Научная статья на тему 'Исследование уровня значимости отношения студентов к учебным занятиям по физической культуре'

Исследование уровня значимости отношения студентов к учебным занятиям по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ЗНАЧИМОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ / СТУДЕНТЫ НЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА / ХАРАКТЕР УПРАЖНЕНИЙ / ЗАЧЕТ / РАЗНИЦА МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ / SIGNIFICANCE LEVEL OF STUDIES / STUDENTS OF NON-SPORTS HIGHER SCHOOL / NATURE OF THE EXERCISES / SET-OFF / DIFFERENCE BETWEEN THE INDICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Маргарита Александровна, Бакулина Елена Дмитриевна, Еремин Максим Викторович

В статье рассматривается проблематика значимости физкультурных занятий для студентов. Продемонстрирована взаимосвязь между показателем здоровья и способом получения зачета у студентов. Даны их характеристики. Исследован характер физических упражнений, применяемый на учебных занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Маргарита Александровна, Бакулина Елена Дмитриевна, Еремин Максим Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the level of significance of students ‘ attitudes to physical training classes

The significance of the problems of students of sports classes is discussed. The interrelation between the health indicators and the way students get credit is shown. Their characteristics are given. The character of exercise used in the classroom is analyzed.

Текст научной работы на тему «Исследование уровня значимости отношения студентов к учебным занятиям по физической культуре»

References

1. Osipova L.B. Tactile and fine motor skills Development as a means of offsetting the Visual deficiency in younger preschoolers with visual impairments. Dis. ... cand. of science (Education). Ekaterinburg, 2010. P. 210. [in Russian].

2. Osipova L.B. Conditions development of touch andfine motor skills as a means of offsetting the Visual deficiency. Chelyabinsk: Tsitsero, 2011. P.111. [in Russian].

Сведения об авторе: Осипова Лариса Борисовна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик, Челябинский государственный педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: olarochka@mail.ru

Information about the authore: Osipova Larisa Borisovna,

Candidate of Sciences (Pedagogy), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, The Department of Special Pedagogics, Psychology and Subject Teaching Methods,

Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: olarochka@mail.ru

УДК 796(07) ББК 75р30

М.А. Петрова, Е.Д. Бакулина, М.В. Еремин

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЗНАЧИМОСТИ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В статье рассматривается проблематика значимости физкультурных занятий для студентов. Продемонстрирована взаимосвязь между показателем здоровья и способом получения зачета у студентов. Даны их характеристики. Исследован характер физических упражнений, применяемый на учебных занятиях.

Ключевые слова: уровень значимости учебных занятий, студенты не физкультурного вуза, характер упражнений, зачет, разница между показателями.

M.A. Petrova, E.D. Bakulina, M. V. Eremin

STUDY OF THE LEVEL OF SIGNIFICANCE OF STUDENTS ' ATTITUDES TO PHYSICAL TRAINING CLASSES

The significance of the problems of students of sports classes is discussed. The interrelation between the health indicators and the way students get credit is shown. Their characteristics are given. The character of exercise used in the classroom is analyzed.

Key words: significance level of studies, students of non-sports higher school, nature of the exercises, set-off, difference between the indices.

Физическое воспитание - это педа- века, здоровый образ жизни, здоровое гогический процесс, направленный на питание, гигиену тела; возможность вы-развитие полноценной личности чело- брать вид спорта, формирует мотивацию

к

X

го

ф ш

03

го

х ^

I

го ш

и]

го" ей

О ^

н ф

С

к учебным занятиями развивает физические, психологические и морально-волевые качества [1, с. 118; 6, с. 204; 7, с. 101; 2, с. 163; 3, с. 30]. Физическое воспитание поддерживает и совершенствует физическую подготовленность студентов и является неотъемлемой частью здоровья [5, с. 8].

Инновационно-технический прогресс требует от молодежи соответствующей производственной квалификации, высокого образовательного, политического и культурного уровня. Поэтому уровень здоровья, общая физическая подготовка, моральные и волевые качества являются показателем работоспособности человека в его профессиональной деятельности [8, с. 49].

Физическая культура и спорт - это мощный фактор социального становления личности и индивидуальности студента. Физическое воспитание -выступает как важнейшее средство разностороннего и гармоничного развития личности студента.

Преподаватели кафедры физической культуры и оздоровительных технологий призваны привить студентам ответственность за состояние своего здоровья и физической подготовленности, мотивируя их в постоянном физическом и нравственном совершенствовании, развитие смелость, мужества, трудолюбия и выдержки. Особенно важно дать будущим специалистам узкопрофильного образования соответствующие знания и умения по использованию средств и методов физической культуры при самостоятельных занятиях вне вуза [5, с. 10].

