Научная статья на тему 'Принципы формирования исследовательских компетенций студентов высшей школы на основе синергетического подхода'

Принципы формирования исследовательских компетенций студентов высшей школы на основе синергетического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследовательские компетенции / синергетический подход / принципы / гуманитарная подготовка / research competences / synergetic approach / principles / humanitarian education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баркалова Наталия Валериевна, Суходолова Елена Павловна, Ильчинская Елена Петровна, Суходолова Евгения Михайловна

Процесс трансформации предметных знаний в исследовательские компетенции эффективнопроисходит на основе качественно новой методологии междисциплинарности синергетического подхода,создающей условия для переноса конструкций предметных знаний на конструкции исследовательских компетенцийкак самоорганизации их коммуникации. В связи с этим данная статья направлена на раскрытие принциповсинергетического подхода к формированию исследовательских компетенций студентов высшей школы в процессеизучения гуманитарных дисциплин. В статье представлено содержание синергетических принципов, выявленыкритерии и показатели эффективности их реализации в процессе формирования исследовательских компетенцийстудентов высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баркалова Наталия Валериевна, Суходолова Елена Павловна, Ильчинская Елена Петровна, Суходолова Евгения Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF HIGHER SCHOOL STUDENTS RESEARCH COMPETENCES FORMATION ON THE BASIS OF SYNERGETIC APPROACH

The process of subject knowledge transformation into research competence is effectively carried out on the base of a qualitatively new methodology the interdisciplinary synergistic approach, creating conditions for the subject knowledge structures’ transfer into research competencies’ structures as their communication’s selforganization. In this regard, this article is aimed at the synergetic approach principles’ disclosure to higher school students research competences formation in the process of Humanities studying. The article presents the contents of synergetic principles, identifies criteria and indicators of their implementation effectiveness in the process of higher school students research competences formation.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования исследовательских компетенций студентов высшей школы на основе синергетического подхода»

УДК 378

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ

КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Н.В. Баркалова, Е.П. Суходолова, Е.П. Ильчинская, Е.М. Суходолова

Аннотация. Процесс трансформации предметных знаний в исследовательские компетенции эффективно происходит на основе качественно новой методологии междисциплинарности синергетического подхода, создающей условия для переноса конструкций предметных знаний на конструкции исследовательских компетенций как самоорганизации их коммуникации. В связи с этим данная статья направлена на раскрытие принципов синергетического подхода к формированию исследовательских компетенций студентов высшей школы в процессе изучения гуманитарных дисциплин. В статье представлено содержание синергетических принципов, выявлены критерии и показатели эффективности их реализации в процессе формирования исследовательских компетенций студентов высшей школы.

Ключевые слова: исследовательские компетенции, синергетический подход, принципы, гуманитарная подготовка.

PRINCIPLES OF HIGHER SCHOOL STUDENTS RESEARCH COMPETENCES

FORMATION ON THE BASIS OF SYNERGETIC APPROACH

N. Barkalova, E. Sukhodolova, E. Ilchinskaya, E. Sukhodolova

Abstract. The process of subject knowledge transformation into research competence is effectively carried out on the base of a qualitatively new methodology - the interdisciplinary synergistic approach, creating conditions for the subject knowledge structures’ transfer into research competencies’ structures as their communication’s selforganization. In this regard, this article is aimed at the synergetic approach principles’ disclosure to higher school students research competences formation in the process of Humanities studying. The article presents the contents of synergetic principles, identifies criteria and indicators of their implementation effectiveness in the process of higher school students research competences formation.

Keywords: research competences, synergetic approach, principles, humanitarian education.

Требования производительных сфер и рынка труда в современных социальноэкономических условиях активизируют деятельность высшей школы по формированию у студентов не столько профессиональноважных качеств на долгую перспективу, сколько динамичных краткосрочных «пакетов компетенций», удовлетворяющих быстро меняющиеся потребности рынка труда. Востребованными становятся специалисты, обладающие компетенциями

исследовательского характера: творчески и

критически мыслить, объективно оценивать изменяющиеся социально-профессиональные условия; уметь видеть возникающие в профессиональной деятельности проблемы и находить пути их творческого решения, используя передовые технологии; быть способными генерировать новые идеи; грамотно работать с информацией; уметь систематизировать факты, необходимые для решения творческих проблем, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем; проводить необходимые обобщения,

сопоставляя их с аналогичными или

альтернативными вариантами решения; формулировать аргументированные выводы; применять полученные результаты для решения вновь возникающих проблем. В связи с такими ориентациями в преподавании гуманитарных дисциплин высшей школы возникает необходимость преобразования предметных знаний из главной цели учебного процесса в средство развития компетенций

исследовательского характера [3].

