Научная статья на тему 'Проблемы формирования профессиональной культуры курсантов вузов'

Проблемы формирования профессиональной культуры курсантов вузов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
185
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИКИ / PEDAGOGY / PROFESSIONAL CULTURE OF POLICE OFFICERS / PROFESSIONALISM / PROBLEMS OF PROFESSIONAL CULTURE FORMATION IN THE FIELD OF PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хуснетдинов Г.Р., Карамельский Р.В.

Авторами определены основные проблемы в области педагогикепри формирования профессиональной культуры курсантов вузов МВД, пути и механизмы их решения. Раскрыты сущности понятий «профессионализм», «профессиональная культура» и ее элементы применительно к сотруднику полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хуснетдинов Г.Р., Карамельский Р.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PROFESSIONAL CULTURE FORMATION AMONG CADETS OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS IN THE FIELD OF PEDAGOGY

The authors identify the main problems in the field of pedagogy regarding the professional culture formation among cadets, ways and mechanisms of problem-solution. The author also considers such concepts as "professionalism" and "professional culture" and its elements in relation to police officers.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования профессиональной культуры курсантов вузов»

3. Kuznetsov M. B. Motivatsiyakursantovobrazovatel'nykhorganizatsij MVD Rossii k zanyatiyusportom, kakosnovnojkriterijpovysheniyazdorov'yaiprofessional'nykhkachestv [Motivation of cadets of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation to sports, as the main criterion of increase in health and professional qualities] // Nauka-2020. 2017. №2 (13). - S. 190.

4. Smirnova YU.V., Ishun'kin V.S. Vozmozhnostiprimeneniyakrossfita v spetsial'nojfizicheskojpodgotovkesotrud-nikovspetspodrazdelenij [Possibilitiesofapplicationofthekrossfitinspecialphysicaltrainingofstaffofspecialforces]// KHKH YUbilejnyeTSarskosel'skiechteniya: materialymezhdunar. nauch.-prakt. konf., 20-21 apr. 2016 g. / podobshh. red. prof. V.N. Skvortsova. - SPb.: Izd-vo LGU im A.S. Pushkina, 2016. - S. 313-316.

УДК 378

Г.Р.Хуснетдинов, Р.В.Карамельский

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВУЗОВ

Авторами определены основные проблемы в области педагогикепри формирования профессиональной культуры курсантов вузов МВД, пути и механизмы их решения. Раскрыты сущности понятий «профессионализм», «профессиональная культура» и ее элементы применительно к сотруднику полиции.

Ключевые слова: педагогика, профессиональная культура сотрудника полиции, профессионализм, проблемы формирования профессиональной культуры в области педагогики

G. R. Husnetdinov, R.V. Karamelskii, PROBLEMS OF PROFESSIONAL CULTURE FORMATION AMONG CADETS OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS IN THE FIELD OF PEDAGOGY

The authors identify the main problems in the field of pedagogy regarding the professional culture formation among cadets, ways and mechanisms of problem-solution. The author also considers such concepts as "professionalism" and "professional culture" and its elements in relation to police officers.

Keywords: pedagogy, professional culture of police officers, professionalism, problems of professional culture formation in the field of pedagogy

Потребность в изучении проблем в области педагогики при формировании профессиональной культуры курсантов вузов МВД продолжает быть актуальной.Это обусловлено выявлением и решением проблемв области ценностно-символических, поведенческих аспектов полицейской практики, разработкой практических рекомендаций по совершенствованию учебного процесса в области профессионализации правоприменительной работы.«Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации» начиная с 2011 (далее «дорожная карта») и вектор перемен определяет необходимость раскрытия данного вопроса. Одна из задач педагогики в правоприменительной деятельности в настоящее время- формирование и повышение профессиональной культуры курсантов, а именно развитие кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности профессии, переквалификации полиции из института карательного в институт превентивный, что обеспечит высокий уровень безопасности населению всего государства. Именно такая система подготовки кадров стала важным элементом стратегии обеспечения эффективными специалистами в сфере государственной службы, в частности, в правоохранительной деятельности[4]. Определение основных проблем в области педагогики при формировании профессиональной культуры курсантов и путей их решения даст возможность правоохранительному менеджменту повысить уровень профессионализма действующих сотрудников и позволит учесть рекомендации в дальнейшей подготовке молодых специалистов.

