Научная статья на тему 'Подготовка учащихся к семейной жизни на прогрессивных традициях народов Дагестана'

Подготовка учащихся к семейной жизни на прогрессивных традициях народов Дагестана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / АДАТЫ / ТРАДИЦИИ / ГУМАНИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ИНТЕГРАЦИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИАЛОГОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ / СТАНДАРТЫ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ETHNO-PEDAGOGY / ADATS / TRADITIONS / HUMANIZATION OF INTERPERSONAL RELATIONS / INTEGRATION AND REVIVAL OF SPIRITUAL HERITAGE / INTERACTIVE COGNITIVE ACTIVITY / DIALOGUE FORM OF WORK / STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аммаева Асли Аммаевна

Статья посвящена проблеме подготовки подростков к самостоятельной жизни на основе народной педагогики в образовательных организациях Республики Дагестан, изучению и возрождению этнокультурных ценностей народов Дагестана, общечеловеческих ценностей предшествующих поколений, воплощенных в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях, искусстве. Основное внимание автор акцентирует на духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, любящего своё Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию, а также сохранению традиций народной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аммаева Асли Аммаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF STUDENTS FOR FAMILY LIFE IN PROGRESSIVE TRADITIONS OF DAGESTAN PEOPLES

The article is devoted to the problem of preparing teenagers for independent life on the basis of folk pedagogy in educational organizations of the Republic of Dagestan, studying and reviving the ethno-cultural values of the peoples of Dagestan, the universal values of previous generations embodied in religious beliefs, folklore, folk traditions and customs, and art. The author focuses on the spiritual and moral education of the younger generation, who loves the Fatherland, is capable of moral perfection and development, as well as the preservation of the traditions of folk pedagogy.

Текст научной работы на тему «Подготовка учащихся к семейной жизни на прогрессивных традициях народов Дагестана»

https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2018-1.1

Аммаева Асли Аммаевна

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ НА ПРОГРЕССИВНЫХ ТРАДИЦИЯХ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

Статья посвящена проблеме подготовки подростков к самостоятельной жизни на основе народной педагогики в образовательных организациях Республики Дагестан, изучению и возрождению этнокультурных ценностей народов Дагестана, общечеловеческих ценностей предшествующих поколений, воплощенных в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях, искусстве. Основное внимание автор акцентирует на духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию, а также сохранению традиций народной педагогики. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/4/2018/1 /1 .html

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 1(09) C. 7-10. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2018/1 /

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: pednauki@gramota.net

УДК 37.0 Дата поступления рукописи: 12.03.2018

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-L1

Статья посвящена проблеме подготовки подростков к самостоятельной жизни на основе народной педагогики в образовательных организациях Республики Дагестан, изучению и возрождению этнокультурных ценностей народов Дагестана, общечеловеческих ценностей предшествующих поколений, воплощенных в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях, искусстве. Основное внимание автор акцентирует на духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, любящего своё Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию, а также сохранению традиций народной педагогики.

Ключевые слова и фразы: духовно-нравственное воспитание; этнопедагогика; адаты; традиции; гуманизация межличностных отношений; интеграция и возрождение духовного наследия; интерактивная познавательная деятельность; диалоговая форма работы; стандарты.

Аммаева Асли Аммаевна, к. филол. н.

Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики имени А. А. Тахо-Годи ammaeva60@yandex. т

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ НА ПРОГРЕССИВНЫХ ТРАДИЦИЯХ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

Проблема подготовки молодежи к семейной жизни тесно связана с укреплением духовно-нравственных основ семьи, возрождением семейного воспитательного потенциала, базирующегося на духовно-педагогическом наследии народа. Как известно, семья - высшая духовная ценность человека и фундамент общества. Прочность, стабильность, долговечность и благоденствие общества зависят от состояния, самочувствия семьи, а благоденствие семьи, в свою очередь, - от многих условий и причин, как материальных, так и духовных.

Духовные основы семьи, функционирование в ней ценностей, традиций, выработанных народом столетиями, играют важную роль в сохранении и развитии семейного союза, в воспитании благородных людей, сознательных граждан, настоящих тружеников, патриотов своей Родины. Роль семьи в формировании личности человека ничем не заменима. Её функции многообразны и имеют всестороннее значение как для формирования растущих детей, так и для укрепления стабильности общества в целом.

