МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№10/2015
ISSN 2410-700Х
2. Колдина, М.И. Подготовка к научно- исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального обучения в вузе: дис. ... канд. пед. наук / М.И. Колдина. - Н. Новгород, 1009. - 189 с.
3. Компетенции в образовании: опыт проектирования [Текст]:сб.науч.тр./ под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 1007. - С.317
4. Российское образование - 1010: Модель образования для экономики, основанной на знаниях [Текст]: к IX Международной научной конференции. «Модернизация экономики и глобализации»; Москва, 1-3 апреля 1008 г./ Под ред. Я.Кузьминова, И.Фрумина; Гос.ун-т -Высшая школа экономики. -М. Изд.дом ГУВШЭ, 1008.
5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Нар. образование. - 1003. - № 1. - С.55-61.
6. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие - М.: Народное образование, 1996. - 160 с.
© М.И. Колдина, 1015
УДК 379.831
Кыштымова Татьяна Викторовна
канд. филолог.наук, доцент ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г.Шадринск, РФ
Блясова Ирина Юрьевна канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» , г.Шадринск, РФ
Максимовских Анна Геннадьевна канд. филолог.наук, доцент ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» , г.Шадринск, РФ
E-mail: [email protected]
СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье рассматривается сущность и специфика организации профориентационной деятельности со старшеклассниками средствами культурно-досуговой деятельности, рассматриваются уровни досуговой деятельности, средства и условия, способствующие эффективной реализации.
Ключевые слова
Профориентация, культурно-досуговая деятельность, потенциал, специфика.
Научный интерес к культурно-досуговой сфере старшеклассников как к сфере, связанной с саморазвитием, самовыражением, самоутверждением, носит постоянный и устойчивый характер (Э.А. Аксенова, А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, А.В. Мудрик, С.А. Шмаков).
Социально-культурная деятельность, на наш взгляд, является одной из наиболее значимых сфер для старшеклассников и обладает мощным потенциалом в области подготовки подрастающего поколения к выбору профессии.
Однако в настоящий период возможности социокультурной деятельности в решении этой проблемы учитываются в недостаточной степени, мало обращается внимание на культурную составляющую досуга старшеклассников. Все это актуализирует поиск путей использования культурно-досуговой деятельности в профориентационной деятельности со старшеклассниками, определении условий ее организации.
Научное обоснование досуговой деятельности, как одного из базовых видов деятельности сделал В.А. Воловик, который выделил следующие особенности досуговой деятельности:
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
- основным структурным элементом любой деятельности является ее действительный мотив;
- она может быть разнообразна по своей сути;
- в отличие от других видов деятельности, цель и содержание которых находятся внутри этой деятельности, цель и содержание досуговой деятельности выбираются человеком в зависимости от его морального развития и культурного уровня;
- досуговая деятельность может носить социально полезный характер, характер социально нейтральный, быть запертой в системе узко сгруппированных ценностей и приобретать характер социально возражающий, асоциальный [1,с. 8].
Критерием определения уровней досуговой деятельности, по мнению В.А. Воловика, выступает отношение субъекта этой деятельности к ее процессу, активное или пассивное. На этом основании им выделяются «уровни досуговой деятельности: потребление, творчество, экстериоризация (социальная активность). Данные уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены, что позволяет осуществлять воспитательный иобразовательный процесс путем целенаправленной планомерной и систематической организации досуговой деятельности путем подъема ее на более высокий уровень развития» [1, с. 8].
Потенциал культурно-досуговой деятельности определяется ее культурно-созидательным характером, способностью гармонизировать процессы социализации и индивидуализации личности, оснащая ее способами корректировки жизненного стиля, ресурсами встраивания в актуальное жизненное пространство.
Компенсируя издержки традиционных институтов социализации, культурно-досуговая деятельность выступает дополнительным «жизненным пространством», условием индивидуального самоопределения и творческой самореализации личности, средой формирования нравственной культуры личности, развития его инициативы, независимости суждений, что в итоге способствует формированию базовой культуры личности в единстве ее ценностных и технологических компонентов. Ресурсы культурно-досуговой деятельности коренятся в коллективном характере и игровой природе совместной деятельности, в субъективно значимой мотивации участия. Действующая как педагогическая система, культурно-досуговая деятельность становится важнейшим элементом культурно-образовательного пространства, оптимальной формой развития коммуникативных способностей личности, которые рассматриваются в качестве составляющей культуры в широком смысле слова[4,эл.ресурс].
