Научная статья на тему 'Структурные элементы системы обеспечения экономической безопасности государства'

Структурные элементы системы обеспечения экономической безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9479
2028
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / NATIONAL INTERESTS / ECONOMIC SECURITY / THE SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY PROVISION / STRUCTURAL ELEMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самойлова Людмила Константиновна

В статье представлены базовые национальные интересы государства. Определена значимость формирования системы экономической безопасности государства для эффективного противодействия факторам-угрозам различной природы возникновения. Проанализированы авторские варианты внутренней структуры системы экономической безопасности государства. Охарактеризованы такие элементы системы обеспечения экономической безопасности государства, как функциональное назначение, субъектно-объектный состав, информационно-правовая база, инструментальное обеспечение, комплекс мероприятий. Показано, что каждый из выделенных элементов участвует в создании эффективно функционирующего механизма защиты публичных и частных интересов в условиях динамично изменяющихся социально-экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE ELEMENTS OF THE SYSTEM OF ENSURING THE STATE ECONOMIC SECURITY

The article deals with the basic national interests of the state. The significance of the system of the state economic security development aimed at effective resistance to the factors-threats of different nature has been ascertained. The author’s versions of the internal structure of the system of state economic security have been analyzed. The following elements of the system of state economic security provision have been determined: the functional purpose, subjective-objective composition, information-legal basis, instrumental provision, the complex of measures to be taken. It is shown that each of the elements pointed out participates in the creation of an effectively functioning mechanism of protection the public and private interests under the conditions of dynamically changing socio-economic relations.

Текст научной работы на тему «Структурные элементы системы обеспечения экономической безопасности государства»

Структурные элементы системы обеспечения экономической безопасности государства

Л.К. Самойлова, к.э.н., СЗФ РПА Минюста России

В процессе жизнедеятельности общества и государства осуществляется корректировка приоритетных направлений его развития с учётом изменения внутринациональных и общемировых экономических, социальных, демографических, политических и иных тенденций. При этом к неизменным национальным интересам Российской Федерации, по нашему мнению, следует отнести: создание достойных условий жизни населения; функционирование народного хозяйства в режиме расширенного воспроизводства, поддержку отечественных производителей, повышение инновационной и инвестиционной активности, жёсткий контроль за использованием стратегических ресурсов, стимулирование развития научного потенциала; поддержание военно-политической стабильности внутригосударственных и международных взаимоотношений, обеспечение единства и целостности территорий, входящих в состав государства.

Реализация интересов, сочетающих удовлетворение комплекса сбалансированных индивидуальных и публичных потребностей, возможна только в условиях устойчивого и эффективного функционирования экономики, которая представляет собой основную сферу хозяйственной деятельности общества и государства, в связи с этим оценка её жизнеспособности, в том числе при воздействии внутренних и внешних факторов-угроз, выступает основой механизма национальной безопасности [1]. Вследствие этого экономическая безопасность является важной качественной характеристикой общественно-территориального образования, определяющей способность его экономики к интенсивному развитию производственно-хозяйственного комплекса, наращиванию ресурсного потенциала,

созданию и поддержанию благоприятных условий для жизнедеятельности хозяйствующих субъектов и населения и повышению уровня защищённости от различного рода потерь.

В целях обеспечения надлежащего уровня экономической безопасности государства необходимо формирование системы, позволяющей анализировать и оценивать текущее состояние макро- и микроэкономики, вырабатывать меры по предотвращению реальных и потенциальных факторов-угроз стабильному развитию народно -хозяйственного комплекса.

Создание системы экономической безопасности, способной быстро реагировать на многообразие негативных активностей как на уровне федерации в целом, так и отдельных административно -территориальных единиц, является ядром самодостаточного развития народного хозяйства. В то же время система экономической безопасности государства должна быть органически введена в состав системы национальной безопасности вместе с такими её частями, как обеспечение надёжной обороноспособности государства, поддержание социального мира в обществе, защита от техногенных катастроф и стихийных бедствий [1, 2].

Авторы Ю.А. Тимофеев, И. Р. Бажутина указывают на то, что функционирование системы экономической безопасности сводится к выявлению ситуаций, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений; мониторингу факторов-угроз и разработке мер по их преодолению; проведению экспертизы принимаемых нормативно-правовых актов и государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции защищённости национальных интересов [3]. Исходя из этого можно сделать вывод о многоэлементности системы безопасности государства в сфере экономики.

Схожей точки зрения придерживаются А.Н. Лит-виненко, И.А. Громов, акцентируя внимание в своём исследовании [4] на том, что система обеспечения экономической безопасности станет действенным инструментом государственной политики, только если будут конкретизированы цель, задачи, предмет, объект и методы защиты от разнообразия негативных процессов, т.е. определены её структурные элементы.

В работе Е.А. Олейникова представлены базовые элементы системы безопасности государства [5]. К ним автор причислил совокупность правовых норм, законодательных и исполнительных органов власти, а также средств, методов, способов и направлений их деятельности по созданию условий для надёжной защиты как общенациональных, так и личностных интересов в различных сферах жизнедеятельности.