Современная российская семья, в том числе и дагестанская, страдает многими социальными недугами. В огромном количестве семей духовно-нравственный потенциал за последнее время значительно снизился, что негативно влияет на воспитание в семье, следовательно, и на подготовку растущих детей к роли будущих супругов, хозяек, воспитателей потомков.

Среди явных духовных потерь семьи, очевидно, следует указать на утерю многих ценных моральных традиций, выработанных народом, в угоду лучшему материальному обустройству. Жизнь убеждает, что духовность семьи, т.е. функционирование в ней благородных традиций, обычаев, норм общения и поведения, сохранение традиционной семейной иерархии в сочетании с инновациями, положительно влияет на все стороны жизни семьи и является фактором, противостоящим её распаду в первые трудные годы её образования, способствует её укреплению, зарождению благосостояния.

В естественной трансформации духовной жизни семьи адаты, традиции, обычаи сохраняются, так как потребность в них у новых поколений проявляется во всех сферах жизни. Чем больше прогрессивные традиции сохраняются в семье и общественной жизни народа, тем духовно богаче, содержательнее жизнь молодой семьи. Это аксиома духовно-нравственного бытия народа. Великий этнопедагог Г. Н. Волков говорил: «Этнопедагогика показывает, что у всех народов, в том числе и исчезающих, в древней самобытной культуре много такого, что в состоянии обогатить мировую цивилизацию» [3, с. 54]. Оторванность человека от родных духовных корней - традиций, обычаев, всех богатств культуры родного народа - чревата ущербностью его нравственно-этического становления, пагубно сказывается на реализации им способностей, задатков, заложенных от рождения.

Поэтому первая задача, стоящая перед преподаванием курса «Культура и традиции народов Дагестана», -это раскрытие учащимся духовных ценностей народа во всем богатстве, многообразии и эстетической привлекательности их. А также формирование у подростков на основе народной педагогики твердого убеждения в необходимости усвоения духовного наследия народа и его актуализации в целях правильного решения нравственных, трудовых, бытовых проблем личной жизни, гуманизации межличностных отношений в современном и будущем обществе.

Решение этой важной задачи главным образом зависит от компетентности, квалификации, человеческих и профессиональных качеств педагога, его убежденности в возрождении народной нравственно-духовной культуры. Подросткам, стоящим на пороге самостоятельной жизни, нужен умный, добрый, опытный, авторитетный старший товарищ, чье слово и мнение для них были бы непререкаемы, весомы и значительны. Установление между педагогом и учащимися доброжелательных, доверительных, искренних отношений, взаимного уважения, чувство причастности к одному большому делу во многом предопределяют успех духовно-

нравственного воспитания и образования на уроках «Культуры и традиций народов Дагестана». Усвоение подростками духовного наследия, главных нравственных истин родного народа, других народов и всего человечества возможно лишь тогда, когда педагог не только хорошо знает и декларирует их, но и в личной жизни неуклонно следует им, стремится к единству слова и дела.

Педагог должен убеждать учащихся в том, что следовать нравственным требованиям традиций, обычаев народа, заповедям религиозной морали о необходимости творения добра ради людей - это ориентир достойной жизни подростка. Смутные времена, неуважение к моральным и юридическим нормам человеческого общежития, власть некомпетентных правителей различных уровней, нищета и бесправие простых тружеников -все это временно, не вечно. Оно должно быть устранено из общества общими усилиями. И путь решения этой трудной, поистине великой задачи нужно видеть в хорошей, всесторонней подготовленности каждого, кто входит в самостоятельную жизнь, чтобы трудиться, общаться с людьми, строить с ними отношения в семье и обществе на основе гуманистической морали, духовных ценностей родного народа, всего человечества.

Интеграция духовного наследия народа с современными общечеловеческими и общероссийскими духовными инновациями представляет собой оптимальный вариант подготовки учащихся к семейной жизни, что является важным условием образовательно-воспитательной деятельности дагестанской национальной образовательной организации по формированию семьянина. В народе говорят: великим ученым, деятелем, профессионалом можно и не быть, а человеком и семьянином ты быть обязан. В подготовке старшеклассников к самостоятельной семейной жизни, которой в дагестанских образовательных организациях, к сожалению, пока еще мало уделяется внимания, духовное наследие должно занимать соответствующее значимости проблемы место.

