Научная статья на тему 'Материнство как специфическое новообразование самосознания и личности женщины'

Материнство как специфическое новообразование самосознания и личности женщины Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1225
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / САМОСОЗНАНИЕ / ОБРАЗ-Я / САМООТНОШЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / A MOTHER / A SELFCONSCIOUSNESS / SELF-IMAGE / SELF-ATTITUDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Устинова Н. А.

В данной статье анализируется основные подходы к феномену самосознания, обосновывается подход к материнству как к особой стадии идентификации, адаптации и развития самосознания женщины, выделяются детерминанты развития самосознания матери, раскрываются особенности формирования самосознания матери, выделяется и описывается структурная организация самосознания матери.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTHERHOOD AS A SPECIFIC TUMORS AND IDENTITY OF THE PERSON FEMALE

This article discusses the main approaches to the phenomenon of self-consciousness, grounded approach to motherhood as a special stage of the identification, adaptation and development of her consciousness, stand the determinants of self-mother, describes the peculiarities of formation of self-mother, is highlighted and described the structural organization of self-consciousness of the mother.

Текст научной работы на тему «Материнство как специфическое новообразование самосознания и личности женщины»

Библиографический список

1. Лихачев, Д.С. Письма о добром. - СПб.: «logos», 2007.

2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / под. ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. Яз., 1983.

3. Даль, В. // Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - М.: Прогресс, 1994.

4. Галицких, Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учебно-методическое пособие. - М.: Академический Проект, 2004.

5. Братченко, С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М., 1997.

6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебное пособие. - Ростов на Дону: Феникс, 1997.

7. Словарь иностранных слов. - М.: Рус. Яз., 2001.

8. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков / Г.У.Солдатова , Л.А. Шайге-

рова., О. Д. Шарова. - М.: Генезис, 2000.

9. Андреева, Г.М. Социальная педагогика: учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект- пресс, 1999.

10. Вачков, И.В. Такие разные учителя или новая типология педагогов // Школьный психолог. - 2005. - Вып. 5.

11. Асмолов, А.Г. Толерантность в общественном сознании России. - М.: ИЭАРАЮ, 1998.

12. Декларация принципов толерантности // Век толерантности. - 2001. - Вып.1.

13. Бондарева, С.К. Толерантность ( введение в проблему) / С.К. Бондарева, Д.В. Колесов. - М.; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003.

14. Оллпорт, Г. Природа предубеждения // Век толерантности: научно-публицистический вестник. - 2003. - Вып. 5.

15. Зайцева, М.И. Проект «Подросток и толерантность» // Справочник классного руководителя. - 2007. - Вып. 1.

16. Митина, Л.М. профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология // Народное образование. - 1998. -Вып. 9.

Bibliography

1. Lihachev, D. S. Pis'ma o dobrom. - SPb.: “logos”, 2007.

2. Ozhegov, S. I. Slovar' russkogo yazyka: ok. 57000 slov / pod. red. N. Yu. Shvedovoj. - M.: Rus. Yaz., 1983.

3. Dal', V. // Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka: v 4 t. - M.: Progress, 1994.

4. Galickih, E. O. Dialog v obrazovanii kak sposob stanovleniya tolerantnosti: uchebno-metodicheskoe posobie. - M.: Aka-demicheskij Proekt, 2004.

5. Bratchenko, S. L. Mezhlichnostnyj dialog i ego osnovnye atributy // Psihologiya s chelovecheskim licom: gumanisticheskaya perspektiva v postsovetskoj psihologii. - M., 1997.

6. Zimnyaya, I. A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnoe posobie. - Rostov na Donu: Feniks, 1997.

7. Slovar' inostrannyh slov. - M.: Rus. Yaz., 2001.

8. Soldatova, G. U. Zhit' v mire s soboj i drugimi: trening tolerantnosti dlya podrostkov / G. U. Soldatova , L. A. Shajge-rova., O.

