Научная статья на тему 'Сущность и содержание педагогической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных'

Сущность и содержание педагогической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАВОВАЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Оксана Брониславовна

В статье рассматривается сущность термина «педагогическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы к правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных». На основании исследования практики соответствующего направления педагогической деятельности представлены содержательные аспекты учебной дисциплины, нацеленной на формирование у сотрудников уголовно-исполнительной системы необходимой педагогической компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панова Оксана Брониславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание педагогической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных»

Сущность и содержание педагогической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных

О.Б. ПАНОВА - начальник кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент

В статье рассматривается сущность термина «педагогическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы к правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных». На основании исследования практики соответствующего направления педагогической деятельности представлены содержательные аспекты учебной дисциплины, нацеленной на формирование у сотрудников уголовно-исполнительной системы необходимой педагогической компетентности.

Ключевые слова: педагогическая подготовка; правовая ресоциализация; несовершеннолетние осужденные; педагогическая поддержка; содержательные аспекты учебной дисциплины; педагогическая компетентность сотрудников уголовно-исполнительной системы.

The Essence and Maintenance of Pedagogical Training of Executive System Employees to Infant Prisoners Legal Resocialization

O.B. PANOVA - the chief of the chair of juridical psychology and pedagogics, candidate of pedagogical sciences, docent, the Vologda Institute of Law and Economics

Tin the article the essence and the notion maintenance «pedagogical training of executive system employees to infant prisoners legal resocialization» is considered. On the basis of the research of practice in this pedagogical sphere substantial aspects of the subject aimed at forming necessary pedagogical competence at executive system employees are presented.

Key words: pedagogical training; legal resocialization; infant prisoners;

pedagogical support; substantial aspects of the subject; pedagogical competence of employees of executive system.

Процесс правовой ресоциализации воспитанников исправительного учреждения становится успешным, когда управляется профессионалами - людьми, компетентными в данной области. Не имея подготовленных специалистов, сложно ожидать позитивных результатов в решении сложной задачи интегрирования осужденных в правовую реальность. Не вызывает сомнения то обстоятельство, что по своим профессиональным компетенциям сотрудники, работающие с несовершеннолетними, отличают-

ся от сотрудников исправительных колоний для взрослых. Эти различия определяются не только возрастными особенностями воспитанников, но и необходимостью более широкого применения в воспитательных колониях мер педагогического воздействия.

Готовность к педагогической деятельности представляет собой внутреннее состояние сотрудников - мотивацию на свою профессию, желание работать с осужденными, преодолевая трудности и стремясь к профессиональному совершенствованию. Под-

готовленность - это наличие общей культуры, владение наряду со специальными компетенциями (по профилю основной специальности) психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, то есть осведомленность в области содержания и технологии педагогической деятельности. И готовность, и подготовленность - индивидуальные проявления субъектности профессионала.

Изучение уровня готовности сотрудников ВК к правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных в ходе посещения исправительных учреждений позволило обобщить практику правового воспитания. Преобладающими групповыми формами педагогического взаимодействия являются занятия по правовой подготовке, нацеленные на ознакомление воспитанников с правилами внутреннего распорядка. Во всех воспитательных колониях оформляются стенды, содержащие информацию о правах и обязанностях осужденных, порядке обращения с заявлениями и жалобами в соответствующие инстанции. В соответствии с программой школы подготовки к освобождению проводятся инструктажи, направленные на ознакомление воспитанников с механизмами реализации их прав на постпенитенциар-ном этапе. Индивидуальные формы правового воспитания в основном представлены беседой, содержащей разъяснение сотрудниками алгоритма поведения в конкретных юридически значимых ситуациях при соответствующих обращениях осужденных.

Негативные тенденции отражают недостаточное включение в процесс ресоциализации осужденных правового содержания, однообразие средств и методов педагогического воздействия, не предусматривающих использование ситуаций выбора в юридически значимых обстоятельствах, отсутствие эмоциональной привлекательности мероприятий. Так, на вопрос анкеты «Какое приятное событие, произошедшее в воспитательной колонии, запомнилось Вам больше всего?» подавляющее большинство воспитанников не дали ответа; среди полученных ответов преобладают такие варианты, как свидание с родителями и приезд в колонию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павла Астахова (Брянская ВК). Беседа с воспитанниками, которые отмечали, что П. Астахов «интересно рассказывал о правах осужденных», «по-настоящему интересовался нашими проблемами», «сказал, что не все потеряно, но все зависит от нас самих, и я ему поверил», показала, что встреча с детским омбудсменом способствовала в

определенной мере нахождению воспитанниками смысла в следовании нормам права и человеческого общежития, оказала на них сильное эмоциональное воздействие. Из этого можно сделать вывод о внутренней готовности подростков-правонарушителей к правовой ресоциализации, успешность которой во многом определяется профессиональной компетентностью сотрудников исправительных учреждений.

Педагогическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы к правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных рассматривается нами как целенаправленный образовательный процесс, который включает обучающихся в активную разнообразную педагогическую деятельность, формирует у них позитивное отношение к последней. Она предусматривает формирование профессиональных свойств, позволяющих оптимизировать ход правовой ресоциализации воспитанников детских исправительных учреждений: умений осуществлять педагогическую диагностику правовой социальности несовершеннолетних осужденных, проектировать программу правовой ресоциализации и конкретные мероприятия, разрабатывать индивидуальный план правовой ресоциализации конкретного воспитанника, управлять деятельностью несовершеннолетних по овладению социально-правовым опытом.

Составляющие педагогической подготовки сотрудников воспитательных колоний к правовой ресоциализации несовершеннолетних объединяются в три группы: организационные (включение специальных курсов в учебный план подготовки специалистов, реализация индивидуального подхода к обучаемым); теоретические(разработка модели правовой ресоциализации воспитанников детского исправительного учреждения и принятие ее сотрудниками исправительных учреждений в качестве регулятивной основы педагогического процесса); практические (учебно-методическое обеспечение данного вида подготовки).

Особую значимость в связи с этим приобретает знаково-контекстный подход к обучению специалистов, теоретическое обоснование которого представлено в научных трудах А.А. Вербицкого. Актуальным является положение о том, что невозможно овладеть каким-либо действием, наблюдая за тем, как его выполняют другие, читая учебники или иные книги, слушая рассуждения специалистов. Только включение в педагогический процесс и получение ожидаемого результата дает человеку основание заявлять о своей

готовности к выполнению конкретных профессиональных задач. Готовя сотрудников УИС к правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных, необходимо обеспечивать перевод познавательного вида деятельности в профессиональный с соответствующей трансформацией потребностей, целей, действий, результатов.

Контекстный подход ориентирует на моделирование предметного и социального содержания будущих профессиональных действий специалиста с помощью всей системы дидактических форм и средств. При этом знания, апробированные в деятельности, перестают восприниматься обучающимся в качестве абстрактных знаковых систем. Данный вид обучения реализуется в трех базовых формах: а) академической, представленной классическими лекционными и семинарскими занятиями; б) квазипрофессиональной, предусматривающей использование имитационных и деловых игр; в) учебно-профессиональной, при которой обучающийся выполняет реальные исследовательские или практические функции. Контекстный подход позволяет интегрировать предметное и социальное содержание профессиональной деятельности в рамках целостной модели, активизировать все личностные ресурсы обучающегося - от индивидуального восприятия до социальной активности.

Представляется, что контекстная педагогическая подготовка сотрудников должна осуществляться в соответствии с содержанием определенной программы, нацеленной на то, чтобы дать воспитателям основные знания, выработать необходимые умения и навыки для педагогического сопровождения становления правовой позиции воспитанников детских исправительных учреждений. Такая программа может быть реализована в разных формах: курс по выбору, научный кружок, занятия по служебной подготовке, курсы повышения квалификации и переподготовки сотрудников исправительных учреждений. Важным условием при этом остается выход образовательного процесса за пределы границ знания, ориентированность на развитие у обучающихся профессионально-нравственного потенциала, формирование установки на творческую деятельность. Ценной в данном контексте является точка зрения Н.Е. Вераксы, который обосновал важность наличия в содержании любого предметного знания трех пространств: смыслового, отражающего место обсуждаемого вопроса в системе человеческих смыслов и ценностей конкретного обучающегося; нормативного,

описывающего обсуждаемый предмет как сложившуюся систему знаний, положений, утверждений; диалектического, в рамках которого проходит преобразование, развитие, а значит, жизнь обсуждаемого предмета.

Независимо от формы обучения, контекстная подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы призвана обеспечивать потребность быть включенным в любую проблему, отражающую правовую ресоциализацию осужденных. Основываясь на том, что ее содержание сопряжено со многими трудностями, в качестве основной единицы подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к данному виду деятельности мы рассматриваем не «блок информации», а проблемную ситуацию.

Важная роль в контекстной педагогической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы отводится элективным курсам, основная особенность которых заключается в возможности их выбора самими обучающимися, что ставит будущих специалистов в ситуацию самостоятельного построения индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения. В ведомственных вузах ФСИН России элективные курсы педагогического профиля, обеспечивая систематизацию базового ядра информации учебных дисциплин «Педагогика», «Пенитенциарная педагогика», «Юридическая педагогика», конкретизируют их, расширяют содержательные границы. Разработке курсов по выбору сопутствуют создание целевого проекта, трансформация содержания профессиональной деятельности в дидактические объекты, инструментализация, оформление отобранного содержания и технологии его освоения в виде программ, учебных и методических пособий. Элективные курсы педагогической направленности, выполняя функцию профессиональной пробы, знакомят курсантов и слушателей ведомственных вузов ФСИН России с особенностями процесса ресоциализации осужденных, способствуют развитию ключевых компетенций.

