Научная статья на тему 'Студенческое волонтерство как механизм социального проектирования'

Студенческое волонтерство как механизм социального проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
599
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / VOLUNTEERING / PROFESSIONAL PRACTICAL TRAINING OF TEACHERS / SOCIAL PLANNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малахова Виктория Григорьевна, Тимофеева София Валерьевна

Статья посвящена проблеме социального проектирования в студенческой среде, в качестве механизма которого выступает волонтерское движение. В статье описан практический опыт реализации студентами социально-педагогического вуза волонтерского проекта, направленного на повышение уровня профессиональной компетентности будущих бакалавров педагогического образования в области изобразительного искусства, с одной стороны, и с другой на приобщение детей из социально незащищенных групп к современному искусству через занятия изобразительным искусством и декоративно-прикладным творчеством. Соответствующая современным образовательным стандартам высшей школы практическая подготовка будущих педагогов не в полной мере может реализовать возникающие у студентов потребности по апробации собственных профессиональных умений и навыков. Одним из возможных путей решения данной проблемы стало создание студентами-волонтерами дизайн-студии как социально значимого проекта. В отличие от общеобразовательной школы, деятельность студии не регламентирована стандартами и обязательной программой, а также жесткими требованиями к освоению. Следовательно, данная форма позволяет учитывать как интересы детей, так и потребности студентов в получении практического опыта взаимодействия с обучающимися. В ходе исследования было выявлено, что процесс сотрудничества будущих педагогов и обучающихся имеет достаточно сложную структуру и представлен следующими компонентами: когнитивным, эмоционально-ценностным, деятельностным и рефлексивно-оценочным. Достижение целевых показателей проекта и его успешная реализация позволили продолжить процесс социального проектирования в области художественного образования, направленного на знакомство детей с нарушениями речевого развития с творчеством художников родного края и создания собственных копий картин с последующим нанесением их на ткань. А.С. Макаренко подчеркивал, «что нужно воспитывать в детях стремление добиваться чего-то, каких-то поставленных целей, а не просто научить их», что в контексте нашего проекта реализуется за счет создания детьми на занятиях текстильных изделий, панно, аксессуаров, развивая их креативность и мотивируя на осознанную, целенаправленную и творческую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малахова Виктория Григорьевна, Тимофеева София Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student volunteering as a mechanism for social projecting

Article is devoted to a problem of social planning in the student’s environment, as a mechanism which acts as the volunteering. The article describes the implementation experiences of social and pedagogical university students of volunteer project aimed at increasing the level of professional competence of future bachelors of pedagogical education in the field of fine arts, on the one hand, and on the other at the inclusion of children from socially disadvantaged groups to contemporary art through the practice of the fine arts and decorative-applied creativity. Corresponding to current educational standards of higher school, the practical preparation of future teachers cannot fully realize the students need for testing their professional skills. One of the possible ways of solving this problem was the creation of the design studio as a socially significant project by volunteer-students. Unlike secondary schools, the work of the studio is not governed by the educational standards, a educational program and strict requirements for development. Consequently, this form allows taking into account the interests of children and the needs of students in obtaining practical experience with the students. The study reveals that the collaborative process of future teachers and students has a rather complex structure and includes the following components: cognitive, emotional-valuable, active, reflexive evaluation. Achievement of target indicators of the project and its successful implementation allows continuing the process of social planning in the field of art education, aimed at children with speech development violations’ acquaintance with the work of artists of their native land and create their own copies of the paintings, followed by applying them to the tissue. A.S. Makarenko emphasized that «we need to teach children the desire to achieve some goals, but don’t just teach them» that in the context of our project is implemented through the creation of textiles, panels, accessories in the classroom by children, developing their creativity and encouraging them in a conscious, purposeful and creative activity.

Текст научной работы на тему «Студенческое волонтерство как механизм социального проектирования»

УДК 378.184

DOI: 10.22412/1999-5644-10-4-10

СТУДЕНЧЕСКОЕ ВОЛОНТЕРСТВО КАК МЕхАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Малахова Виктория Григорьевна *, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, victory710@mail.ru,

Тимофеева София Валерьевна*, студентка 4 курса Института художественного образования, ssofiaa@mail.ru,

*ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград, Российская Федерация.

