Научная статья на тему 'Структура самосознания женщин с разным опытом материнства: синергетический подход'

Структура самосознания женщин с разным опытом материнства: синергетический подход Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
225
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ / МАТЕРИНСТВО / САМОСОЗНАНИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА САМОСОЗНАНИЯ / СИНЕРГЕТИКА / СМЫСЛОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / LIFE EXPERIENCE / MOTHERHOOD / CONSCIOUSNESS / EXISTENTIAL SEMANTIC STRUCTURE OF CONSCIOUSNESS / SYNERGETRICS / SEMANTIC FORMATIONS / PERSONAL VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костарева Елена Николаевна

В статье рассматривается вопрос взаимосвязи особенностей самосознания и жизненного опыта личности, представлены результаты эмпирического исследования, цель которого – сравнительный анализ пространственно-временной психосемантической структуры самосознания женщин с разным опытом материнства. В структуре самосознания женщин, имеющих детей, выявлена личностная ценность семейного благополучия, интегрирующая смыслы детско-родительских и супружеских отношений, материального достатка и общения. В самосознании женщин, не имеющих детей, обнаружены не связанные между собой потенциальные личностные ценности материнства и досуга, ориентированные на будущее и задающие альтернативные варианты развития и самоопределения женщин. На основе методологии синергетики обоснованы параметры системно-структурного анализа самосознания. Установлено, что самосознание женщин, имеющих детей, структурно оформлено и отличается относительной упорядоченностью и стабильностью. Самосознание женщин, не имеющих детей, структурно оформлено, но характеризуется нестабильностью и сравнительно меньшей упорядоченностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPA

In article the question of interrelation of features of consciousness and life experience of the person is considered. Results of empirical research, which purpose the comparative analysis existential psychosemantics structures of consciousness of women with different experience of motherhood are submitted. In structure self-consiousness of the women having children, the personal value of family well-being integrating senses of child-parental and matrimonial relations, a material prosperity and dialogue is revealed. In self-consciousness women who are not having children, the potential personal values of motherhood not connected among themselves and the leisure, focused on the future and specifying alternative variants of development and self-determination of women are found out. On the basis of methodology of synergetrics parameters of the system structural analysis of consciousness are proved. The consciousness of the women having children is established, that, made structurally out and differs relative orderliness and stability. The consciousness of the women who are not having children, is made structurally out, but characterized by instability and rather smaller orderliness.

Текст научной работы на тему «Структура самосознания женщин с разным опытом материнства: синергетический подход»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-4-46 УДК 591.147.046

СТРУКТУРА САМОСОЗНАНИЯ ЖЕНЩИН С РАЗНЫМ ОПЫТОМ МАТЕРИНСТВА: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Костарева Е.Н.

В статье рассматривается вопрос взаимосвязи особенностей самосознания и жизненного опыта личности, представлены результаты эмпирического исследования, цель которого - сравнительный анализ пространственно-временной психосемантической структуры самосознания женщин с разным опытом материнства. В структуре самосознания женщин, имеющих детей, выявлена личностная ценность семейного благополучия, интегрирующая смыслы детско-родительских и супружеских отношений, материального достатка и общения. В самосознании женщин, не имеющих детей, обнаружены не связанные между собой потенциальные личностные ценности материнства и досуга, ориентированные на будущее и задающие альтернативные варианты развития и самоопределения женщин. На основе методологии синергетики обоснованы параметры системно-структурного анализа самосознания. Установлено, что самосознание женщин, имеющих детей, структурно оформлено и отличается относительной упорядоченностью и стабильностью. Самосознание женщин, не имеющих детей, структурно оформлено, но характеризуется нестабильностью и сравнительно меньшей упорядоченностью.

Ключевые слова: жизненный опыт, материнство, самосознание, пространственно-временная семантическая структура самосознания, синергетика, смысловые образования, личностные ценности.

SPAСE-TEMPORAL STRUCTURE OF SELF-AWARENESS OF WOMEN WITH DIFFERENT EXPERIENCES MOTHERHOOD SYNERGETIC APPROACH

Kostareva E.N.

