Научная статья на тему '«Суфийский Ренессанс» в современной Индии (на примере Панджаба)'

«Суфийский Ренессанс» в современной Индии (на примере Панджаба) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
836
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Суфийский Ренессанс» в современной Индии (на примере Панджаба)»

розу: политический диалог с умеренным исламом при спорадических (возможно, неизбежных) вспышках насилия со стороны исламских радикалов или подавление умеренного ислама и война с радикальными исламистами с участием армии и спецслужб. Последствия такой войны могут оказаться абсолютно непредсказуемыми и для самих режимов, и для региона в целом. Если же удастся сгладить существующие расхождения между отношением власти к исламу, с одной стороны, и его восприятием в обществе и армии - с другой, то угроза этноконфессиональных конфликтов, возможно, отодвинется на второй план.

«Восток (Oriens)», М., 2010 г., № 3, с. 80-87.

А. Бочковская,

востоковед

«СУФИЙСКИЙ РЕНЕССАНС» В СОВРЕМЕННОЙ ИНДИИ (НА ПРИМЕРЕ ПАНДЖАБА)

С рубежа XX-XXI вв. в разных стратах индийского общества наблюдается рост интереса к суфизму. Опубликованы многочисленные научные работы, посвященные всевозможным, в том числе историческим, аспектам проявления в Индии этого мисти-ко-аскетического направления ислама. Появилось немало художественных и документальных фильмов, новых пьес и театральных постановок, затрагивающих суфийскую тематику, а в индийском кинематографе с его неизменной вокально-хореографической составляющей в последние годы возникла «мода» на использование суфийских (нередко - псевдосуфийских) песнопений и музыки. «Суфийский ренессанс» прослеживается как на общеиндийском, так и на региональном уровнях, в особенности в тех штатах Индии, где ощутима доля мусульманского населения и/или сохранились мусульманские святыни.

В этой связи особый интерес представляет Панджаб с его крайне незначительным количеством мусульман (1,6% от общей численности населения штата). Со времен Средневековья область Пятиречья выступала в качестве буферного района на пути проникновения ислама в Индию, и суфизм оказался одним из основных каналов его «мирного» распространения в Южной Азии. Успех суфийских проповедников был во многом предопределен формой их «пропагандистской» деятельности. Они общались с индийцами на местных языках, широко задействовали фольклорные

образы, а внешние эффекты (музыка, песни, танцы, демонстрация «чудес» факирами и прочее) в значительной степени способствовали привлечению внимания жителей Индостана к «чужому» вероучению и создавали благоприятную среду для восприятия последнего в качестве почти что «своего». Результатом синтеза суфизма и средневекового бхакти в Пятиречье стало появление новой религии - сикхизма.

Представляется, что в росте внимания индийцев к суфизму как «наиболее толерантному направлению в исламе» внешняя атрибутика играет определяющую роль. В современном сикхско-индусском Панджабе наблюдается небывалый всплеск интереса к песенно-музыкальным традициям суфиев. Стихи шейха Фарида, Булле-шаха и других известнейших проповедников и поэтов обретают второе рождение. Необычайной популярностью в штате пользуются певцы-каввали, исполняющие суфийские поэтические произведения. Гробницы (мазары, даргах) суфийских пиров-«свя-тых» становятся центрами массового поклонения и паломничества, а потомки пиров, присматривающие за мусульманскими святынями, воспринимаются в качестве «наследников» духовной энергии и ее хранителей, идейных (а иногда и политических) лидеров локального масштаба.

Растущая популярность суфийских традиций в немусульманском штате, непосредственно граничащем с Пакистаном, заставляет местные власти держать ситуацию под постоянным контролем. Несмотря на непреходящие сложности в отношениях Индии и Пакистана, в последнее десятилетие в Панджабе на регулярной основе проходили научные и общественные семинары по суфизму с участием пакистанских специалистов, организовывались многочисленные музыкальные фестивали с приглашением пакистанских каввали. Под эгидой правительства штата в 2003 г. в Панджабе был создан Суфийский фонд (Sufi Foundation of India), призванный «сохранять и пропагандировать суфийские традиции Индии посредством обращения к музыке и танцу».

Повышенный интерес к суфизму в современном Панджабе привлекает внимание социологов, политологов и журналистов, поскольку за ним скрывается целый комплекс назревших и требующих безотлагательного решения социальных проблем, нередко имеющих общеиндийское звучание. Ключевое место в нем занимает конфликт между панджабскими далитами (бывшими «неприкасаемыми», составляющими почти треть населения Панджаба) и высококастовыми сикхами, по преимуществу принадлежащими к

касте джатов. Стремление далитов изменить свой социальный статус и добиться иного, более уважительного, отношения со стороны общества все чаще и чаще проявляется в обращении к суфизму, рассматривающемуся в качестве универсальной идеологии протеста против несвободы и нетерпимости, пути к эмансипации. При этом речь идет не об обращении далитов в иную веру и отказе от собственной религии, а о протестном использовании элементов иного, более привлекательного или «удобного» на данный момент религиозно-философского учения. Причина обращения к суфизму, а не к сикхизму (что, казалось бы, более логично на земле сикхизма - религии, постулировавшей равенство всех каст) заключается в «отторжении» сикхизмом низкокастовых, становящемся все более явным в XXI в.

«Ломоносовские чтения. Востоковедение», М., 2010 г., апрель, с. 12-14.

Ю. Матвеев,

востоковед

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНДИЙСКОГО ШТАТА ДЖАММУ И КАШМИР

«Кашмирский вопрос» уже более полувека находится в центре внимания мирового сообщества. Сразу после обретения Индией и Пакистаном независимости в 1947 г. на первый план вышел их спор за территорию бывшего княжества Джамму и Кашмир, и исследования по этой проблеме в основном были посвящены внешней ее составляющей.

К началу 1949 г. в результате индийско-пакистанской войны (1947-1948) из-за Джамму и Кашмира бывшее княжество оказалось разделено между двумя государствами линией прекращения огня (в 1972 г. преобразована в Линию контроля). Территория под контролем Индии вошла в состав штата Джамму и Кашмир, получившего особый статус в соответствии с Конституцией. Контролируемая Пакистаном территория включает формально самоуправляющийся Азад Кашмир и Северные территории прямого подчинения. Индийско-пакистанский спор относительно принадлежности Джамму и Кашмира продолжается. Сегодня под контролем Индии находится около 46% территории бывшего княжества, Пакистана - 35%. С 1960-х годов 19% территории удерживает Китай.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.