Научная статья на тему 'Обоснование модели подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к коррекционно-развивающей работе в аспекте реализации профессионального стандарта "Педагог-психолог"'

Обоснование модели подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к коррекционно-развивающей работе в аспекте реализации профессионального стандарта "Педагог-психолог" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / MODEL / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / PROFESSIONAL PREPAREDNESS / БАКАЛАВРЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПСИХОЛОГ-СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / SOCIAL WORKER / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / CORRECTIVE AND DEVELOPING WORK / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ" / PEDAGOGUE-PSYCHOLOGIST PROFESSIONAL STANDARD / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / BACHELORS WITH THE MAJOR IN PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY / PSYCHOLOGIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Знаемская Оксана Алексеевна

В статье рассматривается структурно-содержательная модель подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к коррекционно-развивающей работе в аспекте реализации профессионального стандарта «Педагог-психолог», построенная на основе целостного и системного подхода. Сегодня, помимо федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата), а также профессионального стандарта работодатель предъявляет высокие требования к содержанию образования, личности и профессиональным качествам будущего психолога-социального педагога. В процессе подготовки будущих бакалавров психолого-педагогического образования в вузе на первый план выходит цель сформировать готовность к выполнению трудовых функций педагога-психолога в рамках коррекционно-развивающей работы с детьми и обучающимися в общеобразовательном учреждении. Проведенное автором исследование позволило описать принципы и компоненты формирования готовности будущих психологов-социальных педагогов, а также организационно-педагогические условия, способствующие подготовке бакалавров психолого-педагогического направления к выполнению профессионального стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVISION OF RATIONALE FOR THE MODEL OF BACHELORS IN PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY PREPAREDNESS FOR CORRECTIVE AND DEVELOPING ACTIVITIES IN THE ASPECT OF “PEDAGOGUE-PSYCHOLOGIST” PROFESSIONAL STANDARD IMPLEMENTATION

The article focuses on the structural-substantial model of bachelors in psychology and pedagogy preparedness for corrective and developing activities in the aspect of “pedagogue-psychologist” professional standard implementation. This model is based on a holistic and systematic approach. Today, in addition to Federal educational standard of higher education in the direction of preparation 44.03.02 Psychological and pedagogical education (bachelor degree), and also professional standard, the employer sets high standards for the content of education, personality and professional qualities of a future psychologist and social pedagogue. During the preparation of future bachelors in psychology and pedagogy at university, the formation of the preparedness of a psychologist and pedagogue for his or her professional duties within the framework of corrective and development work with children and those studying at an educational institution becomes a priority. The study made it possible to describe the principles and elements of the formation of future psychologists and social workers' preparedness and also organizational and pedagogical conditions fostering the training of bachelors with the major in psychology and pedagogics for the implementation of the professional standard.

Текст научной работы на тему «Обоснование модели подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к коррекционно-развивающей работе в аспекте реализации профессионального стандарта "Педагог-психолог"»

педагогические Знаемская Оксана Алексеевна |

науки ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ...

УДК 37.013.42

ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ В АСПЕКТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

«ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ»

© 2016

Знаемская Оксана Алексеевна, аспирант, заместитель директора Лицея БГПУ

по учебно-воспитательной работе Благовещенский государственный педагогический университет, Благовещенск (Россия) Аннотация. В статье рассматривается структурно-содержательная модель подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к коррекционно-развивающей работе в аспекте реализации профессионального стандарта «Педагог-психолог», построенная на основе целостного и системного подхода. Сегодня, помимо федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата), а также профессионального стандарта работодатель предъявляет высокие требования к содержанию образования, личности и профессиональным качествам будущего психолога-социального педагога. В процессе подготовки будущих бакалавров психолого-педагогического образования в вузе на первый план выходит цель - сформировать готовность к выполнению трудовых функций педагога-психолога в рамках коррекционно-развивающей работы с детьми и обучающимися в общеобразовательном учреждении. Проведенное автором исследование позволило описать принципы и компоненты формирования готовности будущих психологов-социальных педагогов, а также организационно-педагогические условия, способствующие подготовке бакалавров психолого-педагогического направления к выполнению профессионального стандарта.

