УДК 377
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Р.Р. Тураев, Е.И. Соколова, Н.Г. Хакимова
Аннотация. В условиях интеграции образования, науки и производства востребованными становятся специалисты, обладающие компетенциями исследовательского характера, умеющие творчески и критически мыслить, объективно оценивать изменяющиеся социально-экономические условия, видеть возникающие в профессиональной деятельности проблемы и находить пути их рационального решения. В связи с этим данная статья направлена на разработку научно-методического обеспечения процесса формирования исследовательских компетенций студентов в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Авторами предложены структура и содержание научно-методического обеспечения, представленного его методологическим, теоретическим и методическими уровнями. Предлагаемое научно-методическое обеспечение выступает в качестве организационно-педагогического и методического механизма реализации научных достижений студентов в процессе их профессиональной подготовки в вузе.
Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, исследовательские компетенции, студенты, структура, содержание.
STRUCTURE AND CONTENT OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF STUDENTS’ RESEARCH COMPETENCES DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF STUDYING HUMANITARIAN DISCIPLINES
R. Turayev, E. Sokolova, N. Khakimova
Abstract. Experts possessing research competences, able to think creatively and critically, estimate objectively changing social and economic conditions, see problems arising in the professional activity, and find ways of their rational solution are increasingly in demand in the context of education, science, and manufacturing integration. In this regard, the paper aims to develop scientific-methodological support of students’ research competences formation in the process of studying humanitarian disciplines. The authors propose a structure and contents of scientific-methodological support at its methodological, theoretical and methodical levels. The proposed scientific-methodological support acts as an organizational-pedagogical and methodical mechanism of students’ scientific achievements implementation in the process of their vocational training at a higher education institution.
Keywords: scientific-methodological support, research competences, students, structure, contents.
Стремительные процессы интеграции образовательной среды высших учебных заведений с научно-исследовательскими структурами крупных промышленных комплексов, научно-исследовательских
центров, лабораторий, технопарков и др. обусловили проблему переосмысления компетентностной парадигмы образования и ее переориентации на подготовку будущих интеллектуально развитых, гуманитарнообразованных специалистов, владеющих высокотехнологичными исследовательскими компетенциями, способных к самоорганизации и самопреобразованию на современном рынке труда [1, 3, 4]. Формирование и
совершенствование исследовательских
компетенций студентов требует хорошо продуманной структуры, определения целей, определения актуальности исследования для всех участников, социальной значимости
соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ.
Научно-методическое обеспечение
процесса формирования исследовательских компетенций студентов выступает в качестве организационно-педагогического и
методического механизма реализации научных результатов студентов. В этом определении существует многообразие связей и зависимостей, многофакторность проявлений синергетического подхода к формированию исследовательских компетенций на
методологическом, теоретическом и
методическом уровнях.
Методологический уровень предлагаемого нами научно-методического обеспечения основывается на концептуальных идеях синергетического подхода. Определяется как многокомпонентное образование, содержащее взаимосвязанные элементы: цель, учебную информацию, средства междисциплинарной
308
коммуникации преподавателя и студентов, формы их деятельности, а также способы осуществления педагогического руководства учебной и другими видами деятельности студентов. Интегрирующим звеном
функционирования взаимосвязи
установленных элементов является совместная деятельность преподавателя и студентов.
Эффективность методологического уровня зависит от уровня научно-методической подготовленности преподавателя, потому что предусматривает учет тенденций социальноэкономического развития государства, общества и производства, ведущих идей формирования личности специалиста и совершенствование его профессиональной подготовки; идей и концепций смежных гуманитарных и профессионально значимых дисциплин; обобщение традиционного и инновационного опыта; выявление факторов эффективности социально-профессиональной деятельности выпускников вузов на производстве; обоснование применения, наряду с синергетическим подходом, модульно компетентностного, проектно-
технологического, проектно-целевого и других современных концепций, определение соотношения этих подходов в процессе формирования исследовательских
компетенций, реализации синергетических
принципов и определение их продуктивности; концептуальные подходы к планированию и реализации учебных планов и программ, учебного содержания, технологий
преподавания, отражающих сущность формирования исследовательских
компетенций студентов.
Теоретический уровень представляет совокупность принципов, составляющих
основу синергетического подхода как
выражения дидактических категорий в конкретных формах, методах, средствах обучения, формах усвоения организации предметной деятельности преподавателей и студентов с целью усвоения студентами конкретного содержания в определенной области знания и профессиональной деятельности. Это могут быть содержание и технологии обучения; другие дидактические системы методов обучения, развиваемые применительно к учебному процессу вуза; дидактические системы организации самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов; выбор технологий обучения; педагогическое моделирование процесса формирования исследовательских компетенций студентов.
Методический уровень научнометодического обеспечения формирования исследовательских компетенций студентов предполагает теоретически и практически обоснованную и апробированную в процессе проведенного исследования совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих и взаимообусловливающих друг друга методов и приемов предметной деятельности
преподавателя и студентов. Эта совокупность основывается на содержании учебной деятельности дисциплин, деятельности преподавателей по отбору, структурированию и предъявлению содержания, на учебной деятельности студентов, на технологиях проектирования и реализации комплекса учебно-методических материалов.
