Научная статья на тему 'Структура мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом у студентов высших учебных заведений неспортивного профиля'

Структура мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом у студентов высших учебных заведений неспортивного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1245
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ВУЗА / МОТИВАЦИЯ / СТРУКТУРА / ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пантюхина Людмила Евгеньевна, Махов Александр Сергеевич, Матвеев Анатолий Петрович, Чайка Жанна Юрьевна

В работе представлена структура мотивов к занятиям физическими упражнениями и спортом у студентов высших учебных заведений на основе корреляционного анализа (рассчитывались ранговые коэффициенты корреляции Спирмена). Дана оценка значимости мотивации для активизации внедрения новых нормативных упражнений на занятиях физкультурой в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пантюхина Людмила Евгеньевна, Махов Александр Сергеевич, Матвеев Анатолий Петрович, Чайка Жанна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of motivation for physical exercises and sports among the students of higher educational institutions of non-sports profile

The article presents the structure of motives for the physical exercises and sports among the students of higher educational institutions on the basis of the correlation analysis (rank correlation coefficients Spearman were calculated). The estimation was given to the significance of motivation to enhance the introduction of the new regulatory exercises in physical education classes at the University.

Текст научной работы на тему «Структура мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом у студентов высших учебных заведений неспортивного профиля»

Статья поступила в редакцию 17.07.2015.

УДК 796.011.1: 159.9

СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НЕСПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ

Людмила Евгеньевна Пантюхина, старший преподаватель, Александр Сергеевич Махов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Анатолий Петрович Матвеев, доктор педагогических наук, профессор, Жанна Юрьевна Чайка, кандидат биологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет

(ФГБОУ ВПО «РГСУ»), Москва

Аннотация

В работе представлена структура мотивов к занятиям физическими упражнениями и спортом у студентов высших учебных заведений на основе корреляционного анализа (рассчитывались ранговые коэффициенты корреляции Спирмена). Дана оценка значимости мотивации для активизации внедрения новых нормативных упражнений на занятиях физкультурой в вузе.

Ключевые слова: студенты вуза, мотивация, структура, занятия физическими упражнениями и спортом.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p206-212

STRUCTURE OF MOTIVATION FOR PHYSICAL EXERCISES AND SPORTS AMONG THE STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF NONSPORTS PROFILE

Ludmila Eugenievna Pantyukhina, the senior lecturer, Alexander Sergeevich Makhov, the

doctor of pedagogical sciences, professor, Department chairman, Anatoly Petrovich Matveev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Jeanne Yurievna Chayka, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow

Annotation

The article presents the structure of motives for the physical exercises and sports among the students of higher educational institutions on the basis of the correlation analysis (rank correlation coefficients Spearman were calculated). The estimation was given to the significance of motivation to enhance the introduction of the new regulatory exercises in physical education classes at the University. Keywords: students, motivation, structure, exercise and sports.

ВВЕДЕНИЕ

Улучшение здоровья населения является проблемой государственной важности. В государственной программе РФ «Развитие физической культуры и спорта» от 16 августа 2014 года одной из основных задач значится «...повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни».

Здоровье студентов неотделимо от здоровья нации, тем более, что формировать мотивацию и потребность в здоровом образе жизни наиболее важно именно у будущих высокообразованных специалистов. Формирование мотивации является одним из основных условий обеспечения высокой результативности любого образовательного процесса [10].

Физическая культура будущих специалистов - один из важнейших видов культуры личности и культуры общества в целом и без нее достичь всестороннего развития молодежи невозможно. В физкультурно-оздоровительной работе, проводимой в вузе, необходимо стремиться к решению задач уровня образованности, когда познавательные интересы в области физической культуры перерастают в потребность движения, увеличение самостоятельных занятий. Физические упражнения в режиме дня направлены на укреп-

ление, повышение умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.

Ориентация студентов на творческое освоение программы по физической культуре требует упорядоченного воздействия на их интеллектуальную, эмоционально-волевую и мировоззренческую среду, так как современное представление о физической культуре личности связывается не только с развитием двигательных качеств, здоровья, но и широтой и глубиной знаний человека, его мотивацией и мировоззрением в сфере физкультур-но-спортивной деятельности [2]. Реально человека побуждает к деятельности не один, а несколько взаимосвязанных мотивов, совокупность которых и называется мотивацией. В мотивации какой-либо деятельности мотивы обычно выстраиваются в ряд. Это - структура мотиваций [3].