Статья посвящена проблеме социального проектирования в студенческой среде, в качестве механизма которого выступает волонтерское движение. В статье описан практический опыт реализации студентами социально-педагогического вуза волонтерского проекта, направленного на повышение уровня профессиональной компетентности будущих бакалавров педагогического образования в области изобразительного искусства, с одной стороны, и с другой — на приобщение детей из социально незащищенных групп к современному искусству через занятия изобразительным искусством и декоративно-прикладным творчеством. Соответствующая современным образовательным стандартам высшей школы практическая подготовка будущих педагогов не в полной мере может реализовать возникающие у студентов потребности по апробации собственных профессиональных умений и навыков. Одним из возможных путей решения данной проблемы стало создание студентами-волонтерами дизайн-студии как социально значимого проекта. В отличие от общеобразовательной школы, деятельность студии не регламентирована стандартами и обязательной программой, а также жесткими требованиями к освоению. Следовательно, данная форма позволяет учитывать как интересы детей, так и потребности студентов в получении практического опыта взаимодействия с обучающимися. В ходе исследования было выявлено, что процесс сотрудничества будущих педагогов и обучающихся имеет достаточно сложную структуру и представлен следующими компонентами: когнитивным, эмоционально-ценностным, деятельностным и рефлексивно-оценочным. Достижение целевых показателей проекта и его успешная реализация позволили продолжить процесс социального проектирования в области художественного образования, направленного на знакомство детей с нарушениями речевого развития с творчеством художников родного края и создания собственных копий картин с последующим нанесением их на ткань. А.С. Макаренко подчеркивал, «что нужно воспитывать в детях стремление добиваться чего-то, каких-то поставленных целей, а не просто научить их», что в контексте нашего проекта реализуется за счет создания детьми на занятиях текстильных изделий, панно, аксессуаров, развивая их креативность и мотивируя на осознанную, целенаправленную и творческую деятельность.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, профессиональная практическая подготовка педагогов, социальное проектирование

Переход на компетентностный подход в высшей школе, реализация основных образовательных программ в рамках стандартов ФГОС 3+ актуализирует проблему практической подготовки студентов. Проблема организации и оптимизации практической подготовки в отечественной системе педагогического образования не нова. В разное время вопросы практической профессиональной подготовки студентов исследовали И.И. Волощенко, Г.Г. Кагарманова, Т.А. Крюкова, С.А. Маркелова, Н.В. Неводниченко, А.Н. Саврасова, Е.Г. Саливон, Т.Г. Чешуина и др.

Однако предложенные в данных исследованиях пути решения указанной проблемы недостаточно полно учитывали современную социокультурную ситуацию и имеющиеся возможности средств масс-медиа.

В качестве одного из ключевых элементов новой педагогической системы практической педагогической подготовки студентов определяется «самостоятельная педагогическая деятельность студентов практикантов». Однако в процессе прохождения студентами различных педагогических практик, в том числе производственных,

имеется ряд объективных ограничений, не позволяющих студентам творчески и нестандартно подходить к процессу обучения. В современных образовательных стандартах, к сожалению, количество часов, отводимых на учебные практики, крайне мало, более того, это всего лишь обязанность студента в процессе ознакомления с организацией учебно-воспитательного процесса и особенностями работы учителей, что не в полной мере позволяет объективно оценить свои возможности в ходе практических заданий [6]. За время практики студенты должны научиться исполнять обязанности учителя-предметника и классного руководителя и быть готовыми работать в общеобразовательном учебном заведении. При этом не происходит обучение будущих педагогов креативному подходу к построению урока, творческому решению педагогических проблем, внедрению инновационных технологий и моделей в образовательный процесс. Это является значимой проблемой современного высшего педагогического образования и требует скорейшего решения.