Ключевые слова: модель, моделирование, профессиональная готовность, бакалавры психолого-педагогического образования, психолог-социальный педагог, коррекционно-развивающая работа, профессиональный стандарт «Педагог-психолог», организационно-педагогические условия.

PROVISION OF RATIONALE FOR THE MODEL OF BACHELORS IN PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY PREPAREDNESS FOR CORRECTIVE AND DEVELOPING ACTIVITIES IN THE ASPECT OF "PEDAGOGUE-PSYCHOLOGIST" PROFESSIONAL STANDARD IMPLEMENTATION

© 2016

Znaemskaya Oksana Alekseevna, postgraduate student, Lyceum Vice Director for Academic

and Educational Affairs Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk (Russia) Abstract. The article focuses on the structural-substantial model of bachelors in psychology and pedagogy preparedness for corrective and developing activities in the aspect of "pedagogue-psychologist" professional standard implementation. This model is based on a holistic and systematic approach. Today, in addition to Federal educational standard of higher education in the direction of preparation 44.03.02 Psychological and pedagogical education (bachelor degree), and also professional standard, the employer sets high standards for the content of education, personality and professional qualities of a future psychologist and social pedagogue. During the preparation of future bachelors in psychology and pedagogy at university, the formation of the preparedness of a psychologist and pedagogue for his or her professional duties within the framework of corrective and development work with children and those studying at an educational institution becomes a priority. The study made it possible to describe the principles and elements of the formation of future psychologists and social workers' preparedness and also organizational and pedagogical conditions fostering the training of bachelors with the major in psychology and pedagogics for the implementation of the professional standard.

Keywords: model, modeling, professional preparedness, bachelors with the major in psychology and pedagogy, psychologist, social worker, corrective and developing work, pedagogue-psychologist professional standard, organizational and pedagogical conditions.

Актуальность и проблема исследования. В условиях перехода высшего образования на многоуровневую систему подготовки кадров, ориентации вузов на выполнение социального заказа, усиление практической составляющей образовательного процесса вуза и подготовки к реализации профессионального стандарта «Педагог-психолог», возникает необходимость поиска путей качественной подготовки будущих бакалавров психолого-педагогического образования, способных эффективно и квалифицированно осуществлять профессиональную деятельность. Перед вузами поставлена задача преодоления разрыва между требованиями, предъявляемыми профессиональным стандартом деятельности выпускника и сложившейся системой профессиональной подготовки в вузе [1].

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02. Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) предполагает, что в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные, профессионально-прикладные компетенции. Один из видов деятельности, на который ориентирована программа бакалавриата,

а именно психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения, в том числе психолого-педагогическая помощь детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, предполагает, что будущий бакалавр должен обладать соответствующими профессиональными компетенциями, позволяющими решать коррекционно-развивающие задачи [2,3].

Профессиональный стандарт «Педагог-психолог», утвержденный 24 июля 2015 года Министерством труда и социальной защиты, предполагает выполнение трудовых функций, в том числе и коррекционно-развивающей работы с детьми и обучающимися.

Таким образом, проблемой данного исследования является с одной стороны выполнение требований ФГОС ВО третьего поколения, профессионального стандарта «Педагог-психолог», а с другой моделирование профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к выполнению трудовых действий в рамках коррекционно-развивающей работы будущих психологов-социальных педагогов.

Цель исследования. Целью данного исследования

Знаемская Оксана Алексеевна

ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ .

является обоснование модели подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к коррекцион-но-развивающей работе в аспекте реализации профессионального стандарта «Педагог-психолог».

Основные результаты исследования. Моделирование, как метод научного исследования, представляющий не только формализованное средство, но и универсальную форму отражения, выраженную средствами естественного или искусственного языка, способно отразить специфический характер педагогической реальности.

