Научная статья на тему 'Структурно-функциональная модель формирования профессионально важных качеств будущих морских специалистов'

Структурно-функциональная модель формирования профессионально важных качеств будущих морских специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
546
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ МОРСКОЙ СПЕЦИАЛИСТ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / РАЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / FUTURE MARINE SPECIALIST / DIFFERENTIATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / PERSONAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL AND SIGNIFICANT QUALITIES / RATIONAL DISTRIBUTION OF STUDENTS / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильченко Лариса Петровна, Карякин Вячеслав Борисович

В статье представлена структурно-функциональная модель формирования профессионально важных качеств будущих специалистов морского профиля в системе среднего профессионального образования как результат теоретического этапа исследования. В основу модели включены наиболее сущностные свойства и взаимосвязи целенаправленного процесса формирования профессионально важных качеств (ПВК) будущих морских специалистов: целеполагание, педагогические принципы, на основе которых построен образовательный процесс, компоненты формирования ПВК и их функции, этапы реализации педагогических условий процесса. Актуальность мероприятий рационального распределения обучающихся по направлениям подготовки с использованием разработанного комплекта методик, применяемого для организации дифференцированного образования по специальностям морского профиля, рассматривается в качестве основного принципа, используемого при построении структурно-функциональной модели. Авторы заостряют внимание на последовательности становления профессионально важных качеств будущего специалиста и представляют модель как систему взаимосвязанных блоков: целевого, содержательного, организационно-деятельностного и оценочно-результативного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильченко Лариса Петровна, Карякин Вячеслав Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural and functional model for developing professional and significant qualities of future marine specialists

The paper presents a structural and functional model for developing professional and significant qualities of future maritime experts in the system of secondary vocational education as a result of the theoretical stage of the study. The model is based on the essential properties and interrelationships of the purposeful process of developing professional and significant qualities of future marine specialists: goal-setting, educational principles serving as the basis for the learning process, the development components and functions of the above-mentioned qualities, the implementation stages of the educational conditions of the process. The relevance of rational distribution of students according to the field of study by means of the set of techniques designed to provide a differentiated maritime education is considered as the main principle for constructing a structural and functional model. The authors focus on the sequence of developing professional and significant qualities of future specialists and describe the model under review as a system of interrelated units: target, content, management and activity, assessment and effectiveness.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная модель формирования профессионально важных качеств будущих морских специалистов»

УДК 377:656.61

https://doi.Org/10.24158/spp.2018.1.12

Ильченко Лариса Петровна

доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, психологии и социального права филиала Российского государственного социального университета в городе Анапе

Карякин Вячеслав Борисович

соискатель кафедры общей и профессиональной педагогики филиала Кубанского государственного университета в городе Славянске-на-Кубани

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ МОРСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Ilchencko Larisa Petrovna

D.Phil. in Education Science, Associate Professor, Department of Social Work, Psychology and Social Law, Anapa branch of the Russian State Social University

Karyakin Vyacheslav Borisovich

External PhD student, General and Professional Education Department, Slavyansk-on-Kuban branch of Kuban State University

STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL FOR DEVELOPING PROFESSIONAL AND SIGNIFICANT QUALITIES OF FUTURE MARINE SPECIALISTS

Аннотация:

В статье представлена структурно-функциональная модель формирования профессионально важных качеств будущих специалистов морского профиля в системе среднего профессионального образования как результат теоретического этапа исследования. В основу модели включены наиболее сущностные свойства и взаимосвязи целенаправленного процесса формирования профессионально важных качеств (ПВК) будущих морских специалистов: целеполагание, педагогические принципы, на основе которых построен образовательный процесс, компоненты формирования ПВК и их функции, этапы реализации педагогических условий процесса. Актуальность мероприятий рационального распределения обучающихся по направлениям подготовки с использованием разработанного комплекта методик, применяемого для организации дифференцированного образования по специальностям морского профиля, рассматривается в качестве основного принципа, используемого при построении структурно-функциональной модели. Авторы заостряют внимание на последовательности становления профессионально важных качеств будущего специалиста и представляют модель как систему взаимосвязанных блоков: целевого, содержательного, организационно-деятель-ностного и оценочно-результативного.

