Научная статья на тему 'Структурная модель профессионализма руководителя в рамках теории управления'

Структурная модель профессионализма руководителя в рамках теории управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
524
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ / PROFESSIONALISM / PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS / PROFESSIONAL SELF CONSCIOUSNESS / MANAGEMENT THEORY / MANAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаев Владимир Иванович, Нечаев Юрий Владимирович

Выполнен краткий обзор литературы по проблеме управленческого профессионализма. Проанализированы достоинства и недостатки определений и структурных моделей профессионализма в целом и профессионализма руководителя в частности. Предложена структурная модель профессионализма руководителя, актуальная для теории управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL MODEL OF MANAGER PROFESSIONALISM WITHIN MANAGEMENT THEORY LIMITS

The short review of the literature on a manager professionalism problem is executed. Merits and demerits of definitions and structural models of professionalism as a whole and manager professionalism in particular are analysed. The structural model of manager professionalism, actual for the management theory is offered.

Текст научной работы на тему «Структурная модель профессионализма руководителя в рамках теории управления»

УДК 658.3

СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

РУКОВОДИТЕЛЯ В РАМКАХ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

В.И. Нечаев, Ю.В. Нечаев

Выполнен краткий обзор литературы по проблеме управленческого профессионализма. Проанализированы достоинства и недостатки определений и структурных моделей профессионализма в целом и профессионализма руководителя в частности. Предложена структурная модель профессионализма руководителя, актуальная для теории управления.

Ключевые слова: профессионализм, профессиональное сознание, профессиональное самосознание, теория управления, руководитель.

В современном обществе все большее значение в развитии экономики приобретают, и будут иметь внеэкономические факторы такого развития. В основном такие факторы определяются личностью участников экономических отношений. Это связано с переходом экономики на инновационный путь развития, что в свою очередь требует повышения эффективности управленческого труда. Решение проблемы повышения эффективности начинается с осознания недостаточной эффективности в текущей деятельности. В управленческой деятельности это связано с оценкой уровня профессионализма руководителей всех уровней, так как эффективность управления и деятельности предприятия в целом определяется профессионализмом персонала и, в первую очередь, управленческого персонала.

Проблема управленческого профессионализма является междисциплинарной, о чем свидетельствует опыт ее исследования в разных научных областях: менеджменте, психологии, акмеологии, педагогике, социологии. Роль управленческой науки в изучении этой проблемы является ведущей. Она заключается в том, чтобы осуществить интеграцию результатов, полученных в указанных областях знания, и найти новые возможности исследования междисциплинарных вопросов активизации менеджмента в промышленности на основе развития управленческого профессионализма.

Несмотря на разносторонний анализ теоретических основ управления многие вопросы остаются недостаточно изученными. До настоящего времени не выработаны достаточно информативные определения многих важных понятий, в частности, понятия «профессионализм руководителя». Широкий диапазон представленных в литературе определений понятия профессионализма и описаний компонентов профессионализма затрудняет разработку практических рекомендаций по повышению профессионализма руководителей.

Известный специалист по управлению человеческими ресурсами М. Армстронг даёт лаконичное определение, согласно которому профессионализм заключается в практическом применении специфических навыков, ос-

нованных на знаниях и нормах поведения, соответствующих определённой сфере деятельности [1]. В этой формулировке не уточняются какие-либо характеристики деятельности и личности как субъекта этой деятельности.

В работе О.Р. Малининой [2] профессионализм определяется как способность личности к выполнению профессиональных обязанностей в различных ситуациях, причём эта способность является приобретённой. Из этого определения, по-видимому, следует, что профессионал может успешно выполнять работу в различных, в том числе, и неблагоприятных условиях.

В определении, которое даёт М.Ю. Казарян [3], отмечаются только характеристики личности профессионала. Автор отмечает, что профессионализм является характеристикой человека, отражающей высокий уровень развития профессионально важных личностных качеств, в том числе креативность, характеристики мотивационной сферы и ценностные ориентации.

Близкое к предыдущему определение содержится в работе Е.Н. Двиняниновой [4], где под профессионализмом понимается характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных личностных качеств, адекватный уровень притязаний, мотива-ционную сферу и ценностные ориентации.