Основой мотивационного компонента является положительный опыт использования разновидности физических упражнений для достижения поставленных перед студентом целей, накопленный в процессе занятий. Преподаватель должен постоянно заботиться о создании условий, мест проведения занятий, обеспечивающих для молодежи определенный комплекс положительных ощущений как результата занятий физическими упражнениями. Необходимо постоянно акцентировать внимание обучаемых на самых разнообразных позитивных изме-

нениях в их настроении, самочувствии, во внешнем виде, уровне работоспособности, социальной активности, состоянии здоровья, уровне развития физических качеств и т.д. [4, с. 135].

Большинство современных студентов не понимают значимость занятий по физической культуре. Главный мотив присутствия студента на учебном занятии - это зачёт. Если в течение семестра студент не получит зачёт, его могут отчислить из университета. Поэтому актуальность проблемы состоит в изучении мотивационно-ценностного отношения студентов к учебным занятиям по физической культуре.

Цель - исследовать уровень значимости учебных занятий по физической культуре у студентов вуза.

Объект исследования - учебно-педагогический процесс физического воспитания в вузе.

Предмет исследования - отношения студентов к учебным занятиям по физической культуре.

Задачи исследования:

Изучить мотивационно-ценностные ориентации, побуждающие молодёжь к занятиям физической культурой и спортивными дисциплинами в вузе.

Определить характер физических упражнений, применяемых на учебных занятиях со студентами.

Научная новизна. В результате исследования изучена значимость учебных занятий и характер применяемых физических упражнений со студентами не физкультурного вуза.

Результаты исследования: В течение марта-апреля 2015 года были опрошены студенты Российского государственного социального университета на учебных занятиях по физической культуре. В табл. 1 представлены результаты опрошенных студентов относительно значимости и характера физических упражнений, применяемых на учебных занятиях по физической культуре, а рисунки 1; 2 демонстрирует их соотношение.

52 % студентов считают занятия по физической культуре необходимым элементом здоровой культуры студента. 17 % опрошенных воспринимают заня-

тия физической культурой как способ получения зачёта, а 31% ответили как за «элемент здоровой» культуры, так и за «способ получения зачета». Разница между «элементом здоровья» и «спосо-

бом получения зачета» составляет 67%, а между способом получения зачета и совокупность здоровья + зачет равен 40 % в пользу стимула «только получить зачет по физической культуре».

Табл 1. Социальная значимость физических упражнений на учебных занятиях по физической культуре у студентов, % (п=100 чел.)

Необходимый элемент здоровой культуры студента Способ получения зачета И то, и другое

52 17 31

Физические упражнения, %

Силовые Скоростно-силовые Игровые Координационные Упражнения на гибкость

21 33 26 3 17

Результаты исследования по характеру применяемых физических упражнений на занятии, по мнению студентов, составляет 33 % скорост-

но-силовых, 26 % игровых, 21 % силовых, 17 % на развитие гибкости и 3% на развитие координационных способно-

стей.

%

Рис. 1.Соотношение уровня значимости учебных занятий по физической культуре у студентов, %

В Силовые

Ш Скоростно-силовые Ш Игровые 0 Координационные Ш Упражнения на гибкость

Рис. 2. Соотношение характера упражнений, используемых на учебных занятиях по физической культуре со студентами, %

к

X

го

-О X

ю ф

т ^

СО

о н

X

ф

¡3

т го

со -й

° Е

Ц

I"

Таким образом, результаты исследования, показывают, что большинство (52 %) студентов разных факультетов понимают значимость занятий по физической культуре, как необходимого элемента здоровья. Однако 31 % опрошенных считает, что посещать занятия необходимо только с целью получения зачета.

По мнению студентов, на учебных занятиях используются в основном

скоростно-силовые (33 %), силовые (21 %) и игровые (26 %) упражнения. Результаты анкетирования по показателю используемых физических упражнений выявили, что необходимо сочетать скоростно-силовые и игровые упражнения с координацией двигательных действий с целью повышения ценностно-мотивационного компонента учебных занятий у студентов.

<и lu

m

го

X

ъ

го из

d ш

(О са

о ^

н ф С

Библиографический список

1. Антонов, А.А. Особенности мотивации лиц с нарушением слуха к занятиям ринк-бенди [Текст] / А.А. Антонов // EuropeanSocialSciencejournal. - 2014. - № 3-1. - С. 118-123.

2. Бакулина, Е.Д. Обучение базовым двигательным действиям в художественной гимнастике [Текст] / Е.Д. Бакулина // Современная педагогика: теория, методика, практика: сб. научных трудов. - Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов. - 2015. - С. 163-168.

3. Бакулина, Е.Д. Значение развития координационных качеств на этапе предварительной подготовки в художественной гимнастике [Текст] / Е.Д. Бакулина, Е.Э. Ивашкова, М.А. Петрова, Ж.Ю. Чайка // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7(125). - С. 26-31.

