УДК 796.011
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ВНЕДРЕНИЮ КОМПЛЕКСА ГТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ТЮМЕНСКОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО
УНИВЕРСИТЕТА
Наталья Леонидовна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет, филиал ТИУ в городе Сургуте, Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор, Алексей Валерьевич Фурсов, кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
Аннотация
В статье на основе проведенного анкетирования студентов среднего и высшего образования, обучающихся в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении Тюменский Индустриальный Университет, филиал ТИУ в городе Сургуте, показано отношение студенческой молодежи к занятиям физической культурой. Представлены субъективные факторы внедрения ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО) в образовательный процесс.
Ключевые слова: ВФСК «Готов к труду и обороне», отношение студентов к занятиям физической культурой, онлайн опрос.
ATTITUDE OF FUTURE OIL AND GAS ENGINEERS TO THE INTRODUCTION OF READY FOR LABOR AND DEFENSE COMPLEX IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF TYUMEN INDUSTRIAL UNIVERSITY
Natalia Leonidovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tyumen Industrial University, branch in Surgut, Nikolai Ivanovich Sinyavskiy, the doctor of pedagogical sciences, professor, Aleksey Valerievich Fursov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Surgut State Pedagogical University, Surgut
Annotation
The article discusses the students' attitude to Physical Education classes on the basis of the survey of vocational and higher education at Tyumen Industrial University, the Surgut branch. The authors present the subjective factors of implementation of the all-Russian gymnastic sports complex "Ready for Labor and Defense" in the educational process.
Keywords: All-Russian sports complex "Ready for labor and defense", students attitude to physical culture lessons, online poll.
ВВЕДЕНИЕ
Подписание 24 марта 2014 года Президентом РФ В.В. Путиным Указа №172 о «ВФСК (ГТО)» [4] определило вектор развития системы физической культуры в стране. В связи с этим возникает необходимость не только в создании оптимальных для современных условий организационно-управленческих моделей его внедрения, но и в поиске эффективных механизмов мотивирования студенческой молодежи к участию в данном проекте [1, 2, 3]. В соответствии с Положением ВФСК ГТО 5 и 6 ступени рассчитаны на обучающихся образовательных учреждений высшего образования.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методом анкетирования нами были опрошены студенты профессионального среднего образования и высшего образования по направлению подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, 21.03.01 Нефтегазовое дело Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования ТИУ, филиал в городе Сургуте. На сайте http://www.survio.com/survey/d/J5J5T9H8M7H0S4C1X студенты должны были ответить на
вопросы о развитии физической культуры и спорта и внедрения комплекса ГТО в систему образования (опрос для обучающихся). В онлайн-опросе приняли участие 80 юношей будущих нефтяников.
В первой части опроса респондентам было предложено ответить на вопросы, с помощью которых мы хотели выявить отношение студентов к занятиям физической культурой, а во второй части анкетирования мы хотели определить уровень осведомленности студентов в отношении ВФСК ГТО.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе опроса студентов среднего и высшего образования были получены следующие результаты.
На вопрос о посещении обязательных занятий по предмету «Физическая культура» 87% студентов среднего образования и 91,2% студентов высшего образования ответили, что посещают эти занятия. Остальные (13% студентов среднего и 8,8% студентов высшего образования) не посещают занятия по физической культуре по состоянию здоровья.
На вопрос о занятиях в спортивных или физкультурно-оздоровительных секциях 8,7% студентов среднего образования и 11,8% студентов высшего образования ответили, что ежедневно занимаются, 26,10% студентов среднего образования и 41,2% студентов высшего образования занимаются 2-3 раза в неделю, 52,2% студентов среднего образования и 29,4% студентов высшего образования отметили, что раньше посещали секции, а сейчас - нет.
В ходе опроса студентов среднего образования о том, как долго, не считая уроков физкультуры, они занимались физической культурой и спортом (в спортивных или оздоровительных секциях), были получены следующие ответы: 26,1% студентов имеют стаж занятий до одного года, от 1 года до 3 лет - 26,1%; от 3лет до 5 лет - 17,4%; от 5 до 10лет - 26,1% опрошенных. Опрос студентов высшего образования показал, что 20,6% имеют стаж занятий от одного года до трех; 29,4% - от трех до пяти лет; 11,8% - от пяти до десяти лет и 23,5% - свыше десяти лет.