In article the question of interrelation of features of consciousness and life experience of the person is considered. Results of empirical research, which purpose -the comparative analysis existential psychosemantics structures of consciousness of women with different experience of motherhood are submitted. In structure self-consiousness of the women having children, the personal value of family well-being integrating senses of child-parental and matrimonial relations, a material prosperity and dialogue is revealed. In self-consciousness women who are not having children, the potential personal values of motherhood not connected among themselves and the leisure, focused on the future and specifying alternative variants of development and self-determination of women are found out. On the basis of methodology of synergetrics parameters of the system - structural analysis of consciousness are proved. The consciousness of the women having children is established, that, made structurally out and differs relative orderliness and stability. The consciousness of the women who are not having children, is made structurally out, but characterized by instability and rather smaller orderliness.

Keywords: life experience, motherhood, consciousness, existential semantic structure of consciousness, synergetrics, semantic formations, personal values.

На протяжении всей своей жизни человек приобретает неповторимый жизненный опыт. Материнство в жизни женщины выступает примером ситуации, ярко представляющей данный процесс. Материнство охватывает все бытийные измерения: от физиологии беременности, изменений в видах деятельности и ритме жизни, расширения семьи, изменения социального статуса, до пе-

реосмысления тем любви, смысла жизни. Многоплановость жизненного опыта женщины-матери можно охарактеризовать на основе дифференциации жизненных миров на мир телесности и мир деятельности, внутренний мир, культурный, общественный и духовный мир, мир высшего (по Е.Б. Старовойтенко) [13], каждый из которых трансформируется.

Переосмысление жизненного опыта образует основное содержание самосознания (СС) личности [12]. Результатом интеграции жизненного опыта в СС выступают пространственно-временные семантические структуры, представляющие собой совокупность относительно устойчивых связей психологического времени личности и субъективного пространства значений и смыслов (Г.А. Ковалев) [6], [7]. В силу регулятивного влияния СС на поведение и деятельность человека, исследование его структуры и организации особо актуально. От того, каким образом новый жизненный опыт найдет отражение в СС женщины, в частности в психосемантических структурах, зависит самовыражение и самоактуализация женщины в роли матери, качество ее взаимодействий и отношений с другими людьми, с ребенком, принятие женщиной важных решений.

Встает вопрос определения того, как под влиянием опыта материнства может трансформироваться СС женщины? Какими пространственно-временными структурами отличается СС женщин-матерей в сравнении с женщинами, не имеющими детей? Ответы на эти вопросы могут не только расширить теоретические положения о содержании и организации СС личности в контексте жизненного пути, внести вклад в психологическое изучение феномена материнства, но и уточняют перспективы разработки психотехнологий сопровождения женщин на разных этапах становления материнства, что значимо в практическом плане.

Цель представленного в данной статье исследования - сравнительный анализ пространственно-временной психосемантической структуры СС женщин с разным опытом материнства. Различия в опыте материнства рассмотрены через критерий наличия или отсутствия у женщины детей.

Теоретические основы исследования: положения об уровневой организации психического (Б.Ф. Ломов) [8]; концепция психологического хронотопа (Г.А. Ковалев); положения о смысловых образованиях личности (А.Г. Асмолов и др.) [2]; концепция ценностности (Н.И. Непомнящая) [10]; концепция субъективной семантики (Е.Ю. Артемьева) [1]; концепция психологического времени личности (Вл.И. Ковалев [5], Е.И. Головаха, А.А. Кроник [3]).

Обобщение теоретического материала позволило определить СС как порожденную развитием и изменением жизнедеятельности субъекта сложную психологическую систему, которая выполняет функцию регулятора поведения и деятельности и отражает в специфической форме психосемантической пространственно-временной структуры процесс и результат осознания (самопознания, самовыражения, самореализации) субъектом самого себя в пространстве и времени своей жизни. В уровневой организации СС выделяются перцептивный, семантический и амодальный (ядерный) уровни. Перцептивный слой СС характеризует регулируемый и упорядоченный значениями и смыслами сенсорно-перцептивный и представленческий уровень психологического времени и осознания субъектом себя в пространстве действительных жизненных отношений, соотносимых с разными сферами жизни. Семантический слой характеризует отношение субъекта к себе. Самый глубокий ядерный амодальный слой СС личности формируется на основе понятийного мышления и характеризует ценностно-смысловое обобщение времени жизни и осмысление себя в пространстве разных сфер жизнедеятельности.