Ключевые слова:

будущий морской специалист, дифференциация образовательного процесса, личностная готовность к профессиональной деятельности, профессионально важные качества, рациональное распределение обучающихся, среднее профессиональное образование, структурно-функциональная модель.

Summary:

The paper presents a structural and functional model for developing professional and significant qualities of future maritime experts in the system of secondary vocational education as a result of the theoretical stage of the study. The model is based on the essential properties and interrelationships of the purposeful process of developing professional and significant qualities of future marine specialists: goal-setting, educational principles serving as the basis for the learning process, the development components and functions of the above-mentioned qualities, the implementation stages of the educational conditions of the process. The relevance of rational distribution of students according to the field of study by means of the set of techniques designed to provide a differentiated maritime education is considered as the main principle for constructing a structural and functional model. The authors focus on the sequence of developing professional and significant qualities of future specialists and describe the model under review as a system of interrelated units: target, content, management and activity, assessment and effectiveness.

Keywords:

future marine specialist, differentiation of the educational process, personal readiness for professional activity, professional and significant qualities, rational distribution of students, secondary vocational education, structural and functional model.

Морской транспорт РФ, участвующий в грузо- и пассажироперевозках на каботажных и международных линиях, является одной из базовых отраслей народного хозяйства России, важной составной частью ее экономической и социальной инфраструктуры. Это определяет первостепенную значимость вопросов взаимодействия образовательных организаций и потенциальных работодателей, направленных на успешное трудоустройство выпускников [1]. Как следствие этого, развитию профессионально важных качеств (далее - ПВК) как показателя личностной готовности к профессиональной деятельности будущих морских специалистов, совершенствованию всего процесса их подготовки придается большое значение [2].

Требования, предъявляемые к профессиональной подготовке специалистов морского профиля в системе среднего профессионального образования (СПО) в соответствии с современными социально-производственными условиями и новыми федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), существенно повысились. Молодые специалисты должны быть способны быстро адаптироваться к новой технике, уметь использовать инновационные виды профессиональной деятельности. Одним из возможных подходов к организации профессиональной подготовки является создание и использование в подготовке специалистов морского транспорта систем менеджмента качества [3].

Однако на текущий момент российская система подготовки кадров среднего звена морского профиля оказалась не совсем готова перейти к новым социально-экономическим отношениям. Это обусловлено прежде всего низким уровнем подготовленности выпускников общеобразовательных школ. Поэтому перед руководством и профессорско-преподавательским составом образовательных организаций СПО морского профиля стоит задача создания такого оптимального образовательного пространства, которое обеспечит повышение качества подготовки будущих специалистов, формирование у них личностных качеств и ПВК, готовности к профессиональной деятельности.

На основе теоретических положений формирования ПВК будущих специалистов морского профиля в системе СПО разработана педагогическая модель данного процесса, которая по характеру воспроизводимых сторон оригинала является структурно-функциональной [4]. В основу модели включены наиболее сущностные свойства и взаимосвязи целенаправленного процесса формирования ПВК будущих специалистов морского профиля. К ним относятся целеполагание, педагогические принципы, на которых строится образовательный процесс, компоненты модели и их функции, этапы реализации педагогических условий.

Под целеполаганием понимается идеальный положительный результат. Цель считается реализованной, если обучающимися достигнут более высокий по сравнению с первоначальным уровень сформированности ПВК, а в итоге - и уровень общей готовности к эффективной профессиональной деятельности.

В обобщенном виде основные принципы организации и реализации системы СПО будущих специалистов можно представить как систему, реализующую такие педагогические принципы, как развитие экономической политики государства в области подготовки будущих кадров, демократизация и гуманизация в системе СПО, непрерывность и преемственность профессионального образования будущих морских специалистов, фундаментализация, личностный и деятельностный подходы.

В качестве основного принципа, используемого при построении структурно-функциональной модели, выделяется принцип актуальности мероприятий рационального распределения обучающихся по направлениям подготовки с использованием разработанного комплекта методик, который применяется для организации дифференцированного образования по специальностям морского профиля. Распределение кандидатов на обучение по специальностям необходимо и целесообразно тогда, когда различия в уровне профессиональной подготовленности и успешности деятельности специалистов зависят от состояния их индивидуально-психологических качеств, профессиональных способностей. Зарубежные ученые также отмечают важность учета индивидуальных особенностей обучающихся при выборе форм и методов организации процесса обучения [5].

