Научная статья на тему 'Студенты и их отношение к занятиям физической культурой и спортом'

Студенты и их отношение к занятиям физической культурой и спортом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2255
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ / ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герега Николай Николаевич

В данной статье рассматриваются результаты пилотажного социологического исследования, раскрывающие отношение отношения студентов будущих педагогов к занятиям физической культурой. Выявлены проблемы в решении формирования позитивного отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом. По результатам данного исследования вскрыты факторы, детерминирующие позитивное отношение студентов к занятиям физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герега Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students and their attitude to physical culture and sports

This article reviews the results of the pilot study, which reveals the attitude of the future teachers to Physical Education (PE) lessons. Problems of formation of positive attitude of students to PE lessons were identified. According to results of the research, factors that determine positive attitude of the students to PE lessons were revealed.

Текст научной работы на тему «Студенты и их отношение к занятиям физической культурой и спортом»

здоровья (адаптивная физическая культура)» / Н.А. Шнайдер ; Моск. гос. акад. физ. культуры. -Малаховка : [б.и.], 2013. - 44 с.

11. Шнайдер, Н.А. Модальные глаголы и их эквиваленты в английском языке : методическое пособие для студентов вузов физической культуры, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров: 034300.62 «Физическая культура», 034400.62 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» / Н.А. Шнайдер ; Моск. гос. акад. физ. культуры. - Малаховка : [б.и.], 2013. - 28 с.

REFERENCES

1. Belyaeva, N.I. (2015), Kinds of sports: history of development and features of exercise: textbook for university students of physical education, Moscow state academy of physical education, Mala-khovka.

2. Belyaeva, N.I. (2016), Olympic Games. Sports facilities of the Olympic cities of the world: a textbook for university students of physical education, Moscow state academy of physical education, Ma-lakhovka.

3. Belyaeva, N.I. (2016), Deutsch: textbook for students of higher schools of physical education, Part 1, Moscow state academy of physical education, Malakhovka.

4. Volina, S.A. (2009), "An innovative approach to the creation of a foreign language textbook", Innovations in teaching a second foreign language: MSLU Bulletin, Moscow State Linguistic University, Moscow, Vol. 574, pp. 53-64.

5. Glembockaja, J. (2012), Teaching of English language and translation in higher school of physical education. Educational technologies, methods and forms of organization of educational process, LAP LAMBERT Academic Publishing.

6. Zakzewskaya, L.M. (1966), Recognition and understanding of some syntactic structures, typical for scientific and technical literature in German, Zvaygzde, Riga.

7. Kulikova, O.V. (2009), "Competence-modular approach as a basis for teaching foreign languages students of nonlinguistic specialties", Challenges of the XXI century - the multicultural and multilingual world: Abstracts of the International Conference, Moscow State Linguistic University, Moscow, pp. 61-62.

8. Litvincheva, L.N. and Belyaeva N.I. (2010), Manual on the syntax of the German language for reading sports literature, MSAPE, Malakhovka.

9. Schneider, N.A. (2010), "Formation translation skills of the English verb in the conditions of independent work", Collection: Materials XXXI Scientific Conference of professors-teaching and research staff MSAPE, Ministry of Sport, Tourism and Youth Policy of the Russian Federation; Moscow State Academy of Physical Education; Moscow Regional Olympic Academy ; Vol. VIII, pp. 206-215.

10. Schneider, N.A. (2013), Tenses of English verb: a textbook for university students of physical education, studying at bachelor degree program 034300.62 «Physical education» 034400.62 «Physical education for people with health deviations (adaptive physical education)", Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka.

11. Schneider, N.A. (2013), Modal verbs and their equivalent in English: a textbook for university students of physical education, bachelor degree program: 034300.62 «Physical education» 034400.62 «Physical education for people with disabilities (adaptive physical education)", Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka.

Контактная информация: glembockaja@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.05.2017

УДК 796.011.3

СТУДЕНТЫ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И

СПОРТОМ

Николай Николаевич Герега, аспирант, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Аннотация

В данной статье рассматриваются результаты пилотажного социологического исследования, раскрывающие отношение отношения студентов будущих педагогов к занятиям физической

культурой. Выявлены проблемы в решении формирования позитивного отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом. По результатам данного исследования вскрыты факторы, детерминирующие позитивное отношение студентов к занятиям физической культурой.

