Научная статья на тему 'Этноконфессиональные проблемы развития индийского штата Джамму и Кашмир'

Этноконфессиональные проблемы развития индийского штата Джамму и Кашмир Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
250
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этноконфессиональные проблемы развития индийского штата Джамму и Кашмир»

касте джатов. Стремление далитов изменить свой социальный статус и добиться иного, более уважительного, отношения со стороны общества все чаще и чаще проявляется в обращении к суфизму, рассматривающемуся в качестве универсальной идеологии протеста против несвободы и нетерпимости, пути к эмансипации. При этом речь идет не об обращении далитов в иную веру и отказе от собственной религии, а о протестном использовании элементов иного, более привлекательного или «удобного» на данный момент религиозно-философского учения. Причина обращения к суфизму, а не к сикхизму (что, казалось бы, более логично на земле сикхизма - религии, постулировавшей равенство всех каст) заключается в «отторжении» сикхизмом низкокастовых, становящемся все более явным в XXI в.

«Ломоносовские чтения. Востоковедение», М., 2010 г., апрель, с. 12-14.

Ю. Матвеев,

востоковед

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНДИЙСКОГО ШТАТА ДЖАММУ И КАШМИР

«Кашмирский вопрос» уже более полувека находится в центре внимания мирового сообщества. Сразу после обретения Индией и Пакистаном независимости в 1947 г. на первый план вышел их спор за территорию бывшего княжества Джамму и Кашмир, и исследования по этой проблеме в основном были посвящены внешней ее составляющей.

К началу 1949 г. в результате индийско-пакистанской войны (1947-1948) из-за Джамму и Кашмира бывшее княжество оказалось разделено между двумя государствами линией прекращения огня (в 1972 г. преобразована в Линию контроля). Территория под контролем Индии вошла в состав штата Джамму и Кашмир, получившего особый статус в соответствии с Конституцией. Контролируемая Пакистаном территория включает формально самоуправляющийся Азад Кашмир и Северные территории прямого подчинения. Индийско-пакистанский спор относительно принадлежности Джамму и Кашмира продолжается. Сегодня под контролем Индии находится около 46% территории бывшего княжества, Пакистана - 35%. С 1960-х годов 19% территории удерживает Китай.

Взрыв сепаратизма и экстремизма, произошедший в индийском штате Джамму и Кашмир на рубеже 1980-1990-х годов, поставил вопрос о детальном рассмотрении политических процессов в штате и воздействии на них этноконфессиональных факторов. Важной особенностью штата является его сложная этнокон-фессиональная структура. Большинство населения составляют кашмирцы-мусульмане, компактно расселенные в одном из регионов (Кашмире) и практически не представленные в двух других -Джамму и Ладакхе, где преобладают догры-индусы и ладакхи-буддисты соответственно.

В условиях социально-экономической отсталости и неразвитости институтов гражданского общества политическое сознание населения Джамму и Кашмира формируется под значительным воздействием традиционных факторов, а политический процесс определяется узкогрупповыми интересами и соответствующими им стереотипами поведения отдельных этноконфессио-нальных общностей.

Проявление этого процесса заметно на двух уровнях - с одной стороны, во взаимодействии находящихся у власти сил кашмирского этнонационализма с центральным правительством, с другой - в отношениях кашмирцев с другими этническими группами в штате.

Баланс сил в этноконфессиональном сообществе в Джамму и Кашмире со временем менялся. Ключевым событием стал кризис власти в штате на рубеже 1980-1990-х годов, сопровождавшийся длительной (до 1996 г.) приостановкой действия институтов представительной демократии и беспрецедентным ростом вооруженного сепаратизма и религиозного экстремизма. Такая ситуация была вызвана, прежде всего, неспособностью основных политических сил в штате реагировать на настроения в обществе на фоне ухудшающейся экономической обстановки и растущих социальных дисбалансов. При все большей вовлеченности населения в политический процесс это привело к подъему коммуналистских настроений и быстрой радикализации масс. Особый статус штата в Индийском Союзе был к этому времени значительно урезан и многими кашмирцами более не воспринимался как путь реализации своих групповых интересов, большое распространение среди них получили сепаратистские тенденции как на кашмирской этна-циональной, так и на исламской конфессиональной основе.

