Научная статья на тему 'Сотрудничество с гражданами как одно из основных положений, реализуемых Федеральным законом «о полиции»'

Сотрудничество с гражданами как одно из основных положений, реализуемых Федеральным законом «о полиции» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
120
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ПОЛИЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОВЕРИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / РЕФОРМА / ПРАВОПОРЯДОК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОДЕЙСТВИЕ ОРГАНАМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ВНЕШТАТНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / НАРОДНЫЕ ДРУЖИНЫ / SOCIETY / POLICE / PUBLIC TRUST / COOPERATION / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / REFORM / LAW AND ORDER / TRAINING / ASSISTANCE TO LAW ENFORCEMENT BODIES / PARTICIPATION OF CITIZENS IN LAW ENFORCEMENT FUNCTIONS OF THE STATE / FREELANCE COOPERATION / PUBLIC ASSOCIATIONS / PEOPLE'S SQUADS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маркина Э.В., Сосновская Ю.Н.

Рассмотрены актуальные вопросы связанные с осуществлением сотрудничества в гражданами как одного из основных положений, реализуемых Федеральным законом «О полиции». Авторами проведен анализ основных положений по сотрудничеству с населением на всех уровнях системы МВД; по осуществлению форм и методов прямых контактов с населением; по предоставлению услуг и реагирования на запросы населения; по повышению открытости и привлекательности полиции в целях создания профессионально ориентированного кадрового резерва и привлечения граждан к сотрудничеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation with citizens as one of the main provisions implemented by the Federal Law “On Police”

In this article, topical issues related to the implementation of cooperation in citizens as one of the main provisions implemented by the Federal Law “On Police” are considered. The authors analyzed the main provisions on cooperation with the population at all levels of the MIA system; On the implementation of forms and methods of direct contacts with the public; On providing services and responding to people's requests; To increase the openness and attractiveness of the police in order to create a professionally oriented personnel reserve and to involve citizens in cooperation.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество с гражданами как одно из основных положений, реализуемых Федеральным законом «о полиции»»

УДК 34 ББК 67

СОТРУДНИЧЕСТВО С ГРАЖДАНАМИ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ

«О ПОЛИЦИИ»

ЭЛЕОНОРА ВИКТОРОВНА МАРКИНА,

доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент; ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА СОСНОВСКАЯ, доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя кандидат юридических наук, доцент Рецензент: доцент кафедры административной деятельности ОВД, доцент,

кандидат экономических наук А.А. Морукова Научная специальность 12.00.14 — административное право,

административный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены актуальные вопросы связанные с осуществлением сотрудничества в гражданами как одного из основных положений, реализуемых Федеральным законом «О полиции». Авторами проведен анализ основных положений по сотрудничеству с населением на всех уровнях системы МВД; по осуществлению форм и методов прямых контактов с населением; по предоставлению услуг и реагирования на запросы населения; по повышению открытости и привлекательности полиции в целях создания профессионально ориентированного кадрового резерва и привлечения граждан к сотрудничеству.

Ключевые слова: общество, полиция, общественное доверие, сотрудничество, правоохранительные органы, реформа, правопорядок, профессиональная подготовка, содействие органам внутренних дел, участие граждан в правоохранительной функции государства, внештатное сотрудничество, общественные объединения, народные дружины.

Annotation. In this article, topical issues related to the implementation of cooperation in citizens as one of the main provisions implemented by the Federal Law "On Police" are considered. The authors analyzed the main provisions on cooperation with the population at all levels of the MIA system; On the implementation of forms and methods of direct contacts with the public; On providing services and responding to people's requests; To increase the openness and attractiveness of the police in order to create a professionally oriented personnel reserve and to involve citizens in cooperation.

Keywords: society, police, public trust, cooperation, law enforcement agencies, reform, law and order, training, assistance to law enforcement bodies, participation of citizens in law enforcement functions of the state, freelance cooperation, public associations, people's squads.

