Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение в контексте социализации'

Профессиональное самоопределение в контексте социализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3585
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / УРОВЕНЬ СУБЪЕКТНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SOCIALIZATION / THE LEVEL OF SUBJECTNESS / PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS / STAGES OF PROFESSIONAL BECOMING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голубь Оксана Викторовна

Представленный теоретический анализ направлен на освещение теоретических основ рассмотрения профессионального самосознания как этапа социализации человека. Анализ включает рассмотрение таких вопросов, как определение понятия профессиональное самоопределение, этапы профессионального становления личности, три парадигмы социализации. Представлена концепция профессионального самоопределения как уровня субъектности, показателем которого является профессиональное самосознание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN THE CONTEXT OF SOCIALIZATION

The actual theoretical analysis is directed to the description of the theoretical basis for considering professional self-consciousness as a stage of an individual’s socialization. This analysis includes considering such points as definition of the notion, which is called “professional self-determination”; the stages of professional personality becoming; three paradigms of socializing. The concept of professional self-determination is presented as the level of subjectness. Professional selfconsciousness is the main feature of this level.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение в контексте социализации»

© Голубь О.В., 2013

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

УДК 159.923.2 ББК 88.802

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Голубь Оксана Викторовна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Волгоградского государственного университета psi@volsu.ru

Проспект Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Представленный теоретический анализ направлен на освещение теоретических основ рассмотрения профессионального самосознания как этапа социализации человека. Анализ включает рассмотрение таких вопросов, как определение понятия профессиональное самоопределение, этапы профессионального становления личности, три парадигмы социализации. Представлена концепция профессионального самоопределения как уровня субъектности, показателем которого является профессиональное самосознание.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, социализация, уровень субъектности, профессиональное самосознание, этапы профессионального становления.

Профессиональное самоопределение -это процесс становления профессионала, который, согласно Е.А. Климову, является одним из важнейших проявлений психического развития человека. Данный вопрос всегда вызывал интерес многих психологов (Е.А. Климов [12], В.В. Чебышева [28], Е.М. Борисова и К.М. Гуревич [4], А.К. Маркова [19], Э.Ф. Зеер [10], Н.С. Пряжников [21], Е.Ю. Пряжникова [22] и др.). С одной стороны, профессиональное самоопределение, это сложный, длительный и часто многократный процесс, неотделимый от развития личности в целом. Е.А. Климов [13; 14], Т.В. Кудрявцев и В.Ю. Щегурова [16],

В.В. Чебышева [28] и др. рассматривают профессиональное самоопределение как существенную сторону общего развития личности. Климов Е.А. определяет стадию профессионального самоопределения подрастающего человека как органичное звено целостного процесса его развития [12; 13]. С другой стороны, это деятельность человека, которая в зависимости от этапа субъекта труда наполняется определенным содержанием. Содержание деятельности включает образы желаемого будущего, результаты (цели) в сознании субъекта, особенности его саморегуляции, владения орудийным оснащением (средствами), особен-

ностями осознания себя, своих личных качеств и своего места в системе деловых межличностных отношений [12].

В данной работе мы будем рассматривать профессиональное самоопределение как этап социализации, кардинально влияющий на дальнейшее течение жизни человека и его образ жизни в целом.

Профессиональная социализация продолжается практически на протяжении всей жизни человека, пока он занят профессиональным трудом. Основы профессиональной социализации закладываются еще в школе, целенаправленное ее формирование начинается в профессиональном учебном заведении, а лишь затем продолжается на рабочем месте. Процесс социализации далеко не всегда линеен и планомерен, в той или иной степени

ятельной профессиональной деятельности (человек становится субъектом деятельности) [30].

Е.А. Климов представляет возрастное развитие человека как субъекта труда в виде трех периодов, каждый из которых характеризует стадии (этапы) развития профессионального становления [12], представленные на рисунке 1.

