вопросов в управлении образовательной организацией мотивирует и активизирует представителей управленческого корпуса, педагогов, родителей, представителей общественности.
Гуманитарная стратегия управления характеризуется тем, что:
• синтезирует устоявшуюся в современном образовании гуманитарную парадигму и практику в современных школах;
• способствует выстраиванию задач, способствующих тем изменениям, которые определены заказчиками образовательной услуги в школе;
• выявляет тенденции развития образовательной организации в соответствии со стратегически определёнными целями, совокупностью задач, принципов, управленческих технологий и ресурсов.
Гуманитарная стратегия управления предусматривает долгосрочное развитие образовательной организации с учетом социальной ситуации той местности или того района, на территории которого находится школа. Особенностью гуманитар-
Библиографический список
ной стратегии управления является то, что в ней определяется совокупность социальных, управленческих и педагогических ценностей, норм и правил, которыми руководствуются участники образовательного процесса при решении актуальных задач школы.
Таким образом, суть гуманитарной стратегии управления заключается в переходе от администрирования к стратегическому менеджменту, который предполагает повышение мотивации, заинтересованности всех работников в реализации генерального курса деятельности образовательного учреждения. Гуманитарная стратегия управления образовательными системами определяется представлениями о целях, ценностях, проектировании развития данных систем, отличающихся «человеческим качеством» и характеризуемых уникальностью (субъективностью), внутренней динамикой, самоорганизацией, знаковой системой выражения, вероятностной траекторией движения.
1. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. Перевод. с английского И. Минервина. Москва, 2011.
2. Загвязинский B.M. Проектирование региональных образовательных систем. Педагогика. 1999; 5.
3. Постников П.Г. Научно-методическое обеспечение образовательных стратегий и тактик. Педагогика. 2005; 8.
4. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. Москва, 2002.
5. Резник Ю.М. Социально-гуманитарные технологии управления: к возможности применения в образовательных практиках. Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Москва, 2010; Bыпуск 4.
6. Кузнецов А.А. Типы управления корпоративной культурой предприятия: определение систематизация. Основы экономики, управления и права. 2013; 6 (12).
7. Борытко Н.М., Соловцова И.А. Управление образовательными системами. Bолгоград, 2006.
8. Маслов B.M. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. Москва, 2004.
9. Поддьяков А.Н. Психология конкуренции в обучении. Москва, 2011.
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Москва, 2013.
11. Бандурин А^., Чуб Б.А. Стратегический менеджмент. Москва, 2003.
12. Общественно-активные школы в России: опыт, проблемы, перспективы. Альманах под редакцией. M.B. Сербиной. Москва, 2011.
13. Лясников НБ., Дудин, М.Н. Стратегический менеджмент. Москва, 2012.
References
1. Porter M. Konkurentnaya strategiya: Metodika analiza otraslejikonkurentov. Perevod. s anglijskogo I. Minervina. Moskva, 2011.
2. Zagvyazinskij V.I. Proektirovanie regional'nyh obrazovatel'nyh sistem. Pedagogika. 1999; 5.
3. Postnikov P.G. Nauchno-metodicheskoe obespechenie obrazovatel'nyh strategij i taktik. Pedagogika. 2005; 8.
4. Fathutdinov R.A. Strategicheskij menedzhment. Moskva, 2002.
5. Reznik Yu.M. Social'no-gumanitarnye tehnologii upravleniya: k vozmozhnosti primeneniya v obrazovatel'nyh praktikah. Chelovek vchera i segodnya: mezhdisciplinarnye issledovaniya. Moskva, 2010; Vypusk 4.
6. Kuznecov A.A. Tipy upravleniya korporativnoj kul'turoj predpriyatiya: opredelenie sistematizaciya. Osnovy 'ekonomiki, upravleniya i prava. 2013; 6 (12).
7. Borytko N.M., Solovcova I.A. Upravlenie obrazovatel'nymisistemami. Volgograd, 2006.
8. Maslov V.I. Strategicheskoe upravlenie personalom v usloviyah 'effektivnoj organizacionnojkul'tury. Moskva, 2004.
9. Podd'yakov A.N. Psihologiya konkurencii v obuchenii. Moskva, 2011.
10. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». Moskva, 2013.
