Научная статья на тему 'Структурно-логическая модель национальной безопасности'

Структурно-логическая модель национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1263
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРУКТУРА / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / STRUCTURAL AND LOGICAL MODEL / NATIONAL SECURITY / STRUCTURE / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / ANTI-DRUG SECURITY / BUSINESS ENTITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кийко Михаил Юрьевич

В статье рассматривается модель связи структурных элементов системы национальной безопасности, которая отличается от имеющихся в научной литературе тем, что демонстрирует трёхмерное отражение структуры национальной безопасности в единстве её наиболее значимых элементов: объектов (личность, общество, хозяйствующие субъекты, государство), их интересов и сфер национальной безопасности (экономическая, социальная, военная, информационная, антинаркотическая, духовная и др.), в которых реализуются интересы всех обозначенных объектов национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structural and logic model of national security

The article considers the communication model of the structural elements of the national security, which is different from those in the scientific literature that shows a three-dimensional reflection of the national security structure in the unity of its most important elements: objects (individual, society, business entities, state), their interests and areas of national security (economic, social, military, informational, anti-drug security, spiritual, etc.) that are home to the interests of all the designated sites of national security.

Текст научной работы на тему «Структурно-логическая модель национальной безопасности»

Региональные проблемы преобразования экономики, №3, 2013_

КИЙКО М.Ю.

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье рассматривается модель связи структурных элементов системы национальной безопасности, которая отличается от имеющихся в научной литературе тем, что демонстрирует трёхмерное отражение структуры национальной безопасности в единстве её наиболее значимых элементов: объектов (личность, общество, хозяйствующие субъекты, государство), их интересов и сфер национальной безопасности (экономическая, социальная, военная, информационная, антинаркотическая, духовная и др.), в которых реализуются интересы всех обозначенных объектов национальной безопасности. Ключевые слова: структурно-логическая модель, национальная безопасность, антинаркотическая безопасность, структура, хозяйствующие субъекты, социально-экономическое развитие.

К1УКО ИШ.

THE STRUCTURAL AND LOGIC MODEL OF NATIONAL SECURITY

The article considers the communication model of the structural elements of the national security, which is different from those in the scientific literature that shows a three-dimensional reflection of the national security structure in the unity of its most important elements: objects (individual, society, business entities, state), their interests and areas of national security (economic, social, military, informational, anti-drug security, spiritual, etc.) that are home to the interests of all the designated sites of national security.

Keywords: structural and logical model, national security, anti-drug security, structure, business entities, socioeconomic development.

Сложность и многоплановость категории «национальная безопасность» отражает сложность, иерархичность, многогранность и динамичность системы национальной безопасности, все элементы которой ориентированы на обеспечение защиты национальных интересов и создание безопасных условий для эффективного социально-экономического развития. На формирование и функционирование этой системы оказывают влияние многочисленные факторы внешней и внутренней среды: исторические, геополитические, этнические, демографические, политические, социальные, экономические, культурные и т. д., анализу и оценке которых посвящены специальные исследования [1-5].

Не останавливаясь подробно на результатах этих исследований, отметим, что в большинстве случаев прослеживается очевидная связь и зависимость факторов друг от друга, причём их действие может быть разнонаправленным. В результате структурные связи элементов системы национальной безопасности ещё больше усложняются.

Рассматривая структуру национальной безопасности, большинство авторов в качестве элементов её системы выделяют такие сферы, как: военная, экономическая, социальная, экологическая, политическая, информационная и др. [6-8].

Ряд авторов, отмечая сложное иерархическое устройство системы национальной безопасности, выделяют «вертикальные» и «горизонтальные» уровни и сферы. По вертикали это международная, глобальная, региональная, национальная и человеческая безопасность; на горизонтальном уровне выделяют экономическую, социальную, экологическую, духовную, информационную и др. [9-10].

