Научная статья на тему 'Семейное неблагополучие и его влияние на формирование противоправного поведения членов криминогенных и криминальных, организованных подростково-молодежных формирований'

Семейное неблагополучие и его влияние на формирование противоправного поведения членов криминогенных и криминальных, организованных подростково-молодежных формирований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
808
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ / ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ / ЧЛЕНЫ КРИМИНАЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шляпникова О. В.

В статье автор рассматривает влияние семейного неблагополучия на формирование противоправного поведения членов криминогенных и криминальных подростково-молодежных формирований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейное неблагополучие и его влияние на формирование противоправного поведения членов криминогенных и криминальных, организованных подростково-молодежных формирований»

8. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

8.1. СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЛЕНОВ КРИМИНОГЕННЫХ И КРИМИНАЛЬНЫХ, ОРГАНИЗОВАННЫХ ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

Шляпникова О.В., к.ю.н., доцент

Саратовский юридический институт МВД России

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

В статье автор рассматривает влияние семейного неблагополучия на формирование противоправного поведения членов криминогенных и криминальных подростково-молодежных формирований.

Ключевые слова: семейное неблагополучие, подростково-молодежное формирование, члены криминальных формирований.

Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.

Ф. Адлер

В настоящий момент современное общество переживает кризис в различных сферах: экономической, политической, духовно-нравственной, культурной, правовой и т.д. На фоне этих негативных тенденций наблюдается рост такого вредоносного социально-правового явления как преступность. Особую тревогу в данных условиях вызывает активизация криминальной деятельности в подростково-молодежной среде. По определенным данным, преступная активность молодежи, составляющей в России около 28 % всего взрослого населения, почти в два раза выше, чем среди лиц 30 лет и старше. [1] В то же время доля групповых преступлений, совершаемых подростками и молодыми людьми в несколько раз выше аналогичного показателя взрослой преступности и составляет от 20 % до 80 % в структуре преступности в зависимости от различных видов преступлений, их территориального происхождения и т.д. [2] Более того, исследователи отмечают проявление взаимосвязанных тенденций интеграции и дифференциации подростково-молодежной преступности (от 14 до

29 лет). С одной стороны, все большее количество преступлений совершается с участием взрослых (30 лет и старше), ранее судимых, происходит активное внедрение «авторитетов» преступного мира, в первую очередь, в подростковую среду. С другой стороны, заметна тенденция автономизации преступности несовершеннолетних от преступности взрослых (30 лет и старше) и увеличение удельного веса групповых преступлений, совершенных совместно с лицами от 18 до 29 лет. Специальные исследования автора, изучение судебной статистики фиксируют специфические особенности групповой подростково-молодежной преступности, отмечая не только ее интенсивный рост, но и приобретение качественно новых форм, связанных с повышением уровня организованности, тяжести и степени общественной опасности. [3]

Более того, анализ групповой подростковомолодежной преступности показал, что процесс образования группировок для проведения свободного времени (компании, неформальные группы) в подростковом и молодежном возрасте - явление естественное и закономерное. Природа межличностных отношений в различных общностях достаточна сложна. Это объясняется содержанием, уровнем отношения человека с окружающим миром: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы вступают в отношения между собой, и таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. Специфика этих групп определяется, прежде всего, социально-возрастными и психологическими особенностями несовершеннолетних и молодых людей. Неформальные группы (компании) удовлетворяют потребность в своеобразном общении, которое в этом возрасте очень велика. Свободное общение молодежи - это не просто форма проведения досуга, а средство самовыражения личности, установление новых межличностных отношений.

Указывая на роль общения в основе формирования подростково-молодежных групп, мы пришли к выводу, что именно в нем осуществляется взаимодействие индивидов, выявляется и формируется общность настроений, мыслей, взглядов, достигается взаимопонимание, осуществляется передача и усвоение манер, привычек, стиля поведения, создается сплоченность и солидарность, характеризующие каждую групповую деятельность, определяются цели и задачи.

Необходимо отметить, что процесс включения подростков и молодых людей в данные сообщества, как и процесс их образования - стихийный, спонтанный, и, естественно, что их существование в значительной мере зависит от людей, которые их формируют.

Прослеживая этапы формирования неформальных групп (компаний, криминогенных и криминальных формирований) нельзя не заметить, что первоначально они строились по возрастному и территориальному принципу. Процесс их объединения объясняется не только естественным стремлением молодых людей одного микрорайона совместно проводить свободное время. Консолидация их происходит и для завоевания более выгодного и независимого положения среди себе подобных, а также в целях навязывания другим группировкам своего образа поведения, мести за обиду или исполнения воли лидера.