Проведенный в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете в 2014—2016 гг. мониторинг (в опросе приняли участие 214 студентов) показал, что студенты испытывают определенные трудности в период прохождения практики, связанные с «недостаточной уверенностью в собственных силах» (47% респондентов); «сомнениями в своем профессиональном уровне» (56%).

Путем разрешения данной проблемы стало обращение студентов к области социального проектирования. В контексте нашего исследования мы, вслед за ТЛ. Стениной, рассматриваем социальное проектирование через призму культуры как творческое миропреобразование, ценностно-ориентированную, социально значимую проектную деятельность, открывающую новые «жизненные миры» (термин Э. Гуссерля) студентов. [11].

Использование волонтеров при реализации социальных проектов является одной из характерных черт современности. Без привлечения волонтеров не проходит ни одно мероприятие. Одним из основных аргументов, приводимых студентами, желающими принять участие в реализации проекта в качестве волонтера, стало желание попробовать свои силы в практической педагогической деятельности и приобретение опыта профессиональной работы.

Правовая основа развития волонтерства в России была заложена рядом законодательных

актов. Так, Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ) регулирует социальные отношения, возникающие в связи с реализаций гражданами их права объединяться в организации, ст. 3 констатирует: «Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений».

В рамках проекта, реализуемого в Институте художественного образования, в структуре Волгоградского государственного социально-педагогического университета была создана дизайн-студия «Новые краски», основной задачей которой выступила организация волонтерского клуба среди студентов, обучающихся по специальности «Художественное образование» с целью проведения занятий изобразительным искусством и дизайном с детьми из малообеспеченных семей и детских домов.

Проект «Дизайн-студия «Новые краски»» был представлен на I Всероссийском молодежном образовательном форуме «Таврида» в Крыму и получил грантовую поддержку. Реализация данного проекта началась с октября 2015 г. Инициаторами проекта выступила активная группа студентов, которые организовали волонтерский клуб для студентов ВГСПУ. Несмотря на то, что активная практика у студентов начинается лишь на 3—4 курсах, в группе волонтеров работают студенты с 1 по 4 курс, где совместно с преподавателями кафедр педагогики и методики преподавания изобразительного искусства разрабатываются учебные программы, нестандартные уроки, мастер-классы для работы студентов-волонтеров с детьми. Занятия по изобразительной деятельности проводились с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования, использованием различных техник и видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства: акварель, батик, декоративная живопись, коллаж, мозаика и др.

Целевой аудиторией проекта явились дети из социально незащищенных групп: дети из малообеспеченных семей, дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, дети-сироты.

Было выявлено, что воспитывающим потенциалом проекта обладает не столько содержание, сколько методы и организационные

формы обучения, реализация которых позволила будущим педагогам развивать систему межличностных отношений учащихся, их эмоционально-ценностный опыт и коммуникативные способности. Студенты выстраивали процесс обучения таким образом, что стимулировался и поддерживался постоянный интерес у детей к учебной информации и активной творческой деятельности. Сотворчество школьников и студентов выступило основой активного взаимодействия, ведущего к позитивным изменениям у субъектов образовательного процесса.

Анкетирование, проведенное среди волонтеров (16 респондентов), выявило, что у студентов «исчезла неуверенность при работе с детьми» (73%), «появилось желание работать с детьми в творческой атмосфере» (65%), «были приобретены навыки практической работы» (97%).

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что социально значимая проектная деятельность как вектор активной профессиональной направленности на решение общественно значимой задачи является смыслообразующей для развития личности студентов. Решение каждой очередной конкретной задачи ставит новые и более сложные, следовательно, потенциал возможностей студентов будет постоянно возрастать не только за счет накопления опыта проектной деятельности, но и благодаря развитию способностей к прогнозированию саморазвития, постановке целей самосовершенствования.

Опрос школьников показал, что впервые 70% попробовали работу в техниках батик, марморирование, масляная живопись, боди-арт и т.д. на наших мастер-классах; 60% рисовали такими красками, как акрил, масло, темпера, профессиональная гуашь; 90% рисовали на ткани акриловыми красками. При этом 100% детей понравились мастер-классы.