У истоков исследования проблемы формирования профессиональной культуры стояли О.Конт (эволюция общества, основанная на разделении труда и, как следствие, выделение культуры труда), Г. Спенсер (профессиональные институты, возникающие на основе общественного разделения труда), Э.Дюркгейм («Espritdecorps» (дух профессиональной корпорации) профессиональная группа, как единая организация) [2], М.Вебер (этика труда, ее жизнеспособность и эффективность существования), Т.Парсонс (профессиональный тип личности, включает три главных элемента: рациональность, разделение функций и универсализм)[12]. В поле организационно-управленческой деятельности профессиональная культура проанализирована в работах Р.Уотермана, Т.Питерса, И.Ансоффа. Ф.Тейлор и АФайольрассмативали профессиональную культуру как способ оценки уровня профессионализма работника, а в качестве индикатора профессиональной культуры - интеллектуальные способности[1].

Свою лепту в изучение понятия профессиональной культуры также внесли Г.Минцберг, Д.Маккен, Ч.Марджерисон. Они сделали основной упор на распределение командных ролей. [7; 9] Термин, с их точки зрения, представляет собой систему командных ролей реализуемых в рамках профессиональной деятельности (производства).

Аналогом понятия «профессиональная культура» в зарубежных исследованиях является «rammumtyofpractice» (сообщества по роду деятельности или сообщества практики) [8] Дж.Лейн и Э.Венгера или схожее - «communityofcircumstance» (сообщество обстоятельств) [10] Г.Марша. Сообщества практики, согласно Дж.Лейн и Э.Венгеру, формируются людьми, которые участвуют в процессе коллективного обучения в общих областях человеческой деятельности, например сеть работников правоохранительных структур - изучающих новые методики поиска и поимки преступных элементов, помогая друг другу справиться с ситуацией. В двух словах: сообщества практики представляют собой группы людей, которые разделяют озабоченность или страсть к своему роду деятельности и развивают свои способности, так как они регулярно взаимодействуют между собой[13].

Сообщество обстоятельств Г.Марша в целом схоже с сообществом практики, за исключением того, что содержательную часть дефиниции составляют положение, обстоятельства или жизненный опыт, а не общий интерес[10].

Культура пронизывает все сферы общества, в том числе и профессиональную деятельность и как следствие, критерии определения уровня профессионализма в той или иной мере зависят от уровня культуры общества в целом. В данной работе это понятие рассматривается с точки зрения способности работника оставаться профессионалом в любых условиях. Иначе говоря, умение не потерять нравственную составляющую личности в сложной ситуации это и есть быть человеком[3] и профессионалом.

Культурная значимость и полезность профессии для социума и его существования - является одной из важнейших категорий при оценке направлений деятельности человека. Чаще всего культура осмысливается через категорию «деятельность» с подчиненными ей понятиями: субъект, объект, отношения. В этом смысле речь может идти о «культуре быта», «культуре производства», «культуре управления» и «профессиональной культуре».

Понятие «профессиональная культура» возможно рассматривать в двух аспектах: в рамках определенной профессии и как комплексное понятие.

В рамках профессии профессиональная культура работника подразумевает ценностно-символическую систему, которая включает в себя: компетентные знания, умения, навыки, связанные с формальными и неформальными практиками рода профессии, нормы (писанные и латентные) и ценности представителей определенного направления деятельности. На нормы, ценности и практики специалистов, не смотря на глобальный характер многих направлений деятельности, оказывают влияние множество факторов, в их числе социальные, культурные, экономические, включая и контекст социальной политики.

Несколько иной взгляд на содержательную часть понятия «профессиональная культура» нам предлагает Е.Р.Ярская-Смирнова. Она трактует профессиональную культуру как комплексное понятие, которое выходит за рамки представлений и деятельности ее фактических носителей, но включающее в себя также и представления обывателей в отношении той или иной профессии. По ее мнению, профессиональная культура является независимой (находится не только в рамках определенной рабочей группы), выходит за ее рамки вместе с ее носителями в сферы обыденной жизни и начинает практиковаться «непрофессионалами». Такое случается, если по тем или иным причинам профессионализм теряет свою ментальность - «раскрывется» передобывателями, которые в свою очередь перенимают ее, «извращая» ее так, как им удобно, нанося своими действиями непоправимый ущерб репутации профессии [1].

Понятие профессиональной культуры сотрудника полиции многогранно. Она включает в себя целый комплекс средств, методов, подходов, уровней, через призму которых мы можем оценить ее уровень. Правоохранительную группу, с одной стороны, и профессиональную этику и служебный этикет, профессиональную мораль и нравственные характеристики и т.д. - с другой, в рамках которой рассматриваются перечисленные нами единицы. Профессиональная культура сотрудников правоохранительных органов также включает в себя и понятие профессионально-правовой культуры как неотъемлемой части профессии, компонентами которой являются: личностный (мотивацион-ный, технологический, аксиологический, рефлексный) и профессиональный (честь и достоинство, долг, совесть, ответственность).