Ключевые слова: анкетирование студентов, отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом, здоровый образ жизни.

STUDENTS AND THEIR ATTITUDE TO PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Nikolai Nikolaevich Gerega, the postgraduate student, Surgut State Pedagogical University, Surgut

Annotation

This article reviews the results of the pilot study, which reveals the attitude of the future teachers to Physical Education (PE) lessons. Problems of formation of positive attitude of students to PE lessons were identified. According to results of the research, factors that determine positive attitude of the students to PE lessons were revealed.

Keywords: students survey to find out their attitude to the PE lessons, healthy lifestyle.

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка будущих педагогов предполагает обязательное получение системы определенных знаний, умений, навыков, а также воспитание в них общей и профессиональной культуры. У будущих педагогов физическая культура входит как в общую, и так и в профессиональную культуру, т.к. будущий учитель обязан сам быть здоровым, и личным примером для учеников вести здоровый образ жизни и активно заниматься физической культурой [1, 3]. Формирование здорового образа жизни зависит только от студентов их предпочтений, убеждений и мировоззрений. Проведённые исследования [2, 5] показали, что занятия физической культурой и спортом, в структуре образа жизни студентов еще не получили должного внимания.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Пилотажное социологическое исследование было проведено на базе Бюджетного учреждения высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет». Всего в исследовании приняло участие 111 студентов 3 курсов по направлению подготовки ФГОС ВО 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата).

Для проведения анкетирования была разработана специальная автономная версия электронной анкеты, которая преобразована в форму Google при помощи соответствующего инструмента создания онлайн-опросников. В анкету были включены вопросы, входящие в проводимый Министерством спорта Российской Федерации опрос в рамках социологического исследования населения по вопросу развития физической культуры и спорта и внедрению комплекса «ГТО».

Каждому студенту в рамках проводимых пропагандистских мероприятий комплекса ГТО было предложено пройти анкетирование на сайте http://www.survio.com /survey/d/J5J5T9H8M7H0S4C 1X и ответить на вопросы [4].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведенный пилотажный социологический опрос показал, что 104 студента или 93,7% посещают аудиторные занятия по физической культуре; 2 или 1,8% не посещают по состоянию здоровья; 5 (4,5%) респондентов ответили, что не посещают по другим причинам. Также, опрос будущих педагогов показал, что уже имеется значительная доля тех, кто самостоятельно, не в своей образовательной организации, занимается физической культурой и спортом: 44 респондента или 39,6% ответили, что с друзьями; с родителями 11 или 9,9%; индивидуально - 46 или 41,4%; не занимаются - 21 или 18,9%; по

другим причинам 1 или 0,9%.

В ходе анкетирования об удовлетворенности будущих педагогов обязательными занятиями по физической культуре были получены следующие результаты: удовлетворены занятиями 98 или 88,3% студентов; не удовлетворены 7 или 6,3%; затруднялись ответить 6 или 5,4%.

На вопрос о встречах с выдающимися спортсменами учащиеся ответили, что такие мероприятия проводятся, и из всех опрошенных студентов их не посещают 48 или 43,6%.

Большинство респондентов 34 или 30,9% отметили о необходимости таких встреч, 23 или 20,9% ответили, что такие встречи их не интересуют, затруднились с ответом 5 или 4,5%.

Как следует из полученных результатов, необходимо активизировать работу в данном направлении в высшем образовательном учреждении, ведь такие мероприятия направлены на пропаганду занятий физической культурой и спортом.

На вопрос об удовлетворенности своей физической подготовленностью 35 будущих педагогов ответили положительно, что составляет 31,5%; не удовлетворены 45 студентов или 40,5%; затруднились с ответом 31 респондент, что соответствует 28,0% .

