Научная статья на тему 'Сущность и содержание социально-педагогических аспектов сотрудничества органов внутренних дел с общественностью'

Сущность и содержание социально-педагогических аспектов сотрудничества органов внутренних дел с общественностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
229
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА / ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА / ОБЩЕСТВО / ПОЛИЦИЯ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF COOPERATION / TECHNOLOGIES OF COOPERATION / SOCIETY / POLICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бобров В.В., Сердюк Н.В.

Статья посвящена социально-педагогическим аспектам и технологиям сотрудничества общества и полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бобров В.В., Сердюк Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law Enforcement and Civil Society: Nature and Scope of Social and Pedagogical Aspects of Cooperation between Them

The article is about some social and pedagogical aspects of cooperation between civil society and police. Technologies of such cooperation are looked into in detail.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание социально-педагогических аспектов сотрудничества органов внутренних дел с общественностью»

I_

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И КАДРОВОЕ

обеспечение деятельности правоохранительных органов

В. В. БОБРОВ,

адъюнкт кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами

Н. В. СЕРДЮК,

профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,

доктор педагогических наук, доцент (Академия управления МВД России)

V. V. BOBROV,

Adjunct at the Department of Psychology, Pedagogics and Personnel Management

N. V. SERDIUK,

Professor at the Department of Psychology, Pedagogics and Personnel Management,

Doctor of Pedagogics, Associate Professor (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 351.74

Сущность и содержание социально-педагогических аспектов сотрудничества органов внутренних дел с общественностью

Law Enforcement and Civil Society:

Nature and Scope of Social and Pedagogical Aspects

of Cooperation between Them

Статья посвящена социально-педагогическим аспектам и технологиям сотрудничества общества и полиции.

Социально-педагогические аспекты сотрудничества, технологии сотрудничества, общество, полиция.

The article is about some social and pedagogical aspects of cooperation between civil society and police. Technologies of such cooperation are looked into in detail.

Social and pedagogical aspects of cooperation, technologies of cooperation, society, police.

* Ранее - начальник инспекции МВД по Республике Коми.

Formerly - Chief Inspector of the Ministry of Internal Affairs for the Republic of Komi.

Государство, являясь формой организации

населения по национально-территориальному признаку, принимает на себя обязанности по реализации прав и свобод граждан. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]. Таким образом, государство ставит перед собой задачу по формированию и реализации политики по развитию человека, т. е. задачу по сути педагогическую, так как развитие личности в интеллектуальном, духовном, морально-нравственном, физическом плане является основной задачей педагогической деятельности [4]. Участие органов внутренних дел как государственного института в осуществлении данной политики рассматривается нами с педагогической точки зрения по следующим основаниям.

Во-первых, органы внутренних дел являются частью государственного аппарата и осуществляют свою деятельность в сфере правоприменения. Как известно, сила закона обеспечивается неотвратимым наступлением санкций за его невыполнение или нарушение. Однако не все граждане начинают соблюдать нормы права только после применения мер репрессивного характера [7]. Законопослушность граждан обусловлена наличием у них культурных, морально-нравственных, правовых знаний и установок, которые в свою очередь являются результатом педагогического воздействия. Проблема приоритета педагогического влияния над карательной функцией органов внутренних дел существует на протяжении всей истории существования данной отрасли. Николай Анисимович Щелоков отмечал: «Работа милиции, как искусство, литература, призвана внушить людям непоколебимый оптимизм, веру в лучшее проявление человеческих душ, стремлений, желаний и помыслов» [5]. Таким образом, рассмотрение вопроса взаимодействия органов внутренних дел и общественности с точки зрения педагогики не только оправдано, но и диктуется курсом органов внутренних дел на человекоори-ентированность.

Во-вторых, на органы внутренних дел законодательно возложены обязанности по педагогическому влиянию на лиц, имеющих преступные намерения или способных с высокой долей вероятности совершать правонарушения в связи с наличием детерминирующих факторов девиантного поведения. Так, согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются следующие обязанности [2, ст. 12]:

— выявлять лиц, имеющих намерения совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу;

— участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— участвовать в пропаганде правовых знаний;

— осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом запретов и ограничений;

— участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно.

В-третьих, требует подробного рассмотрения с педагогической точки зрения порядок взаимодействия граждан и органов внутренних дел, установленный Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». Так, установив четыре формы участия граждан в охране общественного порядка, закон обязывает органы внутренних дел заниматься подготовкой лишь народных дружинников (ст. 15). При осуществлении же иных форм участия граждан (содействие, участие в поиске лиц, пропавших без вести, внештатное сотрудничество, деятельность общественных объединений правоохранительной направленности) включение воспитательного и обучающего контента в рассматриваемый процесс законодателем не предусмотрено. Данное положение дел, на наш взгляд, является правовым пробелом.