Вместе с тем все профессии отличаются друг от друга специфичными требованиями, условиями, рисками, но есть и общий фактор, присущий им всем - профессиональная культура, именно она и отличает профессии в области правоохранительной деятельности от гражданских. Безусловно, и в гражданских профессиях есть требование соблюдения норм права, однако сложность здесь заключается не только лишь в следовании им, но и не преступлении последних. Профессии, связанные с

нормами права (нормотворчество, нормоприменение, наказание) имеют специфическую профессиональную культуру, она носит деонтологический характер, что, несомненно, накладывает высокий уровень ответственности на сотрудников не только перед руководством, а перед гражданами, обществом в целом. Задача каждого сотрудника полиции не просто удерживать профессиональную культуру на должном уровне, а следить за тенденциями в области профессионально-нравственных взаимоотношений как внутри профессиональной группы, так и при взаимодействии со сторонними лицами и организациями (граждане, правонарушители, преступники, частные организации и иные государственные структуры). По мнению исследователя Г.Виленски, это следствие того, что любые виды занятости, стремящиеся к осуществлению профессиональной власти, должны найти для этого техническую базу, отстоять уникальность стандартов обучения, а также убедить общественность, что предлагаемые ими услуги характеризуются высоким качеством и заслуживают дове-рия[14].Исторически профессии, относящиеся к государственной службе, имеют высокую цель и ассоциировались с общественным благом, высокой степенью ответственности, автономией и доверием граждан. Бедность мы можем победить не раздавая материальные блага всем нуждающимся, а лишь избавившись от недостатков в области образования, политики, религии и морали [6]. Публичный дискурс доверия гарантирует значительную долю автономии на службе в обмен на обязательства иметь соответствующую квалификацию и соблюдать профессиональную этику.

Проанализировав деятельность правоохранительных органов, общественное мнение, нормативно - правовые документы и литературу, к основным проблемам в области педагогики, с которыми сталкиваются образовательные учреждения органов внутренних дел в вопросах касаемых формирования профессиональной культуры курсантовотнесем следующие:

-высокая степень несоответствия общественного мнения к деятельности правоохранительных органов, влияющую на образовательную составляющую;

-неправильное понимание (недопонимание) содержательной части профессии, ее предназначения, методов и способов реализаций целей; -искаженное представление о профессии;

-слабая воспитательная работа руководителей, отсутствие комплексного подхода к практической направленности;

-отсутствие систематизации нормативных правовых актов в области формирования профессиональной культуры;

-слабая работа в области саморазвития курсантов;

-противоречивость элементов профессиональной культуры действующих сотрудников полиции;

-не институциональные нормы профессиональной этики находятся на первом плане. На сегодняшний день профессиональная культура сотрудников полиции находится в фокусе общественного контроля и занимает, пожалуй, одно из приоритетных направлений в учебном процессе в учреждениях органов внутренних дел. Изучение противоречивого и динамично меняющегося положения полицейской структуры в государстве представляется необходимым с точки зрения разработки прикладных рекомендаций в области педагогики, направленных на развитие этой важной для общества профессии. Каждая профессия обладает своим социокультурным пространством, которое воспроизводит рамки, определяющие характер взаимоотношений специалистов с государством и внутри данной профессиональной группы. При формировании профессиональной культуры курсантов в ходе образовательного процесса учитывается ряд факторов: государственные приоритеты, социально-экономический контекст, правовая политика, социальная политика, специфика профессиональных отношений. Трансформации в сфере экономики, политики, духовной жизни общества обеспечивают систематическое изменение профессиональной культуры сотрудников. Социокультурные установки российского общества и ценностно-символическая составляющая социальной политики влияют на нормы и ценности сотрудников правоохранительных органов, как действующих, так и курсантов. Профессиональная культура правоохранительных органов содержит противоречивые элементы еще и потому, что с одной стороны, специалисты, являясь агентами правового, демократического государства, должны выполнять основную цель государства и наивысшую цель своей службы - охрана и защита прав и свобод, жизни и здоровья человека и гражданина, а с другой - призваны бороться (иногда даже и нейтрализовывать) с преступными элементами (теми же гражданами, того же государства), ведущими противоправный, аморальный образ жизни.

