Научная статья на тему 'Структура и содержание модели формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях'

Структура и содержание модели формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ИНТЕРНАТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усынина Татьяна Петровна

В статье раскрываются структура и содержание модели формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Описана технология формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, представленная организацией профессионального взаимодействия субъектов интернатного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure and content of the model form sotsioemotsionalnoy competence of senior high school students are brought up in institutions

The article describes the structure and content models for the formation sotsioemotsionalnoy competence of senior school students, brought up in institutions. The technology of forming sotsioemotsionalnoy competence of senior school children, brought up in institutions, provided the organization of professional interaction between the subjects of residential institutions.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание модели формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях»

УДК. 159.922.7:376.64 Т. П. УСЫНИНА

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия», Оренбург T. P. USININA

THE STRUCTURE AND CONTENT OF THE MODEL FORM SOTSIOEMOTSIONALNOY COMPETENCE OF SENIOR HIGH SCHOOL STUDENTS ARE BROUGHT UP IN INSTITUTIONS

SВEIHPE «The Orenburg State Medical Academy», Orenburg

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СОЦИОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, ИНТЕРНАТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

РЕЗЮМЕ

В статье раскрываются структура и содержание модели формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Описана технология формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, представленная организацией профессионального взаимодействия субъектов интернатного учреждения.

KEY WORDS: SOTSIOEMOTSIONALNAYA COMPETENCE, MODEL OF SOTSIOEMOTSIONALNOY COMPETENCE, BOARDING SCHOOL, PRINCIPLES AND STAGES OF FORMATION MODELS SOTSIOEMOTSIONALNOY COMPETENCE OF SENIOR SCHOOL STUDENTS, BROUGHT UP IN INSTITUTIONS.

SUMMARY

The article describes the structure and content models for the formation sotsioemotsionalnoy competence of senior school students, brought up in institutions. The technology of forming sotsioemotsionalnoy competence of senior school children, brought up in institutions, provided the organization of professional interaction between the subjects of residential institutions.

Усынина Татьяна Петровна - ассистент кафедры общей психологии; 8 (3532) 776560; usu-tanya@yandex.ru

В современных условиях социальная среда оказывает противоречивое влияние на процесс становления личности подрастающего поколения. С одной стороны, современное общество нуждается в гражданах, успешно решающих социально значимые проблемы, компетентных в вопросах межличностного взаимодействия. С другой стороны, нестабильность современного общества во всех сферах жизнедеятельности увеличивает естественные трудности взросления подрастающего поколения; ситуация неопределенности приводит к деформации личностного развития, дезадаптации старших школьников в социуме.

Вхождение подрастающего поколения в социум зависит от того, насколько молодой человек, будучи школьником, научится успешно осуществлять взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Исследования показывают, что отсутствие положительного влияния семьи на развитие, обучение и воспитание детей приводит к трудностям в социализации и личностной зрелости. Среди основных причин неподготовленности старших школьников к самостоятельной жизни выделяют низкий уровень их социальной и эмоциональной компетентности (Л. Н. Гиенко, Н. М. Иовчук, О. В. Казанцева, Т. И. Шульга). В связи с этим проблема социальной и эмоциональной компетентности в старшем школьном возрасте неизменно находится в центре внимания ученых.

Особенно значимым является исследование социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, так как значительная часть выпускников оказывается неготовой к жизни в социуме: они выходят в мир, не умея в нем жить и справляться с разнообразными проблемами, а иногда и не имея желания решать эти проблемы самостоятельно. При этом более 80% из них - социальные сироты, лишившиеся попечения родителей по социально-экономическим причинам, то есть дети-сироты при живых родителях. Сегодня именно со-

циальные сироты составляют основной контингент интернатных учреждений, число их постоянно растет.

Воспитанники интернатных учреждений уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации (по способности к приобретению профессии и трудоустройству, по способности избегать кризисные и криминальные ситуации в жизни, по способности образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции), которая осложняется психологической и социальной незрелостью. Эти дети обладают негативным эмоциональным опытом, часто бывают жертвами жестокого обращения и тяжелых условий жизни. Следствием этого являются социальная дезадаптация, психологические проблемы (эмоциональные и интеллектуальные), поведенческие нарушения.

До сих пор социоэмоциональная компетентность старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, остается недостаточно изученной, несмотря на то, что оказание психологической помощи, основанной на подготовке к самостоятельной жизни детей, лишенных родительского попечения, может способствовать успешной интеграции в социум выпускников интернатных учреждений.

Опираясь на имеющиеся в отечественной психологии и педагогике подходы к процессу моделирования и опыт создания различных моделей (А. У Варданян, М. В. Гамезо, В. В. Давыдов, Б. Ф. Ломов, Н. Г. Салмина и др.), нами разработана структурно-функциональная модель формирования соци-оэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях.