Деятельность органов внутренних дел не может осуществляться без участия в ней гражданского населения, общественности. Так, ст. 10 Федерального закона «О полиции» гласит, что в своей деятельности полиция взаимодействует «с общественными объединениями, организациями, гражданами». Цель этого взаимодействия, на наш взгляд, определена предназначением полиции — защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, обеспечение общественной безопасности [2, ст. 1]. Указанная общая цель взаимодействующих субъектов для одних является профессиональной обязанностью, для других — естественным правом, гарантированным Конституцией Российской Федерации [1]. Таким образом, рассматриваемая совместная деятельность представляет интерес для всех участников педагогического процесса.

Цель взаимодействия определена. Что же следует понимать под термином «общественность»? Словарь русского языка С. И. Ожегова [8] дает нам следующее определение: общественность — это «общество, передовая его часть, выражающая его мнение», т. е. для общественности основным характерным качеством (признаком) является желание и способность критически анализировать происходящие в государстве процессы и публично высказываться по поводу происходящих событий (социально-правовая активность). Воз-

никновение общественных ассоциаций и объединений независимо от государственной воли и их функционирование на началах самоуправления и самоорганизации определяют автономность как еще один из признаков общественности. Кроме того, необходимо помнить, что мнения в активном сегменте общества неоднородны, а потому плюрализм как «многообразие институтов и организаций, позволяющих гражданам индивидуально реализовывать разнообразные интересы в самых разных сферах», — неотъемлемое качество общественности [6]. По нашему мнению, общественность — часть гражданского населения, отличающаяся социально-правовой активностью, способная по мере необходимости самоорганизовываться с целью публичного выражения отношения к происходящим процессам.

Спектр взаимодействия органов внутренних дел и общественности широк. Он осуществляется не только в повседневной работе при выявлении и раскрытии преступлений и административных правонарушений, но и при решении правоохранительных задач по обеспечению массовых и публичных мероприятий, в условиях чрезвычайных ситуаций, а также в целях развития гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка [2]. Кроме того, полиция имеет право привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству и устанавливать с ними негласное сотрудничество.

Вместе с тем сложность взаимоотношениям придает тот фактор, что на данном этапе времени коренные изменения претерпевают оба участвующих во взаимодействии партнера. Реформирование органов внутренних дел, с одной стороны, и социальные, экономические, политические потрясения — с другой, лежат в основе нестабильности сотрудничества органов внутренних дел и общественности, зачастую принимая формы открытого недоверия, официальных претензий, а иногда и противостояния. Положение отягчает прочно укоренившаяся в сознании общественности негативная репутация органов внутренних дел, «заработанная» в годы правового нигилизма, последовавшего за развалом СССР. Сегодня, когда средства массовой информации не только «рекламируют», но и, как правило, поощряют асоциальное поведение, тиражируют негативные сюжеты с участием сотрудников внутренних дел, настраивая тем самым население на откровенно экстремистские действия, факторы нравственного и духовного воспитания граждан, формирования мотивов пра-вопослушного поведения выходят на первый план.

Очевидно, что поиск решений данной проблемы ведется, но существующие формы и методы взаимодействия несовершенны.

Для правильного выбора решений необходим общественный диалог и согласованные дейст-

вия, направленные на «взаимовлияние и взаимопреобразование» [5], что позволяет нам рассматривать сотрудничество органов внутренних дел и общественности через призму педагогики, при этом отмечая, что данный процесс является двусторонним.

Содержательная часть педагогического влияния органов внутренних дел на граждан состоит из нескольких общих направлений.

1. Правовое воспитание — это государственная и общественная задача, поскольку правосознание и правовая воспитанность населения являются важнейшей составляющей законности и правопорядка в стране, его характеристики как правовой системы [9]. Правовая воспитанность — это уважение к законам государства, понимание своих и чужих прав, свобод, интересов, ограничений, соотношение собственной свободы к правилам и нормам морали общества. Процесс правового воспитания включает в себя правовое образование (просвещение), правовую пропаганду и, в конечном итоге, формирует правовую культуру индивидуума.

2. Формирование мотивов правопослушно-го поведения достигается путем осуществления виктимологической профилактики, ранней ориентации на службу в правоохранительные органы, духовно-нравственного и патриотического воспитания.

3. Осуществление общей профилактики — устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, — включает в себя в первую очередь решение проблемы свободного времени, в том числе путем привлечения к активному отдыху или спорту, общественно полезному труду, а также противодействие безнадзорности и ненадлежащему исполнению родительских обязанностей и т. д.