Однако прежде чем предложить видение профессионального самоопредления как этапа социализации, рассмотрим особый аспект трактовки социализации, связанный с традициями школы Л.С. Выготского, то есть с деятельностным опосредованием [5]. Исследование социализации в деятельностном концепте дало основание для современных последователей (В.Е. Клочко [15], В.А. Та-

0 в 1 « 1 ° 2 0- 0 1 О § § І й и §4 Младший школьник (7(8)-11(12) лет) Осознанная подготовка к трудовой жизни; планирование, проектирование профессионального жизненного пути (11(12) -14(18) лет) Некоторая профессиональная общность 15(18)-16(23) Адаптация, привыкание молодого специалис та к работе Самостоятельная профессиональная деятельность работника по основным проф. функциям Профессиональная деятельность работника, который может решать самые трудные профессиональные задачи. Универсал Имеет ИСД Профессиональная деятельность работника, который хорошо известен в профессиональном кругу Профессиональная деятельность работника, у которого коллеги готовы учиться, перенять опыт

л & 15 & Игра Овлад. учебной деятельностью стадии <=П П=> т В < Адаптант л н ре етн И Мастер Авторитет Наставник

Период Период Период профессиональной подготовки

дошкольного «выбора и дальнейшего становления профессионала

развития профессии»

Рис. 1. Этапы профессионального самоопределения по Е.А. Климову

его проходят все, однако он индивидуален для каждого. Согласно Л.Б. Шнейдер, профессиональное самоопределение - это длительный во времени процесс внутреннего, субъективного плана, содержательно состоящий из: поиска человеком «своей» профессии и «себя в профессии»; определения собственных профессиональных позиций, перспектив и их достижения; обретения готовности к самосто-

тенко [27]) школы Л.С. Выготского и, конечно, А.Н. Леонтьева рассмотреть этот процесс принципиально по-новому - как смену уровней субъектности, каждый из которых наполнен своим качественно отличным от других содержанием. Это движение по спирали с переходом всегда на качественно новый уровень, вращающееся в рамках трех координат: «объективная реальность» (мир

до человека, без человека) как предметный мир категоризированный значениями; реальность, наполненная смыслами, переживаемая человеком в ее данности ему (здесь и теперь); мир человека превращается в действительность - расширяющееся, устойчивое (благодаря ценностным координатам) пространство для жизни и развития (как способа сохранения жизни и ее осуществления). Поэтому человек как субъект решает три задачи: познание и преобразование внешнего мира; познание и развитие своего внутреннего мира; познание и развития себя как субъекта собственной психической жизни и своего бытия вообще. «Самосубъектное развитие человека полагается здесь в качестве начального и конечного пункта на каждом из “витков спирали” его жизнеосуществления. При этом важно учесть, что такое развитие возможно лишь на основе внутренней деятельности, а именно: изнутри мотивированной активности, предполагающей использование исключительно “своих собственных”, внутренних же средств» [27, с. 177].

Само понятие «социализация», по своей сути, междисциплинарно, что объясняет разнообразие подходов и концепций в осмыслении проблемы формирования личности. Однако все они могут быть подразделены на три направления. Первое направление включает в себя концепции и подходы, где социализация рассматривается в контексте субъект-объектной парадигмы: человек воспринимается как объект, индивид (личность человека) в процессе социализации либо пассивен (например, социологический подход), либо наделен некой активностью, но бессознательно (например, теория социального научения или психодинамический подход).

Представители второго направления наделяют человека активностью в процессе социализации, то есть рассматривают этот процесс в субъект-объект-субъектной парадигме. В зарубежной психологии мы можем выделить интериоризационный подход, рассматривающий социализацию как процесс присвоения личностью норм, ценностей, установок, социальных стереотипов, выработанных обществом, результатом которого является складывающаяся система внутренних регуляторов и привычных форм поведения,

существенными при этом являются внутри-личностные механизмы и потенциальные возможности человека. В отечественной философии и социальной психологии была разработана диалектико-материалистическая концепция социализации в единстве фило- и онтогенеза. Такие исследователи, как М.В. Демин [8], Н.П. Дубинин [9] и А.Ф. Полис [20] рассматривают социализацию как процесс социальной эволюции человека, в котором происходит разрешение противоречий между биологическим и социальным. В данной концепции социализация человека имеет три уровня: «организм - окружающая среда», «субъект -объект», «личность - общество».

