УДК 378 ББК 74.580.22 З 29
Л.Р. Заоева
Связь обучения и воспитания в процессе подготовки специалистов на юридическом факультете
(Рецензирована)
Аннотация:
В статье поднимается проблема кризисной ситуации в области духовной жизни современной молодежи, в частности студентов юридического факультета. Будущие юристы должны обладать такими качествами как: высокая гражданственность, интеллектуальность, нравственность, коммуникабельность, высокая гуманистическая направленность, справедливость, принципиальность и независимость в принимаемых решениях. Сущность совместной педагогической деятельности преподавателей и помощников декана по воспитательной работе состоит в том, чтобы помочь студентам в подготовке к жизни, выработки у себя трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, природе, в проявлении активной жизненной позиции, направленной на совершенствование нашего общества, в интеграции в национальную и мировую культуру. Решение этой проблемы на факультете видится нам в совместной работе и единых требованиях преподавателей и помощников декана по воспитательной работе.
Ключевые слова:
Воспитание, образование, этика, культура речи, патриотизм, национальная культура, мировоззрения и ценностные ориентации молодежи, этнические ценности, личностные качества будущего юриста.
Наши студенты - будущие юристы. А более или менее определенную систему нрав-
юрист несет моральную и социальную ответст- ственных ценностей, свой моральный кодекс,
венность за судьбы людей, т.к. оказывает суще- который и определяет конкретную линию по-
ственное влияние на них, будучи не только ведения. Это тревожный фактор для общест-
блюстителем закона, но и одновременно высо- венного развития. Моральный плюрализм мо-
коморальной личностью, образцом гражданст- жет привести к моральной неразборчивости.
венности и нравственности для всех, с кем ему В этих условиях важное значение приобре-
придется общаться и взаимодействовать. тает воспитание и обучение студентов в едином
Мораль и право выполняют общую соци- целом.
альную функцию: регулируют поведение лю- При обучении студентов специальным
дей. дисциплинам необходимо помнить о том, что
Правовые нормы разрабатываются госу- каждый из них должен стать не только высокодарственными органами или общественными профессиональным специалистом, но и (что не
структурами. А мораль возникает, и формиру- менее важно) честным и порядочным челове-
ются стихийно в народе как продукт социаль- ком.
ной жизни общества. Тысячелетний опыт по- Мы рассматриваем цель и актуальность
колений людей вобрала в себя мораль, поэтому воспитания человека как гражданина своего
мораль лежит в основе права, а не наоборот. Отечества, как профессионала, как личности.
Мораль определяет поведение людей, а право Для современной жизни нужны самостоятель-
регламентирует его. ные, разумные, находчивые во всем, настойчиВ России сейчас господствует моральный вые в достижении своих целей и любящие труд,
плюрализм, т. е. каждая личность имеет свою умственно и нравственно развитые специали-
сты, как непосредственные участники общественной и государственной жизни. Подготовка к этому составляет основную задачу общей и профессиональной школы, для которой основополагающим должно стать основное правило гуманизма в образовании: «учитель и педагог не с предметом идет к обучающимся, а вместе с обучающимися идет к предмету».
Связь обучения и воспитания неразрывна в процессе подготовки специалистов на нашем факультете.
Помимо того, что студентов обучают профессиональной этике - требованиям нравственности, связанным со специфическими условиями деятельности данной профессии, в ходе воспитательного процесса кураторы курсов проводят беседы на темы нравственности, межнациональных отношений, также следует отметить кропотливую работу кураторов по патриотическому и эстетическому воспитанию молодежи на факультете.
Юрист должен иметь личностные качества, которые соответствуют той важной социальной роли, для выполнения которой он предназначен.
К таким личностным качествам относятся: высокая гражданственность, интеллектуальность, нравственность, развитое чувство долга и ответственность за исполнение своих обязанностей, принципиальность и независимость в принимаемых решениях, преданность своему делу, чувство непримиримости с правонарушениями, справедливость, высокая гуманистическая направленность, профессиональная этика, личная безупречность, коммуникабельность.
Точно и лаконично главную педагогическую цель в формировании личности выразил П.Ф. Каптерев:
Если реальные человеческие отношения не определяются нравственным кодексом, то он теряет всякое значение действительности и превращается в ряд отвлеченных благочестивых пожеланий, не соприкасающихся с жизнью и подлинными людскими отношениями. За познаниями истины этих отношений следует ее осуществление. (10)
Все эти качества стараются привить своим подопечным помощники деканов на своих курсах, используя для этого и индивидуальные беседы, и беседы-лекции в академических группах курса, подтверждая теорию личным приме-
ром, обращая и акцентируя внимание студентов на лучших представителях юридической профессии.