Обобщение теоретических исследований профессиональной культуры сотрудника ОВД, позволяет сформулировать и предложить практикам полицейского менеджмента, кадровой работы,

педагогическому составу, руководству ведомственных вузов МВД России ряд рекомендаций, нацеленных на решение проблем в области педагогики в целом при формировании профессиональной культуры курсантов. В их числе ключевыми являются следующие предложения:

-объединение представителей правоохранительной деятельности и образование организационных структур, позволяющих осуществлять совместную деятельность по решению конкретных профессиональных задач;

- формирование самосознания курсантов в зависимости от окружающей обстановки;

- закрепление профессиональных требований к курсантам, как будущим кандидатам на должность в ОВД и функционирующим сотрудникам, имеющим в своей основе этическую природу, выражающихся в нормативных актах.

- стимулирование на местах образованности (повышение квалификации), самоконтроля, самодисциплины курсантов, повышение роли полицейских деонтологических норм профессиональной этики, репутационных механизмов «контроля снизу»;

- совершенствование предметной стороны и образовательных технологий, воспитательной работы в рамках компетентного подхода и усиления практической направленности обучения.

Литература

1.Алиева С.В. Профессиональная культура государственных и муниципальных служащих:состояние и условия инновационной трансформации: автореф. дис. доктора соц. наук. Ростов-на-Дону. - 2007. 46 с.

2.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М., 1991. 575 с.

3.Коловская Л.В., Ковалевич И.А Информационная культура. Красноярск, -2012. 86 с.

4.Комлев Ю.Ю Адаптация и закрепление молодых специалистов в ОВД в контексте полицейской реформы: результаты социологических исследований / / Вестник Казанского юридического института МВД России. КЮИ МВД России. - 2015.- № 1 (19).-С. 6-18.

Б.Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. -PrenticeHall, 1983. 512 с.

6.Миллс Ч. Профессиональная идеология социопатологов / перевод с английского Корбута А.М. // Социологический журнал. - 2013. № 1.- С.20.

7.Ярская-Смирнова Е.Р. Профессиональная культура: опыт социологической рефлексии. - М., 2014. 148 с.

8.LaveJ. undWengerE.: SituatedLearning: LegitimatePeripheralParticipation. -CambridgeUniversityPress, 1991.Р.59-87.

9.Margerison C.J., McCann D. Team Management Wheel // International Journal of Career Management. - 1990. V.2. No 1.- P. 23-31.

10.Marsh G. The community of circumstance—a tale of three cities: community participation in St Kilda, Knox, and Lewisham. In: Chekki DA, ed. Research in community sociology. Varieties of community sociology. Greenwich, CT: Jai Press. - 1999. V. 9. - Р. 65-88.

11.Mills C.W. The professional ideology of social pathologists / / American Journal of Sociology.-1943. V. 49. No. 2.-P. 165-180.

12.Parsons T. The Professions and Social Structure (1939) // Parsons T. Essays in Sociological Theory (Revised Edition). New-York The Free Press. - 1966.V. 6. - P. 34-46.

13.Wenger E. Communities of Practice: Learning, Meaning, and Identity. Cambridge University Press, 1998. Р.142.

14.Wilensky H. L. The professionalization of everyone? // American Journal of Sociology/ -1964. - V. 70. (№2).- P. 137 - 158.

References

1.Alieva S.V. Professional'naya kul'tura gosudarstvennyh i municipal'nyh sluzhashchih:sostoyanie i usloviya in-novacionnoj transformacii: avtoref. dis. doktora soc. nauk. Rostov-na-Donu. - 2007. 46 s.

2.Dyurkgejm EH. O razdelenii obshchestvennogo truda. Metod sociologii. -M., 1991. 575 s.

3.Kolovskaya L.V., Kovalevich I.A Informacionnaya kul'tura. Krasnoyarsk, -2012. 86 s.

4.Komlev YU.YU Adaptaciya i zakreplenie molodyh specialistov v OVD v kontekste policejskoj reformy: rezul'taty sociologicheskih issledovanij / / Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. KYUI MVD Rossii. - 2015.- № 1 (19).-S. 6-18.

5.Mincberg G. Struktura v kulake: sozdanie ehffektivnoj organizacii. -PrenticeHall, 1983. 512 s.

6.Mills CH. Professional'naya ideologiya sociopatologov / perevod s anglijskogo Korbuta A.M. // Sociologicheskij zhurnal. - 2013. № 1.- S.20.

7.YArskaya-Smirnova E.R. Professional'naya kul'tura: opyt sociologicheskoj refleksii. - M., 2014. 148 s.

8.LaveJ. undWengerE.: SituatedLearning: LegitimatePeripheralParticipation. -CambridgeUniversityPress, 1991.R.59-87.

