Научная статья на тему 'Сценарии реализации технологии педагогического управления формированием универсальных учебных действий младших школьников'

Сценарии реализации технологии педагогического управления формированием универсальных учебных действий младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / ЛОГИКО-СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ / СЦЕНАРИИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котлярова Татьяна Сергеевна

Проблема педагогического управления формированием универсальных учебных действий младших школьников в процессе анализа литературы и образовательной ситуации привела нас к осознанию необходимости создания конкретной технологии педагогического управления, которое мы рассматриваем с позиции личностно-деятельностного, аксиологического подходов, позволяющих определить управление как многомерный процесс взаимодействия учителя и учащихся. Деятельность педагога наполняется управленческо-педагоги-ческим содержанием. Технология реализуется с помощью сценариев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котлярова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценарии реализации технологии педагогического управления формированием универсальных учебных действий младших школьников»

УДК 37

Котлярова Татьяна Сергеевна

аспирантка Омского государственного педагогического университета. Кафедра профессиональной педагогики, психологии и управления. Учитель начальных классов г.Омска «Гимназия № 115» katiatania@mail.ru

Сценарии реализации

ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Tatyana S. Kotlyarova

graduate student Omskogo of the state pedagogical university; chair professional pedagogics, psychology and managements, teacher initial classes of Omsk «Gymnasium № 115» katiatania@mail.ru

Scenarios of realization of

TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

Аннотация. Проблема педагогического управления формированием универсальных учебных действий младших школьников в процессе анализа литературы и образовательной ситуации привела нас к осознанию необходимости создания конкретной технологии педагогического управления, которое мы рассматриваем с позиции личностно-деятельностного, аксиологического подходов, позволяющих определить управление как многомерный процесс взаимодействия учителя и учащихся. Деятельность педагога наполняется управленческо-педагогическим содержанием. Технология реализуется с помощью сценариев.

Ключевые слова: младший школьник, универсальные учебные действия, педагогическое управление формированием универсальных учебных действий младших школьников, технология педагогического управления, логикосмысловая модель, сценарии реализации технологии.

Annotation. The problem of pedagogical management of formation of universal educational actions of younger school students in the course of the analysis of literature and an educational situation led us to awareness of need of creation of concrete technology of pedagogical management which we consider from a position of the personal and activity, axiological approaches allowing to define management as multidimensional process of interaction of the teacher and pupils. Activity of the teacher is filled with the administrative and pedagogical contents. The technology is realized by means of scenarios.

Keywords: younger school student, universal educational actions, pedagogical management of formation of universal educational actions of younger school students, technology of pedagogical management, logiko-semantic model, scenarios of realization of technology.

Одна из самых важных задач современного начального общего образования - формирование и развитие универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Качество усвоения знаний в соответствии со стандартами образования определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий [8].

Начальная школа закладывает основы учебной деятельности школьников. Школа, в соответствии со стандартом, призвана научить детей освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, помочь научиться:

- с помощью педагога ставить образовательные цели, выделять задачи для их достижения;

- применять способы решения задач в практической деятельности ;

- проявлять познавательную активность и инициативность;

- самостоятельно ориентироваться в учебном материале по выделенным учителем ориентирам действия;

- осуществлять контроль в процессе выполнения деятельности и в результате выполнения действия, вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Однако, в современной практике школьного образования работа по формированию и развитию

203

универсальных учебных действий как психологической и ценностной характеристики личности осуществляется по преимуществу стихийным образом. С одной стороны, существует большое количество пособий по развитию универсальных учебных действий, с другой - нет четко выстроенной системы педагогического управления формированием и развитием универсальных учебных действий, большая часть пособий направлена на деятельностную составляющую данного понятия, упуская главное - универсальные учебные действия - личностное новообразование младшего школьника [6].

В результате, рассматривая универсальные учебные действия только с позиций деятельностного и компетентностного подходов, педагоги теряют центральную - личностную и ценностную направленность данного новообразования младшего школьника. Бессистемный и случайный характер формирования универсальных учебных действий прослеживается в проблемах обучения в школе - низкой познавательной активности учащихся, низком уровне учебной мотивации, низкой способности учеников регулировать учебную и познавательную деятельность. Альтернативой сложившейся ситуации может служить целенаправленное педагогическое управление формированием универсальных учебных действий.