На рис. 1 представлена разработанная нами трёхмерная модель связи элементов системы национальной безопасности, которая, на наш взгляд, достаточно условно, но адекватно отражает сложность системы национальной безопасности в единстве её наиболее значимых элементов: объектов, интересов и сфер. Модель отражает трёхмерное представление связей основных элементов системы национальной безопасности: ось АВ — объекты (личность, общество, хозяйствующие субъекты, государство); ось АС — интересы соответствующих объектов, которые распространяются на все сферы национальной безопасности — ось AD. На схеме условно выделено восемь сфер национальной безопасности, но их число может быть любым — в зависимости от задач анализа, цели исследования и т. п. Плоскость АСD обозначена как плоскость принятия решений в системе национальной безопасности с учётом интересов каждого из объектов, которые подлежат защите от внутренних и внешних угроз.

В содержательном плане наиболее важным элементом системы национальной безопасности является, на наш взгляд, совокупность сфер национальной безопасности, которые определяются содержанием и особенностями тех или иных сфер жизни общества и спецификой

угроз безопасности личности, общества, хозяйствующих субъектов и государства в каждой из этих сфер. Классификация угроз национальной безопасности, в том числе и по сферам безопасности, может рассматриваться как основа декомпозиции системы национальной безопасности по её отдельным сферам. Следует отметить, что декомпозиция системы национальной безопасности по сферам не означает изоляцию каждой из них. Напротив, все они взаимосвязаны, и эти связи легче обнаружить с помощью данного метода исследования. К тому же с помощью метода декомпозиции в рамках каждой из сфер национальной безопасности могут быть выделены составные элементы, которые в силу их значимости подлежат обособлению как самостоятельные сферы национальной безопасности.

В

Плоскость принятия решений в системе

национальной безопасности

Рис. 1. Трехмерная модель связи элементов системы национальной безопасности.

Рассмотрим более подробно такие сферы национальной безопасности России, как военная (оборонная), политическая (государственная и общественная), экономическая, социальная, духовная, научно-техническая.

Национальная оборона и государственная и общественная безопасность являются основными национальными приоритетами нашей страны на ближайшую и долгосрочную перспективы. Военная безопасность представляет собой устойчивое состояние защищённости общества и государства от внешних и внутренних военных угроз и обеспечивается национальной обороной. Широкое использование понятия «военная безопасность» обусловлено изменениями, произошедшими в международном сообществе: ослабление угрозы мировой войны, развитие международного права, распространение ценностей демократии, необходимость защиты прав и основных свобод человека. Мы считаем, что понятие «военная безопасность» более точно и всесторонне отражает реалии жизнедеятельности современного общества, чем «оборонная безопасность», поскольку наряду с другими сферами обеспечивает необходимые условия для стабильного развития экономики и общества. «Военная безопасность — это сложная категория, обеспечивающая состояние общественных отношений данной социальной системы, её компонентов, при котором обеспечивается эффективное противодействие влиянию внешних и внутренних военных угроз (вооружённого насилия), и тем самым в военной (военно-политической) сфере создаются условия для стабильного динамичного развития данного общества» [11].

Стратегические цели национальной обороны России состоят в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны. Стратегическое сдерживание предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства-агрессора (коалиции государств) [12].

Государственная и общественная безопасность представляет собой такое состояние политической системы, которое гарантирует права и свободы граждан, социальных групп, обеспечивает баланс их интересов, стабильность и целостность государства, его благоприятное международное положение. В связи с этим основными стратегическими целями обеспечения гос-

ударственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, её независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.

Политическая безопасность государства — это система политических мер, предпринимаемых государством, нацеленная на обеспечение его нормальной жизнедеятельности. Когда речь идёт о политической безопасности страны, то прежде всего имеется в виду гармонизация отношений между субъектами политического процесса с целью обеспечения адекватной реакции с их стороны на все угрозы государству. В этом плане особую значимость приобретает гармонизация отношений между нациями (народностями), религиями, различными социальными группами, классами, партиями, регионами, ветвями государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), обеспечение нормальных отношений с другими государствами и союзами государств.

Государственная и общественная безопасность связана с постоянным совершенствованием правоохранительной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации. В этом смысле может быть выделена правовая безопасность как состояние защищённости объектов национальной безопасности в правовом поле. Это означает, по сути, наличие такой правовой системы в государстве, которая бы гарантированно обеспечивала нормальное функционирование всех сфер общественной жизни государства: экономической, политической, духовно-идеологической, научно-технической, военной и т. д., а также создавала прочную базу нормальных правовых отношений конкретного государства с другими странами.