9.Margerison C.J., McCann D. Team Management Wheel // International Journal of Career Management. - 1990. V.2. No 1.- P. 23-31.

10.Marsh G. The community of circumstance—a tale of three cities: community participation in St Kilda, Knox, and Lewisham. In: Chekki DA, ed. Research in community sociology. Varieties of community sociology. Greenwich, CT: Jai Press. - 1999. V. 9. - R. 65-88.

11.Mills C.W. The professional ideology of social pathologists / / American Journal of Sociology.-1943. V. 49. No. 2.-P. 165-180.

12.Parsons T. The Professions and Social Structure (1939) // Parsons T. Essays in Sociological Theory (Revised Edition). New-York The Free Press. - 1966.V. 6. - P. 34-46.

13.Wenger E. Communities of Practice: Learning, Meaning, and Identity. Cambridge University Press, 1998. R.142.

14.Wilensky H. L. The professionalization of everyone? / / American Journal of Sociology/ -1964. - V. 70. (№2).- P. 137 - 158.

УДК 379.8.09

Д.В.Шамсутдинова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВО

В статье раскрыты базовые научные положения о культурно-досуговой деятельности на основе выявления ее воспитательных ресурсов; выявлены системные условия реализации личностью своего культурно-досугового потенциала на основе раскрытия творческих потребностей и интересов; выявление главных механизмов культурной политики Татарстана рассмотрены на примере обращения к основным законодательным проектам; раскрыты взаимосвязи между потенциалом личности и ее культурно-досуговой деятельностью; выявлены механизмы раскрытия потенциала личности на основе расширения сферы деятельности Казанского государственного института культуры. Применены схемы анализа социокультурной интеграции личности в общество на основе выявления взаимосвязи между человеком и средой, культурой и глобализационными процессами; расширены представления о свойствах культурно-досуговой деятельности. Использование системы воспитательных ресурсов культурно-досуговой деятельности раскрыто в системе культурологического анализа и деятельностного подхода.

Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, социокультурная интеграция, глобализация, социально-культурная деятельность, молодежь, социально-культурная практика

Dilbar V. Shamsutdinova, THE USE OF SYSTEM OF EDUCATIONAL RESOURCES OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF SOCIO-CULTURAL INTEGRATION OF THE INDIVIDUAL INTO SOCIETY

The article examines the basic scientific provisions on cultural and recreational activities on the basis of identifying its educational resources; reveals the systemic conditions for the individual to realize his cultural and recreational potential on the basis of disclosure of creative needs and interests; reveals the relationships between the individual's potential and its cultural and leisure activities; reveals the mechanisms for revealing the potential of the individual on the basis of expanding the scope of the Kazan State Institute of Culture.The identification of the main mechanisms of the cultural policy of Tatarstan is examined with reference to the main legislative projects.Schemes of the analysis of the socio-cultural integration of the individual into society are applied on the basis of the identification of relationship between man and environment, culture and globalization processes; the ideas about the properties of cultural and recreational activities are expanded. The use of the system of educational resources of cultural and recreational activities is disclosed in the system of cultural analysis and the activity approach.

Keywords: cultural and leisure activities, socio-cultural integration, globalization, socio-cultural activities, youth, socio-cultural practice.

Использование системы воспитательных ресурсов культурно-досуговой деятельности связано с реализацией новых техногенных и информационных технологий в расширении социального и культурного сознания молодежи. Социально-культурная интеграция личности - это понятие, связанное с развитием современных процессов общества, которые на сегодня реализуют масштабные глобальные и культурные изменения, приводящие к новым результатам и реформам, в том числе и в социокультурной сфере. Важно отметить, что культура личности сегодня определяется новыми компетенциями, обеспечивающими ее интеграцию в социум на основе новейших информационных технологий, стремления к катализаторным и функциональным направлениям профессиональной деятельности, реализации системы нового мировоззрения на основе смысловых изменений социокультурной деятельности.

Культурно-досуговая деятельность сегодня связана с рядом направлений, приводящих к серьезным изменениям в сфере инноваций, в том числе направленных на социокультурную интеграцию личности в общество. В частности, это отмечено в новых документах, которые принимает правительство Татарстан: так, в приказе на объявление конкурса "Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан" реализуются проекты, ориентированные на решение проблем социального и гуманитарного развития Республики Татарстан. Они направлены на повышение инновационного потенциала Республики Татарстан, привлечение молодежи к творчеству, содействию использованию интеллектуального потенциала регионов России [3].

Система формирования социокультурных кадров - это система образовательных и проектных ресурсов, обеспечивающих новые направления в развитии социокультурного мировоззрения лично-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.