Анализ научных работ показал, что особенности дифференциации обучения в вузах системы СПО, описанные в исследованиях, разработанные методики и модели ее реализации применимы или к отдельным дисциплинам (информатика, математика, физика и т. д.), или к циклу гуманитарных дисциплин, или к подготовке специалистов отдельных направлений [6].

В связи с этим использование дифференциации обучения для специальностей морского профиля СПО является весьма актуальной и практически значимой задачей. Под дифференциацией образовательного процесса будем понимать реализацию комплекса диагностических мероприятий, направленных на подготовку будущих специалистов морского профиля на основе оценки соответствия ПВК абитуриентов, поступающих на учебу в соответствующую образовательную организацию в системе СПО, требованиям, которыми должны обладать специалисты.

Разработанная структурно-функциональная модель формирования ПВК будущих морских специалистов в системе СПО отражает последовательность профессиональной подготовки специалиста, становления его личностных ПВК и представляет систему четырех взаимосвязанных блоков: целевого, содержательного, организационно-деятельностного и оценочно-результативного (рис. 1).

Целевой блок модели проектируется на систему иерархии целей (поставленных обществом, образовательной системой, учебным заведением и т. д.), отраженных в ФГОС третьего поколения. Они управляют процессом выбора способов воспитательных действий и выступают, как правило, средством управления, сверки результатов образовательного процесса с прогнозируемым итогом.

Формирование ПВК будущих морских специалистов среднего звена

Педагогические условия

о с о

X

х

CD

>> L

■Я Ê

0 ^

1 ■& g -е

I- <*э О (и Ш

О s

го

3

щ к CL С-

Й §

f

■& О

CD

S

О

о о

CD

ГО hQ. О

CL О О о

ГО

m о со го

Q.

ю о

ч

>1 ю

m с

CL О

8 CD =Г О о.

CD 5

CD 5 s ^

Q- s 5

ГТ X ^ ГО g

I О I о

Организация рациональной дифференциации процесса подготовки обучающихся в системе СПО

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Содержание образования

- программа подготовки специалистов среднего звена;

- ФГОС;

- учебная и производственная практика;

- опыт практической деятельности;

- решение профессиональных \задач__

X N

' Готовность

к профессиональной

деятельности

-ПВК;

- профессиональные компетенции;

- рефлексия;

- опыт межличностных отношений

Подготовительный этап

Организационный этап

Интегрирующий этап

Образовательный

процесс

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫИ БЛОК

Организационные формы

- традиционные,

- альтернативные

Методы

- репродуктивные,

- продуктивные,

- проблемные (решение профессиональных задач, деловые игры),

- поисковые

(моделирование и анализ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

профессиональных

ситуаций),

- исследовательские

Технологическое сопровождение формирования ПВК

Мониторинг процесса формирования ПВК

Средства

- дидактический и методический материал,

- современные педагогические технологии,

- технические средства обучения,

- комплект психолого-педагогических методик для организации рациональной дифференциации процесса подготовки обучающихся

Дидактические принципы

ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫИ БЛОК

о О

Т ю

ы 1- го

Л .0 Q-

03 =г с о о

О s I

S H .о

S 1-го го о о т CD § 1-X

S 0)

s 1— s

О с CD -8- s Q_ 0)

-8- С

CD у п

Vt Vi

Vl AT Vl

1-я категория (рекомендуется первую очередь

2-я категория (рекомендуется)

3-я категория (рекомендуется условно)

4-я категория (не

рекомендуется)

с; го

* CL

ГО ю СО о о о си с; а) =г

ИГ Nl

Высокий

л

Sil

Средний

Sil

Достаточный

Sa.

Низкий

со с л

г

ф

m

о

a

>.

