Научная статья на тему 'Структурные уровни контроля и противодействия молодежной преступности в современной России (концептуальный анализ)'

Структурные уровни контроля и противодействия молодежной преступности в современной России (концептуальный анализ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
180
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурные уровни контроля и противодействия молодежной преступности в современной России (концептуальный анализ)»

Андрухов Вадим Алексеевич

старший госинспектор ГАИ УВД по Славянскому району г. Славянск-на-Кубани, ул. Отдельская, д. 326/2, кв.15 тел. (918) 476 36 41

Структурные уровни контроля и противодействия молодежной преступности в современной России (концептуальный анализ)

Современный экономический кризис в мире и России ухудшил социальное положение молодежи и предопределил для многих молодых людей появление риска нереализованных возможностей и социального исключения. Он непосредственно связан с фундаментальным свойством общества риска - неопределенностью и непредсказуемостью жизненного пути, самоопределения и самореализации в большей или меньшей степени всех молодых людей, что влияет на характер социального развития молодежи как социальной группы. [1, с. 67]

Состояние преступности молодежи в России свидетельствует о том, что данная социальная группа, также как и несовершеннолетние в настоящее время являются одной из наиболее криминально пораженной категории населения. Если сопоставить темпы роста преступности среди различных возрастных групп за последние 8-10 лет, то окажется, что среди лиц в возрасте от 25 до 29 лет преступность увеличилась на 13%, от 18 до 24 лет - на 65% [2, с. 160], Более дробный анализ указанных возрастных групп показывает, что криминальная активность последовательно уменьшается по мере увеличения возраста и, наоборот, резко растет по мере снижения возраста правонарушителей. Так, в расчете на один год в возрастной группе 18-24 года доля виновных в совершении преступлений в 1,6 раза превышает соответствующий показатель в возрастной группе 25-29 лет [2, с. 160].

Ситуация в России является следствием аномийных процессов социально-экономической поляризации общества, межэтнических конфликтов, способствующих ослаблению контроля семьи и институтов образования за поведением молодежи. Распад семей, уклонение родителей от воспитания детей, жестокое обращение с ними и отсутствие должной заботы привели к снижению образовательного уровня. Различный уровень материального благополучия семей, низкая оплата труда молодежи и отсутствие государственной поддержки вызывает у представителей этой социальной группы глубокое чувство неудовлетворенности, накопление которого трансформируется в насилие и вандализм, и связанных с ними девиантных проявлений - наркомании, пьянства, токсикомании и уличных преступлений, вместо того чтобы изыскивать легальные средства улучшения материального положения.

Реакцией государства на резкий рост преступности молодежи явилось увеличение объема и строгости уголовно-правового контроля. В периоды реформ и социальных трансформаций уголовно-правовой контроль часто становится чрезмерным или недостаточным в своем карающем и профилактическом воздействии на преступность молодежи. Поэтому осуществление социологической характеристики структурных уровней контроля молодежной преступности и мер ее предупреждения и профилактики является практически актуальным.

Теоретическая актуальность исследования обусловлена объективной потребностью в комплексном знании о криминальной активности молодежи, особенностях, обуславливающих появление и развитие данного явления. Разработка объяснительной модели соотношения уровней социального контроля, находящихся в отношениях обратной зависимости, позволит выявить эффективные способы профилактики и предупреждения молодежной преступности. Научный анализ данных процессов, основанный на фактологическом и теоретико-интерпретацион-ном подходе, представляется актуальным.

Традиционно проблема преступности молодежи рассматривалась либо в контексте более широкой проблемы - взрослой преступности, либо в рамках преступности несовершеннолетних. Ныне проблемы преступности несовершеннолетних и преступности молодежи выделяются в самостоятельные объекты научного исследования. В социологии преступность несовершеннолетних исследуется наиболее полно, поскольку предопределена формулой закона, которая официально закрепила особенности уголовной ответственности детей и подростков. Эта исследованиям посвящены работы М.С.Крутера, В.Н.Кудрявцева, А.П.Михайлова, А.Р.Пескова, В.Г.Попова, Р.А.Ханипова, В.Е.Эминова.

В настоящее время появилось исследование М.М.Бабаева,, где молодежная преступность рассматривается как самостоятельный вид преступности. Исследование преступности молодежи в качестве самостоятельного объекты научного исследования предполагает анализ причин изучаемого явления. Этот аспект проблемы является наиболее разработанным в научной литературе. Выявление мотивационных причин молодежной преступности осуществляется в исследованиях Е.С.Жига-рева, Ю.А.Зубок, Е.А.Певцова, Л.А.Погосян, В.Г.Попова, Т.Г.Татадинова, В.И.Чупров. Этот анализ различных факторов, порождающих молодежную преступность находит отражение в работах М.К.Горшкова, Н.Давыдова, П.М.Ельчанинова, В.В.Локосова, Д.А.Ли, В.В.Лунеева, О.С.Лях, Н.Седова.