Начало работы над проектом нового закона «О полиции» было обусловлено изменившимися требованиями времени и необходимостью адаптации к ним. В его разработке участвовали депутаты обеих палат Федерального Собрания РФ, члены Общественной палаты РФ, ведущие ученые, представители общественных правозащитных организаций страны. Впервые в истории законопроект был вынесен на общественное обсуждение в Интернете.

К пятой годовщине со дня подписания Федерального закона «О полиции» ведомство подошло с достойными результатами. Одним из главных итогов стало значительно повышение уровня общественного доверия граждан к полицейским. Можно сказать, что модель взаимодействия полиции с гражданами заработала исправно.

В результате реформы были заданы новые параметры, возможности и темпы работы системы. Ми-

нистерство предоставило личному составу полный комплект ресурсов для службы в органах внутренних дел — новый уровень довольствия, возможность получить субсидию на строительство и покупку жилья, полное техническое оснащение, новое легкое обмундирование.

Усовершенствованы медицинское обслуживание и система образования, сотрудники получают комплексное и доступное правовое информирование, в том числе помощь в судебных делах по вопросам защиты чести и достоинства.

Можно с уверенностью сказать, что достигнуто главное — выстроен диалог и сотрудничество с населением на всех уровнях системы МВД, внедряются формы и методы прямых контактов, совершенствуется качество предоставляемых услуг и реагирования на запросы, повышается открытость и привлекательность полиции в целях создания профессионально ориентированного кадрового резерва и привлечения граждан к сотрудничеству.

В соответствии с п. 34 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» сотрудники полиции наделены правом привлекать граждан к содействию и сотрудничеству. Данное положение свидетельствует о признании социальной значимости и необходимости взаимодействия правоохранительных органов с обществом.

Вследствие реформы системы МВД Российской Федерации, проведенной в 2011 году, штат сотрудников полиции, осуществляющих в том числе функции по охране общественного порядка, значительно сократился — примерно на 22%. Соответственно, нагрузка в связи с обеспечением правопорядка значительно возросла.

На сегодня активно ведутся дискуссии насчет возможности замены сотрудника полиции гражданином, на которого будут возложены функции по охране общественного порядка, и круга полномочий такого гражданина.

Очевидно, что охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности представляют собой специфического рода деятельность, реализация которой предполагает наличие достаточного уровня профессиональной подготовки, которой рядовой гражданин априори обладать не может. Соответственно, такого рода деятельность должна осуществляться компетентными правоохранительными органами, однако, данное положение не исключает возможность привлечения общественных институтов для успешного достижения ее целей. Процесс вовлечения граждан и общественных объединений в реализацию правоохранительных функций играет большую роль в повышении уровня доверия к деятельности полиции.1

До недавнего времени законодательно вопрос участия граждан в обеспечении правопорядка урегу-

лирован не был: данное направление было регламентировано нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.2 Однако Федеральным законом от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»3 данный пробел был устранен. В частности, законодатель предусмотрел следующие основные формы участия граждан в охране общественного порядка4:

Содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам, которое может быть выражено, в частности, в форме информирования о правонарушениях и потенциальных угрозах общественному порядку, в участии в мероприятиях по обеспечению общественного порядка по приглашению правоохранительных органов, при проведении массовых мероприятий (культурных, спортивных, иных) по приглашению их организаторов и др.

Стоит отметить, что перечень форм содействия правоохранительным органам является открытым.

Участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести.

Право на такое участие предоставляется гражданам, достигшим 18 лет, с учетом рекомендаций правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления граждане наделены возможностью самостоятельно формировать организованные группы для поиска, а также определять его маршрут и место. В ходе реализации данной формы участия предусматривается так же ряд обязательств, накладываемых на граждан: не создавать препятствия правоохранительным органам своими действиями в ходе поиска, сообщать сотрудникам и иным должностным лицам имеющую значение для дела информацию, оказывать первую помощь нуждающимся при наличии соответствующей подготовки или навыков. Нормативное урегулирование вопроса участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, способствует более эффективной организации данной деятельности и повышению ее результативности.