Касаясь плохого материально-экономического состояния дагестанской семьи в той мере, в какой требуется раскрытие проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи и негативного влияния неблагоприятных материальных условий на семейное воспитание, основной акцент необходимо сделать на том, из чего состоит педагогический потенциал традиционной (типичной) дагестанской семьи, какое значение имеет интеграция традиционного с инновационным в воспитательной сфере семьи. На общем неудовлетворительном фоне российской семьи в целом, на наш взгляд, несмотря на низкий уровень доходов, дагестанская семья в подавляющем большинстве показывает прочность, сохранение богатого духовно-педагогического наследия.

Формирование у учащихся представления о необходимости возрождения духовных ценностей и убежденности в реальности этого - начало содержательной совместной деятельности педагога и учащихся, необходимое условие для ясного понимания содержания всей предстоящей работы и успешного претворения её в жизнь.

На духовно-нравственное воспитание и обучение, формирование нравственных убеждений, взглядов, жизненных интересов оказывают воздействие различные факторы, обстоятельства жизни. К сожалению, не все источники информации, под воздействие которых попадают учащиеся, вызывают доверие. Следовательно, возможны случаи, когда некоторые учащиеся могут выражать свое несогласие с очевидными положениями, раскрываемыми педагогом. По тем или иным личным причинам они могут воздержаться от ответа на поставленный вопрос. Педагог к таким проявлениям со стороны части или некоторых учащихся должен относиться терпимо, с пониманием и не видеть в этом нарушение нормы взаимоотношений между педагогом и учащимися. В то же время ему, очевидно, следует задуматься, попытаться найти корень ошибочности позиции учащегося, убедительными и понятными доводами, аргументами заставить его выйти из заблуждения, объективно и адекватно оценивать явления, события, ситуации.

Проведенные нами исследования охватывают воспитательный процесс по подготовке старшеклассников к самостоятельной жизни с опорой на духовно-педагогическое наследие народов Дагестана. В процессе исследований мы попытались раскрыть сущность и содержание духовно-нравственного, трудового воспитания учащихся. Факторы и средства, охарактеризованные нами всесторонне, убедительно используются в народной и семейной педагогике. Необходимо использовать факторы духовно-нравственного воспитания в работе образовательных организаций и указать пути, методы их использования.

Отсутствие воздействия традиционного горского воспитания, основанного на фундаментальных исламских ценностях, жизненном и воспитательном опыте народа, приводит молодежь к отрыву от родных духовных корней. «Духовно-нравственная культура, которая является основным содержанием этнокультурных предметов в дагестанских образовательных организациях, едина для всего подрастающего поколения в целом» [2, с. 155].

Ягь-намус (универсальное, моральное понятие чести и достоинства), почитание родителей, уважение и любовь к родной земле, высокое представление о престиже джамаата (общества), о старейшинах подрастающего поколения, стремление неукоснительно соблюдать мудрые установления народа в общении с людьми, следовать морально-этическим нормам общения и поведения и другие благородные традиции предков в равной мере формируют и украшают морально-этический облик подростков.

Во всех сферах жизни - в труде, учебе, создании и укреплении семьи, общении с людьми - молодежь руководствуется общими для всех традициями, обычаями, моральными ценностями, выработанными и испытанными многими поколениями народа на своем жизненном пути. Развитие общества все интенсивнее стирает границы между мужскими и женскими профессиями, сферами труда и жизнедеятельности. Ярко выраженной особенностью предмета «Культура и традиции народов Дагестана» является ориентация учащихся не только на всестороннее и глубокое усвоение знаний по духовной культуре, этнокультуре Дагестана, но и на их активную актуализацию в жизнедеятельности. Процесс формирования знаний, убеждений учащихся, как правило, происходит в глубоко осознанном, дискуссионном порядке. Педагог не должен навязывать готовые оценки, а заставить делать самостоятельные выводы, помогать в формировании мировоззрения.

