Научная статья на тему 'Структура и содержание формирования художественно-проектных компетенций педагога профессионального обучения в области дизайна'

Структура и содержание формирования художественно-проектных компетенций педагога профессионального обучения в области дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL - PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE FIELD OF DESIGN / THE CONTENTS OF EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / ART - DESIGN COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров Владимир Анатольевич, Фалько Вера Павловна

В статье на основе анализа содержания образования педагога профессионального обучения в области дизайна разработана структурно-содержательная модель формирования его художественно-проектных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоров Владимир Анатольевич, Фалько Вера Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure and Contents of Art-Design Competence Formation of a Professional Training Teacher of Design

On the basis of the education contents analysis of a professional training teacher of design the structural substantial model of his art design competence formation is developed in the article.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание формирования художественно-проектных компетенций педагога профессионального обучения в области дизайна»

УДК377.8 ББК 244.951

Федоров Владимир Анатольевич

доктор педагогических наук, профессор г. Екатеринбург Fedorov Bladimir Anatoljevich Doctor of pedagogical science, Рrofessor Yekaterinburg Фалько Вера Павловна преподаватель г. Екатеринбург Fal'ko Vera Pavlovna Lecturer Yekaterinburg

Структура и содержание формирования художественно-проектных компетенций педагога профессионального обучения в области дизайна Structure and the Contents of Formation Art-Design Competention the Teacher of Vocational Training in the Field of Design

В статье на основе анализа содержания образования педагога профессионального обучения в области дизайна разработана структурно-содержательная модель формирования его художественно-проектных компетенций.

In the article on the basis of the analysis of the contents of education of a teacher of vocational training in the field of design, the structural-substantial model of formation his art the design competention is developed.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование в области дизайна, содержание образования, профессиональная компетентность, художественно-проектные компетенции.

Key words: professional-pedagogical education in the field of design, the contents of education, professional competence, art the design the competence.

В современном обществе ведутся активные поиски наиболее эффективной системы формирования высокопрофессиональных специалистов, способных к быстрой адаптации на рынке труда, смене специализации в рамках определенного в вузе направления, готовых к непрерывной самообразовательной деятельности и профессиональному творчеству. Для этого необходимы существенные изменения в содержании, методах, средствах, организационных формах образовательной среды, отвечающие как индивидуальным особенностям обучаемого, так и отражающие специфику будущей профессиональной деятельности. Очевидно, что «.. .основной задачей системы образования становится не столько подготовка специалиста, сколько обеспечение условий для становления личности, осваивающей культурный опыт человечества, осознающей свое место в обществе, способной к творческой профессиональной деятельности, к самоопределению, саморегуляции, саморазвитию в условиях непрерывности и преемственности образования» [1, с. 118]. Успешность решения такой задачи в системах начального и среднего профессионального образования во многом определяется компетентностью персонала, реализующего образовательный процесс. Прежде всего, это педагоги, обучающие профессии как относительно постоянному виду трудовой деятельности, характеризуемой, в частности, специальными знаниями и умениями, а также способами и характером взаимодействия человека с теми или иными технологиями [2]. Поэтому педагог профессионального обучения в области дизайна должен владеть необходимыми компетенциями в сфере современных технологий и материалов, композиционных понятий о формировании пространственной среды, художественно-проектных решений и т. д., что в совокупности и составляет художественно-проектные компетенции.

Теория и педагогическая практика подготовки дизайнера-педагога в настоящее время активно развивается, в частности, ее становлению посвящены труды Е. В. Ткаченко, В. П. Климова, С. М. Кожуховской и др. [1, 3, 4]. Но, учитывая, что подготовка педагога профессионального обучения в области дизайна является сравнительно новой, очевидна необходимость исследования проблем, связанных с ее развитием. Несмотря на то, что модель дизайнера сформулиро-

вана теоретиками еще в 70-80 г.г. ХХ столетия (Г. Б. Минервин, В. Ф. Рунге, С. О. Хан-Магомедов и др.) [5, 6], важно учитывать, что современный уровень изменений в области архитектуры и строительства содействует ее постоянной модернизации и предъявляет новые требования к уровню подготовки дизайнеров, что напрямую определяет и уровень требований к подготовке педагога профессионального обучения в области дизайна.

