Научная статья на тему 'Значение коммуникативной культуры в профессиональной деятельности сотрудника милиции'

Значение коммуникативной культуры в профессиональной деятельности сотрудника милиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романюк В. С.

The article reveals the meaning of communicative culture of the professional activity of law-enforcement experts expressed in ability of communication with wide public relation of different age categories, with people of different professions, who are in charge of different law positions. There are also pedagogical aspects of forming communicative culture of law enforcement experts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение коммуникативной культуры в профессиональной деятельности сотрудника милиции»

могут успешно применяться не только на занятиях по иностранному языку, но и истории, обществознании, экономики и других гуманитарных дисциплин по соответствующим каждой дисциплине темам.

Литература:

1. Ибрагимов, Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании / Г. И. Ибра-

гимов // Научные основы формирования компетентного специалиста в системе непрерывного профессионального образования: материалы всероссийской научн. практ. конф. - Казань: КСЮИ, 2003. - с.11-17.

2. Примерная программа по дисциплине иностранный язык (Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования) // Вестник. - 1996. - №7-8. - с.3-4.

ЗНАЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЕ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА

МИЛИЦИИ

В.С.Романюк, начальник кабинета спецдисциплин кафедры тактико-специальной и огневой подготовки КЮИ МВД РФ, соискатель ИПП ПО РАО

Характерной особенностью профессиональной деятельности сотрудника милиции является широкая коммуникативность, выраженная в способности общения с широкой по своему диапазону средой: с представителями различных возрастных категорий, с людьми различных профессий, занимающих различное правовое положение. Это требует знания психологии человека вообще и психологических основ общения в частности. Понять процесс человеческого общения - это значит понять, как люди относятся друг к другу и как изменяется их деятельность, когда они вступают во взаимодействие.

Как известно содержание общения сводится к рассмотрению того, на что именно в психике другого мы воздействуем: на внимание, на восприятие информации, на формирование умений, на убеждения и др.

При этом огромную роль в коммуникативном процессе играет тот факт, насколь-

ко сотрудник владеет определенными элементами культуры (в данном случае мы говорим о коммуникативной культуре).

Культура определяет стиль мышления и поведения человека, она охватывает все стороны человеческой жизни, любой вид человеческой деятельности.

Важнейшим показателем культуры сотрудника милиции, критерием ее выраженности, выступает его общение с коллегами, друзьями, родственниками, знакомыми и незнакомыми людьми.

В литературе культуру общения рассматривают по-разному: сводят ее к нормам, правилам поведения, отождествляют с этикетом и его нормами, считают культуру поведения проявлением культуры общения и т.д. Но общение - более глубокий процесс, и в известном смысле начинается тогда, когда общающиеся отказываются от стандартных форм поведения и обращаются друг к другу как к личности, индивидуальности. Общение не поддается нормированию и выступает, во многом,

как самореализующаяся система, где культура общения выступает как культура чувств и мыслей, совокупность способностей, умений, навыков общения и его форм.

Можно выделить несколько аспектов уровня культуры общения: социально-психологический (управление деловыми отношениями); производственный (развитие производственных отношений), творческий (развитие атмосферы творческого соревнования и сотрудничества) и культурный (культурное развитие коллектива, рост культурного уровня специалиста) [1].

Существует также позиция, авторы которой определяют культуру общения как набор определенных умений: умение личности вести процесс общения, умение слушать, умение вступать в контакт, умение выражать свои мысли, умение воздействовать на других и учиться у них самому.

Следовательно, культура общения, культура коммуникативной деятельности сотрудника милиции может рассматриваться как освоение коммуникативного, интегративного и перцептивного аспектов общения и владение системой, соответствующей этим аспектам коммуникативных умений. Необходимо отметить, что данное определение раскрывает одну, своего рода «технологическую», сторону культуры общения, не затрагивая более глубокие сферы человека, связанные с его внутренним миром, его психологией и т. д.