Духовная культура народа - это исторически сформировавшиеся обычаи, традиции, фольклор, праздники, различные народные торжества, этикетная культура, т.е. особенности общения и поведения в семье и обществе и др., которые, воздействуя на личность с ранних лет, формируют у неё качества и черты национального характера и мировоззрения в целом. Справедливо подчеркивает доктор педагогических наук Ю. П. Азаров: «Нравственность не воспитывается по частям. Она в своих направлениях ситуативна и выступает как результат всей жизни человека, его труда, отдыха, учения, всех отношений» [1, с. 99].

Дагестанская народная педагогика учит не только отдельных людей, она формирует поколение за поколением, весь народ. «Этнокультура и народная педагогика - главные факторы воссоздания народа в новых поколениях, сохранения и развития самобытных гуманных черт национального характера» [3, с. 36].

Востребованность народной мудрости в формировании личности, очевидно, будет ощущаться и в будущем. Значимость духовного наследия для живущих сегодня и будущих поколений определяется мудростью и истинностью его содержания. По этой причине связи с традиционной культурой у каждого поколения народа должны быть прочными, живыми.

Народ - это коллективный педагог, воспитатель подрастающих поколений. Все, созданное народом в духовной сфере жизни, прошло испытание временем и показало свою ценность, истинность, жизненность. «Народ жив, пока жив его национальный язык и на нем говорят новые поколения, пока существуют его мудрые традиции, законы гуманного бытия» [Там же, с. 85]. Курс «Культуры и традиций народов Дагестана» (далее - КТНД) основан на народной педагогике, народной культуре, общечеловеческой мудрости, вынесенной из многовековой жизненной практики. Поэтому в процессе изучения его важно не только усвоение моральных, трудовых, житейских истин, норм взаимоотношений, этикета, раскрывающихся в курсе, но и следование усвоенному в повседневной жизни, различных ситуациях, начиная с отношений с товарищами и педагогом в классе. Анализ ситуаций, типичных случаев из жизни и их решение с позиций принятых в обществе моральных норм, обычаев, традиций - наиболее удобный и оправданный путь в усвоении содержания предмета КТНД.

Жизненный опыт и знания учащихся при этом обогащаются за счет раскрытия педагогом новых знаний, методов практической деятельности, нужного стиля отношений и их объективной коллективной оценки классом. В центре внимания педагога и старшеклассников как предмет анализа, обсуждения должны стоять самые актуальные нравственные, трудовые, экономические семейные проблемы, волнующие каждого человека в отдельности и общество в целом.

Специфические особенности курса требуют использования уроков различных типов, при этом следует исходить из того, что «цели урока лучше достигаются в живом общении педагога и учащихся, основой которого является культурное, нравственное наследие народа» [7, с. 15]. В условиях введения стандартов второго поколения для формирования духовно-нравственных ценностей народов Дагестана большое значение имеет диалог подростков с ровесниками, преподавателем, родителями и другими родственниками. Диалог в данном случае является источником новых знаний, актуализации, обобщения и систематизации изученного материала; способствует формированию эмоционально-личностного отношения к обсуждаемому материалу, выработке собственной системы ценностей, активизации процессов мышления подростков; развивает культуру общения, повышает интерес к учебе.

Диалоговой форме общения на занятиях и дома способствует интерактивная познавательная деятельность, в первую очередь, задания «Работай в паре», «Работай в группе», а также беседы на темы, которые дают возможность включить в работу подростков, их родителей и других родственников.

При изучении данного курса у подростков развиваются познавательные способности: извлекать и анализировать (с учётом возраста) различного вида информацию, представленную в учебнике (справочной и дополнительной литературе, Интернете и др.), для ответа на вопросы и подготовки небольших сообщений; анализировать и описывать памятники культуры (жилища, культовые объекты, произведения искусства и т.д.); сравнивать бытовые объекты (жилища, одежду, утварь и т.д.); выражать авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; приводить мотивированные оценочные суждения о поступках людей, их поведении, положительных качествах личности и т.д.

Итак, содружество науки и практики - проверенный путь решения методических проблем, удовлетворения профессиональных потребностей педагогов. Изучение, анализ опыта лучших педагогов курса, его широкая пропаганда - обязательное условие разработки действенной, способной помогать педагогу методики преподавания предмета.

