Научная статья на тему 'Сущностные характеристики гуманитарной стратегии управления'

Сущностные характеристики гуманитарной стратегии управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / ГУМАНИТАРНАЯ СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / STRATEGY / HUMANITARIAN STRATEGY IN MANAGEMENT / ESSENTIAL CHARACTERISTIC / COMPETITIVE STRATEGY / AREAS OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мизова М. Х.

Статья посвящена комплексному исследованию понятия «гуманитарная стратегия» управления. В статье приведён анализ взглядов исследователей по данному вопросу. Гуманитарная стратегия управления рассматривается автором как ориентировочная основа развития образовательной организации. Автором выделяются и описываются сущностные характеристики гуманитарной стратегии управления. Автором устанавливается, что гуманитарная стратегия управления является одним из видов конкурентных стратегий управления образовательной организации; охватывает все основные направления развития деятельности и отношений образовательной организации; учитывает меняющиеся условия внешней среды в процессе развития. В заключение автор приходит к выводу, что гуманитарная стратегии управления предполагает повышение мотивации, заинтересованности всех работников в реализации генерального курса деятельности образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF HUMANITARIAN STRATEGIES IN MANAGEMENT

The article conducts comprehensive researchon the concept of "humanitarian strategy"in management. The article provides an analysis of the views of researchers on this issue.A humanitarian strategy in management is considered by the author as an indicative basis for the development of educational organizations.The author points out and describes the essential characteristics of a humanitarian strategy as applied to the sphere of management.The author states that a humanitarian strategy is one of the competitive strategies of the management in educational organizations; it covers all the main directions of the development activities and relationships in an educational orga-nization.The author takes into account the changing conditions of the external environment in the development process.The author comes to the conclusion that the humanitarian strategy in management involves an increasing motivation and interest of all employees in the implementation of the general course of activities of educational organizations.

Текст научной работы на тему «Сущностные характеристики гуманитарной стратегии управления»

2. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. Москва, 2003.

3. Хуторской А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm

4. Калашникова Н.Г. Личностно-ориентированный подход к формированию младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Барнаул, 2001.

5. Дмитриева Л.В. Теория и практика управления качеством образования. Чита, 2007. References

1. Federal'nyjgosudarstvennyj obrazovatel'nyjstandartosnovnogo obschego obrazovaniya. Moskva, 2010; 1897. Available at: http://www.edu. ru

2. Bershadskij M.E., Guzeev V.V. Didakticheskie ipsihologicheskie osnovaniya obrazovatel'noj tehnologii. Moskva, 2003.

3. Hutorskoj A.V. Problemy i tehnologii obrazovatel'nogo celepolaganiya. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm

4. Kalashnikova N.G. Lichnostno-orientirovannyj podhod k formirovaniyu mladshego shkol'nika kak sub'ekta uchebnoj deyatel'nosti. Barnaul, 2001.

5. Dmitrieva L.V. Teoriya ipraktika upravleniya kachestvom obrazovaniya. Chita, 2007.

Статья поступила в редакцию 28.11.14

УДК- 373

Mizova M.H., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Education Management, Kabardino-Balkaria State University n.a. H.M. Berbekov (Nalchik, Russia), E-mail: mizmar2012@yandex.ru

THE ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF HUMANITARIAN STRATEGIES IN MANAGEMENT.The article conducts comprehensive researchon the concept of "humanitarian strategy"in management. The article provides an analysis of the views of researchers on this issue.A humanitarian strategy in management is considered by the author as an indicative basis for the development of educational organizations.The author points out and describes the essential characteristics of a humanitarian strategy as applied to the sphere of management.The author states that a humanitarian strategy is one of the competitive strategies of the management in educational organizations; it covers all the main directions of the development activities and relationships in an educational orga-nization.The author takes into account the changing conditions of the external environment in the development process.The author comes to the conclusion that the humanitarian strategy in management involves an increasing motivation and interest of all employees in the implementation of the general course of activities of educational organizations.

Key words: educational organization, strategy, humanitarian strategy in management, essential characteristic, competitive strategy, areas of activity.