Отечественная психология в школе Л.С. Выготского вносит вклад в концепцию социализации, намечая тенденцию к отказу от доминантного положения среды и переходу к внутренним механизмам, внутреннему миру человека, к его потенциалу, способностям в процессе интериоризации социальных норм, действовать избирательно, проявлять активную роль в процессе жизнедеятельности. По сути, идеи Л.С. Выготского определяют контекст деятельностного подхода в интериоризации как механизма процесса социализации, который мы рассмотрим подробнее, так как считаем, что именно он подготовил почву к появлению третьего направления, рассматривающего социализацию в парадигме вне субъект-объектных отношений.

Деятельностный подход к пониманию человека и его мира получил, как известно, свое распространение в нашей философии и психологии в 60-70-е гг. (В.В. Швырев [29],

Э.Г. Юдин [31], В.В. Давыдов [7] и др). На-его основе совершенно по-новому может решаться проблема взаимосвязи человека и социального института, то есть антропологии и институциологии в самом широком смысле слова, или психологии и социологии как областей знания. В рамках деятельностного подхода, принятого отечественной психологией, в процессе социального становления человек присваивает социокультурные ценности и совершает это активно, как субъект -критично, оценивающе. Важно не только то, что люди обладают потенциалом возможностей, но и то, как они реализуют имеющийся

потенциал. возрастающую степень расширяющегося пространства присвоений.

Л.С. Выготский впервые сформулировал положение о специфической социальной структуре психических функций человека, показав, что для человеческой деятельности всегда характерно применение орудий. Они имеют общественно-исторический характер, передаются людьми из поколения в поколение, организуя деятельность в соответствии с ее социально выработанной логикой. Рассматривая психику как деятельность, автор показывает, что она так же, как и внешняя практическая деятельность человека, опосредована системой социальных средств и способов выполнения. Орудиями психической деятельности являются различного рода знаки и, в частности, речь. В процессе социализации ребенка эти знаки вначале применяются другими людьми для управления его действиями, а затем он овладевает этими знаками и сам применяет их для регуляции своего поведения. В результате усвоения и интериоризации социальных средств и способов регуляции деятельностью субъект приобретает произвольность поведения и психических процессов, с помощью опосредования начинает контролировать свое мышление, восприятие, память и т. п. с точки зрения общественной позиции и логики. В формуле Л.С. Выготского, определяющей переход от «интерпихических» к «интрапсихическим» формам действия, заключена огромная философская проблема -рождение самодвижения в деятельности и психике человека. Любое действие человека и любой психический процесс, безусловно, -есть собственное активное движение самого субъекта, идущее не только по логике предметной ситуации, но и по логике самого субъекта. По Л.С. Выготскому, интериориза-ция представляет собой переход от межличностных к индивидуальным и внутренним формам. При таком понимании интериоризации можно говорить об усвоении субъектом внешней по отношению к нему структуры деятельности и о социальной детерминации психики. «Среда определяет развитие ребенка через переживание среды» [5, с. 383].

В 30-40-х гг. известным отечественным психологом С.Л. Рубинштейном развивается положение о связи сознания и деятельно-

сти. Опираясь на работы К. Маркса, он выделяет роль практической деятельности человека в формировании его психики. В его концепции намечается взгляд на психику как на неразрывное звено практической деятельности субъекта. Он ввел в отечественную психологию онтологическое представление о человеке как субъекте сознания и деятельности, субъекте своей жизни. Намеченная

С.Л. Рубинштейном возможность «просвечивать сознание человека через анализ его деятельности» становится действительной возможностью только благодаря тому, что именно в движении деятельности и из движения деятельности и возникает сознание как преобразованная форма этой деятельности. Но говоря о внешней детерминации психики и сознания, С.Л. Рубинштейн в качестве детерминирующей силы рассматривал не деятельность, а условия жизни и внешние объекты, непосредственно воздействующие на психику в качестве активных факторов. Сравнивая воздействие условий жизни с воздействием физиологических раздражителей, автор представлял детерминацию поведения как результат влияния внешних обстоятельств, преломляющихся через внутреннее устройство и психическое состояние субъекта. Для него любая детерминация - это изначально неразрывное единство внешнего и внутреннего как исходно нераздельная взаимосвязь природного и социального [24, с. 10]. Сформулировав, таким образом, по-новому проблемы зависимости психического развития от собственной, специфически человеческой активности индивида и опосредован-ности внешних, социокультурных воздействий внутренними условиями, он раскрывает особенности деятельности: деятельность - это всегда творческий и самостоятельный процесс взаимодействия субъекта или субъектов, субъекта с объектом, она предметна, содержательна и реальна. В актах своей творческой самодеятельности субъект «не обнаруживается» и проявляется, а созидается и определяется в них.