Внештатное сотрудничество представляет собой более организованную и развитую форму участия граждан в охране общественного порядка на добровольной, гласной и безвозмездной основе, которая предполагает реализацию следующих направлений деятельности полиции: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение правонарушений, поиск лиц, обеспечение правопорядка в общественных местах, обеспечение безопасности дорожного движения, осуществление экс-пертно-криминалистической деятельности.5

К внештатному сотрудничеству могут привлекаться дееспособные совершеннолетние граждане, не страдающие наркоманией, алкоголизмом, психическими расстройствами. В соответствии с законом внеш-

татными сотрудниками не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, осужденные ранее за умышленные преступления, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, включенные в перечень организаций и лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также лица, неоднократно подвергавшиеся административному наказанию в течение года до дня привлечения к сотрудничеству. Внештатные сотрудники полиции наделены такими полномочиями, как требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных деяний (после предъявления специального удостоверения), принимать меры по охране места происшествия и обеспечению сохранности доказательств, получать информацию, необходимую для участия в охране общественного порядка и оказывать иное содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей в этой сфере. Стоит отметить, что на внештатных сотрудников возлагается ряд обязанностей: в частности, знать и соблюдать требования законодательства в сфере охраны общественного порядка, выполнять не противоречащие закону распоряжения штатных сотрудников полиции, соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений и иных организаций, а также оказывать первую помощь нуждающимся гражданам в случае наличия соответствующей подготовки или навыков. Отказаться от выполнения возложенных Законом обязанностей внештатные сотрудники полиции могут, если имеются достаточные основания полагать, что их жизни и здоровью может угрожать опасность. Следует иметь в виду, что в ряде случаев их смогут исключать из числа внештатных сотрудников полиции.

Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.

Решение о создании такого рода объединений принимается гражданами на общем собрании. Создаются такие объединения по месту жительства, нахождения собственности, работы или учебы граждан без образования юридического лица — в форме органа общественной самодеятельности. О создании объединения необходимо уведомить орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — в орган государственной власти соответствующего субъекта РФ) и территориальный орган МВД России. Помимо содействия правоохранительным органам в охране общественного порядка и участия в предупреждении и пресечении правонарушений, участники таких объединений могут заниматься распространением правовых знаний и разъяснением норм поведения в общественных местах. Учредите-

лями или участниками общественного объединения правоохранительной направленности могут быть граждане, отвечающие тем же требованиям, что и привлекаемые к сотрудничеству с полицией.

Так, в июне 2015 года проект партии «Единая Россия» под названием «Безопасная столица»6 приобрел статус общественного объединения правоохранительной направленности. В рамках данного проекта была поставлена цель повешения степени защищенности прав и законных интересов жителей столицы посредством взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества. Рейды общественных патрулей, в первую очередь, направлены на организацию профилактики правонарушений в жилом секторе, разъяснительную работу с гражданами, правовое просвещение несовершеннолетних, выявление различного рода недостатков на административной территории с последующим информированием соответствующих структур о необходимости их устранения. Стоит отметить, что общественность, в частности, молодежная среда с интересом и большой долей ответственности отнеслись к возложенным на них полномочиям в рамках рассматриваемого проекта. Так, по официальным данным СМИ, благодаря действиям активистов «Безопасной столицы» к концу 2015 года сотрудниками правоохранительных органов была выявлена и пресечена организация 6 подпольных казино в г. Москве.7 Полугодовой опыт существования данной общественной организации правоохранительной направленности свидетельствует не только о готовности гражданского общества участвовать в обеспечении правопорядка посредством оказания различного рода содействия правоохранительным органам, но и об открытости к такому виду содействия со стороны правоохранительных органов, что, в частности, подтверждается заявлением руководителя департамента региональной безопасности А. Майорова о передаче постоянно обновляемой криминогенной карты г. Москвы активистам «Безопасной столицы» для осуществления эффективных рейдов.8