Полагается, что юрист должен знать основы философии, экономических и политических учений, психологии, научной организации управления и труда в объеме, необходимом для квалифицированного выполнения юридической работы, применения правовых норм, укрепления законности и правопорядка.
Все это студенты познают в ходе изучения общеюридических наук и отраслевых юридических паук, что дает им глубокие и прочные теоретические знания; они приобретают способность мыслить современно и экономически, разбираться в политических течениях и государственной политике, умение применять приобретенные знания в практической деятельности.
Эта задача решается в процессе профессионального воспитания студентов. Ее сущность состоит в том, чтобы помочь обучающимся в подготовке к жизни, самоопределению в ней и профессиональной деятельности; выработки у себя трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, природе, в проявлении активной жизненной позиции, направленной на совершенствование нашего общества; в интеграции в национальную и мировую культуру.
Русский православный философ И.А. Ильин писал:
Образование без воспитания - дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, сомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает проти-водуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке волка.
Человек лишенный, патриотизма, легко продаст и силы и ум, и - если сможет - богатства страны тем, кто дороже заплатит, не думая ни о современных ему соотечественниках, ни о потомках. (7)
Очень важны в этой связи именно единые требования помощников декана по ВР на курсах и преподавателей, т.к. результатов можно добиться только в том случае, когда студенты чувствуют, осязают и двойной контроль, и единые требования.
Не секрет, что некоторые из преподавателей, так называемые «урокодатели» не владеют элементарными педагогическими навыками, а ведь именно преподаватель в первую очередь должен воспитывать - и своим внешним видом, и манерой поведения и речевой культурой.
Все педагогические меры могут и должны прививать студентам интерес к изучению реалий жизни, практики, содержать острую постановку и решение волнующих их проблем. Этим обеспечивается обучающий, воспитывающий, образовательный характер педагогической деятельности.
Воспитывающее влияние оказывает также четкая организация дисциплины в деятельности учебных академических групп, умелое использование в педагогической практике как традиционных, так и инновационных методов и форм обучения, воспитания, образования и развития.
Практика педагогической работы в вузах убедительно показывает значительность воспитательного и образовательного потенциала общественной деятельности, вовлечения студентов в проведении тех или иных общественнополезных мероприятий, установление и поддержание контактов с другими организациями, детскими домами, образовательными учреждениями по спортивным, культурно - досуговым вопросам, шефским делам.
Методы и средства работы преподавателя и студента педагогически грамотны и эффективны, если выполняют не только обучающую функцию, но и образовательную и воспитательную. Это достигается умением преподавателя так излагать материал на занятиях, чтобы воздействовать не только на интеллект студентов, но и на их побуждения, чувства, волю и другие качества, не только передать определенную сумму знаний, но и научит их думать, логично мыслить, грамотно вести дискуссию с собеседником, развивать профессиональное мышление, формировать определенное отношение к явлениям, о которых идет речь на занятиях, побуждать к действиям.
Преподаватели, выполняя социальный заказ государства на подготовку специалистов различных образовательных уровней, должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям. Главное из них - быть личностью и профессионалом.
Современное юридическое образование призвано обеспечить первенство профессионального воспитания, отвечающего государственной политике в области образования, где ведущим принципом провозглашен «гуманистический характер образования». (10)
Профессионализм преподавателя определяется двумя равноценными слагаемыми: профессиональная компетентностью - глубокими знаниями своего предмета в сочетании с широким научным кругозором; психолого-педаго-гической подготовленностью - высокой педагогической культурой преподавателя, составляющими которой являются: педагогическая направленность личности преподавателя, педагогические способности, педагогическое мастерство, культура и психотехника педагогического труда.
Сейчас очень много говорится о профессиональной этике, а разве деловые отношения между преподавателями и студентами выпадают из этого понятия?
Этика - это «учение о приложении общих понятий о нравственности к той или иной отрасли специфической деятельности. Этика -философская наука, изучающая мораль, нравственность (3).
Одним из проявлений нравственности является этикет. Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.
А вот учить этикету подрастающее поколение, прививать им нормы нравственного поведения - это одна из главных задач преподавателей вузов.