Анализ современного состояния подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна показывает, что содержание изучаемых дисциплин недостаточно нацелено на решение профессиональных задач. Так, в ГОС ВПО-2000 базовое содержание дисциплин, регламентируемое дидактическими единицами, преподается зачастую узкопредметно, что приводит к автономии дисциплины, отсутствию взаимодействия с профилирующими дисциплинами и не обеспечивает целостность образовательного процесса. Поэтому становится очевидной необходимость корректировки содержательной части общегуманитарных и общепрофессиональных дисциплин во взаимодействии с дисциплинами специализации для обеспечения нацеленности педагога профессионального обучения в области дизайна на решение художественно-проектных и психолого-педагогических профессиональных задач.

Кроме того, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ (2004)» обозначена ориентация на компетентностный подход, задачей которого в области профессиональной подготовки является улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов, обновление содержания, методического обеспечения и соответствующей среды обучения. Следовательно, для повышения эффективности процесса подготовки педагога профессионального обучения в области дизайна (дизайн интерьера) путем формирования его профессиональной компетентности также возникает необходимость разработки соответствующих структуры и содержания такой подготовки. При этом, учитывая позиции отечественных ученых в области компетентностно-ориентированного подхода в образовании (Э. Ф. Зеер,

И. А. Зимняя, А. Г. Каспаржак, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской и др.), мы рассматриваем компетентность как способность осуществлять профессиональную деятельность в рамках освоенных компетенций, принимать ответственные решения и действовать адекватно сложившейся ситуации.

Предлагаемая обобщенная структура профессиональной компетентности будущего педагога профессионального обучения в области дизайна представлена на рис. 1. При этом подразумевается, что:

Универсальные компетенции (базовые), включающие общенаучные, инструментальные, социально-личностные и общекультурные компетенции, обеспечивают готовность и способность будущего специалиста к овладению профессиональными компетенциями.

Требования работодателя

Требования ГОСВПО

Профессиональная компетентность

Универсальные Профессиональные

компетенции компетенции

(базовые) (специальные)

Психолого- Художественно-

педагогические проектные

Сформированные компетенции

Перспективные компетенции

Рис. 1. Обобщенная структура профессиональной компетентности педагога профессионального обучения в области дизайна

Профессиональные компетенции (специальные) представляют интегра-тивную целостность знаний, умений и навыков, складываются из совокупности психолого-педагогических и художественно-проектных компетенций, обеспечивающих готовность и способность будущего специалиста к продуктивной профессиональной деятельности.

Психолого-педагогические компетенции определяют способность педагога профессионального обучения учить профессии: преподавать дисциплины

отраслевой подготовки и дисциплины специализации. Характеризуются наличием качеств и свойств личности, позволяющих владеть широкими профессиональными знаниями в области педагогики, психологии, методики и технологии преподавания специальных дисциплин. Базируются на знании и умении проектировать и организовывать педагогический процесс, анализировать свою работу и соотносить ее результаты с поставленными целями.

Художественно-проектные компетенции обозначают профессиональную подготовленность и пригодность специалиста полноценно выполнять профессиональную деятельность в соответствии с выбранной специальностью и специализацией (в данном случае - дизайн интерьера). Характеризуются наличием качеств и свойств личности, позволяющих владеть широкими профессиональными знаниями, умениями в области дизайна; критическим мышлением; наличием способностей к художественному и проектному творчеству, конструктивно-пространственному, логическому и образному мышлению. Базируются на владении образным, пространственно-конструктивным мышлением, художественно-проектным мастерством, включающем знание основных композиционных понятий, владении приемами достижения целостности восприятия и выразительности проектного замысла.

Сформированные компетенции обеспечивают готовность педагога профессионального обучения в области дизайна организовывать процесс обучения дизайн-проектированию.

Перспективные компетенции обеспечивают умение анализировать и предвидеть постоянно меняющуюся социально-экономическую ситуацию, а также способность к личностно-профессиональной самореализации на основе профессиональной, информационно-технической, коммуникативной мобильности. Такие компетенции определяют способность человека к ориентации и адаптации на рынке труда, что требует «высокие и быстро изменяющиеся ак-меологические параметры развития человека» [7, с. 29] и характеризуются аналитическим подходом к запросам государства, общества и личности с целью совершенствования и самосовершенствования, умения адаптироваться к про-

исходящим в обществе социально-экономическим переменам, способностью к рефлексии.

На основе анализа учебного плана выявлена структура междисциплинарного взаимодействия с учетом содержания дисциплин, отражающих специфику дизайнерской и педагогической деятельности. Все дисциплины учебного плана, в соответствии с содержанием, объединены в трех группах: 1 - объединяет дисциплины общего развития, 2 - психолого-педагогические, 3 - художественно-проектные. Их объединение в группы позволило определить содержание формирования профессиональной компетентности будущего педагога-дизайнера в циклах общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественно-научных дисциплин, а также общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации. Комплекс дисциплин каждой группы формирует профессиональные знания, умения и навыки, овладение которыми в совокупности обеспечивает профессиональную компетентность и подготовленность к профессионально-педагогической деятельности.