М.Х. Мизова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. управления образованием Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, E-mail: mizmar2012@yandex.ru

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГУМАНИТАРНОЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Статья посвящена комплексному исследованию понятия «гуманитарная стратегия» управления. В статье приведён анализ взглядов исследователей по данному вопросу. Гуманитарная стратегия управления рассматривается автором как ориентировочная основа развития образовательной организации. Автором выделяются и описываются сущностные характеристики гуманитарной стратегии управления. Автором устанавливается, что гуманитарная стратегия управления является одним из видов конкурентных стратегий управления образовательной организации; охватывает все основные направления развития деятельности и отношений образовательной организации; учитывает меняющиеся условия внешней среды в процессе развития. В заключение автор приходит к выводу, что гуманитарная стратегии управления предполагает повышение мотивации, заинтересованности всех работников в реализации генерального курса деятельности образовательной организации.

Ключевые слова: образовательная организация, стратегия, гуманитарная стратегия управления, сущностная характеристика, конкурентная стратегия, направления деятельности.

Развитие образовательной организации, как социальной системы, происходитпо разным направлениям, учитывая сложившиеся традиции, материальные и нематериальные потребности обучающихся и их родителей (законных представителей), работников. Деятельность образовательной организации состоит из таких процессов, как получение разного рода ресурсов из внешнего окружения, взаимодействие участников образовательного процесса, собственно образовательный процесс и предоставление результата образования во внешнюю среду. Все четыре процесса, перечисленные выше, являются важными для развития образовательной организации. Соответственно, основная роль управления в образовательной организации состоит в осуществлении упомянутых выше процессов.

Для определения специфики управления в образовательной организации важным моментом является вопрос о выработке стратегии управления. Профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер, предложивший набор типовых стратегий, пишет, что в основе концепции типовых стратегий лежит идея, что каждая стратегия основана на конкурентном преимуществе и что для того, чтобы добиться его, фирма должна обосновать и выбрать

свою стратегию [1]. Говоря об образовательной организации, как социальной системы, мы заявляем, что стратегия управления внутри образовательной организации определяется той ролью, которую призвана реализовывать данная организация.

О стратегии управления образовательной организации с разных точек зрения писали многие ученые и практики. В нашем исследовании обобщены некоторые из них. В.И. Загвязинский полагает, что одним из путей избавления от парадоксов и выхода из кризисного положения становится разработка стратегии развития образования [2].

Стратегия предусматривает долгосрочное, качественно определенное направление развития образовательного пространства с учетом социальной ситуации развития, как ученика, так и учителя; определяет вектор педагогических ценностей, норм и правил, которыми руководствуются участники образовательного процесса. Стратегия определяет целевые аспекты современного образования [3].

По определению современного исследователя социально-экономических процессов Р.А. Фатхутдинова, «стратегия -программа, план, генеральный курс субъекта управления по

достижению им стратегических целей в любой области деятельности» [4]. Отсюда, реализация стратегии в управлении образовательной организацией рассматривается нами как ориентировочная основа её развития.

Суть стратегии заключается в постановке задач, которые являются жизненно важными для школы и являются смысловыми во всех направлениях деятельности и для осуществления всех процессов, протекающих в школе. Стратегия является основой проектирования в общеобразовательной школе и предусматривает стратегическое направление развития образовательного пространства с учетом социальной ситуации развития, как самой школы, так и местного сообщества.

Разработка и внедрение в практику новой стратегии управления, учитывающей тенденции его развития, - это гуманитарная стратегия, в центре которой - человек, его система ценностей, внутренняя динамика, формирование корпоративной культуры, творческой свободы личности.

Рассмотренные причины необходимости изменения общей парадигмы управления образовательным учреждением позволяют сделать вывод о том, что решение важнейших задач развития образовательной системы школы в современных условиях невозможно в рамках традиционной работы. Реализацию гуманитарной стратегии управления мы рассматриваем как условие модернизации управления образовательной организацией, направленной на повышение качества образования и совершенствование школы во всех направлениях деятельности.

Наша позиция совпадает с мнениями многих исследователей, которые считают, что суть гуманитарной стратегии управления заключается в отходе от технократического мышления, основанного на управленческом рационализме.

В частности, Ю.М. Резник пишет, что в социальной науке сложилось два основных подхода к целенаправленному изменению систем управления, в том числе образовательных систем -технократического и гуманитарного. Гуманитарный подход к управлению, в отличие от технократического, позволяет вовлечь в практику социальных преобразований смысложизненные ориентации участников управленческой деятельности [5].

О необходимости использования гуманитарной стратегии управления в организации писал в своих трудах А.А. Кузнецов, который считает, что она направлена на формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе и благоприятствует общему снижению уровня неопределенности во внутренней среде организации [6].