В связи с обострением террористических угроз национальной безопасности страны, а также угроз, связанных с оборотом наркотиков, в общей сфере государственной и общественной безопасности необходимо выделить антитеррористическую и антинаркотическую безопасность. Антитеррористическая безопасность государства означает защиту интересов всех объектов национальной безопасности от террористических угроз. Поэтому её содержание составляет система мер, предпринимаемых государством с целью противодействия, пресечения, недопущения террористических актов на его территории. Очевидно, что эта система мер должна охватывать все сферы общественной жизни и все сферы безопасности: экономическую, политическую, социальную, духовно-идеологическую, правовую, экологическую, военную. Однако главное для данной сферы безопасности — упреждающий характер, суть которого: не допустить возникновения неожиданных ситуаций, угрожающих жизни людей.

Упреждающий характер должна носить и антинаркотическая безопасность, которую можно представить как защищённость интересов личности, общества, хозяйствующих субъектов, государства от угрозы распространения запрещённых наркотических средств, наркотизации общества и последствий, связанных с данной угрозой. О реальной угрозе наркотизации общества свидетельствуют данные Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC), согласно которым в 2008 году от 155 до 250 млн чел. (от 3,5 до 5,7 % населения) в возрасте от 15 до 64 лет во всём мире хотя бы один раз употребили запрещённые наркотические средства [13].

По данным представительства Управления ООН по наркотикам и преступности в России, в нашей стране количество лиц, употребляющих наркотики и состоящих на учёте в учреждениях здравоохранения, составляет более 500 тыс. чел. ежегодно (табл. 1).

Таблица 1

Потребители наркотиков, состоящие на учёте в учреждениях здравоохранения [14]

Показатели 2008 2009

Общее количество 549 557 555 272

Уровень (на 100,000) 387,14 391,30

Потребители опиатов (%) 87,5 86,9

Потребители канабиоидов (%) 6,7 6,8

Потребители нескольких наркотиков (%) 4,6 5,0

Потребители инъекционных наркотиков (%) 70,8 69,6

Общее количество наркозависимых 358 120 357 759

Смертность от употребления наркотиков 9 612 9 441

По данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ (ФСКН), в настоящее время существенного роста наркозависимых в России нет. В 1990-е годы число наркоманов увеличивалось на 30-50 % ежегодно, причём только по официальной статистике ежегодный прирост лиц, находящихся на учёте в наркологических учреждениях с диагнозом «наркомания», до 2001 года в среднем составлял 25 %. В настоящее время этот показатель не превышает 2 % [15]. Однако уровень наркопотребления в России по-прежнему недопустимо высок, особенно среди молодёжи в возрасте от 18 до 34 лет, которые составляют 80 % от всех наркозависимых [16].

По имеющимся оценкам, общее количество наркопотребителей опиатов составляет примерно 2 млн чел., ещё порядка 3 млн чел. — потребители синтетических препаратов, марихуаны, гашиша и кокаина [16]. Вместе с тем приводятся и более серьёзные цифры. По данным мониторинга, проведённого Государственным антинаркотическим комитетом, общее количество наркоманов в России достигло 8,5 млн чел. [16], в связи с чем масштабы злоупотребления наркотиками представляют реальную угрозу социально-экономическому развитию и национальной безопасности Российской Федерации, а угроза наркотизации страны становится одной из ключевых после угрозы терроризма.

Негативные последствия производства и распространения наркотиков проявляются во всех сферах: серьёзно обостряют демографические и правоохранительные проблемы, разрушают духовно-нравственные основы общества, способствуют распространению террористической угрозы и т. д. Но наибольшие потери несёт реальная экономика и финансово-кредитная система. Таким образом, антинаркотическая безопасность так же, как и другие сферы национальной безопасности, оказывается тесно связанной с экономической безопасностью.

Экономическая безопасность представляет такое состояние жизнедеятельности экономических агентов, при котором гарантируется защита их материальных интересов от внутренних и внешних угроз, создаются безопасные условия для социально ориентированного развития экономики, динамичного экономического роста.