В работах ученика и сотрудника Л.С. Выготского - А.Н. Леонтьева - получает теоретическое развитие представление о психике как о форме предметной деятельности человека. Определяя психику как актив-

ную деятельность субъекта, он подчеркивает, что такое понимание преодолевает «постулат непосредственности», характерный для механистических концепций, стремившихся трактовать психические явления или поведение как прямой результат воздействия на человека внешних объектов (стимулов, раздражителей, обстоятельств и т. п.). Пытаясь дать содержательную характеристику «социализации», он вслед за Л.С. Выготским вводит положение интериоризации / экстериоризации как взаимопереходах в системе совместной деятельности человека и общества [17]. В своих работах он преодолевает взгляд на психическое отражение как на пассивный результат воздействия внешних объектов, психика начинает рассматриваться как организованная деятельность, как процесс, определяющий своей активностью содержание и структуру психических образов, подчеркивая материальный и предметный характер этого процесса.

При всех различиях в трактовке категории «деятельность» подавляющая часть современных отечественных психологов (Б.Ф. Ломов [18], К.А. Абульханова-Славская [1], Л.И. Анцыферова [2], А.Г. Асмолов и В.А. Петровский [3], В.В. Давыдов [7],

В.П. Зинченко [11] и др.) признает, что без обращения к ней путь к конкретному изучению формированию личности будет невозможен. Сторонники деятельностного подхода в психологии теоретически и экспериментально обосновали вывод о том, что не сами по себе слова, речь, язык, знаки - суть основа психического развития людей, а изначально практическая (игровая, трудовая и т. д.) деятельность детей и взрослых, конечно, неразрывно связанная с общением (с его средствами - с речью, с языком), имеет решающее значение для такого развития, где человек является активным субъектом процесса социализации. Деятельность - есть то, что является специфически человеческим способом реализации жизненных отношений.

И хотя такой подход не мог снять дихо-томичности субъект-объектных отношений, именно в школе Л.С. Выготского заложены основы исследования социализации как условия формирования личности через внутренние механизмы. В современных исследованиях

эти идеи получили дальнейшее развитие в новом виде, которые рассматривают формирование личности вне субъект-объектных отношений и это третье направление исследования социализации вне субъект-объект-ных отношений (Р. Харре [32], А.Г. Асмолов [3], В.Е. Клочко [15] и др.). Это новый взгляд на сущность человека, как явление продолженное в мир, где он может обрести свою человеческую сущность. «В этом взаимопроникновении человека и мира именно человек является суверенным субъектом активности, самостоятельно выбирая способы связи с миром, в котором он живет и в который он «вживлен» [26, с. 95].

Хочется отметить, что в современных условиях предполагается не стихийное протекание деятельностного процесса, а целенаправленное проектирование. Осуществление деятельности следует понимать как консти-туирование субъекта. Такие исследования становления «внутреннего мира», были предприняты известным английским методологом и социальным психологом Р. Харре [32], показывающие, что традиционное противопоставление субъективного и объективного в связи с изучением психических процессов теряет смысл. В построении теории индивидуальной психологии личности, он опирается на идеи Л.С. Выготского о социализации как преобразовании интерпсихического в интрапсихи-ческое в ходе совместной деятельности и общения. Автор предлагает выражение пространства психологии личности системой координат со следующими осями: личное - публичное и индивидуальное - коллективное, а так же, личностное - социальное. Его схема, согласно которой индивидуум не противостоит социальной группе, а неразрывно связан с процессом «осуществления», действования, близка к идее Л.С. Выготского о том, что развитие ребенка в обществе, преобразование социального в индивидуальное происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

В этой связи представляется интересными исследования В.Е. Клочко, который пишет, что в деятельности субъект-объектные противоположности снимаются, взаимно переходят друг в друга, они рождают сложную системную форму, внутри которой уже невоз-