В эмпирическом исследовании пространственно-временной семантической организации СС женщин с разным опытом материнства, проведенном на выборке женщин, не имеющих детей (67 человек), и женщин, имеющих детей (64 человека), использован комплекс методик. Перцептивный уровень СС изучался посредством методики «Коллаж» (С.А. Минюрова) [9]; на изучение семантического слоя направлены методики вербального семантического дифференциала (В.Ф. Петренко) [11], контент-анализ текстов, создаваемых испытуе-

мыми на основе коллажа; амодальные структуры СС исследовались через кау-зометрическую методику (Е.И. Головаха, А.А. Кроник) [3]. Тема коллажа и самоописания: «Я и моя жизнь». Категории шкалирования по методике семантического дифференциала: «Я» и «Мой идеал человека».

По разным методикам использовался общий перечень сфер жизнедеятельности, к которым испытуемые могли отнести вырезки коллажа и основные события своей жизни (методика «Каузометрия»), а кодировщики - фрагменты текстов (контент-анализ). Это необходимо для определения субъективной вы-деленности для женщин разных сфер и аспектов жизни, их особый смысл, поскольку, согласно концепции ценностности [10], разные сферы жизни и связанное с ними определенное предметно-деятельностное содержание являются ведущим основанием и центрирующим механизмом СС человека.

Исследование пространственно-временной структуры СС в масштабе жизненного пути, приводит к необходимости определения адекватной тере-тико-методологической основы. В современной науке наиболее соответствующей задачам такого подхода является исследовательская программа синергетики (И.С. Добронравова, Ю.Л. Климантович, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, Э. Ласло, Г.Г. Малинецкий, Н.Н. Моисеев, Г. Николис, И. Пригожин, И. Стен-герс, В.С. Степин, Г. Хакен, М. Эйген и др.). В центре внимания синергетики открытые, неравновесные системы, управляемые нелинейными законами и обнаруживающие способность к самоорганизации, к необратимому изменению и развитию, что выражается в изменении пространственно-временной организации. К числу таких систем относится большинство физико-химических, биологических, социокультурных и психологических систем, в том числе и СС личности.

На основе синергетической парадигмы определены параметры анализа СС женщин исследуемых выборок: структурность и упорядоченность. Параметр структурности представляет собой степень оформленности содержания самосознания в виде смысловых образований (СО). СО найдены на основе ана-

лиза корреляционных связей показателей разных методик по сопоставимым сферам жизни. Такой подход соответствует концепции СО как связной системы личностных смыслов [2]. Степень упорядоченности СС может быть охарактеризована через согласованность компонентов релевантного содержания по уровням и по особенностям их связей (корреляций) между собой. Об упорядоченности свидетельствует следующее: 1) компоненты одного содержательного аспекта имеют «сквозной» характер относительно уровней СС; 2) разные содержательные аспекты согласованы между собой, взаимосвязаны.

Обсуждение результатов. На первом этапе анализа эмпирических данных были выявлены СО в СС женщин, исследуемых выборок. Ориентиром выступили следующие теоретические положения [2]: 1) центром СО является связная система личностных смыслов; 2) СО производны от реального бытия субъекта, его объективной позиции в обществе; 3) СО предметны - ориентированы на предмет деятельности, т.е. смысл всегда есть смысл чего-то; 4) СО независимы от осознания; некодифицируемы (не поддаются прямому воплощению в системе значений). СО были определены на основе анализа корреляционных связей показателей сопоставимых сфер жизнедеятельности по разным методикам, используемым в исследовании. В результате чего получена информация о предметной и уровневой отнесенности СО.

У женщин, имеющих детей, в показателях СС обнаружен ряд коррелли-рующих переменных, представляющих на разных уровнях психического отражения ряд жизненных сфер (табл. 1). Взаимосвязанными оказались относящиеся к сфере семейных отношений переменные коллажа (соответствуют перцептивному уровню), контент-анализа (соответсвуют семантическому уровню) и каузометрии (амодальный уровень). Взаимосвязаны переменные коллажа (перцептивный уровень) и каузометрии (амодальный уровень) по сфере материального достатка. Аналогично взаимосвязаны переменные коллажа и каузометрии по сфере общения.

