Научная статья на тему 'Сущность и типология антиобщественного образа жизни несовершеннолетних, совершающих насильственные преступления'

Сущность и типология антиобщественного образа жизни несовершеннолетних, совершающих насильственные преступления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
175
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и типология антиобщественного образа жизни несовершеннолетних, совершающих насильственные преступления»

A.B. YEFREMOV

ESSENCE AND TYPOLOGY OF JUVENILES WITH ANTISOCIAL WAY OF LIFE, COMMITTING VIOLENT CRIMES

СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ АНТИОБЩЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШАЮЩИХ НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Насильственная направленность антиобщественного образа жизни несовершеннолетнихха-рактеризуется« социально детерминированной предрасположенностью личности к проявлению насилия над другим лицом, которая во взаимодействии с криминогенной ситуацией порождает насильственное преступление»1. Она является наиболее существенной обобщающей характеристикой антиобщественного образа жизни несовершеннолетних указанного типа.

Антиобщественный образ жизни несовершеннолетних, совершающих насильственные преступления, имеет много общих признаков с образом жизни несовершеннолетних совершающих иные виды преступлений.

Общими признаками антиобщественного образа жизни являются безответственность, неспособность чувствовать свою вину, осуществление деятельности с целью нанесения ущерба другим, частые конфликты с окружающими и общественными институтами, склонность обвинять других, не извлекая уроков из своих ошибок, проявление нетерпимости, а также поведение, указывающее на недостаточную социализацию, что выражается, в частности, в отчуждении от таких социальных институтов, как семья, школа, учебное заведение, молодежное учреждение и организация, в переходе в так называемые антиобщественные неформальные группы, группы риска, в употреблении алкоголя, наркотических средств и т. д.

Наряду с общими признаками антиобщественного образа жизни у несовершеннолетних, совершающих насильственные преступления, имеются специфичные признаки, характеризующие именно их образ жизни.

Основными и определяющими в контексте насилия являются две его составляющие - аг-

рессия и жестокость. Дискуссии по поводу происхождения агрессии и жестокости ведутся давно, и имеются различные взгляды на эту проблему. Одни исследователи, в частности Л. В. Сердюк, считают, что «оба эти личностные свойства могут иметь природные корни и получать социальное развитие в зависимости от микросреды и социальных условий, в которых воспитывается личность»2.

По мнению А. Волковой, агрессивность имеет как социальный, так и природный характер, то есть может быть врожденной; жестокость -всегда социального происхождения3.

Наиболее правильным кажется первое мнение. Так, в своей работе Л.В. Сердюк пишет: «Агрессия - свойство человека-зверя - заглушается, сдерживается в определенных рамках культурой, нравственностью, морально-волевыми качествами личности»4. Более того, агрессия как свойство личности благодаря этим же личностным качествам может иметь и социально полезную направленность, например на войне, где нужно проявить смелость, мужество, вступая в справедливую борьбу с агрессором. Жестокость наоборот, по словам Л.В. Сердюка, «негативное свойство личности, выражающееся в безразличии к страданиям живых существ, когда причинение боли, страданий превращается почти в самоцель, практически никогда не может иметь общественно полезную направленность».

Критерием активности применения данной формы поведения является уровень жестокости. Именно им определяется степень деформации образа жизни несовершеннолетних, совершающих насильственные преступления.

Таким образом, две наиболее характерные черты данного типа антиобщественного образа жизни несовершеннолетних формируются и развиваются относительно самостоятельно.

А.Б. ЕФРЕМОВ

(Кировский филиал Академии ФСИН России)

Наличие в чертах образа жизни агрессивных форм жизнедеятельности не предполагает прямых проявлений жестокости. Однако жестокость не может существовать без агрессивности в силу ряда причин, характеризующих способность человека к совершению агрессивных действий, и является ярко выраженной антиобщественной формой неуважения к обществу и его интересам.

Первый опыт разрешения возникающих проблем и конфликтов с помощью применения насилия оказывает значительное влияние на формирование антиобщественных установок и способов поведения несовершеннолетнего.

Так, в ходе анкетирования несовершеннолетних, совершивших насильственные преступления и отбывающих наказания в Котель-ничской и Новотроицкой воспитательных колониях, установлено, что более 80 % из них до привлечения к уголовной ответственности уже имели значительный опыт применения насилия в отношении окружающих. Осознание преимущества насилия, являющегося одной из форм проявления агрессии, формирует у несовершеннолетнего готовность к агрессивному поведению.