По мнению Н.М. Борытко, исходный принцип гуманитарной стратегии управления образованием состоит в том, что в педагогическом взаимодействии педагог самореализуется, саморазвивается, самоутверждается, профессионально взаимодействуя с учеником или воспитанником. Гуманитарная стратегия переводит восприятие человека в сферу его внутренней активности, деятельности, субъектности - в сферу бытия. [7].

Исходя из результатов анализа определений, рассмотренных выше, мы выделяем следующие сущностные характеристики гуманитарной стратегии управления.

1. Гуманитарная стратегия управления является одним из видов конкурентных стратегий управления образовательной организации, а её разработка является одной из важнейших функций стратегического менеджмента образовательной организации. Основным в гуманитарной стратегии управления школой является переход к стратегическому менеджменту, направленному на будущее, утверждение приоритетной ориентации на стратегическое управление.

Стратегический менеджмент - это программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей, возможностей организации и интересов работников. Он предполагает не только определение генерального курса деятельности предприятия, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации [8].

В исследованиях А.Н. Поддъякова отмечается, что стратегический менеджмент предполагает наличие пяти элементов: умения смоделировать ситуацию (выявить проблемы); умения выявить необходимые изменения (сформулировать цели); умения разработать стратегию изменений (базовые стратегии); умения использовать различные способы воздействия (внедрение и реализация стратегии); умения вносить коррективы в стратегию (управление изменениями) [9].

На наш взгляд, гуманитарная стратегия управления создает ситуацию переоценки подходов к управлению образовательной

организацией, изменения ее принципов, понимания и принятия проблем, требующих решения в данный момент; позволяет определить набор управленческих технологий, педагогических ценностей, норм и правил, способствующих нахождению соответствия управления школой требованиям современного образования. Данный подход характеризуется новым стилем взаимодействия руководителя с коллективом, гибкой внутренней структурой образовательной организации, динамичными деликатно определенными задачами, готовностью к изменениям, руководством, базирующемся на знании и опыте, самоконтролем и контролем коллег, многонаправленностью коммуникаций.

2. В системе конкурентных стратегий образовательной организации гуманитарная стратегия занимает одно из ведущих мест; обеспечивает реализацию стратегий всех уровней, координирует и интегрирует усилия всех подразделений образовательной организации.

Гуманитарная стратегия управления является общим планом управления для всей образовательной организации, распространяется на всю образовательную организацию, охватывая все уровни и структурные подразделения. В образовательной организации все сотрудники, принимающие участие в разработке гуманитарной стратегии управления, являются одной командой. Сотрудники образовательной организации должны разрабатывать гуманитарную стратегию управления в интересах всей организации, а не отдельных структурных подразделений. В подразделениях, так же как и во всей организации, необходима выработка целей. Цели подразделений должны составить конкретный взгляд в цели организации как целого.

Взаимосвязь и взаимозависимость целей, образовательной политики и мероприятий структурных подразделений и уровней образования является определяющим моментом при разработке гуманитарной стратегии образовательной организации. Разработка общей для всех уровней гуманитарной стратегии управления способствует своевременно и адекватно идентифицировать открывающиеся конкурентные преимущества образовательной организации. Единство и согласованность стратегических решений, направленных на гуманитаризацию отношений, позволяют образовательной организации проявить свое индивидуальность и неповторимость. Выработка единой гуманитарной стратегии управления на всех уровнях в образовательной организации дает возможность для мобилизации всех имеющихся ресурсов в конкурентной среде и, в конечном счете, определяют положение школы на рынке образовательных услуг. Именно взаимосвязь целей структурных подразделений образовательной организации и единой гуманитарной стратегии управления позволяет школе выделить из множества проблем самые значимые, решение которых будет выводить образовательную организацию на качественно новый уровень развития.

3. Гуманитарная стратегия управления охватывает все основные направления развития деятельности и отношений образовательной организации.

Гуманитарную стратегию управления мы рассматриваем как программу или проект, который обеспечивает формулирование и осуществление миссии образовательной организации, и достижение стратегических целей. Гуманитарная стратегия управления позволяет определить проблемы образовательной организации, обозначить причины, которые образовали эти проблемы, поставить цели для решения проблем, проложить пути их достижения таким образом, что образовательная организация получает единую траекторию развития. Главная задача гуманитарной стратегии управления состоит в том, чтобы перевести образовательную организацию из её настоящего состояния в желаемое участниками образовательных отношений и руководством будущее состояние. Таким образом, гуманитарная стратегия управления определяет формат возможных действий образовательной организации и принимаемых на их основе управленческих решений.

