Научная статья на тему 'Пенитенциарная ресоциализация несовершеннолетних: организационно-правовые и социально-педагогические аспекты'

Пенитенциарная ресоциализация несовершеннолетних: организационно-правовые и социально-педагогические аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3317
448
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / PENITENTIARY RESOCIALIZATION / SOCIAL REHABILITATION / MINORS CONDEMNED / THE EDUCATIONAL CENTER / ORGANIZATIONAL AND LEGAL MEANS / SOCIAL AND PEDAGOGICAL METHODS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковтуненко Любовь Васильевна

Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с ресоциализацией несовершеннолетних преступников, организационно-правовым и социально-педагогическим особенностям исполнения наказания несовершеннолетних в воспитательных колониях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ковтуненко Любовь Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PENITENTIARY RESOCIALIZATION OF MINORS: ORGANIZATIONAL AND LEGAL AND SOCIAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS

The article is devoted to consideration of the questions connected with resocialization of minor criminals, organizational and legal and social and pedagogical features of an execution of the punishment of minors in educational colonies.

Текст научной работы на тему «Пенитенциарная ресоциализация несовершеннолетних: организационно-правовые и социально-педагогические аспекты»

Л.В. Ковтуненко,

кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский институт ФСИН России

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

PENITENTIARY RESOCIALIZATION OF MINORS: ORGANIZATIONAL AND LEGAL AND SOCIAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS

Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с ресоциализацией несовершеннолетних преступников, организационно-правовым и социально-педагогическим особенностям исполнения наказания несовершеннолетних в воспитательных колониях.

The article is devoted to consideration of the questions connected with resocialization of minor criminals, organizational and legal and social and pedagogical features of an execution of the punishment of minors in educational colonies.

Уголовное наказание, целью которого явля -ется исправление осужденного, в современных условиях фактически свою цель не выполняет, даже, наоборот, еще более криминализирует личность. Как правило, из мест лишения свободы случайно попавшие туда люди выходят сформировавшимися преступниками. Криминологический фактор формирования преступного рецидива на лицо .

В этих условиях целесообразно применять наказание, особенно, если это касается несовершеннолетних, не связанное с лишением свободы, а если применяется мера наказания в виде лише -ния свободы, то в исправительном учреждении должны быть созданы условия, способствующие исправлению осужденных, ресоциализации и реабилитации после отбывания наказания.

Проблема ресоциализации и социальной ре -абилитации несовершеннолетних осужденных нашла определенное освещение в научных пуб -ликациях Ю.М. Антоняна, Ю.А. Алферова, В. И. Дробышева, А.И. Зубкова, С.А. Лузгина, А.В. Пищелко, В.М. Позднякова, М.П. Стуровой,

В.Е. Южанина и других авторов, но единой концепции ресоциализации на сегодняшний момент не создано.

Учитывая социальную незрелость и несфор-мированность личности несовершеннолетнего, не осознающего всех обстоятельств совершаемого им преступного деяния, законодатель в отно -шении него применяет «облегченную» систему наказаний. Суть гуманизации в воспитательных колониях (ВК) состоит в том, что условия отбы -вания наказании смягчаются за счет отказа от излишних и часто необоснованных ограничений, в том числе путем расширения прав администрации и применения имеющихся в ее распоряже-

нии средств для дифференциации и индивидуализации воспитательных мер воздействия на осужденных в сторону ослабления репрессии и изоляции их от общества.

Условия отбывания наказания для несовершеннолетних в местах лишения свободы имеют свою специфику, направленную на то, чтобы сформировать личность, обладающую тем минимумом социальных характеристик, которые позволят ей успешно адаптироваться в обществе после отбывания наказания. В этих условиях большую роль играют процессы ресоциализации и социальной реабилитации несовершеннолет-них преступников.

Актуальность обозначенной проблемы не вызывает сомнений по многим причинам, в числе которых:

- имеющая место в последнее время тенденция к увеличению количества тяжких преступле -ний, совершаемых несовершеннолетними;

- высокий уровень рецидива после отбыва -ния наказания в воспитательной колонии;

- тот факт, что лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, как прави -ло, труднее поддаются исправлению и составля -ют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности;

- низкая эффективность процесса ресоциализации и реабилитации в среде воспитательной колонии;

- переход уголовно-исполнительной систе -мы в новую фазу в связи с законодательной реализацией новой научной концепции в сфере уголовных наказаний и перепрофилирования воспи -тательных колоний в воспитательные центры.

