термины, новые правовые институты. Даже исходные понятия «государственная служба» и «государственный служащий» определяются в законе принципиально иначе.
При анализе отдельно взятого аспекта закона, связанного с ограничениями и запретами на гражданской службе, возникает много вопросов, на которые непросто ответить. Безусловно, эти категории требуют дальнейшего исследования и теоретической разработки.
Примечания
’ О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)»: указ Президента РФ от 19 нояб. 2002 г. № 1336 // СЗ РФ. 2002. № 47. Ст. 4664.
2 О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2003 г. № 58-ФЗ // Там же. 2003. № 22. Ст. 2063.
3 О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Там же. 2004. № 31. Ст. 3215.
4 См., напр.: «Трудовой кодекс» для чиновника // Российская газета. 2004. 31 июля; ГОСТ службы: Государственные чиновники теперь будут жить и работать по закону // Там же. 2002. 29 июля.
5 См., напр.: Манохин В.М., Адушкин Ю.С. О реформировании государственно-служебного законодательства // Административное и административно-процессуальное право: Актуальные проблемы. М., 2004.
6 См., напр.: Козбаненко В.А., Медведев Д.А. Комментарий к ФЗ «О государственной гражданской службе». СПб., 2007.
7 Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: учеб. для подгот. гос. служащих. М., 1999.
8 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
9 Российская газета. 2008. 30 дек.
10 У чиновника есть не только правовые, но и моральные запреты // Известия. 2003. 28 окт.
УДК 342.727 А.Р. ШАСТИНА
ББК 67 ассистент Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
СВОБОДА СЛОВА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
В ПЕРИОД ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Рассматриваются правовые основы функционирования СМИ в период глобализации, особенности реализации права на свободу слова и права на информацию в деятельности СМИ.
Ключевые слова: свобода слова, средства массовой информации, массовая коммуникация, глобализация, право на информацию.
Рудольф фон Иеринг объявляет замкнутость смертным грехом народов, ибо высший закон истории есть общение1. Процесс глобализации естественен, как естественно само общение, и данный процесс набирает обороты и затрагивает все сферы общественной жизни. Это отражается прежде всего на массовых информационных процессах, обеспечивающих коммуникацию народов.
Средства массовой коммуникации предоставляют множество возможностей для общения. По мнению Л.В. Мрочко, к ним может быть отнесен арсенал устного общения (лекция, конференция, собрание, митинг,
беседа и т.п.), культуры и искусства (театр, литература, кино и т.п.) и средств массовой информации (периодическая печать, телевидение и радиовещание)2. Коммуникация — процесс, предполагающий передачу информации. В последние годы развивалась теория существования двух моделей передачи информации — «вертикальной» (от официальных, государственных или частных СМИ к населению) и «горизонтальной» (от гражданина к гражданину, например через Интернет).
Деятельность СМИ — серьезная и ответственная общественная и государственная функция. В связи с этим остро стоит воп-
© А.Р. Шастина, 2009
рос об обеспечении свободы слова в СМИ, допустимости установления пределов этой свободы.
Борьба за свободу слова и против нее велась испокон веков. В начале XXI в. мировым сообществом создано разветвленное законодательство, защищающее и обеспечивающее права человека, в том числе и свободу слова. Но свобода слова для одного человека совсем не то, что она означает для СМИ.
Закрепление свободы слова за каждым человеком предполагает поддержку и защиту государством возможности для каждого человека беспрепятственно выражать свое мнение по любым вопросам государственной, общественной и личной жизни. В системе национальных правовых норм гарантируется возможность выражения каждым человеком своих взглядов и суждений, но вместе с тем устанавливаются необходимые ограничения в этой области. Таким образом, каждый гражданин получает индивидуальную свободу самовыражения.
СМИ имеют свою специфику как явление корпоративное, где сообща решается, какого рода информация будет предоставлена аудитории. Все больше СМИ сосредоточено в частных руках, это сфера интересов малого и крупного бизнеса, трудовых, религиозных, этнических организаций и других групп, представленных в обществе. Как уже упоминалось, глобализация затронула и информационную сферу, что тесно связано с экономикой. Коммерческие СМИ выходят за пределы национальных границ стран своего происхождения3, но не становятся проводниками свободы слова, выражая мнения, взгляды на политические и социальные процессы, угодные своим владельцам. Поэтому глобализация и интернационализация СМИ не послужили укреплению и распространению индивидуальной свободы слова. Очевидно, что задачей государства является регулирование деятельности СМИ путем использования инструментов правового воздействия. Целью государственного регулирования должно быть прежде всего создание благоприятной для свободы слова правовой среды, которая складывается из двух факторов: законодательное закрепление права на свободу слова, а также законодательное закрепление права на информацию.
В соответствии со ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.4, а также со ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.5, ст. 29 Конституции Российской Федерации6 провозглашает и гарантирует духовную, творческую свободу человека, заключающуюся в гласном беспрепятственном выражении идей, мнений, убеждений. Без свободы мысли и слова невозможны идеологическое многообразие общества и реализация права на свободные выборы, сопровождающиеся правом на агитацию, права на свободу научного исследования, творчества, преподавания.
В ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации конкретизирована ч. 1 данной статьи, поскольку свобода информации, понимаемая как сообщения о фактах, убеждениях, идеях, является элементом свободы мысли и слова. Здесь перечислены действия, связанные с информацией, которые могут свободно осуществляться личностью.
Международное право предусматривает также возможные в демократическом обществе ограничения свободы слова, подчеркивающие особую ответственность при его использовании.
В ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливается, что пользование предусмотренными правами может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод закрепляет еще более широкий круг возможных ограничений права на свободу слова и включает в него также сохранение территориальной целостности, предотвращение беспорядков и преступлений, разглашения информации, полученной конфиденциально, обеспечение авторитета и беспристрастности правосудия (п. 2 ст. 10).
В предложенных рамках ограничения устанавливаются государствами на собственное усмотрение в зависимости от поли-
тических условий и состояния гражданского общества в целом.
Конституция Российской Федерации устанавливает следующие общие ограничения прав и свобод граждан, в том числе и свободы слова, которые применимы и к средствам массовой информации. Это необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 55 Конституции Российской Федерации), запрет на пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (ч. 2 ст. 29).
Специфика деятельности СМИ такова, что без права на информацию теряется смысл их существования в современном обществе, поэтому свобода информации является основным принципом информационных отношений. Он провозглашен таковым Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г.7, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Международным пактом о гражданских и политических правах, Конституцией Российской Федерации.
Понятие «свобода массовой информации», закрепленное в Конституции РФ, можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, как свободу организаций средств массовой информации от вмешательства и со стороны государства, и со стороны граждан. Во-вторых, как индивидуальное право и свободу человека и гражданина на получение и распространение мнений и информации с помощью средств массовой информации8.
Федеральный закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. закрепил два основных принципа деятельности российских СМИ: свобода массовой информации и недопустимость цензуры9.
В соответствии со ст. 1 названного закона, свобода массовой информации, ее поиск, получение, производство и распространение, а также учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими не подлежат ограничениям за исключением предусмотренных законодательством РФ.
Следует выделить составляющую данного принципа — это право на доступ к информации. Государство устанавливает для СМИ
процедуру доступа к информации, а также доступный объем информации, которая исходит от органов власти.
Нормы, регулирующие право на доступ к информации, содержатся в федеральном законе «О средствах массовой информации» — в ст. 38 и 39 закреплено право СМИ на оперативное получение и распространение информации о деятельности органов публичной власти. В федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» перечислены виды информации, право на доступ к которой не может быть ограничено (ст. 12-14, 24)10. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти» от 12 февраля 2003 г. № 98 указывает на необходимость создания информационных ресурсов в информационных системах общего пользования, обеспечивающих доступ граждан и организаций к информации11.
Принцип недопустимости цензуры содержится в ст. 3 закона «О средствах массовой информации»: «Цензура массовой информации, то есть требование от редакции массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей не допускается».
Проведенный анализ законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод о существовании правовой среды, не препятствующей информационной глобализации.
Нельзя не заметить, что информационная глобализация имеет противников, которые ссылаются на особое положение средств массовой информации наиболее влиятельных государств. Обладая значительными финансовыми ресурсами, они получают возможность влиять на более «слабые» страны, пропагандируя свой образ жизни, реализуя собственные экономические и политические интересы.
Минимизация негативных последствий информационной глобализации возможна
только при создании правовой среды, о которой шла речь в данной статье. Процессы глобализации должны протекать в «правовом поле», основанном на принципах свободы, равенства, справедливости, обеспечения прав народов и прав человека12.
Соблюдая эти принципы, внутригосударственные СМИ вносят вклад в построение гражданского общества в отдельном государстве. Глобализированные СМИ, при условии соблюдения «правового поля», могут стать инструментом создания единого гражданского сообщества.
В заключение хочется отметить, что в свое время СМИ, как средство коммуникации, повлияли на развитие глобализации. В настоящий момент уже глобализация, как явление масштабное и бесспорное, влияет на развитие СМИ. В этих условиях свобода слова в средствах массовой информации обретает новое значение и становится необходимой для взаимодействия мировых сообществ и межгосударственного общения народов.
Примечания
1 Иеринг Р. фон. Дух римского права на различных ступенях его развития. СПб., 1875. Ч. 1. С. 6.
2 Мрочко Л.В. Теория и практика массовой информации: учеб. пособие. М., 2006. С. 162.
3 Ровинская Т. Интернационализация и глобализация средств массовой информации // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 6. С. 80.
4 Международное публичное право: сб. док. М., 1996. Т. 1. С. 470-482.
5 СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2143.
6 Российская газета. 1993. 25 дек.; СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 152; № 7. Ст. 676; 2001. № 24. Ст. 2421; 2003. № 30. Ст. 3051; 2004. № 13. Ст. 1110; 2005. № 42. Ст. 4212; 2006. № 29. Ст. 3119; 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
7 Международное публичное право. С. 460-464.
8 Марзак Г.А. Свобода массовой информации: конституционное закрепление // Правовые вопросы связи. 2006. № 1.
9 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 22. Ст. 300; СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 169; № 24. Ст. 2256; № 30. Ст. 2870; 1996. № 1. Ст. 4; 1998. № 10. Ст. 1143; 2000. № 26. Ст. 2737; № 32. Ст. 3333; 2001. № 32. Ст. 3315; 2002. № 12. Ст. 1093; № 30. Ст. 3029, 3033; 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2708; 2004. № 27. Ст. 2711; № 35. Ст. 3607; № 45. Ст. 4373; 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 310; 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3452; № 43. Ст. 4412; 2007. № 31. Ст. 4008.
10 СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.
11 Там же. 2003. № 7. Ст. 658; 2008. № 48. Ст. 5627.
12 Права человека и процессы глобализации современного мира / под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2007.