Овладение универсальными (базовыми) компетенциями обеспечивается изучением общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин («Русский язык», «Иностранный язык», «Отечественная история», «Философия» и т. д.) и общих математических и естественно-научных дисциплин («Математика-информатика», «КСЕ», «Экономика», «Экология», «Культурология» и т. д.).

Овладение профессиональными (специальными) компетенциями обеспечивается изучением цикла общепрофессиональных дисциплин и дисциплин отраслевой подготовки, включающей дисциплины специализации, которые формируют знания, умения, навыки психолого-педагогической и художественно-проектной профессиональной деятельности. Это позволяет выделить две основные составляющие профессиональных компетенций: психолого-педагогические и художественно-проектные.

Психолого-педагогические компетенции формируются при изучении таких дисциплин, как «Возрастная физиология и психофизиология», «Психоло-

гия профессионального образования», «Общая профессиональная педагогика», «История педагогики и философия образования», «Педагогические технологии», «Методика профессионального обучения» и т. д.

Художественно-проектные компетенции формируются при комплексном изучении таких дисциплин, как «Рисунок», «Живопись», «Формообразование», «Проектирование», «Компьютерная графика», «Теория и история дизайна» и т. д. Профилирующей среди них является дисциплина «Художественное моделирование интерьера и предметной среды». Ее изучение аккумулирует комплекс компонентов, наиболее целостно определяющих уровень сформирован-ности художественно-проектных компетенций.

При исследовании содержания формирования художественно-проектных компетенций принято, что:

• художественные обеспечивают знания, умения и навыки в художественно-изобразительной деятельности и приобретаются в учебном процессе при освоении дисциплин художественно-изобразительного цикла: «Рисунок», «Живопись», «История искусств» и т. д.;

• проектные обеспечивают знания, умения и навыки в проектной деятельности и приобретаются в учебном процессе при освоении дисциплин проектно-творческого цикла: «Формообразование», «Физика и химия цвета», «Проектирование», «Общее материаловедение», «Художественное моделирование интерьера и предметной среды» и т. д.

Предлагаемая структурно-содержательная модель формирования художественно-проектных компетенций педагога профессионального обучения в области дизайна (рис. 2) сформирована в рамках открытой динамично развивающейся системы и состоит из следующих структурно-содержательных компонентов (блоков):

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Научно-методологический блок (когнитивный)

Фундаментальные общеметодологические положения общественных, исторических и естественных наук

Аспекты: философский (сущностный), психологический (рефлексивный), культурологический (функционально-прагматический, эстетический)

Практико-ориентированный блок

методический технологический

Специфика художественной и проекгно-творческои деятельности Знания и алгоритмы процессов, обеспечивающие выполнение конкретных художественных и проектных задач

Рис. 2. Структурно-содержательная модель формирования художественно-проектных компетенций педагога профессионального обучения в области дизайна

Научно-методологический (когнитивный) обеспечивает научно-методологические условия обучения художественной и проектно-творческой деятельности. Он включает в себя фундаментальные общеметодологические положения общественных, исторических и естественных наук и определяет философский (сущностный), психологический (рефлексивный), культурологический (функционально-прагматический и эстетический) аспекты.

Данный блок выполняет научно-познавательную и концептуально-рефлекторную функции. Рефлексия при этом обуславливает интенсивность опыта человека и обеспечивает переосмысление содержания знания и осознания им приемов собственной деятельности.

Практико-ориентированный блок представлен методическими (образовательная деятельность, определяемая спецификой художественной и проектно-творческой деятельности) и технологическими (профильное обучение, включающее знания и алгоритмы процессов, обеспечивающих выполнение конкретных художественных и проектно-творческих задач) условиями, что обеспечивает формирование художественно-проектных (сформированных и перспективных) компетенций. Таким образом, элементы когнитивного блока проецируются в практико-педагогические условия (практико-ориентированный блок). Определение объема и содержания каждого из блоков осуществляется на основе анализа учебной документации, включая требования ГОС ВПО и работодателя для специальности Профессиональное обучение (дизайн), специализации Дизайн интерьера.