В педагогической науке метод моделирования рассматривается в трудах ряда ученых. Модель - это условный образ объекта. Она служит для выражения отношения между человеческими знаниями об объекте и самим объектом, является одной из форм разрешения диалектического противоречия между теорией и практикой и должна отражать структуру и функционирование объекта [4, 5, 6, 7].

В качестве основных компонентов модели нами были рассмотрены: цель, принципы, компоненты формирования готовности, организационно-педагогические условия, а также критерии сформированности готовности. Структура модели представлена системой блоков: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, результативный (рис.1).

Рисунок 1 - Структура модели

Целевой блок предложенной модели выступает важным компонентом процесса формирования готовности будущих выпускников к коррекционно-развивающей работе. Данный блок конструируемой нами модели определяется: социальным заказом общества; федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата); требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог».

Основной целью модели является формирование го-

товности будущих бакалавров психолого-педагогического образования к коррекционно-развивающей работе в образовательном учреждении в раках профессионального стандарта.

Цель реализуется посредством постановки конкретных задач :

1) повысить мотивацию у будущих социальных педагогов-психологов к выполнению трудовых функций профессионального стандарта; 2) сформировать профессиональные знания в области коррекционно-развиваю-щей деятельности с детьми и обучающимися; 3) сформировать у будущих социальных педагогов-психологов необходимые умения и профессиональные компетенции, а на их основе трудовые действия коррекционно-развивающей работы.

Цели и задачи профессиональной подготовки связаны с конечным результатом, а именно с формированием готовности к выполнению требований профессионального стандарта, в том числе коррекционно-развивающей работы с детьми и обучающимися. В качестве основных принципов построения коррекционно-развивающей работы нами выделены принципы преемственности, интеграции, междисциплинарной дополняемости, профессиональной направленности.

В педагогическом процессе преемственность можно рассматривать на двух уровнях: «горизонтальном» - в условиях одного учебного учреждения, т.е. преемственность между компонентами общей системы учебно-воспитательного процесса (взаимодействие структурных подразделений вуза, работа психологической службы, научных лабораторий, библиотеки, волонтерского отряда, студенческого центра) и «вертикальном» - в условиях различных учреждений (преемственность в работе образовательных учреждений разного уровня, социальных институтов и систем).

Преемственность в рамках реализации программы подготовки бакалавров психолого-педагогического образования выступает как общепедагогический принцип, требующий постоянного обеспечения «неразрывной

связи между отдельными сторонами, частями, этапами и ступенями обучения и внутри их; расширения и углубления знаний, приобретенных на предыдущих этапах обучения» [8]. Так, учебный план отображает последовательность изучения дисциплин, позволяющих переходя на последующий курс обучения углублять знания, полученные на предыдущем. Например, изучение дисциплины «Коррекционная педагогика» на втором

курсе невозможно без знаний и умений, полученных на занятиях дисциплины «Введение в социально-педагогическую деятельность» на первом курсе обучения. «Психолого-педагогическая коррекция» на третьем курсе обучения предполагает применение полученных на втором курсе знаний в области коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Принцип преемственности - это одна из закономерных основ в процессе подготовки будущих бакалавров психолого-педагогического образования к выполнению трудовых функций профессионального стандарта.

Принцип междисциплинарной дополняемости. Реализация принципа междисциплинарной дополняемости предполагает взамоиспользование информации, исключение её дублирования при существенном дополнении познаний об объекте изучения, формирование единой системы взглядов на материальную картину мира [9, 10]. Каждая отдельная дисциплина в процессе обучения бакалавров психолого-педагогического образования призвана вносить свой вклад в формирование профессиональной готовности психологов-социаль-ных педагогов к коррекционно-развивающей работе с детьми и обучающимися. Так, изучаемые студентами дисциплины: «Социальная педагогика», «Теория и методика воспитания», «Коррекционная педагогика», «Специальная психология», «Коррекционная психология», «Психолого-педагогическая коррекция» должны

Знаемская Оксана Алексеевна | ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ...

постепенно дополнять и углублять знания студентов, а также способствовать формированию трудовых действий в области коррекционно-развивающей работы.