11. Bandurin A.V., Chub B.A. Strategicheskij menedzhment. Moskva, 2003.
12. Obschestvenno-aktivnye shkoly vRossii: opyt, problemy, perspektivy. Al'manah pod redakciej. I.V. Serbinoj. Moskva, 2011.
13. Lyasnikov N.V., Dudin, M.N. Strategicheskij menedzhment. Moskva, 2012.
Статья поступила в редакцию 09.12.14
УДК 371.485
Movsesian E.M., Assistant of Director of Education Management, Municipal Educational Budget Institution of"Lyceum 59"
(Sochi, Russia), E-mail: [email protected]
EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOL AS A SPACE FOR FORMATION OF TOLERANCE AMONG STUDENTS. The
article reveals the importance of the problem of formation of tolerance among pupils due to the presence of cultural, ethnic and religious differences between social groups of the Russian society and the need for a constructive dialogue. The author determinesa particular educational environment as one of the factors for forming tolerance that is aimed at ensuring the cultural identity of every student. The author also studiesvarious approaches to the education that is aimed at increasing the capacity of school leavers to actualize and realize their potential. The research mostly focuses on self-management as one of the areas in education, which is expressed in the increasing importance of an individual and his or her active participation in school life. The author notes that in the process of forming tolerance it is significant to develop open relations between pupils, the understanding of multicultural differences, abilities to see and solve injustice, to deal with problems of disagreement in a productive way.
Key words: tolerance, educational environment, education, students'self-management.
Э.М. Мовсесян, зам. директора по воспитательной работе Муниципального образовательного бюджетного
учреждения «Лицей № 59», г. Сочи, E-mail: [email protected]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования толерантности школьников, обусловленная наличием культурных, этнических, религиозных различий между социальными группами российского общества и необходимостью проведения конструктивного диалога. Определяются особенности образовательной среды, направленной на обеспечение культурной самобытности каждого учащегося как одного их факторов формирования толерантности, рассматриваются подходы к воспитанию, нацеленного на повышение самоактуализационного потенциала выпускников. Акцентируется внимание на одном из направлений воспитания - самоуправлении, которое выражается в повышении личностной значимости и активности участия в школьной жизни для учащихся.
Ключевые слова: толерантность, образовательная среда, воспитание, ученическое самоуправление.
В настоящее время проблема формирования толерантности значительно актуализировалась в связи с процессами, происходящими в мире. Для нашей страны эта проблема имеет особую значимость, учитывая многонациональный и многоконфессиональный состав российского общества.
Конструктивный диалог между социальными группами с различными ценностями, этническими, политическими и религиозными ориентирами может осуществляться только на основе толерантного поведения. Формирование толерантности - процесс длительный и сложный, который идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является образование.
Следует отметить, что в настоящее время толерантность рассматривается как одна из ценностей, которые укореняются в практике школьного образования, что предполагает воспитание граждан, открытых для восприятия разных культур, уважающих человеческие достоинства и индивидуальность.
В программе ЮНЕСКО «Образование для всех» [1] констатируется, что выпускник школы должен творчески, по-новому смотреть на привычные вещи, самоопределяться, брать на себя ответственность за свое образование, быть толерантным, эмоционально устойчивым, доброжелательно относиться к многообразию жизни.
Несомненно, что решающее значения для формирования совокупности вышеперечисленных качеств отводится образовательной среде, которая представляет собой систему деловых и межличностных взаимоотношений, выступающую условием и критерием развития человека в интеллектуальной, социальной и личностной сфере [2]. Проектирование образовательной среды школы является одной из определяющих факторов развития ученика. При реализации гуманитарной, гуманистической стратегии образования школьная среда приобретает особое значение. Можно выделить три составляющие образовательной среды.
Во-первых, среда обучения может быть представлена как единство двух социально-психологических факторов:
- психологического климата школы;
- показателей солидарности педагогов в практической реализации сущности образования.
