Научная статья на тему 'Субъектность личности как основа психологической готовности к профессиональному самоопределению'

Субъектность личности как основа психологической готовности к профессиональному самоопределению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2063
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ / SUBJECT / SUBJECTIVITY / PERSONALITY / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арон Ирина Станиславовна

В работе представлены результаты теоретического исследования проблемы субъектности личности в контексте формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению. Автор анализирует содержание понятий «субъект», «субъектность», соотношение понятий «личность» и «субъект», критерии субъектности, направления и механизмы развития субъектности личности как основы успешного профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъектность личности как основа психологической готовности к профессиональному самоопределению»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

И. С. Арон

СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

В работе представлены результаты теоретического исследования проблемы субъектности личности в контексте формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению. Автор анализирует содержание понятий «субъект», «субъектность», соотношение понятий «личность» и «субъект», критерии субъектности, направления и механизмы развития субъектности личности как основы успешного профессионального самоопределения.

Субъект, субъектность, личность, профессиональное самоопределение, психологическая готовность к профессиональному самоопределению.

The paper presents the results of theoretical study of the problem of subjectivity of the individual in the context of development of psychological readiness for professional self-determination. The author analyzes the content of the terms «subject», «subjectivity»; correlation of the terms «person» and «subject»; criteria of subjectivity; directions and mechanisms of the development of the subjectivity of the individual as the basis of successful professional self-determination.

Subject, subjectivity, personality, professional self-determination, psychological readiness for professional self-determination.

Разработка практико-ориентированной методики исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению определяет необходимость из всего многообразия его характеристик и критериев успешности, обозначенных в концепциях ведущих специалистов, выявить наиболее значимые, стержневые, системообразующие и направляющие психические образования, влияющие на все другие составляющие психологической готовности к профессиональному самоопределению.

Анализ концептуальных подходов по данной проблематике показал, что большинство авторов в качестве такого компонента выделяют активность самоопределяющейся личности.

Так, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбо-вич, К.К. Платонов, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик считают отличительным признаком психологической готовности к профессиональному самоопределению целенаправленную активность личности [9]. Е.М. Борисова предлагает включить в структуру психологической готовности к профессиональному самоопределению активность и стремление познать себя [6]. И.А. Калинина включает в учебно-компетентност-ный компонент психологической готовности к профессиональному самоопределению активность и сформированную мотивационную структуру учебной деятельности студентов [9].

Обозначая важную роль активности в формировании жизненной стратегии личности, К. А. Абуль-ханова отмечает, что активность не является абстрактным образованием - это особое качество субъекта в системе его социальных взаимодействий. Основным свойством активности является ее принадлежность человеку, субъекту, вне которого она не может существовать. Именно субъект определяет «количество» активности для различных форм деятельности (в профессии, в быту, в семье), «качество»

этой активности, т. е. гарантирует меру активности соответственно масштабам решаемых задач [1].

Таким образом, содержание и направления активности человека определяются его субъектными характеристиками. Поэтому именно субъектность можно считать стержневым компонентом психологической готовности к профессиональному самоопределению, в структуру которой наряду с активностью, как координирующей составляющей, входят и другие важные свойства личности, такие как: ответственность, инициативность, независимость, целеустремленность.

Теоретический анализ проблемы субъектности показал, что основными направлениями изучения данного вопроса являются следующие: содержание понятия «субъект», «субъектность», соотношение понятий «личность» и «субъект», сферы проявления субъектности, критерии субъектности, направления и механизмы развития субъектности. Понимание субъекта в психологии связывается с категорией деятельности и наиболее часто используется понятие «субъект деятельности», которое конкретизируется разными авторами в соответствии разрабатываемыми ими концепциями. Б.Г. Ананьев отмечал, что «человек - субъект прежде всего основных социальных деятельностей - труда, общения, познания» [3, с. 166]. Стать субъектом определенной деятельности - значит освоить эту деятельность и выполнить ее. Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова сосредоточили свое внимание на изучении категорий «субъект труда» и «субъект профессионального самоопределения» [10], [13].

Понятие субъекта в психологии рассматривается и в более широком контексте. Так, согласно концепции В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева, «субъект - творец собственной жизни, распорядитель душевных и телесных способностей» (В.И. Слободчиков, Е.И.

Исаев) [15]. А соответственно, субъектность, по мнению авторов, «по своему исходному состоянию связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [15, с. 131].