Нельзя утверждать, что на государственном уровне не осознают важности экономики и экономического развития для обеспечения национальной безопасности страны. Подтверждением этому является то, что концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Хотя в качестве основных приоритетов национальной безопасности в стратегическом плане определены национальная оборона, государственная и общественная безопасность, в Стратегии национальной безопасности до 2020 года выделены и приоритеты устойчивого развития в социально-экономической сфере [17]. В их числе: повышение качества жизни российских граждан путём гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения; экономический рост, который достигается прежде всего путём развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путём укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнёрства; экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается благодаря сбалансированному потреблению, развитию и целесообразному воспроизводству природно-ресурсного потенциала страны.

При этом сама экономика находится в определённой зависимости от состояния жизнеспособности и уровня развития других сторон жизнедеятельности общества — обороны, правопорядка, экологии, информации, экологии, социально-трудовой сферы и т. д., каждая из которых выступает самостоятельным объектом национальной безопасности. При этом любой из этих объектов безопасности связан не только с экономической сферой, а через неё с общей национальной безопасностью, но и находится во взаимодействии с остальными сферами жизнедеятельности общества, в связи с чем защищённость любой сферы может осуществляться только в рамках обеспечения национальной безопасности в целом.

В этом контексте необходимо учитывать, что в определённых ситуациях государство сознательно идёт на ослабление безопасности экономики в пользу решения других более приоритетных задач обеспечения безопасности. Примером может служить период холодной войны, когда в условиях глобального противостояния на задний план уходили острые экономические и социальные вопросы.

Критерием, отражающим эффективность функционирования системы экономической безопасности в государстве, является способность национальной экономики адекватно реагировать на внутренние и внешние угрозы, сохранять жизнедеятельность в кризисных условиях.

С экономической безопасностью тесно связаны продовольственная, научно-техническая, экологическая, информационная безопасность, которые можно представить как структурные элементы экономической безопасности.

Научно-техническая безопасность государства — это система мер, предпринимаемая государством в области науки и техники, нацеленная на сохранение и развитие научно-технического потенциала страны, поддержание отечественных науки и техники на таком уровне развития, который бы обеспечивал адекватную реакцию на внешние вызовы и угрозы. Это положение имеет особое значение в современных условиях перехода российской экономики на инновационно-ориентированный тип развития [18].

Экологическая безопасность связана с обеспечением защиты окружающей среды в целях эффективного развития экономики и общества. Главными составляющими экологической безопасности являются сохранение в жизнеспособном состоянии флоры и фауны; рациональное использование природных ресурсов; производство экологически чистых продуктов питания; разумное использование космоса; нейтрализация вредных для здоровья человека веществ как природного, так и производственно-технического характера; формирование в обществе высокой экологической культуры и т. д.

Продовольственная безопасность понимается как состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объёмах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни (доктрина продовольственной безопасности РФ).

Экономическая безопасность имеет продолжение в сфере социальной безопасности. Социальная безопасность представляет систему мер в области образования, здравоохранения, жилья, коммунального хозяйства, транспорта и т. п. с целью поддержания и развития социальной сферы. Социальная безопасность обеспечивает такое состояние развития личности, различных групп населения, общества и государства, при котором они сохраняют удовлетворённость своим социальным статусом, а отношения внутри них и между ними не носят конфронтационно-го характера.

Связь экономической и социальной безопасности прослеживается в повышении уровня и качества жизни населения страны. Причём повышению качества жизни способствует не только достижение социально-политической стабильности и положительная динамика развития экономики, но и снижение уровня организованной преступности, коррупции и наркомании, противодействие преступным формированиям в легализации криминальных доходов и собственности, устойчивость финансово-кредитной системы, расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы, доступность современного образования и здравоохранения, высокая социальная мобильность и поддержка социально значимой трудовой занятости, повышение квалификации и качества трудовых ресурсов, рациональная организация миграционных потоков. Таким образом, и в данном направлении прослеживается отчётливая связь всех сфер национальной безопасности.