Принцип интеграции предполагает создание условий для взаимопроникновения, взаимосвязи теории и практики профессиональной подготовки [11]. Процесс подготовки будущих психологов-социальных педагогов должен представлять собой не механическую смесь теоретической и практической видов подготовки, а их целостность, направленную на достижение определенного результата - формирование готовности к выполнению трудовых действий. Например, дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Основы общей психологии», «Психодиагностика», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», изучаемые на первом и втором курсах, являются основой для прохождения студентами первой учебной практики на втором курсе и позволяют сформировать навыки применения качественных и количественных методов в психологических и педагогических исследованиях. Также студенты имеют возможность отработать на практике знания по теориям обучения, воспитания и развития, основным образовательным программам для обучающихся.

Под профессиональной направленностью учебного процесса понимается такая его организация, которая способствует формированию профессионально-значимой мотивационной сферы будущего психолога-со-циального педагога. В основу профессиональной подготовки ложится формирование профессиональной направленности личности. Принцип профессиональной направленности обучения заключается «в своеобразном использовании педагогических средств, при котором обеспечивается усвоение учащимися предусмотренных программами знаний, умений, навыков и в то же время успешно формируется интерес к данной профессии, ценностное отношение к ней, профессиональные качества личности» [12,13, 14].

В этой связи принцип профессиональной направленности создает основу сочетания общеобразовательного и профессионального в целостной системе образования и воспитания будущего выпускника, подготовки его к участию в профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами и потребностями общества.

Содержательный блок модели реализуется в соответствии с системой личностных новообразований, возникающих в процессе формирования готовности будущих выпускников к выполнению коррекционно-развиваю-щей работы с детьми и обучающимися. В данном блоке отражены социально-педагогические формы и методы формирования профессиональных компетенций.

В процессе подготовки будущих бакалавров психолого-педагогического образования к профессиональной деятельности используются аудиторные формы, такие как лекции, семинары, лабораторно - практические занятия, а также внеаудиторные - экскурсии в социальные службы, встречи с практикующими специалистами в области социальной педагогики и психологии.

Важную роль в образовательном процессе играют как традиционные методы обучения (лекция, конспектирование, дискуссия), так и активные методы обучения (деловая игра, тренинг, метод активного социологического тестированного анализа и контроля), характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач [15-22].

Совокупность форм, методов обучения и системы учебных заданий, направленных на решение трудовых задач в рамках профессионального стандарта будет не только способствовать качественной подготовке будущих бакалавров психолого-педагогического образования, но и повысит эффективность теоретической и

практической готовности, усилит мотивацию студентов к получению знаний и овладении умениями в области коррекционно-развивающей работы с детьми и обучающимися.

Содержание готовности раскрывается через следующие компоненты: мотивационно-целевой, когнитивный, операционально-деятельностный.

Мотивационно-целевой компонент отражает комплекс целей, мотивов, потребностей, интересов в овладении профессиональной деятельностью в сфере психолого-педагогического образования. Характеризуется осознанием студентами роли готовности к коррекцион-но-развивающей работе в становлении профессиональных качеств, проявлением интереса к совершенствованию знаний и умений, а также овладении трудовыми действиями в соответствующей области, что в свою очередь, оказывает влияние на систему убеждений и ценностных будущих выпускников. Сформированная мотивационная сфера является залогом успешной профессиональной деятельности психолога-социального педагога.

Когнитивный компонент формирования готовности будущих бакалавров психолого-педагогического образования к коррекционно-развивающей работе предполагает наличие комплекса научно-теоретических знаний, включает в себя овладение студентами общекультурными и общепрофессиональными компетенциями. В ходе профессиональной подготовки у будущего выпускника в рамках коррекционно-развивающей работы должны быть сформированы следующие знания: знание современных теорий, направлений и практики коррекционно-развивающей работы; современных техник и приемов коррекционно-развивающей работы и психологической помощи; закономерностей развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; стандартных методов и технологий, позволяющих решать коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами (учителями-дефектологами, учителями-логопедами и др.); закономерностей групповой динамики, методов, приемов проведения групповой коррекционно-развивающей работы; способов и методов оценки эффективности и совершенствования коррекционно-раз-вивающей работы.