Занятия и мастер-классы с детьми ежемесячно проводились студентами-волонтерами на самых разных площадках города Волгограда и области: Музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова, Детская художественная галерея, ГКСУ СО «Ворошиловский СРЦ», Волгоградская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат V вида № 6, Воскресная школа «Вдохновение», ГКСУ СО «Городищенский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», детский дом № 1 г. Волжского, Волжская картинная галерея, МОУ лицей № 5 им. Ю.А. Гагарина, МОУ д/с № 329 г. Волгограда и др. Систематически

на протяжении 2015/2016 учебного года в школе № 85 г. Волгограда студентами проводился кружок дизайн-студии «Новые краски» для детей из малообеспеченных семей от 7 до 17 лет. В ходе реализации проекта (сентябрь 2015 г. — сентябрь 2016 г.), волонтерами дизайн-студии «Новые краски» организовано и проведено 15 мероприятий на площадках города Волгограда и Волжского, состоялось 28 выездных мастер-классов и занятий с детьми и родителями из малообеспеченных семей и воспитанниками детских домов. Через мероприятия проекта, проводимые командой волонтеров из 16 человек под руководством студентки С.В. Тимофеевой, при методическом сопровождении двух преподавателей вуза (доц. В.Г. Малаховой и доц. Т.В. Смирновой), прошли обучение 1604 ребенка. Работы детей, выполненные в ходе реализации проекта, были представлены на международных конкурсах творческих работ и проектов и удостоены диплома за первое место во Всероссийском конкурсе «Ратная слава России» и поездкой в г. Санкт-Петербург. В процессе реализации проекта, который неоднократно освещался СМИ, активно использовалась социальная сеть «ВКонтакте», была создана группа, в которой оперативно выкладывалась информация о ходе проекта (адрес ресурса: https://vk.com/newcolor2015).

Соответственно, сотрудничество школьников и будущих педагогов мы можем рассматривать как сложный многоуровневый процесс, который включает в себя следующие компоненты:

1) когнитивный — процесс приобретения знаний о новых формах работы с материалами;

2) эмоционально-ценностный — ориентация в системе морально-нравственных норм и ценностей;

3) деятельностный — процесс создания творческого продукта;

4) рефлексивно-оценочный — определение собственного отношения к творческому процессу.

Успешная реализация данного проекта, достижение ключевых показателей привели к созданию нового социального студенческого волонтерского проекта, направленного на работу с детьми с недоразвитием речи. Целью нового проекта стало формирование интереса к творчеству волгоградских художников через создание детьми изображений-копий картин для последующего нанесения определенным образом их на ткань. Проект получил грантовую поддержку Федерального агентства по делам молодежи на

Всероссийском молодежном образовательном форуме «Таврида» и стартует в октябре 2016 г.

Таким образом, предложенная нами форма организации работы с детьми является интерактивной и двусторонней. С одной стороны, она дает мотивационный толчок к творческой деятельности ребенка, позволяет создавать

Литература

и защищать собственные проекты как настоящему дизайнеру, с другой — эта форма работы позволяет будущему педагогу по-новому взглянуть на свой профессиональный выбор, оценить свои педагогические способности и определить «точки роста» в своей индивидуальной образовательной траектории.

1. Волощенко И.И. Профессиональная практика как средство социализации личности будущего учителя: Автореф. дис.. канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2005.

2. Загладина Х. Волонтерство и реализация социального потенциала детей и молодежи в контексте российской образовательной политики // Общественная политика. 2014. № 4 (66). С. 57—73.

3. Зайцева И.А. Волонтерство как социально значимая деятельность студенческой молодежи // Проблемы постсоветского пространства. 2016. № 2 (8). С. 69—82.

4. Иванова Н.Н. Волонтерская деятельность студентов в реализации социального проекта детей с особыми образовательными потребностями // Социальная педагогика: интеграция теории и практики /Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции кафедры социальной педагогики ФГАОУ ВПО «СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», 2016. С. 81—83.

