory and practice), the monograph. Ivano-Frankivsk, Poltava, 2009. 500 p.

8. Olijnyk V. V. Continuing education [Bezperervna osvita], Svitlo, 2000, no. 3(17), pp. 11—15.

9. Serezhnikova R. K. Value-a synergistic approach to organization of educational process in higher school [Tsennostno-sinergeticheskiy podkhod k organizatsii pedagogicheskogo protsessa v vysshey shkole], Vysshee obrazovanie v Rossii, 2012, no. 3, pp. 77 — 81.

10. Serezhnikova R. K. The culture of professional and pedagogical behaviour of the teacher [Kul'tura professional'no-pedagogicheskogo povedeniya prepodavatelya], Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2014, no. 3, pp. 133—138.

■k -k -k

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.