Научная статья на тему 'Стремимся к речевому совершенству!»: к вопросу об организации изучения категории «Риторический идеал» в высшей школе'

Стремимся к речевому совершенству!»: к вопросу об организации изучения категории «Риторический идеал» в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
126
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стремимся к речевому совершенству!»: к вопросу об организации изучения категории «Риторический идеал» в высшей школе»

ных» и «внутренних» жанров); 3) наличие иконических компонентов, их связь с вербальной частью; 4) языковое оформление (использование цитат, устойчивых фраз-скреп, тропов и фигур).

Таким образом, методика обучения предисловиям и послесловиям как педагогическим жанрам представляет собой систему заданий, которая основана на принципе градуальности (от простого к сложного, от анализа и синтеза к творчеству).

УДК 378.147:811.161.1

М. С. Хлебникова

«СТРЕМИМСЯ К РЕЧЕВОМУ СОВЕРШЕНСТВУ!»: К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ «РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ» В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Одной из проблем современной теории и практики обучения устно-речевому общению является совершенствование речевой практики современников в аспекте категории «риторический идеал». При этом речь идет главным образом о стимулировании гармонизирующего положительно образцового коммуникативного поведения, а не о его формировании, поскольку последнее, очевидно, задача трудновыполнимая. Сегодня этот вопрос стоит особенно остро по той причине, что традиционный русский общериторический идеал, для которого были характерны диалогическая направленность, децентричность, немногословность, сдержанность, искренность* добродушие, незлобивость, честность, скромность и другие, признаки, определяющие гармонизирующий характер речевого общения, вытеснен иным образованием, которое мы склонны называть риторическим антиидеалом, «заразительным» риторическим негативом. Сегодня в моде речевая модель поведения агрессора, манипулятора (подобные образцы в изобилии поставляет современная масс-медиа и видеокультура). Исходя из этого, можно оценить сложившуюся ситуацию как угрожающую традиционной (в лучшем смысле слова) речевой культуре и говорить о насущной необходимости возрождения русской риторической традиции. С помощью системы методических способов и средств обучения представляется возможным способствовать становлению в коммуникативном сознании современных носителей языка представления о риторическом идеале эпохи.

Что знают о риторическом идеале сегодняшние студенты, будущие учителя-словесники, те, что станут образцами риторической культуры для своих учеников? Анализ результатов проведенного нами экспериментального ис-

следования (констатирующего характера) показал, что участвующие в опросе студенты-филологи 4-5-го курсов имеют лишь общее понятие (почти исключительно на интуитивном уровне) о положительно образцовой речи (в рамках узкого представления о чертах, которые характеризуют современное эталонное речевое поведение). Большая часть студентов не видит существенных различий между риторическим эталоном (как некой универсальной категорией) и современным риторическим эталоном (как категорией, отражающей черты современной положительно образцовой речи). Кроме того, многие респонденты под риторическим идеалом понимают лишь идеал публичного ораторского выступления, а также категорию, реализующуюся только в сферах профессионального общения, никак не связанную с повседневной речевой практикой, с обиходно-бытовым общением человека. Таким образом, полученные данные свидетельствуют, на наш взгляд, о том, что категория «риторический идеал» не сформирована в коммуникативном сознании большинства участвующих в анкетировании студентов, а это, в свою очередь, подчеркивает актуальность разного рода методик, направленных на становление и совершенствование в коммуникативном сознании современных носителей языка и речи категории «риторический идеал», а также стимулирования положительно образцового речевого поведения в реальной коммуникативной практике.