Проблема совершенствования управления воспитательными колониями, направленного на

оптимизацию и результативность процесса ис-правления несовершеннолетних правонарушите -лей, названа руководством ФСИН России одной из самых злободневных, требующих своего творческого переосмысления,

Актуальность разработки проблем процесса ресоциализации несовершеннолетних осужден -ных в среде воспитательной колонии обусловли -вается обязанностью точного исполнения актов международно-правового характера, действую -щего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, а так -же необходимостью совершенствования органи -зационно-правовых и социально-педагогических особенностей исполнения наказания несовершеннолетних в воспитательных колониях, на -правленных на их ресоциализацию и социальную реабилитацию.

Правовые и организационные особенности исполнения наказания несовершеннолетних в воспитательных колониях обусловлены следую -щими соображениями:

- подростковый период имеет специфические психофизиологические особенности, которые следует учитывать при проведении социальной, воспитательной и психологической работы;

- правовые положения, регламентирующие статус несовершеннолетнего осужденного, имеют значительные различия с правовыми нормами, существующими в отношении взрослых преступников ;

- гуманизация уголовной политики с уче-том международной практики в первую оче-редь обращена к несовершеннолетним право -нарушителям;

- формы и методы социальной, воспитатель -ной и психологической работы с несовершеннолетними осужденными имеют качественно иные цели и характер, чем это имеет место в отношении взрослых преступников.

В современных условиях первоочередной задачей является создание необходимых условий для умственного, духовного, нравственного, психологического, физического развития несовершеннолетнего, его ресоциализация, что при исключении гуманистической направленности отношений не может эффективно реализовываться .

В системе пенитенциарных учреждений воспитательные колонии занимают особое ме -сто, поскольку главным фактором, опре де -ляющим условия отбывания наказания в этих колониях, является несовершеннолетие пре-ступников, которое, с одной стороны, требует более льготных по сравнению со взрослыми условий содержания, а с другой — открывает широкие воспитательно-педагогические воз -можности для исправления несовершеннолет-них осужденных [7].

Особенности исправления несовершенно -летних осужденных имеют двойную природу. С одной стороны, так же как и в отношении взрослых преступников, они вытекают из спе -цифики совершённых преступлений. С другой стороны, на содержание и характер исправле-ния несовершеннолетних существенное влияние оказывают возрастные и психологические особенности, характеризующие эту категорию пре -ступников уже не в узко криминогенном, а в более широком, личностном плане. Если в со -держании цели наказания взрослых преступни -ков исправительный аспект занимает основное место, то в отношении несовершеннолетних наряду с ним сюда входят общевоспитательные цели и исправление и ресоциализация происхо -дят в единстве с этими целями.

Содержание процесса ресоциализации несовершеннолетних осуждённых, так же как и взрослых преступников, связано с общими критериями исправления, установленными в законе: честное отношение к труду и к обучению, при -мерное поведение, точное исполнение законов и уважение к правилам человеческого общежития. Данные критерии являются общими, позволяю -щими не только раскрыть содержание исправле -ния, но и определить их как условия, способст -вующие ресоциализации и социальной реабили -тации несовершеннолетних.

Уголовно -исполнительным кодексом Рос -сийской Федерации не предусматривается раз -дельное содержание подростков разной степе -ни социальной запущенности, не обеспечива-ется изоляция более криминализированной группы осужденных от «случайных» преступ -ников. Регулируя условия отбывания лишения свободы в воспитательных колониях, ст. 133 УИК РФ опирается на два принципиальных положения:

- процесс исправления осужденных, как и в исправительных колониях, должен строиться на основе прогрессивной (ступенчатой) системы, которая, предусматривая перевод осужденных из одних условий содержания в другие (в зависимости от поведения — в более мягкие или, напротив, в более строгие), стимулирует их ис -правление;

- с учетом физиологических, психологиче -ских и нравственных особенностей несовер-шеннолетних режим в воспитательных коло -ниях должен быть мягче, чем в исправитель -ных колониях [11].