На вопрос о том, в достаточной ли мере занимаются физической культурой и спортом в настоящее время, были получены следующие суждения: в достаточной мере занимаются - считают 27 студентов или 24,3%; хотели бы заниматься в большем объеме - 46 или 41,4%; 25 респондентов или 22,5% считают, что недостаточно, но есть желание заниматься регулярно; 8 или 7,2% ответили, что заниматься регулярно у них пока нет желания; и затруднились ответить 5 или 4,5% респондентов.

В ходе анкетирования были выявлены причины, которые мешают активно и регулярно заниматься будущим педагогам физической культурой и спортом. Пилотажный социологический опрос показал, что 57 студентов или 51,4% назвали причиной отсутствие свободного времени. Необходимо отметить, что 30 студентов или 27% просто не знают, с чего начать, а 21 студент соответственно 18,9%, считают причиной большую общую нагрузку.

13 респондентов или 11,7% отметили отсутствие или неудобное расположение спортивной базы; 28 студентов или 25,2% указали на неудобное расписание занятий, а 9 студентов или 8,1% еще не определились с любимым видом спорта или системой упражнений.

14 участников опроса, что составляет 12,6%, отмечают, что для желаемых занятий физической культурой и спортом требуется слишком много денег; 9 респондентов или 8,1% ответили, что плохое состояние здоровья не позволяет им заниматься физической культурой и спортом. Необходимо отметить, что лишь 24 студента или 21,6% ответили, что они активно занимаются физической культурой и спортом.

В оценке своего здоровья у будущих педагогов были получены следующие данные: 33 респондента или 29,7% ответили, что они совершенно здоровы; 62 студента или 55,9% считают собственное здоровье удовлетворительным; 13 или 11,7% оценивают своё здоровье как неважное; 3 или 7,3% затруднились ответить.

На вопрос о соблюдении здорового образа жизни были получены следующие ответы:

- 85 (76,6%) респондентов считают, что необходимо заниматься физической культурой и спортом;

- 83 студента или 74,8%, ответили, что нужно не курить;

- 71 будущий педагог или 64,0% - не употреблять спиртного и избавиться от вредных привычек;

- 78 студентов или 70,3% считают, что необходимо соблюдать режим питания, не переедать и не голодать;

- 72 респондента или 64,9% ответили, что нужно достаточно спать;

- 60 студентов или 54,1% - уметь активно отдыхать, вести подвижный образ жизни;

- 46 будущих педагогов или 41,4 % отметили, что необходимо соблюдать режим дня (все делать примерно в одно и то же время);

- три респондента или 2,7% затруднились с ответом.

В ходе пилотажного исследования было выявлено, что 48 или 43,2% будущих педагогов ведут здоровый образ жизни; 42 или 37,8% здоровый образ жизни не ведут; 21 студент, что соответствует 18,9%, затруднились с ответом о здоровом образе жизни.

На вопрос, связанный с ведением здорового образа жизни в семье, были получены следующие суждения: 34 или 30,6% респондента дали положительный ответ, 33 студента или 29,7% ответили «скорее да»; «скорее нет» считает 44 или 39,6% респондента

ВЫВОД

В ходе проведённого пилотажного исследования выявлены причины отказа от занятий физической культурой и спортом будущих педагогов: большая нагрузка, отсутствие свободного времени, неудобное расположение спортивных баз, в образовательной организации неудобное расписание занятий, неопределённость с любимым видом спорта или системой упражнений. Необходимо решать выявленные причины, как на аудиторных занятиях по физической культуре, так и с привлечением студентов к массовой спортивной деятельности во внеаудиторное время.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова, Э.Р. Отношение будущих педагогов к внедрению комплекса ГТО в образовательные организации [Электронный ресурс] / Э.Р. Антонова, О.Б. Никольская, Л.Б. Фомина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - URL : https://www.science-education.ru/ru /article/view?id=25191. - Дата обращения 04.04.2017.

2. Иванова, Н.Л. Отношение студентов к внедрению комплекса ГТО в образовательный процесс Тюменского индустриального университета / Н.Л. Иванова, Н.И. Синявский, А.В. Фурсов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 85-89.

3. Отношение будущих педагогов к внедрению комплекса ГТО в вузе / Н.Н. Герега, О.Н. Кизаев, Н.И. Синявский, А.В. Фурсов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 6. - С. 66-68.