По традиции, сложившейся в отечественной теории и методике обучения русскому языку, основным средством формирования связной речи являются прозаические образцы из художественной, публицистической, научной литературы. В то же время в аспекте заявленной проблемы вызывают интерес, на наш взгляд, возможности другого рода искусства слова -драматургического, чья специфика держится на имитации живого поведения человека, прежде всего речевого. Современная драматургия, на наш взгляд, предоставляет новые возможности для изучения и совершенствования речевого поведения: создает видимость реального разыгрывания жизни персонажами. Драматургические диалоги, речевые модели поведения, личностные парадигмы, воссозданные драматургом и персонажами, могут выступать как средство изучения, становления и совершенствования в коммуникативном сознании современников представления об определенных риторических парадигмах и типах поведения. Единицей анализа драматургического диалога (дискурса) в нашем случае выступает коммуникативный эпизод (диалогический блок (цепь)) и его коммуникативные единицы (трансакции), называемые диалогическими единствами. Диалогические единства в свою очередь представляют структурно и семантически взаимосвязанные реплики говорящего и слушающего (коммуникативные акты).

Таким образом, на наш взгляд, современный драматургический диалог (дискурс) в совокупности составляющих его элементов потенциально может быть перспективным лингводидактическим средством

совершенствования речевых моделей поведения современников, формирования представления (пусть и в большой степени условного) о риторическом идеале эпохи. Работа с диалогом (анализ, редактирование, последующее разыгрывание ситуаций) позволяет воспринять (и перенять), прожить речевой опыт современников-персонажей. Последнее, в свою очередь, создает условия для отбора оптимальных способов, речеповеденческих тактик, средств общения из ряда возможных, освоенных в результате работы с драматургическим материалом, помогает найти именно те из них, которые в наибольшей степени соответствуют конкретной реальной речевой ситуации.

Дидактическую базу обучения составляют: фрагменты драматургичес-ких произведений (пьесы М. Арбатовой, Е. Гришковца, К. Драгунской, А. Казанцева, С. Михалкова, О. Мухиной, Н. Птушкиной, Э. Радзинского, Л. Разумовской, М. Угарова, А. Чайки и др.); киносценариев (Г. Полонский и др.); кинофильмов («Доживем до понедельника» реж. С. Ростоцкого, «Дорогая Елена Сергеевна» реж. Э. Рязанова, «Первокурсница» реж. Ю. Рогозина и др.), телевизионных сериалов («Простые истины» реж. Е. Старкова и др.), киножурналов (детский юмористический журнал «Ералаш»); образцы коммуникативных ситуаций из педагогических и риторических источников, иллюстрирующие вербальные и невербальные средства речевого воздействия. При отборе дидактического материала учитывается его методическая целесообразность, характер типичных речевых ситуаций с точки зрения доступности и понятности их содержания, уместности, спонтанности, этичности, эффективности (результативности), особенностей протекания, яркости и наглядности демонстрируемых коммуникативных моделей, разнообразия способов и средств речевого общения. При отборе собственно драматургического материала следует руководствоваться следующими критериями: поэтика пьесы должна отвечать реалистической традиции; источник должен представлять актуальную социокультурную и художественную ценность (как реализующееся катарсическое начало), отвечать цели трансформации взглядов читателей-зрителей (побудить задуматься о том, почему то, что ранее считалось ненормальным, теперь популярно, модно и массово тиражируется)2. Эти средства обучения направлены на то, чтобы помочь студентам-филологам определить характер современного риторического эталона, способы его реализации в речи, а также способствуют формированию коммуникативных умений, связанных с реализацией в речевом поведении тех или иных риторических моделей.

Мы разработали вариант совершенствования речевого поведения студентов-филологов в аспекте категории «риторический идеал». Обу-

2 Работая с современной драматургической литературой, мы отдаем себе отчет в том, что на данном этапе ее развития представляется очень сложным определить соответствующий литературный статус и авторитетно говорить о художественной ценности данных текстов на том основании, что это литература сегодняшнего дня.