Народные дружины — основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.9

В народные дружины граждане РФ принимаются на добровольной основе с учетом тех же критериев, что при отборе внештатных сотрудников полиции и участников общественных объединений правоохранительной направленности. Однако в отличие от них народные дружинники должны проходить подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применени-

ем физической силы, по оказанию первой помощи.10 Стоит отметить, что дружинники уполномочены применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им самим или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. В иных случаях, в частности, для пресечения правонарушения применять физическую силу запрещается. Соответственно, специальными полномочиями граждане при реализации рассматриваемых видов деятельности не наделены. И это видится целесообразным, ввиду того что наделение специальными полномочиями обусловлено соответствующим уровнем профессиональной подготовки действовать в экстремальных ситуациях повышенной опасности, каковыми рядовые граждане не обладают.

Таким образом, законодательное закрепление форм взаимодействия граждан, в частности, с полицией на федеральном уровне способствует развитию данного института, формированию высокого уровня доверия к правоохранительной деятельности, повышению уровня правосознания, культуры правомерного поведения. Безусловно, нормативное регулирование в данной области нуждается в развитии и совершенствовании, в частности, в вопросах организации минимального уровня подготовки граждан, привлекаемых к охране общественного порядка, обеспечении их специальными средствами индивидуальной защиты, предупреждении об ответственности за разглашение сведений, составляющих служебную тайну, и ставших известными гражданину в связи с осуществлением им правоохранительной деятельности.11 Кроме того, видится целесообразным привлечение к взаимодействию с правоохранительными органами молодежной среды, в частности, в сфере выявления противоправной деятельности в интернет-пространстве, что обеспечит не только повышение уровня раскрываемости правонарушений, но и безопасность граждан, изъявивших желание к осуществлению такого содействия.

1 Сургутскова А.В., Юрицин А.Е. Новые реалии в сфере участия общественных объединений правоохранительной направленности и граждан в охране общественного порядка// Актуальные вопросы публичного права. Научно-практический журнал. № 2.-Омск.- 2015. С. 45.

2 См., в частности, Закон г. Москвы от 26 июня 2002 г. № 36 «О Московской городской народной дружине» // «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 31, август, 2002. Закон Московской области от 12 января 2005 г. № 4/2005-0З «О народных дружинах в Московской области» // «Вестник Московской областной Думы», № 4, май, 2005.Закон Санкт-Петербурга от 8 ноября 2001 г. № 760-95 «Об участии граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге» // «Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга», № 12, 25.12.2001. и др.

3 Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // «Российская газета», № 77, 04.04.2014.

4 Гл. 2 Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка».

5 Приказ МВД России от 10.01.2012 № 8 (ред. от 20.04.2015) «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2012 N 23563) // опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov. ru - 20.05.2015.

6 Общественное объединение правоохранительной направленности «Безопасная столица», 2015. Официальный сайт. URL: http://safemsk.ru

7 Активисты «Безопасной столицы» помогли обнаружить подпольное казино / ФГБУ Редакция «Российской газеты», 19982016. URL: http://www.rg.ru/2015/12/03/kazino-site-anons.html

8 Криминогенную карту Москвы передадут активистам для проведения рейдов, 29.01.2016 // М24ВД 2012-2016. URL: http://www.m24.ra/rn/articles/95800

9 Ст. 2 Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка».

10 Ст. 15 Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка».

11 Сургутскова А.В., Юрицин А.Е. Новые реалии в сфере участия общественных объединений правоохранительной направленности и граждан в охране общественного порядка// Актуальные вопросы публичного права. Научно-практический журнал. № 2. -Омск.- 2015. С. 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.