В свою очередь, В.К. Сенчагов считает, что система экономической безопасности состоит из семи блоков [6], как-то: концепция национальной безопасности, национальные интересы в сфере экономики, угрозы экономической безопасности, индикаторы экономической безопасности (ИЭБ), пороговые значения ИЭБ, организационная структура, правовое обеспечение.

По мнению Е.В. Прудиус, система экономической безопасности является трёхуровневой [7]. При этом базисный уровень раскрывает материально-ресурсную составляющую, т.е. характеризует степень обеспеченности естественно-природным, производственным, финансовым потенциалом, необходимым для осуществления процессов жизнедеятельности различными экономическими субъектами и создания благоприятной среды для устойчивого развития общественно-территориального образования в целом.

Содержание следующего структурного элемента системы экономической безопасности включает организационную и правовую основы, каждая из которых участвует в формировании механизма регулирования общественных отношений в сфере защиты совокупности интересов личности, социума и государства от факторов-угроз. Под организационной основой экономической безопасности Е.В. Прудиус понимает разнообразие органов власти, разрабатывающих и реализующих комплекс мероприятий, направленных на обеспечение экономической безопасности. Правовая основа представлена законодательной базой, регламентирующей поведение участников в сфере укрепления системы защиты национальных приоритетов от факторов-угроз.

Последний уровень системы экономической безопасности составляют меры её обеспечения, например: мониторинг факторов-угроз, оценка их отрицательного влияния на функционирование народнохозяйственного комплекса, выработка мероприятий по противодействию кризисным явлениям.

А.Б. Асадулаев также определяет систему обеспечения экономической безопасности как многоуровневую, в которой все элементы находятся в постоянном взаимодействии [8]. Особое внимание при этом уделяется наличию устоявшихся связей между такими экономическими субъектами, как народнохозяйственный комплекс, отрасль, предприятие, домохозяйство.

Система обеспечения экономической безопасности государства, на наш взгляд, представляет собой сочетание взаимосвязанных и взаимодополняющих структурных элементов, как-то: «функциональное назначение», «субъектно-объектный состав», «информационно-правовая база», «инструментальное обеспечение», «комплекс мероприятий», участвующих в создании эффективно функционирующего механизма защиты публичных и частных интересов в условиях динамично изменяющихся социально-экономических отношений (рис.).

Функциональное назначение раскрывает приоритетные направления обеспечения экономической безопасности с учётом интересов различных субъектов, а именно: государства, общества, личности. Однако их потребности не только служат дополнением по отношению друг к другу, но и нередко вступают в противоречие с персональными целями остальных субъектов. Поэтому первостепенной задачей в рамках системы экономической безопасности выступает удовлетворение совокупности интересов при одновременном подержании высокой степени сбалансированности нужд всех членов общества.

Различные функции государственных институтов и общественных организаций в области усиления системы экономической безопасности связаны: со своевременным выявлением зарождающихся деструктивных процессов, отрицательное влияние которых вызывает спад в ведущих отраслях народного хозяйства, снижение материальной обеспеченности населения; с устранением последствий воздействия кризисных явлений; со стимулированием согласованности взаимодействия элементов механизма жизнеобеспечения государства.

Субъектно-объектный состав отражает множество объектов, подлежащих защите со стороны государства. При этом основой экономической безопасности являются рациональное использование ресурсного потенциала, охрана и приумножение материальных ценностей, создание условий для экономического роста, что способствует реализации общенациональных интересов и удовлетворению потребностей общества и личности.

Регулирование отношений в сфере обеспечения экономической безопасности осуществляется при помощи законодательства, нормативов, стандартов и построенных на их основе институтов и механизмов по защите интересов таких субъектов, как государство, социум и индивидуум. Сказанное выше

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

— * п-

- Совокупность структурных элементов

Функциональное назначение

Цель: -создание благоприятных Задачи: -обеспечение экономической независимости государства; Функции: -защитная; -контрольная; Принципы: -законности; -сбалансированности

экономических -своевременное выявление угроз экономической безопасности; - прогнозная; частных и публичных

условий для -регулирующая; интересов;

самодостаточного -реализация тактических и стратегических мероприятий по - стимулирующая; - эффективности и

развития личности. - превентивная экономности

общества и предупреждению и нейтрализации угроз в использования

государства реальном секторе экономики; - подъём и поддержание на достаточно высоком уровне социально- ресурсного

потенциала

экономического потенциала государства

Субъектно-обьектный состав

Субъект: - государство Объект: -личность (отдельный индивидуум, домохозяйство, единая социальная группа); - хозяйствующий субъект (предприятие, организация; совокупность предприятий, объединённых по отраслевом)', организационно-экономическому или другому признаку); - региональная система (целостная, самоуправляемая. Предмет: - общенациональные материальные ценности; - социально-экономическое благополучие государства; - самодостаточность и автономность общественно-территориального

