Научная статья на тему 'Воспитание духовности как неотъемлемой части облика будущего врача: состояние, проблемы, перспективы'

Воспитание духовности как неотъемлемой части облика будущего врача: состояние, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
771
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДОЛГ / V.F. VOINO-YASENETSKY / MEDICAL STUDENTS / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / SOCIALIZATION / MORALITY / RESPONSIBILITY / OBLIGATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комова Надежда Викторовна, Зуков Руслан Александрович, Турчина Тамара Константиновна, Черданцев Дмитрий Владимирович, Приходько Елена Анатольевна

В работе показаны размышления представителей медицинских и философских наук по вопросу формирования духовности студентов. Авторы считают обязательным условием успешного результата объединение усилий всех преподавателей естественных, клинических и социально-гуманитарных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комова Надежда Викторовна, Зуков Руслан Александрович, Турчина Тамара Константиновна, Черданцев Дмитрий Владимирович, Приходько Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF SPIRITUALITY AS AN INTEGRAL PART OF FUTURE DOCTOR IMAGE: STATE, PROBLEMS AND PROSPECTS

The paper shows the thoughts of medical and philosophical sciences representatives on question of spiritual formation of students. The authors consider the obligatory term for the successful results joining the efforts of all the teachers of natural, clinical and social-humanities sciences.

Текст научной работы на тему «Воспитание духовности как неотъемлемой части облика будущего врача: состояние, проблемы, перспективы»

© КОМОВА Н. В., ЗУКОВ Р. А., ТУРЧИНА Т. К., ЧЕРДАНЦЕВ Д. В., ПРИХОДЬКО Е. А., ИВАНОВА О. Ю., ПЕТРОВА Е. О.

УДК 130.122-057.875

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТИ ОБЛИКА БУДУЩЕГО ВРАЧА: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Н. В. Комова, Р. А. Зуков, Т. К. Турчина, Д. В. Черданцев, Е. А. Приходько, О. Ю. Иванова, Е. О. Петрова ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения РФ, ректор - д. м. н. проф. И. П. Артюхов; кафедра философии и социальногуманитарных наук, зав. - д. ф. н., проф. В. И. Кудашов; кафедра онкологии и лучевой терапии с курсом ПО, зав. - д. м. н., проф. Ю. А. Дыхно; кафедра и клиника хирургических болезней имени проф. А. М. Дыхно с курсом эндоскопии и эндохирургии ПО, зав. - д. м. н., проф. Д. В. Черданцев; кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом ПО, зав. - к. м. н., доцент А. В. Шульмин; кафедра гигиены, зав. - д. м. н., проф.

С. В. Куркатов; кафедра латинского и иностранных языков, зав. - к. п. н., доцент О. А. Гаврилюк.

Резюме. В работе показаны размышления представителей медицинских и философских наук по вопросу формирования духовности студентов. Авторы считают обязательным условием успешного результата объединение усилий всех преподавателей естественных клинических и социально-гуманитарных наук.

Ключевые слов а: В. Ф. Войно-Ясенецкий, студенты-медики, духовно-нравственное воспитание, социализация, нравственность, ответственность, долг.

Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Словарь Ожегова

Слово «духовность», которое стало модным, им злоупотребляют., его затаскали, как это у нас часто бывает... Духовность - свойство природы самого человека, это то уникальное, исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить словами.

А. Мень

Красноярский государственный медицинский университет с 2007 года носит имя профессора Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого (святителя Луки). Его авторитет является истинным примером национального героя для молодого поколения врачей: хирург, лауреат Сталинской премии, ученый, святитель. Книги В.Ф. Войно-Ясенецкого «Регионарная анестезия», «Поздние резекции при инфицировании суставов» и знаменитые «Очерки гнойной хирургии» стали классикой медицины. Что дает нам это имя?