РЕЗУЛЬТАТ: более высокий (чем исходный) уровень сформированности ПВК

Рисунок 1 - Структурно-функциональная модель формирования ПВК будущих специалистов морского профиля в системе СПО

Центральной, системообразующей целью моделируемого процесса являются требования нового ФГОС к будущему морскому специалисту среднего звена. Кроме профессиональных компетенций, выпускник должен владеть еще рядом ПВК, необходимых для успешной реализации профессиональных функций. Только в таком случае общество получит специалиста, готового к выполнению всех тех задач, которые соответствуют его профессиограмме. Поэтому в организации образовательного процесса целесообразно стремиться к тому, чтобы цели педагогов и обучающихся совпадали и были направлены как на расширение компетентностной сферы, так и на формирование личностных качеств, необходимых для выбранной профессии.

В модели соблюдение указанного требования обусловлено взаимосвязью целевого блока с оценочно-результативным, представляющим собой совокупность критериев и показателей, позволяющих оценить степень сформированности ПВК будущих морских специалистов.

Достижение поставленных целей позволит констатировать завершенность процесса формирования ПВК, указывающих на состояние готовности к профессиональной деятельности будущих морских специалистов.

Содержательный блок разработанной модели представляет собой систему мер, направленных на формирование знаний, умений, опыта творческой деятельности, ПВК, а также опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которых обеспечит в конечном итоге сформиро-ванность готовности к профессиональной деятельности.

Структура и наполнение указанной системы определяются на основе содержания выделенных компонентов формирования ПВК будущих морских специалистов. Учитывая, что усвоение вышеназванных содержательных элементов может быть достигнуто путем организации психологических тренингов, обучения и воспитания в их неразрывном единстве, то необходимо будет определить содержание психологических тренингов, обучения и воспитательной работы в образовательной организации морского профиля.

Таким образом, с одной стороны, реализована взаимосвязь целевого и содержательного блоков модели, с другой - находит свое отражение принцип детерминированности содержания формирования ПВК будущих морских специалистов.

Специфика профессиональной деятельности обусловливает решение профессиональных задач через овладение обучающимися универсальными приемами, способами, алгоритмами профессиональной деятельности, которые в совокупности представляют собой проекцию обобщенной структуры практической деятельности человека на конкретную профессиональную задачу.

Содержательный блок модели предполагает три этапа реализации: подготовительный, организационный и интегрирующий.

Подготовительный этап предусматривает психологическую диагностику в целях рационального распределения кандидатов на обучение и последующую реализацию различных форм и методов обучения, позволяющих осуществить переход на уровень более активного освоения содержания обучения.

Организационный этап характеризуется активизацией образовательного процесса по передаче учебной информации с помощью известных средств, форм и методов организации образования, достижением обучающимися высокого уровня присвоения психических новообразований и способов профессиональной деятельности, а также интенсивным развитием ПВК личности. На этом этапе обучающиеся совершенствуют свои способности к самоорганизации, вырабатывают стремление к целеполаганию, планируют свои действия, закрепляют профессиональные навыки, необходимые в будущем.

Интегрирующий этап, который является завершающим, заключается в расширении знани-евой сферы и отработке профессиональных компетенций. В этот период общекультурные и профессиональные компетенции оттачиваются в индивидуальной и групповой профессионально ориентированной практической деятельности.

Организационно-деятельностный блок включает совокупность форм организации учебно-воспитательной деятельности, методов и технологий обучения, психологических тренингов, направленных на формирование ПВК обучающихся и в итоге их личностной готовности к профессиональной деятельности. Формирование деятельностного компонента опирается на практический опыт, который приобретается в основном в период учебной и производственной практик, а также в процессе изучения отдельных учебных дисциплин.

Реализация компетентностного подхода, согласно ФГОС СПО третьего поколения, предусматривает применение в процессе проведения занятий активных и интерактивных форм обучения. Их удельный вес в зависимости от уровня и направления подготовки не должен быть менее 20 % от общего количества всех аудиторных занятий. Интерактивные методы рассматриваются как наиболее современная форма проведения занятий. В системе СПО к ним относят бинарные лекции, групповые и научные дискуссии, дебаты, деловые и ролевые игры, диспуты, кейс-методы, круглые столы, лекции с запланированными ошибками, методы проектов, методы работы в малых группах, портфолио, проблемные лекции, психологические и иные тренинги и др.