Рис. 2. Структурно-логическая модель системы национальной безопасности

Необходимо отметить также явную связь социальной безопасности с духовной безопасностью. Многие исследователи справедливо отмечают растущую значимость духовной безопасности, которая является не отвлечённой теоретической конструкцией, а необходимым условием дальнейшего развития общества, поскольку многие экономические просчёты, политические неудачи, торможение процессов демократизации и государственного строительства непосредственно связаны с кризисом духовной культуры и обусловлены подменной ценностей, игнорированием моральных принципов, внедрением ложных идей [19-20]. Негативное воздей-

ствие на состояние национальной безопасности в духовной сфере усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, её роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость.

Таким образом, рассмотренные основные сферы национальной безопасности лишь частично отражают сложное построение системы национальной безопасности, реализующее принцип взаимных структурно-логических связей различных элементов национальной безопасности (рис. 2).

Как уже отмечалось, количество элементов и структуризация каждого из них могут быть различными по степени детализации. Например, предлагается ограничиться выделением пяти видов безопасности, которые далее можно дробить на более мелкие виды по конкретным сферам жизнедеятельности: военная, социально-политическая, экономическая, экологическая и информационная безопасность [21].

Не оспаривая эту и аналогичные точки зрения, отметим, что степень детализации и конкретные виды составляющих национальной безопасности определяются исследователями в каждом отдельном случае в зависимости от поставленной научной задачи.

Литература

1. Общая теория национальной безопасности: учебник [Текст] /Под общ. ред. А. А. Прохожева. — М.: РАГС, 2005. — 320 с.

2. Ткаченко А. Демографическая ситуация и национальная экономика России в первом десятилетии XXI в. [Текст]/А. Ткаченко //Власть. — 2012. — № 10. — С. 4-10.

3. Полосин А. В. Региональные параметры национальной безопасности [Текст] //Власть. — 2011. — № 12.

4. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Россия — 2050: стратегия инновационного прорыва. — М.: Экономика, 2005.

5. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие [Текст] / Институт экономики РАН. — М.: Финстатинформ, 2005.

6. Савицкий А. Г. Национальная безопасность. Россия в мире. — М.: Юнити-Дана, 2012.

7. Олейников Е. А. Экономическая и национальная безопасность: учебник [Текст] / Е. А. Олейников. — М.: Экзамен, 2005. — 766 с.

8. Гордиенко Д. В. Основы экономической безопасности государства: учеб.-метод. пособие [Текст]/Д. В. Гордиенко. — М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2012. — 224 с.

9. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: учебник [Текст] /Г. С. Вечканов. — СПб.: Питер, 2007. — 384 с.

10. Кузнецова Е. И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства: учебник. — М.: Юнити-Дана, 2012.

11. Коровянский А. И., Лутовников В. И. Военная безопасность Российской Федерации и её обеспечение в современных условиях / Под общ. ред. И. К. Макаренко. — М.: Изд-во РАГС, 2006. — С. 32-33.

12. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года. URL: http://www.scrf.gov.ru/ documents/99. html.

13. ЮНОДК. Всемирный доклад о наркотиках за 2010 год. URL: http://www.unodc.org/documents/russia// Reports/World_Drug_Report2010_rusweb.pdf.

14. URL: http://www.unodc.org/russia/ru/osnovnie-stranovye-pokazately.html.

15. Иванов В. П. Афганский наркоузел. — М.: CVG-art, 2010. — С. 7.

16. Анонсы и пресс-релизы ФСКН. URL: http://www/fskn.ru/.

17. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года. URL: http://www.scrf.gov.ru/ documents/99. html.

18. Зоидов К. X Инновационная экономика: опыт, проблемы, пути формирования. — М.: ИПР РАН, ЦЭМИ РАН, 2006. — 168 с.

19. Сергеев В. В. О безопасности духовной культуры в российском обществе // Социально-гуманитарные знания. — 2007. — № 4.

20. Душина Т. В., Бокачев И. А. Актуализация безопасности духовной культуры российского общества // Власть. — 2011. — № 1.

21. Литвинов В. А. Основы национальной безопасности России [Текст] / В. А. Литвинов. — М.: ЛЕ-НАНД, 2011. — С. 71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.