Можно сказать, что и территориальные группы, которые основаны не только на соседстве и среди которых до сих пор происходят стычки по типу «улица на улицу», «двор на двор» являются первоначальными формированиями молодежной организации.

В рамках компаний образуются группы, объединенные единым интересом их участников (спортивные, музыкальные, технические, религиозные и другие) - современные музыкальные и спортивные фанаты, рокеры, готы, хиппи, панки, сатанисты и т.п. Таким образом, традиционные компании сверстников проходят определенный процесс развития от простых форм к более сложным, претерпевая качественные и количественные изменения. Следует признать, что в данном случае мы имеем дело с неконтролируемыми группами молодых людей, в значительной мере лишенных положительного влияния семьи, школы, постоянных и временных трудовых коллективов, общественных организаций, правоохранительных органов и других социальных институтов, находящихся под пристальным вниманием взрослых преступников. Отсутствие постоянного контроля и управления с их стороны способствуют превращению данных сообществ в криминогенные и криминальные организованные формирования.^]

Проведенными нами исследованиями установлено [5], что на формирование противоправного поведения членов криминогенных и криминальных организованных подростково-молодежных групп среди множества факторов, внешних и внутренних, действующих в разное время, с разной интенсивностью, связанных с ним прямо или косвенно приоритетное влияние оказывает микросреда личности. На важность данной составляющей социальной среды личности, которая складывается вокруг индивида с первых дней его существования в виде различных формальных и неформальных малых групп, отдельных людей, являющейся непосредственным окружением данной личности обращает внимание Ю.М. Антонян [6]. Президент Российской криминологической ассоциации А.И. Долгова также в качестве основной детерминанты формирования личности несовершеннолетнего преступника называет неблагоприятную социальную среду, в струк-

туре которой особо выделяет: семейное неблагополучие и концентрированное отрицательное влияние различных групп лиц, характеризующихся антиобщественным поведением, при недостатке воспитательного воздействия со стороны социализирующих институтов, неэффективного преодоления последними отрицательных влияний [7].

Предельно обобщенно семью понимают как малую социальную группу, основанную на браке, кровном родстве, усыновлении, члены которой объединены территорией, ведением хозяйства, воспитанием детей, взаимопомощью, моральной ответственностью супругов.[8]

Семья представляет собой один из первичных и системообразующих элементов общества, экономическое производство, воспроизводство общества, социализация детей (освоение ими культуры общества), регулирование сексуальных отношений, позитивная эмоциональная и взаимная поддержка.

Кризис российской семьи - реальная социальная, демографическая, политическая, правовая и криминологическая проблема. Анализ природы семейных конфликтов с точки зрения генезиса и структуры позволяют их классифицировать по трем основаниям: конфликт между родителями, между родителями и детьми; конфликт с внешней сре-дой.[9] В частности современный этап развития нашего общества обуславливает восстановление роли женщины ее морального и духовного равенства с мужчиной. Одна из главных проблем - затраты времени на домашний труд, которые у работающих женщин (при сохранении одинаковой нагрузки с мужчиной на производстве) в 3-5 раз выше, чем у мужчин. Сохранение такого положения -одна из доминирующих предпосылок возникновения конфликтов в семье. Развитие бытового конфликта, нарастание его интенсивности приводят к деформации личности конфликтующих, которая находит выражение в агрессивном состоянии, перерастающем нередко в преступление, или в аутоагрессии, в отдельных случаях к самоубийствам.

Правомерное разрешение конфликтов предполагает их преодоление с определенными эмоциональными потерями или (в худшем случае) завершается распадом семьи. Последний, не являясь противоправным решением вопроса, не всегда выступает оптимальным следствием с точки зрения перспектив совершенствия семейных и бытовых отношений, негативным образом влияет на воспитательный потенциал семьи, который включает в себя не только возможности в сфере духовнопрактической деятельности родителей, направленных на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом.

Проведенными нами исследованиями установлено, что семьи, в которых воспитывались члены криминальных организованных подростково-

молодежных формирований, утратили важные функции: воспитательную; функцию психологической защиты ребенка; социальной поддержки ребенка и др.