Гуманитарная стратегия управления позволяет реализовать демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями [10]. Стратегия является образом организационных действий организации и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации. Стратегия «определяет цели и основные пути их достижения так, что организация получает единое направление действий. Таким образом, страте-

гия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений» [11].

Отсюда, гуманитарная стратегия управления понимается как процесс, выполняющий функцию регулирования и развития образовательного процесса в школе.

4. Процесс разработки гуманитарной стратегии управления определяет необходимость формирования специфических целей долгосрочного развития образовательной организации.

Разработка гуманитарной стратегии управления школы является необходимым условием её успешного развития в долгосрочной перспективе. В процессе разработки гуманитарной стратегии управления образовательной организации в единое целое собираются видение желаемого будущего, миссия, цели, маркетинговая, ресурсная политика, куда входят материальное и финансовое обеспечение, кадровая политика. Таким образом, в ходе разработки гуманитарной стратегии управления образовательной организации происходящим в организации процессам придается один вектор, что обеспечивает эффективное достижение стратегических целей.

Процесс разработки гуманитарной стратегии управления образовательной организации должна осуществляться с учетом всей имеющейся информации о текущем положении школы и прогнозируемых результатов в будущем. Именно актуальные сведения о внешних и внутренних факторах, влияющих или могущих влиять на деятельность образовательной организации, обеспечивают надежность и компетентность стратегического выбора, осуществляемого в рамках гуманитарной стратегии управления.

В процессе разработки гуманитарной стратегии управления образовательной организации постоянно необходимо реагировать на изменения, происходящие внутри школы и за её пределами. Конкуренции образовательных организаций, которые имеют место в настоящее время, когда школы начинают жить по жестким законам рыночной экономики, новое регулирование оплаты труда педагогических работников, а также другие события оказывают влияние на выработку гуманитарной стратегии управления. Рассматривая сказанное, можно сделать вывод, что при разработке гуманитарной стратегии управления образовательной организации необходимо учитывать влияние множества факторов, которые оказывают влияние на развитие школы и регулируют нормы жизнедеятельности.

5. Гуманитарная стратегия управления призвана учитывать меняющиеся условия внешней среды в процессе развития образовательной организации и адекватно реагировать на эти изменения.

Любая образовательная организация существует для реализации тех или иных запросов субъектов внешней среды. Если она перестает это делать (например, образовательное учреждение не реагирует на изменившиеся запросы людей, их сообществ, государства), организация становится не нужной никому, кроме её персонала. Кроме того, нередко именно из внешней среды организация получает дополнительные ресурсы для своей деятельности, именно в ней есть возможности для ее развития [12].

На стратегическое поведение школы, как образовательной организации, существенное влияние оказывают внешние факторы, на которые школа не всегда может повлиять. Внешняя среда организации, по Брайсону, состоит из двух составляющих: 1) макросреды, которая иначе называется PEST-набором (политические, экономические, социальные и технологические факторы); 2) групп-ресурсоносителей, от которых зависит жизнедеятельность организации, куда входят государство, родители, местное сообщество и др.; существующие и потенциальные конкуренты и социальные партнеры [13].

Рассматривая влияние так называемого PEST-набора на функционирование и развитие, образовательная организация оценивает степень действия каждой составляющей. Политические факторы учитываются потому, что власть способствует получению основных ресурсов для деятельности образовательных организаций. Политические факторы (положительно влияющие на организацию и отрицательно влияющие) задают тон для планирования мероприятий образовательных организаций. Основная причина изучения экономических факторов - это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности образовательной организации. Не менее важные предпочтения определяются с помощью социальных факторов при анализе внешней среды образовательной организации, т.к. они имеют прямое влияние на

ее развитие. Последним фактором является технологический. Целью её изучения принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений образовательной организации. Сюда следует отнести управленческие технологии, которые определяют вектор развития образовательной организации.

К группам-ресурсоносителям относятся государство, родители и местное сообщество, которые предъявляют образовательной организации определенные запросы. Государство как заказчик образовательной услуги заинтересовано в том, чтобы школа выстроила четкие планы, которые по своей направленности соответствовали бы основным направлениям государственной политики в стране. Содержание интересов государства определяется нормативной составляющей системы образования Российской Федерации, в первую очередь, через федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС, где заложены требования к структуре образовательной программы образовательной организации, результатам освоения программы и условиям, создаваемым школой, для реализации образовательной программы.