саморазвивающаяся социально-экономическая система); - государство (обособленная суверенная территория) образования в сфере экономики

Информационно-правовая база

Правовые акты: -Федеральный закон «О безопасности»; -Указ Президента РФ «О Стратегии Нормативы, государственные стандарты развития отраслей экономики: - минимальные социальные стандарты; Статистические данные: -абсолютные величины; Аналитическая информация: - обзоры; - аналитика;

национальной безопасности Российской

Федерации до 2020 года»; - относительные - сводки данных

-Указ Президента РФ «О значения

государственной стратегии экономической безопасности Российской -нормативы потребления ресурсов;

Федерации (основные положения)»; - финансовые нормативы и другие

-иные акты

Инструментальное обе спе чен ие

Методы: -мониторинг (отслеживание изменений показателей, характеризующих процессы жизнедеятельности субъектов экономических отношений); -анализ (комплексное исследование сложившейся ситуации в реальном секторе экономики); -экспертная оценка (применение знаний ведущих экспертов при определении нормативов социально-экономического развития народного хозяйства); -проверка (определение соотношения между фактическим потреблением экономических активов и плановыми показателями); -моделирование (прогнозирование ситуации на основе выявленных тенденций) Способы: -предотвращение угроз; -устранение последствий; -локализация «очагов» кризиса, с последующей нейтрализацией; - урегулирование противоречий между интересами различных экономических субъектов

Комплекс мероприятий

Мониторинг факторов-угроз Оценка степени защит ённости экономики от факторов-угроз Выработка мер по противодействию негативным активностям Реализация мер по предотвращению, устранению кризисных явлений

Рис. - Системы обеспечения экономической безопасности государства

определяет значимость элемента « информационно-правовая база», который объединяет разработку и исполнение нормативно-правовых актов, регламентирующих требования к процессу создания условий для прогрессивного развития реального сектора экономики.

Инструментальное обеспечение представлено методами и способами защиты индивидуальных и общественных интересов, ориентированными на определение степени сопротивляемости социально-экономических субъектов факторам-угрозам и комплексное повышение уровня безопасности. В свою очередь механизм реализации мероприятий по удовлетворению, поддержанию и охране экономических интересов от негативных явлений включает в себя процесс обнаружения угроз независимо от природы их происхождения и сферы воздействия (экономика, социальная инфраструктура, экология, демография), разработку и последующее внедрение мер по нейтрализации предпосылок возникновения и последствий проявления дестабилизирующих факторов, а также по укреплению хозяйственно-экономической независимости государства.

Комплекс мероприятий по повышению уровня защищённости общественно-территориального образования от факторов-угроз включает совокупность взаимосвязанных действий, направленных на анализ экономической ситуации в различных сферах жизнедеятельности и выявление негативных тенденций, очагов зарождения деструктивных процессов; оценку воздействия отрицательных явлений на функционирование реального сектора экономики, исходя из которой осуществляется последующая разработка и реализация мер по устранению предпосылок возникновения и последствий проявления дестабилизирующих активностей.

Мониторинг факторов-угроз, ставших причиной отрицательной трансформации экономического положения на уровне государства, позволяет выработать систему мероприятий по предотвращению или устранению результатов их воздействия. При этом комплекс мер должен быть направлен не только на восстановление производственно-ресурсного потенциала территории, но и на формирование ком -фортных условий жизнедеятельности населения.

Таким образом, система экономической безопасности предназначена для урегулирования возможных противоречий, возникающих в результате несовпадения интересов личности, общества и государства, устранения угроз в реальном секторе экономики, усиления устойчивости народнохозяйственного комплекса к воздействию эндогенных и экзогенных негативных факторов.

Литература

1. Дегтярева Т.Д., Самойлова Л.К. Методические аспекты оценки экономической безопасности региона. Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. 184 с.

2. Самойлова Л.К., Подолянец Л.А. Финансовый контроль как элемент системы экономической безопасности государства // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2013. №*3. С. 197-201.

3. Тимофеев Ю.А., Бажутина И.Р. Финансовая безопасность — важнейший элемент экономической безопасности страны// Вестник Удмуртского университета. Серия: Правоведение. 2005. № 6. С* 60-68. '

4. Литвиненко А.Н., Громов И.А. Система экономической безопасности государства в компетенции Департамента экономической безопасности МВД России // Вопросы экономики и права. 2010. № 12. С. 71—75.

5. Экономическая и национальная безопасность: учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. М.: Издательство «Экзамен», 2004. 768 с.

6. Экономическая безопасность: производство — финансы — банки / под ред. В.К. Сенчагова. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998. 621 с.

7. Прудиус Е.В. О понятии и системе экономической безопасности // Законодательство и экономика. 2008. № 1. С. 34—39.

8. Асадулаев А.Б. Социально-экономическая безопасность в системе национальной безопасности // Проблемы современной экономики. 2009. № 3. С. 115—117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.