D. Sharova. - M.: Genezis, 2000.

9. Andreeva, G. M. Social'naya pedagogika: uchebnik dlya vysshih uchebnyh zavedenij. - M.: Aspekt- press, 1999.

10. Vachkov, I. V. Takie raznye uchitelya ili novaya tipologiya pedagogov // Shkol'nyj psiholog. - 2005. - Vyp. 5.

11. Asmolov, A. G. Tolerantnost' v obschestvennom soznanii Rossii. - M.: IARAYu, 1998.

12. Deklaraciya principov tolerantnosti // Vek tolerantnosti. - 2001. - Vyp. 1.

13. Bondareva, S. K. Tolerantnost' ( vvedenie v problemu) / S. K. Bondareva, D. V. Kolesov. - M.; Voronezh: NPO MODK, 2003.

14. Ollport, G. Priroda predubezhdeniya // Vek tolerantnosti: nauchno-publicisticheskij vestnik. - 2003. - Vyp. 5.

15. Zajceva, M. I. Proekt “Podrostok i tolerantnost'” // Spravochnik klassnogo rukovoditelya. - 2007. - Vyp. 1.

16. Mitina, L. M. professional'noe zdorov'e uchitelya: strategiya, koncepciya, tehnologiya // Narodnoe obrazovanie. - 1998. - Vyp. 9.

Статья поступила в редакцию 07.06.11

УДК 371:351.851

Ustinova N.A. MOTHERHOOD AS A SPECIFIC TUMORS AND IDENTITY OF THE PERSON FEMALE. This article discusses the main approaches to the phenomenon of self-consciousness, grounded approach to motherhood as a special stage of the identification, adaptation and development of her consciousness, stand the determinants of self-mother, describes the peculiarities of formation of self-mother, is highlighted and described the structural organization of self-consciousness of the mother.

Key words: a mother, a selfconsciousness, Self-image, self-attitude.

Н.А. Устинова, доц. УрГПУ, г. Екатеринбург, E-mail: ustinvsta@mail.ru

МАТЕРИНСТВО КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ И ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИНЫ

В данной статье анализируется основные подходы к феномену самосознания, обосновывается подход к материнству как к особой стадии идентификации, адаптации и развития самосознания женщины, выделяются детерминанты развития самосознания матери, раскрываются особенности формирования самосознания матери, выделяется и описывается структурная организация самосознания матери.

Ключевые слова: материнство, самосознание, образ-Я, самоотношение, самореализация.

Проблема самосознания принадлежит к числу фундаментальных и актуально значимых как в теоретических, так и в прикладных аспектах. Значимые качественные изменения в самосознании женщины происходят, когда она становится матерью.

Рассматривая проблему самосознания матери можно выделить два основных направления: первое направление, в котором самосознание женщины рассматривается с позиции ее материнской роли (Т.В. Леус, С.А. Минюровой, Е.А. Тетерле-вой, М.Ю. Чибисова, Т.Н. Счастная и др.) и второе направление, где материнское самосознание рассматривается как самостоятельная категория (С. Ю. Мохова, Н. Н. Васягина).

Так, С.Ю. Мохова под самосознанием матери понимает осознание себя субъектом системы психологических отношений. В психологические отношения автор включает потребности, эмоциональное отношение, когнитивное отношение и отношение к самому себе - самоотношение. Это способствует формированию когнитивного и эмоционально-ценностного отношения к себе как к родителю. Основные компоненты самосознания становятся более дифференцированными благодаря выделению вполне независимой от успешности в профессиональной деятельности родительской роли. В структуре самосознания каждого родителя хранится опыт его воспитания, приемы воздействия (вербального и невербального) со стороны своего родителя, которые могут быть воспроизведены в практике воспитания своих детей. Однако «идеальное родительское Я» и «реальное родительское Я» имеют точку соприкосновения в процессе регуляции отношений к ребенку [1, с. 45].

Однако, на наш взгляд это определение не в полной мере раскрывает содержательные аспекты самосознания матери.

В концепции, разработанной Васягиной Н.Н. самосознание матери понимается как сложное синтетическое психологически значимое образование, присущее каждой женщине -матери, состоящее из трех взаимосвязанных структурных компонентов (самопостижение, самоотношение, саморелиза-ция), которые в совокупности определяют содержание ключевых переживаний матери и выступают внутренними факторами рефлексии ее отношения к самой себе и своему ребенку. С процессуальной стороны самосознание матери есть сложный психический процесс, сущность которого состоит в постижении и отражении матерью образа Я, эмоциональноценностном отношении к этому образу и регуляции на этой основе поведения [2, с. 67; 3, с. 67].