При разработке технологии управления формированием универсальных учебных действий младших школьников мы опирались на положения о рефлексивном управлении.

Для эффективного формирования универсальных учебных действий необходимо управление учебно-воспитательным процессом, направленное на становление учителя и учащихся как субъектов соуправления, самоуправления [12]. При таком управлении у каждого ребенка есть шанс научиться рефлексии, целенаправленности и грамотному анализу образовательных, а затем и жизненных ситуаций. Поэтому при таком подходе задачей учителя становится вовлечение учащихся в самостоятельное, доступное возрасту, ответственное решение учебных и жизненных задач.

Рефлексивное управление создает условия для стимулирования психологических механизмов саморазвития личности: самоосознания, самоопределения, самовыражения, самоутверждения, самореализации, саморегуляции [4].

Опираясь на основные идеи личностного подхода в педагогике, на системный подход в управлении и на идеи синергетики в образовательном процессе, будем понимать управление формированием универсальных учебных действий (далее, УУД) как многомерную систему взаимодействия педагога и школьников в учебных ситуациях продуктивного сотрудничества, обеспечивающих ценностно-смысловую ориентацию школь-

ников, организацию ими своей учебной деятельности, осуществление активной коммуникации и сформированность познавательных умений.

Системный подход позволяет деятельность педагога как субъекта управления формированием УУД учащихся представить как систему управленческих функций, правильная реализация каждой из которых может качественно повлиять на систему управления в целом [2].

Однако, такой процесс не может быть линейным, так как овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит по индивидуальной образовательной траектории. Различными видами УУД учащиеся овладевают в разное время на различных этапах технологии, личностные новообразования формируются по индивидуальной траектории, уровень рефлексии в процессе формирования универсальных учебных действий также для каждого ученика на отдельном этапе разный.

В данном исследовании технология деятельности педагога по управлению формированием УУД учащихся начальной школы - это комплексный процесс взаимодействия педагога и учащихся, активное присвоение учащимися личностных новообразований, которые обусловят формирование универсальных учебных действий.

Для представления технологии педагогического управления формированием УУД учащихся начальной школы, характеризующейся нелинейностью и многогранностью, нами была выбрана логико-смысловая модель, предложенная В.Э. Штейнбергом.

Логико-смысловая модель решает проблему эффективности представления технологии как системы. С помощью модели можно легко проследить целостность системы и увидеть каждый ее элемент, модель позволяет сравнить и охарактеризовать несколько явлений, развивающихся параллельно, в модели четко прослеживаются причинно-следственные связи. Модель позволяет реализовать нелинейный и многомерный характер исследуемой проблемы в логически удобной и компактной форме посредством координатно-матричного каркаса опорноузлового типа; представить информацию в свернутой форме [14].

Выделяем следующие координаты в модели: К1 - учебные ситуации, на которых строится процесс обучения в целом; К2 - функции управления, в соответствии с которыми происходит процесс формирования универсальных учебных действий; КЗ - этапы управления; К4 - компоненты коммуникативных универсальных учебных действий; К5 - группы личностных универсальных учебных действий, каждая из которых включает в себя ряд компонентов; К6 - компоненты регулятивных универсальных учебных действий; К7 - уровни управления; К8 - формы учебной деятельности.

204

Выделенные координаты логико-смысловой модели, объединенные общим центром, связывают понятия «учебные ситуации», «универсальные учебные действия» и «процесс управления формированием универсальных учебных действий». Именно такое их сочетание позволяет представить технологию педагогического управления универсальными учебными действиями в технологическом (процессуальном) аспекте как многомерный нелинейный процесс, согласно которому на любом из уровней управления при произвольном (согласно ситуации) выборе и последовательности этапов управления и приоритетных функциях может развиваться в большей степени какое-либо универсальное учебное действие, достигая определённого уровня. Поэтому, результаты технологии рассматриваются через сценарии - образцы результатов взаимодействия участников образовательного процесса.