Одной из отличительных особенностей воспитательных колоний является создание льготных условий содержания осужденных. Это обстоятельство позволяет для подготовки к освобождению переводить их в условия, максималь -но приближенные к жизни на свободе.

Особое значение для ресоциализации несовершеннолетних имеет организация учебно-

воспитательного процесса в ВК. Единство воспитательной и учебной работы направлено на достижение единой цели — исправления, и как практической ее реализации — ресоциализации и социальной реабилитации, решая при этом и частные задачи: формирование законопослушно -го поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональной подго -товки, повышение образовательного и культурного уровня.

Кроме того, та и другая работа дополняют друг друга. Воспитательная работа наряду с формированием нравственных качеств осуж-денных прививает потребность получения как общего, так и профессионального образова-ния. В свою очередь, учебная работа способ -ствует закреплению в сознании осужденных таких способов разрешения жизненных про -блем, которые не противоречат общественным интересам [11].

Работа по ресоциализации несовершенно -летних осужденных проводится в форме организации конкурсов, диспутов, конференций, смотров художественной самодеятельности, спортивно-зрелищных мероприятий, студий, кружков с приглашением деятелей культуры, представителей общественных организаций, родителей.

Обучение подростков общению и взаимопомощи, применение мер поощрения, позво-ляю щих посещать культурно-зрелищные и спортивные мероприятия за пределами ВК в сопровождении сотрудников; предоставление права выхода за пределы ВК в сопровождении родителей или близких родственников; досрочный перевод из строгих условий отбывания на -казания в обычные — все это, безусловно, спо -собствует достижению позитивных результатов в их ресоциализации.

Кроме того, выход за пределы ВК помогает несовершеннолетнему расширить кругозор, сравнить возможности и условия жизни на сво -боде, не утерять или восстановить позитивные социальные связи с семьей, друзьями. Даже временный отказ от изоляции устраняет важное препятствие на пути совершения осужденным нового преступления.

Тем не менее, необходимо, в частности, готовить осужденного к жизни в новых условиях и преодолению тех трудностей, с которыми стал -кивается после освобождения из мест лишения свободы именно взрослый человек [9].

Согласно утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года воспитательные колонии будут перепрофилированы в воспитательные центры [10].

Целями воспитательного центра является не только исправление осужденных, предупрежде-ние совершения ими новых преступлений, но и обеспечение их эффективной ресоциализации на основе применения индивидуальных форм воздействия.

Апробация модели воспитательного центра проводилась в Брянской, Белореченской (Краснодарский край), Алексинской (Тульская область ), Канской (Красноярский край) и Можайской (Московская область) воспитательных ко -лониях. С 2012 года она проходит еще в пяти воспитательных колониях: Архангельской, Бобровской (Воронежская область), Новооскольской (Белгородская область), Камышинской (Волго-градская область), Новосибирской.

Существенные изменения должна претерпеть структура воспитательного центра. Воспитатель -ный центр — вид исправительного учреждения для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, аккумулирующий направления работы различных видов учреждений уголовно-исполнительной системы (СИЗО, ВК, ИК). Цель создания такого комплекса — поста -вить барьер на пути дальнейшей криминализа-ции несовершеннолетних.

Согласно теории управления эффективность воздействия на объект (в данном случае — общ -ность осужденных) возрастает с уменьшением количества составляющих данный объект единиц непосредственного воздействия (численности осужденных). Поэтому мы согласны с В. Поздняковым, что создание внутри объекта управле -ния (колонии в целом) промежуточных управ -ленческих звеньев (участков) должно способствовать повышению эффективности воспитатель -ного воздействия на осужденных, поскольку на -чальник участка имеет дело с меньшим количе -ством осужденных для осуществления психоло -го-педагогического воздействия [10].

Задача, которую должен решать воспита-тельный центр при проведении воспитательной работы: обнаружить причины социальной дезадаптации личности несовершеннолетнего, ис -править те личностные качества, которые мешали ему приспособиться к требованиям правопослушного общества, подготовить социализированную личность.