Образовательная организация, выстраивая стратегию своего развития, учитывает ожидания и запросы родителей. В последние годы в России растет количество родителей, которые проявляют заинтересованность в понимании реализуемой школой стратегии развития и управления. Школа может удовлетворить потребности родителей, предоставляя возможности участия к разработке и реализации образовательной программы, которая выступает сегодня как общественный договор. Гуманитарная стратегия управления, которая вырабатывается школой совместно с родителями, соотносится и согласуется с собственными ценностями и потребностями родителей.

Гуманитарная стратегия управления, учитывая принципы государственно-общественного характера управления образованием, предполагает активное включение местного сообщества и представителей общественности в управлении школой. Представители общественности и местное окружение школы получают возможности влияния на развитие школы и участия в делах образовательной организации, тем самым удовлетворяют свои интересы в формировании подрастающего поколения. Требования местного социума и общественности определяются нравственными качествами, рынка труда.

Образовательная организация как социальная система является площадкой для формирования осознанного взаимодействия социальных партнеров. Социальное партнёрство в современной системе общего образования должно стать основой построения образовательной политики школы. На наш взгляд, наилучшим образом идее социального партнерства в системе образования отвечает гуманитарная стратегия управления. В современной экономической ситуации в Российской Федерации каждая образовательная организация заинтересована в том, чтобы выработать такую стратегию управления, которая позволяет выдержать конкуренцию цивилизованно. Гуманитарная стратегия управления позволяет подойти к управлению школой осознанно, с пониманием социальной направленности стратегических ценностей и целей школы, которые приведут к более стабильным результатам и успеху.

Поэтому приоритет гуманитарной стратегии управления состоит в изменении механизмов взаимодействия образовательных организаций с окружением школы, со всеми субъектами внешней среды. Изменение отношений предполагает совместное обсуждение имеющихся вопросов для решения, выработку единой линии развития образовательной организации с использованием имеющихся возможностей.

6. Процесс разработки гуманитарной стратегии управления предопределяет выбор наиболее эффективных направлений достижения поставленных целей.

Образовательная организация в процессе проектирования гуманитарной стратегии управления четко фиксирует цели организации, прогнозирует предполагаемый продукт в ходе реализации цели. Гуманитарный характер управления содействует системности, т.к. школа обладает определёнными системными, интегративными качествами, носителями которых выступают все её составляющие и связи между ними. В процессе разработки гуманитарной стратегии управления учитывается принцип коллегиальности, который позволяет подойти к согласованию совместных действий участников образовательного процесса, объединению их вокруг стратегических вопросов школы [10]. Коллегиальность в принятии и дальнейшем решении актуальных

вопросов в управлении образовательной организацией мотивирует и активизирует представителей управленческого корпуса, педагогов, родителей, представителей общественности.

Гуманитарная стратегия управления характеризуется тем, что:

• синтезирует устоявшуюся в современном образовании гуманитарную парадигму и практику в современных школах;

• способствует выстраиванию задач, способствующих тем изменениям, которые определены заказчиками образовательной услуги в школе;

• выявляет тенденции развития образовательной организации в соответствии со стратегически определёнными целями, совокупностью задач, принципов, управленческих технологий и ресурсов.

Гуманитарная стратегия управления предусматривает долгосрочное развитие образовательной организации с учетом социальной ситуации той местности или того района, на территории которого находится школа. Особенностью гуманитар-

Библиографический список

ной стратегии управления является то, что в ней определяется совокупность социальных, управленческих и педагогических ценностей, норм и правил, которыми руководствуются участники образовательного процесса при решении актуальных задач школы.

Таким образом, суть гуманитарной стратегии управления заключается в переходе от администрирования к стратегическому менеджменту, который предполагает повышение мотивации, заинтересованности всех работников в реализации генерального курса деятельности образовательного учреждения. Гуманитарная стратегия управления образовательными системами определяется представлениями о целях, ценностях, проектировании развития данных систем, отличающихся «человеческим качеством» и характеризуемых уникальностью (субъективностью), внутренней динамикой, самоорганизацией, знаковой системой выражения, вероятностной траекторией движения.

1. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. Перевод. с английского И. Минервина. Москва, 2011.