В монографии А.К. Марковой, посвящённой проблемам психологии профессионализма, подчёркивается, что профессионализм работника характеризует достижение им высоких профессиональных результатов вследствие наличия у него релевантных психологических компонентов [5].

Исследуя процесс формирования личности как субъекта профессиональной деятельности, С.В. Кошелева отмечает, что профессионализм можно рассматривать как интегральное свойство личности, обеспечивающее перманентность позитивных изменений в самой личности и результатах её деятельности [6].

Более конструктивное по сравнению с рассмотренными выше определение профессионализма представлено в работе одного из основателей акмеологии А.А. Деркача. Автор определяет профессионализм как систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем: профессионализма личности и профессионализма деятельности. Обе эти подсистемы являются характеристиками субъекта труда. Профессионализм личности характеризует наличие профессионально важных личностных качеств и мотива-ционной сферы, направленной на дальнейшее прогрессивное развитие. Профессионализм деятельности характеризует высокую профессиональную квалификацию и способность к творческим решениям, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью [7].

Известный исследователь психологии профессиональной деятельности Е.А. Климов понимает профессионализм как определённую системную организацию сознания человека, обеспечивающую высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности [8].

В работе М.М. Щербинина [9] профессионализм руководителя

определяется как его способность к решению возникающих в деятельности проблем, а уровень профессионализма измеряется степенью соответствия деятельности предъявляемым к ней требованиям. Это определение основано на том, что основным содержанием управленческого труда является процесс принятия решений.

Известный исследователь деятельности руководителей различных уровней управления на предприятиях промышленности А.П. Исаев определяет профессионализм руководителя как интегральный показатель, характеризующий практическую способность руководителя обеспечивать стабильность высоких результатов решения производственных задач в условиях перманентных изменений внутренней и внешней среды предприятия [10].

Значительный интерес для управленческой науки и практики представляет вопрос о структуре профессионализма и, в том числе профессионализма руководителя.

В уже упоминавшейся работе А.К. Марковой в качестве основных составляющих профессионализма указываются мотивационная и операциональная сферы профессиональной деятельности человека [5].

Мотивационная сфера представляет собой духовное наполнение профессии и включает следующие компоненты:

- увлеченность смыслом и направленностью профессии на благо других людей;

- желание в обозримом будущем оставаться в профессии;

- мотивация высоких уровней достижения в своем труде;

- стремление развивать себя как профессионала, используя любой шанс для профессионального роста;

- гармоничное прохождение всех этапов профессионализации: от адаптации к профессии и далее к мастерству, творчеству, к безболезненному завершению профессионального пути;

- внутренний локус профессионального контроля, то есть поиск причин успеха или неуспеха в себе самом и внутри профессии.

Операциональная сфера является «технологическим» обеспечением духовного наполнения профессии и включает следующие компоненты:

- развитое профессиональное сознание, в котором сформирован образ успешного профессионала;

- приведение себя в соответствие с требованиями профессии;

- надёжное выполнение профессиональной деятельности на высоком уровне, овладение мастерством;

- саморазвитие человека средствами профессии, профессиональная обучаемость;

- внесение человеком своего творческого вклада в профессию, обогащение ее опыта, преобразование профессиональной среды;

- привлечение интереса общества к результатам своего труда.

Структура профессионализма, представленная Е.А. Климовым, ло-

гически продолжает данное им определение этого понятия [8].

Профессионализм - это системно организованное сознание человека, включающее следующие компоненты.

1. Свойства человека как личности, субъекта деятельности:

- образ мира;

- мотивы, ориентированные на профессиональную деятельность на смежные области деятельности;

- отношение к внешнему миру, к людям, к деятельности;

- отношение к себе, особенности саморегуляции;

- креативность и особенности её проявления;

- интеллектуальные черты индивидуальности;

- операторные черты индивидуальности (умелость, готовность к действиям, исполнительские способности);

- эмоциональность и особенности её проявления;

- представление о связи своей профессии с другими профессиями;

- представление о профессионально важных способностях и сочетаниях личных качеств;

- понимание того, какие качества данная профессия развивает у человека, каким даёт возможность проявиться и какие подавляет;

- представление о своём месте в профессиональной общности.