5. Кагарманова Г.Г. К вопросу о моделировании педагогической деятельности // Путь науки. 2014. № 6. С. 100—102.

6. Крюкова Т.А., Малахова В.Г. Организация педагогической практики студентов вуза в современных условиях // Alma Mater (Вестник высшей школы) 2015. № 2. С. 80—84.

7. Львова С.В. Развитие волонтерского движения в системе образования // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2016. № 1(6). С. 40-44.

8. Маркелова С.А. Сетевая дистанционная поддержка педагогической практики студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2010.

9. Петошина С.И., Рыжкова И.В., Тегалева Т.Д. Педагогическое волонтерство в образовательных учреждениях как фактор развития социальных и профессиональных компетенций студенческой молодежи// Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6-0. С. 431.

10. Саливон Е.Г. Педагогическая практика будущих учителей как фактор их личностно-профессионального становления: Автореф. дис...канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2005.

11. Стенина Т.Л. Становление проектной культуры студентов в контексте социально-культурного подхода к модернизации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 1. С. 75-80.

12. Широбоков В.Н. Развитие мотивации молодежи как этап организации волонтерской деятельности // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 1-2. С. 102-104.

13. Carina Girvan, Claire Conneely, Brendan Tangney. Extending experiential learning in teacher professional development // Teaching and Teacher Education Volume 58, August 2016, Pages 129-139.

14. Maiskiy G. Scintific consepts in the organization of pedagogical practice//Проблеми тженерно-педагогЫноi освти. 2012 № 37. С. 8-12.

15. Rong-Ji Chen. Investigating models for preservice teachers' use of technology to support student-centered learning // Computers & Education, Volume 55, Issue 1, August 2010, Pages 32—42.

16. Rosario Gil-Galvan, F. Javier Gil-Galvan How to Use Professional and Life Projects to Guide University Students Towards Optimal Professional Development // Procedia - Social and Behavioral Sciences, Volume 93, 21 October 2013, Pages 1901-1905.

STUDENT VOLUNTEERING AS A MECHANISM FOR SOCiAL ENGINEERING

Viktoria G. Malakhova, PhD (Cand. Sc.) in Pedagogic, Associate Professor

Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russian Federation. E-mail: victory710@mail.ru

Sofija V. Timofeeva, four-year student

Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education. E-mail: ssofiaa@mail.ru

Article is devoted to a problem of social planning in the student's environment, as a mechanism which acts as the volunteering. The article describes the implementation experiences of social and pedagogical university students of volunteer project aimed at increasing the level of professional competence of future bachelors of pedagogical education in the field of fine arts, on the one hand, and on the other at the inclusion of children from socially disadvantaged groups to contemporary art through the practice of the fine arts and decorative-applied creativity. Corresponding to current educational standards of higher school, the practical preparation of future teachers cannot fully realize the students need for testing their professional skills. One of the possible ways of solving this problem was the creation of the design studio as a socially significant project by volunteer-students. Unlike secondary schools, the work of the studio is not governed by the educational standards, a educational program and strict requirements for development. Consequently, this form allows taking into account the interests of children and the needs of students in obtaining practical experience with the students. The study reveals that the collaborative process of future teachers and students has a rather complex structure and includes the following components: cognitive, emotional-valuable, active, reflexive evaluation. Achievement of target indicators of the project and its successful implementation allows continuing the process of social planning in the field of art education, aimed at children with speech development violations' acquaintance with the work of artists of their native land and create their own copies of the paintings, followed by applying them to the tissue. A.S. Makarenko emphasized that «we need to teach children the desire to achieve some goals, but don'tjust teach them» that in the context of our project is implemented through the creation of textiles, panels, accessories in the classroom by children, developing their creativity and encouraging them in a conscious, purposeful and creative activity.