К.А. Абульханова на основании интеграции идей Б.Г. Ананьева о жизненном цикле и понятий субъекта деятельности, субъекта познания, субъекта общения разработала теорию личности как субъекта жизненного пути, согласно которой и направление, и способ, и стратегия жизни определяется субъектом [1].

Теоретический анализ также выявил следующие, важные для нашего исследования, конкретизации различными авторами понятия «субъект»: субъект психической активности (В.О. Татаненко), субъект профессионального развития (А. А. Деркач), субъект развития (С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн), субъект развития и саморазвития, творчества (Л.М. Попов), субъект взаимодействия (А. А. Бодалев, А. Л. Журавлев) [2], [10], [12], [13], [16].

Дальнейшее уточнение категорий «субъект» и «субъектность» возможно на основании анализа научных дискуссий о соотношении понятий «личность» и «субъект». Существуют различные точки зрения по данному вопросу. С одной стороны, все исследователи считают эти понятия тесно взаимосвязанными. Так, Б.Г. Ананьев, выделяя четыре уровня организации человека (индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность), отмечает взаимодействие обозначенных уровней, в том числе личности и субъекта деятельности [4]. В.А. Петровский выделяет следующие основные моменты взаимосвязи личности и субъекта:

1) быть личностью - значит быть субъектом собственной жизни;

2) быть личностью - значит быть субъектом предметной деятельности;

3) быть личностью - значит быть субъектом общения;

4) быть личностью - значит быть субъектом самосознания [11].

Ряд авторов, не отрицая взаимосвязи понятий «личность» и «субъект», между тем, считают невозможным их отождествление. Так, по мнению Л.И. Анциферовой, понятие личности соотносится не с понятием субъекта, а с понятием субъекта деятельности, но деятельность не исчерпывает всей личности [2].

Согласно определению А.В. Брушлинского, «субъект - всеохватывающее, наиболее широкое понятие человека, обобщенно раскрывающее неразрывно развивающееся единство всех его качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных и т. д. Личность, - напротив, менее широкое определение человеческого индивида. Оно обычно на второй план выдвигает его социальные, а не природные свойства» [14, с. 9].

К. А. Абульханова также выступает против отождествления понятий личности и субъекта, так как «отождествление этих понятий не дает возможности раскрыть их качественную специфику (кроме того,

вряд ли можно считать субъектом пассивного, с задержкой психического развития ребенка) [2, с. 273].

По обсуждаемому вопросу о соотношении понятий «субъект» и «личность» мы придерживаемся мнения, что субъект - это всегда личность, но не каждая личность - субъект. Личность становится субъектом лишь на достаточно высоком уровне своего развития и достигает наибольшей степени субъект-ности на уровне акме. И тогда субъектность можно рассматривать как «свойство личности производить взаимообусловленные изменения в мире, в других людях, в человеке» (Е.Н. Волкова) [7, с. 35]; «ядерное образование личности» (З.Ш. Яхина) [16, с. 18]. Таким образом, возникает необходимость проанализировать атрибутивные характеристики субъекта, определить его внутреннюю организацию, включающую психологические структуры, обеспечивающие человеку возможность быть субъектом своей жизнедеятельности.

Содержание характеристик субъекта и критериев субъектности в концепциях разных авторов соответствуют их представлениям о содержании понятий «субъект» и «субъектность». В соответствии с конкретизацией данных понятий субъект деятельности требует одних характеристик, субъект общения и субъект познания - других и т.д. Характеристики и критерии субъектности уточняются авторами на разных этапах развития психологической науки и практики.

Так, если в понимании Б.Г. Ананьева личность, осуществляющую деятельность, уже можно назвать субъектом, то на современном этапе развития категории субъекта деятельности считается, что если в деятельности не происходит развития личности, некорректно говорить о ней как о субъекте деятельности. Результатом деятельности, осуществленной личностью в качестве субъекта, является развитее ее способностей. Эти критерии изучает и разрабатывает акмеология в области организации профессиональной деятельности (А. А. Деркач, Е. А. Климов, В. Г. Зазыкин, А.К. Маркова и др.) [2].

К. А. Абульханова особым качеством субъекта определяет активность, подчеркивает координирующую роль активности в системе социальных взаимодействий. В свою очередь, психологическую характеристику активности, по мнению К. А. Абульха-новой, составляют мотивы личности, ее направленность, способности, ценностно-смысловые ориентации, а основными формами проявления активности являются инициатива и ответственность [1].

