Научная статья на тему 'О некоторых аспектах формирования профессионализма сотрудников органов внутренних дел на современном этапе развития общества'

О некоторых аспектах формирования профессионализма сотрудников органов внутренних дел на современном этапе развития общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
338
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONALIZATION / ПОЛИЦИЯ / POLICE / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / POLICE OFFICERS / СТАНОВЛЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL QUALITY / FORMING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Байков Дмитрий Михайлович

Процесс информатизации общества характеризуется возрастающей ролью знаний, информации, интеллекта, что влечёт за собой трансформацию традиционных взглядов на профессиональную деятельность, профессионалов и профессионализм. Происходящие в обществе изменения требуют адекватных мер по оптимизации профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, качественного усовершенствования процесса их профессионального обучения и воспитания, что свидетельствует о необходимости теоретического анализа, обобщения и интерпретации научных подходов к проблеме формирования профессионализма сотрудников органов внутренних дел в современных условиях. В статье рассматриваются особенности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел как способствующие, так и препятствующие их профессионализации. Отражены сущностные характеристики понятия «профессионализм», выделены объективные и субъективные проблемы формирования профессионализма, его структурные компоненты, применительно к сотрудникам органов внутренних дел. В рамках предлагаемого подхода формирование и развитие профессионализма сотрудников органов внутренних дел рассматривается как процесс и результат использования их индивидуальных ресурсов, сопряжено с высокой степенью личностной активности сотрудников, готовностью к самоорганизации и саморазвитию. Автором предложены критерии оценки профессионализма, подчёркивается значимость профессионального самосознания и ценностно-смысловых ориентиров сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME ASPECTS OF THE PROFESSIONALISM FORMATION OF POLICE OFFICERS AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF SOCIETY

The process of society Informatization is characterized by an increasing role of knowledge, information, intellect, that entails the transformation of traditional views to the professional activity, professionals and professionalism. The changes in society require of adequate measures for optimization of professional activity of police officers, of qualitative improvement of the process of their professional training and parenting that demonstrates the need for theoretical analysis, of generalization and interpretation of scientific approaches to the problem of the professionalism formation of police officers in modern conditions. The article is devoted to the features of professional activity of police officers, contributing and impeding their professionalization. Reflected the essential characteristics of the concept of "professionalism", allocated the objective and subjective problems of formation of professionalism and its structural components in relation to police officers. In the proposed approach the formation and development of professionalism of police officers is seen as a process and result of the use of their individual resources, is associated with a high degree of personal activity of police officers, willingness to self-organization and self-development. The author proposed the evaluation criteria of professionalism, emphasizes the importance of professional identity and axiological landmarks of police officers.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах формирования профессионализма сотрудников органов внутренних дел на современном этапе развития общества»

Байков Дмитрий Михайлович О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ...

УДК 37.01

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

© 2016

Байков Дмитрий Михайлович, адъюнкт кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами

Академия управления МВД России (125171, Россия, Москва, улица Зои и Александра Космодемьянских, 8, e-mail: dmitrybajkov@yandex.ru)

Аннотация. Процесс информатизации общества характеризуется возрастающей ролью знаний, информации, интеллекта, что влечёт за собой трансформацию традиционных взглядов на профессиональную деятельность, профессионалов и профессионализм. Происходящие в обществе изменения требуют адекватных мер по оптимизации профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, качественного усовершенствования процесса их профессионального обучения и воспитания, что свидетельствует о необходимости теоретического анализа, обобщения и интерпретации научных подходов к проблеме формирования профессионализма сотрудников органов внутренних дел в современных условиях. В статье рассматриваются особенности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел как способствующие, так и препятствующие их профессионализации. Отражены сущностные характеристики понятия «профессионализм», выделены объективные и субъективные проблемы формирования профессионализма, его структурные компоненты, применительно к сотрудникам органов внутренних дел. В рамках предлагаемого подхода формирование и развитие профессионализма сотрудников органов внутренних дел рассматривается как процесс и результат использования их индивидуальных ресурсов, сопряжено с высокой степенью личностной активности сотрудников, готовностью к самоорганизации и саморазвитию. Автором предложены критерии оценки профессионализма, подчёркивается значимость профессионального самосознания и ценностно-смысловых ориентиров сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: профессионализм, профессионализация, полиция, сотрудники органов внутренних дел, становление, формирование, развитие, профессиональная подготовка, профессиональные качества.