На вопрос о самостоятельных формах занятий физической культурой и спортом, 4,3% респондентов (студентов среднего образования) ответили, что предпочитают заниматься физической культурой и спортом с отцом; 47,8% - с друзьями; 34,8% - занимаются индивидуально; 8,7% - не занимаются; и 4,3% - с другими людьми. Студенты высшего образования на данный вопрос ответили, что 8,8% - предпочитают с отцом; 2,9% - с семьей; 44,1% - с друзьями; 47,1% - занимаются индивидуально; 20,6% - не занимаются.
На вопрос об отношении к обязательным занятиям по физической культуре в образовательной организации 82,6% студентов среднего образования ответили положительно и 17,4% ответили отрицательно. На этот же вопрос 94,1% студентов высшего образования ответили положительно и 5,9% - отрицательно.
В результате исследования отношения студентов среднего образования к занятиям физической культурой и спортом, были получены следующие результаты:
47,8% респондентов положительно относятся к таким занятиям, если эти занятия будут направлены на улучшение здоровья, самочувствия, работоспособности;
34,8% - на этих занятиях хотят добиться улучшения своих спортивных показателей;
13% - занимаются физической культурой для получения оценки или зачета;
4,4% - затруднились ответить.
Ответы студентов высшего образования на этот же вопрос были следующими:
38,2% респондентов к таким занятиям, которые направлены на улучшение работоспособности, самочувствия, здоровья относятся как к полезному и нужному делу;
52,9% - на этих занятиях хотят добиться улучшения своих спортивных показателей;
4,5% - занимаются физической культурой и спортом скорее по необходимости, то есть для получения оценки или зачета;
4,4% - затруднились ответить.
В результате опроса, установлено, что 35% студентов среднего образования своей ведущей целью считают сохранение и улучшение телосложения; 31,5% - хотят развивать физические качества; 33,5% - хотят поддержать и улучшить здоровье.
Результаты опроса студентов высшего образования по этому же вопросу оказались несколько другими: 70,6% - хотят поддержать и улучшить здоровье; 70,6% - хотят развивать физические качества; 67,6 % - хотят сохранить и улучшить телосложение.
Проанализировав результаты первой половины опроса, мы можем сказать, что полученные данные отражают тот факт, что большинство студентов положительно относится к занятиям физической культурой, направленным на улучшение работоспособности, самочувствия, здоровья и осуществляемым в рамках образовательного процесса в ТИУ, филиале в г. Сургуте.
Также следует отметить, что профессорско-преподавательскому составу ТИУ, филиала в г. Сургуте, при планировании образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура», необходимо учитывать выявленные в ходе опроса предпочтения студентов среднего и высшего образования, выражающиеся в их желании улучшить телосложение и повысить уровень физической подготовленности.
В следующей части опроса студентам было необходимо ответить на вопросы, касающиеся их субъективного отношения к ведению здорового образа жизни.
На вопрос об удовлетворенности своей физической подготовленностью 52,2% студентов среднего образования ответили, что удовлетворены; 26,1% - не удовлетворены; 21,7% - затруднились ответить. Среди студентов высшего образования 61,8% опрошенных удовлетворены своей физической подготовленностью; 23,5% - не удовлетворены; 14,7% затруднились ответить.
На вопрос о дополнительных платных занятиях по физкультуре и спорту 13% студентов среднего образования ответили, что посещают такие занятия в своей образовательной организации; 30,4% - посещают их в другом месте; 56,6% - не посещают дополнительных занятий. Из студентов высшего образования 29,4% опрошенных посещают платные занятия в своей образовательной организации; 14,7% - в другом месте; 55,9% -не посещают дополнительных занятий.
