Научная статья на тему 'Структура деятельности работника ОБЭП и задачи обучения иностранному языку в вузе МВД'

Структура деятельности работника ОБЭП и задачи обучения иностранному языку в вузе МВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1260
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Ирина Юрьевна

Государство как заказчик задает уровень подготовки требуемых специалистов в квалификационной характеристике. Каждая кафедра, профилирующая и непрофилирующая, в равной мере должна исходить из этих параметров при организации обучения слушателей по дисциплине(нам) своей кафедры. В статье рассмотрены два оптимистических принципа обучения иностранному языку: когнитивная методика и специальное страноведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of the activities of a law enforcement officer with the department for the fight against economic crimes and the tasks of teaching a foreign language at a higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs

The state as the Customer outlines the required parameters of the specialists in the Qualification Characteristics. Each chair, whether of legal or nonlegal discipline(s), should be aware of these requirements to the end to teach their subjects in conformity with them. Two advanced methods of teaching a foreign language: cognitive and specific country-studies are treated in detail.

Текст научной работы на тему «Структура деятельности работника ОБЭП и задачи обучения иностранному языку в вузе МВД»

И.Ю. Смирнова

Смирнова Ирина Юрьевна — преподаватель кафедры иностранных языков Нижегородской академии МВД

России

E-mail: ilin 06@mail.ru

Структура деятельности работника ОБЭП и задачи обучения иностранному языку в вузе МВД

Государство как заказчик задает уровень подготовки требуемых специалистов в квалификационной характеристике. Каждая кафедра, профилирующая и непрофилирующая, в равной мере должна исходить из этих параметров при организации обучения слушателей по дисциплине(нам) своей кафедры. В статье рассмотрены два оптимистических принципа обучения иностранному языку: когнитивная методика и специальное страноведение.

The state as the Customer outlines the required parameters of the specialists in the Qualification Characteristics. Each chair, whether of legal or non-legal discipline(s), should be aware of these requirements to the end to teach their subjects in conformity with them. Two advanced methods of teaching a foreign language: cognitive and specific country-studies are treated in detail.

2,

<0

Для того чтобы готовить высококомпетентных специалистов по борьбе с экономическими преступлениями, необходимо иметь четкое представление о структуре их деятельности, структуре тех знаний, которые им необходимы и, в частности, о месте и роли иностранного языка в получении нужных знаний и умений. Профессиональная юридическая деятельность в целом — деятельность государственная. Именно государство и общество ставят перед юристами, правоохранительными органами определенные цели и задачи, направленные на ликвидацию преступности в стране, в том числе в и хозяйственно-экономической сфере. Государство создает специальную систему подготовки и переподготовки работников правоохранительных органов. По мере роста юридической культуры всего общества требования повышаются как по отношению ко всей правоохранительной системе, так и к каждому ее звену, к каждому сотруднику.

Ведущие отечественные психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев в разное время указывали, что разработка психологических основ личности должна начинаться с психологического анализа практической трудовой деятельности человека, так как именно в этой сфере совершаются и действуют главные закономерности психической деятельности человека1. Психология труда как самостоятельное научное направление успешно развивается благодаря работам Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова, Г.В. Суходольского и других авторов2.

Процесс труда включает в себя три аспекта: целесообразную человеческую деятельность, предмет труда и орудия производства, которыми человек воздействует на этот предмет. Рассмот-

рение эффективности труда юриста необходимо начать с самой общей характеристики юридической деятельности. Эта деятельность в первую очередь связана с нормами права, и отдельные ее виды в самом названии содержат это основное понятие: правоприменительная, правоохранительная, правозащитная деятельность и т. д.

Слово «юридическая» является синонимом слова «правовая». На этих словах базируется почти вся юридическая терминология. В целом юридическая деятельность может быть определена как требующий большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении норм закона. Деятельность юристов, весьма разнообразная и сложная, имеет целый ряд черт, которые отличают ее от других профессий. Во-первых, юридическая профессия характеризуется чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Программа их решения, как правило, сформулирована в правовой норме. Каждое новое дело для следователя, прокурора,судьи, адвоката представляет собой новую задачу. Чем меньше шаблонов в подходе к делу, тем более вероятен правильный исход в поисках истины. Во-вторых, юридическая деятельность при всей ее многоаспектности полностью подвергается правовому регулированию, и это накладывает отпечаток на личность каждого юриста. Уже при планировании своей деятельности любой работник мысленно сопоставляет будущие действия с нормами законодательства, регламентирующими эти действия.