Keywords: volunteering, professional practical training of teachers, social planning

References:

1. Voloshhenko I.I., Professional'najapraktika kak sredstvo socializacii lichnosti budushhego uchitelja: Avtoref. dis.. kand. sociol. nauk (Professional practice as a means of socialization of future teachers: Candidate of Sociology's thesis). Rostov-on-Don, 2005. (In Russ).

2. Zagladina H., Volunteering and the implementation of social potential of children and youth in the context of Russian educational policy. Obshhestvennajapolitika, 2014, no. 4 (66), pp. 57—73. (In Russ).

3. Zajceva I.A., Volunteering as student's socially significant activity. Problemy postsovetskogo prostranstva, 2016, no. 2 (8), pp. 69-82. (In Russ).

4. Ivanova N.N., Volunteer activities of students in the social project for children with special educational needs. Social pedagogy: integration of theory and practice. Proceedings of Russian scientific-practical conference of the Department of social pedagogy «North- Eastern Federal University in Yakutsk», 2016, pp. 81-83. (In Russ).

5. Kagarmanova G.G., The problem of teaching activities modeling. Put' nauki, 2014, no. 6, pp. 100-102. (In Russ).

6. Krjukova T.A., Malahova V.G., Organization of pedagogical practice of students of the University in modern conditions. Alma Mater (Vestnik vysshej shkoly), 2015, no. 2, pp. 80-84. (In Russ).

7. Evova S.V., Development of volunteerism in the education system. Nauka 21 veka: voprosy, gipotezy, otvety, 2016, no. 1(6), pp. 40-44. (In Russ).

8. Markelova S.A., Setevaya distantsionnaya podderz.hka pedagogicheskoi praktikistudentov:Avtoref. dis.. kand. ped. nauk (Network distant support of students' pedagogical practice: Candidate of Pedagogic' thesis), St. Petersburg, 2010. (In Russ).

9. PetoshinaS.I., RyzhkovaI.V., Tegaleva T.D., Pedagogical volunteering in educational institutions as a factor of student's social and professional competence development. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, no. 6-0, p. 431. (In Russ).

10. Salivon E.G., Pedagogicheskaya praktika budushchikh uchitelei kak faktor ikh lichnostno-professional'nogo stanovleniya: Avtoref. dis...kand. ped. nauk (Pedagogical practice of future teachers as a factor of their personal and professional development: Candidate of Pedagogic' thesis), Komsomolsk-on-Amur, 2005. (In Russ).

11. Stenina T.L., Formation of Design Culture of Students in the Context of Sociocultural Approach to Modernization. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya, 2013, vol. 2, no. 1, pp. 75-80. (In Russ).

12. Shirobokov V.N., The development of motivation of youth as a stage of volunteer activities. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya, 2014, no. 1—2, pp. 102—104. (In Russ).

13. Carina Girvan, Claire Conneely, Brendan Tangney. Extending experiential learning in teacher professional development. Teaching and Teacher Education, August 2016, vol. 58, pp. 129—139.

14. Maiskiy G. Scintific consepts in the organization of pedagogical practice. Problemy inzhenerno-pedagogichnoiosvity, 2012, no. 37, pp. 8—12.

15. Rong-Ji Chen., Investigating models for preservice teachers' use of technology to support student-centered learning. Computers & Education, August 2010, vol. 55, no. 1, pp. 32—42.

16. Rosario Gil-Galvän, F. Javier Gil-Galvän, How to Use Professional and Life Projects to Guide University Students Towards Optimal Professional Development. Procedia — Social and Behavioral Sciences, October 2013, vol. 93, no. 21, pp. 1901-1905.

Малахова В.Г., Тимофеева С.В. Студенческое волонтерство как механизм социального проектирования // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 10. 2016. № 4. C. 83—88. DOI: 10.22412/1999-5644-10-4-10. Дата поступления статьи: 02.09.2016.

Malakhova V.G., Timofeeva S.V. Student volunteering as a mechanism for social engineering. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, 2016, vol. 10, no. 4, pp. 83-88 (In Russ). DOI: 10.22412/1999-5644-10-4-10. Received 02 September 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.