2. Деятельностные способности профессионала:

- специфические черты, отражённые в профессиональном сленге;

- моторика (движения, координация движений, статика);

- умения, навыки, действия, ориентированные на предметную область труда (исполнительный аспект);

- умения, ориентированные на обработку информации (исполнительный аспект);

- умения, навыки, действия организационные, производственные, коммуникативные, социально воздействующие;

- умения, навыки, действия саморегулирующие.

3. Познавательные способности профессионала:

- специфические черты, отражённые в профессиональном сленге;

- внимание, ощущения, восприятия и их профессиональная специфика;

- память, представление, мышление, понимание, воображение и их профессиональная специфика;

- процесс принятия решений и его профессиональная специфика;

- аналитические способности.

4. Информированность, знания, опыт, культура профессионала:

- специфические черты, отражённые в профессиональном сленге;

- науки, области теоретического знания, в которых профессионалы считают важным иметь ориентировку;

- специфические профессиональные знания: о предметной области, о целях своей деятельности и жизни, о средствах труда, о средствах до-

стижения успеха, об условиях своего профессионального развития.

5. Психодинамика работника; психологические трудности и нагрузки в данной профессиональной области.

6. Осмысление вопросов своей возрастной и половой принадлежности в связи с требованиями профессии.

По-видимому, данная структура профессионализма, разработанная Е.А. Климовым, является наиболее полной, глубокой и применимой к субъекту любой профессиональной деятельности, в том числе и к руководителю.

В то же время представляет значительный интерес структура профессионализма руководителя, разработанная А.П. Исаевым, которая содержит следующий набор компонентов управленческой деятельности: знания; компетенции; интеллектуальные модели; индивидуальные управленческие стратегии; индивидуальные парадигмы [10]. Следуя указанной работе, перечисленные компоненты можно кратко описать следующим образом.

Знания - отражение существующего положения вещей, тенденций, закономерностей, влияющее на интерпретацию получаемой информации. Для анализа управленческой деятельности целесообразно рассматривать следующие виды знаний:

- описательные, отвечающие на вопросы «что?», «где?», «когда?»;

- причинные, отвечающие на вопрос «почему?»;

- процедурные, отвечающие на вопросы «как?», «каким образом?»;

- системные, определяющие, каким образом все указанные знания взаимосвязаны и в результате чего они образуют систему.

Компетенции - это то, что работник должен делать, когда занимает определённую позицию в соответствии с предписаниями и стандартами выполнения, соответствующими этой позиции. Для анализа управленческой деятельности целесообразно рассматривать следующие виды компетенций: предметные, информационные, организационные, инновационные, предпринимательские.

Предметные компетенции обеспечивают ориентацию и способность квалифицированно действовать в конкретных производственных технологиях и сложившихся видах деятельности.

Информационные компетенции обеспечивают способность обрабатывать информацию в области своей профессиональной деятельности и осваивать новые информационные технологии.

Организационные компетенции обеспечивают способности управлять подразделениями, предприятием, бизнес-процессами и бизнесом в целом.

Инновационные компетенции обеспечивают способность заниматься совершенствованием производственных и управленческих технологий и систем.

Предпринимательские компетенции обеспечивают способность учитывать разнообразные и динамичные условия внешней среды и на ос-

нове этого принимать управленческие решения, способствующие развитию предприятия.

Интеллектуальные модели - это определённые форматы управленческого мышления. Их главная характеристика - гибкость. Гибкие интеллектуальные модели - это устойчивые, находящиеся на уровне подсознания предположения, логические взаимосвязи и обобщения, которые влияют на то, как руководитель понимает события и какие выбирает способы действия для решения проблем.

Индивидуальные управленческие стратегии - это схемы, демонстрирующие индивидуальный стиль действий руководителя в процессе решения управленческих проблем.

Индивидуальные парадигмы - это внутренние механизмы, определяющие диапазон активной осмысленной деятельности человека. Главными признаками парадигм, которые использует человек, являются масштаб видения и глубина понимания своей области деятельности. Но главное не наличие парадигм и даже не их уровень, а способность их менять в зависимости от задач, объектов и условий деятельности.

Подводя итог представленному выше краткому обзору исследований по проблеме профессионализма, можно отметить значительный вклад в теорию вопроса Е.А. Климова и А.П. Исаева. Тем не менее следует отметить, что недостатком описанных выше структур (структурных моделей) профессионализма является их недостаточно чёткая структурированность, что снижает их полезность для управленческой практики.