Практически для всех юридических профессий одной из главных сторон в деятельности является коммуникативная, которая заключается в обще-

ск

5

0

1 I

то

6-

о

0

1 S § I

Ю

о

3

со

с

О)

LO

О

2

S

Е

о

Ю

ъ

Q.

(5

о

0

1 -о с;

S

§

ъ

I

р.

Q

х

со

0

1 Q. S

2,

со

со

к

0

1 I &

о

0

1

к

I

Ф

о

<3

3

со

С:

0)

о

2

Е

о

ю

О.

о

0

1 -о

£

к

ф

05

I

о.

55

05 СО

0

1

6

нии в условиях профессиональной специфики. Правовое (процессуальное) регулирование накладывает специфический отпечаток на всех участников общения, наделяя их особыми правами и обязанностями и придавая особый оттенок общению, задавая ему особую направленность.

Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональная напряженность труда. Причем чаще это связано с эмоциями отрицательными, с необходимостью их подавлять, а эмоциональную разрядку откладывать на сравнительно большой отрезок времени. Труд многих юристов(прокурора, следователя, судьи, оперативного работника) связан с осуществлением особых властных полномочий, с правом и обязанностью применить власть от имени закона. Поэтому у большинства лиц, занимающих перечисленные должности, развивается профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий.

По существу, для всех юридических профессий характерен творческий аспект труда, который вытекает из перечисленных характеристик. Поиски истины в уголовном судопроизводстве — процесс творческий, поэтому следователю, прокурору, адвокату, судье необходимы такие качества, как человечность, чуткость, внимание, умение проникнуть во внутренний мир человека, способность найти наиболее целесообразные приемы работы в каждом конкретном случае, в том числе, когда перед ними оступившийся человек.

В той или иной степени в профессиональной юридической деятельности выделяются следующие стороны: поисковая (познавательная), коммуникативная, удостоверительная, организационная, реконструктивная (конструкционная), социальная. Деятельность юриста — многоуровневое, иерархическое явление. На каждом уровне достижение промежуточных целей обеспечивается соответствующими личностными свойствами, причем их достижение предполагает возможность перехода к выполнению целей более высоких уровней. Знание основных понятий, раскрывающих структуру профессионального мастерства и психологическую сущность его формирования, очень важно для саморазвития юриста. Профессиональное мастерство — совокупность знаний, умений, навыков профессиональной деятельности, которые в единстве с соответствующими морально-психологическими качествами личности обеспечивают высокую эффективность профессиональных функций.

В единстве с профессиональным мастерством находится профессиональная культура. Между ними существует тесная взаимосвязь. Обучение создает условия для решения воспитательных задач, а воспитание — предпосылки успехов в обучении. В связи с возрастающими требованиями к профессиональному мастерству юриста, трудностями его формирования повысилась роль нравственных и эстетических сторон личности.

Для осуществления той или иной трудовой деятельности человек должен располагать определенными знаниями. Поэтому в формировании профессионального мастерства юриста важное место занимают психологические, познавательные процессы: ощущение и восприятие, представление и память, мышление и внимание. Знания — это совокупность усвоенных сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности. К знаниям ряд авторов относит конкретные взаимосвязанные факты, системы понятий и правил, теоретические обобщения, формулы, законы, научные теории и связанные с ними термины. Знания имеют свое измерение через такие понятия, как их глубина, гибкость, прочность и действенность3. Некоторые авторы видят важную сторону знаний в их осознании, осмыслении4. Процесс познания бесконечен, процесс овладения знаниями проверяется, но не завершается применением их на практике. Наиболее глубоко и полно усвоение должно происходить в процессе выполнения практических задач на основе организации своих собственных действий, а не только в теоретических построениях. И здесь мы переходим к толкованию понятия «Умение», которое раскрывается нами как успешное решение практических задач на основе приобретенных знаний и развитие психических и нравственных свойств и качеств личности. Умение формируется на основе широкого круга знаний о трудовом процессе, средствах и условиях достижения успеха. В ходе и в результате обучения в специальном вузе у обучаемых развиваются знания, умения и навыки. Взаимоотношения между ними можно отразить в виде вектора «От теории к практике» — от знаний через умения к навыкам. Из ряда исследований известно, что «навыки — это автоматизированный компонентсознательно-го действия»5. Действие, ставшее навыком, выполняется быстро и расчетливо, с наименьшим напряжением. «Навыки как бы избавляют сознание, — пишет И.В. Биочинский, — от излишней распыленности и помогают в сложной обстановке сосредоточиться на выполнении главной профессиональной задачи»6. В то время как «умения всегда сознательны, их психологической основой является понимание взаимоотношения между целью деятельности, условиями и способами ее выполнения»7.