Операционально-деятельностный компонент предполагает формирование целостной системы умений, необходимых будущим бакалаврам для осуществления кор-рекционно-развивающей работы, а также трудовых действий необходимых в профессиональной деятельности.

Основу трудовых действий согласно профессиональному стандарту «Педагог-психолог» составляют необходимые умения: контролировать ход психического развития обучающихся на различных уровнях образования различных типов образовательных организаций; разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы; применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием детей и обучающихся; проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанниками; оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями.

Опрационально-деятельностный компонент направлен не просто на формирование необходимых умений, но и трудовых действий [23].

В целом операционально-деятельностный компонент оценивается по следующим основным показателям: применение психолого-педагогических знаний в области коррекционно-развивающей работы в профессиональной деятельности психолога-социального педагога; применение умений в практической деятельности; прогнозирование результатов своей деятельности; способность систематизировать и рационализировать свою деятельность.

Знаемская Оксана Алексеевна | педагогические

ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ... науки

Успешная реализация представленной модели формирования готовности будущих бакалавров психолого-педагогического образования к коррекционно-раз-вивающей деятельности возможна при соблюдении, создаваемой в процессе подготовки в вузе, системы организационно-педагогических условий, представленных в организационно-деятельностном блоке.

В педагогической науке под условиями принято понимать факторы, обстоятельства от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы. В.А. Беликов рассматривает условия как обстоятельства, которые определяют те или иные последствия, наступление которых препятствует одним процессам или явлениям и благоприятствует другим [24].

Выявленные в процессе проведенного исследования противоречия между объективно существующей потребностью в осуществлении коррекционно-развива-ющей деятельности педагогов и психологов, документально закреплённой за ними, с одной стороны, и отсутствие целостной системы подготовки специалистов к этой работе, с другой стороны, позволили нам выделить организационно-педагогические условия, способствующие подготовке будущих бакалавров психолого-педагогического направления к выполнению профессионального стандарта:

Междисциплинарная интеграция профессиональных и специальных дисциплин [25].

Моделирование трудовых действий бакалавров по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образования» и отработка их в процессе практических занятий и практики [26].

Построение профессиональной подготовки на основе социального партнерства [27,28].

Следующим обязательным блоком педагогической модели, направленной на формирование готовности будущих бакалавров психолого-педагогического образования к коррекционно-развивающей работе с детьми и обучающимися является результативно-оценочный блок. Выделенный блок предполагает проведение промежуточных и контрольных процедур и анализ полученных результатов. Критерием результативности представленной модели является формирование должного уровня готовности будущих психологов-социальных педагогов к выполнению коррекционно-развивающей работы в общеобразовательном учреждении в рамках профессионального стандарта «Педагог-психолог».

Таким образом, разработанная нами модель формирования готовности будущих бакалавров психолого-педагогического направления к выполнению коррекци-онно-развивающей работы с детьми и обучающимися является целостной и объединяет в себе целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативно-оценочный блоки. Успешная реализация представленной модели будет достигнута при выполнении комплекса организационно-педагогических условий.

Выводы.

В рамках исследования разработана модель, целью которой является формирование готовности будущих бакалавров психолого-педагогического образования к коррекционно-развивающей работе в образовательном учреждении в раках профессионального стандарта. Структура модели представлена целевым, содержательным, организационно-деятельностным и результативным блоками.

Разработанная модель позволяет системно представить процесс формирования готовности будущих психологов-педагогов к коррекционно-развивающей работе с детьми и обучающимися.

В рамках дальнейшего исследования на основе обоснованной модели будет проведено целостное исследование, включающее в себя обоснование форм и методов обучения, реализации организационно-педагогических условий и оценки эффективности разработанной модели. 64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ломов С.П., Лейфа А.В., Плутенко А.Д. Перспективы развития высшего педагогического образования в России: тенденции и риски // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2015. № 1. С. 113-119.