2. Загвязинский В.И. Проектирование региональных образовательных систем. Педагогика. 1999; 5.

3. Постников П.Г. Научно-методическое обеспечение образовательных стратегий и тактик. Педагогика. 2005; 8.

4. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. Москва, 2002.

5. Резник Ю.М. Социально-гуманитарные технологии управления: к возможности применения в образовательных практиках. Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Москва, 2010; Выпуск 4.

6. Кузнецов А.А. Типы управления корпоративной культурой предприятия: определение систематизация. Основы экономики, управления и права. 2013; 6 (12).

7. Борытко Н.М., Соловцова И.А. Управление образовательными системами. Волгоград, 2006.

8. Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. Москва, 2004.

9. Поддьяков А.Н. Психология конкуренции в обучении. Москва, 2011.

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Москва, 2013.

11. Бандурин А.В., Чуб Б.А. Стратегический менеджмент. Москва, 2003.

12. Общественно-активные школы в России: опыт, проблемы, перспективы. Альманах под редакцией. И.В. Сербиной. Москва, 2011.

13. Лясников Н.В., Дудин, М.Н. Стратегический менеджмент. Москва, 2012.

References

1. Porter M. Konkurentnaya strategiya: Metodika analiza otrasleJikonkurentov. Perevod. s anglijskogo I. Minervina. Moskva, 2011.

2. Zagvyazinskij V.I. Proektirovanie regional'nyh obrazovatel'nyh sistem. Pedagogika. 1999; 5.

3. Postnikov P.G. Nauchno-metodicheskoe obespechenie obrazovatel'nyh strategij i taktik. Pedagogika. 2005; 8.

4. Fathutdinov R.A. StrategicheskiJ menedzhment. Moskva, 2002.

5. Reznik Yu.M. Social'no-gumanitarnye tehnologii upravleniya: k vozmozhnosti primeneniya v obrazovatel'nyh praktikah. Chelovek vchera i segodnya: mezhdisciplinarnye issledovaniya. Moskva, 2010; Vypusk 4.

6. Kuznecov A.A. Tipy upravleniya korporativnoj kul'turoj predpriyatiya: opredelenie sistematizaciya. Osnovy 'ekonomiki, upravleniya i prava. 2013; 6 (12).

7. Borytko N.M., Solovcova I.A. Upravlenie obrazovatel'nymisistemami. Volgograd, 2006.

8. Maslov V.I. Strategicheskoe upravlenie personalom v usloviyah 'effektivnoJ organizacionnoJkul'tury. Moskva, 2004.

9. Podd'yakov A.N. Psihologiya konkurencii v obuchenii. Moskva, 2011.

10. Federal'nyJ zakon «Ob obrazovanii v RossiJskoJ Federacii». Moskva, 2013.

11. Bandurin A.V., Chub B.A. StrategicheskiJ menedzhment. Moskva, 2003.

12. Obschestvenno-aktivnye shkoly vRossii: opyt, problemy, perspektivy. Al'manah pod redakciej. I.V. Serbinoj. Moskva, 2011.

13. Lyasnikov N.V., Dudin, M.N. StrategicheskiJ menedzhment. Moskva, 2012.

Статья поступила в редакцию 09.12.14

УДК 371.485

Movsesian E.M., Assistant of Director of Education Management, Municipal Educational Budget Institution of"Lyceum 59"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Sochi, Russia), E-mail: vlad_drakula_95@mail.ru

EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOL AS A SPACE FOR FORMATION OF TOLERANCE AMONG STUDENTS. The

article reveals the importance of the problem of formation of tolerance among pupils due to the presence of cultural, ethnic and religious differences between social groups of the Russian society and the need for a constructive dialogue. The author determinesa particular educational environment as one of the factors for forming tolerance that is aimed at ensuring the cultural identity of every student. The author also studiesvarious approaches to the education that is aimed at increasing the capacity of school leavers to actualize and realize their potential. The research mostly focuses on self-management as one of the areas in education, which is expressed in the increasing importance of an individual and his or her active participation in school life. The author notes that in the process of forming tolerance it is significant to develop open relations between pupils, the understanding of multicultural differences, abilities to see and solve injustice, to deal with problems of disagreement in a productive way.

Key words: tolerance, educational environment, education, students'self-management.

Э.М. Мовсесян, зам. директора по воспитательной работе Муниципального образовательного бюджетного

учреждения «Лицей № 59», г. Сочи, E-mail: vlad_drakula_95@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.