В рамках данной концепции автор выделяет три ключевых для исследования самосознания матери вопроса, требующие детального рассмотрения: его природа, онтогенез, детерминанты и структурная организация. Поскольку названные аспекты позволяют глубже понять сущностное содержание самосознания матери, остановимся на них подробнее.

В вопросе о природе самосознания матери единой точки зрения нет. Принято выделять три группы факторов, детерминирующих развития материнской роли: биологические - влияние наследственных, генетически заложенных механизмов взаимодействия с ребенком (Р. Дж. Геллес, Дж. Боулби, К. Лоренц, Е. Панов, Р. Шовен, Х. Монтане, А.С. Батуев и Л.В. Соколова и др.), социальные (культурно - исторические) -отношение к женщине - матери в социуме, престижность материнской роли, личностные особенности женщины, содержание ценностно - смысловой сферы, ментальные обра-зы,стаж материнства и др. (Э. Бадинтер, Ллойд Де Моз, И. С. Кон, Л.С. Выготский, Исуповой О. Г. и др.), биосоциальные -влияние общественных норм и ценностей (М. Мид, Р.Л. Три-верс, В.С. Мухина и др.).

Анализируя представленные точки зрения, автор придерживается позиции, согласно которой материнство формируется под влиянием нераздельных биологических и социальных факторов и, с одной стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой - выступает как особое личностное образование. Материнство - одна из социальных женских ролей, и хотя в женской природе заложена потребность быть матерью, общественные нормы и ценности оказывают существенное влияние

на материнское самосознание. Материнство - это сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности (В.С. Мухина, Л.Б. Шнейдер, М. Мид, Н.Н. Васягина и др.).

Вторая линия анализа при исследовании самосознания матери является вопрос его формирования и развития.

Ряд отечественных и зарубежных психологов, занимающихся изучением онтогенеза материнской сферы, по-разному рассматривают стадии формирования и развития самосознания матери. Так, в фокусе внимания психоаналитически ориентированных исследователей находится психическая история самой матери и период ее беременности. Основное внимание С. Саватье, K. Bonnet, T. Engen, L. Kreisler, D. Pines [4, с. 132] сконцентрировано на значении формирования образов ребенка в воображении будущей матери для принятия ею своего новорожденного ребенка.

Форма и содержание изменений во внутреннем мире матери закладываются задолго до наступления реальной беременности (еще в детском возрасте) и воплощаются в так называемых фантазиях беременности, обнаруженных З. Фрейдом у взрослых пациентов мужчин и женщин. А. Фрейд сделала акцент на том, что каждый из этих символических объектов, проявляющихся в фантазиях беременности, являлся в свое время частью «Я» и претерпел в результате взаимоотношений с другими людьми болезненное отделение от «Я». Она так же подчеркнула, что Эдипова стадия, являясь первой групповой, то есть подлинно социальной стадией, перерабатывает в фантазиях беременности более ранние стадии, и предмет фантазирования приобретает человеческие черты - черты ребенка. К 9-11 годам у ребенка есть уже все психологические средства для того, что бы стать матерью или отцом, чтобы психологически принять ребенка [5, с. 45].

Д. Винникотт пишет, что способность женщины «быть достаточно хорошей матерью» формируется на основе ее опыта взаимодействия с собственной матерью, в игре, во взаимодействии с маленькими детьми в детстве, а так же в процессе собственной беременности и материнства [6, с. 156].

Д. Рафаэль-Леф также считает, что женщина становится матерью с раннего детства. D. Pines отмечает, что отношения матери с ребенком определяются ее собственной историей до и после рождения. Так, внутренние конфликты и тревоги, относящиеся к прошлым стадиям развития, оживают в кризисной точке беременности и воздействуют на реальный образ ребенка [7, с. 78].