Целью нашего исследования явилось упорядочивание мотивов к занятиям физическими упражнениями и спортом в структурный ряд для разработки более совершенных организационных форм и методических приемов обучения студентов вузов неспортивного профиля. Перечень и значимость мотивов к занятиям физическими упражнениями и спортом студентов вузов были выявлены нами в предыдущих исследованиях [11]. Их результаты представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Перечень мотивов занятий физическими упражнениями и спортом студентов вузов

№ Мотивы

1 Продолжить развитие основных физических качеств: силы, ловкости, гибкости, быстроты, выносливости

2 Получить «зачет» в конце семестра

3 Зарядиться энергией и бодростью

4 Улучшить состояние здоровья

5 Скорректировать недостатки фигуры

6 Восполнить недостаток двигательной активности

7 Пообщаться с однокурсниками, друзьями вне аудитории для занятий

8 Научиться работать в команде, почувствовать плечо друга

9 Улучшить настроение, весело и с пользой провести время

10 Овладеть физическими навыками для выбранной профессии

11 Использовать занятие, как средство для ведения здорового образа жизни (ЗОЖ)

12 Отвлечься (избавиться) от вредных привычек

13 Объективно оценить свои физические возможности

14 Добиться уважения однокурсников, друзей, педагогов

15 Закалить характер, выработать морально-волевые качества, добиться победы над собой

16 Пополнить объем знаний в области физического воспитания и спорта

17 Переключиться на другой вид деятельности

18 Внести свой вклад в оздоровление нации в государственном масштабе

19 Развивать лидерские способности

20 Совершенствовать технику и тактические приемы в выбранном виде спорта, попасть в сборную команду факультета

21 Принять участие в соревнованиях на первенство РГСУ, выполнить спортивный разряд

Перед настоящим исследованием были поставлены следующие задачи:

- установить качественно однородные группы мотивов к занятиям физическими упражнениями и спортом для студентов вузов;

- выявить группу наиболее важных мотивов к занятиям физическими упражнениями и спортом для студентов вузов;

- скорректировать деятельность преподавателей физической культуры вузов для усиления мотивации студентов к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Таблица 2

Результаты математико-статистической обработки данных о значимости основных мотивов студентов 2-го курса факультетов Охраны труда и окружающей среды и Иностранных языков Российского государственного социального университета к

занятиям физическими упражнениями и спортом (п=107)

№ Мотивы XX т

(баллы) (баллы)

1 Получить «зачет» в конце семестра 8,64 0,21

2 Улучшить состояние здоровья 7,53 0,24

3 Продолжить развитие основных физических качеств: силы, ловкости, гибкости, быстроты, выносливости 7,33 0,27

4 Восполнить недостаток двигательной активности 6,93 0,28

5 Пообщаться с однокурсниками, друзьями вне аудитории для занятий 6,93 0,8

6 Улучшить настроение, весело и с пользой провести время 6,84 0,24

7 Использовать занятие, как средство для ведения здорового образа жизни (ЗОЖ) 6,62 0,29

8 Зарядиться энергией и бодростью 6,62 0,28

9 Объективно оценить свои физические возможности 6,45 0,26

10 Скорректировать недостатки фигуры 6,41 0,33

11 Закалить характер, выработать морально-волевые качества, добиться победы над собой 6,09 0,29

12 Переключиться на другой вид деятельности 5,78 0,26

13 Научиться работать в команде, почувствовать плечо друга 4,94 0,27

14 Пополнить объем знаний в области физического воспитания и спорта 4,67 0,25

15 Внести свой вклад в оздоровление нации в государственном масштабе 4,57 0,32

16 Овладеть физическими навыками для выбранной профессии 4,34 0,28

17 Развивать лидерские способности 4,2 0,27

18 Отвлечься (избавиться) от вредных привычек 4,06 0,33

19 Добиться уважения однокурсников, друзей, педагогов 3,79 0,26

20 Совершенствовать технику и тактические приемы в выбранном виде спорта, попасть в сборную команду факультета 3,7 0,29

21 Принять участие в соревнованиях на первенство РГСУ, выполнить спортивный разряд 3,02 0,25