Реформы последних десятилетий затронули все стороны жизни общества, в том числе и систему медицинского профессионального образования. Вместе с позитивными результатами преобразований в здравоохранении появились и некоторые деструктивные явления: формальное отношение медицинского персонала к пациентам, низкий профессиональный статус и неуважительное отношение к больным, незаинтересованность в оказании медицинской помощи, если за нее не платят дополнительно, отсутствие доверительного контакта между врачом и пациентом, безразличие к нуждающимся в помощи людям, халатность, безответственность. Эти явления актуализируют необходимость формирования духовно-нравственных качеств личности будущего врача как основы становления всего

комплекса функций социально зрелого человека, всей системы его отношений с окружающим миром[6]. Врач, как и любой специалист, прежде всего, представитель общества, гражданин и, как бы ни высокопарно это звучало, - часть человечества. Понятно, что все профессии важны и нужны, но врачи (только учителей можно поставить рядом) необходимы абсолютно всем и всегда. Поэтому и отношение к людям этой профессии особое, они всегда «на виду», с них спрос больше, чем с кого бы то ни было.

Профессиональная деятельность специалистов медицинского профиля неизбежно включает в себя нравственную доминанту, которая реализуется в глубоком понимании «людьми в белых халатах» своего профессионального долга, в высокой профессиональной и нравственной ответственности за качество процесса и результата своей врачебной деятельности. Без сформированной системы духовных ценностей человек не сможет работать в медицине, так как врач -это не только специальность, но и призвание, служение.

Этической основой профессиональной деятельности врача являются гуманность и милосердие. Поэтому основная задача педагогов медицинского университета заключается в воспитании неравнодушного, доброго, чуткого отзывчивого, заботливого, внимательного, способного к состраданию специалиста. Духовно-нравственное воспитание личности

- сложный и многогранный процесс, включающий педагогическое и духовное влияния. Большое значение для духовнонравственного воспитания личности имеют социальные условия, биологические факторы, однако, решающую роль играет личностно-ориентированное взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени осмыслено и управляемо [5,8].

В настоящее время, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) содержание учебных дисциплин и модулей по основным медицинским специальностям предусматривает формирование не только профессиональных, но и общекультурных компетенций -понимание социальной значимости выбранной профессии,

работа в коллективе, эффективное общение с коллегами и пациентами, бережное отношение к историческому наследию и культурным ценностям, уважение к социальным, культурным и религиозным различиям, ведение здорового образа жизни - все перечисленное и определяет развитие духовности как неотъемлемой части профессионального облика будущего врача.

С 1998 года тема духовно-нравственного воспитания молодого поколения специалистов постоянно присутствует в Посланиях Президента Российской Федерации. Эти вопросы активно обсуждаются на конференциях с участием преподавателей, студентов и представителей епархии Русской Православной церкви. Прежде чем стать личностью, богатой в духовном и нравственном смысле, человек проходит долгий (можно сказать, длящийся всю жизнь) процесс социализации. Вначале - воздействие родителей, позже - школа, церковь, средства массовой информации, вся образовательная среда учебного заведения, то есть общество в целом. Формирование духовно развитого поколения будущих врачей, кому предстоит исцелять не только тела, но и души, - работа многогранная и ответственная. Каждый из учителей рано или поздно становится пациентом тех, кого он учил, а кому хочется рисковать?

Первые шаги на пути духовно-нравственного воспитания молодого поколения уже сделаны. Так, в 2008 году в нашей стране создана Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания личности гражданина в Российской Федерации [2]. В апреле 2010 года в ряде регионов страны по поручению Президента России в школах началось преподавание нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Наш край входит в число девятнадцати экспериментальных регионов [1].

Однако на фоне этих положительных тенденций нельзя забывать и о существующих проблемах, которые связаны с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины духовного кризиса заключаются в смене идеологических установок, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма и пр.). Бездуховность, низкая нравственность, а также связанная с этим преступность, (наркомания, алкоголизм и многие другие пороки) нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство [4].

На этом фоне много негативной информации о врачах. Мы являемся свидетелями того, что с каждым годом увеличивается количество выпускников медицинских вузов, которые стремятся найти себе работу, не связанную с профессией врача, объясняя это тем, что работа - сложная психологически и физически - мало оплачивается. До получения права работать врачом нужно учиться 7-8 лет, начальная заработная плата от 6 тысяч рублей - такая перспектива привлекает далеко не всех.