В условиях высокой неопределенности и быстрых изменений в развивающемся обществе, и, как следствие, в образовании разрабатывать стратегию с опорой на единственный вероятностный прогноз слишком рискованно. Тем более, что в образовательном процессе часто бывают скачки, внезапные перемены, события, которые просто невозможно предвидеть. При этом, всегда существует множество возможных вариантов будущего. Поэтому, при реализации педагогического управления формированием универсальных учебных действий младших школьников на основе логикосмысловой модели будем придерживаться сценарного подхода. Основным смыслом сценарного планирования является конструирование, создание различных «историй», различных и одинаково правдоподобных вариантов развития будущего, которые являются хорошо структурированными и логичными. Таким образом, стратегия перестает

быть жестким планом и приобретает необходимую гибкость для того, чтобы педагогическое управление оставалось успешным при различных вариантах развития универсальных учебных действий, при различных условиях [1].

Применение сценарного подхода предполагает проведение качественного и количественного анализа возможных «развилок» и альтернатив развития универсальных учебных действий обучающихся, определение наиболее вероятных сценариев их формирования, а также программы действий педагога, направленных на реализацию наиболее выгодных сценариев для положительной динамики формирования УУД и снижение рисков.

Еще совсем недавно для педагога важно было проанализировать ситуацию, принять решение, спланировать работу на уроке и во внеурочной деятельности и наладить контроль. Теперь принятое решение может быть пересмотрено в зависимости от логики развития учебной ситуации. От планирования мы переходим к педагогическому управлению на основе сценарного программирования, т.е. построения не столько конкретных планов, сколько совокупности возможных управленческих стратегий, переход на которые позволит достичь желаемых результатов.

Основу сценариев составляют этапы формирования универсальных учебных действий, проявляющиеся в различных формах учебной деятельности (урок, кружок, классный час, проектная деятельность).

Формат статьи не позволит нам представить все разработанные варианты сценариев, только два варианта сценариев мы сможем представить в статье.

205

Таблица 1

Сценарий № 1 репродуктивного уровня формирования универсальных учебных действий («управление-подчинение»)

Характеристика учебной ситуации

по наличию проблемы нейтральная

по степени оригинальности стандартная

по «приближенности» к жизненным ситуациям учебная

Форма организации учебного процесса - урок

Этапы урока Возможные приемы (подробно содержание приемов расписано в пособии) Формируемые УУД

Формирование целей Введение понятия Личностные: готовность к учебной деятельности: Регулятивные: осознание познавательной цели Коммуникативные: учим строить логические связные высказывания Познавательные - определение основной и второстепенной информации;

Беседа Личностные: Готовность к учебной деятельности. Регулятивные: осознание познавательной цели Познавательные: анализ объекта. синтез, классификация

Этап планирования проговаривание плана, фиксация плана на доске словами, опорной схемой или условными цветами Личностные-положительное отношение к школе Регулятивные - сохранение учебной задачи: принятие плана урока, следование намеченному плану с помощью учителя

Неоконченные предложения Личностные - положительное отношение к школе Регулятивные - умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом

Сбор информации, Опрос учеников по алгоритму Личностные: Готовность к учебной деятельности Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану Познавательные: умение работать с учебником

Задания на актуализацию необходимых знаний

Прогнозирование Беседа Личностные: понимание личностного смысла учения Регулятивные: умение принимать и выполнять учебные задачи Познавательные: анализ, синтез, выбор основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы

Принятие решений Трансляция нового знания Личностные: готовность к учебной деятельности Регулятивные: умение принимать и выполнять учебные задачи Познавательные: умение с помощью учителя находить нужную модель решения ситуации

Организация исполнения, коммуникация Использование различных форм работы: фронтальная, индивидуальная, парная,групповая, работа в парах сменного состава Личностные: нормы справедливого распределения, взаимопомощь, умение вести себя правильно при работе с одноклассниками Регулятивные: сохранение учебной задачи Познавательные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, умение осмысленно читать текст, находить в тексте ответы на вопросы

Контроль и оценка Оценка учителя (отметка и речевая сентенция) Взаимооценка Самооценка по простому алгоритму: Личностные: адекватная самооценка Регулятивные: обнаруживать свои ошибки и недочеты с помощью взрослого, адекватно воспринимать оценку Познавательные: умение самостоятельно рефлексировать затруднения

Коррекция Учитель корректирует и направляет учеников в течение всего урока Регулятивные: внесение исправлений с помощью проверки по эталону Познавательные: рефлексия способов и условий действия

Таблица 2

Сценарий № 14 творческого уровня формирования универсальных учебных действий («управление-управление»)