Под интернатным учреждением в данной работе понимается учебно-воспитательное учреждение, которое функционирует в условиях ограничения контактов с широким социальным окружением. В энциклопедической литературе к таким учреждениям, прежде всего, относят вспомогательную школу (специализированное учебно-воспитательное учреждение для умственно отсталых детей), школу-интернат (учреждение, созданное для круглосуточного пребывания воспитанников с целью обеспечения более благоприятных условий для их развития и воспитания, помощи семье), детский дом (государственное интернатное воспитательное учреждение для детей-сирот в возрасте от 3 до 18 лет) и социальный приют (воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства).

Модель формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, опирается на положения системного (С. В. Белова, Э. А. Гусинский,

Л. И. Гриценко, В. М. Симонов и др.), компетентност-ного (А. В. Баранников, В. С. Рубцов, С. Е. Шишов и др.) и личностно-деятельностного подхода (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн).

В основу модели положены следующие принципы, непосредственно вытекающие из сущности де-ятельностного подхода: целостность (возможность ее декомпозиции на подсистемы); целеустремленность (отражение постоянного совершенствования и развития); иерархичность, представляющая ряд промежуточных ступеней соподчиненных структур; открытость (возможность использования модели для различных целей и ее дальнейшей трансформации и модернизации без существенной перестройки ее структуры); нацеленность на выполнение определенных функций.

Целостность процесса формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, обеспечивается взаимосвязью и взаимозависимостью всех составных частей модели. Разработанная модель обеспечивает целенаправленность формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях.

Механизм возникновения и действия социоэмоциональной компетентности находит свое отражение в трехкомпонентной структуре. Основными компонентами, которые должны быть сформированы, являются три взаимосвязанных компонента: когнитивный (взаимопонимание, взаимопознание, рефлексия), эмоциональный (эмпатия, эмоциональная выразительность и саморегуляция), поведенческий (социальная активность, социальная автономность и социальная адаптивность).

Содержательно модель формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, представлена как деятельность психолога, направленная на анализ существующих, проектирование и реализацию недостающих условий формирования соци-оэмоциональной компетентности; деятельность старших школьников интернатных учреждений - на формирование способности к рефлексии, взаимопониманию и взаимопознанию; на развитие способности к эмпатии, эмоциональной выразительности, саморегуляции; на формирование социальной активности, социальной адаптивности и автономности; деятельность специалистов интернатных учреждений - на осознание необходимости сотрудничества с другими специалистами в процессе развивающей работы, стимулирование стремления к самоизменению и само-

развитию у старших школьников интернатных учреждений, помощь в составлении и реализации программы «Формирование социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях», помощь старшим школьникам в разрешении затруднений, возникающих в процессе развивающей работы.

Организационно модель представлена процессами межпрофессиональной коммуникации, планированием и регулированием совместной деятельности, анализом результатов совместных действий.

Разработанная модель включает подготовительный, развивающий и рефлексивный этапы.

Цель подготовительного этапа - развитие у субъектов интернатных учреждений (воспитанников старшего школьного возраста, воспитателей и педагогов) заинтересованности в сотрудничестве с психологом и желания участвовать в работе по формированию социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях.

Работа со старшеклассниками интернатных учреждений на данном этапе предполагает проведение занятий, направленных на создание обстановки доверия и эмоционального комфорта, установление взаимопонимания и принятия друг друга, создание положительной мотивации к предстоящим занятиям. Привлекаются педагоги, воспитатели, психологи интернатных учреждений (информирование, планирование совместных действий, организация совместной работы, налаживание систематической обратной связи).

В процессе работы перед психологом стоит задача мотивирования воспитателей и педагогов к взаимодействию и сотрудничеству с психологом. Для этого проводится беседа по проблеме формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников интернатных учреждений (просвещение).

В ходе психологического просвещения воспитателям предлагается общая психологическая информация о развитии детей старшего школьного возраста, об особенностях социального и эмоционального развития в данный период. Акцент делается на особом значении в старшем школьном возрасте социоэмоциональной компетентности и, как следствие, на осознанном и правильном овладении ею для развития способности к эффективному межличностному взаимодействию. Педагогам разъясняется актуальность поставленной проблемы и необходимость объединения всех субъектов учебно-воспитательного процесса для достижения поставленной цели.

Цель развивающего этапа заключается в оптимизации психолого-педагогических условий формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях. На этом этапе работа осуществляется всеми субъектами учебно-воспитательного процесса.

Работа со старшеклассниками интернатных учреждений заключается в реализации программы «Формирование социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях». Цель программы -формирование социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях.