О значении нравственного воспитания говорил и К.Д. Ушинский:
Мы смело, высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов. Чем сильнее в человеке нравственность, тем легче ему в самом себе рассмотреть ее требования и то, что может быть приложено к каждому члену общества. (11)
Элементарно сделать замечание студенту не только на занятиях, но и во внеучебное время, объяснить правила поведения, исправить речевые ошибки - все это должно сопутствовать основным функциям преподавателя.
На формирование у студентов личностно значимых качеств большое значение оказывает личность педагога, его профессионализм, высокий авторитет, педагогический такт и, конечно, человеколюбие. Все это, несомненно, передается студентам. Ведь их жизнь в стенах вуза в течение всего периода учебы отражается на формировании личности каждого. Выпускник образовательного учреждения выходит в жизнь с определенной профессией и комплексом необходимых юристу профессиональных и личностных качеств. Это свидетельствует о том, что вуз обладает значительным потенциалом для формирующих влияний на личность. Однако, на этом процесс формирования личности не прекращается. Изменения в личности происходят непрерывно, в течение всей жизни. Об этом ярко свидетельствуют слова В.А. Сухомлин-ского: человека « воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимолетно». (9)
Да, умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи - своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых разных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей, журналистов. В первую очередь - преподавателей, потому что все другие профессии - суть производные от первой. Именно преподаватель должен владеть в совершенстве культурой речи, т. к. по роду своей деятельности организует и направляет научную работу и творчество своих подопечных, воспитывает, заботится, оказывает различные услуги. Следует обучать студентов, воспитывая и развивая их речевую культуру. Прививать этические нормы общения - речевой этикет, включая такие понятия как речевые формулы приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления и т.п.; обращения на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формы обращения и др., напоминая при этом, что этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на «повышенных тонах» (2).
Причем делать это ненавязчиво, в ходе обучения специальным дисциплинам, помня, что главное в этом процессе - личный пример. Но ни в коем случае не диктуя, не довлея, не навязывая.
Может ли студент высказывать мнение, не соответствующее взглядам преподавателя?
Умственному развитию человека содействуют образования, воспитание и обучение в целом. Опыт показывает: когда человек побуждается к эвристическому мышлению, обучение и воспитание идут в единстве. Если же педагогические воздействия проводятся шаблонно, путем формального пересказа положений из учебных пособий, сообщение готовых ответов на поставленные вопросы, о развития умственных сил обучающихся не происходит - они привыкают к интеллектуальному иждивенчеству и, как следствие, к умственной беспомощности при принятии самостоятельных решений, формулировании выводов.
Преподаватель должен поощрять самостоятельное мышление своих студентов.
Потому что, если он будет заставлять придерживаться только своего собственного мнения, то, что может получиться с тем студентом, когда он выйдет из стен ВУЗа, окажется рядом какая-то сильная, но дурная личность, которая будет внушать ему свои мнения. Он не сможет им противостоять. Да ему нечего противопоставить, потому, что у него нет ничего своего.
Ведь если человек не может отстаивать свое мнение, а умеет только слушаться, он может послушаться дурного человека, забыв о своей чести.
Умение отстаивать свою точку зрения - это очень важно в нашей государственной и общественной жизни.
А ведь все, о чем говорилось выше, это культура во всем многозначиии этого слова.
К сожалению, в настоящее, очень непростое время, время морального плюрализма, многое если не утрачено, то подзабыто и многому-многому нужно учить студентов.
Куда, куда идти теперь?
Уж новый быт стучится в дверь.
Эти слова Н. Заболоцкого как нельзя лучше отражают нынешнее состояние нашей молодежи. (4)
Мы являемся свидетелями того, что социально-экономические трансформации в стране негативно сказались на мировоззрении и ценностных ориентациях молодежи. Незыблемые в недавнем прошлом высшие духовные ценности поколеблены. Причина тому и в интериориза-ции российской молодежью современных ценностей, в просчетах политики реформирования (6).
Говоря об особенностях воспитательного процесса необходимо выделить следующее: потребность в использовании особых форм и методов профессионального воспитания, которые наилучшим образом воспринимаются студентами; гибкое сочетание воспитательной роли коллектива на основе его самоуправления с дифференцированным, индивидуальным подходом к личности каждого студента; грамотное использование помощи и поддержки различных организаций и общественных формирований для повышения эффективности и качества воспитательной работы в образовательных учреждениях.
Профессиональное образование (в том числе и юридическое) станет целостным и эффективным только тогда, когда оно будет духовным.