4. Ивашкова, Е.Э. Уровень мотивационно-ценностного отношения к физической культуре у студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе [Текст] / Е.Э. Ивашкова, М.А. Петрова // сборник Всероссийской научно-практич. конф. «Адаптационно-реабилитационные технологии работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья». - М.: Академия имиджелогии. - 2015. - С. 132-140.

5. Карпов, В.Ю. Влияние педагогического процесса физического воспитания на индивидуальные и групповые характеристики студенческой молодёжи [Текст] / В.Ю. Карпов, В.А. Щеголев // Актуальные вопросы профессионального обучения и воспитания специалистов: сб. научно-методических статей. - СПб: РГПУ, 2003. - С. 8-10.

6. Корнев, А.В. Анализ уровня мотивации к занятиям голболом у спортсменов с нарушением зрения [Текст] / А.В. Корнев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). -С.203-209.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Махов, А.С. Информационно-потребностные компоненты формирования мотивации у инвалидов к занятиям адаптивным спортом [Текст] / А.С. Махов // Вестник Российского гос. ун-та им. И. Канта.- 2010. - Вып. 11. - С. 99-102.

8. Тучин, Р.С. Формирование сознательного отношения студента к физической культуре и спорту в вузе [Текст] / Р.С. Тучин, И.Н. Матвеев // Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития: сб. научных трудов. - Люберцы: АР-Консалт. - 2015 - С. 49-50.

References

1. Antonov A.A. Features of motivation of persons with hearing impairment to doing rink bandy. European Social Science journal. 2014. № 3-1. P. 118-123. [in Russian].

2. Bakulina E.D. Learning basic motor actions in gymnastics. Sovremennaia pedagogika: teoria, metodika,, practika. Kirov: International Centre for research projects. 2015. P. 163-168. [in Russian].

3. Bakulina E.D., Ivashkova E.E., Petrova M.A., Chaika Z.Y. Value of coordinating qualities during pre-training in rhythmic gymnastics. Uchenyie zapiski Universiteta im. P.F. Lesgafta. 2015. № 7 (125). P. 26-31. [in Russian].

4. Ivashkova E.E., Petrova M.A. Level of motivation and value attitude to physical education students, for health reasons ascribed to the special medical group. Adaptatsionno-reabilitatsionnyie tekhnologii raboty s semiami, vospityvaiushchimi detei s ogranichennymi vozmozhnostiami razvitia. M.: izd-vo: Akademia imageologii. 2015. P. 132-140. [in Russian].

5. Karpov V.Y., Shchegolev V.A. Effect of physical education teachers in the individual and group characteristics of student youth. Aktualnyie problemy profeesionalnogo obuchenia i vospitania spetsialistov. St. Petersburg.: RGPU. 2003. P. 8-10. [in Russian].

6. Kornev A.V. Analysis of the level of motivation to studies Goalball athletes with visual impairment. Uchenyiezapiski Universiteta im. P.F. Lesgafta. 2014. № 11 (117). P. 203-209. [in Russian].

7. Makhov A.S. Information and requirement of the components of formation of motivation of persons with disabilities to employment adaptive sports. Uchenyie zapiski Rossiskogo Gosudarstvennogo Universiteta im. I. Kanta. 2010. Vol. 11. P. 99-102. [in Russian].

8. Tuchin R.S., Matveev I.N. Formation of student conscientious attitude to physical culture and sports in high school. Nauka,, obrazovanie, obshchestvo: aktualnyie voprosy i perspektivy razvitiaat. Lyubertsy: AR-Konsalt. 2015 P. 49-50. [in Russian].

Сведения об авторах:

Петрова Маргарита Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физической культуры и оздоровительных технологий, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация. Ктай: petrovam.a.0811@gmail.com

Information about authors: Petrova Margarita Alexandrovna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Physical Culture and Health Technologies, Russian State Social University, Moscow, Russia

£-TOai7:petrovam.a.0811@gmail.com

Бакулина Елена Дмитриевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физической культуры и оздоровительных технологий, Российский государственный социальный университет,

г. Москва, Российская Федерация Ктай: bakulina-lena@yandex.ru

Bakulina Elena Dmitriyevna,

Candidate of Sciences (Education), Academic

Title of Associate Professor,

Associate Professor, Department of Physical

Culture and Health Technologies,

Russian State Social University,

Moscow, Russia.

E-mail: bakulina-lena@yandex.ru

к

X

го

Еремин Максим Викторович,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физической культуры и оздоровительных технологий,

Российский государственный социальный университет,

г. Москва, Российская Федерация. E-maг7:eremm-max@mail.m

Eremin Maxim Viktorovich,

Candidate of Sciences (Education), Academic

Title of Associate Professor,

Associate Professor, Department of Physical

Culture and Health Technologies,

Russian State Social University,

Moscow, Russian Federation.

E-mail: eremin-max@mail.ru

X

ю ф

Т ^

ей о

IX

ф

Ii

t3

Т

го

cû -Û

Г!

I" £ ®

5S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.