можно выделить субъективное и объективное как противоположное. В логике теории психологических систем саморазвитие и са-модетерминация - это необходимое условие жизни, то есть развитие как способ жизни, гетеростаз - как разнородное, не имеющее границ нормотворческое движение, способ развития человека в качестве самоорганизующейся психологической системы. Человек здесь понимается как сложная, самоорганизующаяся психологическая система, открытая как в социум, так и в объективную (природную, физическую), «внешнюю» среду, то есть является центром этой сложной системы. Мир, таким образом, - есть часть самого человека, его продолжение, характерной особенностью которого является многомерность, возникающая в результате интеграции в нем объективных и субъективных измерений. Мир - это «переходный слой» между объективной и субъективной реальностями. Следовательно, становление мира человека определяет становление определенного образа жизни, то есть субъектность. Социализацию в рамках теории психологических систем можно выразить через смену уровней субъектности, каждому из которых соответствует определенное измерение в последовательном становлении «многомерного мира», что и составляет сущность онтогенеза. Становление «многомерного мира» человека имеет строгую иерархию и субординацию, низшие уровни сменяются высшими, входя в них в качестве базальных и обеспечивая преемственность всего движения. «Онтогенез, следовательно, это не просто смена “ведущих видов деятельности” в силу непонятно откуда берущейся “сензитивнос-ти” к ним. За сменой деятельностей скрывается практически не изученный процесс возвышения мерностей мира человека, качественно преобразующий сознание человека, делающий невозможным дальнейшее осуществление сложившегося образа жизни, перестающего соответствовать новому образу мира, что и заставляет перестраивать саму жизнь. Внешне этот процесс и выглядит как появление сензитивности - к игре, учению, труду» [15, с. 14]. Методологическим основанием здесь является субъектный

подход к психологическому пониманию человека. С его помощью «оказывается возможным преодолеть характерное для всей предыдущей истории метафизическое противоречие и противостояние между объективными и субъективными, материей и сознанием, психическим и физическим, внешним и внутренним [26, с. 95]. С точки зрения целостного подхода, личность становится субъектом, если выступает центром самоорганизации и саморегуляции, позволяя ей соотноситься с действительностью не пор-циональным, а целостным способом.

Видение социализации как процесса смены уровней субъектности, каждый из которых наполнен своим качественно отличным от других содержанием. Этот подход делает возможным рассмотрение профессионального самоопределения как определенного уровня субъектности, внутри которого человек приобретает готовность к самостоятельной профессиональной деятельности на основе осознания и соотнесения «хочу - могу - имею -требуют», то есть становится субъектом деятельности [23].

Согласно В.Ф. Сафину и Г.П. Никову, в психологическом плане самоопределившаяся личность - это «субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, таким образом, это относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества» [25, с. 65].

Таким образом, мы можем представить профессиональное самоопределение как уровень субъектности сензитивный к труду в общей спирали социализации (см. рис. 2), показателем которого является профессиональное самосознание.

профессиональная реальность (как часть реальности в целом)

профессиональный мир (как часть предметного мира)

профессиональный мир человека (как часть мира человека)

Рис. 2. Профессиональное самоопределение как этап социализации

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Абульханова-Славская, К. А. Категория деятельности в советской психологии / К. А. Абульха-нова- Славская // Психологический журнал. - 1980. -Т. 1. - С. 11-28.

2. Анцыферова, Л. И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности / Л. И. Анцыферова // Вопросы психологии. - 1978. - № 1. -

С. 37-50.

3. Асмолов, А. Н. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности / А. Н. Ас-молов, В. А. Петровский // Вопросы психологии. -1978. - № 1. - С. 70-81

4. Борисова, Е. М. Психологическая диагностика в школьной профориентации / Е. М. Борисова, К. М. Гуревич // Вопросы психологии. - 1988. -№ 1. - С. 77-82.

5. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4 / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1984. - 432 с.

6. Голубь, О. В. Доверие к себе как внутрилич-ностное образование старших подростков : автореф. дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / О. В. Голубь. -Ростов н/Д, 2004. - 24 с.

7. Давыдов, В. В. О перспективах теории деятельности / В. В. Давыдов // Вестник Московского государственного университета. Серия 14, Психология. - 1993. - № 2. - С. 25-31.