ABOUT SOME ASPECTS OF THE PROFESSIONALISM FORMATION OF POLICE OFFICERS AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF SOCIETY

© 2016

Baykov Dmitry Mihaylovich, post-graduate student

Academy of Management of the Interior Ministry of Russia (125171, Russia, Moscov, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh st, 8, e-mail: dmitrybajkov@yandex.ru)

Abstract. The process of society Informatization is characterized by an increasing role of knowledge, information, intellect, that entails the transformation of traditional views to the professional activity, professionals and professionalism. The changes in society require of adequate measures for optimization of professional activity of police officers, of qualitative improvement of the process of their professional training and parenting that demonstrates the need for theoretical analysis, of generalization and interpretation of scientific approaches to the problem of the professionalism formation of police officers in modern conditions. The article is devoted to the features of professional activity of police officers, contributing and impeding their professionalization. Reflected the essential characteristics of the concept of "professionalism", allocated the objective and subjective problems of formation of professionalism and its structural components in relation to police officers. In the proposed approach the formation and development of professionalism of police officers is seen as a process and result of the use of their individual resources, is associated with a high degree of personal activity of police officers, willingness to self-organization and self-development. The author proposed the evaluation criteria of professionalism, emphasizes the importance of professional identity and axiological landmarks of police officers.

Keywords: professionalism, professionalization, police, police officers, formation, forming, development, professional training, professional quality.

Происходящие на современном этапе в российском обществе социально-экономические и политические процессы предъявляют к компетентности и профессионально-личностным качествам сотрудников органов внутренних дел во многом иные, возросшие требования. В структуре разнообразных видов профессиональной деятельности трудно переоценить сложность профессии полицейского. Характер службы требует от каждого представителя этой профессиональной группы максимальной готовности к реагированию на ту или иную ситуацию, качественному решению профессиональных задач, в том числе, связанным с необходимостью эффективного противостояния возникающим угрозам и вызовам в интересах личности, общества и государства. И, конечно, существенно возрастает цена ошибки при принятии сотрудниками органов внутренних дел решений, которая, подчас, может привести к невосполнимым последствиям как для личности, так и для общества.

Проблема профессионализма сотрудников органов внутренних дел неоднократно подвергалась анализу. Одни исследователи соотносят профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста [1]. Другие определяют в качестве критерия профессионализма развитие коммуникационных способностей и навыков, умение работать с людьми [2]. Третьи выделяют в структуре профессионализма служебно-профессиональ-ные знания, навыки, умения, психологические особенности, профессиональные позиции и акмеологические

инварианты, находящиеся в постоянной взаимосвязи и развитии [3]. Четвёртые связывают формирование профессионализма сотрудников органов внутренних дел с состоянием их духовного воспитания и развития [4]. Ряд исследователей объясняет формирование профессионализма сотрудников органов внутренних дел зависимостью качественного выполнения поставленных задач и подготовки по реализации педагогических мер по отношению к обеспечению правопорядка [5].

Переход к современному этапу развития цивилизации (информационному обществу) затрагивает все сферы его жизнедеятельности.

На сегодняшний день в мире накоплен огромный информационный потенциал, поэтому главными отличительными признаками современного мира в условиях информационного общества выступают знания, информация, интеллект, а развитие информационных технологий, средств коммуникации [6-13], стремительная информатизация жизни и деятельности людей способствуют трансформации традиционных взглядов на профессиональную деятельность, профессионалов и профессионализм [14-20]. В формирующихся сегодня представлениях о профессионалах, они выступают как специалисты, отличающиеся стремлением к саморазвитию, самоотдачей и характером, а не количеством дипломов или должностным (корпоративным) статусом. Профессионализм же определяется как качество, подразумевающее отношение к делу, преданность профес-

Байков Дмитрий Михайлович педагогические

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ... науки

сии, гордость за свою работу.

