СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И.Ю. Стариков, аспирант кафедры конституционного и администра-
тивного права ЮУрГУ
Аппарат управления выступает наиболее динамичной частью государственного аппарата, поскольку ему приходится гибко реагировать на происходящие изменения в экономике, в социальной и политической сферах. Органы государственного управления в нашей стране пережили много перестроек. В прошлые десятилетия государственную регистрацию участников общественных отношений нельзя было назвать заметным явлением. Сугубо централизованное управление и явное преобладание государственной собственности практически нивелировали ее особенности.
Сегодня в условиях рыночной экономики появляется множество самостоятельно действующих хозяйствующих субъектов. Государство уменьшает объем прямого управления ими, сохраняя и увеличивая объем регулирования их деятельности. Учетно-контрольные и легализующие функции призван выполнять институт государственной регистрации.
В юридической науке сложилось несколько подходов к сущности государственной регистрации.
А.Р. Кирсанов рассматривает данный институт как особый вид юридической деятельности. Юридическая деятельность - это урегулированная отдельными правовыми предписаниями, специальными процессуальными институтами или самостоятельными процессуальными отраслями права деятельность наделенных государственно-властными полномочиями субъектов - государственных органов и должностных лиц, направленная на соблюдение конституционных свобод, защиту чести и достоинства человека, охрану гражданских прав физических и юридических лиц1.
Е.И. Спектор особо выделяет понятие регистрационного режима, представляющего собой совокупность правовых и организационных мер, устанавливающих и закрепляющих на законодательном уровне порядок регистрационного учета соответствующих объектов (субъектов), осуществляемый указанными в законодательстве уполномоченными федеральными органами исполнительной власти2. Природа данного режима заключается в
признании государством правоспособности субъектов и установлении законности их права на совершение какого-либо действия на основе реализации функций государственного надзора, контроля, ведения учета, классификации, хранения и выдачи соответствующей информации.
Регистрационно-легализующая деятельность отнесена Ю.А. Тихомировым к подотраслям административного законодательства, что свидетельствует о ее особом статусе в системе государственного управления. Данная деятельность представлена правовыми институтами: «государственная регистрация», «лицензирование», «стандартизиция»3.
Некоторые авторы под регистрацией понимают акт официального признания прав или законности соответствующих действий физических или юридических лиц4.
Д.Н. Бахрах относит регистрационное производство к особой форме администра-тивно-правонаделительного процесса, представляющего собой деятельность субъектов публичной исполнительной власти по принятию и исполнению правоприменительных актов, направленная на организацию исполнения законов и иных правовых актов, осуществляемая в административно-процессуальной форме5. Результатом данной подзаконной деятельности всегда является индивидуальноконкретное решение (правоприменительный акт), содержащее властное волевое изъявление субъекта и имеющее организационное значение как для государства в целом, так и для конкретного гражданина, общественного объединения6.
В литературе наиболее детально рассматривается один из видов государственной регистрации - регистрация недвижимости. Это объясняется тем, что данная деятельность наиболее детально урегулирована на законодательном уровне. Легальное определение понятия государственной регистрации прав на недвижимость закреплено в ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Это юридический акт признания и под-
112
Вестник ЮУрГУ, № 9, 2007
Стариков И.Ю.
Сущность и значение государственной регистрации в Российской Федерации
тверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Осуществляя акт регистрации, государственный орган реализует властные полномочия. Таким образом, государственная регистрация - это форма публичного контроля за действиями частных лиц, осуществляющих свои субъективные гражданские права в сфере частного права7.
Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» под государственной регистрацией понимает акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений в соответствии с законом.
В целом можно утверждать, что принципиальные отличия в подходах исследователей к сущности государственной регистрации отсутствуют. Разница состоит в различных аспектах рассмотрения данного правового явления.
Государственная регистрация - это институт публичной власти, необходимый для обеспечения публичных интересов и охраны законности в экономических отношениях, регулируемый нормами административного и гражданского права. Как правовой институт она характеризуется следующими признаками: а) установление ее требований и процедур прежде всего законами; б) государственное признание законности или незаконности действий юридического и физического лица; в) обязательность осуществления регистрации для соответствующего органа и хозяйствующих субъектов; г) обладание юридико-информационной ценностью.
Регистрация имеет важное значение в обеспечении охраны общественного и государственного порядка, а также реализации личных и имущественных прав и законных интересов физических и юридических лиц. По своей правовой природе этот институт является институтом административного права. Регистрация как бы открывает дорогу юридическим и физическим лицам для экономической и иной деятельности. Поэтому она осуществляется в разных формах - как способ первичного учреждения статуса юридических лиц, как способ официального удостоверения видов юридических действий и правовых актов, как способ легализации изменения статусов физических лиц. Тем самым в основу многообразия жизнедеятельности субъектов права кладутся общие юридические критерии.
1 Кирсанов А.Р. Новая система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации. - М., 2005. - С. 61.
2 Спектор Е.И. Развитие административного законодательства о регистрации // Журнал российского права, -2002. -№ 7. -С. 36.
3 Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. - М., 2004. - С. 69.
4 Административное право: учебник / отв. ред. Л.Л. Попов.-М., 2006.-С. 631.
5 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. - М., 2005. -С. 580.
6 Панова И.В. Административный процесс в Российской Федерации: понятие, принципы, виды // Правоведение. -2000. - № 2. - С. 42.
7 Скворцов О.Ю. Сделки с недвижимостью в коммерческом обороте. - М., 2006. - С. 140.
Серия «Право»,, выпуск 10
113