Во все времена в обществе господствовало мнение, что у медиков особая миссия, а потому им должно быть свойственно, в первую очередь, сострадание. Если издревле медицина считалась искусством, то в настоящее время становится ремеслом, платной услугой. Между врачом и пациентом возникли новые отношения, отношения бизнеса. Пациент все чаще оказывается в полной зависимости от морального облика врача, от того, помнит ли он о той клятве, которую давал в торжественной обстановке.

Происхождение нравственности, поиски смысла жизни, вообще проблему формирования и перспективы развития культуры многие мыслители связывали с религией. Особенно это касается русских философов XIX - начало XX вв.: П.Я. Чаадаев, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин - список можно продолжить. Такие их современники, как: А.И. Герцен, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, П.Л. Лавров,

Н.К. Михайловский - думали по-другому. Можно назвать множество образованнейших людей, которые являли высокий образец внеконфессиональной духовности. Блестящее тому подтверждение - Петр Алексеевич Кропоткин, ученый-энциклопедист и анархист, оставивший нам в наследство «Этику», где обосновал происхождение нравственности из присущего всем животным инстинкта взаимопомощи. Дальше - справедливость (равенство) и альтруизм как чисто человеческие качества, сформированные в обществе, но истоки, начало их - в природе. Иначе, пишет ученый-дарвинист, ни один из видов не смог бы выжить, да и просто существовать.

В нашу задачу не входит сейчас останавливаться на отношении к религии многих известных ученых - великие Ньютон и Эйнштейн, не исключая Творца, объясняли мир по законам физики, главной науки в естествознании. Что касается нравственности, или духовности, того, что касается человека, его отношений с миром и с другими людьми, что составляет его глубинную сущность, - все гораздо сложнее. Проще разобраться в движении планет - к тому же для этого придумано столько технических средств!

Понятие духовность чаще всего употребляется в смысле мировоззренческом, отражает как определение, так и утверждение себя в обществе, отсюда - мотивы поведения, позиция и т.д. В последние годы стала популярной попытка трактовать понятие духовность исключительно в религиозных рамках. Монополизация, чего бы это ни касалось -истины или духовности - это всегда плохо. Наша история знает много тому подтверждений. Духовность понятие настолько широкое, сопоставимое, может быть, только с такими понятиями, как природа, сознание, общество и культура. И сводить ее только к одному из источников, на нее влияющих, означало бы ограничивать возможности индивидуального самовыражения. Современное общество плюралистично, все сферы культуры тесно связаны, человек находится в состоянии свободного выбора между различными мировоззренческими установками. Главное, чтобы он оставался самим собой и проживал жизнь достойно.

Как писал один из наших современников, человеческая мудрость давно открыта, остается только приобщиться к ней. Это как нельзя лучше подходит к тому, что мы сейчас обсуждаем, к вопросу формирования духовно развитого студента. О духовности, или нравственности, писали все, кто писал о человеке, его природе, назначении, судьбе. Теория «благородного мужа» Конфуция, этика, по Аристотелю, или категорический императив Канта - разные эпохи, разные позиции. Суть одна: без нравственной основы общество не только не может быть стабильным, оно просто не может быть. Более того, вообще прогресс в широком смысле слова невозможен. Когда человечество только-только выходило из природы на путь культурного развития, оно стало производить не только продукты питания и другие необходимые предметы, оно создало основы морали. Так, принцип «не убий» остановил внутривидовую борьбу, на смену

биологической эволюции пришла другая, культурная, те популяции, которые не признавали моральных ограничений, известны разве что антропологам.

Сформировать студента, будущего врача, нравственным, духовным, порядочным можно только общими усилиями, объединившись, направив на это энергию как педагогическую, так и человеческую, не жалея времени, не отступая перед трудностями. Говорят же об «эмоциональном сгорании» хирургов - наверное, в какой-то степени это должно касаться всех, кто взял на себя ответственность воспитывать других. И еще и еще повторяем: для нашего университета огромная честь называться именем святого человека Войно-Ясенецкого - надо неустанно об этом напоминать.