Характеристика учебной ситуации

по наличию проблемы проблемная

по степени оригинальности нестандартная

по «приближенности» к жизненным ситуациям квазижизненная

Форма организации учебного процесса - урок

Этапы урока Возможные приемы (подробно содержание приемов расписано в пособии) Формируемые УУД

1 2 3

Сбор информации, Практическое задание с конкретным «жизненным» сюжетом на актуализацию необходимых знаний - индивидуальная или групповая работа: Таблица «Знаю-хочу узнать-узнал» Личностный: понимание личностного смысла учения Регулятивные: умение определять и формулировать цель деятельности, учиться высказывать свои предположения Познавательные: анализ, синтез, классификация, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задачи, определение основной и второстепенной информации

Коррекция Коррекция проходит в течение всего занятия после каждого этапа

формулировка проблемы Прием «Разрешение парадоксов» (работа в группе) - конкретные парадоксальные ситуации из жизни Личностные: понимание смысла учения, принятие цели занятия, умение высказывать свое отношение Регулятивные: умение определять и формулировать цель деятельности, учиться высказывать свои предположения Познавательные: устанавливает причинно-следственные связи, строит рассуждения Коммуникативные: умение логически, связно выражать свою точку зрения, учитывать точку зрения собеседника

206

Продолжение таблицы 2

Прогнозирование Прием «Копилка идей» Личностные: понимание личностного смысла учения Регулятивные: умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения Познавательные: умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения Коммуникативные: умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать устную рефлексивную оценку пройденного

Формирование целей Цель формулируется учащимися самостоятельно и корректируется в процессе обсуждения Личностные: понимание смысла учения, принятие цели занятия, умение высказывать свое отношение Регулятивные: умение определять и формулировать цель деятельности, учиться высказывать свои предположения Познавательные: устанавливает причинно-следственные связи, строит рассуждения Коммуникативные: умение логически, связно выражать свою точку зрения, учитывать точку зрения собеседника

Этап планирования Фиксация плана на доске учениками в виде моделей позволит в течение занятия четко следить за ходом его выполнения, как учителю, так и учащимся Познавательные: анализ, синтез, классификация, моделирование Регулятивные: формирование действия планирования Личностные: понимание личностного смысла учения Коммуникативные: умение четко, ясно излагать собственные мысли, выслушивать собеседника, принимать чужую точку зрения

Коррекция

Принятие решений Стратегия решения проблем «Идеал» Д. Брэмсфорда Личностные: рефлексивное отношение к учению Регулятивные: умение формулировать и решать проблемы Коммуникативные: умение строить связные логические высказывания, выражать собственное мнение Познавательные: формирование критического мышления

Коррекция Коррекция «Копилки идей»

Организация исполнения, коммуникация Работа в парах сменного состава или группе (задание практического характера, касающееся «открытого» знания» и умения) Личностные: нормы справедливого распределения, взаимопомощь, умение вести себя правильно при работе с одноклассниками Регулятивные: сохранение учебной задачи Познавательные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, умение осмысленно читать текст, находить в тексте ответы на вопросы

Коррекция

Контроль и оценка Таблица «Знаю-хочу узнать-узнал» (обсуждение результатов) Личностные: формирование рефлексивного отношения к учению, адекватной самооценки Регулятивные: умение в ходе работы корректировать свои действия, умение адекватно воспринимать оценку своей работы Познавательные: умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения

Итак, на основании выше изложенного можно сделать выводы:

1. Педагогическое управление формированием универсальных учебных действий есть многомерная система взаимодействия педагога и школьников в учебных ситуациях продуктивного сотрудничества, обеспечивающих ценностносмысловую ориентацию школьников, организацию ими своей учебной деятельности, сформи-рованность словесно-логического мышления;

2. Технология, представленная в виде логикосмысловой модели, позволяет проследить и

Литература:

1. Акимова О.Е. Сущность, формы и особенности сценарного подхода в современном управлении : дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08. М., 2006. 133 с.

2. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. М. : Наука, 1973. 271 с.

3. Воровщиков С.Г. Развитие универсальных учебных действий. Внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровожде-

подчеркнуть нелинейность и многогранность педагогического управления формированием универсальных учебных действий, наличие связей и отношений.

3. Применение сценарного подхода предполагает проведение качественного и количественного анализа возможных «развилок» и альтернатив развития универсальных учебных действий обучающихся, определение наиболее вероятных сценариев их формирования, а также программы действий педагога, направленных на реализацию наиболее выгодных сценариев для положительной динамики формирования УУД и снижение рисков.