Важна роль внеклассной воспитательной работы, ориентированной на возрождение народной духовной культуры и ее усвоение. Эффективный воспитательный процесс возможен лишь тогда, когда урочные, внеклассные и внешкольные занятия как части единого целого будут естественным образом взаимодополнять, взаимообогащать друг друга. Процесс возрождения культурных и духовных богатств, который носит познавательный характер, происходит в тесном сотрудничестве подростков, их родителей, бабушек и дедушек.

Исходя из вышесказанного, приходим к следующим выводам:

- традиционное семейное воспитание, основанное на народных и исламских духовных ценностях, формирует фундамент личности, который позволяет воспитывать человека-гуманиста, труженика, патриота, достойного гражданина;

- аморальные черты, антиобщественные проявления главным образом присущи тем молодым людям, кто вырос в семье, не почитающей духовно-воспитательное наследие народа;

- приобщение молодежи к богатству прогрессивных традиций духовно-нравственного воспитания является надежным путем решения многих актуальных проблем современной национальной образовательной организации.

Список источников

1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать: кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1985. 448 с.

2. Абдурахманов А. И. Воспитание детей в исламе. Махачкала, 2001. 160 с.

3. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 168 с.

4. Гаджиева С. Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - начале ХХ в. / отв. ред. А. И. Першиц. М.: Наука, 1985. 357 с.

5. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 24 с.

6. Педагогика: учебное пособие для школьных педагогических училищ / под ред. д. пед. н. Б. И. Есинова. М.: Просвещение, 1967. 413 с.

7. Саидов Т. Г. Методическое руководство к учебнику КТНД для учащихся младшего школьного возраста «Мудрые адаты народа». Махачкала: Издательство НИИ педагогики, 2002. 55 с.

PREPARATION OF STUDENTS FOR FAMILY LIFE IN PROGRESSIVE TRADITIONS OF DAGESTAN PEOPLES

Ammaeva Asli Ammaevna, Ph. D. in Philology Dagestan Scientific Research Institute of Pedagogy named after A. A. Takho-Godi ammaeva60@yandex. ru

The article is devoted to the problem of preparing teenagers for independent life on the basis of folk pedagogy in educational organizations of the Republic of Dagestan, studying and reviving the ethno-cultural values of the peoples of Dagestan, the universal values of previous generations embodied in religious beliefs, folklore, folk traditions and customs, and art. The author focuses on the spiritual and moral education of the younger generation, who loves the Fatherland, is capable of moral perfection and development, as well as the preservation of the traditions of folk pedagogy.

Key words and phrases: spiritual and moral education; ethno-pedagogy; adats; traditions; humanization of interpersonal relations; integration and revival of spiritual heritage; interactive cognitive activity; dialogue form of work; standards.

УДК 37 Дата поступления рукописи: 24.02.2018

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-L2

В статье предложен оригинальный прием построения касательной к заданным дугам окружностей для двух вариантов в зависимости от расположения точки пересечения касательной и прямой, соединяющей центры дуг. Проведен анализ, подтверждающий сокращение объема построений и повышение точности при определении точек пересечения при новом способе построения по сравнению с традиционным. Показан пример установления междисциплинарных связей графического решения задачи с аналитическим решением. Предложенные решения задачи двумя вариантами сопровождаются подробным описанием и наглядными графическими изображениями.

Ключевые слова и фразы: окружность; прямая; касательная; сопряжение; точка сопряжения; отрезок; центр дуги; радиус.

Андреев-Твердов Андрей Игоревич, к.т.н., доцент Боровиков Иван Федорович, к.т.н., доцент Хуснетдинов Тимур Рустямович

Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана andertverd@mail.ru; bif1986@mail.ru; Timur_bmstu_rk@mail.ru

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ В РАЗДЕЛАХ МАТЕМАТИКИ

Переход на Болонскую систему преподавания, сокращение часов на технические дисциплины (даже в высших технических заведениях), увеличение количества часов на самостоятельную работу студентов за счет аудиторного времени заставляют преподавателей разрабатывать новые программы курсов, объединять уже существующие, дабы не потерять их совсем. На примере технических дисциплин это возможно сделать путем установления междисциплинарных связей, например, в начертательной геометрии, инженерной графике, аналитической геометрии, в курсе теории машин и механизмов и многих других, что, несомненно, вызовет интерес у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.