Таблица 1

Корреляции компонентов смыслового образования «Семейное и материальное благополучие» в самосознании женщин, имеющих детей

Методика Коллаж Контент-анализ Каузометрия

Переменные супруг S н (D общение w о н с о досуг дети супруг семья w общение w досуг w достаток w дети w рождения детей а рождения детей

Коллаж супруг 79 54 57 30 25 39 33 46

дети 52 56 27 37 30 40

общение 58 31 27 37 38

достаток 38 35 31 35

Контент-анализ досуг 25 28

дети 50

супруг

семья

Каузометрия w общения 48 60 61

w досуг 38 34

w достаток 64 61

w дети 77

w рождения детей 41

а рождение детей

Примечание: 1) нули опущены; 2) приведены только значимые коэффициенты при г > г 0,5; 3) м> -включенность жизненной сферы в субъективную картину жизненного пути; а - актуальность события в субъективной картине жизненного пути.

На основе анализа корелляций определены следующие СО в СС женщин, имеющих детей: «Семейные отношения», «Материальный достаток», «Общение». Примечательно, что выявленные содержательные аспекты оказались взаимосвязаны между собой (табл. 1), что позволяет нам говорить о существовании более крупного, разнообразного по содержанию СО «Семейное и материальное благополучие» (рис. 1).

Считаем, что СО «Семейное и материальное благополучие» в структуре СС женщин, имеющих детей, представляет собой собственно личностную цен-

ность так как проявляет себя на всех уровнях структуры СС (на перцептивном, семантическом и ядерном амодальном); осознанно и вербально оформлено в самоописаниях; темпорально охватывает все временные перспективы, в том числе перспективу будущего; носит предметный характер (соотнесено с семейными отношениями и материальным благополучием); производно от реального бытия женщин.

Рисунок 1

Смысловое образование «Семейное и материальное благополучие» в самосознании женщин, имеющих детей

Перцептивный слой

Пространство: дети, муж, достаток, общение.

Время: настоящее - будущее

,_Л_1 ,__Л_,_1

Семантический слой Амодальный слой

Пространство: муж, семья. Пространство: дети, достаток, будущее

Время: прошлое - будущее Время: настоящее, будущее

Итак, СС женщин, имеющих детей, структурно оформлено и отличается относительной упорядоченностью. Это существенно для дальнейшего анализа процесса самоорганизации системы СС (синергетический подход позволяет рассматривать системы в единстве их статических и динамических характеристик).

В СС женщин, имеющих детей, разные смыслы и содержания в представлениях и оценках «Я» «стянуты» вокруг жизни семьи и роли женщины в семейных отношениях. Выявленная ценность семейных отношений и материального благополучия в пространственно-временной структуре СС женщин-матерей является центростремительной силой, которая удерживает и стабилизирует многообразие проявлений «Я», обеспечивает на определенный период времени единство «Я» матери в пространстве разнообразных жизненных отношений. Поэтому, в целом систему СС женщин этой группы можно определить как относительно стабильную. Однако важно подчеркнуть, что для сложной организации, такой как, например, СС, вообще нерелевантно представление об

устойчивости и устойчивом развитии. Как подчеркивают Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов [4], сложная организация (структура), скорее всего, лишь метаста-бильно устойчива.

Анализ корреляций показал наличие в СС женщин, не имеющих детей, двух содержательных аспектов, сквозных для разных уровней психического отражения и организации субъективного опыта. Коррелируют переменные по сфере досуга на семантическом (контент-анализ) и амодальном уровне (каузо-метрия) (r = 0,28*). Аналогичная картина по сфере детско-родительских (r = 0,30*), семейных отношений (r = 0,28*) (при r > r 0,5). На основе корреляций выявлено наличие двух СО в смысловом содержании СС: «Досуг, развлечения» и «Дети» (рис. 2 и 3). Значимых корреляций между переменными данных СО «Дети» и «Досуг, развлечения» у женщин, не имеющих детей, не выявлено.

Рисунок 2

Смысловое образование «Досуг, развлечения» в самосознании женщин, не имеющих детей

Семйн I нчиСки и С-'ШЙ

Йространст во .досуг. Время: неопределенное.

т

Амодальнын слой

Пространство: досу[; Время; неопределенное.

Рисунок 3

Смысловой образование «Дети» к самосознании женщин, не имеющих деген

Семаитнческн й сл о и

Пространство: дети, семья.

Время: будущее. +

т

Л ми,1 Щ," IК Н Ы Й с, I [1Й

Пространство: деш.

Время: настоящее.