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретической основой для структуризации мотивов к занятиям физическими упражнениями и спортом у студентов вузов послужили работы отечественных ученых и преподавателей: М.Я. Виленского [3], А.В. Лотоненко [7], А.С. Махова [8], Р.С. Нагови-цина [10], В.В. Пяткова [13] и др. Существенное значение в выявлении значимости мотивов и получении результатов математико-статистической обработки полученных с помощью анкетирования данных имели труды О.Н. Степановой [14]. Для установления значимости мотивов к занятиям физическими упражнениями и спортом у студентов вузов была разработана анкета и проведен по ней опрос у 107 студентов второго курса РГСУ г. Москвы. Исследование проходило в феврале 2015 года после уроков физкультуры. С целью установления значимости мотивов к занятиям физическими упражнениями и спортом респондентам было предложено ответить на вопрос анкеты: «Укажите, пожалуйста, степень (балл) важности каждого из указанных в анкете мотивов по 10-бальной шкале (1 балл - минимум, 10 баллов - максимум)». При этом степени важности всех показателей, выраженные в баллах, были сформированы по категориям: 9-10 баллов - «исключительно важно», 7-8 баллов - «очень важно», 5-6 баллов - «довольно важно», 3-4 балла - «не очень важно», 1-2 балла - «абсолютно не важно».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Для определения структуры мотивов результаты опросов были подвергнуты корреляционному анализу (рассчитывались ранговые коэффициенты корреляции Спирмена); результаты корреляционного анализа легли в основу построения трёх корреляционных плеяд, целью которых явилось установление качественно однородных групп мотивов

студентов вузов к занятиям физическими упражнениями и спортом (рисунки 1-3, таблица 3).

Рис. 2. Корреляционная плеяда № 2 Рис. 3. Корреляционная плеяда № 3

Пояснения: номера показателей, указанных в корреляционных плеядах, соответствуют номерам показателей таблицы 1

Таблица 3

Идентификация корреляционных плеяд, отражающих структуру мотивов студентов _вузов к занятиям физическими упражнениями и спортом (п=107)_

№ п/п Мощность Крепость Идентификация плеяды (группы мотивов)

1 10 ед. 0,67 Стремление к развитию - получить новые умения, навыки и знания, развить кругозор, способность к принятию индивидуальных, оригинальных решений, скорректировать недостатки фигуры и принять участие в соревнованиях.

2 6 ед. 0,66 Мотив психологического сопровождения - получение «зачёта», улучшения настроения от занятий физической культурой, избавления от вредных привычек.

3 5 ед. 0,65 Социальный мотив - развитие лидерских качеств, умение работать в команде, добиться уважение однокурсников.

Пояснения: мощность плеяды - количество признаков, входящих в состав корреляционной плеяды; крепость плеяды - средний коэффициент корреляции.

ВЫВОДЫ

Результаты исследования показали, что наиболее значимыми для студентов вузов неспортивного профиля являются развивающие мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом. Студенты, приходя на занятие физической культуры, хотят не только разрядиться после долгого нахождения за партой в аудиториях, но и получить новые умения, навыки и знания. Преподаватель должен находить оптимальную возможность сочетания в рамках занятия двигательной и познавательной деятельности, развития кругозора у студентов, способности к поиску индивидуальных, оригинальным решениям, вырабатывать у студентов потребность к самостоятельным занятиям.

В основу мотивов психологического сопровождения занятий физической культурой должно быть положено воспитание у студентов постоянной мотивации на самосовершенствование. Преподавателю необходимо ориентировать учащихся на успех, помочь молодому человеку поверить в свои силы, не отступать перед трудностями. Студенты на собственном опыте должны утвердиться во мнении, что только трудом можно добиться успеха. При этом важно не скупиться на добрые слова поддержки со стороны преподавателя, так как слово обладает огромной стимулирующей силой! Во многом только от преподавателя зависят истинные мотивы посещения студентами занятий по физической культуре: из-за боязни не получить «зачет» в конце семестра или в связи с потребностью в этих занятиях.

Социальные мотивы, по значимости у студентов занимающие в нашем структурном ряду третье место, подразумевают разные способы сотрудничества с другим человеком, поиска взаимодействия, умения выполнять командную работу, укрепления лидерских позиций. В наше время технического прогресса и развития информационных технологий, виртуальное общение среди молодых людей зачастую становится предпочтительнее непосредственного.

На занятиях физическими упражнениями и спортом учащийся должен самостоятельно выполнять ту или иную двигательную работу, и никто другой не будет сдавать за него нормативные упражнения. Общение на занятиях происходит не индивидуально с преподавателем, а в группе. Одних ребят это напрягает физически и психологически, а другим - такая форма занятия приносит радость.

Чтобы разнообразить виды двигательной активности, создать непринужденную, доброжелательную обстановку, необходимо включать в план занятия новые интересные упражнения, соревнования и эстафеты, элементы новых видов спорта.