Под современной педагогической технологией нами понимается единство достижений педагогической науки и практики на определенный исторический период развития общества с применением интеграции традиционных элементов прошлого опыта и того, что привнесено социальным прогрессом, демократизацией и гуманизацией общества с опорой на педагогическое мастерство преподавателя.

Под технологическим сопровождением в образовательном процессе СПО морского профиля понимается эффективное применение в образовательном процессе современных педагогических технологий и организация на их основе совместных познавательно-воспитательных

действий субъектов образования с целью достижения задач по формированию ПВК как составляющей личностной готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов морского профиля в системе СПО.

Оценочно-результативный блок состоит из совокупности критериев и показателей, позволяющих оценить степень сформированности ПВК как составляющей личностной готовности к профессиональной деятельности будущих морских специалистов, и является показателем эффективности функционирования разработанной модели.

Таким образом, формирование личностной готовности к профессиональной деятельности будущих морских специалистов предполагает:

- самоопределение при выборе будущей профессии;

- развитие ПВК личности;

- активное овладение основными профессиональными компетенциями;

- эффективную организацию профессионального обучения.

В связи с этим можно заключить, что личностная готовность является социально обусловленным, формируемым в процессе обучения и воспитания феноменом, а профессиональная готовность - итогом профессионального самоопределения, образования, самообразования, воспитания и самовоспитания.

Образовательный процесс в системе СПО морского профиля выступает как сложный по структуре, содержанию и характеристикам феномен. Он обладает многофакторным влиянием на профессиональное становление и развитие будущего морского специалиста, которое представляет собой динамичный, индивидуализированный процесс качественного преобразования внутреннего мира, ведущий к личностным изменениям, формированию ПВК, компетентности и готовности к будущей трудовой деятельности.

Образовательный процесс, дополняемый психологическими техниками и методами для диагностики возможностей обучающихся и психологической коррекции в системе СПО, в соответствии с идеей исследования, является действующей движущей силой, в которой сосредоточены разнообразные возможности для осуществления основной цели педагогической деятельности -формирования ПВК как составляющей личностной готовности к трудовой деятельности будущего специалиста.

Таким образом, разработанная структурно-функциональная модель позволяет представить процесс формирования ПВК будущих морских специалистов как целостный процесс, обладающий основными характеристиками педагогического процесса - целостностью, системностью, цикличностью и технологичностью. Реализация структурно-функциональной модели является содержанием прикладной части исследования.

Ссылки:

1. Миронов В.В., Гуртов В.А., Илясов Е.П. О государственных мерах по организации взаимодействия образовательных организаций профессионального образования и работодателей в целях успешного трудоустройства выпускников // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 17-21.

2. Андроничев И.К., Красинская Л.Ф. Подготовка специалистов для транспортной отрасли: проблемы и перспективы // Там же. № 7. С. 10-15.

3. Юминов А.Н. Управление качеством подготовки специалиста морского транспорта (на примере Владивостокского морского техникума) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владивосток, 2011. 26 с.

4. Моделирование как метод научного исследования: гносеологический анализ / Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Ды-нин, Е.П. Никитин. М., 1965. 248 с.

5. Doubet K.J., Hockett J.A. Differentiation in Middle and High School: Strategies to Engage All Learners. Alexandria (Virginia), 2015. 295 p. ; Gent P.J. Great Ideas: Using Service-Learning and Differentiated Instruction to Help Your Student Succeed. L., 2009. 280 p.

6. Абдикаримова А.Б. Дифференцированное математическое образование студентов средних профессиональных учебных заведений экономического и технического профилей : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2015. 26 с. ; Мусина-Мазнова Г.Х. Формирование профессиональных компетенций будущих социальных работников в условиях индивидуализации обучения // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 3. С. 71-77 ; Павлова А.П. Формирование профессионально значимых качеств студентов технического колледжа в процессе обучения физике : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тольятти, 2004. 24 с. ; Проблемы и перспективы профессионального образования в XXI в. : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Омск, 22-23 апр. 2015 г.). Омск, 2015. 640 с. ; Цуканов Б.Д. Формирование профессионально важных качеств специалиста при изучении физики в военном вузе : автореф. дис. . канд. пед. наук. Елец, 2005. 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.