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что процесс

трансформации предметных знаний в

исследовательские компетенции эффективно происходит на основе качественно новой методологии междисциплинарности

синергетического подхода, создающей условия для переноса конструкций предметных знаний на конструкции исследовательских компетенций как самоорганизации их коммуникации [1, 5]. Исследование показало, что установленные инновации по целям, по смысловому

содержанию, по направленности, по результатам качества носят опережающий характер и

282

подтверждают значимость синергетического подхода к этому процессу.

В качестве принципов синергетического подхода к формированию исследовательских компетенций студентов высшей школы необходимо выделить следующие: принцип

междисциплинарности- взаимосвязи множества не близко родственных дисциплин на основе коммуникации общенаучных, инвариантных, универсальных методов системного анализа и синергетики; принцип самоорганизации -самосогласованное функционирование

субъектов обучения за счет прямых и обратных связей с внешней средой [2]; принцип самопреобразования - высший уровень развития самоорганизации, определяемой

совершенствованием и саморазвитием систем, способных накапливать новый опыт на основе предыдущего.

Критерии эффективности реализации синергетических принципов в процессе формирования исследовательских компетенций студентов высшей школы представлены:

- контрольно-измерительными материалами

продуктивности комплекса синергетических принципов формирования исследовательских компетенций в преподавании гуманитарных дисциплин (матрицы междисциплинарной коммуникации дидактических единиц изучаемых предметов и исследовательских компетенций студентов, мониторинг

формирования исследовательских компетенций, самооценка и оценка независимых экспертов);

- оценкой предметных исследовательских

компетенций студентов (применять знания в любых видоизменяющихся условиях социальнопрофессиональной практики, делать обоснованные выводы, отстаивать свою позицию, проектировать личностные, учебнопознавательные и социально-профессиональные траектории деятельности, формулировать исследовательскую проблему, проявлять готовность к инновациям, самоидентификации, проявлять критическое мышление,

формулировать проблему, научную гипотезу, формулировать технологии решения проблемы, оформлять результаты, прогнозировать дальнейшие исследования).

Показатели эффективности реализации синергетических принципов в процессе формирования исследовательских компетенций студентов высшей школы представлены:

- глубиной и устойчивостью знаний

социально-гуманитарных дисциплин, высоким уровнем междисциплинарной коммуникации, проявляющейся в готовности студентов к выполнению исследовательских

междисциплинарных проектов в учебное и во внеучебное время; сформированность культуры личностно-деятельностной самоорганизации;

- сформированностью исследовательских

компетенций, соответствующих требованиям гуманитарной образованности, высокой личностной культурой, заключающейся в содержании гуманитарных предметов (философские, политические, исторические психолого-педагогические, литературно-

лингвистические, правовые, художественно творческие и др.), их системность, открытость, нелинейность, высокий уровень обобщения, направленность на междисциплинарные коммуникации, самоорганизацию,

самопреобразование [4];

- потребностью в общении, познании,

взаимопонимании, самоорганизации,

самопреобразовании, междисциплинарной

коммуникации;

- способностью к синтезу нового, генерации

исследовательских идей, реализации нестандартных способов деятельности, к переносу знаний и исследовательских компетенций одних предметов на другие в новых нестандартных ситуациях в сфере учебнопознавательной, социально-профессональной, социокультурной, семейно-бытовой

жизнедеятельности;

- ценностными ориентациями

(общемировоззренческие, профессиональнотехнические, изобретательские, творческие), нормы, идеалы, ценности, вербально выражаемые суждения студентов,

поведенческие действия в ходе работы над исследовательскими проектами.

Таким образом, выявленные принципы, составляют основу синергетического подхода как выражения дидактических категорий в конкретных формах, методах, средствах обучения, формах усвоения организации предметной деятельности преподавателей и студентов с целью усвоения студентами конкретного содержания в определенной области знания и профессиональной деятельности.