Literature:

1. Akimova O.E. Sushchnost, forms and features of scenario approach in modern management : yew. ... edging. социол. sciences: 22.00.08. M, 2006. 133 pages.

2. Blauberg, I.V. Formation and essence of system approach / I.V. Blauberg, E.G. Yudin. M. : Science, 1973. 271 pages.

3. Vorovshchikov S.G. Development of universal educational actions. Intra school system of educational and methodical and administrative mainte-

207

ния : монография / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова М. : «Прометей» 2012. 245 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Вульфов Б. Рефлексия: учить, управляя // Мир образования. 1997. № 1. С. 63-65.; Вульфов Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление // Магистр. 1995. № 1. С. 71-79.

5. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и прак тика : монография / Научн. редактор Т.И. Шамова; Моск. пед. гос. унт, Фак. Т.М. Давыденко подгот. и повышения квалификации организаторов образования, Бел-гор. гос. пед. ун-т им. М.С. Ольминского. М.; Белгород: БГПУ, 1995. 250 с.

6. Даньшова Т.А. Психолого-педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников // Концепт. 2015. Спецвыпуск. № 8. С. 12-16

7. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М. : Просвещение, 2010. 162 с.

8. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2. С. 11-12.

9. Копотева Г.Л. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия / Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова. Волгоград : Учитель, 2014. 99 с.

10. Мурзина Н.П. От новых стандартов к инновационной деятельности педагогов школы // Начальная школа плюс До и После. 2009. № 4. С. 3-9.

11. Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000 ...» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 3. С. 17-23.

12. Шамова Т.И. Технология управления разви-

тием субъектности учителя в условиях общеобразовательного учреждения/ Т.И. Шамова,

И.В. Ильина // Теория и практика реализации компетентностного подхода в управлении развитием субъектов образовательного процесса: сб. статей. М. : Прометей, 2008. С. 133-148.

13. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика : монография. М. : Народное образование, 2002. 304 с.

nance : monograph / S.G. Vorovshchikov, E.V. Orlova. M. : «Prometheus» 2012. 245 pages.

4. Vulfov B. Refleksiya: to learn, operating // the World of education. 1997. № 1. P. 63-65.; Vulfov B. Z. Professional reflection: requirement, essence, management // Master.1995. № 1. P. 71-79.

5. Davydenko T.M. Reflexive management of school: theory and practice : monograph / Nauchn. editor. T.I Shamova; Mosk. пед. the state. un-t, Fak. T.M. Davydenko subgoth. and professional development of organizers of education, Belgor. the state. пед. un-t of M.S. Olminsky. M.; Belgorod: BGPU, 1995. 250 pages.

6. Danshova T.A. Psychology and pedagogical conditions of formation of personal universal educational actions of younger school students/ Concept. 2015. special issue № 8. Р. 12-16

7. Asmolov A.G. How to project universal educational actions at elementary school. From action to th ought: a grant for teacher / A.G. Asmolov, G.V. Burmenskaya, I.A. Volodarskaya, etc.; under the editorship of A.G. Asmolov. 2nd prod. M. : Education, 2010. 162 pages.

8. Karabanova O.A. Chto such universal educational actions and why they are necessary to // Municipality: innovations and experiment. 2010. № 2. Р. 11-12.

9. Kopoteva G.L. Proyektiruyem the lesson forming universal educational actions / G.L. Kopoteva,

I.M. Logvinov. Volgograd : Teacher, 2014. 99 pages.

10. Murzina N.P. From new standards to innovative activity of teachers of school // Elementary school plus Before and after. 2009. № 4. P. 3-9.

11. Peterson L.G. Mechanisms of formation of universal educational actions on the basis of didactic system of an activity method of training «School 2000 .» // Municipality : innovations and experiment. 2011. № 3. Р. 17-23.

12. Shamova T.I. Tekhnologiya of management of development of subjectivity of the teacher in the conditions of general education establishment / T.I. Shamova, I. V. Ilyina // the Theory and practice of realization of competence-based approach in management of development of subjects of educational process: сб. articles. M. : Prometheus, 2008. Р. 133-148.

13. Steinberg V.E. Didactic multidimensional tools: theory, technique, practice : monograph. M. : National education, 2002. 304 pages.

208

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.