В результате обучения складывается личность юриста. Как каждое глубокое понятие оно имеет внутреннее измерение через качество личности. Качества личности юриста по степени обобщенности можно сгруппировать следующим образом: социальная активность, сознание или мировоззрение, индивидуальные качества, не препятствующие, а способствующие исполнению профессионального долга. Личность юриста — понятие комплексное: с одной стороны, это носитель и исполнитель профессионального долга и служебных обязанностей, с другой — непосредственная жи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вая личность с такими качествами, которые в той или иной степени соответствуют приобретенной профессиональной подготовке, и остаточными личностными качествами, составляющими особенность каждой индивидуальной личности.

Модель, или квалификационная характеристика юриста, — очень полезная конструкция, но она требует реального подхода и понимания своей сущности. Носители одной и той же профессии — разные индивиды и как профессиональные личности, и как личности социально-бытовые со своими интересами, увлечениями, стремлениями и привычками, установками. Следующий факт является очевидным: особенности восприятия, памяти, интеллектуальные свойства (особенности мышления, сила воображения), эмоциональноволевые свойства, коммуникативные свойства, способность к сопереживанию у разных людей разные.

Профессионально значимые способности, которые нас интересуют в первую очередь в целях оптимальной организации обучения иностранному языку, определяются следующими группами показателей: профессиональная способность к адекватной оценке оперативной ситуации; способность к принятию грамотных решений в различных условиях оперативной обстановки; способность к организаторской и исполнительной деятельности; способность общаться с людьми (коммуникативная способность).

При разных подходах к наполнению модели выпускника специального учебного заведения МВД наиболее устойчивыми являются следующие составляющие:

1) интеллект, профессиональное мышление, особенности памяти;

2) профессиональное мастерство каксовокуп-ность профессиональных знаний, умений и навыков, способность принимать решения;

3) волевые и организаторские качества, характеризуемые целеустремленностью, упорством, мужеством,настойчивостью,организованностью, самостоятельностью и находчивостью;

4) психологическая подготовленность, которая находит практическое выражение в психологической устойчивости в напряженных ситуациях, выдержке, самообладании, здравом риске;

5) специальные способности: разыскные, следственные, педагогические, психологические, воспитательные, коммуникативные.

К профессионально важным психофизиологическим свойствам следует отнести эмоциональность, скорость двигательной реакции, выносливость, работоспособность, уравновешенность, устойчивость к физическим и психическим нагрузкам, психическому давлению и риску.

Профессия юриста — это особый образ жизни, который может быть успешно построен на определенных качествах, перечисленных выше, но и сам образ жизни (профессия) активно формирует их. Можно поэтому говорить об особом профес-

сиональном мышлении как процессе сознательного отражения действительности, с которой юрист сталкивается в процессе исполнения своего профессионального долга в наиболее существенных ее связях и отношениях. Такое мышление оценивается рядом параметров:

— широта мышления, под чем мы понимаем отражение большого круга явлений действительности с привлечением знаний из различных областей науки и практики;

— глубина мышления — способность проникать в суть явления, понимание смысла происходящего;

— гибкость мышления — способность к всестороннему анализу действительности в ее многообразных связях и отношениях;

— подвижность мышления — способность к быстрой оценке и пониманию действительности, принятию оперативных решений;

— устойчивость мышления — умение последовательно и планомерно решать проблему в течение длительного времени.

Такие качества формируются благодаря профессиональному наблюдению как преднамеренному, избирательному и планомерному процессу, способствующему выявлению и сбору информации. Информация всегда необходима для решения конкретной задачи: решение служебных задач требует от специалиста запоминания лиц, фактов, факторов, событий. О благоприятном влиянии изучения иностранного языка на память известно давно. Профессиональная память — важная составляющая успешной юридической деятельности. Это качество характеризуется объемом запоминания, сохранением в памяти ранее воспринятого, сделанного, пережитого, имеющего отношение к профессиональной деятельности и нужного для ее успешного осуществления. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение, что тренируется на каждом занятии по иностранному языку. При этом используются достижения и принципы психологии памяти.

Для развития профессиональной памяти ее необходимо постоянно тренировать. Для быстрого и качественного запоминания фактов, перечня предметов, лиц, то есть всего того, что может пригодиться в будущей служебной деятельности, на занятияхпо иностранному языку используется ассоциативно-рефлекторный принцип. Согласно этому принципу процесс усвоения информации рассматривается как образование в сознании обучаемого новых связей, ассоциаций по признаку сходства или различия изучаемых свойств и сторон у разных предметов, явлений. Это предполагает активизацию познавательной деятельности и умственного развития обучаемых, что способствует формированию у них творческого мышления, и в целом отвечает требованиям, предъявляемым к обучению специалистов в современных условиях.