Методический уровень создает условия для практической реализации методологического и теоретического уровней. Это обусловлено тем, что любая методическая система в ее широком социальном и педагогическом контексте основывается на процессе передачи и усвоения профессионального и социального опыта деятельности. В методической системе центральными элементами являются деятельность преподавателя и деятельность студентов, функционирующие и
развивающиеся в процессе обучения на основе конкретного содержания учебного материала (содержание профессиональной подготовки). Деятельность преподавателя в условиях реализации принципов синергетического подхода - это, прежде всего, деятельность по прогнозированию соответствующих структур деятельности студентов, ориентированных на формирование исследовательских
компетенций в гуманитарной подготовке. Она направлена на переработку, преобразование элементов социального и профессионального опыта - содержание профессиональной подготовки, представленной в требованиях ФГОС ВПО, других программных материалах - в соответствующие учебные материалы, организацию деятельности студентов, а, следовательно, и создание необходимых педагогических условий для эффективного решения поставленных целей. Вторая деятельность это деятельность учения,
выполняемая студентами. Внешне проявляется в преобразовании в процессе учения
собственного уже сложившегося опыта
студентов путем усвоения элементов нового социального и профессионального опыта, переработанного преподавателем и
представленного студентам в виде учебных материалов, подлежащих усвоению, а также в
309
обновлении содержания профессиональной подготовки и опыта деятельности по самопреобразованию себя как личности.
Установленные в процессе проведенного исследования исполнительские приемы по усвоению, преобразованию и
самопреобразованию в реальной
действительности есть не что иное, как процесс трансляции опыта деятельности по превращению знаний в компетенции, в процесс преобразования студентами
представляемого им содержания
профессиональной подготовки. В идеале оно должно удовлетворять потребности студентов как будущих специалистов, находящихся в стадии становления [2]. При этом каждая из деятельностей - преподавателя и студентов -имеет самостоятельный статус в структуре учебного процесса и применяется в качестве методической системы преподавания и методической системы учения. Система преподавания на уровне учебного материала и педагогической реальности представляет собой организацию системы необходимых и достаточных условий осуществления деятельности учения и управления ею. Содержанием этой системы становится решение преподавателем конкретных задач по отбору содержания, подлежащего усвоению студентами, его перенос в систему задач, подлежащих решению; организация усвоения материала (объяснение, организация овладения студентами знаниями и способами действия с ними); отбор необходимых и достаточных для каждой конкретной ситуации
Литература:
1. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода. - 2006. - Москва.
2. Богуславский М.В. Страсти по синергетике. - Москва. - Мир образования. - № 5. - 1999. - C. 1721.
3. Зимняя И.А. Компетентностный подход:
Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования?: теоретико -
методологический аспект. - Высшее образование сегодня. - № 8. - 2006. - C. 20-26.
4. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. - Завуч. - № 1. - 2008. - C. 8-11.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технологии проектирования. - Народное образование. - № 5. - 2003. - C. 14-19.
форм и способов воздействия на отдельных студентов и группу в целом для продуктивного управления деятельностью студентов в структуре целостного педагогического процесса [5].
Таким образом, предлагаемое нами научнометодическое обеспечение процесса формирования исследовательских
компетенций студентов представлено тремя уровнями - методологический
(концептуальные идеи синергетического подхода), теоретический (совокупность принципов синергетического подхода как выражение дидактических категорий в конкретных формах, методах, средствах обучения) и методический (целостная структура и содержание учебно-программных и учебно-методических материалов
традиционного и синергетического типов, материалов, способствующих эффективной реализации целей формирования
исследовательских компетенций,
рассчитанных на период изучения предмета, на цикл занятий, на отдельное занятие). Эффективность проблемы исследования подтверждается результатами опытноэкспериментальной работы в образовательной практике высшей школы в обновлении учебных программ, планов, содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла, разнообразных дидактических материалов, пакета исследовательских компетенций, рекомендаций, сценариев междисциплинарных модулей и др.
References:
1. Bajdenko V.I. Kompetencii: k osvoeniju
kompetentnostnogo podhoda. - 2006. - Moskva.
2. Boguslavskij M.V. Strasti po sinergetike. -Moskva. - Mir obrazovanija. - № 5. - 1999. - C. 17-21.
3. Zimnjaja I.A. Kompetentnostnyj podhod: Kakovo ego mesto v sisteme sovremennyh podhodov k probleme obrazovanija?: teoretiko - metodologicheskij aspekt. - Vysshee obrazovanie segodnja. - № 8. - 2006. -C. 20-26.
4. Ivanov D.A. Kompetencii i kompetentnostnyj podhod v sovremennom obrazovanii. - Zavuch. - № 1. -2008. - C. 8-11.
5. Hutorskoj A.V. Kljuchevye kompetencii. Tehnologii proektirovanija. - Narodnoe obrazovanie. -№ 5. - 2003. - C. 14-19.
310
Сведения об авторах:
Тураев Рустам Ришатович (г. Сибай, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры общетехнических дисциплин, Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета, e-mail: valeev_as@mail.ru
Соколова Екатерина Иосифовна (г. Москва, Россия), кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и перевода, Российский государственный социальный университет.
Хакимова Наиля Газизовна (г. Набережные Челны, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов.
Data about the authors:
R. Turayev (Sibay, Russia), candidate of pedagogic sciences, assistant professor at Technical Disciplines’ Department, Sibay Institute (branch) of Bashkir State University, e-mail: valeev_as@mail.ru
E. Sokolova (Moscow, Russia), candidate of philological sciences, assistant professor at Linguistic and Translation Department, Russian State Social University.
N. Khakimova (Naberezhnye Chelny, Russia), candidate of pedagogic sciences, assistant professor at Education and Psychology Department, Naberezhnye Chelny Institute of Social and Pedagogical Technologies and Resources.
311