Кроме вышеперечисленных общих направлений существуют и специальные, или прикладные, педагогические направления, связанные непосредственно с обособленными группами — объектами педагогических влияний. Так, с общественными объединениями правоохранительной направленности (в том числе народными дружинами), частными охранными организациями, внештатными сотрудниками полиции и другими категориями объектов, кроме воспитательной работы, осуществляется деятельность, связанная с обучением, подготовкой к действиям в условиях исполнения законных полномочий: разъяснение прав и обязанностей при участии в охране общественного порядка, условий и порядка применения физической силы и специальных средств; ознакомление с мерами личной безопасности; формирование навыков оказания первой помощи; разъяснение порядка связи и взаимодействия, а также развитие других навыков и умений, необходимых и характерных для каждой группы — объекта педагогического воздействия.

В процессе адаптации индивида в обществе необходимо понимать, что он находится под влиянием различных референтных групп, в том числе и отрицательного содержания. Общественный сегмент можно условно классифицировать по отношению к органам внутренних дел на три вида.

1. Сегмент негативного воздействия: пронацио-налистические объединения (Русское национальное единство («Баркашовцы»), Национал-большевистская партия («Лимоновцы»), скинхеды и др.); религиозные объединения деструктивного толка (свидетели Иеговы, «общество сознания Кришны» и др.); субкультурные молодежные объединяющие направления (готы, эмо и другие) [З].

2. Сегмент позитивного воздействия: общественные объединения правоохранительной направленности (в том числе народные дружины, внештатные сотрудники полиции), спортивные объединения молодежи и др.

3. Нейтральный сегмент (группа риска). Представители данного вида в силу возрастных, социальных, экономических факторов неустойчивы в выборе постоянной линии поведения. В первую очередь это возрастной интервал — подростковый и юношеский, где процесс формирования личности не закончен, у нее нет устойчивых взглядов, убеждений, а также достаточных для их формирования знаний, поэтому они наиболее подвержены деструктивному воздействию. Шансы для данной группы примкнуть к объединениям как негативного, так и позитивного воздействия равны.

Исходя из тактических соображений, органам внутренних дел целесообразно для совместной педагогической работы с негативно и нейтрально настроенными общественными группами привлекать представителей позитивной группы, т. е. объединения правоохранительной направленности и различные ассоциации граждан, целью которых является физическое, нравственное, духовное, интеллектуальное развитие. Такой вид сотрудничества образует, на наш взгляд, отдельную педагогическую технологию сотрудничества органов внутренних дел и общественных объединений, ассоциаций.

По нашему мнению, реализация данной педагогической технологии для руководителей территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях должна проходить организационно по следующим основным этапам.

1. Выделение социальных групп — объектов педагогического влияния. Данный этап включает в себя установление количества данных объектов, их количественно-качественных характеристик. Установлению подлежат численность, социально-экономический и юридический статус, гендерные и возрастные характеристики, степень сплоченности и организации, наличие или отсутствие лидера (группы лидеров), условия их сменяемости, установление мотивов объединения и господствующих идей в группе, устойчивость (длительность существования во времени) и др.

2. Определение направленности по вышеописанной видовой классификации (негативные, позитивные, нейтральные (группа риска)).

3. Определение социально-педагогических задач. Формулирование ожидаемого конечного итога педагогического воздействия. Прогнозирование затраченного времени до наступления планируемого результата.

4. Выбор объединений правоохранительной направленности, которые будут привлечены к совместному педагогическому влиянию на избранные объекты.

5. Определение правового инструментария, пригодного для ведения социально-педагогической работы с каждой из групп.

6. Определение служб и подразделений органов внутренних дел, способных выполнить социально-педагогические задачи.

7. Совместное с привлекаемым общественным объединением планирование педагогических мероприятий и их осуществление.

8. Фиксирование через определенное время достижения результата или его отсутствие. Подведение итогов.

На наш взгляд, привлечение органами внутренних дел объединений, ассоциаций правоохранительного и иного созидательного толка для совместной разработки, планирования и осуществления социально-педагогического воздействия на другую (негативную или нейтральную) социальную группу является одной из педагогических технологий, способных решать важнейшие на сегодняшний день правоохранительные задачи. Прежде всего, это противодействие рекрутированию в профашистские, экстремистские и другие асоциальные объединения, пропаганда здорового образа жизни и правовой культуры.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

Виноградов А. В. Цели уголовной политики в отношении несовершеннолетних: соотношение доктрины и правотворчества // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37).

4. Государев Н. А. Психология и педагогика: 7. учеб. пособ. М., 2006.

5. Гуров Д. В. Инновационная модель педагогического взаимодействия правоохранительных структур с гражданским обще- 8. ством // Инновации в образовании. М., 2010. № 7. 9.

6. Кильмашкина Т. Н. Ориентация на молодежь в ваххабизме // Гражданское общество и органы внутренних дел: проблемы, противоречия, формы взаимодействия: матер. Все-рос. науч.-практ. конф. М., 2008.

Кильмашкина Т. Н. Разрешение социального конфликта как элемент управления им // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37).

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1988. Сердюк Н. В. Педагогика правового воспитания населения и участие в ней органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2008. № 4 (8).

E-mail: natalyaserduk@.inbox.ru

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.