Обнаруженные в СС женщин, не имеющих детей, СО «Дети» и «Досуг, развлечения» отличаются рядом особенностей: 1) они не связаны между собой; 2) осознаны, включены в субъективную картину жизненного пути (на амодаль-ном уровне) и вербально оформлены в самоописаниях (на семантическом уровне); 3) проявляют себя в образах желаемого будущего (на семантическом уровне); 4) но не имеют связи с жизненным контекстом (на перцептивном уровне). Выявленные СО в СС женщин, не имеющих детей, определены как потенциальные личностные ценности, задающие в перспективе будущего альтернативные варианты развития и самоопределения.

Анализ обнаруженных СО позволяет говорить о том, что СС женщин, не имеющих детей, структурно оформлено (выделяются СО, оформленные на двух уровнях психического отражения). Однако СС женщин этой группы характеризуется сравнительно меньшей упорядоченностью в сопоставлении с женщинами, имеющими детей. В пространственно-временной организации СС преобладают центробежные тенденции. Отмечается общая направленность женщин, не имеющих детей, на временную ориентацию будущего («жизнь начинается завтра»). Кроме того, выявленные СО содержательно разнонаправлены: смыслы досуга и развлечений отражают инфантильную позицию - эгоистическую направленность на получение удовольствий, напротив смыслы детско-родительских отношений и материнства представляют более зрелую тенденцию

- проявление заботы и ответственности. Система СС женщин, не имеющих детей, разрозненна как в плане доминирующих предметных областей (сфер жизни), так и в плане временной перспективы, и поэтому в целом неустойчива, нестабильна.

В контексте жизненного пути регулятивные функции пространственно-временной психосемантической организации СС реализуются в ситуациях жизненного выбора. Например, пространственно-временные семантические структуры самосознания женщин выступают субъективными основаниями жизненного выбора, связанного с материнством. Одна из таких ситуаций - ситуация репродуктивного выбора в начале беременности, когда решение вынашивать или прерывать беременность имеет в качестве субъективных основ (а также факторов адаптации к беременности) смыслы и ценности женщин относительно собственного «Я» и своей жизни. Это ситуация жизненного выбора, когда на основе системной ситуационно-личностной детерминации включается бифуркационный механизм каскадного типа, приводящий к необратимым трансформациям самосознания женщин.

Синергетический поход к проблеме структуры и эволюции самосознания в связи с жизненным опытом, в том числе с опытом жизненного выбора позволяет формулировать и обсуждать ряд теоретических и практических вопросов, значимых для дальнейшего изучения самосознания личности.

Выводы

1. Перспективным направлением изучения СС личности выступает подход к СС как к сложной системе представлений, значений, смыслов и ценностей относительно собственного «Я» в связи с особенностями жизненного опыта человека. Адекватной данному подходу теоретико-методологической основой является исследовательская программа синергетики.

2. Материнство является примером ситуаций, в которых под влиянием нового жизненного опыта пространственно-временная семантическая органи-

зация СС трансформируется. В силу этого СС женщин, имеющих и не имеющих детей, имеет специфические различия.

3. В пространственно-временной семантической структуре СС женщин обнаружены особые СО, связанные с определенным содержанием и выраженные на разных уровнях психического отражения и субъективного пространства-времени.

4. В структуре СС женщин, имеющих детей, выявлена личностная ценность семейного и материального благополучия. В СС женщин, не имеющих детей, обнаружены потенциальные личностные ценности материнства и досуга, развлечений, ориентированные на будущее и задающие альтернативные варианты развития и самоопределения женщин.

5. СС женщин, имеющих детей, структурно оформлено и отличается относительной упорядоченностью и стабильностью. Система СС женщин, не имеющих детей, структурно оформлена, но характеризуется сравнительно меньшей упорядоченностью, что в целом обуславливает её неустойчивость, нестабильность.

6. Регулятивные функции пространственно-временной психосемантической организации СС реализуются в ситуациях жизненного выбора, означающего с точки зрения синергетики бифуркационную точку, переломный, приводящий к необратимым трансформациям самосознания момент эволюционирования. Примером подобной ситуации в жизни женщины выступает репродуктивный выбор материнства или инфантицида (аборт) в начале беременности.

Список литературы

1. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука, Смысл, 1999. 352 с.

2. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Суббот-ский Е.В., Хараш А.У., Цветкова Л.С. Некоторые перспективы исследования

смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 3. С. 35 -45.

3. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. М.: Смысл, 2008. 267 с.

4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994. 236 с.

5. Ковалев Вл.И. Личностное время и жизненный путь личности // Психология личности и время жизни человека: Сборник научных докладов по материалам Всесоюзной научной конференции. Черновцы, ЧГУ, 1991.

6. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. №1. С. 14 - 24.

7. Ковалев Г.А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика: автореферат дис. ... доктора психологических наук: 19.00.01 / НИИ общей и пед. психологии. Москва, 1991. 51 с.

8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. 349 с.

9. Минюрова С.А. Психологическое сопровождение материнства: Смысловое переживание материнства: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; Урал. гос. пед.ун-т. Екатеринбург, 2005. 116 с.

10. Непомнящая, Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 192 с.

11. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 208 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: ПИТЕР, 1998. 705

с.

13. Старовойтенко Е.Б. Модель персонологии в парадигме жизни // Мир психологии. № 1 (61). 2010. С. 157 - 172.

References

1. Artemeva E.Yu. Osnovy psikhologii subektivnoy semantiki [The foundation of psychology of subjective semantics]. M.: Nauka, Smysl, 1999. 352 p.

2. Asmolov A.G., Bratus' B.S., Zeygarnik B.V., Petrovskiy V.A., Subbotskiy E.V., Kharash A.U., Tsvetkova L.S. Nekotorye perspektivy issledovaniya smyslovykh obrazovaniy lichnosti [Some prospect of research of semantic formations of the person]. Voprosypsikhologii, no. 3 (1979): 35 - 45.

3. Golovakha E.I., Kronik A.A. Psikhologicheskoe vremya lichnosti [Psychological time of the person]. M.: Smysl, 2008. 267 p.

4. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Zakony evolyutsii i samoorganizatsii slozhnykh system [Law of evolution and self-organizing of complex systems]. M.: Nauka, 1994. 236 p.

5. Kovalev Vl.I. Lichnostnoe vremya i zhiznennyy put' lichnosti [Personal time and a life of the person]. Psikhologiya lichnosti i vremya zhizni cheloveka: Sbornik nauchnykh dokladov po materialam Vsesoyuznoy nauchnoy konferentsii [Psychology and human lifetime: Proceedings of reports on the All-Union Scientific Conference]. Chernovtsy, ChGU, 1991.

6. Kovalev G. A. Voprosy psikhologii, no. 1 (1993): 14 - 24.

7. Kovalev G.A. Psikhologicheskoe vozdeystvie: teoriya, metodologiya, praktika [Psychological influence: the theory, methodology, practice]. Moscow, 1991. 51 p.

8. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. M.: Nauka, 1999. 349 p.

9. Minyurova S.A. Psikhologicheskoe soprovozhdenie materinstva: Smyslovoe perezhivanie materinstva [Psychological support of motherhood: Semantic experience of motherhood]. Ural. gos. ped.un-t. Ekaterinburg, 2005. 116 p.

10. Nepomnyashchaya N.I. Psikhodiagnostika lichnosti: teoriya i praktika [Psychodiagnostics of the person: the theory and practice]. M.: Gumanit. izd. Tsentr VLADOS, 2001. 192 p.

11. Petrenko V.F. Psikhosemantika soznaniya [Psihosemantika of consciousness]. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1988. 208 p.

12. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Basis of the general psychology]. SPb.: PITER, 1998. 705 p.

13. Starovoytenko E.B. Model' personologii v paradigme zhizni [Model of personology in a paradigm of a life]. Mir psikhologii, no. 1 (2010): 157 - 172.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Костарева Елена Николаевна, старший преподаватель кафедры социальной психологии, конфликтологии и управления

Уральский государственный педагогический университет пр. Космонавтов, 26, г. Екатеринбург, 620017, Россия E-mail: e-kosta@ya. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Kostareva Elena Nikolaevna, senior lecturer of the Department of social psychology, conflict studies and management

Ural State Pedagogical University

26, prosp. Kosmonavtov, Yekaterinburg, 620017, Russia

E-mail: e-kosta@ya. ru

Рецензент:

Минюрова Светлана Алигарьевна, директор Института психологии УрГПУ, доктор психологических наук, профессорз

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.