Так вот, об объединении усилий в деле воспитания студентов. Есть такое понятие, как «две культуры», оно принадлежит Чарльзу Перси Сноу. Имеются в виду науки естественные и гуманитарные, интеллигенция научная и художественная. Начало этой дихотомии в тех тенденциях, которые мы наблюдаем в научном мире с тех пор, как наука появилась, - это дифференциация и интеграция научного знания. В современном обществе - это касается как Востока и Запада, так и России в частности - происходит специализация обучения. О каком принципе универсального образования может идти речь в университете, если уже в школе будущий студент того или иного специального вуза обеспокоен прежде всего тем, как сдать ЕГЭ?

В последние два - три года мы столкнулись с проблемой, что студенты первого курса не ориентируются в отечественной истории, при этом, не стесняясь своего невежества, заявляют, что они не историю пришли изучать в медицинском вузе. Есть ли выход? Надо думать всем вместе. Возможно, стоит вернуться если и не к экзамену по дисциплине «История Отечества», то хотя бы ввести дифференцированный зачет. Мы говорим: духовность связана с гуманностью, с понятиями милосердие, участие. Для того, чтобы сочувствовать, надо знать и социальные условия, в каких пациенты тех, кого мы сегодня учим, живут, болеют и умирают. В социологии есть такой раздел, как «социология медицины», из которого как раз и черпаем тот материал, который необходимо знать будущему целителю человека как существа социального. Важнейшая для студентов дисциплина «Биоэтика» особенно востребована в такое сложное время, как наше время. Здесь переплетаются медицина и мораль, жизнь и смерть, проблема личности и общества, традиций и инноваций, вопросы деонтологические и правовые.

Медицинский вуз отличается от других специальных учебных заведений тем, что и предмет изучения, и назначение профессии - человек. Поэтому здесь, как нигде, нужен именно универсальный подход к обучению, в единстве медицинских и гуманитарных наук, в тесной связи теории и практики. Будем все вместе, преподавая и общаясь, внушать на лекциях, практических и семинарских занятиях общечеловеческие нравственные истины, показывать примеры из мирового культурного наследства, из истории университетских династий.

Любовь к избранной профессии, гуманное отношение к человеку не приходят сами собой. Как бы это ни казалось, на первый взгляд, просто, но воспитание студента-медика в нравственном духе начинается со знакомства с преподавателями университета, с их тесного ежедневного взаимодействия. Совершенно очевидно, что даже форма беседы

преподавателя со студентами обладает большой силой воздействия. Личность преподавателя сама по себе является для студентов воспитательным элементом. Если будущий специалист в процессе профессиональной подготовки вступает в контакт с эрудированным, высокоинтеллектуальным, всесторонне развитым преподавателем, являющимся в какой-то степени нравственным образцом, он получает мощный стимул для своего дальнейшего развития.

Студентам V курса лечебного факультета было предложено назвать нравственные качества, какие бы они хотели видеть в преподавателях. К таким качествам студенты относят:

- морально-волевые качества: целеустремленность в осуществлении задач, твердость в убеждениях и умение отстаивать их в любых ситуациях, настойчивость и последовательность в требованиях, справедливость, рассудительность, спокойствие и самообладание как проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных ситуациях;

- эмоционально-нравственные качества: чуткость, эмоциональная отзывчивость, педагогический такт, терпеливость, живость и энергичность, приветливость, достоинство;

- мировоззренческие качества: гуманизм, патриотизм, любовь к студентам.

Педагогический коллектив университета не только готовит специалистов, способных стать конкурентоспособными, компетентными, творчески мыслящими, свободно владеющими своей профессией, современными информационными и коммуникационными технологиями, но и воспитывает духовно-нравственных, ответственных, добропорядочных граждан. Перед профессорско-преподавательским составом университета стоят задачи духовно-нравственного воспитания и формирования у студентов, таких качеств, как:

- нравственные чувства: совесть, честь, чувство долга, ответственность, гражданственность, патриотизм;

- нравственный облик: терпение, милосердие, честность, надёжность;

- нравственная позиция: способность различать добро и зло, самоотверженность, готовность к преодолению жизненных испытаний;

- нравственное поведение: готовность служить людям и Отечеству.