Воспитание студентов технологически осуществляется в процессе занятий при любой форме обучения и в каждой теме занятия. Наряду с этим преподаватели и кураторы ведут воспитательную работу со студентами во вне-учебное время, используя при этом специально ориентированные преимущества на воспитание публичное, курсовые и групповые собрания студентов, « круглые столы» с участием ученых, юристов, ветеранов правоохранительных органов; встречи с опытными практическим работниками, деятелями искусства, артистами театра и кино, представителями государственной власти и прессы; групповые и индивидуальные познавательные беседы.
Практически каждое педагогическое воздействие содержит в себе разносторонний материал для решения воспитательных и образовательных задач. Социально-экономические, технические, общенаучные знания, которыми овладевают люди, отражают историю и характер, специфику современной эпохи, расстановку политических сил в мире, состояние мировой и национальной экономики, уровень разви-
тия науки и техники, помогают студентам понимать и объективно оценивать жизненные явления и процессы, на основе которых формируется научное мировоззрение, взгляды, убеждения, реализуемые в социальной активности человека, в развитии его личности.
Научность обучения, воспитания неотделима от социального аспекта. Чем ярче и глубже раскрывается социальная значимость научных знаний, тем выше воспитывающая роль обучения, образования. Следовательно, обучение, образование будут носить истинно воспитывающий характер, тогда, когда конкретно и четко в процессе педагогического воздействия ставятся не только дидактические, образовательные цели, т. е. чему учить, но и воспитательные задачи, задачи развития личности. Реально же это делается далеко не всегда: преподаватели постоянно и довольно успешно определяют дидактические цели воздействия, но редко считают необходимым ставить специальные воспитательные задачи, хотя, как правило, осознают необходимость не просто сообщать сумму знаний, но и показывать их социальный смысл, профессиональную значимость, прививать обучающимся интерес к дальнейшему приобретению знаний, развивать у них способность самостоятельно думать, размышлять, ответственно действовать, умело работать над собой, повышать уровень своего образования.
Необходимо ежедневно, ежечасно терпеливо и доходчиво учить и объяснять элементарные вещи студентам, вверенного нам факультета.
Внушать им респект перед дисциплиной вкуса и ума, перед вековой традицией, конечно, это трудно в таких условиях, когда образование перестало быть привилегией, импонирующей как всякая привилегия, но жизненно важно и нужно, и почтенно. (4)
Что есть совесть, честь, мораль, нравственность? Все это неотъемлемые качества и настоящего человека, и высокого профессионала.
Отсутствие совестливости у людей, занятых в хозяйстве, экономике, наносит ущерб материальный. Отсутствие совестливости у людей ответственных за культуру, наносит ущерб, не выражающийся материально. Но если в экономике можно наверстать упущенное, то ущерб в культуре чаще всего невосполним. Впрочем,
без перемены климата в нашей культуре и экономика не сдвинется ни на шаг, что, собственно и происходит сейчас в нашей стране.
Ведь совесть, порядочность, честь - это качества, которыми дорожить нужно так же как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек - не человек (Д. Лихачев). (4) Уровень чести общества зависит от уровня уважения (даже почтения, поклонения) таланту; нет большего удара по чести, чем торжество посредственности. (4)
Французский мыслитель XIII в. А. Сен-Симон говорил, что положение о чести - наиболее сильный стимул нравственности, чем всякие уложения о наказании. И поэтому честь - хороший стимул дальнейшего морального совершенствования человека, залог успехов в служебной деятельности. (4)
Самое время обратиться к своим истокам, к национальной культуре, к тому, что мы называем патриотическим воспитанием. Ведь сила культуры в ее преемственности, в непрерывности ее внутреннего существования и развития, в ее порождающих и творческих возможностях.
Сущность патриотизма прекрасно выразил великий А. С . Пушкин в одном из вариантов незавершенного стихотворения, который он набрасывал в 1830 году:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века По воле Бога самого Самостоянье человека,
Залог величия его.
Исток патриотизма - Родина, будь то «малая» или «большая». Кто не любит родной уголок, кто не ухаживает за могилами родственников, тот не может стать патриотом своего Отечества. (6)
Творчество в любой сфере человеческой деятельности должно быть замешано на дрожжах культуры, пользоваться ее памятью. Поэтому культура обеспечивает движение исторического времени, создает его семантику, мерой которой являются мысли и действия. Без культуры время застывает и наступает безвре-
менье или времена временщиков. (1) Как говорится, комментарии излишни.