Необходимо заметить, что в социологической, педагогической литературе наметились неоднозначные подходы к определению семейного неблагополучия. Социологи обычно различают два вида неблагополучных семей, условно именуемых как дезорганизованные и проблемные. Для первых характерны конфликты внутри семьи, между ее членами. Для вторых - напряженность внутрисемейных отношений, отсутствие общих интересов, взаимопонимания, которые дополняются конфликтами во вне семейной сфере, вызванные аморальностью, пьянством и т.д. Изучение природы семейных конфликтов, показало наличие у части супружеских пар гипертрофированных форм проявления семейной, в том числе родительской власти, когда один из супругов присваивает себе роль «главы» без учета позиции партнера по браку и мнения других членов семьи. Часто это проявляется в широкой поведенческой сфере - от морального давления до прямого насилия, перерастающего в пре-ступление.[10]

Небезынтересна классификация семей, предложенная в научной психологической литературе. Так в зависимости от доминирующих факторов неблагополучия психологи делят семьи еще на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности неполные). Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детях. Эти семьи отнесены к категории внутренненеблагополучных (со скрытой формой неблагополучия).^]

В социальной педагогике теоретический и практический интерес представляет типология семей, данная профессором М.А. Галагузовой, которая выделяет четыре категории семьи, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи. [12]

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ре-

бенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющие определить их как благополучные (например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п.) и снижающего воспитательные способности этих семей.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.

Асоциальные семьи - семьи, где родители ведут аморальный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарногигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.

Предложенная типология дает основания более детально разобраться в воспитательных возможностях современной семьи, в которых выявляется ее воспитательный потенциал. В криминологии основанием для классификации семей служит степень их криминогенного неблагополучия. К.Е. Иго-шев, Г.М. Миньковский предлагает следующую классификацию:

1) воспитательно сильная;

2) воспитательно устойчивая;

3) воспитательно неустойчивая;

4) воспитптельно слабая с утратой с утратой контакта с детьми и контроля над их поведением;

5) воспитательно слабая с постоянно конфликтной атмосферой;

6) воспитательно слабая с агрессивно-негативной атмосферой;

7) маргинальная [лат. тагдтаИэ - находящийся на краю] с алкогольной, сексуальной и иной деморализацией;

8) правонарушительная;

9) преступная;

10) психически отягощенная. [13]

Приведенная выше типология не исключает возможности подойти к исследованию семей и с других позиций. Так С.Л. Сибиряков предлагает следующие типы семей: не умеющие (в силу различных обстоятельств) воспитывать своих детей; не желающие воспитывать; не умеющие и не желающие воспитывать.[14]

В теории и на практике выделяют также три типа семьи (хотя любое жесткое деление условно): семья не отвергает ребенка, но сама антиобщественна; семья внешне благополучная, но внутреннее неблагополучие умело замаскировано.[15]

Неблагополучная семья, по мнению Ю.М. Антоняна, представляет собой социально-

психологическую общность, в которой в силу объективных причин отсутствует возможность для надлежащего воспитания детей. Как правило, это неполные семьи (развод, смерть одного из родителей, отбывание срока наказания, болезнь одного из родителей, низкий образовательный уровень родителей, тяжелое материальное положение, отсутствие необходимых жизненных условий и другие причины). В подобной ситуации родители не пользуются авторитетом, не могут оказать должного воздействия на детей в силу болезни, возраста, отсутствия возможности осуществлять постоянный контроль. Дети из таких семей быстро теряют интерес к учебе, пропускают занятия, часто оставляют обучение, попадают под влияние неформального окружения, имеют судимость.[16]

Анализ криминологической литературы, изучение уголовных дел по преступлениям, совершенных членами криминогенных и криминальных организованных подростково-молодежных групп позволил сделать вывод об определяющей роли семейного неблагополучия в механизме не только их формирования, но и предпреступного и противоправного поведения. Согласно исследованию Н.Ф. Кофыри-на, наиболее значимой причиной объединения подростков в криминогенные группы являются ссоры с родителями, и как следствие, желание найти друзей, которые их поймут. 59% опрошенных им несовершеннолетних, членов криминогенных молодежных групп назвали именно эту причину. Причем те подростки, которые объединились в криминогенные группы из-за конфликтов с родителями, ориентированы на силовое разрешение конфликтов. Так в молодежных группах формируется культ насилия.[16] По мнению О.Ю. Красовской, 63% несовершеннолетних, совершивших преступление в группе, являлись жертвами злоупотреблений родительской властью.[17]

Необходимо заметить, что приведенные выше типологии и классификации семей с признаками неблагополучия разработаны в научной литературе. В официальных документах, а именно, в ФЗ РФ № 120 от 24 июня 1999г. «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» закреплено понятие семьи, находящейся в социально-опасном положении. Эта семья, имеющая детей, находящихся в социальноопасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.[18] В этом законе дается понятие несовершеннолетнего, находящегося в социально-опасном положении, как лица в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, пред-

ставляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или по содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. Как нам представляется, данное определение не совсем удачно, поскольку отсутствуют их единообразие и правильное толкование, что может привести в отдельных случаях к расширению контингента лиц, подпадающих под данные категории лиц и семей либо неоправданному их сужению. Далеки от совершенства, на наш взгляд, содержания понятий «безнадзорный», «беспризорный», «несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении», поскольку данное определение носит оценочный характер и не выявлен полный круг обстоятельств, по которым в той или иной ситуации конкретную личность можно было бы отнести к данным категориям, при этом необходимо учитывать их возможную трансформацию.