По нашему убеждению, увеличение числа профессионалов представляет собой основу для эффективной модернизации общества. Мы исходим из того, что укрепление в обществе понимания о значении (роли) профессионализма связано не только с улучшением качества продукции или оказания услуг, повышением жизненного уровня, безопасности личности, и проч., поскольку это представляет собой ожидаемый результат (продукт) деятельности профессионалов, но и свидетельствует о том, что общество претерпевает качественные изменения. При этом существуют несколько иные взгляды на проблему формирования профессионализма, сторонники которых отмечают, что профессионала в любой деятельности характеризует способность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при минимальных затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приёмов [21, с. 18].

Формирование профессионализма сотрудников органов внутренних дел - процесс весьма многогранный, а его содержание в наших представлениях сочетает в себе требования, предъявляемые как к самой профессии полицейского, так и к соответствующему сотруднику:

- высокий уровень культурного развития;

- степень образованности;

- способность и готовность к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию;

- умения и навыки применения потенциала полученных знаний в различных сферах правоохранительной деятельности.

Кроме того, как справедливо отмечает Ф.Ч. Коблов, «процесс служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел отличается многообразием выполняемых действий, характеризуется широким спектром деловых и межличностных контактов, быстрой сменой событий» [2, с. 112].

Профессионалом человек становится не сразу. И феномен профессионализации сотрудников органов внутренних дел, на наш взгляд, следует понимать не только как результат их личностного развития, но и как продукт развития самого профессионального правоохранительного сообщества. Нам представляется, что процесс профессионализации сотрудников органов внутренних дел, исходя из структуры профессионализма, предложенной Е.А. Климовым, имеет комплексный характер, включает определённые этапы и фазы развития:

- оптации (фаза выбора будущей профессии, охватывающая, в большинстве случаев, период школьного обучения);

- адепта (стадия усвоения специальных знаний, умений и навыков, необходимых и важных для предстоящей служебной деятельности. Как правило, в период обучения в образовательной организации соответствующего уровня);

- адаптации (начальная стадия практической служебной деятельности);

- интернала (отражает наличие определённого опыта служебной деятельности, желание продолжать службу и развиваться);

- мастерства (характеризуется успешностью в решении служебных задач, стабильностью результатов);

- авторитета (определяется наличием высокой квалификации, признанием в профессиональной среде);

- наставника (стадия завоевания непререкаемого авторитета, формирования индивидуального профессионального стиля, приобретения единомышленников, учеников, последователей, и проч.) [22, с. 148-150].

Между тем, получив диплом об окончании вуза, т.е. уже на этапе адаптации по приведённой классификации, полицейский отнюдь не всегда проявляет те или иные качества, присущие профессионалу, и даже не всегда становится таковым впоследствии. При этом не только отсутствие практического опыта не позволяет молодо-56

му сотруднику демонстрировать результаты служебной деятельности на высоком профессиональном уровне. Важным условием для формирования профессионализма вчерашнего выпускника выступает соответствующая служебная среда (окружение). Она должна способствовать быстрой адаптации молодого специалиста в служебном коллективе, предоставлять ему возможность как можно скорее распознать весьма непривычные для него деятельностные (социальные) нормы, регулирующие поведение, образ жизни, манеры, внешний облик, и т.д., а не его отторжению, что, впрочем, тесно увязано со способностью сотрудника к саморегуляции. Это относится не только к выпускникам вузов, но и к иным категориям сотрудников, при изменении у них жизненных обстоятельств (поступающим на службу в территориальные органы МВД России, перемещающимся в другие подразделения органов внутренних дел, и т.д.).