Во-вторых, образовательная среда может быть представлена через выполняемые ею функции и культурные их истоки. Главным будут считаться методическое обеспечение развития учащихся и организация их полноценного взаимодействия с социальным миром.
В-третьих, образовательная среда является интегральной результирующей и выступает критерием развития человека в интеллектуальной, социально-профессиональной и личностной сферах. Основной показатель благоприятности школьной среды при таком подходе - высокий самоактуализационный потенциал выпускников и их успешность в жизненном устройстве.
Следовательно, можно сделать вывод о том, толерантный путь - это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А интолерантный путь - это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.
Выделяют следующие методы воспитания и самовоспитания толерантности - это убеждение и самоубеждение, стимулирование и мотивация, внушение и самовнушение, требование и упражнение, коррекция и самокоррекция, воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания, метод дилемм и рефлексия [3].
Приобретение опыта толерантного поведения в школе реализуется посредством овладения совокупностью умений и навыков гибкого реагирования на различные ситуации, возникающие в процессе решения реальных социально-значимых задач.
Императивом современной образовательной среды, ориентированной на формирование толерантности, должно стать признание культурной самобытности каждого учащегося, обеспечение условий для их самореализации.
Особую роль в процессе формирования толерантности играет воспитание, которое позволяет:
- культивировать отношения открытости;
- признавать многообразие и наличие культурных различий;
- развивать способности к распознаванию несправедливости и её преодолению;
- продуктивно разрешать разногласия и противоречия.
Ориентация воспитательной системы на формирование толерантности школьников предполагает, что её ценностно-смысловое ядро может быть представлено следующими целями:
- укрепление уважения прав учащегося, педагогов и основных свобод, осознание прав и обязанностей, норм поведения и ценностей, этических и моральных норм внутри образовательного сообщества;
- полное и всестороннее развитие личности учащегося и чувства человеческого достоинства;
- обеспечение для всех учащихся возможности активно и эффективно участвовать в жизни образовательной организации [4];
- обеспечение возможностей диалога и разрешения конфликтов между учащимися, достижения консенсуса, общения и взаимодействия;
- вооружение школьников знаниями о морали, раскрытие её сущности, формирование культуры общения, привитие навыков и привычек толерантного поведения;
- системное накопление опыта толерантного поведения школьников путем организации их практической деятельности.
Особенно значение в процессе воспитания приобретает самоуправление, которое выражается в обеспечении личностной значимости школьной жизни для учащихся. В этом случае учащиеся проявляют высокую активность в инновационных процессах школьного и классного коллективов, заинтересованы в результативности воспитательной системы.
Суть самоуправления заключается в том, что оно помогает учащимся влиять на школьную политику - как через участие в принятии решений, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление предполагает проектирование школьной жизни как предмет совместного творчества всех участвующих субъектов.
Цель ученического самоуправления заключается ввоспи-тании гражданина, обладающего демократической культурой, гуманистическими взглядами, способного к социальному творчеству и действующего в интересах своей личности, общества и Отечества.
К основным задачам ученического самоуправления относятся:
- обеспечение условий для развития способностей и интересов членов ученического самоуправления;
- развитие самостоятельности школьников;
- воспитание позитивного отношения к нормам коллективной жизни;
- воспитание желания приносить пользу людям, помогать преодолевать трудности своим друзьям и ровесникам.
Органы самоуправления бывают:
- «совместными», с участием и педагогов, и родителей, и учеников - например, совет школы;
- «раздельными», например, ученический совет с участием выборных представителей обучающихся. Органы школьного самоуправления, сформированные учениками, принято называть органами ученического самоуправления.
Самоуправление в школе возникает в процессе совместной деятельности педагогов и учащихся, а принципами его организации выступают следующие:
- взаимное уважение и сотрудничество в отношениях между педагогами и учащимися;
- создание творческой атмосферы и психологического комфорт;
- развитие инициативы и самостоятельности учащихся;
- ориентация на деятельностный характер;
- связь постоянных, временных и уполномоченных органов самоуправления;
- выборность и отчетность;
- стимулирование к выполнению общественных поручений;
- педагогическая поддержка ученического самоуправления.
