Научная статья на тему 'Сущность и содержание семейной педагогики горских народов'

Сущность и содержание семейной педагогики горских народов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / FAMILY EDUCATION / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / FOLK PEDAGOGY / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ГОСУДАРСТВО / STATE / ДЕМОГРАФИЯ / DEMOGRAPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джафарова Д.Т.

В данной статье подчёркивается значимость семейного воспитания в формировании системы жизненных ценностей подрастающего поколения. Изменения, происходящие в обществе, с каждым годом актуализируют роль и значение семьи как главного института воспитания подрастающего поколения. Семья от поколения к поколению трансформирует накопленный за всю историю человечества и оправдавший себя трудовой, социально-культурный, духовно-нравственный, педагогический и иной опыт, что является необходимым условием продолжения и развития жизни этноса. Автор делает вывод о том, что функционирование в горской семье прогрессивных народных традиций и других духовно-нравственных ценностей, помимо содержательного всестороннего воспитания растущих там детей, обеспечивает прочность духовных основ семьи, способствует сокращению разводов и, как следствие этого, неполных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASICS AND CONTENTS OF FAMILY PEDAGOGICS OF PEOPLES WHO LIVE IN MOUNTAINS

The article emphasizes importance of family education in the formation of the system life values of the younger generation. The changes taking place in the society actualize the role and importance of the family every year as the main institution of education of the younger generation. The family from generation to generation transforms experience, accumulated in history and proven by labor, socio-cultural, spiritual and moral, educational and other activities that is a prerequisite for the continuation and development of the ethnic group. The author concludes that life of families of people, who live in mountains, contains progressive folk traditions and other spiritually-moral values, in addition to meaningful comprehensive education of growing children, there is strong spiritual basis of families, helps to reduce the divorce rate and, as a consequence, reduces single-parent families.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание семейной педагогики горских народов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор каф. психологии и педагогики Московского института государственного управления и права (г. Москва)

УДК 37.01

Dzhafarova D.T., senior teacher, Department of Theory and History of Social Work, Dagestan State University (Makhachkala,

Russia), E-mail: zamira-m69@mail.ru

THE BASICS AND CONTENTS OF FAMILY PEDAGOGICS OF PEOPLES WHO LIVE IN MOUNTAINS. The article emphasizes importance of family education in the formation of the system life values of the younger generation. The changes taking place in the society actualize the role and importance of the family every year as the main institution of education of the younger generation. The family from generation to generation transforms experience, accumulated in history and proven by labor, socio-cultural, spiritual and moral, educational and other activities that is a prerequisite for the continuation and development of the ethnic group. The author concludes that life of families of people, who live in mountains, contains progressive folk traditions and other spiritually-moral values, in addition to meaningful comprehensive education of growing children, there is strong spiritual basis of families, helps to reduce the divorce rate and, as a consequence, reduces single-parent families.

Key words: family, family education, folk pedagogy, society, state, demography.

Д.Т. Джафарова, ст. преп. каф. теории и истории социальной работы, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный

университет», г. Махачкала, E-mail: zamira-m69@mail.ru

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ГОРСКИХ НАРОДОВ

В данной статье подчёркивается значимость семейного воспитания в формировании системы жизненных ценностей подрастающего поколения. Изменения, происходящие в обществе, с каждым годом актуализируют роль и значение семьи как главного института воспитания подрастающего поколения. Семья от поколения к поколению трансформирует накопленный за всю историю человечества и оправдавший себя трудовой, социально-культурный, духовно-нравственный, педагогический и иной опыт, что является необходимым условием продолжения и развития жизни этноса. Автор делает вывод о том, что функционирование в горской семье прогрессивных народных традиций и других духовно-нравственных ценностей, помимо содержательного всестороннего воспитания растущих там детей, обеспечивает прочность духовных основ семьи, способствует сокращению разводов и, как следствие этого, неполных семей.

Ключевые слова: семья, семейное воспитание, народная педагогика, общество, государство, демография.