Авторы данной статьи предлагают следующую структурную модель профессионализма руководителя, актуальную в рамках теории управления.

Профессионализм руководителя включает следующие взаимосвязанные компоненты:

- профессионально значимые личностные характеристики психически и физически здорового человека;

- профессиональное сознание руководителя;

- профессиональное самосознание руководителя.

Профессиональное сознание руководителя включает следующие

взаимосвязанные компоненты:

- профессиональные знания, умения, навыки;

- профессиональное мышление;

- профессиональная культура;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- профессиональная этика;

- профессиональная гордость;

- профессиональное достоинство;

- профессиональная честь;

- профессиональный долг.

Профессиональное самосознание руководителя включает следую-

щие взаимосвязанные компоненты:

- профессиональная самомотивация: мотивация самореализации, самооценки, самопознания, саморазвития;

- профессиональная самореализация: самоутверждение; самоуверенность; самоуправление;

- профессиональная самооценка: самочувствие; самолюбие; самоуважение; самоидентификация;

- профессиональное самопознание: самонаблюдение; самовосприятие; самоанализ; самопонимание; самоопределение;

- профессиональное саморазвитие: самообучение; самовоспитание.

Подробное описание предложенной структурной модели профессионализма руководителя с точки зрения теории управления будет дано в последующих работах.

Список литературы

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. СПб.: Питер, 2004. 832 с.

2. Малинина О.Р. Развитие профессионализации управленческого персонала организации: на примере малого предпринимательства: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Москва, 2003. 150 с.

3. Казарян М.Ю. Особенности социальных представлений о профессионализме // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: материалы II Международной интернет-конференции, январь -май 2007. Омск: Изд-во «Полиграфический центр КАН», 2007. С. 119 - 127.

4. Двинянинова Е.Н. Психолого-акмеологический аспект саморазвития личности в профессиональной деятельности // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: Труды III международной научной интернет-конференции, март - июнь 2009. Омск: Изд-во «Полиграфический центр КАН», 2009. С. 291 - 302.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: 3нание,1996.308 с.

6. Кошелева С.В. Организационно-психологические детерминанты профессионального самосознания руководителей: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.11. Санкт-Петербург, 1997. 320 с.

7. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2003. 256 с.

8. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во Института практической психологии, 1996. 400 с.

9. Щербинин М.М. Актуализация профессионализма управленческого персонала промышленных предприятий в условиях кризиса: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Нижний Тагил, 2000. 212 с.

10. Исаев А.П. Профессионализация управленческой деятельности в промышленности: теория, методология, реализация: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. Екатеринбург, 2011. 394 с.

Нечаев Владимир Иванович, канд. техн. наук, доц., vi_nechaev@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Нечаев Юрий Владимирович, соискатель, unique foto@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

STRUCTURAL MODEL OF MANAGER PROFESSIONALISM WITHIN MANAGEMENT THEORY LIMITS

V.I. Nechaev, Y.V. Nechaev

The short review of the literature on a manager professionalism problem is executed. Merits and demerits of definitions and structural models of professionalism as a whole and manager professionalism in particular are analysed. The structural model of manager professionalism, actual for the management theory is offered.

Keywords: professionalism, professional consciousness, professional self-consciousness, the management theory, the manager.

Nechaev Vladimir Ivanovich, candidate of technical science, docent, vi nechaev@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Nechaev Yury Vladimirovich, competitor, unique_foto@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 340

МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ЕГО РЕГИОНОВ

Е.А. Чурикова

Рассмотрены виды угроз экономической безопасности государства и регионов по сферам деятельности и основные составляющие механизма его обеспечения. Актуальным является и то, что автором предложены основные направления реализации государственной стратегии обеспечения экономической безопасности на региональном уровне.

Ключевые слова: экономическая безопасность государства, угрозы экономической безопасности государства (региона), региональные экономические интересы.

В настоящее время особую актуальность приобретает региональная экономическая безопасность, как подсистема национальной безопасности страны, а первоочередным становится создание эффективного механизма управления бюджетными ресурсами, действенным инструментом которого является программно - целевой метод.

Накопленный опыт свидетельствует о том, что безопасность экономического развития государства или региона составляет ключевую состав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.