Сегодня развивать свою духовность нужно всем вместе - и студентам, и преподавателям. В целом, мероприятия по духовно-нравственному воспитанию, проводимые в настоящее время в нашем вузе, можно условно разделить на несколько групп:

1. Духовно-нравственное воспитание через учебный процесс на лекциях, практических и семинарских занятиях.

2. Формирование личности обучающегося в процессе его взаимодействия с преподавателями во внеаудиторное время: в студенческом научном обществе, на циклах углубленного изучения дисциплин, на конференциях и олимпиадах. Так, лечебный факультет КрасГМУ уже имеет опыт проведения учебной олимпиады, направленной на духовно-нравственное воспитание обучающихся - «Религиозные догматы как учебник общественного здравоохранения». Задачами данной олимпиады являлись: формирование у студентов толерантного подхода к различным религиям, выявление практических рекомендаций по здоровому образу жизни в постулатах различных конфессий, повышение уровня духовной культуры

и др. Использовался интересный формат мероприятия -чередование студенческих докладов с докладами преподавателей и представителей различных религиозных конфессий. Данное мероприятие позволило сплотить студентов факультета, укрепить корпоративную культуру, акцентировать внимание обучающихся на принципах здорового образа жизни и духовно-нравственном облике врача. К слову сказать, лучшим на конференции было выступление профессора В.И. Куда-шова, заведующего кафедрой философии и социально-гуманитарных наук. Он не причислил, как остальные, здоровый образ жизни к заслугам церкви, а тактично и, одновременно, категорически развел эти две самостоятельные сферы: религию и науку, веру и знание.

3. Введение в учебный план основных медицинских специальностей дисциплин, развивающих духовность и мировоззрение студентов. Хорошим примером является введение в нашем вузе в рамках ФГОС ВПО по специальности «лечебное дело» обязательной дисциплины вариативной части учебного плана «История и теория искусств».

4. В современном обществе среди форм общественного сознания определенное место занимает религия. В 2005 году в главном корпусе нашего вуза открыт храм, названный в честь выдающегося врача-хирурга и архипастыря православной церкви Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. Во время присвоения выпускникам звания врача, после торжественного произнесения слов Клятвы врача России, их благословляет митрополит, и каждому выпускнику дарится икона с изображением св. Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого).

5. Встречи с видными общественными, политическими, религиозными деятелями. Примером может служить встреча в октябре 2012 года студентов 5 курса с депутатом Государственной Думы Д. Ю. Носовым по вопросам здорового образа жизни, формирования волевых личностных качеств, волонтерской деятельности, работы фонда Д. Носова (основной целью деятельности фонда является воспитание поколения, здорового нравственно и физически). Другим примером может служит встреча студентов лечебного и педиатрического факультета с митрополитом Красноярским и Ачинским - Пантелеймоном весной 2013 года. В ходе беседы с митрополитом студенты задавали интересующие их вопросы, касающиеся эвтаназии, религии и брака, медицинской этики и деонтологии, отношения церкви к экстракорпоральному оплодотворению и др. Общение с такими личностями является стимулом для духовного формирования будущих врачей.

Таким образом, образовательная и воспитательная деятельность в нашем университете должна быть направлена на воспитание нравственных качеств личности, формирование профессиональных компетенций и развитие духовности как неотъемлемой части профессионального облика врача. Главная задача - внушить молодым людям, что врач не имеет права быть бездуховным, безнравственным - лучше пусть меняет профессию, иного, как говорится, не дано. В этой связи уместно вспомнить слова протоирея Андрея Ткачева: «Есть профессии, требующие невозможного, а именно любви. Любить должен учитель, врач, священник. Если эти трое не любят, то они не лечат, не учат и не священствуют. Профессиональные навыки нужны им не более, чем лопата землекопу. Всему остальному учит любовь и ее дети: сострадание, внимание и жертвенность» [9].

В заключение хотелось бы предложить ряд дополнительных мероприятий по улучшению духовно-нравственного воспитания в Красноярском государственном медицинском университете имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого:

1. В план воспитательной работы вуза добавить самостоятельный раздел о духовно-нравственном воспитании.