Коммуникативность сотрудника - черта, необходимая для правильной организации производства различных следственных действий, оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, где культуру общения можно представить как систему, состоящую из трех компонентов: 1) познавательного, 2) эмоционального, 3) поведенческого [3].

Познавательный компонент включает в

себя представления о составных частях и характеристиках, раскрывающих сущность культуры общения, общий интеллектуальный уровень, знания о способах и формах, специфических навыках общения, об общепринятых правилах и нормах поведения при взаимоотношении между людьми.

Эмоциональный компонент включает эмоционально-психологические характеристики личности, проявляющиеся в чувствах, убеждениях, аффектах, оценочных суждениях (положительных и отрицательных).

Поведенческий компонент включает в себя эмоционально-психологические проявления в действиях, поступках, общении с людьми.

Это триединство позволит сотруднику выйти на характеристику уровней сфор-мированности коммуникативных умений.

Отличительной чертой коммуникативности сотрудника ОВД является необходимость перевоплощения. Это объясняется важностью установления психологического контакта со всеми лицами, попадающими в сферу его интересов.

В профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел коммуникативность неразрывно связана с познавательной, конструктивной и организаторской деятельностью. В реальной деятельности сотрудников каждый из этих структурных компонентов не встречается в чистом виде: все они функционируют в органическом единстве.

Трудно переоценить значение познавательной деятельность для всей деятельности сотрудника милиции. Чтобы решать задачи борьбы с преступностью, познавательная деятельность сотрудника должна обеспечить установление фактов, обстоятельств, причинных зависимостей, относящихся как к событиям настоящего, про-

шлого, так и будущего времени. Например, на сборе, анализе, обобщении информации по выявлению лиц, представляющих оперативный интерес, и предвосхищении их незаконных действий в будущем зиждется вся работа по предотвращению преступлений, а также работа по раскрытию совершенных преступлений.

Учитывая сложность, многоплановость, разнообразие задач, решаемых сотрудником, недостаточность, а зачастую противоречивость их условий, изменчивость исходных данных, наличие элементов внезапности и т.п., можно с полным основанием отнести познавательную деятельность сотрудника к разряду творческих, а основной формой обеспечения познания в ней назвать практическое творческое мышление.

Под конструктивной деятельностью понимается мыслительная деятельность, направленная на планирование действий по раскрытию, расследованию, предупреждению преступлений, розыску скрывшихся преступников и т.д. Если при реализации познавательной деятельности мышление стремится, в основном, дать ответ на вопросы, что еще неизвестно, что нужно дополнительно обнаружить, найти для решения конкретной задачи, то в конструктивной деятельности осуществляется планирование самих этапов познавательной деятельности, т.е. в ней дается ответ на вопрос, в какой последовательности мы будем искать неизвестное. Иными словами, поисковая и конструктивная деятельности сотрудника есть две стороны единого процесса мышления, характеризующие разные его этапы.

Организаторская деятельность имеет своей целью обеспечение оптимальных условий для осуществления всех остальных видов профессиональной деятельности сотрудника. Ее содержанием является

управление процессами раскрытия, расследования, предупреждения преступлений, что проявляется в оперативном руководстве, учете и контроле, поддержании взаимодействия между участниками этих процессов. Она состоит как из передачи и обмена информацией, так и организации действий других лиц, которые должны по роду своих обязанностей выполнять указания сотрудника.

Коммуникативная деятельность сотрудника ОВД заключается в получении необходимой информации посредством общения, т.е. непосредственного речевого контакта с окружающими в целях решения практических оперативно-служебных задач. Чтобы оказывать влияние на людей в процессе общения, в личности сотрудника должны гармонически сочетаться достаточно высокий интеллект и эрудиция с сильной волей, а также комплексом личных свойств, определяющих его человеческую привлекательность.

Важным составным компонентом профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел, во многом определяющим успешность реализации возложенных на них функций, являются навыки профессионального общения, умение устанавливать психологический контакт с гражданами при решении оперативно-служебных задач.

Установление психологического контакта есть целенаправленная, планируемая деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижения его целей.