§

2,

со

со

к

0

1 I <3 & о

0

1 § I

ю

о

<3

3

СО

С:

О)

о

2

Е

о

ю

<3

о.

Е

о

0

1 -о

Й

55

&

р.

55

со

0

1

о.

5

2,

со

со

к

0

1 I &

о

0

1

к

I

Ф

о

<3

3

со

С:

0)

о

2

Е

о

ю

О.

о

0

1 -о

Й

к

ф

05

I

о.

55

05 со

0

1

6

Второй принцип — принцип поэтапного формирования умственных способностей — построен на идее принципиальной общности характера внешней и внутренней деятельности человека. На этом основании А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и другие ученые полагают, что усвоение знаний, формирование навыков и умений происходит поэтапным переходом внешней «материальной» деятельности во внутреннюю — умственную деятельность8. Помимо этихпсихоло-го-педагогических концепций, которые практически используются на занятиях и учитываются при подготовке новых пособий, на кафедре:

а) накоплен определенный положительный опыт интенсивного обучения (Г. Лозанов, Г.А. Китайгородская и др.);

б) используется методика устного опережения, когда запоминание осуществляется без опоры на зрительную память (полностью или частично);

в) творчески применяются новаторские подходы других педагогов (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занков, М.И. Махмутов, М.Е. Щетинин, В.Ф. Шаталов и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные контуры комплексной психологопедагогической теории и вариативные методические подходы к ее реализации в системе подготовки работников силовыхструктур предложил А.В. Барабанщиков9. Нам представляется важным, что этот подход, во-первых, реализуется с учетом характера деятельности слушателей; во-вторых, он органически связывает обучение и условия формирования и развития личности обучаемого в целом.

Данная концепция опирается на принципы про-блемности и активно-деятельностного развития личности субъекта обучения и комплексно называется концепцией проблемно-деятельностного обучения. Ее основными чертами являются многофункциональность, фундаментальность и практическая направленность, единство личной и коллективной подготовки, усиление мотивированности, эмоциональности и комплексности обучения, поисково-исследовательский характер самостоятельной работы слушателей10.

Рассматривая проблему содержания обучения в вузах МВД, необходимо отметить, что оно нацелено на подготовку специалистов высокой квалификации, отвечающей требованиям государства и общества на современном этапе их развития. В связи с этим перед процессом обучения ставятся серьезные задачи:

— вооружить слушателей и курсантов системой необходимых и достаточных знаний;

— выработать у них профессиональные навыки и умения;

— сформировать необходимые моральные и служебно значимые качества;

— развить интеллектуальные и физические силы;

— психологически подготовить к будущей профессиональной деятельности.

И у иностранного языка есть свои неиспользованные ресурсы, реализация которых может дополнить и расширить, развить и научить многим профессионально значимым методам и приемам работы. Это, прежде всего, использование принципов когнитивной методики и специального страноведения.

Всякое обучение преследует две цели: научиться чему-то, узнать что-то/о чем-то и уметь полученные знания применять практически. По мнению И.И. Халеевой, овладеть суммой знаний о картине мира — значит, выйти на когнитивный (те-заурусный) уровень языковой личности11. Аксиомой стал вывод о том, что общение на иностранном языке есть акт межкультурной коммуникации, которая возможна при условии развития коммуникативной компетенции. Только межкультурная компетенция в ее взаимосвязи с коммуникативной компетенцией может выступить в качестве одного из показателей сформированности вторичной языковой личности. Такое утверждение основывается на положении о том, что межкультурная компетенция связана с осмыслением картины мира иной социокультуры, познанием смысловых ориентиров другого лингвосоциума, умением видеть сходства и различия между общающимися культурами и применять их в контексте межкуль-турного общения. Познание другого языка — это познание другой культуры, другой системы ценностей, другого образа жизни и мышления. Проникновение в чужой мир, чужую культуру — сложный и многоступенчатый процесс, которому надо учиться. И постижение новой культуры начинается с формирования у слушателей внутреннего переживания социокультурных образов.