Широко известна точка зрения ряда учёных, определяющих производительность (продуктивность) труда как показатель, характеризующий её результативность, отдачу каждой единицы используемого ресурса труда, т.е. соотношение результата деятельности (произведённой продукции) и потребовавшимися для этого затратами ресурса труда [23, с. 231-232]. Проецирование данного подхода на деятельность сотрудников органов внутренних дел, реализующих свои функции в самых разных условиях и сферах жизнедеятельности общества, в обстановке подверженности риску, публичности и социального контроля, означает, что для выполнения поставленных задач на высоком профессиональном уровне сотрудники вынуждены прибегать к мобилизации своих внутренних ресурсов (потенциальных возможностей).

Использование данных ресурсов, называемых рядом исследователей «творческим потенциалом» и «ресурсом активности индивида» [24], направлено как на достижение необходимого результата, так и на компенсацию неблагоприятных воздействий внешней социальной среды. Это, в свою очередь, требует увеличения мобилизационных затрат, проявляющихся в концентрации психических и физических сил организма, как в процессе любой интенсивной работы, выходящей за рамки привычных повседневных нагрузок.

Необходимо отметить, что на этом затратном в психофизическом отношении этапе происходит своеобразная проверка мотивационной готовности сотрудника, степени соответствия его ожиданий с реальной сущностью профессиональной деятельности. Практика показывает, что подобную проверку сотрудники органов внутренних дел уверенно проходят не всегда. Это достаточно быстро находит своё отражение в их нежелании (с различной степенью латентности) творчески и инициативно подходить к выполнению служебных задач, совершенствовать свою профессиональную подготовку, иными словами, в прогрессирующей формализации процесса исполнения своих функциональных обязанностей, что может усугубляться негативными поведенческими проявлениями, возникновением неформальных групп, и прочими обстоятельствами.

Как мы отмечали, для сотрудника-профессионала характерно не только наличие конкретных профессиональных знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе необходимого по продолжительности и направленности теоретического обучения и последующей адаптации к практической деятельности, а также профессиональное самоопределение, предполагающее готовность к саморазвитию.

Говоря об оценочных показателях, выступающих в качестве своеобразных индикаторов уровня профессионализма сотрудников органов внутренних дел, то они могут быть представлены как проявлениями нестандартности сотрудника, степени его развития в когнитивной, методологической, тактической, технической и иных областях, так и внешними проявлениями в области профессиональной деятельности, которые возможны благо-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)

Байков Дмитрий Михайлович О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ...

даря субъективным (личностным) факторам. По нашему мнению, это в первом случае включает в себя:

- профессиональные знания, умения, навыки и компетенции;

- профессионально-важные качества;

- степень мотивации;

- уровень профессиональной самоактуализации;

- развитость системы управления собственными психологическими и физиологическими состояниями;

- самокритичность;

- диапазон осознания специфики профессиональной коммуникации;

- профессиональное призвание;

и др.

Внешние проявления характеризуются:

- показателями служебной деятельности;

- результатами профессиональной служебной подготовки;

- эффективностью самообразования и самоподготовки;

- достижениями в научно-практической деятельности;

- масштабами внедрения положительного опыта;

- и проч.

Процесс профессионализации сотрудников органов внутренних дел в динамично развивающемся обществе, несомненно, включает формирование у них активной жизненной позиции, её укрепление и развитие. Жизненная позиция проявляется в устойчивом стремлении сотрудников к самосовершенствованию, неподверженности влиянию внешней социальной среды, и во многом зависит от профессионально-нравственного воспитания. Необходимый образовательный уровень, коммуникабельность, осведомлённость по широкому кругу профессионально-значимых проблем, включающих знания в области юриспруденции, педагогики, психологии, социологии, в той или иной степени должны иметь место в деятельности практически всех категорий сотрудников органов внутренних дел. А знания демонстрируются собственным поведением. Действительно, деятельность сотрудников органов внутренних дел содержит элементы педагогического воздействия, которое условно можно разделить на внутреннее и внешнее. Первое связано с непрерывным процессом обучения и воспитания подчинённых, реализацией наставнических функций, и проч. Второе, по мнению ряда специалистов, проявляется в рамках функционирования системы правового обучения и воспитания различных категорий населения, прежде всего - подростков и молодёжи, а также реализации профилактической деятельности. Например,