Е. Н. Волкова, исследуя атрибутивные характеристики субъекта, выделяет следующие: активность, сознательность, связанную со способностью к целе-полаганию и рефлексии, свободу выбора и ответственность за него, уникальность. А субъектность, «выражающая отношение человека к себе как к деятелю, связана с признанием у себя этих атрибутов и совершение поступков, обусловленных этим признанием» [7, с. 36].

В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, рассуждая о внутренней организации субъекта, отмечают, что человек как субъект представляет собой целостность душев-

ной жизни, интеграцию психических процессов, функций, свойств. Субъектность, по мнению авторов, - это многообразие психологических способностей и механизмов, обобщенно представленных в таких психологических реалиях, как разум, чувства, побуждения, воля, способности, характер человека [15].

В соответствии с объектом нашего исследования (профессиональное самоопределение) остановимся отдельно на анализе психологических характеристик и критериев субъекта труда, профессионального самоопределения, профессионального и личностного развития, представленных в научной литературе по данной проблематике.

Изучая человека как субъекта труда, Е.А. Климов предлагает «срезовую» характеристику структуры субъекта в виде нескольких уровней его рассмотрения: уровень деяний (общие способности, мировоззрение, ценности, профессиональные планы, специальные способности), уровень действий (способность построить адекватное «логике вещей» представление цели, способность произвольной регуляции и саморегуляции мотивов), уровень макроэлементов действий и уровень микроэлементов действий (способность отражения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном) [10].

Н.С. Пряжников, развивая идеи Е.А. Климова о формировании субъекта труда и профессионального самоопределения, разработал содержательно-процессуальную модель профессионального самоопределения, включающую тринадцать основных компонентов, которые можно рассматривать и как компоненты субъектности самоопределяющейся личности. При этом основным показателем субъектности Н. С. Пряжников считает самостоятельность и осознанность построения перспектив своего развития в определенной трудовой деятельности и во всей жизни в целом [13].

А. А. Деркач, исследуя становление профессионала как субъекта профессиональной деятельности и профессионального пути, пришел к выводу, что признаками субъектности являются различные параметры активности человека в труде. При этом ученый отмечает, что «комплексным выражением высокого уровня субъектности профессионального развития является умение человека интегративно видеть и оценивать разные этапы своего профессионального пути, понимать причины чередования периодов достижений и потерь, охватывать этапы своей профессиональной жизни в их взаимосвязи и целостности, правильно осуществлять самопрогноз своего дальнейшего профессионального роста» [8, с. 287].

Таким образом, теоретический анализ показал, что наряду с различиями в представлениях о структуре субъекта и критериях субъектности большинство авторов считают, что основными характеристиками субъекта и показателями субъектности являются следующие:

- активность, обусловленная внутренней мотивацией;

- осознанность, связанная со способностью к целеполаганию и рефлексии;

- ответственность как добровольное, т. е. внутренне принятое, осуществление необходимости, правил, требований;

- самостоятельность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Практически важным аспектом изучения субъ-ектности является выявление механизмов и направлений ее развития. Человек не рождается субъектом, а становится им в ходе индивидуального и исторического развития в процессе различных видов деятельности. Формирование субъектности начинается в раннем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется множество чувственно-практических и предметно-орудийных действий. Наиболее явно признаки зарождающейся субъектности обнаруживаются в кризисе трех лет, выражаясь в известном «Я сам!» [15].

Однако прежде, чем человек станет в полной мере субъектом своей жизни, он должен пройти многоэтапный и сложный процесс психического и духовного развития. Каковы же основные источники, факторы и механизмы этого развития? Как на него повлиять и обеспечить саморегуляцию?

Основным источником развития человека как субъекта, является, с одной стороны, многомерный внешний мир, с другой стороны, - не менее сложный внутренний мир. Тогда основным фактором развития человека, как субъекта, отмечает Л. М. Попов, становятся акты постоянного взаимодействия с окружающим миром и с самим собой субъект-объектного, субъект-субъектного, субъект-объект-субъектного планов [12].