Эффективность реализации предложенных принципов подтверждается результатами опытно-экспериментальной работы в образовательной практике высшей школы в обновлении учебных программ, планов, содержания дисциплин социально-

гуманитарного цикла, разнообразных дидактических материалов, пакета

исследовательских компетенций, моделей реализации синергетических принципов, рекомендаций, сценариев междисциплинарных

283

модулей и др. Усиление роли синергетических принципов в формировании исследовательских компетенций студентов в процессе их гуманитарной подготовки заметно повышает

Литература:

1. Вьюгина С.В. Развитие интеллектуального потенциала при подготовке специалистов гуманитарного профиля // Вестник казанского технологического университета. 2006. -№2 5. -С. 193196.

2. Компетентностный подход к преподаванию гуманитарных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования в контексте глобализации образования / под ред. Р.Х. Гильмеевой. Казань, 2009. -161 с.

3. Мухаметзянова Ф.Ш. Научно-методическое обеспечение реализации культурокомпетентностного подхода в гуманитарной подготовке студентов профессиональной школы / Гильмеева Р.Х., Мухаметзянова Ф.Ш., Мухаметзянова Л.Ю., Тихонова Л.П., Шайхутдинова Г.А. // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013.- № 2. -С. 132-137.

4. Федорова М. А. Принципы теории самоорганизации в образовательном процессе. VI Международная научно-методическая конференция. Пенза. 2002. -С. 317 - 319.

5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технологии проектирования // Народное образование. 2003. -№ 5. -С. 14-19.

уровень творческого потенциала будущего специалиста, необходимого производительным сферам и рынку труда.

References:

1. Vjugina S.V. Razvitie intellektual'nogo potenciala pri podgotovke specialistov gumanitarnogo profilja // Vestnik kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2006. № 5. S. 193-196.

2. Kompetentnostnyj podhod k prepodavaniju

gumanitarnyh disciplin v uchrezhdenijah srednego professional'nogo obrazovanija v kontekste globalizacii obrazovanija / pod red. R.H. Gil'meevoj. Kazan', 2009. 161 s.

3. Muhametzjanova F.Sh. Nauchno-metodicheskoe

obespechenie realizacii kul'turokompetentnostnogo

podhoda v gumanitarnoj podgotovke studentov professional'noj shkoly / Gil'meeva R.H., Muhametzjanova F.Sh., Muhametzjanova L.Ju., Tihonova L.P.,

Shajhutdinova G.A. // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2013.- № 2. -S. 132-137.

4. Fedorova M. A. Principy teorii samoorganizacii v obrazovatel'nom processe. VI Mezhdunarodnaja nauchno-metodicheskaja konferencija. Penza. 2002. S. 317 - 319.

5. Hutorskoj A. V. Kljuchevye kompetencii. Tehnologii proektirovanija // Narodnoe obrazovanie. 2003. № 5. S. 14-19.

Сведения об авторе:

Баркалова Наталия Валериевна (г. Гжель, Россия), кандидат филологических наук, доцент, заведующий отделом международных связей, Гжельский государственный университет, e-mail: omsgghpi@yandex.ru

Суходолова Елена Павловна (г. Гжель, Россия), кандидат педагогических наук, проректор по воспитательной и социальной работе, Гжельский государственный университет.

Ильчинская Елена Петровна (г. Гжель, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и речевой коммуникации, Гжельский государственный университет.

Суходолова Евгения Михайловна (г. Гжель, Россия), аспирант, специалист отдела дистанционного обучения, Гжельский государственный университет.

Data about the author:

N. Barkalova (Gzhel, Russia), candidate of philological sciences, associate professor, head of the International Relations Department, Gzhel State Universitye-mail: omsgghpi@yandex.ru.

E. Sukhodolova (Gzhel, Russia), candidate of pedagogic sciences, vice-rector for educational and social work, Gzhel State University.

Ilchinskaya E. (Gzhel, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor of the department of foreign languages and speech communication, Gzhel State University.

Sukhodolova E. (Gzhel, Russia), postgraduate, specialist of distance learning department, Gzhel State University.

284

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.