На вопрос анкеты «в достаточной ли мере вы занимаетесь физкультурой и спортом в настоящее время» 34,8% студентов среднего образования ответили, что в достаточной мере занимаются; 34,8% считают, что им необходимо заниматься в большем объеме; 8,7% считают, что не достаточно занимаются, но имеют желание заняться на регулярной основе; 17,4% - ответили, что пока не имеют желания регулярно заниматься физическими упражнениями; и 4,3% затруднились с ответом. Среди студентов высшего образования 44,1% считают, что занимаются в достаточной мере; 35,3% считают, что им необходимо заниматься в большем объеме; 4,4% считают, что не достаточно занимаются, но имеют желание приступить к регулярным занятиям и тренировкам; 11,8% отмечают, пока не имеют желания регулярно заниматься спортом; и 4,4% затруднились с ответом.
На вопрос о том, что мешает им активно заниматься физической культурой и спортом, 41,4% студентов среднего образования указали в качестве причины отсутствие свободного времени; 21,7% - неудобное расписание занятий; 15,7% - отсутствие желания заниматься; 17% - большая общая занятость; 4,2% - другие причины. Среди студентов высшего образования 23,5% назвали в качестве причины отсутствие свободного времени; 41,2% - ничего не мешает; 14,7% - большая общая занятость; 8,8% -неудобное расписание занятий; оставшиеся 11,8% - другие причины.
На вопрос о том, как они оценивают свое здоровье, 52,2% - студентов среднего образования ответили, что считают себя совершенно здоровыми; 21,7% - считают, что у
них удовлетворительное здоровье и 26,1% - считают, свое здоровье неважным. Среди студентов высшего образования 44,1% опрощенных ответили, что считают себя совершенно здоровыми; 38,2% - считают, что у них здоровье удовлетворительное; 11,8% -считают, свое здоровье неважным; 5,9% - затруднились дать ответ.
На вопрос, где нужно было выбрать несколько суждений о том, что значит ведение здорового образа жизни, 65,2% студентов среднего образования указали, что ведение здорового образа жизни, значит не иметь или избавиться от вредных привычек; 56,5% -заниматься спортом, физической культурой, туризмом; 43,5% - соблюдать режимы дня, отдыха и питания. Среди студентов высшего образования 88,2% опрошенных ответили, что вести здоровый образ жизни значит - заниматься спортом, физической культурой, туризмом; 73% - не иметь или избавиться от вредных привычек; 50% - соблюдать режимы дня, отдыха и питания.
На вопрос о ведении здорового образа жизни в вашей семье 34,8% студентов среднего профессионального образования ответили, что их семья в основном ведет здоровый образ жизни; 42,4% - скорее да, ведет; 5,8% - скорее нет, не ведет; 5,8% - нет, не ведет; 11,2% - затруднились ответить. На этот же вопрос 47,1% студентов высшего образования ответили, что в основном их семья ведет здоровый образ жизни; 32,4% - скорее да, ведет; 14,7% - скорее нет, не ведет; 5,8% - затруднились ответить.
В полученных данных о спортивной квалификации 13% студентов среднего образования указали, что имеют 1 спортивный разряд; 8,7% - 2 разряд; 8,7% - 3 спортивный разряд; 8,7% - имеют юношеский спортивный разряд; 60,9% - ответили, что не имеют спортивных разрядов. Среди студентов высшего образования 13,7 % - являются мастерами спорта и кандидатами в мастера спорта; 8,8% - имеют 1 спортивный разряд; 3 % -имеют 2 разряд; 8,8% - имеют 3 спортивный разряд; 11,8% - имеют юношеский спортивный разряд; 53,9% - не имеют спортивных разрядов.
В последней части опроса содержались вопросы, позволяющие определить отношение студентов среднего и высшего образования к комплексу ГТО. Проанализировав ответы студентов среднего образования, мы пришли к выводу, что: 4,3% опрошенных отрицательно относятся к комплексу ГТО; 17,4% - относятся к комплексу скорее отрицательно; 17,4% -нейтрально; 17,4% - скорее положительно; 43,5% - относятся положительно.