A.А. Ефимов связывает профилактику с необходимостью в большей или меньшей степени что-то разъяснять, учить, воспитывать, просвещать, переубеждать граждан, попадающих в сферу ответственности, интересов, прав и деятельности органов внутренних дел [25]. Авторитетные представители социологической науки

B.Б. Коробов, О.В. Филимонов рассматривают пропаганду и распространение передовых форм и методов социальных субъектов по устранению факторов, обусловливающих функционирование преступности, в качестве одного из средств коммуникации в системе социального партнёрства в правоохранительной сфере [26, с. 28-29].

Неотъемлемым элементом профессионализма сотрудников органов внутренних дел выступает профессионально-этическая состоятельность как результат гармоничного сочетания высокоразвитого профессионального мышления, знаний, чувств, творческой деятельности, поведенческой и духовно-нравственной культуры [27]. Такие качества, как бескорыстность, честность, порядочность, дисциплинированность, принципиальность, ответственность, выдержанность, определяют высокий морально-этический уровень сотрудников органов внутренних дел. А смелость, решительность, работоспособность, энергичность, настойчивость в достижении цели,

физическая выносливость и способность к самоконтролю присущи сотрудникам, обладающим нервно-психической выносливостью.

Значимость каждого из перечисленных профессиональных качеств и свойств личности сотрудников органов внутренних дел (перечень которых можно существенно расширить) невозможно переоценить, но по своей сущности каждое из них характеризуется многообразием психологических характеристик. Значительная часть из них развиваемы и взаимокомпен-сируемы, другие - могут только развиваться, но не могут быть компенсированы. Поэтому, для успешной профессионализации сотрудников полиции в определённой перспективе, крайне важно учитывать их личностные особенности ещё на стадиях оптации и адепта, а в более широком масштабе - качественно преобразовать подходы к организации деятельности по созданию условий, способствующих профессиональной ориентации молодёжи, развитию системы «школа-вуз».

Содержание и направленность профессиональных действий сотрудников органов внутренних дел следует рассматривать в системе ценностных координат, важнейшими элементами которой являются обусловленность взаимодействия гуманистическими ценностями. В качестве ключевой характеристики их профессионального самосознания должна рассматриваться рефлексия ценностных диспозиций, т.е. самоорганизующая анали-тико-оценочная деятельность, выражающаяся в форме личностных мировоззренческих установок и ценностных ориентиров. В этом вопросе мы согласны с позицией С.А. Дружилова, который отмечает, что «понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда, это ещё и особое мировоззрение человека» [28, с. 26-27].

Сфера деятельности сотрудников органов внутренних дел практически полностью исключает использование клише и готовых алгоритмов для решения профессиональных задач, что требует расширения круга профессиональных компетенций, развития творческого потенциала, созидательных способностей, и иных компонентов. Поэтому, одним из важнейших критериев профессионализма сотрудника полиции выступает его способность и готовность к решению сложных проблем в условиях постоянной неопределённости, трансформации общественной жизни и технологической среды.

Процесс формирования профессионализма сотрудников органов внутренних дел следует рассматривать через призму непрерывного образования, что открывает практически неограниченные возможности для обретения новых знаний, умений, навыков и компетенций, самообразования и саморазвития. Сущность и традиции развития профессионализма в деятельности сотрудников органов внутренних дел определяются множеством факторов как юридического, экономического, социологического, так и психологического, педагогического, этического, культурологического и иного характера. Но становление профессионала невозможно без соответствующих способностей, желания и характера, готовности к постоянному учению и стремления к совершенствованию своего мастерства.