2. Лейфа А.В., Лейфа И.И. Развитие системы высшего профессионального образования в России // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 1. С. 345-347.

3. РФ. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02. психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата): № 1457 от 14.12.2015 г. // Консультант Плюс: информационно- правовая система. URL: base.consultant.ru

4. Амосов Н.М. Моделирование сложных систем [Текст] / Н.М. Амосов. - Киев: Наукова думка, 1968. 88с.

5. Тулькибаева Н. Н. Учебная задача как объект методики преподавания Текст. / Н. Н. Тулькибаева, Г. Д. Бухарова // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2007. - №2 (44). С. 129-135.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М. : Политиздат, 1977. 304 с.

7. Никитина Н.Н., Балашова, В.Г., Железнякова,

0.М., Новичкова, Н.М. Технологии воспитания и обучения: учебное пособие / под ред. Н.Н. Никитиной. -Ульяновск: УлГПУ, 2011. 210 с.

8. Мороз А.Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной учебной работе учащихся средней общеобразовательной школы и студентов вуза. Автореф. ... канд. дис. Киев, 1972.

9. Голубева, О., Суханов А. Дополнительность и целостность в современном образовании// Alma mater. -1997. - № 10. - С. 3-7.

10. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. [Текст] / Э.Н. Гусинский. - М.: Высш. шк., 1994. 184 с.

11. Полевая Н.М. Интеграция видов практик и учебных дисциплин в образовательном процессе вуза по специальности «Социальная работа» [Текст] / Н. М. Полевая // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета «педагогика и психология» - научный журнал № 2(3), 2010. С. 88-92.

12. Махмутов М.И. Принцип профессиональной направленности обучения / М.И. Махмутов // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике. - Челябинск : ЧПУ, 1985.

13. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация/ В.И. Загвязинский. - М., 2001. 192 с.

14. Краевский, В.В. Соотношение педагогической науки и практики [Текст]/ В.В. Краевский. - М., 1978. 326 с.

15. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е.В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.

16. Ефремкина И.Н. Инновационные методы обучения как средство активизации познавательной деятельности студентов (на примере психологии) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т.

1. № 6 (28). С. 74-80.

17. Еремина Н.Ю. Применение активных форм обучения в преподавании психологических дисциплин // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 49-57.

18. Кучай А.В. Интеграция мультимедийных технологий в процесс обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 85-87.

19. Рябухина Е.В., Нуждина М.В. Активные и интерактивные образовательные технологии в вузе // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 26-29.

20. Митин А.Н. Компетентностный подход в обучении информационным технологиям с использованием электронных образовательных ресурсов // Балтийский

Знаемская Оксана Алексеевна | ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ...

гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 93-96.

21. Куликова И.В. Интерактивные методы при обучении студентов технического вуза иностранному языку // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 112-116.

22. Чаладзе Е.А. Диалоговые методы обучения в подготовке выпускников факультета специального (дефектологического) образования // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 40-43.

23. РФ. Профессиональный стандарт Педагог-психолог (психолог в сфере образования) : № 514н, от 24 ию- ля 2015 г. // Консультант Плюс: информационно-правовая система.URL: base.consultant.ru

24. Берденникова, Н. Г. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе Текст. : учеб.-метод. пособие / Н. Г. Берденникова, В. И. Меденцев, Н. И. Панов. СПб. : Д.А.Р.К., 2006. 208 с.

25. Абакумова Л.В. Интеграция учебных дисциплин как способ формирования компетенций студентов на уроках специальных дисциплин и производственного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/591802/

26. Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: пособие для студ/ Ю.Н. Галагузова, Г.В. Сорвачева, Г.Н. Штинова. - М.: ВЛАДОС, 2001. 221 с.

27. Лейфа А.В., Сергиенко Ю.П. Подготовка педагогических кадров в вузе на основе социального партнерства // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 114120.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учеб. для вузов/ В.А. Михеев. — М.: Экзамен, 2001. - 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.