В Вологодском институте права и экономики ФСИН России на основании утвержденного директором ФСИН России примерного учебного плана для специальности «Психология служебной деятельности» подготовлена примерная программа элективного курса «Диагностика и развитие правовых представлений несовершеннолетних осужденных», составленная с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Примерная програм-

ма рассмотрена и одобрена на заседании учебно-методической секции психологии управления кадров ФСИН России (протокол № 6 от 09.11.2011 г.) и рекомендована к использованию в высших учебных заведениях.

Целью учебной дисциплины «Диагностика и развитие правовых представлений несовершеннолетних осужденных» является специальная педагогическая подготовка обучающихся к осуществлению диагностики правовых представлений воспитанников детских исправительных учреждений и использованию ее результатов в конструировании содержания правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Задачи освоения учебной дисциплины: сформировать знания о правовых представлениях несовершеннолетних осужденных как о личностных образованиях, определяющих нормативное поведение человека; обеспечить понимание функций и содержания диагностики правовых представлений, выработать умение использовать диагностический инструментарий в контексте решения задач правовой ресоциализации воспитанников детских исправительных учреждений; стимулировать рефлексию по поводу осваиваемой научной педагогической информации на основе ее проекции на будущую профессиональную деятельность и предполагаемый профессиональный рост; развивать умения и навыки самостоятельной учебной деятельности, формировать потребность в самообразовании; обеспечивать развитие ценностного отношения к психологическим и педагогическим знаниям и умениям, появление установок на толерантность во взаимодействии с социальным окружением в ситуациях преодоления профессиональных и жизненных трудностей.

Общий объем учебной дисциплины составляет 72 ч, в том числе 46 аудиторных. Тематическим планом предусмотрены лекционные, семинарские и практические занятия преимущественно в интерактивном режиме педагогического взаимодействия, включающие: диалогическое и проблемное изложение учебного материала, проведение диагностических процедур, подготовку и обсуждение докладов и сообщений, анализ конкретных ситуаций, дискуссию, деловую игру, другие виды познавательной деятельности.

Представленный элективный курс обеспечивает индивидуализацию педагогической подготовки будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы. Включаясь в процесс педагогического взаимодействия, адекватного собственному индивидуально-образовательному потенциалу и системе социальных ценностей, требо-

ваний и целей, обучающиеся овладевают способами познания себя в будущей профессии, получают возможность для самореализации в жизни и профессиональной деятельности. Курс по выбору способствует адаптации содержания и форм учебного процесса к индивидуальным особенностям курсанта, обеспечивает выработку у него индивидуально-профессионального стиля деятельности, развивает внутреннюю ответственность за все, чему он обучается, сближает его с обществом.

Особая роль в подготовке сотрудников воспитательных колоний к правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных принадлежит научно-практическим семинарам, позволяющим объединить усилия ученых и специалистов-практиков для нахождения путей оптимизации процесса становления правовой позиции у воспитанников исправительных учреждений. Кафедра юридической психологии и педагогики выступила инициатором и организатором проведения научно-практических семинаров «Правовые представления и установки осужденных: диагностика и коррекция» (2008 г.), «Психолого-педагогические аспекты социализации личности» (2009 г.), «Психолого-педагогические аспекты самоопределения личности» (2010 г.) и др. В докладах выступающих было дано методологическое обоснование актуальности формирования правовых качеств у осужденных, конкретизировано содержание системы правового воспитания как фактора ресоциализации несовершеннолетних; в ходе дискуссий участниками были восприняты идеи о необходимости базирования правовой ресоциализации на событийной общности воспитателя и воспитуемого, основанной на согласованных ценностях, смыслах и целях.

Сотрудник исправительного учреждения должен стать подлинным субъектом деятельности, направленной на формирование у несовершеннолетних осужденных правовых качеств, необходимых члену цивилизованного общества. Структура профессионально-педагогической подготовки при этом может быть представлена как сложная динамическая система, включающая три блока: теоретико-методологический, предусматривающий овладение необходимыми знаниями и умениями в области методологии и информационных инструментов познания процесса правовой ресоциализации, формирование побуждений к самообразованию, ведущий к пониманию значимости педагогической подготовки в избранной сфере профессиональной деятельности; мотивационно-уста-

новочный, отражающий субъективно переживаемый смысл правовой ресоциализации осужденных и стремление к достижению ее результатов; технологический, заключающийся в накоплении опыта социальной активности в конкретной предметной области. Наиболее адекватным целям подготовки со-

трудников УИС к правовой ресоциализации осужденных, по нашему мнению, является контекстный подход, дающий возможность обучающимся осознать уровень своей готовности и динамику роста, создающий условия для самореализации личности и развития ее творческих способностей. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.