Мы должны преподносить студентам вместе со знаниями по специальным дисциплинам лубок Шагала из Витебска; «застенчивость чувства», которым исполнены письма людей пушкинского круга, - с орнаментальной чеканкой анапестов Н. Гумилева; точность лирического мига золотого девятнадцатого - с первозданным гулом хлебниковской звукозаписи; поднятую на свет божий улицу древнего Новгорода - с «отреставрированным» под интуристовский сувенир Старый Арбат (4); таинственные и загадочные дольмены, покрытые пылью веков с захватывающими, трогательными, произведениями Машбаша.
И, наконец, учить просто радоваться чудом, воспринявшему к новой жизни слову: таинственному и утверждающему, сердечному и героическому, печальному и веселому. (2) Удивленно и восхищенно радоваться. Как в первый раз, как в последний раз...
Конечно же, еще многое предстоит сделать и преподавателям, и помощникам декана по ВР, но следует отметить, что уже сейчас намечаются некоторые успехи в разрешении такой проблемы как упадок духовной культуры молодежи.
Так на факультете регулярно организуются и проводятся культурно-воспитательные, общественно-политические, спортивно-массовые и иные мероприятия, призванные сформировать из студентов всесторонне и гармонично развитых личностей, занимающих активную жизненную позицию.
Воспитательные мероприятия, проводимые на факультете («Посвящение в студенты», «День учителя», поздравления с профессиональным праздником работников правоохранительных органов, празднования «Дня защитника отечества», поздравление ветеранов ВОВ в День победы, опека над детьми из детского дома, спортивные состязания на «Дне здоровья» и т.д.) направлены на формирование у студентов чувства патриотизма, гуманизма, на формирование профессиональной чести, требующей поддерживать репутацию, авторитет той профессиональной группы, к которой они будут принадлежать, получив профессию юриста.
Следовательно, единство обучения и воспитания - это одна из важнейших закономер-
ностей в педагогике, присущих любому педагогическому процессу. Рассматривая это в целом, следует иметь ввиду, что это не тождественные явления. Каждое из них имеет свою качественную определенность, свою специфику.
Анализ практики свидетельствует о том, что не изжиты факты непонимания единства педагогической работы, необходимости наполнения ее воспитывающими, обучающими, развивающими и образовательными воздействиями, что проявляется в противопоставлении обучающих мер воспитательным; в недостаточной согласованности деятельности преподавателей, педагогов по обеспечению единства обучения и воспитания учебных групп. Причина этого кроется главным образом в недостаточной педагогической подготовленности руководителей, преподавателей, родителей и других субъектов педагогической деятельности.
Опыт показывает, что успешнее все это решается при такой организации педагогической работы, когда руководитель, преподаватель, родитель знает и учитывает как общий уровень умственного развития студента, так и особенности его мышления; работа проходит в процессе решения познавательных задач, научного поиска, когда студенты не просто слушают и запоминают, наблюдают и копируют, а активно осуществляют поиск, как бы открывают новые знания, изыскивают нешаблонные приемы действий. При таком характере обучения, воспитания и образования развиваются ум и способности, шлифуется мышление, форми-
руется его творческий характер, закаляется воля.
Вышеизложенное убеждает в том, что когда воспитание и образование органически слиты воедино в педагогическом процессе, тогда обеспечивается системность воздействий на студента, оно усиливается, делается плодотворнее и много полезнее.
Примечания:
1. Введенская М. А. Павлова Л Л. Культура и искусство речи. Ростов н/Д. 1995г. С.138
2. . . . Москва. 2003г. С.91
3. .. . .
2000г. С.12
4. Красная книга культуры (Сост. и подгот. текста, подбор иллюстр. и предислов. В.Рабиновича) -М. Искусство, 1999г. С.38. С.149.
5. . ., . ., -
хов МА. Основы профессионал ьно-педагоги-ческой деятельности. Москва. 2002г. С. 57
6. . . -софская проблема. Майкоп. 2005г. С.90, 92.
7. Ильин ИА. Путь к очевидности. М. 1993 г. С. 309.
8. . . :
Курс лекций. М. 2000 г. С.132.
9. Сухомлинский В А. О воспитании. М. 1975 г. С. 14-15.
10. . . ,
главнейшие идеи, направления и деятели. СПб., 1914 . .153.
11. . . : 10 . -т.2. М. Л. 1948 г. С. 162.