чение проводится на занятиях по курсу «Культура речи. Риторика» и «Риторика (специализация)» на основе предшествующей общей системы обучения современному русскому литературному языку, литературе, культуре речи и риторике, теории и методике преподавания учебных дисциплин по профилю факультета русского языка и литературы, сложившейся в современной науке и вузовской практике. Общая цель занятий заключается в том, чтобы научить студентов способам и средствам гармонизирующего общения, а также сформировать готовность использовать полученные знания и освоенные коммуникативные умения в будущей профессиональной деятельности. Основным средством реализации заданной цели является современный драматургический диалог. Для достижения поставленной цели разработана система коммуникативных заданий, включающая:

- задания аналитического характера, требующие углубленного, содержательного или сопоставительного анализа нескольких образцов (позитивных и негативных) ситуаций речевого взаимодействия современников;

- задания аналитико-конструктивного характера, направленные на анализ предложенных речевых ситуаций и выполнение определенных коммуникативных действий, в результате которых создаются варианты речевого поведения коммуникантов;

- задания, предполагающие корректировку негативного коммуникативного поведения в конфликтной ситуации;

- творческие задания, которые предполагали использование приемов и средств риторически эталонного общения в условиях ролевой игры, инсценировки, а также составления таблиц, схем, отражающих специфику рассматриваемой категории.

Последовательность и место заданий разных видов в системе занятий определяется в соответствии с необходимостью постоянно актуализировать и закреплять полученные знания и ранее сформированные умения.

Апробация экспериментальной модели показала, что обучение целесообразно осуществлять в три этапа.

На первом этапе (три занятия) формируются коммуникативные умения, необходимые для выполнения эффективного риторического анализа и самоанализа речи современника, корректирования негативных речевых моделей, решения коммуникативных (речевых и риторических) задач, участия в ролевых играх и разыгрывании (инсценировании) ситуаций: умения распознавать внутренний мир собеседников, используя риторические знания о способах выражения внутреннего состояния человека в его вербальных и невербальных речевых проявлениях; ярко и оригинально выражать свои мысли и чувства, демонстрировать свою речевую индивидуальность, индивидуально-речевую манеру поведения; моделировать возможные варианты речевого общения в рамках заданной коммуникативной ситуации, выбирать различные способы и средства решения коммуникативно-речевых задач.

В рамках первых двух занятий студенты определяют понятийное содержание категории «риторический идеал» (в историографическом аспекте); указывают возможные источники изучения положительно образцового речевого поведения; определяют уместные способы и средства корректировки коммуникативного неуспеха; знакомятся с типологией идеалов в риторике (в частности с профессиональным педагогическим речевым идеалом). На третьем занятии студенты совершенствуют умение корректировать отрицательные модели речевого поведения и демонстрируют полный риторический анализ выбранного драматургического фрагмента, определяют причины речевого неуспеха коммуникантов, а также способы и средства его корректировки, затем представляют «исправленную» модель речевого взаимодействия в форме выразительно озвученного чтения или риторической игры (разыгрывание ситуации) и анализируют свою речь.

На втором этапе (одно занятие) организуется работа, связанная с изучением методов, приемов, средств совершенствования речи современных школьников в аспекте категории «риторический идеал», которая направлена на подготовку студентов к последнему этапу обучения.

На третьем этапе в ходе педагогической предметной практики студенты-практиканты самостоятельно разрабатывают и реализуют в естественных условиях урока фрагмент методики совершенствования речевого поведения современника в аспекте категории «риторический идеал».

Таким образом, предложенная апробированная система занятий, на наш взгляд, стимулирует рефлексию студентов над своим речевым поведением, риторический самоанализ, позволяет совершенствовать коммуникативную культуру, обращает особое внимание на этическую сторону современной речедеятельности, одним из главных законов которой выступает тезис «Не навреди!..» неумелым обращением с языком, неосторожным словом, взглядом, необдуманным речевым поступком.

УДК 372.016:811

Л. П. Гадзаова

ИДЕЯ ПОЛЕЗНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННОДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ПОДХОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Поскольку у каждого человека в его многочисленных социальных функциях представление о достигнутом результате будет индивидуальным, целью формирования нравственных ценностей обучения иностранным язы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.