В современных принципах культурно-досуговой деятельности нашли отражение основы государственной культурной политики, современная социокультурная ситуация, основанная на гласности и демократизации. Демократизация предполагает формирование новой политической психологии человека с ориентацией на терпимость, умение вести диалог, уважать мнения других и самому выслушивать критику [3, с. 15].
Специфика профориентации в культурно-досуговой деятельности обусловлена двумя обстоятельствами: характером труда и возрастными особенностями личности.
И.Е. Брюшенков отмечает, что социально-культурная деятельность является мощным средством воздействия на профессиональную ориентацию старшеклассников, она содействует формированию мотивов, ценностей, установок и т.п.
Специфика профессиональной ориентации учащихся, по его мнению, средствами культурно-досуговой деятельности, заключаются в особом потенциале средств социально-культурной деятельности, позволяющем воздействовать на сознание и поведение старшеклассников, расширяя их кругозор, преобразуя интересы и формируя активное отношение к освоению конкретной профессии [1, с. 15].
Средства культурно-досуговой деятельности - это инструменты идейно-эмоционального воздействия, которые используются в процессе социокультурной деятельности.
Среди массовых форм культурно-досуговой деятельности наиболее распространенными являются: концерты, развлекательно-игровые программы, вечера отдыха, дискотеки, литературные гостиные, экскурсии и так далее.
К ведущим средствам культурной деятельности относятся: живое слово; искусство, образ; средства массовой информации; средства наглядной агитации и пропаганды; книги, музыкальные инструменты; технические средства: звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекционная и иная аппаратура и т. д.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
И.Е. Брюшенков выделил следующие условия, способствующие эффективному осуществлению профориентации в школах:
- использование средств социально-культурной деятельности, позволяющих наиболее эффективно осуществлять профориентацию старшеклассников;
- выявление и учет факторов, способствующих оптимизации процесса профориентационной деятельности со старшеклассниками;
- удовлетворение интересов учащихся старших классов с учетом возрастных и индивидуально -личностных особенностей;
- включение учащихся в общественную, художественно-творческую, культурно-досуговую деятельность;
- учет добровольности при выборе рода занятий и степени активности при осуществлении профориентационной деятельности;
- осуществление целевого воздействия на личность при ее активной включённости в социально-культурную деятельность [1, с. 16]
Профориентационную работу по средствам культурно-досуговой деятельности необходимо проводить через включение старшеклассников в различные виды деятельности: познавательную, исполнительскую, творческую, коммуникативную, с использованием различных форм досуговой деятельности, ориентированных на расширение кругозора и развитие общей культуры учащихся, на стимулирование и на поиск новых форм творческого самовыражения, на овладение умениями создания и реализации индивидуальных творческих проектов.
Внимание должно обращаться на активизацию внутренних ресурсов личности; обеспечение учащихся системой знаний о мире профессий; развитие интересов и склонностей старшеклассников в практической деятельности, приближенной к профессиональной; создание социально-педагогических условий для самопознания, жизненного и профессионального самоопределения.
Становление профессиональных планов старшеклассников в процессе социально-досуговой деятельности осуществляется благодаря обогащению содержания программы и мероприятий материалом с профориентационной направленностью, включающего определение внутренних возможностей личности старшеклассника; информацию о мире профессий и рынке труда; использование активных форм и методов профориентационной работы; совместную профориентационную деятельность с различными институтами социализации школьника.