На развивающем этапе работа с воспитателями и педагогами интернатного учреждения организуется в форме проблемных семинаров, «круглых столов», позволяющих активизировать потенциал эффективного группового взаимодействия. Целями работы являются оптимизация системы взаимодействия «педагог - воспитанник», вооружение их способами саморегуляции, формирование навыков деятельности в ситуации напряженности, фрустрации, агрессивности; профилактика стресса и стрессовых воздействий.

Деятельность педагогов направлена на создание благоприятного психологического климата в коллективе воспитанников, оптимизацию педагогического общения. Психологическое сопровождение и поддержка этой деятельности осуществляется психологом.

Также проводятся индивидуальные консультации, во время которых воспитатели и педагоги могут обсудить с психологом результаты проводимой работы, приветствуется инициатива по внесению предложений, направленных на совершенствование системы развивающей работы.

Рефлексивный этап ориентирован на подведение итогов работы и получение обратной связи от воспитанников и специалистов различных профилей интернатного учреждения (педагога, психолога, воспитателя, социального педагога).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Воспитание и развитие детей в детском доме: хрестоматия / ред.-сост. Н. П. Иванова. -М.: АПО, 1996. - 104 с.

2. Выготский, Л. С. Педология подростка: проблемы возраста /Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. - М, 2003. - Т. 4. - С. 244-269.

3. Гиенко, Л. Н. Формирование социальной компетентности подростков общеобразователь-

ного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. Н. Гиенко. - Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 2009. - 23 с.

4. Дементьева, И. Социальная адаптация детей-сирот / И. Дементьева // Социальная педагогика. - 2003. - № 2. - С. 64-71.

5. Иовчук, Н. М. Система повышения социально-психологической компетенции детей-сирот в интернатном учреждении: конгресс по детской психиатрии 25-28 сентября 2001 г. /

Н. М. Иовчук. - М.: РОСИНЭКС, 2001. - С. 103-104.

6. Калинина, Н. В. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников / Н. В. Калинина, М. И. Лукьянова. - Ульяновск, 2003. - 207 с.

7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

8. Шульга, Т. И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям / Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко, А. В. Быков. - М., 2003. - 400 с.

ФАРМАКОЛОГИЯ

УДК 615.23:615.218.3:615.12(470.56)

А. С. ЦЫБИНА1, Г. Ф. ЛОЗОВАЯ2, А. Н. САНЬКОВ1

АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ С АЛЛЕРГИЧЕСКИМ КОМПОНЕНТОМ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

1ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия», Оренбург 2 Башкирский государственный медицинский университет

A. S. TSYBINA1, G. F. LOZOVAJA2, A. N. SANKOV1

ANALYSIS OF SUPPLY OF DRUGS FOR THE TREATMENT OF RESPIRATORY DISEASES WITH ALLERGIC COMPONENT IN THE PHARMACEUTICAL MARKET OF THE ORENBURG REGION

1SBEIHPE «The Orenburg State Medical Academy», Orenburg 2 The Bashkir State Medical University

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ, АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ.

РЕЗЮМЕ

С целью разработки рекомендаций по формированию оптимального ассортимента для терапии аллергических заболеваний органов дыхания проведен анализ предложения лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке Оренбургской области. В статье приведены результаты маркетинговых характеристик ассортимента исследуемых лекарственных препара-

Цыбина Анастасия Станиславовна - ст. препод. кафедры управления и экономики фармации, фармацевтической технологии и фармакогнозии; 8 (3532) 520612; thc-stas@yandex.ru; Лозовая Галина Федоровна - д. фарм. н., проф., зав. кафедрой управления и экономики фармации с курсом медико-фармацевтического товароведения; 89177540723, gomazenko@ rambler.ru;

Саньков Анатолий Николаевич - к. м. н., доц., зав. кафедрой управления и экономики фармации, фармацевтической технологии и фармакогнозии; 8 (3532) 520612

тов, определена степень обеспеченности медицинских организаций лекарственными препаратами для терапии бронхиальной астмы в соответствии с утвержденным стандартом медицинской помощи.

KEY WORDS: MEDICINES, RESPIRATORY ALLERGIC DISEASES, PHARMACEUTICAL MARKET OF THE ORENBURG REGION.

SUMMARY

For the purpose of development recommendations for forming optimal assortment for therapy of respiratory allergic diseases was carried out the analysis the offer of medicines in the pharmaceutical market of the Orenburg region. In article results of marketing characteristics of the assortment medicines, degree of maintenance of medical organizations by medicines for therapy of bronchial asthma according to the approved standard of medical care is defined.

ВВЕДЕНИЕ

Среди современных проблем здравоохранения одно из ведущих мест занимают аллергические заболевания. По данным Всемирной организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.