В практической плоскости когнитивный аспект обучения иностранным языкам связан с развитием у обучаемых способности гибкого использования различных видов информации, умением эффективно конструировать ментальные представления дажев том случае, если интерпретируемая информация неполна. Для потребностей практической деятельности выпускников здесь очень существенно то, что на занятиях по иностранному языку усваивается и на языковых ситуациях-симуляциях отрабатывается мысль: понимание не есть пассивное конструирование репрезентации (представления) некоего языкового образа, а часть интерактивного процесса, в котором человек, воспринимающий тот или иной социокультурный феномен, активно интерпретирует его. При этом стратегический анализ воспринимаемого или порождаемого текста зависит не только от текстуальных характеристик, но и от характеристиксамо-го обучающегося, его целей и знаний о мире. Так возникает еще одно важное понятие — «экзис-тенционапьнаякомпетенция». Его значение прекрасно раскрыл Дж. Лакофф: «...наша концептуальная система зависит от нашего физического и культурного опыта и непосредственно связана с ними»12. Другими словами, это то, что еще назы-

вается пресуппозицией или фоновыми знаниями, background knowledge.

Сильной стороной когнитивного подходакобу-чению иностранному языку является его возможность измерить глубину знаний обучающихся не только преподавателем, но и обучающимися, что позволяет им корректировать свою речь. Для изучения и представления знаний используются различные структуры знаний, например, фреймы. Фреймы — это глубинные инварианты определенных фрагментов знаний, определенные средства организации опыта и инструменты познания.

Исходя из целевого подхода к подготовке востребованных государством специалистов, мы предлагаем разделить данное понятие на два типа. Общая пресуппозиция предполагает знание обучаемыми как членами своего общества о событи-яхв мире, определенных деятеляхбизнеса и культуры. Это знания самого широкого наполнения как отражение общего культурного уровня, как показатель общей осведомленности, результат активного внимания, развитости воображения, начитанности и многого другого у каждого обучаемого. Второй тип — специальная пресуппозиция — знание своей профессии, тех конкретных областей знания, которые его интересуют прежде всего и входят в его профессиональные знания. Информацию первого типа дают материалы широкого страноведческого характера: об истории и географии, культуре и спорте, о театре и кино и др. Более узкую, специфическую информацию об организации власти в стране, об органах правопорядка, о проблемахпреступности вообще и видах эко-номическихпреступлений в частности, методах их раскрытия предоставляет специальное страноведение.

Независимо от того, о каком типе знаний идет речь: о знаниях общего характера, представляющих общечеловеческий интерес, или профессионально окрашенных знаниях, они могут быть индивидуальными, то есть известными отдельному индивиду, или коллективными, известными широкому кругу людей. Из этого вытекают два вывода: в определенной степени разделение знаний на два типа довольно условное; нас же интересует прежде всего коллективное знание, которое известно широкому кругу людей как внутри одной профессии, так и за ее пределами. Польза от максимального наполнения обоих типов знаний очевидна: чем больше у коммуникантов окажется точек со-

прикосновения, общего тезауруса, тем легче им понять друг друга. У одного коммуниканта возникает потребность в выяснении непонятного, неизвестного, а у его партнера — обязанность объяснить, прокомментировать, подобрать наиболее оптимальные методы и приемы интерпретации. Так в учебных условиях происходит имитация реальных жизненных ситуаций общения, которая готовит выпускников к профессиональному сотрудничеству со своими зарубежными коллегами.

Примечания

1. См.: ЛеонтьевА.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1977. — С. 12—13.

2. См., например: Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975. — С. 45.

3. См.: Биочинский И.В. Психология и педагогика профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях МВД России: Учебное пособие: В 2 ч. — Н. Новгород, 2001. — Ч. 1. — С. 20—21.

4. См.: Димитров А.В. Введение в юридическую психологию. — М., 2003. — С. 45—46.

5. Военная педагогика и психология. — М., 1986. — С. 145.

6. Биочинский И.В. Психология и педагогика профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях МВД России: Учебное пособие: В 2 ч. — Н. Новгород, 2005. — Ч. 2. — С. 112.

7. ПлатоновК.К. О системе психологии. — М., 1972. — С. 123.

8. См.: Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления // Психология как объективная наука. Избранные психологические труды. — М.; Воронеж, 1998. — С. 34—35.

9. См.: Барабанщиков А.В. Методика исследования проблем военной психологии и педагогики / А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, Н.Н. Конюхов. — М., 1987. — С. 78.

10. См.: Психология и педагогика высшей военной школы. — М., 1989. — С. 103.

11. См.: Халеева И.И. «ЛИНГВАУНИ» — вклад в культуру мира // Лингвауни: Третья Международная конференция ЮНЕСКО. — М., 2000. — С. 29.

12. Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов // Новое в зарубежной лингвистике. — М., 1988. — Вып. 23. — С. 48.

2,

со

со

к

0

1 I

Ъ

й-

о

0

1 § I

Ю

о

3

со

с

О)

LO

О

2

S

Е

о

Ю

ъ

Q.

(5

о

0

1 -о с;

S

§

ъ

I

р.

55

со

0

1 Q. S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.