В.А. Караковский выделяет два уровня самоуправления:
личностный и общественный: «Прежде всего, определяющей частью понятия следует считать «само». И раньше, чем относить его к общественному бытию, я бы понимал его как управление
Библиографический список
собой, своим развитием, характером, своей личной жизнью, наконец. Это так сказать личностный уровень самоуправления» [5].
В отношении общественной жизни В.А. Караковский акцентирует внимание на самоуправляемой деятельности детей на общее благо, которую он считает первичной, а структуры, органы - вторичными. Они должны создаваться по мере необходимости, при этом нельзя обойтись и без общественных поручений - индивидуальных, групповых, коллективных. В противном случае деятельность будет носить хаотичный, непредсказуемый характер.
Таким образом, культурно-образовательное пространство школы как совокупность ценностей и образцов успешного решения жизненных задач может рассматриваться как система условий для формирования толерантности всех субъектов образовательного процесса.
Творческое использование принципа толерантности в образовательном процессе становится залогом его эффективности и создает благоприятные условия для дальнейшего его распространения в другие сферы социальных отношений, повышая тем самым возможности развития современного российского общества.
1. Образование для всех. Париж: ЮНЕСКО, 2000.
2. Черникова Т.В. Управление развитием образовательного учреждения. Москва, 2005.
3. Палаткина Г.В. Формирование этнотолерантности у младших школьников. Начальная школа. 2003; 11.
4. Проект государственной программы «Гоажданское образование населения РФ на 2005 - 2008 годы». Available at: http://civilg8.ru/ priority/education/4530.php.
5. Караковский В. Зачем в школе детское самоуправление. Воспитательная работа в школе. 2003; 4. References
1. Obrazovanie dlya vseh. Parizh: YuNESKO, 2000.
2. Chernikova T.V. Upravlenie razvitiem obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Moskva, 2005.
3. Palatkina G.V. Formirovanie 'etnotolerantnosti u mladshih shkol'nikov. Nachal'naya shkola. 2003; 11.
4. Proekt gosudarstvennojprogrammy «Grazhdanskoe obrazovanie naseleniya RF na 2005 - 2008 gody». Available at: http://civilg8.ru/priority/ education/4530.php.
5. Karakovskij V. Zachem v shkole detskoe samoupravlenie. Vospitatel'naya rabota vshkole. 2003; 4.
Статья поступила в редакцию 29.12.14
УДК 378
Muhamadiyarova G.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), Dean's Assistant in Education Management, Faculty of Pedagogy and Psychology, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected] Usmanova S.G. Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychological and Pedagogical Education, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]
INCLUSIVE EDUCATION: CONTENTS AND PRACTICE. The article has the main focus on a topical problem, for the inclusive approach involves understanding of the various educational needs of children and the provision of services in accordance with these needs through greater participation in the educational process, the involvement of the public and the elimination of discrimination in education. Every child should have an access to basic quality education. This leads to the necessity of creation in schools and in the system of primary education in an environment, which allows children to gain knowledge and contributes to learning. This article discusses the main challenges of inclusive education. The authors suggest the main approaches for teaching children with special educational needs, giving the concept of inclusive education. Considerable attention is paid to the basic elements and conditions for the implementation of inclusive education.
Key words: inclusive education, children with special educational needs, resources of school inclusion.
Г.Ф. Мухамадиярова, канд. пед. наук, зам. декана по учебной работе факультета педагогики и психологии Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
С.Г. Усманова, канд. пед. наук, доц. каф. психолого-педагогического образования Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ И ПРАКТИКА
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме, поскольку инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании. Каждый ребенок должен иметь доступ к основному качественному образованию. Это ведёт к необходимости создания в школах и в системе основного образования такой среды, которая позволяет детям получать знания и способствует этому.В данной статье рассматриваются основные проблемы инклюзивного образования. Авторами предложены основные подходы