8. Демин, В. Н. Основной принцип материализма: Принцип материальности и его роль в научном познании / В. Н. Демин - М. : Политиздат, 1983.-239 с.

9. Дубинин, Н. П. Философские и социологические аспекты генетики человека / Н. П. Дубинин // Вопросы философии : издается с 1947 года / под ред. И. Т. Фролова. - 1971. - № 1. - С. 36-45.

10. Зеер, Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зе-ер. - Екатеринбург : УГ1II1У. 1997. - 244 с.

11. Зинченко, В. П. Психологическая теория деятельности / В. П. Зинченко // Вопросы философии. - 2001. - № 2. - С. 66-88.

12. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - Ростов н/Д : Феникс, 1996. - 512 с.

13. Климов, Е. А. Развивающийся человек в мире профессий / Е. А. Климов. - Обнинск : Принтер, 1993. - 57 с.

14. Климов, Е. А. О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворе-

ние их (психологический взгляд) / Е. А. Климов. -М. : МПСИ, 2006. - 198 с.

15. Клочко, В. Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза / В. Е. Клоч-ко // Сибирский психологический журнал. - 1998. -Вып. 8-9. - С. 7-15.

16. Кудрявцев, Т. В. Психологический анализ профессионального самоопределения / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Щегурова // Вопросы психологии. -1983. - № 2. - С. 51-59.

17. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - 4-е изд. - М. : Изд-во МГУ, 1981. - 548 с.

18. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. -М. : Наука, 1984. - 447 с.

19. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М. : Знание, 1996. -308 с.

20. Полис, А. Ф. Единство социального и биологического в гармоническом развитии личности / А. Ф. Полис. - Рига : Книга, 1981. - 231 с.

21. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. -М. : МОДЭК, 1996. - 256 с.

22. Пряжникова, Е. Ю. Профессиональное самоопределение преподавателей вузов при переходе на многоуровневую систему подготовки специалистов дошкольного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пряжникова Елена Юрьевна. - Екатеринбург : УГППУ, 1994. - 24 с.

23. Рогачева, Т. В. Профессиональное самоопределение личности как социальная проблема : авто-реф. дис. ... канд. филос. наук : 22.00.06 / Рогачева Татьяна Владимировна. - Свердловск, 1991. - 23 с.

24. Рубинштейн, С. Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. - 1983. - N° 2. - С. 9-25.

25. Сафин, В. Ф. Психологический аспект самоопределения / В. Ф. Сафин, Г. П. Ников // Психологический журнал. - 1984. - № 4. - С. 65-73.

26. Скрипкина, Т. П. Доверие к себе как условие развития личности / Т. П. Скрипкина // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 95-103.

27. Татенко, В. А. Психология в субъектном измерении : монография / В. А. Татенко. - Киев : Видавничий центр «Просвита», 1996. - 404 с.

28. Чебышева, В. В. Психология трудового обучения / В. В. Чебышева. - М. : Просвещение, 1969. - 303 с.

29. Швырев, В. С. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» (попытка современной оценки) / В. С. Швырев // Вопросы философии. - 2001. - № 2. - С. 107-117.

30. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность : монография / Л. Б. Шнейдер. - М. : МОС У 2001. - 272 с.

31. Юдин, Э. Г. Методологический анализ как направление изучения науки / Э. Г. Юдин. -М. : Наука, 1986. - 261 с.

32. Harre, R. Physical Being / R. Harre. - Oxford : Blackwell, 1991.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN THE CONTEXT

OF SOCIALIZATION

Golub Oksana Viktorovna

Candidate of Psycological Sciences, Department of Psycology,

Volgograd State University psi@volsu.ru

Prospect Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Absract. The actual theoretical analysis is directed to the description of the theoretical basis for considering professional self-consciousness as a stage of an individual’s socialization. This analysis includes considering such points as definition of the notion, which is called “professional self-determination”; the stages of professional personality becoming; three paradigms of socializing. The concept of professional self-determination is presented as the level of subjectness. Professional self- consciousness is the main feature of this level.

Key words: professional self-determination, socialization, the level of subjectness, professional self-consciousness, stages of professional becoming.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.