В социологии сформировались различные подходы к изучению причин совершения преступлений, врожденных и приобретенных особенностей личности преступника и иных, связанных с преступностью проблем. Сегодня разработке этих вопросов посвящены работы В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, Д.А. Шестакова, В.Е.Эминова.

Исследования дисфункций институтов социализации имеют преимущественно эмпирическую и статистическую направленность, которая отражается в работах А.Л.Арефьева, А.Н.Ильященко, Н.А.Кебина, В.Т.Лисовского, Е.В.Реутова, С.А.Сергеева, Т.В. Черкасова, Ф.Э.Шереги.

Современная отечественная и зарубежная социально-правовая наука предлагает неоднозначное понимание социального контроля молодежной преступности. Н.Ф.Кузнецова, В.Н.Кудрявцев, В.П.Козимер-чук, Д.А.Ли рассматривают социальный контроль молодежной преступности как уголовный контроль. Ю.А.Зубок, Е.А.Певцова, В.И.Чупров. используют социализационный критерий исследования молодежной преступности. Преступность молодежи рассматривается общественно опасным поведением индивидов, находящихся в процессе первичной социализации. А.М.Бжассо использует синтез юридического и социализаци-онного критериев, который позволяет автору выявить различные уровни социального контроля молодежной преступности.

В социологии оформились различные концепции объяснения мо-тивационных причин молодежной преступности, по-разному интерпретирующие социальный контроль. По мнению зарубежных социологов А.Коэна, Р.Мертона, Н.Смелзера и отечественных ученых Н.Давыдова, А.В.Дмитриева, В.В.Касьянов, С.А.Кравченко, М.Ю.Попова, социальный контроль призван противодействовать стратификации молодежи, ведущей к депривации и фрустрации этой социальной группы; ослаблению социального института семьи - потери авторитета родителей среди молодежи вследствие снижения материального благополучия; утверждение, оправдание и признание криминальной субкультуры молодежью.

Таким образом, в отечественной и зарубежной социологии активно исследуется социального контроля молодежной преступности. При этом особое внимание уделяется ее контролю со стороны законодательных и правоохранительных органов, чья деятельность направлена на сдерживание молодежной преступности. Однако, как показывает практика, эффективное функционирование институтов социализации и профилактика молодежной преступности в рамках федеральных и региональных программ, приводят к снижению уровня уголовно-правового контроля. Следовательно, инновационным аспектом изучения проблемы молодежной преступности в РФ и регионе является ее рассмотрение с позиций структурных уровней контроля и способов противодействия.

Библиографический список

1. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социс, 2003. № 4.

2. Россия в цифрах. 2008. Крат. стат.сб. / Россстат.. М., 2008.

56

Арушанян Лиана Лаврентьевна

соискатель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России,

старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Армавирского филиала Краснодарского университета МВД России тел. (928) 843 70 79

Особенности формирования и реализации потенциала личности в информационном обществе

В научно-практическом обиходе термин «потенциал» используется довольно часто, однако его точная формулировка, единое определение отсутствуют, хотя из контекста исследований смысл данного понятия фиксируется достаточно ясно. Тем не менее точное определение поня-тию»потенциал» в социологическом контексте так и не выработано. Между тем решение проблем социальной динамики, в частности социально-экономического развития, социально-экономической трансформации и т.п., априори предполагает выявление и учет в качестве основополагающего момента таких изменений потенциала социально-экономической системы, потенциала личности, оценку их количественной достаточности, качественной адекватности целям трансформации или развития, структурной соразмерности и конкретно-пространственной локализованное™.

Важной составляющей потенциала личности является стремление к успеху, которое мотивирует человеческую деятельность, играет важную роль в системе формирования жизненных целей личности. В свою очередь, успешные жизненные пути имеют социально интегративный эффект: они мотивируют к достижениям и росту удовлетворенности. Стабильность и успешность жизненного пути функциональны для социальной структуры, и в ином смысле они создают предсказуемость действий и вынуждают систему к незатратным приспособлениям, к новым состояниям. На основе стратегии персональной модернизации могут быть выделены две стратегии успеха: «успех по вертикали» - постоянное совершенствование личности и переход на все новые и новые уровни и «успех по горизонтали», предполагающий, что после перехода на каждый новый уровень возможно совсем иное развитие, заключающееся в количественном росте всевозможных инвариантов данного уровня развития. Потенциал личности является ее символическим капиталом, он олицетворяет влияние социального агента на соотношение сил в социальной группе и обществе в целом. Формирование потенциала личности зависит от системы ценностей, принятых в обществе в конкретный период его развития и усвоенных личностью, кроме того, модель успеха зависит от принадлежности личности к определенному социальному слою.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.