Методами воспитательной работы следует:

- компенсировать дефицит опыта эмоцио-нально-близких связей, приводящий к неспо-собности относиться к другому человеку как самоценно с ти;

- нивелировать последствия воспитания в искусственной изолированной среде, которая создает свои нормы жизни и спектр жизненных ценностей;

- подготовить к восприятию общечеловеческих ценностей (основ этики, психологии обще -ния, нравственных эталонов).

Вся воспитательная работа строится таким образом, чтобы решалась главная цель — вернуть обществу человека, способного жить по его правовым и нравственным нормам. В силу по -ставленных задач будущее воспитательной работы зависит от эффективности взаимодействия всех служб воспитательного центра с опорой на психологическую службу.

Нуждаются в проработке и вопросы организационные. Характеристики современных подростков указывают на то, что структура коллектива воспитанников нуждается в совершенствовании. Численность первичного коллектива сокращает -ся, взамен ликвидированного отрядного звена в воспитательных центрах создаются секторы воспитательной работы, включающие группу осужденных в количестве S человек, за которыми закрепляется социальный педагог. Позитивные количественные изменения должны произойти в штате социальных работников (l социальный работник на 32 осужденных) и психологов (l психолог на l6 осужденных ) — все это должно существенно повысить качество проводимой воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, направленной на их успешную ресоциализацию и реабилитацию после освобождения .

Воспитание детей, в том числе правонарушителей, — это прежде всего деятельность педа -гогическая. Именно как таковую ее и следует организовывать в воспитательных центрах.

Суть настоящих преобразований, по мнению Л.И. Беляевой, состоит в том, чтобы изменить положение несовершеннолетних осужденных, отграничить учреждения, для них предназначен -ные, от учреждений для взрослых. Мы согласны с мнением ученого, что только глубокая педаго -гизация воспитательного процесса позволит из -менить облик учреждений для несовершенно -летних. Такое изменение не сможет обеспечить ни усиление режима содержания, ни увеличение числа сотрудников, ни расширение круга предоставляемых благ, ни совершенствование правового регулирования, ни увеличение количества юристов среди сотрудников. Условия, в которых в настоящее время происходит взросление детей, изменение самого детства и ребенка требуют тонкой проработки методики воспитательной работы с детьми-правонарушителями и детьми-осужденными [2].

В настоящее время разрешен вопрос содержания несовершеннолетних в СИЗО. Несовершеннолетние подследственные и осужденные выведены из общих мест содержания под стражей. Эффективность такой сепарации доказана историческим опытом.

Важный вопрос — следование несовер-шеннолетних по этапу. Нет нужды говорить о том, с чем это связано для подростков. Не слу -

чайно в России более ста лет назад это было запрещено [5].

Нельзя не отметить также, что новые подходы к деятельности учреждений для несовершен -нолетних осужденных предусматривают наличие подготовленного соответствующим образом персонала. Знаток особенностей педагогической деятельности К.Д. Ушинский утверждал в свое время: «Все реформы и все преобразования стоят ровно столько, сколько стоят осуществляющие их люди» [3].

Известно, что отсутствие правовых решений по конкретным вопросам, — это относится и к законодательству, регулирующему положение несовершеннолетних осужденных, — деформирует правоприменительную практику. В законодательстве, науке, практике активно употребля -ется сочетание «уголовная ответственность не -совершеннолетних», но содержание данного термина не определено, как не раскрыто и понятие уголовной ответственности в целом. Представляется, что гл. XIV УК РФ «Уголовная от -ветственность несовершеннолетних» должна начинаться именно с дефиниции понятия.

Безусловно, следует четко сформулировать цели уголовной ответственности несовершеннолетних . Это связано с тем, что под влиянием де -мократических преобразований, гуманистиче -ских устремлений, отечественного и зарубежного опыта в общественном сознании формируется убеждение о необходимости сужения сферы применения к несовершеннолетним не только лишения свободы, но и наказания как такового и расширения практики использования альтерна-тивных ему мер [1].