При этом антиобщественный образ жизни несовершеннолетних, имеющих агрессивную направленность, сопровождается деформациями таких жизненных ценностей, как:

- удовлетворение потребности в общественно полезном общении;

- уважение к индивидуальным и общественным интересам других людей;

- общечеловеческие духовные и материальные ценности (например, жизнь, здоровье, неприкосновенность личности);

- потребление общественных благ и услуг.

Деформация образа жизни и формирование антиобщественного образа жизни со склонностью к совершению агрессивных действий насильственного характера опосредованно обусловлена эмоциональной неустойчивостью при разрешении тех или иных конфликтов, возникающих в повсе-дневной жизни несовершеннолетнего под влиянием различных факторов, как психологических, так и социальных.

Наиболее специфичными признаками данного типа являются:

- «негативно-пренебрежительное отношение личности преступника к человеку и его

важнейшим благам, как правило, связанное с насилием и жестокостью»5;

- неустойчивое настроение со склонностью к раздражительности, гневным реакциям, состоящим из безмотивного внутреннего напряжения;

- недостаточная глубина эмоционального сопереживания, равнодушие к чувствам других людей в сочетании с неспособностью устанавливать и поддерживать эмоционально насыщенные, стабильные отношения;

- жестокость;

- облегченное усвоение навыков антиобщественного поведения, общий социально-правовой нигилизм и др.

В связи с этим в личностном статусе доминируют признаки психологической незрелости, эмоциональной и волевой неустойчивости, зависимости от ситуации и отношения окружающих.

Наиболее близким к образу жизни несовершеннолетних, совершающих насильственные преступления, является тип антиобщественного образа жизни несовершеннолетних, совершающих корыстно-насильственные преступления, которые часто различаются лишь мотивом и конечной целью, а не специфичностью деятельности по ее достижению.

Основное отличие указанных типов состоит в том, что при корыстно-насильственном типе насилие выступает в качестве связующего звена между умыслом и конечным результатом, то есть как средство достижения материальных благ (инструментальная агрессия); при насильственном типе насилие есть и основа деятельности, и конечный результат (враждебная агрессия). Таким образом, насилие может быть враждебным, имеющим цель причинения вреда, и инструментальным. В последнем случае цель не связана с причинением вреда, а выступает в качестве инструмента для осуществления потребностей.

При изучении насильственного типа следует подчеркнуть, что в начальном периоде его формирования перечисленные признаки носят неустойчивый характер и в полной мере зависят от внешних воздействий. Изначально существенное негативное влияние оказывает семейно-педагогическая и социальная запущенность. Ненадлежащее осуществление родителями (иными законными представителями) своих обязанностей в 2004 г. привело в Кировской области к самовольному уходу из семей и занятию

бродяжничеством более 800 (+17 %) детей и подростков. К административной ответственности привлечено 4310 (+10 %) родителей (иных законных представителей); 31 (+11 %) - к уголовной (за истязание и жестокое обращение с детьми).

Одно из преимуществ теории образа жизни в криминологическом аспекте заключается в том, что она помещает источник насильственной преступности (по крайней мере, частично) в сферу нормальной деятельности человека.

При рассмотрении образа жизни и действий несовершеннолетних посредством криминологического исследования анкетной и статистической информации, а также материалов уголовных дел можно выделить следующие типы антиобщественного образа жизни несовершеннолетних, совершающих насильственные преступления: эмоционально неустойчивый, групповой, ситуационный, злостный. Все они по своей сути являются преступными, и речь в данном случае идет о степени деформированности образа жизни и факторах, влияющих на механизм совершения преступления.

Охарактеризуем каждый из указанных типов.