В свою очередь O. Caplan, в рамках психоаналитической традиции, предлагает периодизацию развития материнского отношения в ходе беременности с подробным феноменологическим описанием психофизиологических изменений.. [8, с. 101].

Таким образом, с точки зрения психоаналитически ориентированных авторов, осознание себя матерью к ребенку проходит длительный путь становления, начиная с периода беременности, а возможно и раньше - до периода прохождения психосексуальных стадий развития.

Отечественные исследователи также уделяют особое внимание периоду беременности, содержание которого определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства привязанности к ребенку. Как отмечает С.Ю. Мещерякова «Безусловно, важным этапом в становлении материнского поведения является период от зачатия до рождения ребенка. В это же время в организме и психике женщины происходят глобальные преобразования, активно подготавливающие ее к материнству» [9, с. 32].

Изучая формирование чувства привязанности матери к ребенку, В.И. Брутман выделяет основные этапы беременности имеющие, по мнению автора, существенное значение для развития самосознания женщины: фаза преднастройки и фаза первичного телесного опыта:

О существовании сенситивных периодов в развитии материнского инстинкта указывается и в работах А. И. Захарова, который выделяет семь важных этапов, в которых большое

значение отводит отношению девочки со своими родителями. Интересно заметить, что данные периоды имеют много общего с этапами психосексуального развития по З. Фрейду: игровому поведению, стадиям половой идентификации (пубертату, юности) [10, с. 67].

Наиболее фундаментальной работой в области материнства и материнского самосознания является, по нашему мнению, концепция Г.Г Филипповой, в которой, в отличие от предыдущих, представлена целостная картина развития материнской сферы.

Идея о том, что индивидуальный онтогенез материнства проходит несколько этапов, в процессе которых осуществляется естественная психологическая адаптация женщины к материнской роли находит свое воплощение и в работах Н. Н. Васягиной. Автор указывает, что в течение онтогенеза женщины некоторые виды опыта (взаимоотношения с собственной матерью, контакты с младенцами и возникновение к ним интереса в детстве, конкретный опыт взаимодействия с детьми) влияют на содержание отношения матери к ребенку, принятие своей материнской роли и на интерпретацию своих переживаний по поводу материнства. При этом одним из важнейших этапов в становлении материнства считается период беременности, содержание которого определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства привязанности к ребенку. Не менее важным является и период после рождения ребенка, когда происходит его психологическое принятие, как нового члена семьи, и адаптация к нему. Автор подчеркивает, что имеющиеся на сегодняшний момент исследования генезиса материнского самосознания ограничиваются в основном лишь описанием данных периодов. Однако, развитие самосознания матери не исчерпывается указанными периодами. Являясь динамическим образованием, оно содержательно реконструируется под влиянием внешних (объективных) и внутренних (субъективных) условий. Таким образом, на содержание материнской сферы оказывает влияние как предшествующий опыт, но и актуальная жизненная ситуация (личностные особенности женщины, удовлетворенность материнской ролью, стаж материнства и др.).

Резюмируя выше представленные точки зрения, можно отметить, что большинство авторов отмечают тот факт, что предпосылки развития самосознания матери закладываются задолго до момента зачатия ребенка, начиная с взаимодействия с собственными родителями. Однако, наиболее существенным фактором развития самосознания матери является не столько рождение ребенка, сколько взаимодействие с ним. [11, с. 25]

Другим важным моментом при исследовании материнского самосознания является вопрос о его структуре.

Анализ отечественной и зарубежной литературы, а также проведенные под руководством Васягиной Н. Н. эмпирические исследования, позволяют выделить в структуре самосознания матери три компонента: самопостижение и как его результат -представления о себе как о матери, самоотношение, т.е. оценка женщиной того, насколько хорошо она выполняет роль матери, и самореализация, которая рассматривается как процесс организации материнского поведения, особенности взаимоотношений с ребенком (Васягина Н.Н., Рыбакова Е.Н.) [12, с. 41].

Остановимся подробнее на содержательных аспектах каждого из названных компонентов.