Психологический контакт, устанавливаемый сотрудниками с гражданами в ходе решения оперативно-служебных задач, выступает важным параметром оперативно-служебной деятельности и существенно отличен от психологических контактов, устанавливаемых между людьми в обы-

денной жизни. Главное же его отличие, отмеченное в ряде нормативных документов МВД, состоит в том, что успешное достижение психологического контакта сотрудниками органов внутренних дел неразрывно связано в конечном итоге с получением значимой информации и изменением линии поведения граждан в диапазоне от противодействия к содействию и сотрудничеству.

Установить контакт - это значит оптимально облегчить последующий процесс общения. Понятие контакта определяется наличием желания субъекта вступить в общение, его готовностью, способностью воспринимать, перерабатывать информацию, поступающую в процессе общения, обменом доверительной информацией.

В установлении психологического контакта можно выделить несколько этапов, которые включают в себя часть общего процесса развития общения: 1. Прогнозирование предстоящего общения. Для оптимального достижения целей при установлении психологического контакта весьма целесообразно иметь предварительный план действий, спрогнозировать предстоящее общение. Для этого необходимо иметь в наличии предварительные данные о личности, с которой предстоит общаться, располагать сведениями о коммуникативных свойствах.

Существуют психические свойства личности, которые облегчают установление с ней контакта. На наш взгляд, это -откровенность, любознательность, общительность, вежливость, тактичность.

Наряду с этим существуют свойства личности, которые затрудняют установление контакта: повышенная раздражительность, вспыльчивость, агрессивность, подозрительность, скрытность, озлобленность и т.д.

Наличие каких-либо из перечисленных свойств всегда должно учитываться при прогнозировании общения.

2. Создание внешних условий, облегчающих установление контакта. В каждом конкретном случае внешние условия должны идеально соответствовать той социальной роли, которую необходимо проявить в процессе общения. Ничто не должно мешать общению, отвлекать вашего собеседника. Обстановка должна располагать к доверительной беседе.

3. Проявление внешних коммуникативных качеств и накопление согласия. Улыбка, радушие в облике, жестах, мимике располагают собеседника к вам. У него невольно вызываются также положительные эмоции, что имеет значение для процесса установления психологического контакта. Как уже отмечалось выше, сотруднику милиции в процессе общения с гражданами очень часто приходится преодолевать психологические барьеры в общении. С этой целью необходимо накопление согласия с собеседником на первоначальном этапе общения. Здесь не имеет значения то, по поводу чего достигнуто согласие - важно количество согласий. Нужно уметь так ставить вопрос, чтобы человек не мог не согласиться с вами. Например: «Вам неприятно, что вас вызвали на допрос?», «Вы, конечно, будете говорить правду?» и т.п.

4. Поиск общих и нейтральных интересов. На начальной стадии общения важно расположить человека к себе, найти общий язык с ним. Решению этой цели помогает выявления общих и, в то же время, нейтральных интересов (это может быть хобби: коллекционирование марок, монет, книг; увлечения: спортом, туризмом и т.п.). Общие интересы и их поиск всегда вызывают положительные эмоции, и инициатор контакта в данном случае является источ-

ником этих эмоций. Само по себе общение по интересу сближает собеседников, создает группу («мы - охотники», «мы - болельщики одной команды» и т.п.). Нейтральные интересы всегда к тому же снижают различие в интересе и статусе [2].

5. Действия по ликвидации помех в общении. При развитии психологического контакта с человеком необходимо обращать внимание и предпринимать необходимые меры по ликвидации помех в общении, к которым можно отнести отрицательное отношение к предстоящему общению; наличие психических состояний, затрудняющих, делающих невозможным развитие общения; вмешательство посторонних лиц и т.п. Снятие всех помех - обязательный этап установления психологического контакта.

6. Индивидуальное воздействие. Завершать установление психологического контакта сотрудник должен индивидуальным воздействием на личность собеседника, которого он к тому же ждет. Цель этого воздействия - получение от него доверительной информации. При этом могут вырабатываться какие-то общие нормы доверительных отношений на будущее.