Среди студентов высшего образования 8,8% опрошенных отрицательно относятся к комплексу ГТО и выполнению его нормативов; 11,8% - имеют скорее положительное отношение к комплексу; 23,5% - нейтральное; 5,9% - скорее отрицательное; 50% - относятся положительно к комплексу ГТО и готовы выполнить его нормативы.
Студенты среднего и высшего образования отметили, что нет необходимости вводить дополнительные виды испытаний в комплекс ГТО.
По данным опроса студентов среднего образования 56,5% - готовы сдать нормативы комплекса ГТО, 34,8% - не готовы; 8,7% - затруднились ответить.
Среди студентов высшего образования 41,2% готовы сдать нормативы комплекса ГТО; 50% - не готовы; 8,8% - затруднились ответить.
В ходе опроса, направленного на изучение мероприятий, целью которых является популяризация комплекса ГТО в образовательной организации, студенты среднего и высшего образования отметили, что информация с тестами и нормативами комплекса ГТО размещена на стендах, проводятся различные мероприятия (соревнования, дни здоровья, спортивные праздники).
В результате этого же опроса было выявлено, что 39,1% студентов среднего образования готовы пропагандировать комплекс ГТО среди сверстников в настоящее время и 60,9% не готовы к этому. Из студентов высшего образования готовы пропагандировать комплекс ГТО среди сверстников в настоящее время 44,1% и не готовы 55,9%.
ВЫВОДЫ
Таким образом, в результате проведённого исследования можно заключить, что большинство студентов относятся положительно к комплексу ГТО и выполнению его нормативов, однако существуют проблемы в понимании ими целей этого мероприятия. Полученные данные свидетельствуют о том, что мотивы, направленные на пропаганду комплекса ГТО среди сверстников оказались слабо выраженные, но 56,5% студентов среднего образования и 41,2% студентов высшего образования будущих нефтяников готовы сдать нормативы комплекса ГТО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Изучение отношения студентов педагогического вуза к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / Н.Н. Герега, О.Н. Кизаев, Н.И. Синявский, А.В. Фурсов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (134). - С. 59-63.
2. Исследование отношения студенток по направлению подготовки педагогическое образование к занятиям физической культурой / О.Н. Кизаев, Н.Н. Герега, Н.И. Синявский, Н.Н. Безноско // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 102-106.
3. Лубышева, Л.И. Всероссийский комплекс ГТО как фактор развития физкультурно-спортивной деятельности вуза / Л.И. Лубышева // Сб. трудов науч. практ. конференции «Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение». 15-16 мая 2014 г. -Пермь : [б.и.], 2014. - С. 184-189.
4. Указ о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://fizvosp.ru/. - Заглавие с экрана. - Дата обращения 20.04.2016.
REFERENCES
1. Gerega, N.N., Kizaev, O.N., Sinyavskiy, N.I. and Fursov, A.V. (2016), "Study of the attitude of students to the introduction of the all-Russian sports complex "Ready for labor and defense", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 5, pp. 59-63.
2. Kizaev, O.N. Gerega, N.N., Sinyavskiy, N.I. and Beznosko, N.N. (2016), "Research of attitude of female students' attitude to the physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1, pp. 102-106.
3. Lubysheva, L.I. (2014), "Ready for labor and defense All-Russian complex as factor of development of sports activity of higher education institution", Collection works of scientific and practice conferences "Physical culture, sport, tourism: scientific and methodical maintenance", May 15-16, Perm, pp. 184-189.
4. The decree of the all-Russian sports complex, available at: http://fizvosp.ru/.
Контактная информация: ivanova.nataliya1969@mail.ru
Статья поступила в редакцию 26.02.2017
УДК 796.332.6
О МЕТОДАХ ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТУДЕНТОВ НА БАЗЕ СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
Дамир Канганович Исмагилов, преподаватель, Ташкентский государственный юридический университет (ТГЮУ), Ташкент,
Республика Узбекистан
Аннотация
Ключевой проблемой физического воспитания студенческой молодежи является совершенствование интегральной подготовленности на основе применения спортивных игр, особенно спортивной игры в мини-футбол и участия в соревнованиях любительской лиги.
Ключевые слова: студенты, спортивные игры, методы.