Первый компонент самосознания матери - самопостижение. Он представлен непрерывным процессом накопления

Библиографический список

женщиной представлений о себе как матери, их углублению, уточнению, расширению. На первых этапах онтогенеза этот компонент представлен единичными образами себя и своего поведения, связанного с выполнением функций матери. Для более поздних этапов характерно то, что женщина оперирует уже готовыми знаниями о себе, как матери, полученными в разное время в разных ситуациях. Постепенно возникает обобщенный образ Я - мать. В обобщенном образе Я можно выделить следующие составляющие: Я-реальное, Я-

идеальное, будущее Я и, наконец, прошлое Я. Таким образом, самопостижение включает в себя представление о себе как о матери, о выполнении материнских функций, о способах взаимодействия с ребенком, о доминирующем эмоциональном фоне взаимодействия сформировавшиеся в обобщенный Я-образ.

Второй компонент самосознания - самоотношение - заключается в собственном отношении женщины к тому, что она узнает, понимает, открывает относительно себя как матери. Содержание данного компонента представлено конфликтом между представлениями женщины о себе как о матери и о том, какой должна быть идеальная мать. Наличие несоответствия между образом Я-мать и образом идеальной матери побуждает женщину либо к изменению своих отношений с ребенком, либо представлений о себе как матери, либо представлений об идеальной матери. Таким образом самоотноше-ние тесно связано с самопостижением. С одной стороны, отношение матери к себе возникает и формируется в процессе познания себя, с другой - отношение в той форме, в какой оно сложилось на данном этапе выполнения роли матери, существенно влияет на процесс самопостижения, определяя его специфику, направленность и индивидуальный оттенок. Итак, многоступенчатый процесс самопостижения сопряжен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем также обобщаются в эмоционально-ценностное отношение к себе, закрепляются в соответствующую самооценку, которая включается в регуляцию поведения матери.

Третий компонент самосознание матери - самореализация понимается авторами как процесс организации матерью своего поведения, форма регуляции взаимоотношений с ребенком, которая предполагает момент включенности в него результатов самопостижения и самоотношения. Содержание данного компонента представлено эмоциональным сопровождением процесса взаимодействия с ребенком, реагирование на поведение и эмоции ребенка, стили и способы взаимодействия с ним, типом детско-родительстких отношений.

Реальное поведение матери имеет в своей основе представления о себе как о матери, о том какой мать должна быть, а так же субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о собственном ребенке. Эти представления определяют особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него и изменяются по мере взросления ребенка, нарастании его стремления к независимости. С другой стороны специфика самореализации изменяет представление и отношение женщины к себе как к матери [13, с. 51].

Таким образом, самосознание матери представляет собой динамическую систему, представленную взаимозависимостью ее структурных компонентов, при доминировании самопо-стижения. Все структурообразующие основы самосознания матери отражены в самосознании механизмами «идентификация» и «обособление».

1. Рамих, В.А. Материнство как социокультурный феномен: дис. ... д-ра филос. наук. - Ростов-на-Дону, 1997.

2. Гордон, Т. Повышение родительской эффективности // Популярная педагогика. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.

3. Ермихина, М.Ю. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: дис. . канд. психол. наук. - Казань, 2004.

4. Pines, D. Pregnancy and motherhood: Intereraction between fantesy and reality // Brit.J. Med. Psychol. - 1972. - V. 45.

5. Тетерлева, Е.А. Смысловое переживание материнства как новообразование самосознания женщины: дис.. канд. пси-хол. наук. - М.: Институт психологии РАО, 200б.

6. Филиппова, Г.Г. Психология материнства: учебное пособие. - М.: Изд-во ин-та Психотерапии, 2002.

7. Birns, B. Different faces of motherhood. Ed. by B. Berns and D. Hay. - NY.: Plenum Press, 1988.

8. Caplan, O. Concept of Mental Health and Consultation. Washington, DC: US Children Bureau, 1959.

9. Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологи. - 2000. - М 5.

10. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: ЗАО «Институт психологии и психотерапии»,

2002.

11. Савина, Е. А. Родительские представления и установки: понятие, виды, структура // Семейная психология и психотерапия. - 2001. - М З.

12. Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. - 2000. - М З.