Этническая система воспитания - величайшая духовная ценность народа, она представляет собой фундаментальный слой всей этнокультуры. Её возрождение и функционирование в семье и национальных образовательных учреждениях - актуальная общественно значимая задача, стоящая перед учёными-эт-нопедагогами, педагогической и родительской общественностью, перед каждым взрослым членом общества, выступающим в качестве воспитателя подрастающего поколения. Горский народ за свою многовековую историю, полную масштабных трагических и героических событий, благодаря своим неустанным творческим поискам создал уникальную этническую систему формирования подрастающих поколений, отвечающую насущным потребностям жизни народа. Народ, вынужденный обустраивать свою жизнь в первозданных, суровых горах и в течение всей своей истории отстаивать свою свободу от внешних врагов с оружием в руках, национальной системой воспитания готовил подрастающие поколения к достижению этих главных жизненных целей -созидательному мирному труду и отстаиванию свободы родной земли. Поэтому традиционное горское воспитание в обеих своих формах (в семейном и джамаатском воспитании) в тесном единстве их позиций формировало подрастающие поколения тружениками - созидателями и патриотами - защитниками родной земли, родного очага. Интеграция традиционного семейного воспитания с педагогической наукой и школьной практикой служит цели всесторонней подготовки подрастающего поколения

к жизни - к трудовой и общественной деятельности, созданию семьи и воспитанию в ней будущих детей [1 - 3]. Взаимосвязь, взаимообогащение педагогической теории и опыта традиционного народного воспитания создают благоприятные социально-педагогические условия для гуманизации содержания образовательно-воспитательного процесса в национальной школе. Тем самым актуальность настоящего исследования определяется, с одной стороны, неизученностью стоящей перед ним проблемы, а с другой стороны, значимостью и социально-педагогической востребованностью тысячелетнего народного этнокультурного опыта воспитания.

Исследование сущности и специфики семейной педагогики горского народа привело нас к выводу о том, что практическая воспитательная деятельность семьи функционирует, исходя из народной мудрости, выраженной в традициях, обычаях, моральных законах джамаата - сельского общества в лице мудрых старейшин и знающих духовные ценности народа женщин.

Джамаатские традиции воспитания представляют собой обобщение эмпирической деятельности народа по воспитанию подрастающего поколения, это своеобразная теория народной педагогики, которой руководствуются родители в семейном воспитании. Поэтому горское семейное и джамаатское (общественное) воспитание во всем едино, неразрывно. Такое единство сформировалось исторически, в силу насущных духовных потребностей народа, и оно несомненное преимущество традици-

онного горского воспитания, которое актуально и в современной жизни народа.

Специфика семейно-общественного уклада горских народов (открытый характер жизни, взаимопомощь в межличностных и межэтнических отношениях, доброжелательность к человеку, чувство ответственности старшего поколения за воспитание достойного молодого поколения, уважение к старшим, почитание родителей и др.) сама также нами рассматривается как фактор большого воспитывающего воздействия.

Единое образовательное пространство Российской Федерации с её поликультурностью требует учёта национальной специфики в работе школы, детских образовательных учреждений. Включение этнокультурного компонента в содержание образования в национальной школе, что регламентируется законом «Об образовании в РФ», способствует совершенствованию и гуманизации воспитательного процесса, достижению целей формирования личности, отвечающей высоким духовно-нравственным критериям. Народная педагогика горцев, несмотря на её стабильное функционирование в семье и в наше время, изучена не в достаточной мере, если не сказать очень слабо. Фундаментальных исследований, посвящённых её актуальным проблемам, до настоящего времени, к сожалению, не имеется. Мы, наверное, не погрешим против истины, если скажем, что талантливые поэты, писатели, деятели культуры, вышедшие из аварского народа (Г. Цадаса, Х.М усаясул, Р. Гамзатов, Ф. Алиева, М. Магомедов и др.) для сохранения и популяризации мудрости аварской народной педагогики сделали намного больше, чем ученые-педагоги. Наряду с аварским богатым многожанровым фольклором творчество названных и других поэтов и писателей, по нашему мнению, также является ценным источником в исследовании народной педагогической мудрости [4].

В современную эпоху, когда этнокультурные предметы «Культура и традиции народов Дагестана» и «Подготовка юношей и девушек к жизни» составляют важнейшую часть регионально-национального компонента содержания образования в дагестанской национальной школе, назрела необходимость упрочения преемственных связей между семейным и школьным воспитанием на основе актуализации наследственных этнокультурных ценностей подрастающим поколением [5].

Мы убеждены в том, что семейную педагогику следует исследовать в её прочных связях с джамаатской (общественной в традиционном понимании) педагогикой и во взаимоотношениях с научной педагогикой (этнопедагогикой) и практикой воспитательной работы национальной школы, детских дошкольных учреждений.

