Научная статья на тему 'Регистрация как разновидность административно-процессуальной деятельности в Российской Федерации'

Регистрация как разновидность административно-процессуальной деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
995
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регистрация как разновидность административно-процессуальной деятельности в Российской Федерации»

РЕГИСТРАЦИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И.Ю. Стариков, аспирант кафедры конституционного и административ-

ного права ЮУрГУ

Проблемы процессуального регулирования реализации законов, подзаконных актов, а также содержащихся в них материальных административно-правовых норм, регулирующих отношения в различных направлениях реализации исполнительной власти, приобретают сейчас особую остроту и практическую актуальность.

В литературе под административным процессом понимают властную деятельность органов исполнительной власти, осуществляемую в рамках административно-процес-су-альной формы и состоящей в решении конкретных юридических дел1. Исходя из данного подхода, административный процесс должен полностью регулироваться административным правом. Однако с данным подходом трудно согласиться, так как деятельность публичной администрации очень разнообразна. Она принимает нормативные акты, причем объем административного правотворчества значительно превосходит объем законотворчества2.

Результатом процессуальной деятельности уполномоченных государственных органов является применение норм материального права - гражданского уголовного, административного.

Д.Н. Бахрах выделяет следующие признаки административных процессов: это целенаправленная деятельность субъектов исполнительной власти; направлена на решение в соответствии с законами конкретных дел, порученных ей; результатом является принятие административного акта: данная деятельность детально регламентируется административнопроцессуальными нормами административного права; с точки зрения процедуры носят простой характер.

В юридической науке к административнопроцессуальной деятельности относят адми-нистративно-юрисдикционную и административно-процедурную деятельность. К последней относится: лицензионное производ-ство, разрешительное производство, регистрационное производство, а также производство по принятию правовых актов управления.

Регистрация означает запись фактов с целью учета и придания этим фактам законности. Ю.М. Козлов определяет регистрацию

как акт официального признания законности соответствующих действий и правовых актов, осуществляемый, как правило, органами Министерства Юстиции и Министерства Внутренних Дел Российской Федерации3.

Некоторые исследователи понимают регистрационную деятельность как особый режим признания государством правоспособности субъектов, установления законности их прав на совершение какого-либо действия и выдачи соответствующей информации. Регистрационный режим представляет собой совокупность правовых и организационных мер, устанавливающих и закрепляющих на законодательном уровне порядок регистрационного учета соответствующих объектов (субъектов), осуществляемый указанными в законодательстве уполномоченными федеральными органами исполнительной власти4.

Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» содержит понятие государственной регистрации недвижимости. Это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации5. Целесообразно было бы сформулировать легальные определения иных видов государственной регистрации.

А.Р. Кирсанов выделяет следующие регистрационные производства: регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; регистрация юридических лиц; регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; регистрация общественных объединений, регистрация религиозных объединений6.

В соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была образована Федеральная регистрационная служба7. Ей были переданы функции по регистрации недвижимости, правовых актов федеральных органов исполнительной штасти, общественных объединений и политических партий, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору

Серия «Право», выпуск 8, том 2

347

Стариков И.Ю.

Регистрация как разновидность административнопроцессуальной деятельности в Российской Федерации

в сфере регистрации актов гражданского состояния, адвокатуры и нотариата. Таким образом, данный орган исполнительной власти на сегодняшний день осуществляет несколько основных видов государственной регистрации в России. Представляется, что наиболее детально урегулирован процесс регистрации недвижимости, хотя и он имеет определенные недостатки.

М.Г. Пискунова обоснованно утверждает, что взаимосвязанные нормы о государственной регистрации образуют в системе права самостоятельный правовой институт, содержащий нормы, характерные для разных отраслей права8. Однако данный подход не может быть распространен на все виды регистрационной деятельности.

Таким образом, деятельность по регистрации является неотъемлемой частью административно-правонаделитель-ного (оперативно-распорядительного) процесса, отвечающей всем его признакам. Она представляет собой деятельность субъектов публичной исполнительной власти по принятию и исполнению оперативно распорядительных, правонадели-тельных и иных правоприменит ельных актов, направленную на организацию исполнения законов и иных правовых актов, осущест-

вляемую в административно-процессуальной форме.

Изучение государственной регистрации как комплексной отрасли законодательства является объектом формирующейся отрасли юридической науки.

' Тихомиров Ю.А. Административные процедуры и право // Журнал российского права. 2002. № 4. С. 4.

2 Бахрах Д.Н., Российский Б.В. Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М., 2005. С. 578.

3 Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М. 2002. С. 402.

4 Спектор Е.И. Развитие административного законодательства о регистрации // Журнал российского права. 2002. №7. С. 36.

5 СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3594.

6 Кирсанов А.Р. Новая система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации. М. 2005. С. 203.

7СЗРФ. 2004. №11. Ст. 945.

8 Пискунова М.Г. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним как правоприменительная деятельность учреждений юстиции // Государственная регистрация прав на недвижимость: теория и практика. Сборник статей. М. 2005. С. 288.

348

Вестник ЮУрГУ, № 13, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.