Эффективными в профориентационной работе могут оказаться такие формы работы, как «Фестиваль профессий», научно-исследовательский проект «Шаг в будущее», интернет-олимпиады по различным предметам, профессиональная реклама и агитация, встречи школьников со специалистами различных профессий, «Профпробы», Фотоигра «Я б в учителя пошел, пусть меня научат», экскурсии школьников в учебные заведения, учебные фильмы, конференции, конкурсы, викторины, соревнования, круглые столы, дебаты, использование игровых и тренинговых ситуаций и др. Большое внимание, с нашей точки зрения, должно отводиться ценностно-нравственным профориентационным играм, а так же играм, в которых отрабатываются навыки принятия решений, играм-дискуссиям.
Таким образом, культурно-досуговая деятельность является мощным средством воздействия на личность подростков. Специфика профориентации в культурно-досуговой деятельности обусловлена характером труда, и возрастными особенностями личности, потенциалом средств социально-культурной деятельности, позволяющим воздействовать на сознание и поведение старшеклассников, расширяя их кругозор, преобразуя интересы и формируя активное отношение к освоению конкретной профессии.
Список использованной литературы:
1. Брюшенков И.Е. Организационно-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников средствами социально-культурной деятельности [Текст]:дис. канд. пед. наук : 13.00.05 / Игорь Евгеньевич Брюшенков, 1009. - Омск, 171 с.
2. Воловик, А.Ф. Педагогика воспитания [Текст]/ под ред. А.Ф. Воловик, В.М. Воловик. - Харьков: ХДАК, 1999. - 331 с.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№10/2015
ISSN 2410-700Х
3. Тинькова, З.С. Теория и методика культурно-досуговой деятельности [Текст]: учебное пособие / З.С. Тинькова. - Орел, 1011. - 60 с.
4. Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная и культурно-досуговая деятельность как самостоятельная область общественной практики [Электронный ресурс] / Д.В. Шамсутдинова, Р.И. Турханова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 1011. - № 3-1. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnaya-i-kulturno-dosugovaya-deyatelnost-kak-samostoyatelnaya-oblast-obschestvennoy-praktiki. - 18.08.1015
© Т.В. Кыштымова, И.Ю. Блясова, А.Г. Максимовских, 1015
УДК 801:37
Макар Людмила Владимировна
канд. пед. наук, доцент МГУПС МИИТ, г. Москва, РФ
E-mail: [email protected]
ГИБКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Аннотация
Статья рассматривает планирование курса обучения иноязычной профессиональной коммуникации как непрерывный процесс, последовательно описывая его этапы с указанием целей и трансформационных возможностей.
Ключевые слова
Профессиональная коммуникация на иностранном языке, планирование и создание
курса обучения, этап, изменение
В настоящее время обучение иностранному языку в неязыковом вузе стабильно рассматривается как "последовательный процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, осуществляемый в рамках особо организованного лингвопрофессионального пространства, воспроизводящего профессиональные и социальные контексты деятельности специалистов данной категории", его результатом является "усвоение и воспроизведение речевого иноязычного опыта, соотносящегося с конкретной сферой культуры, с формированием профессионально-коммуникативных умений" [1, с. 95]. В качестве каркаса образовательного процесса выступает ряд дидактических принципов, среди которых принцип последовательного учета контекстов профессиональной деятельности будущих специалистов в процессе их иноязычной подготовки, принципы междисциплинарности, межкультурной коммуникации, опережающего овладения студентами базовыми предметно-профессиональными знаниями на родном языке.
Регулярное обновление программных документов в сфере высшего профессионального образования заставляет преподавателя иностранного языка постоянно возвращаться к вопросу изменения курса обучения иноязычному общению в профессиональных целях, поэтому такая возможность должна быть предусмотрена еще при его планировании. В данной статье рассматриваются основные этапы этого процесса с акцентом на трансформационные возможности.
I этап предполагает анализ учебного плана по специальности и консультации с профильными специалистами с целью выявления предметных областей знания, которые можно использовать в качестве междисциплинарной основы курса обучения общению на иностранном языке. Результатом этой работы является систематизация профессионально-значимых знаний и задач, стоящих перед студентами на разных курсах, а также установление корреляции профилирующих дисциплин с этапами изучения иностранного языка. Очевидно, периодически возникает необходимость возврата к этому этапу работы, продиктованная эволюцией внешних условий развития страны, общества и конкретной профессиональной деятельности.