2. Для студентов 1-2 курсов ввести такую дисциплину (по выбору), как «Этика», в которой будет присутствовать элемент религиозной культуры и, подчеркиваем, основы всех религий, учитывая многоконфессиальность нашего города, края и вуза. Полученные знания обогатят духовность наших студентов и будут основой воспитания их будущих детей. Кстати, на факультете клинической психологии преподается дисциплина «История и теория религии». Считаем, что студентам других специальностей этот курс можно предложить в виде электива.

3. Из нашей работы видно, что студентам, будущим врачам, необходимо знание основ социологии, умение владеть методами социологических исследований: составить анкету, взять интервью, работать со статистическими материалами и др. Кроме того (и это главное), чтобы стать успешным в деле, которому служишь, нельзя не знать, как устроено общество, в котором ты живешь и работаешь. Социология, как и другие гуманитарные дисциплины, формирует духовность и нравственность, без чего врач превращается в ремесленника.

4. Сохранить в памяти студентов образ В.Ф. Войно-Ясе-нецкого (Св. Луки). Для этого в учебные рабочие программы кафедр философии и социально-гуманитарных наук, общественного здоровья и здравоохранения (история медицины), общей хирургии, хирургических болезней, травматологии ввести раздел о жизни и деятельности В.Ф. Войно-Ясенец-кого (Св. Луки).

5. В рамках ежегодной Всероссийской научно-педагогической конференции, проводимой нашим вузом, развивать направление, посвященное духовно-нравственному воспитанию студентов.

Подводя итоги, повторяем: формирование духовности целостного человека есть процесс творческий, сложный и ответственный, в котором взаимно переплетаются все влияния, направления и элементы культуры - религиозные и светские, либеральные и консервативные, естественнонаучные и гуманитарные, где положение, что бытие определяет сознание (К. Маркс) не перестает оставаться истиной. Закончим прекрасными словами Войно-Ясенецкого:

«Все то, что происходит в душе человека в течение его жизни, имеет значение и необходимо только потому, что всякая жизнь нашего тела и души, все мысли, чувства, волевые акты, имеющие начало в сенсорных восприятиях, теснейшим образом связаны с жизнью духа. В духе отпечатлеваются, его формируют, в нем сохраняются все акты души и тела. Под их формирующим влиянием развивается жизнь духа и его направленность в сторону добра или зла... Но здесь мы сталкиваемся с древним спором о свободе воли и детерминизме.

Только великий Кант дал глубокое решение этого спора. Свобода не может быть приписана человеку, как явлению чувственного мира, ибо в этом мире он подчинен закону причинности. Подобно каждой вещи в природе, он имеет свой эмпирический характер, которым определяется реакция его на внешние воздействия. Но духом своим человек принадлежит к миру умопостигаемому, трансцендентальному,

и потому его эмпирический характер определяется не только воздействиями внешними, но и духом его...» [7].

Великий Кант ставил практический разум (поведение человека, его поступки, нравственность) выше теоретического. Знание имеет ценность только в том случае, если оно помогает человеку стать человечнее, реализовать идею добра. Все поступки, по Канту, императивны. Императивы (повеления, требования) бывают двух видов. Есть императивы, направленные на достижение определенных целей, т.е. гипотетические: хочешь стать врачом - изучай медицину. Но есть поступки, никакой целью не обусловленные, они являются следствием категорического императива, это поступки моральные. «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать и принципом всеобщего законодательства»^]. Источником категорического императива Кант называет долг. Принимая важное решение, человек должен исходить не из соображений внешнего порядка, а исключительно из повеления долга. Чтобы не совершалось обратного, человек наделен удивительной способностью самоконтроля - совестью.