4. Развитие физической культуры и спорта и внедрение комплекса ГТО в системе образования (опрос для обучающихся СурГПУ) [Электронный ресурс] // URL : https://docs.google.com/forms/d/10j0oMCHBtnRh3c8cqSJUy7-M6pm5EnQnN-kOWSwYTYs/edit?usp=sharing, свободный. - Дата обращения 2.04.2017.

5. Содержание недельной двигательной активности студенческой молодежи и ее самоанализ / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, О.Н. Кизаев, Н.Н. Герега // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 4. - С. 8-9.

REFERENCES

1. Antonova, E.R. Nikolskaya, O.B. and Fomina, L.B. (2016), "Relation of future teachers to introduction of the RLD complex in the educational organizations", Modern problems of science and education, No. 5, available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25191.

2. Ivanova N.L., Sinyavskiy N.I. and Fursov, A.V. (2017), "Attitude of future oil and gas engineers to the introduction of Ready for labor and defense complex in the educational process of Tyumen Industrial University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp.85-89.

3. Gerega, N.N., Kizayev, O.N., Sinyavskiy, N.I. and Fursov, A.V. (2016), "The relation of future teachers to introduction of the GTO complex in higher education institution", Physical culture: education, education, training, No. 6, pp 66-68.

4. Development of physical culture and sport and introduction of the GTO complex in an education system (poll for trained SURGPU), available at: https://docs.google.com/forms/d/10j0oMCHBtnRh3c8cqSJUy7-M6pm5EnQnN-kOWSwYTYs/edit?usp=sharing, free.

5. Sinyavskiy, N.I., Fursov, V.A., Kitaev, O.N. and Gerega, N.N. (2016), "Content of weekly motor activity of students and its self-examination", Physical culture: upbringing, education, training, No. 4, pp. 8-9.

Контактная информация: gerega86@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.05.2017

УДК 796.325

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЕРАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 13-15 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРАКТИВНОГО РЕШЕНИЯ

ИГРОВЫХ ЗАДАЧ

Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Дмитрий Александрович Черный, магистр, Московский городской педагогический университет, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II, г. Москва; Виктория Дмитриевна Мачульская, магистр, Российский государственный социальный университет, г. Москва

Аннотация

Проблема оперативности решения двигательных спортивных задач в вероятностных условиях изучалась во многих видах спорта. Игровая деятельность реализуется через «оперативные решения», проявляемые в условиях альтернативной неопределенности, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности движений. Цель исследования - повышение технико-тактической подготовленности юных волейболистов 13-15 лет при использовании интерактивных учебных заданий, активизирующих оперативность решения двигательных спортивных задач в вероятностных условиях.

Ключевые слова: юношеский спорт, юные спортсмены, волейбол, технико-тактическая подготовка, интерактивные методы, типовые игровые ситуации, игровая задача, оперативное игровое мышление.

FORMATION OF OPERATIONAL THINKING AT YOUNG VOLLEYBALL

PLAYERS AGED 13-15 YEARS IN THE CONDITIONS OF INTERACTIVE SOLUTION OF GAME TASKS Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, honored worker of physical culture of the Russian Federation, Dmitry Aleksandrovich Cherny, the master, The Moscow City University, Moscow State University of Means of Communication of the Emperor Nicholas II, Moscow; Victoria Dmitrievna Machulskaya, the master, Russian State

Social University, Moscow

Annotation

The problem of efficiency of the solution of motion sports tasks in probabilistic conditions was studied in many sports. Game activity is implemented through the "operational decisions" shown in the conditions of alternative uncertainty which demands manifestation of resourcefulness, speed of reaction, ability to concentration and switching of attention, existential accuracy of movements. Research objective - increase in technical and tactical readiness of young volleyball players of 13-15 years when using the interactive educational tasks which are making active the efficiency of the solution of motion sports tasks in probabilistic conditions.

Keywords: youthful sport, young athletes, volleyball, technical and tactical preparation, interactive methods, standard game situations, game task, operational game thinking.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ спортивно-тренировочной деятельности по волейболу показывает, что результативность игры во многом определяется исходной технико-тактической подготов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.