В традиционном горском воспитании, которое реализуется в двух тесно взаимосвязанных формах - семейном и джамаатском (общественном) воспитании - представлены все аспекты и направления формирования личности, выдвигая при этом как глав-

Библиографический список

ную цель воспитания «настоящего горца», «настоящей горянки», т. е. совершенного человека, во всём руководствующегося ёмким моральным понятием «яг1-намус» - «честь и достоинство человека». Опыт традиционного горского воспитания, в котором ведущее место уделяется нравственному формированию личности, в интеграции с достижениями современной педагогической науки и практикой работы общественных образовательных учреждений в нашей экспериментальной работе раскрыл свои большие потенциальные возможности.

Резюмируя вышеизложенное отметим, что анализ и обобщение результатов исследования и опытно-экспериментальной работы приводят нас к выводу о том, что функционирование в горской семье прогрессивных народных традиций и других духовно-нравственных ценностей, помимо содержательного всестороннего воспитания растущих там детей, обеспечивает прочность духовных основ семьи, способствует сокращению разводов и, как следствие этого, неполных семей. Социальное сиротство -нетипичное, крайне редко встречающееся в горской среде асоциальное явление. Таким образом, гуманные традиции, духовные ценности горской семьи представляют собой важнейший фактор формирования стабильного и высокодейственного педагогического потенциала семьи.

Анализ горской этнической системы воспитания убедительно свидетельствует, что ей присуща комплексность подхода к формированию личности, т. е. максимально возможный охват всех сторон развития личности воспитательным воздействием при ведущей роли нравственного воспитания, которое определяет успех и по другим аспектам формирования растущего человека. И всё это реализуется в игровой, трудовой деятельности, общении естественным образом.

В итоге всестороннего анализа воспитательного потенциала современной горской семейной педагогики мы приходим к научно обоснованному и объективному выводу о том, что разработка методической системы по использованию традиционного опыта семейного воспитания в интеграции с достижениями педагогической науки позволит совершенствовать и гуманизировать содержание школьно-семейного воспитательного процесса. Стремясь охватить в исследовании наиболее актуальные для современной воспитательной практики достижения и особенности горской народной педагогики, мы не обошли критическим вниманием и те немногие традиции, обычаи, нравы, которые не отвечают современным воспитательным целям, не имеют гуманистической идейной направленности. Мерилом ценности и значимости горской семейной педагогики, очевидно, являются поколения наших славных предков, воспитанных на высокогуманных патриотических, моральных, трудовых традициях народа и наши современные поколения народа, потомки, духовно связанные с предками через унаследованные ценности, в том числе и через лучшие качества и черты национального характера.

1. Алимова Б.М. Роль семьи в сохранении и передаче этнических культурных традиций. Махачкала, 1990.

2. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. Москва, 1993.

3. Магомедова З.Ш. Влияние этноса на формирование духовно-нравственных ценностей. Стандарты и мониторинг в образовании. 2012; 5: 19 - 22.

4. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1992.

5. Омаров С.М. Основы народной педагогики Дагестана. Махачкала, 2000.

References

1. Alimova B.M. Rol'sem'i vsohraneniiiperedache 'etnicheskih kul'turnyh tradicij. Mahachkala, 1990.

2. Vasil'cova Z.P. Mudrye zapovedi narodnojpedagogiki. Moskva, 1993.

3. Magomedova Z.Sh. Vliyanie 'etnosa na formirovanie duhovno-nravstvennyh cennostej. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2012; 5: 19 -22.

4. Mirzoev Sh.A. Narodnaya pedagogika Dagestana. Mahachkala, 1992.

5. Omarov S.M. Osnovy narodnoj pedagogiki Dagestana. Mahachkala, 2000.

Статья поступила в редакцию 07.09.16

УДК 378

Abdullin R.R., postgraduate (1st year of studies), Sterlitamak branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: abdullina_lb321@mail.ru

PERSONAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS IN CUSTODIAL INSTITUTIONS. The author considers adolescence as one of the most complex concepts in psychology. By psychologists and teachers of different epochs of the society's development this problem was interpreted in different ways. It remains relevant in our time. The author cites information that adolescence is a crucial stage in development, as it forms a basis of foundation of morality, is formation of social attitudes, relationships to yourself, to others,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.