Представленная модель носит комплексный характер, включает совокупность научно-теоретического, педагогического, методического и социально-воспитательного процессов. Она направлена на формирование художественно-проектных компетенций педагога профессионального обучения (дизайн) и уже используется в процессе обучения студентов специализации Дизайн интерьера Художественно-педагогического института Российского государственного профессионально-педагогического университета. Оценка художественно-проектных компетенций студентов специализации «Дизайн

интерьера» осуществлялась с применением рейтинговой системы по трем уровням: обязательный (55-70 баллов), приемлемый (71-85 баллов) и оптимальный (86-100 баллов) [8]. Контроль знаний, проведенный до начала и после внедрения структурно-содержательной модели, показал, что обязательный уровень значительно снизился, а количество студентов, достигших приемлемого и оптимального уровней, увеличилось. Это говорит о сформированно-сти знаний, необходимых выпускнику для осуществления самостоятельной художественно-проектной деятельности. Таким образом, реализация разработанной структурно-содержательной модели способствует успешному формированию художественно-проектных компетенций и повышению эффективности процесса подготовки специалиста.

Библиографический список

1. Ткаченко, Е. В. Дизайн-образование. Теория, практика, траектория развития [Текст] / Е. В. Ткаченко, С. М. Кожуховская. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. - 185 с.

2. Федоров, В. А. Профессионально-педагогическое образование : теория, эмпирика, практика [Текст] / В. А. Федоров.- Екатеринбург : Изд-во УГППУ, 2001. - 329 с.

3. Ткаченко, Е. В. Концепция непрерывного дизайн-образования. [Текст] / Е. В. Ткаченко, С. М. Кожуховская. - М. : Центр НОУ «ИСОМ», 2006. -44 с.

4. Ткаченко, Е. В. Дизайн-образование : концептуальные версии [Текст] / Е. В. Ткаченко, В. П. Климов // Образование и наука : Изв. Урал. отд.-ния РАО, 2000. № 1 (3). - С. 94-101.

5. Рунге, В. Ф. Основы теории и методологии дизайна [Текст] : учеб. пос. / В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский. - М. : МЗ-Пресс, 2005. - 368 с.

6. Минервин, Г. Б. Дизайн архитектурной среды [Текст] / Г. Б. Минервин, А. П. Ермолаев. - М. : Архитектура С, 2006. - 504 с.

7. Вербицкая, Н. О. Компетентность ориентации и адаптации на рынке труда : акмеологические основания. [Текст] / Н. О. Вербицкая, М. Э. Мата-фонов, В. А. Федоров // Образование и наука : Изв. Урал. отд.-ния РАО. 2005. № 5 (35). - С. 52-59.

8. Фалько, В. П. Рейтинговая технология в системе менеджмента качества подготовки педагогов-дизайнеров [Текст] / В. П. Фалько, А. В. Степанов. // Образование и наука : Изв. Урал. отд-ния РАО. № 5 (53), 2008. - С. 98-107.

Bibliography

1. Tkachenko, E. V Design-education. The theory, practice, a trajectory of development. [Text] / E. V. Tkachenko, S. M. Kozhuhovskaja. - Ekaterinburg : Publishing house the Russian state professional-pedagogical university, 2004. -185 p.

2. Feodorov, V. A. Professional education : the theory, empiric, practice. [Text] / V. A. Fedorov. - Ekaterinburg : Publishing house the Ural state professional-pedagogical university, 2001. - 329 p.

3. Tkachenko, E. V. Concept of continuous design-education. [Text] / E. V. Tkachenko, S. M. Kozhuhovskaja. - M. : Center «ICOM», 2006. - 44 p.

4. Tkachenko, E. V. Design : conceptual versions [Text] / E. B. Tkachenko, V. P. Klimov // Education and a science : News of the Ural branch of the Russian Academy of education, 2000. № 1 (3). - P. 94-101.

5. Runge, V. F. Bases of the theory and methodology of design [Text] : the manual / V. F. Runge, V. V. Senkovsky. - M. : M3-Press, 2005. - 368 p.

6. Minervin, G. B. Design architectural environments [Text] / G. B. Minervin, A. P. Ermolaev. - M. : Architecture, 2006. - 504 p.

7. Verbitskaja, N. O. Competence of orientation and adaptations on a labour market : acmelogy the bases. [Text] / N. O. Verbitskaja, M. E. Matafonov, V. A. Feodorov // Education and a science : News of the Ural branch of the Russian Academy of education, 2005. № 5 (35). - P. 52-59.

8. Falko, V. P. Rating technology in system of a quality management of preparation of teachers-designers. [Text] / V. P. Falko, A. V. Stepanov // Education and a science : News the Ural branch of the Russian Academy of education № 5 (53), 2008. - P. 98-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.