Эмоционально неустойчивый тип. У несовершеннолетних наблюдается спонтанное повышение напряженности агрессивного аффекта, что может выражаться в более или менее агрессивных действиях. Они отличаются частой сменой настроения и психической активности, склонностью к острым эмоциональным впечатлениям. Именно первоначальное раздражение определяет дальнейшие действия нападающего. Так, из общего числа насильственных преступлений криминальной агрессии предшествовали: стресс - в 14 % случаев; обида, оскорбление - в 36 %6. Однако при значительной продолжительности данного этапа развития криминогенной ситуации эмоциональное напряжение спадает и конфликтная ситуация перестает развиваться по криминогенному типу. Следовательно, одним из признаков данного типа является то, что нападающий не может точно описать произошедших событий, а достаточно четко описывает причину его агрессии, отождествляя ее с действиями или бездействием жертвы. В ходе анкетирования и личного опроса установлено, что лица данного типа часто не имеют чувства мести к жертве и считают, что понесли наказание по справедливости (13 % от обще-

го числа несовершеннолетних, совершивших насильственные преступления).

Групповой тип. Несовершеннолетним данного типа свойственна переоценка собственной значимости в сочетании с агрессивной концепцией социальной среды (60,1 % преступлений в 2004 г. совершены несовершеннолетними в группе). Для лиц данного типа наиболее важным является аспект одобрения его действий группой, в которой он находится, или окружающими. Кроме того, при разрешении конфликта ненасильственными методами появляется страх перед неодобрением или осуждением за проявленную слабость. Наиболее значимым признаком является совершение агрессивных действий в общественных местах при наличии наблюдателей и свидетелей. Всего несовершеннолетними совершено более 40 % преступлений в общественных местах, и количество таких преступлений растет.

Лица, совершившие насильственные преступления и относящиеся к данному типу, подробно описывают произошедшие события, выставляя напоказ свои «правильные» действия. Совершая преступление в группе, лица, относящиеся к данному типу антиобщественного образа жизни, отстаивая интересы группы, скрывают участие других лиц в преступлении, если даже их участие очевидно.

Ситуационный тип - наиболее распространенный тип антиобщественного образа жизни несовершеннолетних. Более 53 % опрошенных несовершеннолетнихуказали на то, что причиной совершения преступления послужила складывающаяся в тот момент ситуация, при этом особого негативного отношения к жертве у нападающего не было. Исследование показало, что большинство лиц, подвергшихся нападению, отказывались допустить, чтобы нападающей стороне удалось их унизить. Сохранив тем самым «собственное лицо» среди окружающих, они заставляли нападающего выбрать путь насилия как наилучший способ разрешения конфликтной ситуации.

Устойчивое переоценивание собственного положения, деформация сфер общения, досуга и нравственных ценностей в сочетании с незрелостью в решении проблем определяют действия в конфликтной ситуации. Однако следует отметить, что «сама по себе такая ситуация может и не привести к преступлению, если... у человека не сформировались уже антиоб-

щественные взгляды и привычки, которые определяют линию его поведения в данной ситу-ации»7.

Злостный тип. Данный тип получает все большее распространение в последнее время. При этом нападающий не может объяснить ни причину совершенного преступления, ни цель, ради которой применялось насилие. Насилие при этом типе антиобщественного образа жизни несовершеннолетних применяется ради самого насилия.

Рассмотренная типология в определеннойсте-пени условна, так как совокупность факторов и их интенсивность воздействия на несовершеннолетнего могут быть различными.

У несовершеннолетнего, как ни у кого другого, при недостаточном уровне интеллектуального и эмоционального развития возникает ориентация на такие формы и способы деятельности, которые невозможны без насилия. Распространяясь, эти формы жизнедеятельно-

сти проникают во все сферы: быт и досуг, межличностные и семейные отношения.

Развитие деформации одной сферы неразрывно связано с изменениями в других родственных взаимозависимых областях жизнедеятельности человека. Так, деформация в сфере досуга оказывает значительное влияние на сферу межличностного общения, впоследствии это отражается на семейных отношениях, и наоборот.

1 Цит. по: Шестаков Д.А. Семейная криминология. СПб., 2003. С. 135.

2 Сердюк Л.В. Насилие: криминологическое и уголовноправовое исследование. М., 2002. С. 117.

3 См., напр.: ВолковаА. Понятие «жестокоеобращение с детьми» и его формы // Профессионал. 2000. № 4. С. 24.

4 Сердюк Л.В. Указ. соч. С. 118.

5 Цит. по: Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. М., 2000. С. 21.

6 См.: Макушкин Е.В. О проблеме агрессивного криминального поведения психически аномальныхлиц // Прокурорский надзор. 2004. 31 окт.

7 Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева М., 1986. С. 157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.