Вспышка насилия и как результат срыв демократического процесса имели серьезные последствия для развития штата. Не-

смотря на снижение числа вооруженных столкновений и терактов в последние годы сохраняется сосуществование конституционных и неконституционных форм политической активности, ключевую роль в поддержании стабильности продолжают играть многочисленные индийские военные подразделения.

Важные перестановки произошли на политическом поле, включая перераспределение сил в лагере кашмирских этнонацио-налистов, умеренная часть которых теперь представлена двумя основными партиями - Национальной конференцией и Народной демократической партией. Они сохраняют власть в штате после выборов 1996, 2002 и 2008 гг., но при этом база их поддержки заметно сократилась по сравнению с докризисным периодом, с одной стороны, за счет радикально настроенных этнонациональных сил сепаратистского толка, с другой - за счет коммуналистских сил. И те, и другие, несмотря на разрозненность, демонстрируют стойкое нежелание участвовать в легитимном политическом процессе.

Одним из последствий политического кризиса в Джамму и Кашмире стало усиление влияния Пакистана, который оказал масштабную поддержку вооруженному сепаратистскому движению и воспользовался ситуацией для того, чтобы укрепить пропа-кистанские коммуналистские организации в штате и привнести на его почву идеологию джихада. В условиях роста насилия и экстремизма еще более напряженными стали отношения кашмирцев с этническими меньшинствами штата, которые начали выдвигать все более жесткие требования по учету своих интересов вплоть до трансформации соответствующих регионов (Джамму, Ладакх) в отдельные субъекты Индийского Союза.

Несмотря на определенные успехи федерального правительства в подавлении насилия и возобновлении легитимных форм политической активности, ситуация в Джамму и Кашмире остается крайне неустойчивой и характеризуется низким уровнем доверия общества к существующим институтам власти. Хотя правительства в центре и в штате признают необходимость реформирования политической системы штата, население не вовлечено в выработку соответствующих решений (в том числе о возможной трансформации его статуса в рамках Союза), по-прежнему не налажены механизмы урегулирования противоречий между основными группами. В результате конфликты на этноконфессиональной почве продолжаются (при растущем влиянии конфессиональной составляющей), зачастую принимая экстремистские формы. Представляется, что этноконфессиональные факторы будут в ближайшей и средне-

срочной перспективе играть определяющую роль в развитии политической обстановки в штате, способствуя сохранению напряженности в отношениях основных общностей и подрывая стабильность в штате и в южноазиатском регионе в целом.

«Ломоносовские чтения. Востоковедение», М., 2010 г., апрель, с. 22-24.

Вячеслав Белокреницкий,

востоковед

ПРЕРЫВАНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА, ВЗРЫВ АГРЕССИИ И ЭКСТРЕМИЗМА... НЕ ИСКЛЮЧАЮТСЯ

Статья А.В. Акимова, как и его книга «2300 год. Глобальные проблемы и Россия» вызывают большой интерес. В статье, которая в конденсированном виде излагает основное (далеко не все) содержание книги, автор выделяет три аспекта темы будущего развития человечества.

Во-первых, собственно демографический процесс, исследуемый на длительную перспективу (три столетия).

Во-вторых, прогноз топливно-энергетических потребностей, где демографические ряды выступают в качестве независимых переменных, а также расчеты ресурсов воды и земли для обеспечения будущих продовольственных потребностей.

В-третьих, различные сценарии цивилизационного воздействия в будущем в свете нарастающей интенсивности международных миграций и с упором на взаимодействие европейской цивилизации с неевропейскими.

Темы, поднятые в статье, по большому счету неисчерпаемы, и нужно поблагодарить редакцию журнала «Восток (Опеш)» за организацию дискуссии по ним. В наибольшей мере меня заинтересовал первый и последний из выделенных сюжетов. Для начала хотелось бы вспомнить, что, когда Александр Владимирович Акимов, приглашенный для работы в Институт востоковедения известным отечественным демографом Ярополком Николаевичем Гузеватым, делал в начале 1980-х годов свои первые доклады на межотдельской группе по проблемам народонаселения, некоторым из нас, участникам обсуждений, казалось, что демографический процесс и прогноз его изменений слишком жестко увязываются у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.