Таким образом, феномен профессионализма, применительно к личности сотрудников органов внутренних дел, нами определяется как совокупность их профессиональных и личностных свойств, обеспечивающих достижение высокой квалификации и стабильных результатов службы с одной стороны, и качественную оптимизацию профессиональной деятельности в изменяющихся условиях - с другой, в сочетании с высокой степенью личностной активности и стремлением к повышению престижа службы в общественном сознании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.

Байков Дмитрий Михайлович

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ..

2. Коблов Ф.Ч. Коммуникативная компетентность и культура общения в служебной деятельности сотрудника полиции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17, № 4. С. 111-115.

3. Гурьев М.Е. Анализ профессиональной компетентности сотрудника органов внутренних дел в юридической психологии // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Самара, 2015. С. 203-207.

4. Артемов В.М. Состояние духовности российского общества как фактор правопорядка и основания профессионализма работников органов внутренних дел // Духовность. Правопорядок. Преступность. Материалы научно-практической конференции, 28 марта 1996 г. М.: Изд-во Акад. МВД России, 1996. С. 93-98.

5. Пенионжек Е.В. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел: учебное пособие / Е.В. Пенионжек. М.: ЮСТИЦИЯ, 2016. 228 с.

6. Зуева С.В., Кривоногов С.В. Аспекты и перспективы развития современных информационных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 10-12.

7. Леви Д.А. Институт выборов: перспективы развития в эпоху информационных технологий // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2. С. 80-83.

8. Батова Н.С., Шуварин М.В. Стандартизация ин-фокоммуникационных и информационных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 98-101.

9. Третьякова Е.М. Роль информационных технологий в реформировании образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 148-149.

10. Ясаревская О.Н. Гуманитарное образование и информационные технологии // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 1 (05). С. 150-154.

11. Криводонова Ю.Е. Психолого-педагогические особенности освоения информационных технологий людей с нарушением зрения в процессе социализации // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 16-18.

12. Бобышев Е.Н. О механизмах реализации стратегии развития информационного общества // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 21-23.

13. Коваль Н.Н. Современные информационно-коммуникационные технологии в аналитической управленческой деятельности: проблемы и перспективы // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 39-44.

14. Шамин Е.А., Генералов И.Г., Завиваев Н.С., Черемухин А.Д. Сущность информатизации, ее цели, субъекты и объекты // Вестник НГИЭИ. 2015. № 11 (54). С. 99-107.

15. Горбачева Н.Б. Влияние межпоколенной коммуникации на социализацию молодежи // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 111-114.

16. Журавлева Т.А. Маркетинговые коммуникации в сфере сервиса // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 33-37.

17. Козлов А.И. Моральные требования к деятельности юриста как аспект подготовки курсантов сюи фсин россии к профессиональной деятельности // Поволжский педагогический вестник. 2013. № 1. С. 15-19.

18. Салихова Д.Ч. К вопросу о понятии профессиональной деятельности как основном признаке оценочной деятельности // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3. С. 150-156.

19. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.

20. Дубасенюк А.А. Акмеологическая концепция личностного и профессионального развития педагога // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 22-27._

21. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова. М.: Логос, 2011. 288 с.

22. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2003. 158 с.

23. Экономика труда: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. Ю.П. Кокина, проф. П.Э. Шлендера. М.: Магистр, 2010. 686 с.

24. Зеер Э.Ф., Новоселов С.А., Сыманюк Э.Э. Состояние и перспективы развития процессов интеграции науки и профессионального образования в условиях реализации национальных проектов // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: сб. науч.тр. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. 2008. Вып. 5. С. 94-109.

25. Ефимов А.А. Педагогическая техника сотрудника ОВД: структура и содержание / А.А. Ефимов // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 6 (49). С. 298-299.

26. Коробов В.Б., Андреев Н.А., Филимонов О.В. Социальное партнерство в правоохранительной сфере: монография. М.: Академия управления МВД России, 2016. 172 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Симзяев А.В. Профессионально-этическая культура сотрудника ОВД / А.В. Симзяев // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 3 (38). С. 12-15.

28. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. 2005. № 8. С. 26-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.