По мнению автора, цели наказания несовершеннолетних , их содержание — вопрос не собственно юридический, а более — социальнопедагогический, поэтому именно педагоги долж -ны определять цели наказания, за юристами — их юридическое выражение. Не случайно уже на ранних этапах развития учреждений для несовершеннолетних П .И. Ковалевский подчеркивал: «В деле исправления преступных детей юриди-ческий элемент играет и может играть ничтож -ное значение, хотя эти учреждения и находятся в ведении министерства правосудия» [8].

Именно потому важнейшей комплексной задачей, поставленной перед воспитательными центрами, является деятельность психолого -

педагогического и ресоциализирующего характера.

Важное место принадлежит общеобразовательной и профессиональной подготовке несовершеннолетних; в воспитательном центре соз -даются необходимые и благоприятные условия для получения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования или профессиональной подготовки, а также оказывается содей -

ствие в получении среднего и высшего профессионального образования.

Если окружение не способствует выходу из внутренней дисгармонии, получению положи -тельных эмоций, конкретных рекомендаций, советов, разъяснений, нахождению компетент-ных ответов на имеющиеся у несовершеннолет -него преступника вопросы, то и результат ис -правления будет низким. Задачами воспита-тельного центра является создание таких усло -вий, которые будут способствовать приобрете-нию (восстановлению) несовершеннолетними осужденными профессиональных трудовых навыков и получению востребованной на рынке труда специальности, выработке у них психоло -гической и нравственной потребности трудить -ся, уважительно относиться к человеку, обще -ству, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития.

И здесь необходимо согласиться с утверждением А.И. Зубкова о том, что разрушить ста -рое «не значит тут же построить принципиально новое, тем более в такой консервативной сфере, как тюремное дело» [6].

Предостерегая от увлечения такого рода раз-рушительством, А.И. Зубков отмечал, что благо -родное дело теории — обеспечить практику более или менее надежными рекомендациями по организации устойчивого функционирования исправительной системы в кризисных условиях.

Проблема исполнения наказания в отношении несовершеннолетних носит системный ха -рактер. Это означает, что и решить ее можно толь ко сис темно .

В процессе отбывания наказания в виде ли -шения свободы существует множество субъективных факторов, которые оказывают на осужденного совершенно другое влияние, отличное от воспитательного. В основе вышеуказанных факторов лежит криминальная субкультура. Яв -ляясь объективной реальностью, криминальная субкультура занимает негативное место в систе -ме человеческих ценностей. Для несовершеннолетнего, который попадает в воспитательную колонию, она становится настоящим испытани-ем, начиная от «прописки» и кончая различными техниками проверки новичка, установления его неформального статуса.

Несмотря на то что имеется целый ряд негативных факторов, характеризующих процесс отбывания наказания в ВК, есть порядок и мето -дики подготовки осужденных к жизни вне коло -нии, к их успешной ресоциализации и социаль -ной адаптации после освобождения.

Основными задачами по ресоциализации несовершеннолетних осужденных являются:

- формирование ближайшей перспективы, субъективной готовности к восприятию воспита -тельного воздействия;

- оказание психологической поддержки осужденным в период адаптации к новым условиям жизни;

- формирование основ дальней перспективы по подготовке к освобождению из колонии.

Работа по подготовке несовершеннолетнего осужденного к освобождению начинается с момента его прибытия в ВК.

Решая данную задачу, сотрудники колонии акцентируют внимание осужденных на том, что их пребывание в колонии — явление временное, которое надо использовать разумно — подгото -виться к достойной жизни после освобождения. Для этого надо узнать себя и свои возможности, приобрести за это время профессию и определенные знания в школе, навыки в общении с другими людьми, научиться владеть собой [4].

Наиболее опытные сотрудники знакомят осужденных с колонией, ее историей, с судь -бой тех, кто освободился и нашел свое место в жизни.

В это время либо происходит психологический, нравственный «перелом» во внутреннем мире осужденного, либо продолжает развиваться и закрепляться в неблагоприятной педагогиче-ской среде мест лишения свободы отрицатель -ный, криминальный опыт поведения. Этот этап работы с осужденными является наиболее продолжительны 1м.