Вне поле зрения субъектов профилактической деятельности остались дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и семьи группы риска, статус которых определен ФЗ РФ № 124 от 24 июля 1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и ФЗ РФ № 178 от 17 июля 1999г. «О государственной социальной помощи». Данное положение касается, в первую очередь, лиц, проживающих в малоимущих семьях. Изучение нами 250 материалов уголовных дел по преступлениям, совершенных членами криминогенных и криминальных организованных подростково-молодежных формирований показало: 83% лиц, совершивших преступление - выходцы из неблагополучных и малоимущих семей; 57% воспитывались в неполных семьях; 3% - сироты; 1% -воспитывались в приемных семьях; в 70% случаях в семьях постоянно происходили ссоры между родителями, отец злоупотреблял спиртными напитками - 69%, мать - 14%. В 75% случаях воспитанием детей занимались эпизодически и воспитательный процесс носил формальный характер, более 50% проживали в семьях с низким образовательным уровнем и культуры, 75% родителей не имели постоянного источника дохода либо были заняты тяжелым малоквалифицированным трудом.

Как видим, обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящие в семьях, приводят к формированию криминогенных и криминальных подростковомолодежных групп и крайне негативным проявлениям их активности.

Эффективность деятельности правоохранительных органов по ранней профилактики семейного неблагополучия, как фактора, влияющего на формирование преступного поведения членов криминогенных и криминальных организованных подростково-молодежных групп во многом будет зависеть от формулирования научно-обоснованных

теоретических выводов, положений, касающихся понятия семейного неблагополучия, семьи, находящейся в социально-опасном положении, определения четких критериев отнесения их к данным категориям, их нормативного регулирования и разработки практических рекомендаций, направленных на выявление, нейтрализацию и устранение факторов, способствующих преступности.

Список литературы:

1. Лелеков В.А. Молодежная преступность в постсоветской России: состояние, детерминанты / Проблемы профилактики молодежной преступности: Материалы научнопрактической конференции. - Белгород, БелЮИ МВД России. 2004. С. 3.

2. Агапов П.П. Социальные причины организованной преступной деятельности несовершеннолетних и молодежи / Защита интересов семьи и прав несовершеннолетних. Сборник научных статей. / Под ред. М.В. Немытиной. Самара - Саратов. 2000. С. 159.

3. Шляпникова О.В. Деятельность органов внутренних дел по пресечению образования подростковых группировок криминальной направленности / Защита интересов семьи и прав несовершеннолетних. Сборник научных статей. / Под ред. М.В. Немытиной. Самара - Саратов. 2000. С. 163.

4. Шляпникова О.В. Включение подростков и молодых людей в криминогенные и криминальные организованные формирования / Преступность, криминология, криминологическая защита. Под ред. А.И. Долговой. М., Российская криминологическая ассоциация. 2007. С.С. 94-98.

5. Исследование проводилось автором в 17 регионах России.

6. См. Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. М. 1992. С.29.

7. С.М. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М. 1981. С.48.

8. Кукушкин М.А. Конфликт в семье, как проблема социализации индивида. Защита интересов семьи и прав несовершеннолетних. Сборник научных статей. / Под ред. М.В. Немытиной. Самара - Саратов. 2000. С. 21.

9. Кукушкин М.А. Конфликт в семье, как проблема социализации индивида. Защита интересов семьи и прав несовершеннолетних. Сборник научных статей. / Под ред. М.В. Немытиной. Самара - Саратов. 2000. С. 29.

10. Перисина Л.И. Отношение в быту. Социологические исследования. М. 1997. Вып. 13. С. 56.

11. Целуйко В.Н. Психология неблагополучной семьи. М.

2006. С.10.

12. Социальная педагогика. Курс лекций под общей ред. М.А. Галагузовой. М. 2000. С.128.

13. Игошев К.Е., Миньковский Г.Н. Семья, дети, школа. М. 1989. С.С.296-305.

14. Сибиряков С.Л. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение. Волгоград. 2001. С.11.

15. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. М. 1983. С. 56.

16. Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве. М. 1983. С. 40.

17. См. Кофырин Н.Ф. Криминогенные молодежные группы по месту жительства, их правосознание и жизненные ориентации./ Трудные судьбы подростков - кто виноват? М. 1991. С. 131.

18. Красовская О.Ю. Предпреступное и преступное поведение несовершеннолетних - жертв злоупотреблений родительской властью (Криминологические и уголовноправовые проблемы). Автореф. дисс.. к.ю.н. Саратов.

2007. С.18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.