13. Barber, V.The mother person. - NY.: Penguin, 1975.

Bibliography

1. Ramih, V. A. Materinstvo kak sociokul'turnyj fenomen: dis. ... d-ra filos. nauk. - Rostov-na-Donu, 1997.

2. Gordon, T. Povyshenie roditel'skoj еffektivnosti // Populyarnaya pedagogika. - Ekaterinburg: ARD LTD, 1997.

3. Ermihina, M. Yu. Formirovanie osoznannogo roditel'stva na osnove sub'ektivno-psihologicheskih faktorov: dis. ...kand. psihol. nauk. - Kazan', 2004.

4. Pines, D. Pregnancy and motherhood: Intereraction between fantesy and reality // Brit.J. Med. Psychol. - 1972. - V. 45.

5. Teterleva, E. A. Smyslovoe perezhivanie materinstva kak novoobrazovanie samosoznaniya zhenschiny: dis.. kand. psihol. nauk.

- M.: Institut psihologii RAO, 200б.

6. Filippova, G. G. Psihologiya materinstva: uchebnoe posobie. - M.: Izd-vo in-ta Psihoterapii, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Birns, B. Different faces of motherhood. Ed. by B. Berns and D. Hay. - NY.: Plenum Press, 1988.

8. Caplan, O. Concept of Mental Health and Consultation. Washington, DC: US Children Bureau, 1959.

9. Mescheryakova, S. Yu. Psihologicheskaya gotovnost' k materinstvu // Voprosy psihologi. - 2000. - М 5.

10. Ovcharova, R. V. Psihologicheskoe soprovozhdenie roditel'stva. - M.: ZAO “Institut psihologii i psihoterapii”, 2002.

11. Savina, E. A. Roditel'skie predstavleniya i ustanovki: ponyatie, vidy, struktura // Semejnaya psihologiya i psihoterapiya. - 2001.

- M> З.

12. Smirnova, E. O. Opyt issledovaniya struktury i dinamiki roditel'skogo otnosheniya / E. O. Smirnova, M. V. Bykova // Voprosy psihologii. - 2000. - М З.

13. Barber, V.The mother person. - NY.: Penguin, 1975.

Статья поступила в редакцию 24.06.11

УДК 377.4, 378

Shafranova O.E. AXIOSTUDIO AS THE FORM OF LIFELONG EDUCATION OF HIGHER SCHOOL TEACHER.

In article the author's educational form used in the course of lifelong education of the higher school teacher is presented. Features of substantial and remedial filling of the offered form are caused by a problem of the axiologocal-caused optimization of professional development of the teacher means of its education.

Key words: lifelong education, higher school teacher, optimization of professional development, axiologo-cal support, axiostudio.

О.Е. Шафранова, канд. пед. наук, доц., ГОУВПО ««Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия», г. Биробиджан, E-mail: olga_shafranova@mail.ru

АКСИОСТУДИЯ КАК ФОРМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье представлена авторская образовательная форма, используемая в процессе непрерывного образования преподавателя высшей школы. Особенности содержательного и процессуального наполнения предлагаемой формы обусловлены задачей ценностно-обусловленной оптимизации профессионального развития преподавателя средствами его образования.

Ключевые слова: непрерывное образование, преподаватель высшей школы, оптимизация профессионального развития, аксиологическое сопровождение, аксиостудия.

Объективное требование необходимости определенного рода усилий для обеспечения гармонизации различных аспектов профессиональной жизни преподавателя высшей школы, а также детерминированная переходом к стратегии «устойчивого развития» трансформация фундаментальных оснований (жизненных и профессиональных ориентиров) профессионализации и непрерывного образования преподавателя, - все это задает актуальность обращения к аксиологическим аспектам оптимизации профессионального развития преподавателя средствами его непрерывного образования.

Активация аксиологических ресурсов непрерывного образования преподавателя высшей школы в деле целенаправленного продвижения профессионала к идеалу Гармонии как ценностному ориентиру цивилизации нового типа требует поиска наиболее адекватных этой задаче образовательных форм и методов. Концептуализация этого поиска привела к определению аксиологического сопровождения профессионального развития преподавателя высшей школы средствами его образования в качестве интегративного аксиолого-педагогического условия искомой активации [1]. Наиболее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.