В ходе его решаются следующие основные задачи:

- формирование установки на законопослушное поведение как в период пребывания в воспитательной колонии, так и после освобождения;

- формирование осознания необходимости выполнения в обществе определенных социаль -ных ролей, таких как гражданин, работник, семьянин и других;

- приобретение осужденным соответствующего уровня общего и профессионального образования и профессии.

Основное содержание работы по этим направлениям сводится к следующему:

- нравственное и правовое просвещение;

- включение осужденного в различные виды деятельности: трудовую, учебную, досуговую;

- включение осужденного в систему отношений и ответственной зависимости — участие в кружках и с екциях по интер е с ам, с обраниях и т. д.;

- обеспечение получения осужденными не -обходимых знаний о выполнении разнообразных социальных ролей: гражданин, работник, семьянин и других;

- вооружение осужденного методикой самоконтроля [11. — С. 33—51].

При проведении работы, направленной на ресоциализацию и социальную реабилитацию несовершеннолетних осужденных, учитываются их ценностные ориентации.

Сами осужденные отдают приоритет се -мейному благополучию, наличию настоящих друзей, интересной работе, и все они ориентированы на период после освобождения. Отрыв от семьи подавляющее большинство несовер-шеннолетних осужденных считают самым тяжким ограничением в колонии. Сотрудники используют этот фактор и организуют работу таким образом, чтобы глубже затронуть нрав -ственную, эмоциональную сферу осужденного. Многие несовершеннолетние начинают осоз-навать значимость для них семьи, только попав в колонию. В это время у них происходит пе -реоценка своего отношения к родителям, близ -ким родственникам. Поэтому активно привле-каются к работе с осужденными родители, способные оказать на подростков позитивное влияние : организуются родительские комите -ты, мероприятия содействия переписке с родителями, совместное участие в кружковой и секционной работе и т.д. При этом особое внимание обращается на осужденных, у кото -рых нет родителей, чтобы несовершеннолетние сироты не чувствовали себя обделенными [13].

Специальные условия, в которых органи -зуется процесс ресоциализации, во многом обусловлены объективными противоречиями, причинами которых становятся внешние фак-торы, лежащие за рамками уголовно -исполнительной системы. Однако разрешение многих из них возможно даже в рамках суще -ствующих правоограничений. Они во многом определяются профессионально грамотной, педагогически целеустремленной деятельно -стью администрации, сотрудников, воспитате-лей осужденных.

Структура официальных взаимоотношений в колонии построена на основе отношения руководства — подчинения и ограничена рамками взаимосвязи «воспитатель — осужденный». Данная подсистема не является замкнутой, и эффективность ее работы зависит от влияния социальной среды и микросреды осужденных.

Отношения персонала и осужденных детерминированы не только объективными факторами (социально-правовой статус), институциональ-ными (официальными) нормами (Уголовноисполнительным кодексом, правилами внутрен-него распорядка и др.), но и субъективными (имеющими психологическую природу), органи -зационной или корпоративной культурой исправительных учреждений, субкультурой осужден -ных, личностными особенностями взаимодейст-вующих субъектов.

Избежать субъективизма, произвола во взаи -моотношениях между сотрудниками и осужден -ными, приучить их к соблюдению общественных норм позволяет четкая правовая регламентация действий. Однако, по данным исследований, проведенных М.Г. Дебольским, чрезмерная за-

регламентированность поведения приводит к сильному психическому напряжению, опасению, страху и способствует нарушению установленных в ВК норм.

Составной частью воспитательного про -цесса должна являться деятельность, участие самих осужденных в тех или иных мероприятиях, в организации и обустройстве своего бы -та, общественной жизни в коллективе, наведе -нии дисциплины и порядка. Это и будет воспи -тательная работа с позиции педагогики со -трудничества.

Но роли субъекта и объекта этого взаимодействия неодинаковы. Если отсутствует ак-тивность воспитуемого в процессе воспитания, то мы вновь возвращаемся к авторитарной пе -даго гике .