Долг, совесть. Подчинение в себе феноменального мира интеллигибельному (ноуменальному) - в наибольшей степени эти понятия связаны с медициной, самой ответственной из всех профессий. Могут возразить: врач - обыкновенный человек, многое в его работе зависит не от него, время сейчас трудное. Перечитаем Канта: человек свободен (и только поэтому он личность), он сам выбирает свою деятельность и реализует себя, совершая добро. Где ж еще можно самым прекрасным образом проявиться категорическому императиву, как не в медицине? Другими словами, где еще есть такая возможность для совершения нравственных поступков? Приводя такую большую цитату из «Критики практического разума», мы снова и снова призываем самих себя приобщаться к той мудрости, которая до нас уже была, и передавать ее студентам.

У нашего Университета счастливая судьба, нам выпала честь носить высокое имя лучшего из людей - Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. Пожелаем студентам и самим себе быть достойными.

EDUCATION OF SPIRITUALITY AS AN INTEGRAL PART OF FUTURE DOCTOR IMAGE: STATE, PROBLEMS AND PROSPECTS

N. V. Komova, R. A. Zukov, T. K. Turchina, D. V.

Cherdantsev, E. A. Prikhodko, O. Yu. Ivanova, E. O. Petrova Krasnoyarsk state medical university named after prof. V. F. Voyno-Yasenetsky

Abstract. The paper shows the thoughts of medical and philosophical sciences representatives on question of spiritual formation of students. The authors consider the obligatory term for the successful results joining the efforts of all the teachers of natural, clinical and social-humanities sciences.

Key words: V.F. Voino-Yasenetsky, medical students, spiritual and moral education, socialization, morality, responsibility, obligation.

Литература

1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. - М.: Просвещение, 2010. - 24 с.

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. - М.: Просвещение, 2009. - 28 с.

3. Кант И. Сочинения. В 6 Т. - Т. 4. - Ч. 1-2. -М.: «Мысль», 1965. - 510 с.

4. Ларичева А.В. И один в поле воин, если его дело правое, и за ним - Сам Бог [Электронный ресурс] // Православный Алексин. - №2. - 2010. - Режим доступа: http: //www.aleksin-blagochin.ru/index.php/--2010-/aleksin-ortho dox-2-2010/68-2010-04-28-13-34-56.

5. Новые образовательные технологии. - Т. I. Профессиональное образование: материалы Международной заочной научно-практической конференции. 24 декабря 2012 г. / Гл. ред. А. С. Баранов. - Чебоксары: ТТДИП«INet», 2012. - 422 с.

6. Прахина О.В. Профессиональное воспитание будущего медицинского работника в воспитательной системе ССУЗа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2011. - 28 с.

7. Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Дух, душа, тело. -М.: «ОБРАЗ», 2006. - 128 с.

8. Стрельцова В.В., Козак Т.Ю., Заякина Л.В. Духовнонравственные аспекты обучения и воспитания студентов медицинского колледжа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smedk.ru/golos.php.

9. Ткачев А. Человеческий фактор [Электронный ресурс] // Православие. Интернет-журнал. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/47774.htm.

Сведения об авторах

Комова Надежда Викторовна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.

Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел. 8 (391) 2217174, e-mail: komovanv@bk.ru.

Зуков Руслан Александрович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры онкологии и лучевой терапии с курсом ПО, декан лечебного факультета ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.

Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел. 8 (391) 2280861, e-mail: zukov_rus@mail.ru.

Турчина Тамара Константиновна - кандидат медицинских наук, профессор кафедры и клиники хирургических болезней имени проф. А.М. Дыхно с курсом эндоскопии и эндохирургии ПО ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.

Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел. 8 (391) 2201559, e-mail: tamaraturchina@rambler.ru.

Черданцев Дмитрий Владимирович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой и клиникой хирургических болезней имени проф.

A. М. Дьхно с курсом эндоскопии и эндохирургии ПО ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.

Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел. 8 (391) 2201559, e-mail: gs7@mail.ru.

Приходько Елена Анатольевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом ПО ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф.

B. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.

Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел. 8(391) 2280861, e-mail: alionaprih@inbox.ru.

Иванова Ольга Юрьевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.

Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел. 8(391) 2280861; e-mail: iwanowa.ou@yandex.ru.

Петрова Елена Олеговна - старший преподаватель кафедры латинского и иностранных языков ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.

Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел. 8(391) 2217720; e-mail: petrova07@inbox.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.