По нашим наблюдениям, большое значение для профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел (в особенности для сотрудников оперативных подразделений, следователей) имеют их ролевые умения - способность перевоплощаться при решении ряда важных оперативно-служебных задач. От этих умений зависит не только конечный результат деятельности сотрудника, но, зачастую, и его личная безопасность.

Под профессионально-ролевым поведением сотрудников органов внутренних дел мы понимаем поведение, в котором регулируется внешний вид человека, маскируются его истинные внутренние со-

стояния, создающие у окружающих определенные, нужные для сотрудника представления.

Особое значение для реализации ролевого поведения оперативного работника имеет умелое применение речевых и неречевых средств, что имеет большое значение для обеспечения тактического превосходства над противником.

Даже беглый обзор основных психологических особенностей и структурных элементов профессиональной деятельности сотрудника показывает, насколько сложна и многогранна его деятельность. Она предъявляет к нему множество различных требований, среди которых одно из самых важных - обладание развитыми профессионально значимыми качествами личности.

Как известно, данные качества не присущи человеку изначально. Их формирование и развитие - длительный и напряженный процесс, но это является необходимым условием профессионального становления сотрудника органов внутренних дел. Однако, как показало наше исследование, отсутствие или недостаточное развитие этих качеств личности сотрудника препятствуют нормальному осуществлению им своих функциональных обязанностей, порождают ошибки в его деятельности, вызывают процессы профессиональной дезадаптации и профессиональной деформации личности.

Литература:

1. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие.-М.: Ось-89, 2004.

2. Волович Л.А. Управление процессом развития творческой активности. - Казань: ИССО РАО, 2001.

3. Афанасьева Г.П. Общение как основа формирования способностей студентов к педагогической деятельности (на примере подготовки

инженер. - преподават.кадров): дисс. канд.пед.наук/ Г.П. Афанасьева.- М.,1985.-184с.

4. Архипова М.П. Коррекция культурных ориентаций студента средней профессиональной школы в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Автореф. .к. п. н. - Казань.: ИСПО РАО,1999.-18с.

5. Биочинский И.В. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки специалистов в вузах МВД РФ.- Казань:,1999.-12с.

6. Волович Л.А., Мухаметзянова Г.В., Тихонова А.П. Интеграция государственной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе. Теоретико-методологические подходы: - Казань: ИССО РАО, 1997.-104с.

7. Дрейшев Б.В. Проблемы подготовки юри-

дических кадров в новых условиях. С П б.: государственный университет, 2001.- 107с.

8. Колодкин A.M., Фатула A.B. Организация работы с кадрами в органах внутренних дел: Учебное пособие. M.: Университет МВД РФ. 2005.-Ст.94.

9. Коротков Э.Н. Развитие творческого мышления офицеров в процессе обучения.-М.:ВПА,1988.- 96с.

10. Мухаметзянова Г.В. Подготовка юристов для МВД в новых условиях // Профессиональное образование: Казанский педагогический журнал. - 1996.- №4.-С.15.

11. Третьяк В.Г. Учебная активность и индивидуальные особенности обучаемых юридического института МВД: Научно-методическое пособие. - Краснодар: КЮИ МВД России, 2005.-109с.

АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ КАК

КОМПОНЕНТ ТЕОРЕТИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ЮРИСТОВ

В.П. Соколов, к. п. н., доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Ижевского филиала Академии права и управления, заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации, заслуженный юрист Удмуртской Республики

Создание благоприятных условий для развития и становления личности в целом составляет одну из главных задач современного общества, в том числе образовательной системы. Формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся, на каждом историческом этапе новых предпосылок

для духовно-нравственного совершенствования человека.

С позиций системного подхода в исследовании процесса деонтологической подготовки любой личности и юриста в частности детерминизируем его с социокультурной ситуацией в России [18, с.15]. Культура общества определяется его историческим уровнем развития, творческими силами и способностями человека, выраженными в типах и формах организации жизнедеятельности людей, в их межличностных, этических и правовых взаимоотношениях. О куль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.