Как мы видим из результатов исследования, все три составляющие нашего структурного ряда довольно важны для основной части респондентов. Этот вывод еще раз подтверждает огромную значимость занятий по физической культуре культуры в вузах для гармонического развития студенческой молодёжи, а также ведущую роль в этом процессе преподавателя. Время диктует иной подход к выставлению итоговых оценок студентам по дисциплине «Физическая культура». Тем не менее, необходимо учитывать не только результаты по шкале нормативов, но и оценивать степень личностной позитивности каждого студента в отношении к дисциплине, его социальной активности и физических возможностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасенко, Е.Э. Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре у студентов специальной медицинской группы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Афанасенко Екатерина Эмильевна. - М., 2006. - 142 с.

2. Беляничева, В.В. Формирование мотивации занятий физической культуры у студентов / В.В. Беляничева, Н.В. Грачева // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. Вып. 2. - Саратов : ООО Издательский центр «Наука», 2009. - С. 6.

3. Виленский, М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки : дис. ... д-ра пед. наук в форме науч. доклада / Виленский М.Я. -М., 1990. - 84 с.

4. Германов, Г.Н. Развитие спортивной мотивации и интереса к парусному спорту у детей с ограниченными возможностями здоровья / Г.Н. Германов, С.В. Седорченко, И.В. Машошина // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 215-221.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ивашкова, Е.Э. Уровень мотивационно-ценностного отношения к физической культуре у студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе / Е.Э. Ивашкова, М.А. Петрова // Адаптационно-реабилитационные технологии работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под редакцией Е.А. Петровой, Т.И. Бонкало. - М. : [б.и.], 2015. - С. 132-140.

6. Карпов, В.Ю. Потребностно-мотивационные характеристики физической культуры младших школьников новых типов учебных заведений / А.Ю. Карпов // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2011. - № 2 (16). - С. 141-143.

7. Лотоненко, А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Лотоненко А.В. - Воронеж, 1998. - 39 с.

8. Махов, А.С. Оценка эффективности формирования мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом у людей с инвалидностью / А.С. Махов // Вестник спортивной науки. -2012. - № 3. - С. 55-59.

9. Мелешкова, Н.А. Мотивационно-потребностная сфера студентов к физкультурно-спортивной деятельности / Н.А. Мелешкова, Г.А. Унжаков, А.И. Шульгин // Проблемы развития

физкультуры и спорта в новом тысячелетии : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Кемерово : КузбассВУЗиздат, 2006. - С. 188-192.

10. Наговицин, Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой и спортом [Электронный ресурс] // Научный журнал «Фундаментальные исследования». 2011. № 8 (часть 2). -URL : http://www.rae.ru/fs/?article_id=7798353&op=show_article§ion=content. - Дата обращения 30.06.2015.

11. Пантюхина, Л.В. Психолого-педагогическое исследование значимости мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом студентов высших учебных заведений / Л.Е. Пантюхина, А.С. Махов // Учёные записки Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2015. - № 4. - С. 54-64.

12. Петрова, Е.А. Психологические аспекты изучения личности и имиджа представителей молодежных субкультур / Е.А. Петрова, Л.М. Эррера // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2010. - № 6. - С. 210-214.

13. Пятков, В.В. Формирование мотивационно-ценностного отношение студентов к физической культуре: на материале педвузов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Пятков Владимир Викторович. - Сургут, 1999. - 184 с.

14. Степанова, О.Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта / О.Н. Степанова. -М. : Советский спорт, 2007. - 256 с.

15. Терентьев, П.В. Метод корреляционных плеяд / П.В. Терентьев // Вестник ЛГУ. - 1959. - С. 35-42.

16. Федчук, Д.В. Особенности социализации студенток вуза средствами физической культуры (на примере мини-футбола) / Д.В. Федчук // Социальная политика и социология. - 2011. - № 9. - С. 409-415.

REFERENCES

1. Aphanasenko, E.E. (2006), Formation of motivational and value attitude to physical education of students of special medical group, dissertation, Moscow.

2. Belyanicheva, V.V. and Gracheva N.V. (2009), "Formation of motivation of physical training of students", Physical culture and sports: the integration of science and practice conference, Saratov, pp. 6.

3. Vilensky M.J. (1990), Formation of physical training of the person of the teacher in the process of training, dissertation, Moscow.

4. Germany, G.N., Sedorchenko S.V. and Mashoshina, I.V. (2015), "Development of sports motivation and interest in sailing for children with disabilities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. 215-221.