Ресоциализация достигается при помощи многочисленных методик, которые развиваются с опорой на различные философские, нравствен -ные и психологические теории и мировоззренческие концепции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Традиционно к группе методов ресоциали -зации относятся: обучение, общественное мне -ние, приучение, упражнение, поручение. В по -следнее время получили широкое распростра-нение методы индивидуальной и групповой психокоррекции и психотерапии, такие как социально-психологический тренинг, ролевые игры, релаксации, аутогенные тренировки, те -рапевтические беседы.

Процесс ресоциализации будет успешным, если воспитатели, педагоги будут соблюдать следующие методические рекомендации: делать меньше замечаний, избегать нравоучений, а шире использовать приемы, побуждающие к самоанализу и самооценке; не допускать уни-жений и оскорбительных выражений; недостат -ки несовершеннолетних должны вызывать не озлобление, а озабоченность; порицание долж-но быть оптимистичным, включать веру в бу -дущие успехи воспитанника; надо стимулиро-вать даже незначительные успехи осужденного; следует укреплять их нравственность, учить преодолевать трудности, доверять им. Лучше ошибиться в доверии, чем оскорбить подростка подозритель но стью.

Существующее противоречие между необходимостью вхождения освобождающихся из мест лишения свободы несовершеннолетних осужденных в общество и недостаточным психолого-педагогическим обеспечением ресоциализирующей деятельности воспитательных колоний вызывает необходимость применения дополнительных мер и способов ресоциализации.

Порядок отбывания наказания предусматривает поэтапное изменение условий содержания в зависимости от результатов исправления, причем заключительный этап максимально приближает -

ся к условиям жизни на свободе путем создания за пределами территории учреждения центра социальной адаптации.

Все это в конечном итоге позволит пра-вильно построить программу процесса ресо-циализации и социальной реабилитации, даст возможность выбрать соответствующие формы и методы организации данного направления деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные санкции в российской уголовной юстиции: материалы международной конф.

— М., 2003.

2. Беляева Л.И. Педагогические, организационные и правовые вопросы деятельности воспитательных центров // Вестник Вологодского института ФСИН России. — 2011. — № 2. — С. 17—19.

3. Гнездилов А.В. Актуальные проблемы в деятельности воспитательных колоний ФСИН России // Актуальные проблемы деятельности воспитательных колоний ФСИН России: мате -риалы науч.-практ. конф. (29—30 мая 2008 г.). — М., 2008. — Ч. 1. — С. 11.

4. Журавлев В. Л. Основы, принципы и организация процесса воспитательно -педагоги-

ческого воздействия на несовершеннолетних осужденных // Преступление и наказание. — 2000. — № 4. — С. 25—40.

5. Об изменении порядка заключения и пересылки несовершеннолетних, состоящих под следствием и судом: Закон от 8 февраля 1893 г. // Полное собрание законов Российской Империи.

— 1893. — № 9316.

6. Зубков А.И. Необходима более высокая практичность научных исследований в сфере исправительного дела // Совершенствование за -конодательства и практики учреждений, испол -няющих наказания, на основе Конституции Российской Федерации. — СПС «КонсультантП -люс», 2012.

7. Иванов П. В. Роль воспитательных колоний в системе исполнения наказаний // Вопросы ювенальной юстиции. — 2008. — № 5. — С. 25.

8. Ковалевский П. И. Борьба с преступностью // Всемирный вестник. — 1903. — № 1. — С. 96.

9. Козюля В .Г. Организация психологического обеспечения несовершеннолетних осужден -ных // Преступление и наказание. — 2002. — № 9. — С. 53—61.

10. О концепции развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г № 1772-р. // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 43. — Ст. 5544.

11. Перцова Л.В. Исполнение наказания в воспитательных колониях на современном этапе

развития пенитенциарной системы // Преступление и наказание. — 2000. — № 5. — С. 33—51.

12. Поздняков В.М. Психологическое обеспечение профилактики правонарушений несовершеннолетних: состояние и перспективы // Вестник Вологодского института ФСИН России.

— 2007. — № 3. — С. 48.

13. Цибульская Г.З. Правовое регулирование воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных к лишению свободы: авто -реф. дис. ... канд. юрид. наук. — Рязань, 2003. —

С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.