Для развития субъектности личности необходимо максимальное разнообразие форм взаимодействия человека с окружающим миром, другими людьми и с самим собой. При этом субъектные характеристики раскрываются человеку, в первую очередь, посредством другого человека, который сигнализирует ему о результатах производимых изменений. А также развитие субъектности человека во многом определяется взаимодействиями с другими людьми. Воздействия окружающих людей способны создать условия для свободного выбора личностного развития. Тогда развитие субъектности происходит путем саморазвития.

Работы по развитию субъектности показывают, что временная динамика субъектности связана с установлением соответствия полюсов «Я» - «Другой» [7]. На первом этапе развития субъектности происходит интериоризация внешнего опыта человека, которая связана с представленностью субъектности «Другого». На следующем этапе происходит эксте-риоризация внутреннего опыта вовне, которая связана с овладением полюса «Я». Остановка в процессе личностного развития на одном из полюсов приводит к нарушению субъектности [7]. То есть субъект как целостное образование формируется в ходе исторического и индивидуального развития в процессе интериоризации / экстериоризации внешнего и внутреннего опыта.

Таким образом, на основании теоретического анализа можно сделать вывод, что стержневым ком-

понентом психологической готовности личности к различным видам деятельности, одним из которых является деятельность по профессиональному самоопределению, является субъектность личности, структурно представленная ее активностью как координирующей составляющей субъектности, а также такими характеристиками личности, как: ответственность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность (А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, К.К. Платонов, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, Е.М. Борисова, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, З.Ш. Яхина и др.).

В связи с этим изучение проблемы субъектности личности, определение критериев субъектности, направлений и механизмов ее развития могут явиться основанием для разработки психологической методики исследования и формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению.

Проведенные нами экспериментальные исследования проблемы психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков и старшеклассников, находящихся в особой социальной ситуации развития (воспитанников домов-интернатов, подростков с девиантным поведением, детей с признаками одаренности), подтвердили справедливость представлений о значимости субъектно-сти личности в структуре ее психологической готовности к профессиональному самоопределению, так как своеобразие психологической готовности к профессиональному самоопределению детей, находящихся в особой социальной ситуации развития, по данным наших исследований, определяется, в первую очередь, содержанием субъектных характеристик личности исследуемых школьников [5].

Литература

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М., 1991.

2. Акмеология / под общ. ред. А.А. Деркача. - М., 2006.

3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. / под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова / Б.Г. Ананьев. - М., 1980. - Т. 1.

4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб., 2001.

5. Арон, И.С. Формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению в детском возрасте / И.С. Арон. - Йошкар-Ола, 2010.

6. Борисова, Е.М. Профессиональное самоопределение: Личностный аспект: дис. ... д-ра психол. наук / Е.М. Борисова. - М., 1995.

7. Волкова, Е.Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру / Е.Н. Волкова // Мир психологии. - 2005. - № 3. - С. 35 - 40.

8. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А. Деркач. - М., 2004.

9. Калинина, И.А. Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности и ее взаимосвязь с успешностью обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук / И.А. Калинина. - М., 2007.

10. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М., 2004.

11. Петровский, А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности / А.В. Петровский. - Ростов - н/Д., 1996.

12. Попов, Л.М. Этическая психология личности / Л.М. Попов. - Йошкар-Ола, 2008.

13. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М., 2007.

14. Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М., 2002.

15. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 1995.

16. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д.И. Фельдштейн. - М., 1999.

17. Яхина, З.Ш. Субъектный подход к развитию профессионально значимых личностных качеств будущего педагога: дис. ... канд. психол. наук / З.Ш. Яхина. - Казань, 2002.

УДК 159.99

А.В. Дуванина

Научный руководитель: кандидат психологических наук, профессор И.Г. Станиславская ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ СПОРТСМЕНОВ

В тексте статьи представлены психологические особенности стиля воспитания в семьях спортсменов. Идея авторского процесса консультирования заключается в работе с особенностями семей спортсменов при помощи аппаратного метода акустической нейромодуляции. Авторы выделяют четыре направления консультационной работы с семьями спортсменов.

Психология спорта, семья, стили воспитания в семье, метод акустической нейромодуляции.

The paper presents psychological features of educational style in families of athletes. The idea of the author's consulting is to work with features of families of athletes using the method of acoustic neuromodulation. Authors identify four directions of consulting work with families of athletes (family, matrimonial, individual, child parental).

Sports psychology, family, styles of education in the family, method of acoustic neuromodulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.