5. Ivashkova, E.E. and Petrova, M.A. (2015), "The level of motivation and value attitude to physical education students, for health reasons ascribed to the special medical group", Adaptation and rehabilitation techniques work with families of children with disabilities. Proceedings of the scientific-practical conference, Moscow, pp. 132-140.

6. Karpov, V.Y. (2011), "Need-motivational characteristics of physical training of younger schoolboys of new types of educational institutions", Bulletin of the Sochi State University for Tourism and Recreation, No. 2, pp. 141-143.

7. Lotonenko, A.V. (1998), Pedagogical system of formation at students needs physical training, dissertation, Voronezh.

8. Makhov, A.S. (2012), "Evaluation of formation of motivation for physical exercise and sports for people with disabilities", Bulletin of Sport Science, No. 3, pp. 55-59.

9. Meleshkova, N.A., Unzhakov, G.A. and Shulgin, A.I. (2006), "Need-motivational sphere of students to sports activity", Problems of development ofphysical culture and sport in the new millennium: Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference, publishing house KuzbassVUZizdat, Kemerovo, pp. 188-192.

10. Nagovitsin, R.S. (2011), "The motivation of students to physical culture and sports", Basic research, Vol 8 (part 2), available at: http://www.rae.ru/fs/?article_id=7798353&op=show_article§ion=content.

11. Pantyukhina, L.V. and Makhov, A.S. (2015), "Psycho-pedagogical research of the importance of motivation for physical exercise and sports activities of university students", Scientists notes Russian State Social University, No. 4, pp. 54-64.

12. Petrova, E.A. and Herrera, L.M. (2010), "Psychological aspects of studying the personality

and image of the representatives of youth subcultures", Scientific notes of Russian State Social University, Vol 6, pp. 210-214.

13. Pyatkov, V.V. (1999), Formation of motivational-value ratio of students to physical training: on a material of pedagogical institutes, dissertation, Surgut.

14. Stepanova, O.N. (2007), Marketing in the sphere of physical culture and sport, Soviet sports, Moscow.

15. Terentiev, P.V. (1959), "Method correlation Pleiades', Messenger of the Leningrad State University, pp. 35-42;

16. Fedchuk, D.V. (2011), "Features of socialization of university students by means of physical culture (for example, a mini-football)", Social Policy and Sociology, Vol. 9, pp. 409-415.

Контактная информация: alexm-77@list.ru

Статья поступила в редакцию 17.07.2015.

УДК 159.9

СЕЗОННАЯ ДИНАМИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У СТУДЕНТОВ В ЦИРКУМПОЛЯРНОМ РЕГИОНЕ

Валентина Николаевна Пушкина, доктор биологических наук, профессор, Александр Сергеевич Махов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Вера Степановна Макеева, доктор педагогических наук, профессор, Анатолий Петрович Матвеев, доктор педагогических наук, профессор, Жанна Юрьевна Чайка, кандидат биологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет

(ФГБОУ ВПО «РГСУ»), Москва

Аннотация

Полученные результаты исследования показали, что психоэмоциональное состояние юношей, проживающих в приполярном регионе, отличается формированием пограничных состояний в период «биологической полярной ночи» и «белых ночей», что проявляется в повышении уровня тревожности, снижении самочувствия и активности. В данные сезоны года наблюдается рост негативных характерологических проявлений - высокая физическая агрессивность на фоне увеличения негативизма и подозрительности в зимний период года и нарастание вербальной агрессивности, раздражительности и подозрительности летом.

Ключевые слова: студенты, психоэмоциональное состояние, сезоны года, циркумполярный регион.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p212-220

SEASONAL DYNAMICS OF STUDENTS PSYCHO-EMOTIONAL STATE IN THE

CIRCUMPOLAR REGION

Valentina Nikolaevna Pushkina, the doctor of biological sciences, professor, Alexander Ser-geevich Makhov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Department chairman, Vera Stepanovna Makeeva, the doctor of pedagogical sciences, professor, Anatoly Petrovich Mat-veev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Jeanne Yurievna Chayka, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Russian state social University, Moscow

Annotation

The results of research have shown that the emotional state of the young men living in the circumpolar region shows the formation of the different Border States within the period of "biological polar night" and "white nights", which manifests itself in increasing the level of anxiety, reduction of health and activity. During these seasons there is increase in the negative character manifestations - high physical aggression against the increasing negativity and suspicion in the winter season and the increase of verbal aggressiveness, irritability and suspiciousness in summer.

Keywords: students, psycho-emotional state, seasons, circumpolar region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.